Чем отличается государственный институт от негосударственного в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Чем отличается государственный институт от негосударственного в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Город учебы —
ваше образование в надежных руках

Зимний набор в ВУЗы Москвы 2019/2020

Зимний набор в ВУЗы Москвы — актуальная проблема для сегодняшних абитуриентов. Одни не успевают подать документы в ВУЗ по семейным обстоятельствам. Другие — из-за длительного лечения. Для некоторых абитуриентов поступление зимой обусловлено производственной необходимостью или собственным желанием сделать новый шаг в карьере.

Круглогодичное поступление, как одна из трансформаций образовательной системы

Идея зимнего набора в институты кажется среднестатистическому обывателю диковинной. В обществе распространен устойчивый стереотип о том, что вступительные экзамены и прием документов осуществляются только летом.

Но времена меняются. Вместе со сменой исторических эпох и научных парадигм неизбежно претерпевает метаморфозы и система высшего образования. Зимний набор в ВУЗы Москвы сегодня — такая же необходимость, как и другие новшества XXI столетия. ВУЗы, осуществляющие прием круглый год, помогают будущим студентам сэкономить драгоценное время.

ООО «КПК» Город учебы предоставляет помощь в поступлении в высшие учебные заведения вне зависимости от времени года. Если вам необходимо содействие в поступлении, но за окном далеко не июнь — наши специалисты помогут зачислиться в ВУЗ и приступить к учебе. Мы оказываем помощь абитуриентам, которые по тем или иным причинам не поступили летом; содействуем в переводе из ВУЗа в ВУЗ круглогодично.

Весомое преимущество ВУЗов, с которыми мы работаем — доступная стоимость обучения. Расценки во многих современных образовательных заведениях часто оказываются попросту заоблачными. Наши партнеры предоставляют абитуриентам реальную возможность обрести статус студента.

На что стоит обратить внимание абитуриенту?

Большинство ВУЗов, предоставляющих поступающим возможность круглогодичного зачисления — негосударственные. Поэтому абитуриентам, интересующимся зимним набором в университет, при подаче документов полезно уточнить две вещи:

  • У ВУЗа должна быть госаккредитация — подтвержденный официальными органами статус образовательного учреждения. С целью получения данного статуса учебное заведение проходит проверку Рособрнадзора, требования которого более чем высоки.
  • Наличие лицензии. Этот документ дает ВУЗу право вести обучение согласно общепринятым и утвержденным программам.

Почему лицензия и аккредитация так важны для поступающих зимой? Поступление в госвуз в 99,9 % случаев возможно только в летние месяцы. Или, в крайнем случае, в начале осени. Именно по причине этой сложившейся десятилетиями традиции зимний набор в ВУЗ не всегда истолковывается корректно. Ведь реалии рыночной экономики (и договорного обучения в частности) принципиально неприемлемы человеком советской эпохи. Но если учебное заведение имеет аккредитацию, выпускники получают диплом образца, установленного Минобрнауки РФ. Он аналогичен, не отличается от документов, получаемых выпускниками государственных ВУЗов.

Коренное отличие государственного ВУЗа от негосударственного только в том, что государственные ВУЗы датируются бюджетом, а негосударственные ВУЗы вынуждены быть рентабельными и востребованными. У них имеется возможность отвечать изменяющимся требованиям времени.

ВУЗы-партнеры ООО «КПК» Город учебы имеют, как госаккредитацию, так и лицензию. Это гарантирует получение качественного образования по аккредитованным программам и госдиплома, а также полное соблюдение прав учащихся.

Другие важные моменты

Что касается самого процесса обучения, то в ряде случаев в негосударственных ВУЗах осуществляются более эффективные, инновационные программы, чем в государственных заведениях. Да и многих квалифицированных преподавателей финансовый вопрос сегодня толкает на работу в стенах негосударственных ВУЗов.

Также по причине отсутствия финансовых средств госвузы часто не имеют возможности своевременно обновлять научную базу. К примеру, не всегда госвузами своевременно приобретается литература, хотя каждый день в мире публикуются десятки новых научных статей.

Поэтому госаккредитация и лицензия — далеко не единственное, на что следует обратить внимание во время зимнего набора в институт. Абитуриенту стоит поинтересоваться и тем, какого рода образовательные программы осуществляются в стенах ВУЗа. Ведь именно от них будет зависеть качество получаемого образования.

Если Вас заинтересовал зимний набор в ВУЗы Москвы, то оставляйте заявку на нашем сайте или позвоните по телефону: 8-916-185-23-20 (есть WhatsApp), 8 (915) 212-28-78. Мы работаем по партнерской программе и не взимаем платежи за наши услуги ! Цены за обучение в учебных заведениях, указанные на нашем сайте, не отличаются от официальной стоимости соответствующих ВУЗов. .

Самые престижные негосударственные вузы Москвы

Среди множества частных высших учебных заведений России, имеющих государственную аккредитацию, вузы Москвы традиционно считаются одними из лучших. Об этом свидетельствуют результаты исследования агентства «Росрейтинг», а также тот факт, что сразу 18 негосударственных вузов Москвы смогли получить бюджетные места в рамках новой стратегии распределения финансирования, принятой с

Качество образования в негосударственных вузах Москвы

Результативность обучения в негосударственных вузах можно оценить по востребованности выпускников на рынке труда – в этом отношении лучшие частные учебные заведения практически не уступают государственным вузам.

Более 65%, а иногда даже более 80% выпускников получают возможность работать по специальности – такой результат, характерный для ведущих негосударственных вузов, могут показать далеко не все известные государственные учебные заведения.

Важно отметить, что многие негосударственные вузы Москвы имеют уже почти двадцатилетнюю историю. За такое время им удалось сформировать и качественную материально-техническую базу, и высококлассный преподавательский состав. Не секрет, что во многих негосударственных учебных заведениях Mосквы работают сегодня те же преподаватели, которые входят в штат известных государственных вузов.

Основными преимуществами частных вузов являются:

  • Мобильность. Негосударственные учебные заведения быстрее реагируют на запросы рынка труда – меняют содержание учебных курсов и предлагают вариативное образование
  • Более высокая мотивированность преподавательского состава. Как следствие – кадровая стабильность
  • Более тесное взаимодействие с потенциальными работодателями

Кроме того, во многих случаях негосударственные вузы имеют более современную техническую базу для проведения практических занятий.

Что касается дипломов – важно отметить, что все аккредитованные частные вузы выдают документ государственного образца, следовательно, в этом отношении абсолютно не уступают государственным вузам.

Бюджетные места в негосударственных вузах Москвы

Еще недавно частные высшие учебные заведения могли предложить абитуриентам только платное обучение. И сегодня такая форма является основной, но теперь уже не единственной. С 2012 года впервые проводится эксперимент — Министерство образования и науки РФ распределяет бюджетные места по итогам открытого публичного конкурса не только среди государственных, но и среди частных вузов. Соответствующий закон был принят Государственной Думой 2 ноября и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года. Подписанный Президентом указ вступил в силу с 1 февраля 2012 года.

Конкурс проводится по каждому отдельному направлению подготовки (всего их 390). Критериями отбора являются, в числе прочих, потребности экономики конкретного региона, востребованность выпускников, ЕГЭ абитуриентов, количество олимпиадников, характеристики учебно-материальной базы, уровень профессорско-преподавательского состава, наличие государственной аккредитации.

В 2012 году в конкурсе приняли участие 313 государственных (подведомственных Минобрнауки) и 85 негосударственных вузов. Среди победителей, получивших бюджетные места, оказались 54 частных учебных заведения, в том числе 18 столичных. Бюджетные места сумели получить многие вузы-победители «народного» рейтинга (этот список вузов Москвы приведен далее), составленного посетителями сайта Egemetr.ru.

Рейтинг негосударственных вузов Москвы

По итогам открытого интернет-голосования абитуриентов-посетителей сайта Egemetr.ru самыми популярными признаны следующие вузы:

Конечно, данный рейтинг негосударственных вузов Москвы отражает лишь популярность, престижность учебных заведений.

Поэтому предлагаем вашему вниманию еще один рейтинг, но составленный уже профессиональными специалистами – он был представлен в июле этого года Национальным рейтинговым аттестационным агентством «Росрейтинг». Основными критериями оценки деятельности всех негосударственных российских вузов были востребованность выпускников на рынке труда, а также уровень их заработной платы. В число лидеров общероссийского списка вошли и лучшие негосударственные вузы

вуз % выпускников работающих по специальности / смежной специальности средняя зарплата выпускников, работающих по специальности / смежной специальности
МФЮА Московский финансово-юридический университет (юридический факультет и факультет информационных технологий) A B МУГУ Московский университет государственного управления (экономический факультет и факультет дизайна) A В МПСУ Московский психолого-социальный университет A В МАСИ Московский архитектурно-строительный институт B С МИЭМП Московский университет имени С.Ю. Витте B С МГЛИ Международный гуманитарно-лингвистический институт D C ЕОИ Евразийский открытый институт (г. Москва) B B
Читайте так же:  Порядок заполнения анкеты на загранпаспорт нового образца в 2020 году

Категории по уровню востребованности выпускников:

По уровню заработной платы:

В – от 60 000 до 70 000 рублей

С – от 50 000 до 60 000 рублей

Абитуриентам, решившим проходить обучение в одном из негосударственных вузов, можно порекомендовать в процессе выбора обратить внимание в первую очередь на те учебные заведения, которые смогли получить в 2012 году бюджетные места. Их успех в конкурсе свидетельствует о высоком качестве обучения.

Вполне вероятно, что некоторые негосударственные вузы, не подававшие в 2012 году заявку на участие в конкурсе, также могут предложить качественное обучение – ведь многие сознательно решили не бороться за бюджет, считая, что денег, выделяемых государством, будет недостаточно для обеспечения должного уровня подготовки студентов.

В то же время стоит проявить осторожность, рассматривая как вариант один из негосударственных вузов, участвовавших в конкурсе, но проигравших. Очевидно, не все показатели работы таких вузов соответствуют требованиям Минобрнауки.

В любом случае в процессе выбора вуза полезно обратить внимание на следующие моменты:

Условия обучения — материально-техническая база и преподавательский состав

Особенности учебных программ, стажировок и практик

Перспективы трудоустройства, в частности, способы взаимодействия вуза с потенциальными работодателями

Что касается конкурса на бюджетные места на очном отделении, то можно отметить некоторые характерные соотношения (количество поступивших в данный вуз к числу поступивших на бесплатное обучение):

Московский институт лингвистики (МИЛ) — 2,8

Московский университет государственного управления (МУГУ) – 2,6

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» — 2,5

Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ) – 2,1

Московский университет имени С.Ю. Витте (МИЭМП) – 1,9

Одно из минимальных соотношений – 0,8 — отмечено в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ), максимальное – 5,7 – в Московском финансово-юридическом университете (МФЮА).

12 октября 2012 года

Международный институт экономики и права (МИЭП)

Узнай о преимуществах уникальной методики обучения в МИЭП!

Проблема слишком негосударственного вуза

Следом за Европейским университетом в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) под удар попал еще один высококлассный негосударственный вуз. Приказом от 20 июня Рособрнадзор лишил госаккредитации Московскую высшую школу социальных и экономических наук, которую по имени основателя, британского социолога Теодора Шанина, с 1974 г. работающего в Университете Манчестера, называют Шанинкой. Это небольшой (5 факультетов, 300 студентов) российско-британский вуз, специализирующийся на гуманитарных и социальных науках, его выпускники получают российский диплом и/или диплом Университета Манчестера (в рейтинге QS лучших вузов мира 2018 г. университет Манчестера занимает 34-е место, МГУ – 95-е). Вместе с госаккредитацией Шанинка лишилась права обучать студентов на бюджетной основе, хотя попасть туда и так было сложнее, чем, например, в престижную Высшую школу экономики: проходной балл на всех факультетах для будущих бакалавров был еще выше.

Официальная причина отзыва госаккредитации – нарушения, выявленные аккредитационной экспертизой, проведенной по распоряжению Рособрнадзора. Основная претензия, сформулированная на бюрократическом языке, – некоторые (в основном вариативные) дисциплины «не формируют профессиональных компетенций» у обучающихся, что противоречит Федеральным государственным образовательным стандартам. Это претензии чисто бюрократические и формальные, полагает Анна Самолетова из ЕУСПб, вспоминая аналогичные претензии к своему вузу: эксперт взял программу дисциплины, которая содержит определенные регламентированные секции и разделы, и посчитал, что эти секции и разделы оформлены не должным образом. Это ничего не говорит ни о качестве образования по этой программе, ни о качестве подготовки бакалавров и магистров.

Чем отличается государственный ВУЗ от коммерческого

Поступление в ВУЗ – одно из самых важных событий периода взросления. Выпускникам школ предстоит выбрать дальнейшее направление и профессию, которая станет делом всей жизни, важно не ошибиться, чтобы в более сознательном и зрелом возрасте не пришлось переучиваться. В первую очередь следует решить, хотите вы обучаться в негосударственном заведении или выбираете государственный ВУЗ.

Старшее поколение чаще склоняется в сторону государственных учреждений, считая, что только такой ВУЗ имеет должную аккредитацию, сертификат, подтверждающий лицензию, и регулярно проходит аттестацию. Однако это мнение в корне неправильно, ведь сегодня по закону каждый российский коммерческий ВУЗ тоже должен пройти все вышеуказанные тестирования и получить соответствующие документы. Ряд государственных стандартов действует в отношении всех без исключения образовательных учреждений. Главное отличие в 2016 году – это, пожалуй, учредитель, в роли которого выступает государство или общество.

Преимущества негосударственного учебного заведения

Однозначно ответить на вопрос, какой ВУЗ дает более качественное образование, сказать нельзя. Практика показала, что государственный институт, в котором кроме профильных специальностей предлагается несколько второстепенных, дает знания, оставляющие желать лучшего. И все потому что не хватает профессорского состава, в роли преподавателей выступают молодые учителя, которые совсем недавно закончили точно такой же государственный институт.

Среди преимуществ негосударственного ВУЗа отмечают:

По статистике в 1 регионе России хотя бы 1-2 частных университета зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

Что может предложить государственный ВУЗ

Отбросив в сторону стереотипное мышление и розовые очки, реально взглянем на то, что в 2016 году абитуриенту готов предложить российский государственный ВУЗ, чем он отличается от частного:

  1. Благодаря тому, что в роли обязательного «создателя» ВУЗа выступает государство, на него ложится обязанность ежегодно выделять дотации из муниципального бюджета, чем не может похвастаться ни один коммерческий институт.
  2. Хотите получить образование бесплатно да к тому же претендовать на стипендию – это становится реальным в государственном учреждении. В условиях затянувшегося экономического кризиса в России деньги стали основополагающим фактором, на который обращают внимание выпускники школ и их родителей. Поступление на бюджет – реальный шанс стать специалистом, не потратив при этом ни копейки.
  3. Не секрет, что хорошими знаниями славятся университеты с давней историей, которые представляют традиционное образование, объединяющее традиции и основательную теорию. В коммерческих учреждениях делается упор на инновационные и компьютерные технологии.

Интересно и то, что выпустившиеся из частных ВУЗов специалисты гораздо активнее и увереннее в себе. Более 70% опрошенных утверждают, что в ближайшем будущем каждый из них будет иметь свой собственный бизнес. Выпускники государственных ВУЗов не столь категоричны, к тому же взвешенные в суждениях. Первые хотят всего и сразу, поэтому рвутся в бой. Вторые размеренно идут к своей цели, готовы уступать и руководствуются поговоркой «Москва не сразу строилась».

Что думают работодатели

Недавно проведенный опрос показал, что работодатели психологически все еще не готовы тесно сотрудничать с выпускниками частных учебных заведений, хотя в фирмах, занимающихся IT-технологиями и курирующих разные маркетинговые программы, бывших студентов коммерческих ВУЗов рады видеть всегда.

Главным критерием по-прежнему остается желание молодого специалиста учиться, развиваться, хотеть большего, стремление к высоким горизонтам и успехам на деловом поприще. Чтобы быть достойным кандидатом, мало закончить «правильный» ВУЗ, нужно также хорошо знать собственные таланты и дарования и умело пользоваться ими в деловой среде. В конце концов, дополнительное обучение, курсы и тренинги, самообразование никто еще не отменял – все в руках молодого работника.

Как понять, насколько надежен частный ВУЗ

Напоследок пару слов о том, как определить надежный коммерческий институт:

  • узнайте, сколько лет он работает и выясните преподавательский состав;
  • оговорите варианты трудоустройства;
  • опросите мнение тех, кто уже закончил обучение, заручитесь их советом.

И напоследок, бегите из тех учреждений, где в договоре указано, что цены могут измениться в любой удобный для руководства момент.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.

Двойка через кассу

При этом в мониторинге, который был добровольным, приняли участие далеко не все частные вузы: всего их в России 446 плюс 661 филиал.

Почему так мало вузов отчитались по министерским критериям? Что будет с теми, кого признали неэффективными? Нужны ли для оценки негосударственных вузов особые критерии? На эти вопросы отвечает председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов.

Читайте так же:  Освобождение имущества от ареста гпк

Владимир Алексеевич, почему большая часть негосударственных вузов не приняла участие в мониторинге? Утаивают информацию?

Владимир Зернов: Прежде всего давайте уточним: изначально около 300 наших вузов были готовы участвовать в мониторинге. Но когда увидели критерии, число желающих упало примерно вдвое. В итоге свои данные отправили 120 вузов. Из них 50 не захотели, чтобы результаты стали публичными. Но по тем 70 негосударственным вузам, которые прошли мониторинг, картина получилась даже лучше, чем по государственному сектору в целом: 41,4% эффективных негосударственных вузов против 32,9% эффективных государственных. Похожая ситуация и в ведущих мировых рейтингах, где негосударственные вузы тоже добились определенных успехов.

Это такая обида на государство? Или критерии неудачные?

Владимир Зернов: Что говорить, критерии выбраны неудачные, это не только мнение негосударственных вузов, но и наших коллег из госсектора. Причина — отношение государства к негосударственным вузам в принципе. Это не обида, а нежелание устанавливать конкурентные отношения в сфере образования. Принято очень много решений по поддержке негосударственного сектора высшей школы, где четко прописано: должна быть обеспечена равнодоступность негосударственного и государственного высшего образования. А что на деле?

На деле частные вузы наравне с государственными могут участвовать в конкурсе на получение бюджетных мест.

Владимир Зернов: Это так. Но к научным ресурсам доступ закрыт. В негосударственных вузах сегодня обучаются около 20 процентов студентов. Субсидию нам дали на 1,5 процента учащихся, хотя изначально говорилось о 10 процентах. Почти везде в мире приняты программы поддержки негосударственного сектора, создается реальная конкурентная среда. Например, в Польше на это ежегодно тратится около 10 миллиардов рублей в пересчете на наши деньги.

Как можно сравнивать объемы научной деятельности, количество площадей в вузе, количество иностранцев, когда государство поддерживает научную деятельность только в государственных вузах, а также компенсирует налоги на недвижимость? Хотя уже много лет руководители минобрнауки и Госдумы обещают решить эти вопросы и для негосударственного сектора.

К слову, о конкурсах. Когда объявили конкурс на национально-исследовательские университеты, многие уважаемые негосударственные вузы собрали все нужные бумаги, чтобы участвовать в нем. Но внезапно вышло постановление, что принять участие в конкурсе могут только вузы, учрежденные государством.

Но разве критерий среднего балла ЕГЭ в мониторинге не конструктивен?

Владимир Зернов: Средний балл ЕГЭ, конечно, показателен. Но не очень корректно применять к негосударственным вузам то же пороговое значение в 60 баллов, изначально установленное для «бюджетных» абитуриентов. Средний балл поступивших на бюджет по России — 61,5, поэтому «порог» в 60 баллов оправдан. Но если мы посмотрим на ситуацию с поступающими на платные места (в государственные и негосударственные вузы), то увидим, что средний балл ЕГЭ этой категории в целом по России — 55,4. По логике здесь минимальное значение балла ЕГЭ в критериях должно быть равно 54. И при таком расчете средний балл абитуриентов платных вузов, зачисленных в 2011 году (56,5), превышает пороговое значение.

Мониторинг сам по себе — штука очень хорошая. И я его полностью поддерживаю. Но не по таким критериям! Пока у нас образование делится не по качеству предоставляемых услуг, а по форме учредительства (чего нет больше нигде в мире), наверное, и критерии оценки должны быть разные. Хотя я обеими руками за единые подходы в оценке образования.

Какой вы видите эту единую систему?

Владимир Зернов: Нам нужна реальная конкурентная среда. Двадцать с лишним лет мы живем без плановой экономики, за это время практически во всех странах приняты программы по поддержке негосударственного сектора. У нас такого пока нет.

Давайте введем критерий по количеству научных патентов, по проценту дохода вуза от инновационной деятельности. Расходы на науку — существующий критерий — на самом деле ни о чем не говорит. Если мы сравним расходы на космическую программу в США и СССР, то Штаты опередили нас во много раз. Но в космос все равно полетели первые мы! Нужно смотреть на результат. Если вузу выделяются огромные деньги на науку, как сегодня некоторым госвузам, а у него за последние 5 лет нет ни одной заявки на патент, то где же тут эффективность?

Не помешало бы при оценке вуза смотреть, как он влияет на экономику региона и определенные отрасли промышленности. Если такого влияния нет, то какая разница, сколько у вуза квадратных метров?

А как же трудоустройство выпускников?

Владимир Зернов: Обязательный критерий, но только здесь многие технические и педагогические госвузы будут не на высоте. По данным ВШЭ, трудоустройство выпускников этих направлений по специальности не превышает 10 процентов.

Что будет с неэффективными негосударственными вузами?

Владимир Зернов: Нужно делать так же, как и с государственными: создавать комиссию и каждый случай разбирать отдельно, а потом уже делать выводы.

И тем не менее среди частных вузов — масса фабрик по производству дипломов. Как вы внутри своей ассоциации боретесь за качество?

Владимир Зернов: Если в целом посмотреть на негосударственный сектор в высшем образовании, то мы делим его для себя на несколько «кластеров». Развитые вузы со своей материальной базой, наукой — таких чуть больше сотни. Вузы неплохие, но которым не хватает ресурсов и у которых неправильная маркетинговая политика — их примерно третья часть. Этим двум категориям мы оказываем всяческое содействие.

А есть третья категория — организации, которые просто «стригут» деньги, и их огромное количество. Это знаем и мы, и министерство. И эта часть вузов никогда не будет участвовать ни в каких мониторингах. А значит, как только мониторинг станет обязательным для всех и будет согласован с аккредитацией, некачественные вузы отомрут сами по себе.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:

— Сегодня самая действенная мера воздействия на неэффективные вузы, в том числе и негосударственные — уменьшение госзаказа и снижение контрольных цифр приема. В прошлом году, когда бюджетные места распределялись по конкурсу, около 90 негосударственных вузов изъявили желание получить государственный заказ. Конкурс выдержали 54 вуза, 18 из них — московские. Всего негосударственным вузам досталось около 2 процентов мест. Получил большой госзаказ и РосНОУ. Достались бюджетные места еще одному крупному вузу, который просил госзаказ для подготовки специалистов к олимпиаде и открытия специальности по информационным технологиям.

В этом году перед проведением мониторинга была договоренность с негосударственными вузами — в будущем распределять бюджетные места тем, кто станет прозрачным вузом. Но проблема в том, что в бюджетных местах заинтересованы далеко не все негосударственные вузы. Как только они получают бюджетные места, стоимость платников в вузе должна быть такой же. Если на подготовку гуманитария государство дает сейчас 60 тысяч рублей, то столько же надо брать со студента, который учится на этой специальности на платном отделении. А в некоторых региональных вузах учеба на платном отделении намного ниже. Есть даже вузы, где она 18 тысяч рублей. Получив госзаказ, они могут потерять платных студентов.

Юрий Рубин, ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия»:

С сегодняшнего дня государственные вузы, которые признаны неэффективными и нуждающимися в оптимизации, должны представлять минобрнауки программы своего реформирования, рассчитанные на срок с 2013 до 2015 года. Программа обязательно должна включать «дорожную карту» и планируемые результаты.

В «дорожной карте» определены пять самых важный направлений, по которым будет оцениваться вуз: образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность и инфраструктура. По каждому вуз обязан предложить от трех до пяти мероприятий. В числе прочего вузы должны прогнозировать средний балл ЕГЭ поступивших студентов. И некоторые ректоры уже заявили, что поднимут нижнюю планку ЕГЭ на вступительных испытаниях.

Негосударственные вузы Москвы

С признаками неэффективности

1. Академия МНЭПУ

2. Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

Читайте так же:  Какие заболевания дают отсрочку от армии

3. Институт государственного управления, права и инновационных технологий

4. Институт непрерывного образования

5. Институт профессиональных инноваций

6. Институт управления, экономики, права и искусства

7. Московский гуманитарный институт

8. Московский институт национальных и региональных отношений

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Московский институт управления и сервиса

10. Первый московский юридический институт

11. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

1. Международный юридический институт

2. Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой

3. Московский институт энергобезопасности и энергосбережения

4. Московский университет имени С.Ю. Витте

5. Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

6. Национальный Институт имени Екатерины Великой

7. Российская экономическая школа (институт)

На частном слове

У нас в госвузах со студентов не берут ни рубля. А в негосударственных есть бюджетные, то есть бесплатные места. Как будет развиваться российское образование? Как и какой вуз выбрать абитуриенту: государственный или частный? Об этом «РГ» рассказал председатель Ассоциации негосударственных вузов России ректор РосНОУ Владимир Зернов.

Каждую неделю Рособрнадзор сообщает о том, что закрылся тот или иной негосударственный вуз или у него отобрали аккредитацию. Сколько их осталось?

Владимир Зернов: Около 200 вузов, плюс филиалы. Среди них, может быть, есть 5-7, по которым позиции нашей ассоциации и Рособрнадзора пока расходятся. Но мы договорились, что в комиссиях, которые проверяют эти вузы, будут и наши представители. Негосударственные вузы попали в сложное финансовое положение. Когда закрывается, скажем, филиал, здание-то остается на балансе вуза, а это огромные деньги. Вузы терпят колоссальные убытки. Если раньше у негосударственных вузов была нехватка недвижимости, то сейчас, увы, есть излишняя.

Когда закрывается негосударственный вуз, всех студентов должны перевести в другое учебное заведение и дать возможность получить диплом. Студенты часто жалуются, что им приходится досдавать десятки предметов. Почему?

Владимир Зернов: Если вуз обещает выучить вас за 30-40 тысяч рублей в год, не верьте. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Мы с этим столкнулись, когда стали закрывать негосударственные вузы. Студенты приходят в сильный вуз, а он не может их взять. Почему? Программы слишком сильно расходятся, студенты слабых вузов почти ничего не знают, поэтому многих переводили с потерей не одного, а двух и более курсов. Таких примеров много.

А сколько должно стоить обучение в хорошем негосударственном вузе?

Владимир Зернов: На мой взгляд, цена не может быть меньше 120-150 тысяч рублей в год. Но и сегодня есть вузы, которые готовы принять студентов на дневные отделения за 40-50 тысяч рублей. Другое дело, если это цена за второе или дополнительное образование, которое дается в дистанционной форме.

Чаще всего негосударственные вузы предлагают гуманитарные специальности: экономист, юрист, психолог, менеджер. Есть среди них, допустим, медицинские или сельскохозяйственные вузы?

Владимир Зернов: У нас было около 10 медицинских вузов. К сожалению, многие закрыты. Медвузу почти невозможно соответствовать всем государственным требованиям: надо содержать анатомичку, иметь кучу договоров с клиниками и лабораториями — это пачки документов. В свое время на базе РосНОУ мы хотели открыть медицинский факультет, собрали все документы, но меня отговорили, за что я благодарен. С другой стороны, при частной сильной медицинской клинике может быть открыт вуз или факультет дополнительного профобразования, который потом присоединится к многопрофильному негосударственному вузу. Вуз дает теорию, а на базе клиники идет вся практическая часть. Мы в РосНОУ к этому подходим.

Теперь по сельскохозяйственным вузам. Их тоже было около десятка и почти все они прекратили существование. Для таких вузов нужны сотни или тысячи гектаров земли и, соответственно, обслуживание этих угодий. А это огромные расходы. Хотя во всем мире, в том числе в Корее, Израиле, Китае, Польше, негосударственные сельскохозяйственные вузы являются образцами для подготовки кадров. Они создаются при холдинговых перерабатывающих структурах, которые имеют огромные площади земли.

Так, может, и нам пойти по этому пути?

Владимир Зернов: Для этого надо иметь сильный негосударственный сектор в образовании и предъявлять к нему не только требования, но и давать равные с госвузами права. Негосударственному вузу невозможно стать участником госпрограммы, получить гранты минобрнауки и победить в каком-либо конкурсе. Сколько бы их не проводилось, такой вуз всегда первый после того государственного университета, который хоть что-то получил. Мы не получаем ни рубля на социальную поддержку студентов и развитие инфраструктуры. Негосударственные вузы рассматриваются как объекты мелкого предпринимательства и платят такие же налоги, как магазин на вокзале. РосНОУ, к примеру, построил шикарное школьное здание, чтобы открыть лицей при вузе. Чтобы получить лицензию, мы должны иметь площадь при школе и платить за это налоги. Чтобы лицей окупился, плата должна быть 250 тысяч рублей в год. Много ли таких учеников мы найдем? Так что ввести здание в действие мы не можем. Мы за то, чтобы минобрнауки проводило аттестацию руководителей негосударственных вузов, 95 процентов ректоров с этим согласны. Тогда не будет ситуации, когда в регионе ректорами четырех из пяти вузов являются профессора, а пятым руководит вчерашний воспитатель детского сада.

Сейчас кто проводит аттестацию ваших ректоров?

Владимир Зернов: Никто. Ректором может стать любой человек.

Сколько бюджетных мест получили негосударственные вузы?

Владимир Зернов: Нам обещали 7-10 процентов бюджетных мест от того количества, которое выделяется вузам, но получили мы от минобрнауки 0,1 процента.

В последние годы платный прием в ведущие вузы вырос в разы. Конкурс часто такой же большой, как на бюджет, цены — 250-350 тысяч в год, и студенты готовы платить. Для чего тогда нужны негосударственные вузы?

Владимир Зернов: Для студентов уже давно нет разницы между государственным вузом и негосударственным: они идут за качественным образованием и яркой студенческой жизнью. Конкурс на бюджетные места в негосударственных вузах такой же высокий, как и в государственных. На юриспруденцию, например, надо набрать 270 баллов ЕГЭ, на лингвистику, пиар и медиатехнологии — 260-280. Если не будет негосударственных вузов, в образовании исчезнет конкурентная среда.

Какой вуз лучше: частный или государственный?

Зато те, что выживут, составят серьезную конкуренцию вузам государственным. На сегодня у ребят и их родителей логика такова: прорываться на бюджетные места в госвуз. Не получится — постараться занять там же платное место. И уж если совсем не повезет, то податься в коммерческий институт.

В негосударственных вузах с таким подходом в корне не согласны. Есть немало тех, кто успел за 90-е годы создать серьезную базу, как материальную, так и образовательную. Кто оброс недвижимостью, создал библиотеки, напичкал аудитории современным оборудованием. Кто сумел соединить стандарты советского образования с европейским. Те, кто в конце концов уже заработал себе солидный имидж. Выпускники таких вузов выходят в жизнь в равных правах с ребятами из государственных вузов.

Мало того, частным вузам, чтобы выжить, привлечь студентов, нужно было динамично развиваться. Многие же госвузы в это время жили на прежнем багаже, хирели и уровень теряли.

Как показывает практика, в хороших частных вузах менеджмент намного эффективнее, чем в бюджетных. Это проявляется во всем — от ремонта аудиторий до создания новых программ и дополнительных спецкурсов.

ПЛЮСЫ ЧАСТНИКОВ

Сегодня по собственным стандартам специалистов готовят только два университета — МГУ и СПбУ . Должны разрешить собственные программы Бауманке. А вот хороший частный вуз, базируясь на государственных программах, дает еще и спецкурсы — причем именно те, что важны для дальнейшей работы. Чтобы не нужно было потом переучиваться.

Поэтому дипломы хороших частных вузов уже на слуху у работодателей, и зачастую их обладатели больше востребованы, чем специалисты с государственными корочками.

Правда, заниматься трудоустройством выпускника вуз не обязан. Но чем лучше вуз, тем больше программ для помощи в выборе места работы для выпускников. Какой у вас диплом — государственный или нет, — западные компании, в том числе работающие на российском рынке, не интересует. Главное — насколько ты хорош в своей специальности.

Читайте так же:  Расторжение договора страхования в одностороннем порядке в 2020 году

— Приведу в пример наш Московский институт иностранных языков, — рассказывает ректор МИИЯ, директор Экзаменационного центра Кембриджского университета в России Амет Володарский. — Каждый диплом подтверждается профессиональным сертификатом Кембриджского университета о профессиональном владении тем или иным языком. Организации, в которых нужны переводчики, за нашими ребятами в очереди стоят. Их ждут в МИДе , в международном отделе Газпрома . Переводческий факультет с 4-го курса уже весь расписан. Наши сертификаты известны на Западе . А учиться дешевле, чем на платном курсе государственного вуза, — год обучения обходится студенту в 2000 евро.

За счет чего экономят частные вузы?

— Во-первых, мы не платим дорогую аренду, вся недвижимость у нас в собственности, — продолжает Володарский. — У нас свои библиотека, архивы, техника. За счет этого и приемлемая цена. Более того — не только у нас, но и во всех солидных частных вузах есть система поощрительных скидок за отличную сессию — до 20 процентов. Заманчиво.

ЧТО ПОЧЕМ

То, что частные вузы много доступнее по деньгам, чем государственные, подтвердило и недавнее исследование образовательного агентства «РейтОР» (см. «КП» от 6.07.09). Например, оказалось, что самый дорогой вуз по специальности «менеджмент и экономика» — МГИМО — 249 400 рублей за год. На втором месте — Высшая школа экономики — 234 800. Третье место занял МГУ имени Ломоносова — 191 200. Обучение же по этой модной специальности в продвинутом частном вузе обойдется в Российской экономической школе в 119 400 рублей в год, в Международной академии бизнеса и управления — 45 900 рублей, в Институте деловой карьеры — 35 000 рублей. При этом аккредитованные частные вузы выдают такие же дипломы государственного образца.

Как определить надежный частный вуз?

Посмотрите сколько лет он работает.

Попросите, чтобы вам показали состав преподавателей — сколько докторов наук, сколько кандидатов, сколько работают на полной ставке и не являются совместителями.

Является ли помещение для занятий собственностью вуза.

Обязательно выясните, как трудоустраиваются выпускники, желательно поговорить об этом с теми, кто вуз уже окончил.

Как организована студенческая жизнь — в солидном вузе ей уделяют немало времени.

Как составлен договор на обучение. Если прописано право вуза менять стоимость обучения во время учебы — берегитесь, цены могут через какое-то время подскочить. Солидные вузы меняют стоимость контракта только на величину инфляции.

Поступление в вуз: на что ориентироваться абитуриенту-2019

В какие университеты стоит поступать? Есть ли смысл идти на платное? Остались ли частные вузы, где учиться не нужно, зато можно получить солидную корочку? В самом конце прошлого года Высшая школа экономики и Яндекс завершили мониторинг итогов приемной кампании в российские вузы в 2018 году. Исследование, выполненное при участии Минобрнауки России и Рособрнадзора , впервые включало филиалы и негосударственные вузы.

По сути мы, наконец, получили полную картину поступления в высшие учебные заведения. Абитуриенты-2019 могут оценить свои шансы оказаться среди первокурсников, разобраться какие образовательные программы наиболее востребованы, после каких есть шанс получить неплохую работу.

Прокомментировать результаты исследования я попросил ректора НИУ Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова .

— Ярослав Иванович, по данным мониторинга, все больше студентов учатся за деньги – свои и родителей. В 2018 году почти 39 процентов ребят поступили на коммерческие отделения госвузов или на платные программы в вузы негосударственные. Получается, что высшее образование у нас постепенно становится платным, а, значит, менее доступным для не очень состоятельных граждан?

— Если говорить о доступности высшего образования, то она определяется не количеством платных студентов, а числом бюджетных мест. И здесь никаких ухудшений нет. В законе есть норма – не меньше 800 бюджетных мест на 10 тысяч человек соответствующего возраста. И она строго соблюдается.

Почти 25 процентов ребят, решивших учиться на платных отделениях, — школьные отличники

В целом доля платного высшего образования не увеличивается. Зато меняется его структура. И меняется позитивно.

Почти 90 процентов тех, кто поступал на заочных и вечерних отделениях, платили за учебу. Теперь доля таких студентов снижается за счет того, что спрос перемещается от самых дешевых программ, дающих «облегченное» высшее образование, к очным. Понятно, что они дают более фундаментальное и глубокое образование.

Напомню, что наш мониторинг затрагивает только очное образование. Так вот — доля платных студентов-очников выросла за 8 лет с 25% до почти 40%. Это отражает постепенное «обучение» людей правильному поведению на рынке высшего образования. Они понимают, что выгоднее инвестировать больше усилий и денег в свое обучение или обучение своих детей, чем сэкономить и потом получать низкую зарплату. «Премия за образование» у выпускников очных отделений значительно выше, чем у заочников. Зарплаты тех, кто учился очно и получил хорошее образование, в полтора-два раза выше, чем у тех, кто получал образование заочно.

Сколько студентов платят за свое обучение

— Платный прием на экономические и гуманитарные направления не первый год многократно превышает бюджетный. То есть люди что-то такое знают, раз готовы платить. Но при этом власти постоянно твердят о том, что экономические и некоторые гуманитарные специальности не востребованы на рынке труда. Но эти уговоры не срабатывают…

— За последние 5-7 лет наша экономика не только выдержала западные санкции – несмотря на скромные цифры роста, она начала развивать самые разные отрасли, переходить от модели «качаем нефть, а остальное все покупаем» к более сбалансированной. На рынке труда сегодня востребованы абсолютно любые специальности. Но нужны люди с серьезными умениями, а не обладатели диплома с надписью. И неважно, какая это надпись – «экономист» или «инженер».

На каких направлениях подготовки больше всего платников

У неизменной популярности высшего образования в сфере экономических и гуманитарных наук есть важная причина. Сейчас буквально за пять лет возникают новые профессии, а привычные пропадают. Люди видят, что рынок труда нестабилен. Социально-экономическое и гуманитарное образование дает более широкие перспективы, оно более гибкое, чем узко специализированное инженерное или сельскохозяйственное образование.

Стоит ли поступать в филиалы госуниверситетов и в негосударственные вузы?

— Можно ли говорить, что филиалы вузов — те, которые сохранились после зачисток Рособрнадзора — подтянули уровень преподавания до уровня головных университетов?

— Да, разрыв в среднем всего 5 баллов. И часть этого разрыва – это не качество образования, а «эффект столицы». Особенно выделяются крупные филиалы ведущих столичных вузов. Они сопоставимые по своим возможностям с головными вузами своего региона. Это отличная новость с точки зрения географической доступности качественного образования. Сейчас можно поступить в местный филиал ведущего вуза и получить качественное образование, вполне сравнимое с тем, которое бы студент получал, если бы учился не в филиале, а в самом столичном вузе.

Средний балл зачисленных в филиалы и негосударственные вузы всего на 5 отличается от балла поступивших в госвузы

— В прошлом году средний бал поступивших на бюджетные отделения ведущих вузов снова вырос. Насколько объективны эти данные? Не говорят ли они лишь о том, что уровень заданий на ЕГЭ снизился?

— Данные совершенно объективны. В этом году мы дополнительно проверили их через общероссийскую базу Рособрнадзора. Уровень ЕГЭ не падает. Я знаю только один широкомасштабный срыв в 2013 году. Он был связан с массовым сливом заданий через интернет до экзамена. Тогда, действительно, был «скачок» проходного балла, а в следующем году – резкое снижение. Многие абитуриенты-2014 тогда не попали в вузы, в которые могли бы поступить. Просто не подали в них документы, испугавшись завышенного проходного прошлого года.

Похоже, что в Москве в этом году средних балл поступивших на бюджет будет около 79

При этом, действительно, постепенно уровень сдачи ЕГЭ растет. Бывают падения по отдельным предметам, но в среднем на 0,5-1 балл он каждый год поднимается. Причины две, и обе позитивные.

Читайте так же:  Заявление на увольнение лнр

Во-первых, растет качество школьного образования – начинает сказываться повышение зарплаты учителей. Это подтверждается ростом показателей России в международных измерениях качества школьного образования – TIMMS и PISA.

Во-вторых, школы и учащиеся постепенно овладевают техникой сдачи ЕГЭ. Вспомните, что в первые годы, когда ЕГЭ ввели, был массовый стон, что школа не умеет к нему готовить. Потом была волна «пособий по сдаче ЕГЭ», которые чуть ли не вытеснили с магазинных полок собственно учебники.

Средний балл поступивших на платные отделения растет каждый год

— Интересные результаты первого мониторинга негосударственных вузов… Средних балл ЕГЭ поступивших в них вполне сравним со средним баллом вполне солидных государственных вузов. То есть частные вузы предоставляют уровень образования, сравнимый с уровнем государственных вузов?

— Усредненные характеристики здесь не работают. Можно уверенно утверждать, что есть ряд негосударственных вузов, в которых обеспечивается качество не хуже среднего по государственным вузам. В целом лучшая часть этого сектора заслуживает большей поддержки. Хорошие негосударственные вузы более чувствительны к запросам студентов и их семей, быстрее внедряют инновации.

Самые сильные негосударственные вузы. Московских в списке не так много.

И есть большое количество государственных вузов, в которых качество приема (а значит, и репутация) – на уровне самых слабых негосударственных. В группе вузов, принявших на платное обучение больше половины троечников, — 127 головных государственных вузов и всего 35 негосударственных.

А 57 госвузов приняли на бюджет больше половины троечников! Негосударственных вузов, отличившихся таким образом, всего два.

Нужны ли нам технари-троечники?

— В среднем уровень поступающих на технические, инженерные специальности довольно низкий. Это, по-видимому, связано с увеличением в последние годы количества бюджетных мест на эти специальности. Понятно, что стране нужны инженеры и конструкторы. Но помогут ли стране в этом деле слабые специалисты?

— Почему-то чиновники, ответственные за образование, решили, что они могут внести вклад в развитие экономики, просто увеличивая контрольные цифры подготовки инженеров за бюджетные деньги. Между тем спрос на инженеров определяется тем, как быстро развиваются предприятия реального сектора экономики, как они внедряют новые технологии. Здесь Россия пока что находится в группе отстающих. Доля предприятий с технологическими инновациями у нас ниже 10%. В Германии – 50%. Даже в восточноевропейских странах 20-25%.

17,3 % зачисленных на бюджетные места — троечники

Результат – в большинстве реальный, платежеспособный спрос на инженеров ниже их выпуска в несколько раз. Предлагаемые зарплаты – невысокие, часто ниже, чем у квалифицированных рабочих.

Бюджетные места заняты троечниками, а платные – абитуриентами с рекордно низкими показателями по баллам ЕГЭ для поступления. Это характерно для таких направлений, как «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства».

Политика «примем побольше инженеров и технологов», ориентировавшаяся на увеличение бюджетных мест по актуальным для экономики страны специальностям без оглядки на качество приема (а во многих случаях и на платежеспособный спрос предприятий соответствующих отраслей), не могла привести – и не привела – к положительным результатам. Если студенты видят, что рабочие места есть в лучшем случае для каждого второго-третьего из них, что зарплата, на которую их готовы приглашать предприятия, – низкая, они слабо заинтересованы в учебе. И это, в свою очередь, демотивирует даже лучших из них.

Как выйти из заколдованного круга? Прежде всего, отказаться от зачисления заведомо слабых абитуриентов. Для будущих инженеров должен быть порог 60 (а лучше 65) баллов по математике и физике. Именно такие пороги ввели сегодня наши лучшие инженерные школы – Физтех , МИФИ, Питерский и Томский политехи, Бауманка, Горный, МИСИС . Их выпускники не имеют проблем ни с трудоустройством, ни с заработком.

Второе необходимое условие – нам нужно самым серьезным образом укрепить научную и проектную части технических вузов. Готовить инженеров для будущего, а не для прошлого.

Самые сильные вузы страны (по мнению абитуриентов)

— Но стране же нужны специалисты в сельском хозяйстве, в рыбной промышленности, хорошие транспортники. Что делать?

— Не снижать требования ни в коем случае. Стране нужны специалисты, но сильные профессионалы. Может быть, вернуть подготовительные отделения, чтобы подтягивать слабых выпускников школ. Может быть, ввести специальные программы прикладного бакалавриата на базе лучших колледжей. И, конечно, создавать примеры высокого качества подготовки, чтобы вернуть в эту сферу культуру современных стандартов высшего образования. Характерно, что, по данным мониторинга, даже результаты приемной компании ведущих аграрных и пищевых университетов, вузов транспорта и легкой промышленности заметно ниже 70 баллов.

Парадокс в том, что все перечисленные отрасли устойчиво растут и вроде бы должны требовать современных специалистов. Надо формировать новых «чемпионов» с опорой на самые передовые технологии, которые только удастся найти в мире.

В каких регионах учатся самые сильные студенты

Поступил не туда

— Есть очень серьезная проблема – даже сильные выпускники технических вузов не всегда после окончания вуза могут найти достойную их образования работу. Вообще, можно ли проследить взаимосвязь полученной специальности и успешной работы молодого специалиста? Ведь далеко не все поступившие на бакалавриат через 4 года устраиваются по специальности. Нужно ли переживать родителям, если ребенок, получив диплом, например, медиакоммуникатора идет дальше учиться на психолога или социолога?

— Увы, время уверенного выбора специальности на всю жизнь в 18 лет для большинства уходит. Это не чья-то злая воля или огрехи управления. Просто так меняются экономический и технологический уклады. Поэтому, переживать из-за смены профессиональной траектории обучения не стоит. Это нормально. Наоборот, магистратура по другому направлению расширяет кругозор, повышает спрос на человека. Я бы сказал, что сегодня нормальным является любая карьера – и последовательная, не выходящая за рамки первоначально выбранной специальности, и «расширяющая компетенции» — физик+биолог, юрист+психолог.

Неудачно, если вы совсем отбрасываете освоенное. 5-10 процентов студентов просто понимают, что специальность, на которую он в свое время поступил, не его. Но такое было во все времена.

СОВЕТ ОТ РЕКТОРА

Как оценить свои шансы на поступление?

— Что бы вы посоветовали абитуриентам-2019? Есть ли какие-то особые секреты приемной компании этого года?

— Нет, в 2019 году изменений ни в правилах приема, ни в наборе ЕГЭ не произойдет. Так что можно ориентироваться на результаты 2018 года.

Как использовать мониторинг для оценки своих шансов? В первую очередь, не забывайте, что он составлен на основе среднего балла, а не проходного. Проходной (минимальный балл с которым был зачислен последний по рейтингу абитуриент) сильно колеблется год от года. Мы даже перестали его публиковать, чтобы не дезориентировать школьников. Чтобы оценить свои шансы, вычтите 10 из среднего балла зачисленных в 2018 году на выбранное направление подготовки. Если результат выше, то у вас большие шансы попасть в желаемый вуз и факультет.

Если вы хотите поступить ведущий вуз на направление подготовки, где мало бюджетных мест, а показатель качества приема выше 95 – велика вероятность, что все места окажутся заняты победителями и призерами олимпиад. Участвуйте в олимпиадах школьников – их, кроме всем известных Всероссийской, Ломоносова и Высшей пробы, еще десятки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обычная тема для споров родителей абитуриентов – идти ли на бюджет вуза, куда не очень хочется, или на платное в вуз мечты. В 2019 году абитуриенты снова получат возможность брать образовательные кредиты Сбербанка. Берите смело – весь срок обучения вы платите только проценты, а кредит отдаете в течение 10 лет после окончания. И это гораздо менее обременительный платеж, чем ипотека. Посмотрите, есть ли у университета, куда вы собираетесь поступать, программы поддержки платных студентов (скидки за хорошее обучение), какая доля платников переводится на бюджетное обучение.

Чем отличается государственный институт от негосударственного в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here