Федеральные государственные требования к дополнительному образованию в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Федеральные государственные требования к дополнительному образованию в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно

Концепция разработана Минобрнауки России во исполнение решений Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России в рамках выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 599.

Концепцией определяются основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние и проблемы дополнительного образования, основные механизмы и направления его развития, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.

Концепцией устанавливаются основные принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, в том числе принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование, принцип общественно-государственного партнерства. Базовый элемент системы дополнительного образования — образовательная программа, а не образовательная организация.

В целях обеспечения доступности дополнительного образования Концепцией предлагается сформировать систему государственных требований к доступности соответствующих услуг, создать открытые сервисы информационного сопровождения участников дополнительных образовательных программ, предусмотрев поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий.

В Концепции определены направления развития кадрового потенциала системы дополнительного образования и модернизации инфраструктуры. Предусматривается расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования.

Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа.

На I этапе (2014 — 2017 годы) планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, создание механизмов ее реализации (управление, финансирование, информационное, научно-методическое обеспечение), в том числе на региональном уровне.

На II этапе (2018 — 2020 годы) будет продолжена реализация плана мероприятий, региональных программ развития дополнительного образования. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, лучших практик реализации Концепции в субъектах РФ. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.

Профстандарты с 1 января 2020 года

Все мероприятия, направленные на внедрение профессиональных стандартов в учреждении любого типа по законодательству Российской Федерации должны завершиться к первому января наступающего года. Организации должны разработать план внедрения данных стандартов, которые касаются именно её деятельности.

Особое внимание уделяется перечню данных документов, которые должны применяться в профессиональной деятельности, а также потребуется провести инвентаризацию нормативных актов, для того чтобы привести их в порядок в соответствии с изменениями российского законодательства.

В общем, нужно внимательно обсудить профстандарты с 1 января 2020 года, чтоб знать о том, к чему следует подготовиться.

Профстандарт – это?

Профессиональный стандарт включает в себя такое понятие, как квалификация. Она подразумевает под собой определённый уровень знаний, профессиональных опытов, а также навыков конкретного работника, которые позволяют ему выполнять свою работу на максимально высоком уровне и занимать какую-то конкретную должность соответствующей заработной платы.

В свою очередь профессиональным стандартом принято охарактеризовать квалификацию, которая необходима для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности.

Уже давно было известно, что профстандарты станут обязательными с 1 января, перечень был представлен властями Российской Федерации, поэтому сюрпризом данной информации не стало. Ничего сверхъестественного в этом вопросе нет, потому что любой стандарт просто включает в себя описание квалификации и требования к определённой должности.

Очень важно уделить внимание тому, что в штатном расписании грамотно должны быть описаны должности. В особенности для тех работников, которые в той или иной степени имели ограничения. Работодатели обязаны руководствоваться данными документами при приеме отдельных людей на работу, а также ориентироваться на них для того, чтобы определить уровень квалификации сотрудника.

Новости по теме:

Говоря о том, чем грозят профстандарты работодателям с 1 января 2020 года, то здесь нужно сказать, что несоответствие любого работника требованиям, которые прописаны в стандарте, не будет являться поводом для его увольнения.

Однако повысить квалификацию нужно будет, потому что в дальнейшем на рост карьеры рассчитывать не приходится. Работодатель также будет вправе посоветовать пройти обучение по какой-либо конкретной деятельности.

Профстандарты для педагогов

О том, что профессиональные стандарты должны быть обязательными, сделал заявление Владимир Путин. Он сделал акцент на том, что внедрение подобных новшеств позволит не только улучшить деятельность определенной сферы государства, а и поднять уровень экономики. С его слов стало ясно, что с 1 января в России вводится профстандарт педагогов, который должен был быть обязательным уже давно.

Естественно, представителям педагогической сферы деятельности потребовалось время для адаптирование к новым правилам, однако это пошло на пользу.

В современное время данный документ содержит себе информацию о том, какими качествами должен обладать представитель профессии учителя. Параллельно профессиональный стандарт позволяет решить ещё и такую проблему, как то, что учителя и педагоги не просто будут отдавать знания в своей сфере деятельности, то есть сухо выполнять свои работы, а ещё и заботиться о том, чтоб их ученики могли их применять на практике, то есть осваивали профессиональные навыки.

Стандарт, несмотря на то, что это стационарный документ, предполагает индивидуальный подход к обучению, поэтому профстандарт педагога с 1 января 2020 года продолжит работать и менять это никто точно не планирует. И тот факт, что документ подразумевает индивидуальность, делает ему только преимущество, потому что индивидуальность приветствуется в любой сфере деятельности, независимо от того, чего она касается. Если педагоги смогут развивать в своих учениках именно те качества, которые есть, то это явно пойдёт на пользу всем.

Обсуждая новый профстандарт для учителей с 1 января нужно сделать акцент на том, что люди этой профессии будут обязаны иметь углублённые знания по своему предмету. Речь идет о том, что если человек преподает русский языка в средней школе, то он обязан знать свой предмет досконально, что касается правил как тех, которые преподаются для самых маленьких школьников, так и тех правил, которые нужны выпускникам.

Отдельный акцент уделяется тому, что нужно обладать информации о смежных предметов, а также понимать психологию детей, потому что только в этом случае можно будет качественно выполнять свою профессиональную деятельность и соответствовать требованиям стандарта.

Дополнительно информация по поводу внедрения профессиональных стандартов в жизнь россиян на данный момент пока не предусматривается.

Читайте так же:  Судебные приставы заблокировали зарплатную карту что делать в 2020 году

Федеральные государственные требования к дополнительному образованию в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. N 729-р О плане мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р (далее — план).

2. Федеральным органам исполнительной власти принять меры по организации выполнения плана.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию плана.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

План
мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей
(утв. распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. N 729-р)

Мероприятия Сроки реализации Ответственные исполнители Итоговый документ

IV. Развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей

32. Проведение конкурсов профессионального мастерства в целях поддержки и профессионального развития специалистов системы дополнительного образования детей IV квартал 2015 г., далее ежегодно Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минспорт России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации доклад в Правительство Российской Федерации
33. Организация дополнительного профессионального образования специалистов системы дополнительного образования детей, в том числе специалистов, специализирующихся на работе с одаренными детьми IV квартал 2015 г., далее ежегодно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации доклад в Минобрнауки России
34. Разработка предложений о создании условий для развития добровольческой деятельности в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы III квартал 2016 г. Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минспорт России, Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти доклад в Правительство Российской Федерации

VI. Поддержка проектов развития дополнительного образования детей

38. Апробация «пилотных проектов» в области развития дополнительного образования детей IV квартал 2015 г., далее ежегодно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации доклад в Минобрнауки России 39. Проведение олимпиад и иных конкурсных мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений IV квартал 2015 г., далее ежегодно Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минспорт России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, заинтересованные общероссийские общественные организации доклад в Правительство Российской Федерации

VII. Информационная поддержка реализации Концепции развития дополнительного образования детей

40. Создание единого национального портала дополнительного образования детей II квартал 2015 г. Минобрнауки России, Минспорт России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации доклад в Правительство Российской Федерации 41. Информационное обеспечение мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей IV квартал 2015 г., далее ежегодно Минобрнауки России, Минспорт России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационно-аналитические материалы 42. Информирование общественности о возможностях организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, в средствах массовой информации IV квартал 2015 г., далее ежегодно Минобрнауки России, Минспорт России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационно-аналитические материалы

Обзор документа

Утвержден план мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

План содержит 8 разделов: совершенствование нормативно-правового регулирования системы образования; повышение доступности качественных услуг; развитие инфраструктуры; развитие кадрового потенциала; расширение доступа частных организаций к предоставлению услуг образования, развитие государственно-частного партнерства; поддержка проектов развития; информационная поддержка реализации Концепции; управление реализацией Концепции.

Для каждого мероприятия определены сроки реализации, ответственные исполнители, итоговый документ.

Новости образования в 2020 году

В 2019-2020 году систему обучения в России ждет ряд изменений. Помимо того, что продолжают воплощаться в жизнь проекты по развитию образования, принятые еще в 2016 году, разрабатываются и новые образовательные стандарты. Власти готовят законопроекты, призванные решить насущные проблемы. Среди всех новостей, можно выделить несколько главных, которые относятся к дошкольникам и школьникам.

Дошкольное образование в 2020 году

Для родителей дошкольников есть хорошая новость – благодаря реализации нацпроектов за последний год доступность образования для детей 3-6 лет повысилась до 99%. В то же время, остаются регионы, в которых эти показатели остаются на уровне 60-90%, например, в Крыму и Бурятии. Поэтому в 2020 стоит задача решить эту проблему. Будут строить новые садики, проводить ремонты в старых, закупать оборудование.

Ситуация с нехваткой мест в старших группах понемногу улучшается, но в яслях остается довольно большой дефицит. Госучреждения не могут принять около 30% детишек от 1,5 до 3 лет. В связи с этим в Минпросвещения предлагают утвердить проект по выделению субсидий на создание бесплатных ясельных групп в частных садах. Сейчас формируются списки организаций и индивидуальных предпринимателей из разных регионов РФ, которые смогут предоставить такие места.

Также 21.05 в Госдуму был внесен законопроект о денежной компенсации для детей 1-3 лет, которым не хватает места в садике. В случае принятия закона, один из родителей таких малышей сможет получать соцпомощь в размере не меньше размера прожиточного минимума для несовершеннолетнего. Это должно хотя бы частично компенсировать убытки, которые несут мамы/папы, вынужденные сидеть дома, чтобы осуществлять присмотр за своим чадом. Пока что законопроект находится на стадии рассмотрения, поэтому если его и примут, то не раньше, чем в 2020.

Читайте так же:  Взять кредит с плохой кредитной 300000

Улучшения должны произойти непосредственно в методиках обучения и воспитания малышей. По инициативе Министерства просвещения организовано исследование в сфере дошкольного образования, которое будут проводить 2 института РАО. По результатам этих исследований будут сформированы новые методические наработки для воспитателей на 2019-2020 год.

Школа в 2019-2020 году

Начиная с 2011 года школы начали работать по новым стандартам обучения ФГОС. За последние годы удалось оценить эту систему и выявить ее недостатки. На основании этих исследований недавно был разработан обновленный ФГОС, который, к тому же, выставили на общественную доработку.

С 28 марта по 28 апреля нынешнего года документы с образовательными стандартами были опубликованы на сайте preobra.ru, чтобы желающие могли предложить свои доработки и предложения по усовершенствованию программы. В результате было собрано свыше 7 тыс. рекомендаций от специалистов со всей России. Их должны будут рассмотреть в специальной комиссии, после чего будет обнародован окончательный вариант ФГОС, по которому школьники будут учиться в следующем учебному году.

На данный момент одной из основных проблем российских школ является слишком большая нагрузка. По оценкам экспертов, дети тратят на обучение около 47 часов в неделю (сюда входят непосредственно уроки, подготовка домашнего задания, репетиторство и внешкольные секции). Это очень много, учитывая, что взрослые работают по 40 часов.

Сейчас в нормативах указано, что на выполнение домашних заданий по всем предметам у младшеклассников должно уходить не больше 1,5-2 часа, а в первом классе их вообще быть не должно. Но эти нормы соблюдать не получается, так как они не сопоставимы с объемом учебного материала. В связи с этим соответствующим организациям было поручено пересмотреть новые ФГОС, чтобы установить соответствие нагрузок с возможностями детей разного возраста, и установить новые стандарты.

Какие еще есть новости о школьном образовании в 2020 году:

  • ОГЭ для девятиклассников будет проходить в обновленном формате, по ФГОС. Экзамены будут в большей степени оценивать навыки ребенка, то есть его способность применить полученные знания на практике. Количество обязательных экзаменов остается то же, а вот дополнительных может стать больше – 4.
  • Список обязательных экзаменов ЕГЭ тоже собираются расширить. К математике и русскому хотят прибавить историю, хотя соответствующий закон еще не составлен.
  • Должны начать свою работу первые опорные школы РАН, целью которых является выявление талантливых ребят и подготовка специалистов в области науки и высоких технологий. В настоящее время отобрано 101 школа в 32 регионах.
  • Проект по ранней профориентации учеников «Билет в будущее» в 2020 году планируют распространить по всем регионам РФ. Его запустили в 2018 для того, чтобы помочь детям понять с раннего возраста, кем они хотят стать и что для этого нужно. Проект оказался удачным – опросы показывают, что выпускники стали более осознано подходить к выбору карьеры.
  • В соответствии с федеральной программой развития образования на 2019-2020 год, учителя пройдут курсы повышения квалификации. Помимо должности учитель появится должность «старший учитель» и «ведущий учитель», у каждого из которых будут свои определенные обязанности.

В ближайший год возможно появление нового вида социальной поддержки, которая будет направлена на помощь в подготовке к школе семьям с низкими доходами (в эту помощь входит, например, закупка необходимых принадлежностей).

Школьные столовые

В 2020 можно ожидать некоторые изменения в сфере питания:

  • Во-первых, Путин отметил, что нужно расширить группу школьников, которые бесплатно кушают в столовых. Но до того, как реализовывать данный проект, власти каждого региона должны провести подсчеты, чтобы выяснить, какое количество детей реально включить в эту группу, а также сколько на это потребуется средств.
  • Во-вторых, контроль за сферой питания школьников собираются перевести на губернаторский уровень. Сейчас его контролируют сами школы.

Также готовятся реформы, направленные на улучшение качества питания. По данным исследования, которое проводилось в 2017-2018 гг., двухразовыми обедами обеспечены только 65% школьников. Помимо низкого охвата горячим питанием, есть проблемы в отсутствии единой программы – в некоторых столовых меню чересчур однообразное, нет нормативов по приготовлению блюд для учеников с особыми потребностями (аллергиков, диабетиков и т.д.). Качество продуктов, как показали последние события, тоже оставляет желать лучшего.

Для решения насущных проблем Минпросвещения объявило конкурс на создание единой модели питания учеников. Подача заявок продолжится до 29 мая, после чего будет выбран лучший вариант, который и ляжет в основу новой системы питания.

Дополнительное образование детей в 2019-2020 году

Давно доказано, стандартные знания недостаточны для развития полноценной личности. Поэтому была разработана программа дополнительного образования 2019-2020 (второй этап), призванная обеспечивать школьникам личностный рост. Но, как любая система, она не лишена недостатков и особенностей, требующих доработки. И необходимость модернизировать эту программу назрела не вчера. Правительство РФ, озадаченное данной проблемой, разработало целую инновационную концепцию, закрепленную на государственном уровне.

Программа дополнительного образования

Чтобы понять суть дополнительного образования (далее ДО), необходимо разобрать ключевые понятия. Итак, те программы, которые не включены в список обязательных на федеральном уровне, называются дополнительными. Сфера ДО имеет немало проблем, связанных с отсутствием эффективного мониторинга. Невозможно полностью оценить качество знаний, получаемых учащимися, сделать вывод о грамотности процесса. Сама учебная база сильно устарела, не обновлялась с прошлого века. Ни учителя, ни ученики не имеют достаточной мотивации. Перечислять недоработки можно долго, но рассматриваемая концепция до 2020 года призвана устранить большую часть из них. Планируется обновить доп. образование, повысить его конкурентные качества.

Главные цели

Существующая образовательная система должна пережить кардинальное смещение акцентов. Основная цель дополнительного образования в том, чтобы обязательное обучение стало массовым, а среднее и высшее стали максимально доступными. Со сменой общественных потребностей регулярно изменяются и направления концепции. Прежде всего, детям предоставляются возможности выразить свой внутренний потенциал, развивать личностные показатели. Младшее поколение систематически мотивируется к труду, спорту, науке и творчеству.

По задумке педагогов, в обучение внедряется персонализация, вариативность. Увеличивается степень привлекательности ДО, ведь она ориентирована на людей. Обучающие программы можно выбирать, руководствуясь личными предпочтениями, все открыто, уровень мотивации чрезвычайно высокий.

Задачи и ориентиры

Та система образования, которая существует сейчас в России, становится для учащихся «социальным лифтом». В школе дети получают минимальную базу, в том объёме, что необходима для классического развития. Право учеников на обязательную программу прописано в законе. Все ребята, вне зависимости от статуса семьи, здоровья и других показателей, могут получить базовые знания. Вектором выступает изучение предметов, необходимых для хорошего результата, а вовсе не персональный подход. При выполнении программы ДО возможно решить фундаментальные задачи.

Читайте так же:  Что значит нестандартная посылка с объявленной ценностью в 2020 году

Для реализации и создания подростковых инициатив появится благоприятная среда, будут обеспечены условия для юношеского творчества. Все учащиеся, до 2020 года, получат неограниченный доступ к международным знаниям, супер современным технологиям. Инвестиционная привлекательность инфраструктуры возрастет, государство охотнее будет вкладывать деньги в поддержку творческих проектов. Семьи получат больше причин для привлечения к программам доп образования. Система оценки знаний школьников станет более рациональной. Школьные планы пройдут модернизацию, станут интереснее для ребят, ответят общественным требованиям.

Этапы программы

Реализовывать новую концепцию планируется в два этапа:

  • Первый уже прошёл в период с 2014 по 2017 годы, и тогда были разработаны конкретные меры. Профильные ведомства установили, какие мероприятия необходимо провести для модернизации, информированности, управления и финансирования. На основе разработок утвердили план дальнейшей реализации.
  • Второй этап заключен в рамки 2019-2020 гг. И теперь запланированные мероприятия необходимо воплотить в реальность. Все пилотные проекты и их результаты находятся под высшим контролем.

Развитие образования детей до 2020 года

Стратегия ДО готова охватить очень широкий круг вопросов, чтобы повысить авторитет и статус доп. образования. В основу заложены конкурентные преимущества перед другими формами обучения, личностный рост. Каждого ребенка принято выделять, как отдельную личность, выделять среди общего числа гениев.

Новый подход

Только комплексные меры способны привести к запланированным результатам. Учащиеся выбирают учебную программу добровольно, без принуждения, регулируют интенсивность занятий, могут сами выбирать наставника. Ребята экспериментируют с содержательной частью ДО, предлагают способы подачи материала, оценивают финальные достижения. Процесс дополняется социальным взаимодействием, становится больше практики. Чтобы теория не была оторвана от реальной жизни, её приближают к реалиям современной действительности. Разный возраст учеников не является ограничением для включения в одну группу. Улучшаются коммуникации между разными детьми, они получают право на личный опыт.

Важные преимущества

Если сравнить концептуальное образование с формальными подходами, становится очевидно его преимущество. Основной плюс – полная свобода выбора, индивидуальность, каждый желающий может получать доступ к информации. Выбранную отрасль ребёнок изучает углубленно. Все изменения, продиктованные временем, вводятся оперативно. Обучение становится персональным.

Современная молодежь открыта для новых знаний, готова воспринимать огромные объёмы информации. Базовое образование для полноценного воспитания интеллектуальных кадров явно недостаточно, поэтому повсеместно вводятся системы дополнительного образования.

Из видео, узнайте, о детском дополнительном образовании, и о концепции его развития до 2020 года:

Что нужно знать учителю о ФГОС простым языком
Изменения в ФГОС-2020

Что такое ФГОС в образовании?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это обязательные требования, которые должны исполнять все государственные образовательные учреждения.

Если вы преподаёте в государственной школе, вузе, лицее, техникуме — вы обучаете детей по Стандартам.

Зачем нужен ФГОС?

Стандарт унифицирует темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении любого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для новенького ученика, который перешёл из другой школы.

Видео (кликните для воспроизведения).

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Каждый педагог может быть уверен, что ученик освоил необходимые знания на предыдущей ступени образования, поэтому ему не нужно объяснять темы, выходящие за рамки учебной программы конкретного класса.

Направления реализации ФГОС

  • ФГОС начального общего образования (1-4 кл.)
  • ФГОС основного общего образования (5-9 кл.)
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 кл.)
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Каждый педагог учитывает в своей работе несколько видов ФГОС:
— Стандарт, в зависимости от класса преподавания
— Стандарт, регламентирующий работу с детьми с ОВЗ

Закон «Об образовании в РФ» обеспечивает право на образование для всех категорий детей, в том числе и для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому всем педагогам необходимо овладеть компетенциями по работе с детьми с ОВЗ.

Стандарты и официальные документы для всех уровней образования есть на сайте fgos.ru

Требования ФГОС

Рассмотрим три главных требования ФГОС к образовательным программам начальной, средней и старшей школы:

Требования к структуре основных образовательных программ

Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Эта часть Стандартов больше направлена на руководителей и методистов, так как именно они определяют структуру каждой ступени образования в школе. А учителю-предметнику важнее следующий раздел, который касается структуры программы в соответствии с ФГОС.

Структура основной образовательной программы в соответствие ФГОС

Каждый учитель разрабатывает для своего предмета образовательную программу. К её содержанию тоже есть свои требования. Это три раздела:

Основная образовательная программа должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения, а также быть преемственной по отношению к программе предыдущего уровня образования.

Главное о ФГОС в образовании

  • Приоритетная задача Стандартов — развитие и воспитание личности обучающихся.
  • Задача педагогов — научить детей учиться, а не только осваивать материал. Необходимо обеспечить способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
  • Итоговая оценка в обучении — достижение личных, предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования на следующих ступенях.
  • В процессе обучения желательно использование информационно-коммуникационных технологий в контексте всех предметов и обязательно использование системно-деятельного подхода.
  • В образовательный процесс включена урочная и внеурочная деятельность по направлениям развития личности. Основное образование должно формировать личностное самоопределение учащихся.
  • Каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу (ООП), которая включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы по учебным предметам, методические и оценочные материалы.
Читайте так же:  Служба в армии в общий трудовой стаж

Обновления ФГОС

Стандарты первого поколения были приняты в 2004 году (назывались государственными образовательными стандартами).

Сейчас в России действуют ФГОС второго поколения, которые были приняты в 2009-2012 гг., ориентированы на развитие УУД (универсальных учебных действий).

Новые ФГОС 2019-2020

С 29 марта 2019 г. по 29 апреля 2019 г. проводилась общественная доработка нового варианта Стандарта на сайте preobra.ru.

«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны», — сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определенных компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения были не конкретизированы. ФГОС нового поколения определяет чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Вот некоторые из проектируемых изменений в ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждого предмета (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п).

Новые требования ФГОС 2019-2020 призваны сохранить фундаментальный характер образования, укрепить метапредметные навыки и предметные познания.

Курсы для учителей по ФГОС-2020

Фоксфорд подготовил линейку практико-ориентированных курсов, которые помогут учителям в реализации ФГОС. На каждом курсе мы выделим отдельное занятие, чтобы обсудить нововведения во ФГОС общего образования 2020.

Новые требования к рабочим программам в 2019-2020 году

Новые требования к рабочим программам в 2019-2020 учебном году предполагают, что учителя смогут вносить собственные корректировки при составлении учебного плана по предметам. Если ранее необходимо было четко следовать установленным требованиям, то сейчас каждая школа формирует основную нормативно-управленческую документацию, учитывая свои индивидуальные характеристики. В разных учебных учреждениях используемые в конечном итоге программы могут отличаться между собой. Тем не менее, они в обязательном порядке должны отвечать государственным образовательным стандартам (ФГОС) и составляться на базе предоставляемой примерной общеобразовательной программы (ПООП).

Основные требования

На основании единой государственной стратегии, все учебные учреждения должны предоставлять образование (дошкольное, начальное, основное, среднее и т.д.) в соответствии с разработанными стандартами ФГОС. Они обеспечивают формирование единства образовательного пространства и логическую последовательность перехода через каждую учебную ступень. В стандартах прописываются требования к структуре образовательных планов, условия их реализации и ожидаемые результаты. Таким образом, каждый ученик после окончания школы должен владеть определенным багажом знаний, умений и навыков, которые он может успешно реализовывать в дальнейшем.

Примерная основная образовательная программа (ПООП), разрабатываемая Минпросвещением, является документом рекомендательного характера. ПООП описывает основные требования для усвоения каждого конкретного предмета, обязательную часть изучаемого материала. ПООП, предложенная государством, включает инвариантную и вариативную части. Они включают предметы для обязательного изучения и дополнительные дисциплины. Рабочие программы 2019-2020 составляются на основании примерных образовательных планов, в которых учитель может самостоятельно распределять время на усвоение учебного материала.

Вносить собственные корректировки допускается в соответствии со следующим установленными объемами:

  • 1-4 классы – 20% учебного времени;
  • 5-9 классы – 30%;
  • 10-11 классы – 40%.

При этом важно, чтобы все дополнения соответствовали основным принципам и не выходили за рамки следующей нормативной документации:

  • федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • ФГОС для соответствующей ступени образования;
  • примерная основная образовательная программа;
  • образовательная программа школы;
  • письмо Министерства образования от октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Проектирование рабочей программы

Рабочие программы на 2019-2020 год должны соответствовать общему плану образовательного учреждения и включать следующие составляющие:

  • пояснительная записка;
  • общая характеристика образовательного процесса;
  • содержание дисциплины;
  • перечень тем, поставленных в логическую очередность;
  • распределение часов для освоения дисциплины;
  • ожидаемые результаты;
  • проверка усвоения материала, которая может быть представлена в виде тестов, самостоятельных или контрольных работ.

Учитель не может исключать или сокращать компоненты инвариантной части общей учебной стратегии. Таким образом, обеспечивается освоение главных дисциплин для получения основного образования в соответствии с ФГОС. Внесенные учителем дополнения в вариативной части позволяют создавать более индивидуальный образовательный процесс, подчеркивая специфику учебного заведения. Кроме того, использование личных методических разработок является обязательной составляющей развития образовательного процесса в целом в стране. Методика преподавания не может оставаться неизменной в течение длительного периода времени. Она должна соответствовать современным потребностям учащихся и способствовать освоению новой информации. Особенно важно научить ребенка критическому мышлению и анализу полученных данных, поскольку сегодня ежедневно формируется огромный поток информации, который не всегда оказывается рациональным.

В своей работе учитель может использовать следующие варианты рабочих планов:

  • рекомендации ФГОС, адаптированные для образовательного процесса в данном учреждении;
  • авторские программы;
  • составить собственную нормативно-управленческую документацию (которая требует обязательного многоуровневого утверждения).
Читайте так же:  Номер команды в мобилизационном предписании

Для составления рабочей программы для определенной дисциплины, которая будет использовать во время учебного процесса, необходимо:

  1. Изучить нормативную базу.
  2. Выбрать основу из предложенных стандартов.
  3. Подобрать учебник из перечня ФПУ.
  4. Определить цели изучения предмета (они не должны противоречить ФГОС и ПООП).
  5. Проанализировать учебно-методическое обеспечение и материальную базу, которые используются в учебном заведении.
  6. Сформулировать планируемые результаты.
  7. Оформить содержание с четкой формулировкой изучаемых тем и указанием необходимого количества часов.
  8. Составление календарно-тематического плана.
  9. Определение дополнительной литературы.
  10. Формирование контрольно-измерительных материалов.

После оформления рабочей программы она должна пройти экспертизу в методическом объединении, после чего согласуется с заместителем директора по учебной работе. Далее документация утверждается директором образовательного учреждения.

Федеральный перечень учебников

Перечень учебников, который может быть использован в школах в 2019-2020 году, утвержден Министерством просвещения в декабре 2018 года (приказ №345 «О федеральном перечне…»). Он включает 910 учебников для основной программы общеобразовательных школ. Также в нем есть дополнительные пособия и литература с определенной спецификой (например, для школ, где работают с детьми с ограниченными возможностями).

Учитель может самостоятельно выбирать учебник для определенного предмета в соответствии с выбранной (составленной) им учебной программой. Учебники не сильно отличаются между собой. Разница заключается в методе подачи материала, уровне сложности.

Каждый учебник имеет свою виртуальную копию, которая может использоваться дома или во время проведения занятий. Современные школы с каждым годом обновляют свою учебно-материальную базу, что позволяет применять различные способы подачи материала. Использование проекторов, широкоформатных телевизоров, интерактивных досок позволяет визуализировать учебные пособия. Поэтому электронные учебники являются не только копией своих бумажных «коллег», но и имеют некоторые дополнения. Например, инфограммы, интерактивные элементы, изображения с возможностью масштабирования. Это дает возможность улучшить уровень обучающих материалов для более качественного усвоения дисциплины.

Новый порядок организации доп. образования детей: приказ Минпросвещения

Министерством просвещения утверждён новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказу должны следовать не только общеобразовательные школы, но и ИП.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196

В связи с утверждением нового приказа от 9 ноября 2018 г. N 196, ранее действовавший приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 признан не действительным.

Кто должен соблюдать порядок организации дополнительного образования для детей?

Положения Порядка должны соблюдать все организации, которые реализуют программы дополнительного образования детей. Сюда также включены не только частные школы, клубы, но и организации, которые реализуют дополнительное образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Содержание программ дополнительного образования для детей

В новом Порядке перечислены основные направления, на которые должны быть направлены программы допобразования:

Формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;

Удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

Выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

Профессиональная ориентация обучающихся;

Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

Социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;

Формирование общей культуры обучающихся;

Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Как видите, из данного перечня, в сравнении с предыдущим приказом, исключено такое направление, как укрепление здоровья учащихся.

Сроки реализации общеобразовательных программ дополнительного образования для детей

Дополнительные общеобразовательные программы можно реализовывать в течение календарного года, в том числе во время каникул. Ежегодно программы необходимо обновлять.

Индивидуальные учебные планы дополнительного образования детей

Образовательный процесс должен организовываться в форме индивидуальных учебных планов, которые составляются в соответствии с утверждёнными локальными актами организации.

Индивидуальные учебные планы формируются для тех, кто обучается индивидуально и в группах одновозрастных или разных возрастных категорий:

Виды дополнительных образовательных программ для детей

Занятия могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей:

Формы обучения по программам дополнительного образования

Разрешены следующие формы реализации образовательных программ: групповые и индивидуальные.

Также допустимы к применению дистанционные образовательные технологии или электронное обучение. При этом необходимо учитывать требования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Требования к педагогам дополнительного образования

Педагоги доп. образования должны иметь на руках подтверждающие документы о профессиональном образовании:

или высшее образование.

Особенности профподготовки педагогов дополнительного образования описаны в нашей предыдущей публикации.

Отметим, что педагог допобразования должен иметь не только педагогическое образование, но и по специальности, соответствующее направлению дополнительной общеобразовательной программы. Например, занятие игры на музыкальном инструменте может проводить специалист с музыкальным образованием. Если у этого специалиста нет педагогического образования, то он должен пройти переподготовку и получить диплом о профессиональной переподготовке по педагогике. Об этом гласят квалификационные требования, которые указаны в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте.

Также Порядком предусмотрена возможность привлечения студентов педагогических учебных профессиональных заведений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок устанавливает требования к реализации программ допобразования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральные государственные требования к дополнительному образованию в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here