Досудебное разрешение трудовых споров

Самая важная информация по теме: "Досудебное разрешение трудовых споров" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 38. Досудебное разрешение коллективного трудового спора

Статья 38. Досудебное разрешение коллективного трудового спора

1. Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнения выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

2. Порядок досудебного разрешения коллективного трудового спора осуществляется в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами.

3. Для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них в органе по труду области, органе по труду территории создается служба по урегулированию коллективных трудовых споров, которая входит в систему государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров:

1) осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

2) проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

3) формирует список трудовых арбитров;

4) проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

5) выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

6) оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;

7) организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

8) организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Работники службы по урегулированию коллективных трудовых споров пользуются правом беспрепятственного при предъявлении удостоверения установленного образца посещения организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и установления причин, порождающих эти споры.

4. Трудовой арбитраж создается в установленном порядке сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров и представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решения.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и службой по урегулированию коллективных трудовых споров.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти Тамбовской области и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора, которые передаются сторонам спора в письменной форме.

>
Вступление в силу настоящего Закона (ст.ст. 39 — 40)
Содержание
Закон Тамбовской области от 20 июля 2005 г. N 339-З «Об организации социального партнерства в Тамбовской области».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/28131851/31c8140a2e1dc585c5111b6d2281821d/

Досудебный порядок разрешения индивидуальных и трудовых споров

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора, получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора, информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Заключение

Заканчивая рассмотрения особенностей досудебного урегулирования трудовых споров, обратим внимание на следующее: независимо от того, являетесь ли вы работодателем или работником, при рассмотрении спора в досудебном порядке не стоит пренебрегать услугами специалистов в области трудового права. Порой только они могут способствовать урегулированию сложных трудовых конфликтов и при этом защитить интересы работников.

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации с изм. и доп. на 1 февраля 2004 г. – М.: Проспект, 2004. – 192 с.

2. Айман Т.О. Трудовые споры: Монография: – М.: РИОР, 2004. – 64 с.

3. Гусов К.И. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. – М.: Велби, 2002. –1008 с.

4. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ / Под общей ред. Тихомирова М.Ю. – М.: Юринформцентр, 2002. – 938 с.

5. Молодцов М.В. Трудовое право России: Учебное пособие. – М.: Норма, 2003. – 378 с.

6. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.–289 с.

7. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристъ, 2003. – 560 с.

8. Чижов Б.А., Шомов Е.И. Практика применения Трудового Кодекса РФ: Ответы на вопросы. – М: Бекарт-Пресс, 2003. – 166 с.

9. Фильчакова С.Ю. Проблемы индивидуально-договорного регулирования отношений по применению наемного труда // Академический юридический журнал. №4. 2002. С. 23–26.

[1]Айман Т.О. Трудовые споры: Монография: — М.: РИОР, 2004. — С. 3-4.

[2]Молодцов М.В. Трудовое право России: Учебное пособие. – М.: Норма, 2003. – С. 356.

[3]Чижов Б.А., Шомов Е.И. Практика применения Трудового Кодекса РФ: Ответы на вопросы. – М: Бекарт-Пресс, 2003. – С. 154.

[4]Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристъ, 2003. – С. 498.

[5]Гусов К.И. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. – М.: Велби, 2002. – С. 985.

Источник: http://mirznanii.com/a/26975-3/dosudebnyy-poryadok-razresheniya-individualnykh-i-trudovykh-sporov-3/

Статья 38. Досудебное разрешение коллективного трудового спора

Статья 38. Досудебное разрешение коллективного трудового спора

1. Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнения выборного представительного органа работников при принятии соответствующих локальных нормативных актов.

2. Порядок досудебного разрешения коллективного трудового спора осуществляется в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами.

Читайте так же:  Добровольные удержания из заработной платы

3. Содействие в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур осуществляют государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров — орган по труду области и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.

Стороны коллективного трудового спора вправе обратиться в любой из этих органов за рекомендацией кандидатуры посредника и (или) состава трудового арбитража в соответствии с их компетенцией.

4. Орган по труду области:

1) производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, кроме возникших по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, а также в организациях, финансируемых из федерального бюджета, либо возникающих в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;

2) содействует урегулированию коллективных трудовых споров, используя все предусмотренные законодательством возможности;

3) проверяет (при получении копии требований) получение письменных требований другой стороной коллективного трудового спора, а в случае необходимости — полномочия представителей сторон;

4) выявляет, анализирует и обобщает причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

5) оказывает информационно-методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

6) организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

7) взаимодействует при урегулировании коллективных трудовых споров с представителями работников и работодателей, органами исполнительной власти Тамбовской области и органами местного самоуправления;

8) формирует список посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

9) принимает решение (совместно с работодателем и представителем работников, а при несогласии сторон — самостоятельно) о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях;

10) регистрирует сообщения о предстоящей забастовке, а также о ее приостановлении или возобновлении;

11) разрабатывает в установленном порядке, согласовывает с соответствующими территориальными объединениями профсоюзов, утверждает региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей;

12) устанавливает самостоятельно конкретный минимум необходимых работ (услуг) при отсутствии соглашения между сторонами коллективного трудового спора и органом местного самоуправления о таком минимуме работ (услуг);

13) ведет соответствующую документацию, связанную с разрешением коллективного трудового спора.

Работники органа по труду области имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, при предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственного посещения любых работодателей в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

>
Вступление в силу настоящего Закона (ст.ст. 39 — 40)
Содержание
Закон Тамбовской области от 20 июля 2005 г. N 339-З «Об организации социального партнерства в Тамбовской области».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/28150933/31c8140a2e1dc585c5111b6d2281821d/

Досудебное разрешение трудовых споров

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 ноября 2012 г. N 11-26608 (ключевые темы: индивидуальные трудовые споры — досудебный порядок урегулирования спора — трудовой договор — представление прокурора — сроки выплаты заработной платы)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 ноября 2012 г. N 11-26608

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего Владимировой Н.Ю.,

судей Семченко А.В., Котовой И.В.,

при секретаре Полуховой О.Н.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В., дело по частной жалобе Карпухиной И.Н. на определение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 07 августа 2012 года, которым постановлено:

«Возвратить исковое заявление Карпухиной И.Н.», установила:

Карпухина И.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГУП «Почта России» об обязании расторгнуть трудовой договор, взыскании выходного пособия, заработной платы, компенсации в связи с незаконным лишением возможности трудиться, компенсации за неиспользованный отпуск, возмещении материального ущерба, денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, других причитающихся выплат, возмещении морального вреда, истребовании экземпляра трудового договора, копий документов, связанных с работой, перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с истребуемых сумм оплаты труда, перечислении исчисленного НДФЛ с истребуемых сумм оплаты труда.

Определением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 07 августа 2012 года указанное исковое заявление возвращено заявителю.

Карпухина И.Н. не согласился с указанным определением и подала частную жалобу.

В соответствии с ч. 2 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по дела, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Судебная коллегия, проверив материалы по частной жалобе, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

Возвращая исковое заявление, судья первой инстанции исходил из того, что истцом не соблюден предусмотренный ч. 3 ст. 235 ТК РФ досудебный порядок урегулирования спора.

Однако с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.

Из материалов дела усматривается, что имеет место индивидуальный трудовой спор по заявлению работника на основании ст. 391 ТК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 235 ТК РФ заявление работника о возмещении ущерба направляется им работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.

Читайте так же:  Как написать заявление приставам о алиментах

Между тем данная норма не устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования индивидуального трудового спора.

Статья 391 ТК РФ (рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах) также не предусматривает такой порядок.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к вводу о том, что оснований для возвращения искового заявления Карпухиной И.Н. у суда не имелось, в связи с чем определение судьи от 07 августа 2012 года нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, исковое заявление подлежит направлению в суд для рассмотрения вопроса о его принятии к производству суда ( ст.ст. 133-136 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 330 , 334 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

определение Симоновского районного суда г. Москвы от 07 августа 2012 года — отменить.

Материал возвратить в Симоновский районный суд г. Москвы для рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству суда ( ст.ст. 133-136 ГПК РФ).

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/57658926/

Досудебное урегулирование споров

Практика

Отраслевой опыт

  • Красота и здоровье
  • Медицина и здравоохранение
  • Строительство и ЖКХ
  • СМИ

Нашими специалистами был успешно урегулирован спор в досудебном порядке по вопросу нарушения качества обслуживания.

  • ООО «Британи»
  • Салон красоты «Сона»
  • Косметологическая клиника «Beauty Trend»
  • Массажный салон «Тайландика»

Адвокатами нашей компании было успешно заключено добровольное досудебное соглашение по урегулированию земельного спора.

  • «Клиника доктора Осиповой»
  • «СМ-Клиника»
  • Медицинский центр «Синопсис»
  • Лечебный центр «Возрождение»

Нашими специалистами оказана действенная помощь и защита прав своих клиентов при урегулировании различных споров.

  • ООО «АльпМонтажСтрой»
  • АГ «Строй Альянс»
  • ООО «ФС-Групп»
  • ООО «ЛегионСтройГрупп»

Нашими адвокатами оказано грамотное представление интересов клиента в разрешении спора по договору.

  • Радио «Best FM»
  • Газета «Известия»
  • ЗАО «Ультра Продакшн»
  • LifeNews.ru

Благодарности наших клиентов

Процедура разрешения конфликтных ситуаций и проблем в юриспруденции состоит из двух этапов:

  • урегулирование споров до передачи дела в суд;
  • разрешение конфликтов в судебном порядке.

Практически любая спорная ситуация, связанная с применением нормативно-правовых актов, может быть решена без передачи дела на рассмотрение в судебные органы. Тем не менее, ряд обстоятельств не дает возможности добиться урегулирования конфликта в досудебном порядке:

  • участие в спорном правоотношении государственных и муниципальных органов. Это характерно для налоговых правоотношений с участием налоговых органов;
  • противоположная точка зрения сторон на возможность урегулирования разногласий. Данная ситуация характерна для спора в гражданском процессе;
  • отсутствие необходимых познаний в области права. В этом случае правовая безграмотность не позволяет сторонам конфликта найти и применить норму законодательства, способную разрешить их спор без вмешательства суда (урегулирование).

Добиться, чтобы стороны подписали досудебное соглашение, урегулировали свой конфликт мирным путем – задача, посильная только квалифицированному юристу.

Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе

Досудебное разрешение конфликтов может применяться практически для любой категории спорных ситуаций и конфликтов:

  • досудебное разрешение (урегулирование) налоговых конфликтов с участием налоговых органов;
  • досудебное урегулирование спора в гражданском процессе;
  • заключение мирового соглашения на досудебной стадии в трудовых конфликтах.

Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе может осуществляться следующими способами:

  • претензионная работа специалиста юридической компании в гражданском споре на досудебном этапе. При возникновении спора, вытекающего из условий договора или сделки, обоснованная претензия поможет сторонам прийти к взаимному соглашению о порядке урегулирования спора. Потенциальная судебная тяжба влечет не только потерю времени, но и существенные финансовые затраты, поэтому аргументированная претензия позволит снять большинство спорных вопросов на стадии переговоров или переписки между сторонами;
  • посреднические услуги. Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе может осуществляться путем участия профессионального юриста в качестве посредника между конфликтующими сторонами. Данная функция осуществляется посредством подготовки и проведения переговоров между конфликтующими сторонами с участием юриста-посредника;
  • подача жалоб. В ряде случаев подача жалобы в уполномоченные органы поможет довести досудебное разрешение спора в гражданском процессе до необходимого результата. На практике, именно подача жалобы по делам о защите прав потребителя позволяет эффективно урегулировать спор между потребителем и продавцом (исполнителем).

Досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальные акты налоговых органов по итогам налоговых проверок также могут быть урегулированы в досудебном порядке. При наличии спора с участием налоговых органов досудебное решение конфликта посредством проведения переговоров невозможно, так как регламент налоговых органов не предусматривает подобных налоговых процедур.

Досудебное разрешение налоговых споров подразумевает следующие способы взаимодействия налогоплательщика, его представителя (юриста) и сотрудников налоговых органов:

  • возражения на акты налоговых проверок, проводимых сотрудниками налоговых органов;
  • жалобы на процессуальные акты налоговых органов (решения налоговых органов, постановления налоговых органов, требования налоговых органов), которые подаются в адрес вышестоящего сотрудника налоговых инспекций ФНС.

Досудебное урегулирование налоговых споров является обязательной процедурой только в отношении налоговых решений, вынесенных по итогам выездных и камеральных проверок сотрудниками территориальных налоговых органов. Без ее соблюдения обжалование решений налоговых органов и действий налоговых органов в судебном порядке невозможно. Такое требование предусмотрено законодательством РФ с 2009 года.

Досудебное урегулирование налоговых споров по обязательной процедуре реализуется посредством подачи жалобы на процессуальные акты налоговых органов, вынесенные по итогам проведения налоговых проверок. Жалоба подается в адрес вышестоящих должностных лиц налоговых органов.

Обязательное досудебное урегулирование споров

Обязательное урегулирование споров до суда предусмотрено нормативно-правовыми актами ряда отраслей права. Особое значение процедура обязательного досудебного разрешения спора (его урегулирование) имеет в налоговых правоотношениях.

Процедура обжалования действий налоговых органов и актов налоговых органов до суда имеет ряд несомненных преимуществ:

  • подача жалобы на решения налоговых органов в ряде случаев значительно сокращает общий срок урегулирования спора, ведь досудебное рассмотрение дела в суде может затянуться на месяцы, и даже годы. Для процедуры обжалования налоговых актов сотрудников налоговых органов предусмотрены жесткие сроки, не превышающие двух месяцев с момента подачи жалобы в адрес вышестоящих налоговых органов:
  • обжалование действий налоговых органов может осуществляться самим налогоплательщиком и не влечет никаких дополнительных затрат;
  • регламент обжалования действий налоговых органов и решений налоговых органов постоянно упрощается в интересах соблюдения и защита прав налогоплательщиков;
  • обжалование действий налоговых органов и решений налоговых органов позволяет значительно отложить по времени срок вступления в силу процессуальных решений налоговых органов. На период обжалования решения налоговых органов не подлежат принудительному исполнению, что позволяет временно избежать наступления штрафных санкций по итогам камеральных налоговых проверок и выездных налоговых проверок.
Читайте так же:  Огромные долги по кредитам что делать

Рассмотрение жалоб на действия налоговых органов и решения налоговых органов по итогам налоговых проверок осуществляется на основании материалов проверки, при этом по итогам рассмотрения жалоб налогоплательщик не может быть подвергнут более суровому наказанию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итогом рассмотрения жалобы на действия налоговых органов и решений налоговых органов по итогам налоговых проверок может быть:

  • удовлетворение жалоба на действия налоговых органов и решений налоговых органов;
  • отказ в удовлетворении жалобы на действия налоговых органов и решений налоговых органов.

Во втором случае у налогоплательщика возникает право на обжалование решений налоговых органов в судебном порядке.

Досудебное урегулирование трудовых споров

Досудебное урегулирование трудовых споров также может являться обязательной процедурой в случаях, если на предприятии создана и действует комиссия по трудовым спорам. Если подобная комиссия сформирована, рассмотрение трудовых конфликтов проводится этим органов на основании заявления работника. Данная процедура относиться только к процедуре урегулирования индивидуальных трудовых конфликтов. Для рассмотрения трудовых конфликтов в комиссии по трудовым разногласиям работник подает в ее адрес заявление с изложение сути спора или оснований возникновения трудовых конфликтов с работодателем.

Если комиссия по трудовым спорам в течение десяти дней не приступила к рассмотрению трудовых споров работника, у него возникает право на обращение в суд с исковым заявлением о решении трудовых споров.

Комиссия по трудовым спорам может выносить решения по сути трудовых конфликтных ситуаций, которое может впоследствии обжаловать в судебном порядке обеими сторонами трудовых конфликтов.

Досудебное урегулирование трудовых споров может заключаться в переговорах между работодателем и представителями трудовых коллективов. Данные случаи характерны в случае возникновения коллективных трудовых споров. Решение трудовых конфликтов в таком порядке осуществляется путем проведения коллективных переговоров с участием обеих сторон трудовых правоотношений.

Соглашение о досудебном урегулировании спора

Соглашение заключается между сторонами конфликта по итогам переговоров, рассмотрения жалоб и претензий, а также в случае признания правомерности требований второй стороны.

Подобные соглашения получили наибольшее распространение при разрешении конфликтных ситуаций в гражданском праве, когда стороны имеют возможность решать споры без участия государственных органов. Согласительные процедуры приводят к подписанию взаимовыгодного соглашения между сторонами в гражданском споре, которое позволяет существенно сэкономить средства на возможное ведение судебного процесса. Неисполнение условий досудебного соглашения в гражданском процессе оставляет за сторонами право на обращение в судебные органы для защиты своих прав и интересов в гражданском споре.

В урегулировании спора и налоговых разногласиях заключение такого соглашения невозможно, регламент работы налоговых органов не предусматривает подобных процедур. Даже если налоговый орган признает правоту налогоплательщика при рассмотрении жалобы, у него существует возможность отменить акт нижестоящих налоговых органов без заключения соглашения о мирном решении спора.

При рассмотрении трудовых конфликтов заключение такого соглашения допускается, однако на практике его можно достичь только при урегулировании коллективных трудовых споров. Проведение коллективных переговоров подразумевает согласование условий коллективного договора, которые редко становятся предметом судебного разбирательства.

Источник: http://advokat-malov.ru/corp-uslugi/dosudebnoe-uregulirovanie-raznoglasij.html

Досудебный порядок разрешения индивидуальных и трудовых споров

Содержание

1. Понятие трудового спора. 3

2. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. 4

3. Досудебный порядок разрешения коллективных трудовых споров. 9

Список литературы.. 16

Введение

В ходе коммерческой деятельности у любого хозяйствующего субъекта, так или иначе, возникают спорные ситуации с контрагентами. Их можно решить через суд, а можно просто договориться без привлечения представителей судебной власти. Однако подобное урегулирование споров должно происходить по определенным правилам, которые предусмотрены российским законодательством и деловой практикой.

Досудебный порядок урегулирования используется также при разрешении конфликтных ситуаций между предпринимателями и органами государственной власти, например налоговыми.

Под термином «досудебный порядок урегулирования споров» принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления от одной спорящей стороны другой, установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить конфликт без обращения в суд.

Как уже отмечено, подобная форма разрешения противоречий возможна в различных хозяйственных и публично-правовых отношениях, поэтому нюансы процедуры досудебного урегулирования зависят от характера спора. В реферате мы рассмотрим их основные виды, с которыми можно столкнуться на практике.

Но для начала мы должны узнать, что такое трудовые споры и каковы причины их возникновения.

1. Понятие трудового спора

Трудовые споры – это разрешаемые в установленном порядке неурегулированные разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда и их применения.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Закрепление этого права является
важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих
граждан.

Причины трудовых споров – нарушение трудовых прав работников и работодателей, а также отказ признать за работником или коллективом работников то или иное право, которое проявляется и обусловливается действием различных факторов:

1) субъективного характера:

· незнание трудового законодательства, низкая правовая культура; неверное толкование трудового законодательства; сознательное игнорирование законных прав и интересов работников и работодателей;

2) объективного характера:

· отсутствие денежных средств на оплату, охрану труда, предоставление льгот (экономический фактор);

· разрыв в оплате низко- и высокооплачиваемых работников (социальный фактор);

· несовершенство трудового законодательства (организационно-правовой фактор)[1].

Чтобы устранить причины, порождающие трудовые споры, необходимо:

— осуществлять правовое обучение;

— улучшать организацию производства и труда работников;

— совершенствовать трудовое законодательство;

— усиливать контроль за его исполнением.

2. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Согласно ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании закона, иных нормативных правовых актов, включая локальные акты, либо условий трудового договора. По заявлению работника индивидуальный спор может возникнуть, например, о неправомерности перевода или о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. Индивидуальные трудовые споры, как говорит Молодцов М.В., возникают по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, иных локальных актов, регулирующих трудовые отношения работников с работодателем, а также условий трудового договора[2].

Читайте так же:  Устройство и работа инжекторных двигателей

Индивидуальные трудовые споры искового характера, возникающие по поводу применения нормативных актов, договоров и соглашений, связанные с подачей заявления (предъявлением искового заявления) в юрисдикционный орган, именуются конфликтами права. В основе этих споров лежит действительное или мнимое нарушение трудового права работника или группы работников либо отказ признать за работником или группой работников того или иного права (например, права на премию, отпуск). Индивидуальные споры искового характера разрешаются в комиссии по трудовым спорам и в суде.

Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются судом непосредственно либо с соблюдением досудебного порядка рассмотрения споров в комиссии по трудовым спорам (КТС).

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляется работодателем.

Из состава комиссии по трудовым спорам избираются председатель и секретарь комиссии.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Ей не подведомственны споры:

· рассматриваемые непосредственно в суде;

· споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника;

· споры неискового характера (об интересах, об установлении условий труда);

· споры по вопросам, относящимся к другим отраслям права (связанные с исчислением трудового стажа для пенсий, пособий).

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии в решении комиссии по трудовым спорам указываются:

· наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

· даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

· фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

· существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

Источник: http://mirznanii.com/a/26975/dosudebnyy-poryadok-razresheniya-individualnykh-i-trudovykh-sporov

Досудебный порядок разрешения индивидуальных и трудовых споров

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Решение КТС может быть пересмотрено. Если в процессе исполнения между сторонами спора возникают разногласия по поводу толкования, КТС вправе вынести дополнительное решение, разъясняющее первое.

3. Досудебный порядок разрешения коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор (ст. 398 ТК РФ)– неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Читайте так же:  Заявление на алименты работодателю

Предметом коллективного спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников либо отдельных их категорий или профессиональных групп. Эти требования могут выдвигаться как в период принятия (заключения) коллективных договоров, соглашений, так и по поводу их исполнения и применения.

Это споры неискового характера, возникающие по вопросам установления или изменения условий труда. В их основе лежит требование коллектива работников изменить условия труда в лучшую сторону[3].

Коллективные споры могут возникнуть из следующих правоотношений, производных от трудовых:

· правоотношения работников с работодателем (их представителей) по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора, иные организационно-управленческие правоотношения;

· правоотношения соответствующих профсоюзных органов с представителями работодателей – как правило, с участием органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 Трудового кодекса РФ своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. 29–31 Трудового кодекса РФ.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.

Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов[4]:

— рассмотрение коллективного трудового спора примирительной
комиссией;

— рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж не представляет собой судебную инстанцию в полном смысле этого слова.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом[5].

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, указанная Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mirznanii.com/a/26975-2/dosudebnyy-poryadok-razresheniya-individualnykh-i-trudovykh-sporov-2

Досудебное разрешение трудовых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here