Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Самая важная информация по теме: "Дисциплинарная ответственность педагогических работников" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности

ПОРЯДОК привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности

  1. Порядок привлечения учащихся общеобразовательных организаций к дисциплинарной ответственности (далее – Порядок) устанавливает общие требования и определяет процедуру привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности в общеобразовательных организациях.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_prikaza_minobrnauki.doc 90.41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной

В соответствии со статьей

Федерального закона от

«Об образовании в Российской Федерации» п р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемый Порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности.

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации
от « » 201___ г. №

ПОРЯДОК привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности

  1. Порядок привлечения учащихся общеобразовательных организаций к дисциплинарной ответственности (далее – Порядок) устанавливает общие требования и определяет процедуру привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности в общеобразовательных организациях.
  1. Порядок обязателен для применения всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере общего образования, и распространяется на всех учащихся в данных организациях, независимо от форм обучения.

Привлечение к дисциплинарной ответственности учащихся иностранных
граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом,
осуществляется в соответствии с настоящим Порядком Дисциплинарная
ответственность не применяется к учащимся, осваивающим основные

образовательные программы начального общего образования, а также к учащимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

3. К учащемуся совершившему дисциплинарный проступок, могут быть
применены следующие дисциплинарные взыскания:

-отчисление из организации, осуществляющей общеобразовательную

  1. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни учащегося, пребывании его на каникулах. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
  1. Служебная записка в течение трех рабочих дней с момента обнаружения проступка направляется сотрудником образовательной организации в Комиссию.
  1. Факт дисциплинарного проступка фиксируется в решении комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее –

Комиссия) как по отдельности так и в совокупности. Обязательным является указание времени, места, сути и обстоятельств дисциплинарного проступка. Днем обнаружения проступка считается день, когда о проступке стало известно Комиссии.

15. Грубым дисциплинарным проступком считается:
-неоднократные дисциплинарные проступки;

-появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

-совершение на территории образовательной организации действия попадающего под уголовную или административную ответственность;

-аморальный проступок, совершенный учащимся, по месту учебы, связанный с исполнением им своих обязанностей;

-оказание негативного влияния учащимся на других участников

образовательного процесса, при нарушении прав, свобод и законных интересов других учащихся и сотрудников образовательной организации;

-неосвоение в установленные сроки образовательной программы,

невыполнение учебного плана;

-установление Комиссией нарушения учащимся дисциплинарных требований, повлекших за собой тяжкие последствия.

26. Не допускается отчисление учащихся как меры дисциплинарного
взыскания по инициативе организации, осуществляющей образовательную
деятельность, во время их болезни, каникул, отпуска по беременности и родам или
отпуска по уходу за ребенком.

  1. Отчисление из любой образовательной организации обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с согласия органов опеки и попечительства.
  1. К воспитанникам специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут применяться меры взыскания, установленные Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  1. Образовательная организация в трехдневный срок должна проинформировать органы местного самоуправления по месту регистрации и/или жительства отчисленного, если адрес регистрации не соответствует адресу его преимущественного или постоянного места проживания.
  1. Учащегося ознакамливают с приказом о дисциплинарном взыскании под личную подпись.

Источник: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2013/01/15/ob-utverzhdenii-poryadka-privlecheniya

8.3. Правовая ответственность педагогических работников

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.

Как ранее уже отмечалось, правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает, следует сказать, специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е., как отмечалось в главе 2, представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права.

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер. К примеру, в п.1 ст.13 закона законодатель обязывает образовательное учреждение указывать в своем Уставе права и обязанности участников образовательного процесса. Путем расширительного толкования становится понятным, что в этой норме опосредовано речь идет и об ответственности педагогических работников, которую должен содержать Устав. Во-первых, педагогические работники являются одним из важнейших участников образовательного процесса, а, во-вторых, разновидностью их юридических обязанностей является их правовая ответственность.

Читайте так же:  Претензия о невыплате заработной платы

Несколько более подробно, но, опять-таки опосредовано, закон говорит об ответственности педагогических работников посредством перечисления оснований ответственности самого образовательного учреждения (п.3 ст. 32), о чем речь уже шла в предыдущей главе. Отметим лишь, что большинство из этих оснований имеет прямую связь с профессиональной деятельностью педагогических работников (подпункты 2), 3), 4) п.3 ст. 32).

«Образовательно-трудовая» ответственность педагогических работников предусматривается п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании». К числу оснований для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения (причем, без согласия профсоюза педагогических работников) законодатель относит: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в отличие от предыдущего, практически вообще не говорится об ответственности педагогических работников высшей школы. Он ограничивается лишь указанием на то, что «предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения».

Очевидно, что законодатель пошел по пути, во-первых, использования возможностей отраслевого законодательства (трудового, гражданского, административного и, в особых случаях, уголовного) и, во-вторых, предоставления прав по более детальному регламентированию оснований и мер ответственности подзаконных актам. Однако, как показывает анализ типовых положений (об общеобразовательном учреждении и высшем учебном заведении), органы исполнительной власти также не стали подробно формулировать основания и меры юридической ответственности педагогических работников, ограничившись самыми общим предписаниями и также, как и законодатель, отправляя к отраслевому законодательству. Тем самым эта проблема ответственности педагогических работни ков «легла на плечи» самих образовательных учреждений в лице их локальных нормативно-правовых актов – Устава, правил внутреннего распорядка (ПВР) и т.д.

Так, в упоминавшемся Уставе Пермского государственного педагогического университета в п. 54 прямо записано, что за нарушение Устава Университета, трудовой дисциплины, Правил внутреннего распорядка и Правил проживания в общежитии, на работников Университета могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации: замечание, выговор, увольнение с работы». Раздел 6 ПВР того же Университета содержит весьма подробную характеристику как мер дисциплинарной ответственности работников Университета, так и порядка его применения. Некоторые вузы расширяют перечень мер дисциплинарной ответственности к своим работникам: в Правила внутреннего распорядка Уральской академии государственной службы помимо замечания, выговора и увольнения предусмотрен и строгий выговор (п.31 ПВР).

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам общеобразовательного учреждения (учителям школы) и высшей школы (профессорско-преподавательскому составу вуза), то они сводятся к следующему.

Учителя школынесут дисциплинарную ответственность за:

— повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

— применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим на­силием над личностью обучающегося;

— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий;

— некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

— недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;

— несоблюдение требований техники безопасности и ох­раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти­вопожарной и экологической безопасности.

Профессорско-преподавательский состав вузанесет ответственность фактически за те же проступки, но «адаптированные» к условиям педагогической деятельности в высшей школе. Скажем, в соответствии с п.84 Устава Уральского государственного университета им А.М. Горького, научно-исследовательская работа является обязанностью всего штатного профессорско-преподавательского состава, поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Тем самым, неисполнение либо некачественное выполнение этой обязанности, установленной в определенной порядке (при проведении аттестации, анализ количества и качества публикаций и др.) может рассматриваться как основание для, например, объявления выговора преподавателю. То же самое можно сказать, например, и по отношению к систематическому отказу преподавателя от повышения своей квалификации на факультетах (институтах) повышения квалификации и т.д.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нестигражданско-правовуюиматериальную ответственность.Заметим, что такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

Аналогичная ответственность педагогического работника предусматривается ч.1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей».Важно подчеркнуть, что частью 2 той же статьи работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Педагогические работники, как можно видеть, полностью подпадают под действие данной нормы гражданского законодательства. Что касается вреда (в ГК РФ не говорится, о каком именно вреде – имущественном или неимущественном – идет конкретно речь), то он может быть нанесен педагогическим работни корм как самому образовательному учреждению, так обучающимся и иным работникам образовательного учреждения. Что касается собственно содержания, размера и значимости вреда, то это определяется исходя из совершенного противоправного деяния работника в установленном законодательством порядке.

Читайте так же:  Родственники ужаснулись вскрыв гроб с погибшим солдатом в 2020 году

Что касается нарушений педагогическим работником трудового законодательства, то к нему применяются меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ, к которым относятся замечание, выговор, увольнение. Как уже было показано выше, в образовательном законодательстве предусматриваются (по сути дела, дублируются) все эти меры, что и дало основание обозначить как меры образовательно-трудовой ответственности.

Наконец, педагогический работник как45 и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст.ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса. Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя (образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ). Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

— когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

— недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

— умышленного причинения ущерба;

— причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

— причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

— разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Правовая ответственность иных категорий педагогических работников, не рассмотренных в данном параграфе, то она нечем в принципе не отличается от ответственности учителей школы и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

В порядке заключения следует заметить, что вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. В этом отношении вновь уместно обратить внимание на Проект Общей части Кодекса РФ об образовании, в котором впервые его разработчики уделили самое пристальное внимание теме юридической ответственности различных категорий участников образовательных правоотношений, в том числе и педагогических работников. Этому уделено16 статей главы 19 Проекта, что, думается, совершенно правильно. В частности, помимо «традиционных» мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса РФ, статье 193 Проекта предлагает установить еще одну меру ответственности: временное отстранение педагогического работника, совершившего проступок, от ведения занятий на срок до окончания четверти (в школе) или семестра (в вузе).

Такова общая характеристика правовой ответственности педагогических работников, внимание к которой в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе и, может быть, особенно, в сфере образования, несомненно, будет возрастать.

Вопросы для самопроверки, размышлений, практические задания

Каковы причины и необходимость различения групп работников образования? Приведите аргументы, помимо тех, о которых сказано в главе, в пользу того, что педагогические работники действительно представляют собой центральную категорию работников образования.

Чем отличаются правовые статусы различных категорий работников образования? Каковы последствия таких различий?

3. В чем существенные различия между понятиями «субъективное право» и «законный интерес» применительно к педагогическому работнику. Попытайтесь графически «сконструировать» правовой статус: а) учителя начальной школы; б) педагога старших классов общеобразовательного учреждения; в) преподавателя высшей школы. Выделите и прокомментируйте основные различия этих статусов.

4. Проанализируйте основные локальные нормативно-правовые акты своего вуза (Устав, Правила внутреннего распорядка и др.) на предмет выявления в них основных прав и обязанности педагогических работников Вашего вуза. Попытайтесь их систематизировать с точки зрения принадлежности их к различным группам: образовательным (педагогическим), личным (гражданским), политическим, экономическим, в т.ч. трудовым, социальным, культурным, информационным.

5. Попытайтесь составить собственную классификацию правонарушений педагогических работников различных категорий. Могли бы вы предложить законодателю какие-либо новые меры юридической ответственности педагогического работника и те основания, по которым она может быть возложена?

Контактная информация
© 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/83.php

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Рассмотренные в предыдущем материале «Академические права педагогических работников в РФ» права педагогических работников всегда соотносятся с установленными для них профессиональными обязанностями.

Обязанности педагогических работников, наряду с ответственностью за их неисполнение или ненадлежащее исполнение:

  • установлены статьей 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018).
Читайте так же:  Покупка недостроенного дома с земельным участком документы в 2020 году

На педагогических работников распространяются также «общие» обязанности, предусмотренные:

  • нормами статьи 21 «Основные права и обязанности работника» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018) для всех работников, работающих по трудовому договору.

В трудовых обязанностях педагогического работника следует выделять две части:

обязанности, прописанные в законодательстве об образовании и трудовом законодательстве;

должностные обязанности, предусматриваемые для каждого конкретного в трудовом договоре, заключенном с ним, в должностной инструкции и иных локальных нормативных актах образовательного учреждения, а также в профессиональных стандартах, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии с действующим законодательством администрация образовательного учреждения имеет право:

распределять должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, между несколькими исполнителями;

при разработке должностных инструкций уточнять перечень работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях, а также устанавливать требования к необходимой специальной подготовке педагогических работников;

в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников образовательного учреждения расширять круг должностных обязанностей педагогического работника по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

При этом без изменения наименования должности:

педагогическому работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей,

близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

п.п. 5 и 6 Раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Данные положения в полной мере сохраняют свою актуальность, поскольку вытекают:

из общих положений и требований трудового законодательства,

а также статуса образовательного учреждения как работодателя.

Рассмотрим основные положения обязанностей педагогических работников, закрепленных в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Обязанность педагогических работников 1: Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне:

  • обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Указанная обязанность педагогических работников включает в себя:

как вполне определенные требования к педагогическим работникам, например, работать в соответствии с утвержденной рабочей программой,

так и обобщенные описания качества труда педагогического работника — обеспечить высокий профессиональный уровень.

В зависимости от этого может решаться вопрос об ответственности педагогического работника:

Видео (кликните для воспроизведения).

она может наступать только в случае доказуемого невыполнения своих обязанностей,

либо ненадлежащего выполнения обязанностей.

Обязанность педагогических работников 2: Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Данная обязанность педагогических работников включает в себя:

требования соблюдать нормы различного характера и, соответственно,

влекущие принципиально разные последствия в случае несоблюдения.

Несоблюдение правовых требований влечет различные виды юридической ответственности.

Иные же нормы обеспечиваются другим образом, однако, их нарушение в отдельных случаях также может влечь правовые последствия:

  • например, совершение аморального проступка, не совместимого с продолжением работы, может повлечь увольнение работника, выполняющего воспитательные функции, исходя из статьи 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» Трудового кодекса РФ.

Обязанность педагогических работников 3: Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Данная обязанность педагогических работников является:

обязанностью общего характера и не специфична для образовательных отношений;

уважать честь и достоинство окружающих необходимо независимо от того, являются ли они участниками образовательных отношений.

Обязанность педагогических работников 4: Развивать у обучающихся:

  • познавательную активность,
  • самостоятельность, инициативу, творческие способности,
  • формировать гражданскую позицию,
  • способность к труду и жизни в условиях современного мира,
  • формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Данная обязанность сформулирована в общем виде, и достаточно сложно оценить, выполняется ли она надлежащим образом.

Обязанность педагогических работников 5: Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Эта формулировка также достаточно общая, и не обладает необходимой конкретизацией для применения ответственности педагогических работников за невыполнение обязанности.

Обязанность педагогических работников 6: Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья:

соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,

взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Выполнение указанной обязанности становится особенно актуальным в свете тенденций к развитию инклюзивного образования и закрепления специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Обязанность педагогических работников 7: Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень коррелирует с правом на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в 3 года.

При этом программа повышения квалификации педагогических работников, по общему правилу, составляет 16 часов и более. Т.е. формально обучение в течение 16 часов по программе повышения квалификации является реализацией предусмотренного права.

Однако в ряде случаев федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают более высокие требования к повышению профессионального уровня педагогических работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию:

  • например, для педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, продолжительность повышения квалификации должна составлять не менее 108 часов;

п. 22 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897,
п. 22 ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

  • в тестах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по программам среднего профессионального образования конкретная продолжительность программ повышения квалификации педагогических работников не указана, однако указано, что дополнительное профессиональное образование должно получаться с учетом расширения спектра профессиональных компетенций педагогических работников.
Читайте так же:  Сокращение штата госслужащих

Обязанность педагогических работников 8: Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

Особенности аттестации педагогических работников будут рассмотрены в отдельном материале.

Обязанность педагогических работников 9: Проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Указанная обязанность является именно обязанностью педагогического работника, т.е. трудовой обязанностью:

  • исходя из этого, выполняться она должна в пределах рабочего времени педагогического работника, и не за счет средств педагогического работника в случаях, когда выполнение обязанности требует расходов, например, расходов на проезд из отдаленных населенных пунктов в места расположения медицинских организаций.

Обязанность педагогических работников 10: Проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Данное обучение и проверка также являются трудовыми обязанностями педагогических работников, а потому должны проходить в рамках рабочего времени педагогического работника и за счет средств работодателя.

Обязанность педагогических работников 11: Соблюдать устав образовательного учреждения, положение о специализированном структурном образовательном подразделении образовательного учреждения, осуществляющего обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Данная обязанность сформулирована достаточно узко, в действительности на работников чаще всего трудовым договором возлагается обязанность соблюдать все локальные нормативные акты, которые действуют в конкретном образовательном учреждении.

Помимо рассмотренных законодательством об образовании на педагогических работников наложен еще ряд ограничений (обязанностей).

Ограничение 1: Педагогический работник учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя:

не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данном образовательном учреждении,

если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Ограничение 2: Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации:

принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них,

для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни,

для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности,

их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов,

а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.

Ограничение 3: Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей:

в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;

неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, учитывается при прохождении ими аттестации.

Источник: http://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/680-obyazannosti-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-rf

Ответственность учителя
статья на тему

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

Скачать:

Вложение Размер
otvetstvennost_uchitelya.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Читайте так же:  С какого возраста можно воспользоваться материнским капиталом в 2020 году

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он ответственный человек .

Ответственность как личностная черта и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности — показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.

Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/01/25/otvetstvennost-uchitelya

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

За несоблюдение рассмотренных в предыдущем материале «Обязанности педагогических работников в РФ» обязанностей действующее в настоящее время законодательство предусматривает для педагогических работников ответственность, причем виды ответственности могут быть различными.

В частности, может наступать юридическая ответственность, которая требует некоторого пояснения.

В соответствии с ч. 4 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;

неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками их обязанностей также учитывается при прохождении ими аттестации.

Таким образом, законодательство об образовании непосредственно не предусматривает юридической ответственности педагогических работников, а содержит отсылочную норму к другому законодательству.

В частности, к работникам образовательных учреждений (педагогическим работникам) применимы меры ответственности, предусмотренные:

  • Трудовом кодексом РФ,
  • Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и
  • Уголовным кодексом РФ.

Перед своим работодателем работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут следующие виды ответственности:

дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (должностных обязанностей);

замечание, выговор, увольнение по соответствующей статье Трудового кодекса;

материальную ответственность за причинение по вине педагогического работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц, за имущество которых отвечает работодатель.

При этом следует иметь в виду что лишение премии, иной стимулирующей выплаты педагогическим работникам не относится ни к мерам дисциплинарного взыскания, ни к материальной ответственности и в качестве меры ответственности за нарушения применяться не может

Работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут также административную ответственность:

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит две статьи об административной ответственности в сфере образования:

статью 5.57 «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций и

статью 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса».

Большинство видов нарушений, предусмотренных данными статьями, могут быть совершены административными работниками образовательных учреждений (должностными лицами), однако за отдельные нарушения могут понести наказание и педагогические работники. Например, за нарушения в процессе проведения государственной итоговой аттестации частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность педагогических работников.

Вопрос о том, в каких ситуациях педагогический работник может быть признан должностным лицом, требует отдельного рассмотрения применительно к каждой конкретной ситуации, и исходя из определения должностного лица, которое дано в статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ.

Представляется, что в ряде случаев педагогический работник может быть наделен полномочиями, которые бы позволяли отнести его к должностным лицам образовательного учреждения.

Например, если от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся:

педагогический работник принимает решения в отношении приема лиц на обучение и др.,

соответственно, педагогический работник может быть признан должностным лицом и стать субъектом административной ответственности.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда педагогический работник является членом государственной экзаменационной комиссии или ее уполномоченным представителем:

участники ЕГЭ в данном примере не находятся в служебной зависимости от организаторов ЕГЭ, поскольку между ними нет трудовых отношений;

вместе с тем, последние уполномочены удалить лиц, нарушающих запреты, то есть осуществить функцию представителя власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/681-otvetstvennost-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-rf

Дисциплинарная ответственность педагогических работников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here