Арест имущества налоговыми органами

Самая важная информация по теме: "Арест имущества налоговыми органами" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Арест имущества налогоплательщика

Арест имущества юридического лица является крайней мерой взыскания кредитных и налоговых долговых выплат. О том, в каких случаях может быть произведен арест имущества налогоплательщика, какие для этого применяются основания и какими статьями закона регулируется порядок действий при наложении ареста на имущество организации, мы расскажем в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

  • наименование налогового органа и ФИО должностного лица, которое вынесло постановление;
  • номер и дата вынесения постановления;
  • наименование, ФИО и адрес налогоплательщика (или налогового агента);
  • сумма налоговой недоимки и иных платежей в государственные фонды, размер которой будет являться основой для ареста части имущества;
  • наименование законодательного акта, которым устанавливается порядок уплаты налогов;
  • перечень арестованного имущества;
  • вид ареста имущества налогоплательщика.

Постановление должно быть подписано должностным лицом, санкционирующим данное решение, и заверено гербовой печатью налогового органа. Арест имущества должника – организации оформляется в письменной форме протоколом, в котором должно быть максимально подробно описано все имущество, подлежащее аресту, в частности: количество предметов, их индивидуальные признаки, степень износа, оценочная стоимость, а также указывается место хранения арестованного имущества. В соответствии с п. 9 ст. 77 НК РФ непосредственно перед арестом должнику-налогоплательщику должно быть предъявлено решение о наложении ареста, санкция прокурора и документы, которыми удостоверяются полномочия органов. Арест имущества организации осуществляется в присутствии понятых, физических лиц, незаинтересованных в исходе данного дела. В постановлении об аресте должно быть предусмотрено предупреждение налогоплательщика-должника о том, что он несет уголовную ответственность за нарушение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом. В соответствии с п. 2 ст. 77 НК РФ арест имущества налогоплательщика может быть двух видов:

  • полный, когда собственник теряет право распоряжаться арестованным имуществом;
  • частичный, когда за собственником сохраняется право распоряжения имуществом под контролем соответствующих органов.

В случае наложения частичного ареста на имущество в Постановлении должна быть отмечена обязанность обращения должника-налогоплательщика в соответствующий налоговый орган за получением официального разрешения на отчуждение имущества, в том числе, по договору залога или аренды.

Совершение любых сделок по отчуждению или передаче частично арестованного имущества третьим лицам без разрешения налогового или таможенного органа считается ничтожным.

Аресту подлежит только та часть имущества, балансовая стоимость которого равна сумме неуплаченного налога или иной выплаты в бюджетные фонды страны. В случае невозможности определения балансовой стоимости имущества, его оценка осуществляется должностным лицом, которое налагает непосредственно арест на основании мнения специалиста уполномоченной организации.

Отмена решения об аресте имущества налогоплательщика

Отмена решения об аресте имущества организации производится в случае уплаты должником-налогоплательщиком суммы долга в полном объеме в течение одного дня, следующего за днем получения налоговым органом соответствующих финансовых документов (п. 3 ст. 44 НК РФ).

Поэтапное погашение задолженности не предполагает возможности частичного снятия ареста с имущества.

Решение об отмене ареста имущества оформляется соответствующим постановлением с уведомлением об этом налогоплательщика в течение 5 рабочих дней и органа прокуратуры, выдавшего санкцию на арест имущества, в течение 3 рабочих дней. Арест с имущества организации может быть снят на следующих основаниях:

  • решением должностного лица налогового или таможенного органа;
  • решением вышестоящего налогового органа;
  • решением судебного органа ли арбитражного суда.

Постановление об отмене ареста имущества должника включает в себя следующие пункты:

  • наименование налогового органа и ФИО должностного лица, которое вынесло постановление об отмене ареста;
  • номер постановления и дата принятия решения о наложении ареста на имущество;
  • основания для вынесения данного постановления;
  • полный перечень арестованного имущества;
  • дата вынесения постановления об отмене ареста.

Документ подписывает руководитель соответствующего налогового органа и заверяет гербовой печатью организации.

Источник: http://pravovedus.ru/practical-law/civil/arest-imushhestva-nalogoplatelshhika/

Бухучет инфо

НК РФ Статья 77. Арест имущества

16.02.18 00:07
    Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
    (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

Читайте так же:  Перевод долга между юридическими лицами трехсторонний
  • Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.
    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
  • Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.
    (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
  • Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.
    (абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

  • Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.
    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
  • Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.
    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
  • Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.
    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

  • Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
  • Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.
    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
  • При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.
  • Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).
    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

  • Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
  • Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.
    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
  • 12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.
    (п. 12.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

    Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.
    (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

    Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.
    (в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

    Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.
    (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

  • Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора, плательщика страховых взносов — организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
    (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
  • Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

    (п. 15 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    Источник: http://buhuchet-info.ru/nkrf/section4/64-glava—sposobi-o/1115-statya-arest-im.html

    Налоговая инспекция арестовывает имущество

    Немного осталось компаний, которые не сталкивались с блокировкой счетов налоговыми органами. Более экзотичен другой способ обеспечить исполнение организацией своих налоговых обязательств – арест ее имущества. Сегодня мы поговорим о порядке применения этой меры, нарушениях, которые допускаются при этом, и практике оспаривания незаконных арестов

    Налоговый, а также таможенный органы вправе арестовать имущество организации для того, чтобы обеспечить исполнение решения о взыскании недоимки, пеней и штрафов (ст. 77 НК РФ).

    Аналогичное право есть у налоговиков и в отношении имущества налоговых агентов, плательщиков сборов. Необходимым условием для наложения ареста является санкция прокурора, который надзирает за налоговым органом (п. 6 методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3- 29/404). Если арест не был одобрен прокурором, он незаконен (Пост. ФАС УО от 22.07.2004 № Ф09-2878/04АК). Незаконным признают и тот арест, который санкционирован прокурором, не уполномоченным на надзор за соответствующей инспекцией (Пост. ФАС ПО от 06.04.2004 № А55-7575/03-5).

    Арест — это ограничение права собственности компании на определенные активы. Арест может быть полным и частичным. При первом варианте ареста распоряжение имуществом исключается, при втором — оно (как и владение, пользование активом) возможно с разрешения и под контролем инспекции.

    Нарушение запрета на распоряжение арестованным имуществом влечет за собой вполне определенные последствия — сделка с активом будет ничтожной (Определение ВАС РФ от 18.06.2007 № 7260/07; Пост. ФАС ВСО от 27.02.2007 № А33-10264/2006-Ф02-609/2007-С2), а налогоплательщик уплатит штраф в размере 10 000 рублей (ст. 125 НК РФ).

    В связи с этим арест может быть весьма полезной мерой противодействия недобросовестным фирмам. Но проблема в том, что он нередко применяется к компаниям без законных на то оснований. Например, несколько лет назад МНС России проверило своих подчиненных в одном из регионов и подвело неутешительный итог: каждый шестой арест накладывался необоснованно (письмо МНС России от 11.02.2004 № БГ-6-12/[email protected]).

    Имущество фирмы может попасть под арест, если она в установленные сроки не уплатила налог, пени и штрафы (О том, как избежать штрафа по уточненной декларации читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 8, 2008), а у налоговых органов при этом есть достаточные основания полагать, что компания предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество.

    Читайте так же:  Цель устройства на работу пример

    Закон не уточняет, какие обстоятельства позволяют подозревать компанию в попытке уклониться от расчета с бюджетом. Между тем согласно пункту 3 рекомендаций (методические рекомендации, утв. приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404) достаточные основания для подозрений должны возникнуть, например, в следующих ситуациях:

    — на балансе фирмы числится движимое имущество (в т. ч. ценные бумаги), денег от реализации которого достаточно для погашения суммы неуплаченного налога более чем на 25 процентов;

    — на балансе имеется дебиторская задолженность, возможная к взысканию, однако компания не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

    — если размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени) превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества компании;

    — налоговая инспекция получила от органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников информацию, которая свидетельствует о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц компании скрыться;

    — если анализ деятельности фирмы, проведенный налоговиками, позволяет сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога (систематическом уклонении компании от явки в налоговый орган, срочной распродаже имущества или переоформлении имущества на подставных лиц, участии посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулировании средств организации на счетах других юридических лиц).

    В рекомендациях подчеркивается, что постановление об аресте имущества может быть вынесено при наличии хотя бы одного подозрительного обстоятельства. При этом арест может быть признан незаконным, если у инспекции нет доказательств, подтверждающих намерение фирмы скрыть свое имущество, а у ее руководства — скрыться. Аналогично, если основания для ареста не указаны в постановлении о его наложении (Пост. ФАС УО от 16.06.2008 № Ф09-4181/08-С3, от 27.12.2006 № Ф09-10787/06-С7).

    Не всегда соглашаются арбитры и с авторами рекомендаций. Так, в одном из дел суд (Пост. ФАС ЗСО от 07.11.2007 № Ф04-7748/2007(39920-А27-34)) указал, что факт наличия у налогоплательщика движимого имущества (в т. ч. ценных бумаг), денег от реализации которого достаточно для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога, само по себе не свидетельствует о намерении общества скрыть свое имущество и не платить налоги. Поэтому ИФНС не должна была ограничивать права компании в отношении ее имущества.

    Рассмотрим одно из судебных решений. В нем судьи согласились с инспекторами, что постоянный рост дебиторской задолженности наряду с непринятием мер по ее взысканию свидетельствует о возможном сокрытии компанией имущества от взыскания. Это подтверждает также открытие самарской компанией счетов во Владивостоке — при том, что налоговый орган был уведомлен об открытии счета (Об учете расходов на открытие счетов читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 10, 2008) уже после его закрытия (Пост. ФАС ПО от 04.12.2007 № А55-8742/07).

    Разумеется, одно только «сомнительное поведение» организации еще не повод арестовывать ее имущество. Арест — мера обеспечительная, и она должна гарантировать уплату конкретных недоимок. Причем недоимок, не погашенных добровольно и взыскиваемых за счет иного имущества компании, а не денежных средств на ее счетах (п. 3 ст. 77 НК РФ).

    В связи с этим, прежде чем имущество попадет под арест, должно быть принято решение о взыскании недоимки за счет иного имущества фирмы в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса. Если такое решение на момент наложения ареста не принято, то арест незаконен (Пост. ФАС ЗСО от 22.04.2008 № Ф04-2548/2008(3979-А67-23)). Решение о взыскании налога за счет иного имущества должно приниматься только при невозможности взыскания недоимки за счет средств на счетах (п. 7 ст. 46 НК РФ).

    Итак, основные предпосылки для признания ареста законным — его обоснованность и применение в рамках взыскания недоимки по статье 47 Налогового кодекса. Однако существует и ряд иных правил, которые инспекторы также должны соблюдать.

    Аресту подлежит имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ).

    Нарушение этого правила послужит основанием для признания ареста незаконным. В одном из дел инспекция арестовала дебиторскую заложенность компании на сумму 3 194 876 рублей. Налоговая недоимка была на 4000 рублей меньше. Однако суд счел, что и этой суммы достаточно для признания незаконности ареста (Пост. ФАС УО от 16.06.2008 № Ф09-4181/08-С3).

    Приходите с понятыми, составляйте протокол

    Перед арестом имущества фирмы должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить постановление о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. Постановление о наложении ареста выносит руководитель инспекции или его заместитель. Все это должно происходить в светлое время суток, а ночью — лишь в случаях, не требующих отлагательства (п. 8 ст. 77 НК РФ).

    Арест имущества производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать компании или ее представителю в присутствии при аресте имущества. Непривлечение понятых может повлечь за собой признание ареста незаконным (Пост. ФАС УО от 22.07.2004 № Ф09-2878/04АК).

    При проведении ареста составляется протокол. В нем либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику (его представителю).

    Случается, что в опись попадает имущество, принадлежащее не налогоплательщику, а иным лицам. В такой ситуации собственник арестованного имущества может потребовать признания ареста незаконным (Пост. ФАС ВСО от 02.07.2004 № А33-4331/02-С3-Ф02-2356/04-С1) либо освобождения его активов из-под ареста (Пост. ФАС УО от 05.12.2005 № Ф09-5489/05-С7).

    Руководитель налоговой инспекции или его заместитель, который вынес постановление о наложении ареста, определяет место, где должно находиться арестованное имущество. Для обеспечения сохранности таких объектов их могут передать на ответственное хранение третьему лицу. В одном из споров арбитры признали правомерной передачу активов налогоплательщика на хранение в поселковую администрацию (Пост. ФАС УО от 09.09.2002 № Ф09-1872/02АК).

    Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового органа в случае прекращения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Основной способ прекратить эту обязанность — уплатить недоимку. В данном случае компания вправе рассчитывать, что арест снимут не позднее дня, следующего за днем предоставления в инспекцию документов, подтверждающих уплату налога (п. 12 методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404). При за держке в снятии ареста бездействие инспекторов можно будет признать незаконным.

    Если компания не погасила недоимку, то отменить законно наложенный арест ей вряд ли удастся (Пост. ФАС ЦО от 02.04.2008 № А68-8696/06-26/8). Отметим, что досрочно решение об аресте может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом. Об основаниях для такой отмены писалось выше.

    Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-70198-nalogovaya_inspektsiya_arestovyivaet_imuschestvo

    Наложение ареста на имущество налогоплательщика

    Согласно НК РФ, при просрочке НДФЛ свыше 6 месяцев, на личное имущество граждан налагается обременение, с правом последующей реализации недвижимости на аукционе, в счет погашения задолженности перед государством.

    Читайте так же:  Орган по урегулированию коллективных трудовых споров

    В каких случаях возможен арест имущества налогоплательщика, рассмотрим подробнее в статье.

    Общие сведения

    Согласно действующему законодательству РФ, граждане обязаны ежемесячно оплачивать государственные налоги, такие как пенсионный фонд, медицинское страхование, соцзащита и др. В противном случае, должники будут привлечены к административной ответственности и штрафным взысканиям. При злостном уклонении от оплаты (просрочке платежей более полугода) на имущество налагается арест.

    Арест — это запрещающие меры распоряжения собственностью должника, по отношению к движимому или недвижимому имуществу. Такая процедура является крайним методом воздействия на гражданина и применяется только при наличии весомых на то оснований (например, если налогоплательщик намерен скрыть счета в банке). Арест проводится в соответствии с НК РФ и применяется на основании решения руководителя налогового или таможенного органа.

    Согласно статье №77 действующего законодательства, арест движимости, недвижимости и ценных вещей налогоплательщика может быть двух видов:

    1. Полный – когда должник утрачивает право распоряжения имуществом;
    2. Частичный — владелец остается собственником, однако вправе распоряжаться имуществом только под строгим контролем правоохранительных органов.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Аресту подлежит только та часть собственности, балансовая стоимость которой равна сумме неуплаченного налога или иной выплаты в бюджетные фонды страны.

    Законные основания

    Наложение обременения на имущество злостного неплательщика осуществляется с целью покрытия имеющихся долговых обязательств перед налоговой службой.

    Согласно статье №446 ГПК РФ, в перечень имущества должника, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, входит:

    • единственное жилье налогоплательщика и его семьи (за исключением ипотечной квартиры);
    • земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в первом пункте;
    • личные вещи и предметы индивидуального пользования (одежда, обувь и другие);
    • инвентарь, необходимый для работы;
    • средства транспорта и вещи, необходимые гражданину-должнику в связи с его инвалидностью;
    • призы, государственные награды.

    Основания наложения обременения могут быть следующими:

    • наличие движимой и недвижимой собственности или ценных вещей, стоимость которых составляет более 25 % суммы неоплаченного налога;
    • наличие дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не выплачивает НДФЛ в установленном законом порядке (в течение более 6 месяцев);
    • размер общей суммы долга превышает 50 процентов от стоимости собственности;
    • при изучении бухгалтерской отчетности, на основании которой должник уклонялся от оплаты НДФЛ;
    • срочная распродажа имущества или переоформление на третьих лиц;
    • участие посреднических фирм в расчетах ООО;
    • получение сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога.

    Порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика

    Для того чтобы наложение обременения на имущество было законным, уполномоченные лица обязаны подтвердить правомерность своих действий и доказать виновность должника.

    Статьей №77 НК РФ предусмотрен порядок документального оформления действий налогового органа по аресту имущества и процедура его проведения:

    • решение о наложении обременения принимается руководителем налогового органа либо его заместителем в форме соответствующего постановления. Текст документа должен содержать следующее:
      • ФИО должностного лица;
      • дату вынесения и номер постановления;
      • паспортные данные должника;
      • ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты налогов;
      • сумму задолженности;
      • вид ареста (полный или частичный);
      • перечень недвижимости, движимости и ценных вещей, подлежащих аресту;
      • основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть собственность;
    • на основании постановления налоговым органом оформляется протокол об аресте имущества(ст. 77 НК РФ). В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется или описывается имущество, подлежащее обременению, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости;
    • арест имущества производится при участии свидетелей.

    На счета должника

    Одним из видов имущества налогоплательщика, на которое может быть наложен арест, является банковский счет. Сотрудники правоохранительных органов вправе реализовать доходы в счет погашения имеющейся задолженности. Если стоимость счета не покрывает полную сумму долга, изымается та часть денежных средств, которая имеется в наличии.

    Согласно статье №81 ФЗ «Об исполнительном производстве», если неплательщик умышленно скрывает или предоставляет недостоверные данные о банковском счете, судебные приставы направляют специальное постановление в банк.

    Задолженность может быть компенсирована также за счет государственных пособий, таких как:

    • пенсия;
    • стипендия;
    • пособие по инвалидности и т.д

    Список документов

    Для того чтобы наложить арест на имущество должника потребуются следующие документы:

    • исковое заявление о привлечении должника к ответственности;
    • письма ответчику в порядке досудебного разрешения конфликта;
    • выписка из налоговой о состоянии общей задолженности;
    • постановление о реализации движимости, недвижимости и ценных вещей;
    • выписка из банка о состоянии счетов налогоплательщика;
    • информация о имуществе должника и др.

    Отмена ареста в отношении имущества налогоплательщика

    Порядок действий при отмене ареста:

    1. Оплатить часть задолженности НДФЛ;
    2. Подать исковое заявление в суд об отмене обременения.

    Для того чтобы ответчик смог полноправно распоряжаться имуществом, он обязан погасить задолженность. В суде долг может быть реструктуризован, по результату чего составится график платежей, в соответствии с возможностями гражданина.

    Образец искового заявления

    При подаче иска об отмене ареста на имущество, в заявлении необходимо указать следующее:

    • наименование судебной палаты, адрес местонахождения;
    • ФИО истца;
    • ссылка на решение суда о наложении ареста на движимость, недвижимость или иную собственность;
    • сумма общей задолженности перед государством;
    • уплаченная стоимость;
    • основания, по которым должник не может погасить долг своевременно;
    • прошение о пересмотре дела;
    • список прилагаемых документов;
    • дата, подпись.

    Должник может быть оправдан только в том случае, если докажет собственную платежеспособность. По решению суда, полный арест может быть снят после уплаты всех НДФЛ.

    Источник: http://dom-i-zakon.ru/grazhdanskoe-pravo/arest-imushhestva-nalogoplatelshhika.html

    Что нужно знать об аресте имущества

    Что нужно знать об аресте имущества

    Исполнение налогового обязательства может быть обеспечено путем наложения ареста на имущество организации (ст. 77 НК РФ). Арест представляет собой действие налогового органа с санкции прокурора, направленное на ограничение права собственности налогоплательщика в отношении принадлежащего ему имущества. Он производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при обязательном наличии достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

    Арест может быть наложен только на имущество налогоплательщика-должника, принадлежащее ему на праве собственности. Арест может быть полным или частичным. В первом случае организации как собственнику имущества запрещается распоряжение имуществом, подвергнутым аресту, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. При частичном аресте организации как собственнику имущества устанавливаются ограничения на осуществление прав собственника, а именно владение, пользование и распоряжение арестованным имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика должно быть принято руководителем (заместителем) налогового органа в форме постановления. Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

    При производстве ареста обязательно присутствие понятых и ведение протокола, который должен соответствовать всем требованиям, предЪявляемым к протоколу, указанным в статье 99 НК РФ. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи должно быть перечислено и описано имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

    Читайте так же:  На сколько можно просрочить оплату кредита

    Арест имущества может быть осуществлен только в отношении налогоплательщика-организации, налогового агента — организации и плательщика сбора — организации. Арест имущества физического лица в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога не допускается.

    Иск о признании недействительным решения налогового органа может рассматриваться достаточно долго. Вполне понятно, что за это время имущество может быть уже реализовано. Необходимо одновременно с исковым заявлением подать ходатайство об обеспечении иска с просьбой запретить судебному приставу-исполнителю производить арест и реализацию имущества налогоплательщика до вынесения судом решения, приложив документы, подтверждающие возбуждение исполнительного производства.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ функции органов налоговой полиции по проведению административного ареста имущества организаций-должников и его реализации переданы службе судебных приставов. Налоговый орган принимает решение о взыскании и выносит соответствующее постановление, а исполнительные действия по этому постановлению (т. е. непосредственное взыскание) производятся судебным приставом исполнителем в порядке, определенном законом об исполнительном производстве. Взыскание производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, за минусом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание денежными средствами со счетов.

    В соответствии со статьями 9, 13, 44-54, 57-59 закона об исполнительном производстве в трехдневный срок с момента получения постановления налогового органа о взыскании налога или сбора за счет имущества должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, определяет срок добровольного исполнения должником требований налогового органа (не более пяти дней), по его истечении проводит арест (опись), изЪятие и принудительную реализацию имущества.

    В соответствии со статьей 81 закона об исполнительном производстве в случае неисполнения постановления налогового органа без уважительных причин (в срок добровольного исполнения) судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы. Организация, имеющая большие долги, может лишиться своего имущества не только в погашение задолженности по налогам и сборам, но и в погашение исполнительского сбора.

    Как указано выше, обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), обЪявления запрета распоряжаться им, изЪятия имущества и его принудительной реализации.

    В соответствии со статьей 46 закона об исполнительном производстве должник вправе указать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Однако окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем. При решении этого вопроса судебный пристав-исполнитель руководствуется статьей 59 указанного закона, устанавливающей следующую очередность ареста и реализации имущества должника:

    В случае взыскания налога за счет имущества организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества организации и погашения задолженности организации за счет вырученных сумм. Если налогоплательщик не согласен с решением о наложении ареста на имущество, он вправе обратиться за защитой своих интересов либо в арбитражный суд, либо в вышестоящий налоговый орган, либо в прокуратуру. Хотя НК РФ и не указал прокуратуру как орган, правомочный рассматривать жалобы налогоплательщиков, предоставленные ей Федеральным законом от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», полномочия осуществлять надзор за соблюдением законности, в том числе и в сфере налогообложения, не отменены.

    Организация вправе обжаловать не только акты налоговых органов, но и действия (бездействие) их должностных лиц. Решение может быть обжаловано как по мотивам его несоответствия нормам материального права, так и в связи с нарушением законной процедуры его вынесения.

    Контактные телефоны:
    (095) 201-52-21, 202-42-25, 201-37-10

    Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/939/

    Налоги, арест имущества организаций и «уполномоченные органы»

    Налоговые органы давно и прочно закрепились в современном российском правовом поле как неприкасаемые с точки зрения административного законодательства организации, чьё доброе мнение зачастую значит больше, нежели само требования закона. Но это отнюдь не является правовым произволом, а наоборот находит своё закрепление в самом налоговом законодательстве. Так, в статье 32 НК РФ, посвящённой обязанностям налоговых органов, говорится о том, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Они и соблюдают, но создаётся такое впечатление, что соблюдают они только именно законодательство о налогах и сборах, а о другом и понятия не имеют. // Сергей Виряскин. Специально для Банкир.Ру.

    Необходимо начать с определения возможных объектов ареста. Налоговый кодекс РФ однозначно определяет их круг в статье 77, где даётся определение понятию «арест имущества»: арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества .

    Таким образом, арестовано может быть только то имущество, которое принадлежит лицу на праве собственности. Не на праве оперативного управления, не на праве хозяйственного ведения, а именно на праве собственности.

    Далее из статьи следует, что арест производится только в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Если буквально толковать эту статью кодекса, то приходишь к выводу, что налогообложению подлежит только имущество, находящееся на праве собственности. Однако это противоречит норме того же Налогового кодекса, содержащейся в статье 8, где объясняется понятие самого налога: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований .

    Налицо коллизия в праве. Представляется, что верной в этом случае следует признать статью 77 НК РФ, потому что отчуждение, что собственно и предполагает арест в перспективе, того, что не принадлежит тебе на праве собственности — довольно сомнительная процедура с точки зрения правомерности. Однако на практике весьма часты случаи, когда арест накладывается на имущество находящееся в режиме оперативного управления, хозяйственного ведения, и даже имущества, арендованного у собственника. Разумеется, налоговые органы в лице их руководителей привыкли в своей практике руководствоваться статьёй 8 НК РФ.

    Также не совсем ясен вопрос о режимах арестованного имущества. Так, НК даёт понятия полного и частичного ареста имущества. В соответствии со ст. 77 п. 2 полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа .

    Частичным же арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

    Чем должны руководствоваться при установлении режима арестованного имущества, остаётся загадкой.

    Читайте так же:  Увеличится ли квартплата при временной регистрации человека в 2020 году

    Совершенно очевидно, что эти два режима в корне отличаются друг от друга, и от установления одного из них, в конечном счёте, будет зависеть не только успешное выполнение налоговых обязанностей, но и экономическая, деловая состоятельность организации. Здесь всё опять-таки зависит от произвола самого налогового органа, от его внутреннего убеждения.

    В п. 5 этой же статьи говорится о том, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога .

    В пункте 10 говорится: при производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости . То есть при невозможности оценить реальную стоимостную оценку того или иного имущества организации налоговый орган вправе арестовать любое имущество, которое, как кажется налоговому органу, необходимое и достаточное для исполнения обязанности по уплате налога.

    Такого одностороннего либерализма не ожидали даже самые заядлые скептики.

    Арестовывать имущество и назначать для него тот или иной режим ареста без оценки его рыночной стоимости — полномочие поистине чрезвычайное.

    Статья 35 Конституции РФ гласит:

    1. Право частной собственности охраняется законом.

    2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

    3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения .

    В статье 15 Конституции указано: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    Таким образом, никто, за исключением полномочного органа (в данном случае -только суда) не может лишить гражданина, организацию принадлежащего им имущества. В данном случае речь идёт как об ущемлении в праве распоряжения, так и во владении и пользовании таким имуществом. Арест, как мы знаем, предполагает ущемление во всех правах триады, составляющей право собственности.

    Итак, налоговый кодекс противоречит главнейшему закону РФ: налоговые органы берут в свои руки функции правосудия. Конституция уже не имеет никакой высшей юридической силы и прямого действия. Представляется, что законодателю следует внести некоторые коррективы (нет, не в Налоговый кодекс). Следует поменять смысл некоторых положений Конституции.

    Например: Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами до тех пор, пока налоговым органам не придёт в голову за счёт него пополнить статью расходов в федеральном бюджете на содержание налоговых органов, или что-нибудь в подобном роде.

    Далее: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению налогового органа. Можно пойти дальше и сказать резче: всякий может быть лишён по решению налогового органа не только своего имущества, но и имущества других лиц, находящееся у него, скажем, по договору аренды.

    Дальше: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации в части не противоречащей Налоговому кодексу, а также решению главы такого органа. Таким образом, действия налоговых органов приобретут хоть какое-то подобие законности в традиционном смысле этого слова.

    По налоговому законодательству арест может быть произведён только при совпадении двух необходимых условий: в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Не совсем, однако, понятно, что понимать под неуплатой налога: сам ли налог как таковой, либо пени за просрочку и разнообразные многочисленные штрафы.

    В этом случае, как и в любых других случаях смутности формулировок, следует руководствоваться правилами, установленными самим законодательным актом и смотреть, что в нём понимается под термином налог. И если налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, то, наверное, не стоило бы его путать с суммами денежных средств, взимаемых с налогоплательщиков в случаях нарушения налогового законодательства, просрочки времени уплаты налогов и так далее, то есть с пенями и штрафами.

    Неудачность формулировки статьи 77 НК РФ даёт справедливое право сотрудникам налоговых органов накладывать арест на имущество при фактической уплате налога. Правда имеется постановление ФАС ЦО от 13.11.2002 по делу N А68-123/АП-02 призывающее не накладывать арест на имущество выплатившей налоги организации, но что значит это постановление по сравнению с установленной годами и удобной схемой действий налоговых органов, когда они, действуя в законных рамках, могут в серьёзной степени повредить успешному функционированию любой не понравившейся им организации.

    Следующее непременное условие наложения ареста это наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество . Здесь всё опять отдаётся на справедливый суд налоговиков. Достаточные основания полагать — конструкция довольно неоднозначная и хитрая для законодательства. Было множество примеров из судебной и административной практики, когда так называемые достаточные основания оказывались не такими уж достаточными, а зачастую и незаконными. Но по-прежнему наложение ареста происходит по старой схеме: существуют невыплаченные налоги, а уж достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество у налоговых органов, не заставят себя долго ждать.

    Так, с одной стороны законодатель создаёт некоторую видимость демократизма, декларируя в Конституции широкие права и свободы граждан и организаций, с другой же ставит эти же права и свободы под сомнение и произвольное толкование «полномочных органов», отнюдь не судебных.

    Налоги и сборы издревле являлись признаками развитого государства и государственной власти, основой, базисом для её суверенитета и независимости, и в конечном счёте суверенитета и свободы народа, населяющего территорию этого государства, от нападок и влияний извне. Издревле являлись и сейчас являются. Кто же может поспорить с тем, что в России нет налогов? Налоги есть, да ещё какие налоги! Но сможет ли нас защитить от внешней угрозы и агрессии то государство, которое не в состоянии бороться с произволом и волюнтаризмом своих же собственных органов? Вопрос назрел. Однако, думается, отвечать придётся не политикам и чиновникам, а как всегда обыкновенным налогоплательщикам.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-69806-nalogi_arest_imuschestva_organi…

    Арест имущества налоговыми органами
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here