Фз об исполнительном производстве сводное исполнительное производство в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Фз об исполнительном производстве сводное исполнительное производство в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

С 1 января 2020 года участников исполнительного производства с их согласия будут оповещать по SMS

Извещения, адресованные гражданину, будут отправляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи. Кроме того, предусмотрена возможность направления извещений в единый личный кабинет на портале госуслуг. Содержание СМС-извещения, а также требования к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа будут устанавливаться ФССП России.

Извещения, адресованные организации или ИП, будут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет на портале госуслуг.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя также будут осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством РФ. Там же можно будет подать жалобу на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства

1. Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.

1.1. Заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

1.2. Вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

2. Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Поправки в закон «Об исполнительном производстве»

Поправки в закон «Об исполнительном производстве»

Риски: с 1 июня 2020 года работодатели должны будут указывать в расчетных документах на выплату зарплаты код вида дохода (коды установит ЦБ РФ).

Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ внесены поправки в законодательство об исполнительном производстве, которые направлены на исключение возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера.

В ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» перечислены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Например, это различные компенсационные и единовременные выплаты, социальные пособия, в том числе пособия гражданам, имеющим детей, и т.д.

Но по причине того, что судебному приставу-исполнителю изначально неизвестны источники поступления денежных средств на банковский счет должника и их назначение, в процессе принудительного исполнения судебных актов возникали ситуации, при которых взыскание обращалось на вышеуказанные доходы должника.

В связи с этим с 1 июня 2020 года установлено следующее:

Внесены поправки в закон «Об исполнительном производстве»

/ Экономика и жизнь /

Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», направленный на совершенствование порядка исполнения исполнительных документов, в том числе по требованиям о выселении должника из жилого и нежилого помещения, освобождении земельного участка и сносу строения.

Законопроектом предлагается установить, что судебный пристав-исполнитель, произведя замену стороны в исполнительном производстве, направляет копию постановления об этом должнику, взыскателю, а также должностному лицу или органу, выдавшему исполнительный документ. Полномочия адвоката на участие в исполнительном производстве, подтверждаются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Уточняются полномочия судебного пристава-исполнителя по проведению проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту иного органа или должностного лица. Вводится новое исполнительное действие, которое вправе совершать судебный пристав-исполнитель — зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства.

Уточняется порядок извещения и вызовов в исполнительном производстве, а также перечень сведений, которые должны содержаться в повестке (ином извещении).

Дополняется новой мерой перечень мер принудительного исполнения — освобождением земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества. Детализируются порядок передачи судебным приставом-исполнителем имущества должника на реализацию, а также исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о выселении должника, об обязании должника освободить незаконно занимаемое нежилое помещение, земельный участок и о сносе строений.

Читайте так же:  Недостача в кассе

Устанавливается, что заявление о повторном возбуждении исполнительного производства, оконченного в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, может быть подано:

— по исполнительным листам, выданных на основании судебных актов (кроме судебных актов арбитражных судов о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению), судебных приказов, исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей, судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях — не ранее 6 месяцев после дня окончания исполнительного производства;

— по другим исполнительным документам — не ранее 2 месяцев.

Такие заявления могут быть поданы ранее указанных сроков при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

Увеличивается минимальный размер исполнительского сбора с должника-гражданина и должника-индивидуального предпринимателя с 500 до 1000 руб.; с должника-организации — с 5 тыс. до 10 тыс. руб. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 тыс. руб., с должника-организации — 50 тыс. руб.

Обзор статьи 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» – как избежать ареста социальных выплат?

По закону судебные приставы имеют право списывать с должника не все его доходы. Ряд доходов, например, пенсия по потере кормильца, защищены от взыскания, однако на практике такой «иммунитет» далеко не всегда спасает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы. В феврале 2019 года в Закон «Об исполнительном производстве» были внесены изменения, которые направлены на решение этой проблемы.

Расскажем, какие доходы граждан не могут быть взысканы в счёт долга, как того требует статья 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» 229-ФЗ (с изменениями на 2019-2020 год), и что изменили поправки в закон.

Какие доходы не могут быть списаны в счёт долгов

Статья 101 ФЗ от 02.07.2007 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, которые защищены от взыскания. Среди них:

  • выплаты по возмещению причиненного вреда здоровью;
  • выплаты в связи со смертью кормильца;
  • выплаты в связи с увечьями при выполнении служебных обязанностей;
  • компенсация за полученный вред в радиационных и техногенных катастрофах;
  • компенсация за уход за нетрудоспособными людьми;
  • монетизированные льготы (компенсация проезда, лекарств и т.д.);
  • алименты;
  • пенсия по потери кормильца;
  • выплаты от работодателя в рамках Трудового законодательства (служебная командировка, на приобретение нового инструмента, при рождении ребёнка);
  • пособия на детей;
  • средства материнского капитала;
  • материальная помощь;
  • компенсация путёвок за санаторно-курортное лечение;
  • пособие на погребение;
  • компенсация стоимости проезда к месту лечения.

Статья 101 в 2019 году была дополнена ещё денежными выплатами гражданам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Изменения вступят в силу с июня 2020 года.

Закон о запрете списания соцвыплат не работал

Несмотря на то, что закон уже много лет гарантирует неприкосновенность выплат, которые перечислены в ст.101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», в 2019 году, по факту, требования работали не всегда. Причина крылась в механизме списания. Приставы не видели назначения платежа. Поэтому, когда на счёт должника поступали денежные средства, как правило, они списывались вне зависимости от своего назначения. Такая ситуация часто оставляла должника без средств к существованию, пока он занимался оспариванием неправомерного списания. Приставы списанные по ошибке деньги возвращали, но на это требовалось время. Должнику необходимо было взять справку о назначении платежа, предоставить её приставам. В течение некоторого времени деньги возвращались на счёт. Однако такой принцип работы был крайне неудобным.

С июня 2020 года должно всё измениться. Банки будут маркировать социальные выплаты, которые не подлежат списанию в счёт долгов, специальным кодом. Этот код должен установить Банк России. Однако введением кода изменения не ограничатся.

Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, определённые действия потребуются и от самого должника, и от приставов, и от банка. Должник по возможности заранее предоставляет приставам справки о том, что он ожидает поступления тех или иных социальных выплат. Пристав отслеживает назначение платежей, которые поступают на счёт должника. Параллельно и банк при исполнении требований, которые указаны в исполнительном листе, учитывает нормы статьи 101 ФЗ «Об исполнительном производстве». Такая многоуровневая система контроля за назначением поступающих денежных средств на счёт должна сделать невозможным арест социальных выплат приставами, которые сегодня имеют массовый характер.

Списание пенсий в счёт долгов

Особое внимание необходимо уделить порядку списания долгов из пенсий. Арест пенсии судебными приставами в 2019 году по закону возможен. Исключение составляет только пенсия по потери кормильца. Однако не вся пенсия может быть списана в счёт долга. Чтобы человек не остался без средств к существованию, установлены определённые ограничения.

Полностью арестовывать пенсионный счёт запрещено. Но в счёт долга могут списать до 50% пенсии, как указано в статье 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Но такое применимо только к гражданам с высокими пенсиями. После списания на счету человека должна оставаться сумма, которая не должна быть меньше, чем прожиточный минимум. Таким образом, если пенсия не выше прожиточного минимума, то и арестовать её невозможно.

На практике же встречается и арест пенсии по потере кормильца судебными приставами, и списание суммы в большем объёме, чем это разрешено законом. Если в первом случае достаточно представить справку из Пенсионного фонда о назначения платежа, то во втором случае пенсионерам приходится идти в суд. Если, например, арест пенсии по инвалидности приводит к тому, что на жизнь человеку остаётся сумма меньше прожиточного минимума, то необходимо обращаться в суд с исковым заявлением о снижении размера удержания.

На сегодня для граждан есть способ избежать списания долгов из пенсии. Необходимо только изменить порядок её выдачи. Выбрать получение в почтовом отделении на руки. Конечно, это не избавит от необходимости выплаты самого долга, однако автоматическое списание сумм из пенсии прекратится. Изменения 2020 года существенно улучшат положение должника.

Читайте так же:  Является ли несовершеннолетний ребенок собственником квартиры в 2020 году

С 1 июня 2020 года взыскание по исполнительным листам не может быть обращено на денежные выплаты социального характера

Речь идет о средствах, выделенных гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.

Лица, выплачивающие гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения и/или на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах будет устанавливать Банк России.

закреплена обязанность должника предоставлять документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание;

установлена обязанность банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания (порядок расчета будет устанавливаться Минюстом России по согласованию с Банком России);

предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и/или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.

Статья 34. Сводное исполнительное производство

1. Возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

2. Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения нескольких территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

3. Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

4. Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство, о чем извещаются взыскатель, должник, суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

5. По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном частями 11 — 13 статьи 33 настоящего Федерального закона.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 11.07.2011 N 196-ФЗ.

Фз об исполнительном производстве сводное исполнительное производство в 2020 году

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

Статья 34 ФЗ № 229-ФЗ. Сводное исполнительное производство

1. Возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

2. Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения нескольких территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

3. Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

4. Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство, о чем извещаются взыскатель, должник, суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

5. По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном частями 11 — 13 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Читайте так же:  Индивидуальный трудовой спор схема

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 11.07.2011 N 196-ФЗ.

Вернуться к оглавлению документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 34 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Сводное исполнительное производство может иметь место в двух случаях:

  • в отношении одного должника возбуждено несколько исполнительных производств имущественного характера;
  • в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга.

В п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» содержатся следующие разъяснения:

Объединение исполнительных производств в сводное в случае, когда имеются решения судов по разным делам

Согласно части 1 статьи 34 Закона об исполнительном производстве возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

При этом взыскатель и каждый из солидарных должников вправе обратиться с заявлением об объединении возбужденных в отношении их исполнительных производств в сводное исполнительное производство, в том числе в случае, когда требования к ним удовлетворены решениями суда по разным делам.

Исполнение требования одним из солидарных должников – основания для окончания сводного исполнительного производства

Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство, является основанием для его окончания судебным приставом-исполнителем (пункт 2 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве).

В случае исполнения требований одним из солидарных должников кредитор обязан заявить о возвращении исполнительных документов в отношении остальных должников

Если требования кредитора будут удовлетворены одним из солидарных должников, кредитор, действуя добросовестно, должен обратиться с заявлением о возвращении исполнительных документов в отношении остальных солидарных должников. На основании указанного заявления исполнительное производство в отношении остальных солидарных должников оканчивается судебным приставом-исполнителем (пункт 4 статьи 1 ГК РФ, пункт 1 части 1 статьи 46 и пункт 3 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве). В случае неисполнения этой обязанности и получения исполнения с других солидарных должников кредитор обязан вернуть неосновательно полученное и возместить причиненные должникам убытки (статьи 15, 307, 393, 1102 ГК РФ).

Фз об исполнительном производстве сводное исполнительное производство в 2020 году

Код для вставки в блог

Вопросы исполнительного производства

Вопросы исполнительного производства

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Статья 43. Прекращение исполнительного производства

Ст. 43 Закон об исполнительном производстве в последней действующей редакции от 7 марта 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 43. Прекращение исполнительного производства

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определённых действий);
  • 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче её взыскателю;
  • 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

2. Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

3. При отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

С 1 января у судебных приставов появится больше возможностей для взаимодействия с участниками исполнительного производства

Elnur_ / Depositphotos.com

Поправками предусмотрена возможность извещения участников исполнительного производства о возбуждении исполнительного производства посредством направления СМС-сообщения. Важное условие – наличие согласия лица на его информирование таким способом. СМС-сообщения будут направляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.

Кроме того, согласно поправкам, извещения, адресованные гражданам, участвующим в исполнительном производстве, могут быть переданы им через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. А извещения, адресованные организации или ИП, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или ИП на Едином портале госуслуг (при его наличии).

Также предусмотрено, что через Единый портал госуслуг может осуществляться:

  • информирование сторон исполнительного производства о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения;
  • направление сторонам исполнительного производства постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов;
  • подача жалоб на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).
Читайте так же:  Алименты до года процент

Требования к содержанию извещения, направляемого посредством передачи СМС-сообщения, к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа установит ФССП, а порядок подачи жалобы через Единый портал госуслуг – Правительство РФ.

Фз об исполнительном производстве сводное исполнительное производство в 2020 году

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Редакция закона, действующая с 28.10.2019 года (ред. 68)

Право на судебную защиту тесно связано с правом на исполнение судебного решения. Европейским судом по правам человека ранее отмечалось, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда».

Вместе с тем, несмотря на то, что право на исполнение решения суда в широком смысле является частью судебного разбирательства, российское законодательство не дает оснований для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Исполнение решения суда осуществляется органом исполнительной власти (службой судебных приставов), хотя разрешение ряда вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, отнесен законом к компетенции суда, основная роль которого на стадии исполнения, сводится к контролю за процессом исполнительного производства и разрешению споров между его участниками.

Федеральный закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует, прежде всего, порядок деятельности Федеральной службы судебных приставов как органа принудительного исполнения решений судов.

Закон N 229-ФЗ раскрывает перечень документов, имеющих силу исполнительного документа, содержит нормы права о сроках в исполнительном производстве, извещениях, правовом положении лиц, участвующих в исполнительном производстве, производстве исполнительных действий, порядке реализации имущества должника, порядке обжалования действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также об особенностях исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.

С целью разъяснения возникающих в судебной практике вопросов применения отдельных положений закона № 229-ФЗ принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами заканодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

Первоначальный текст Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» был опубликован в «Российской газете» (N 223, 06.10.2007 года), «Собрании законодательства РФ» (08.10.2007 года, N 41, ст. 4849).

Ниже представлен текст документа:

Федеральный закон N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.10.2019 N 343-ФЗ, вступившими в силу с 28.10.2019 года.

2 октября 2007 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Принят
Государственной Думой
14 сентября 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
19 сентября 2007 года

Глава 1. Основные положения

Глава 2. Исполнительные документы

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Глава 5. Исполнительное производство

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника

Глава 9. Реализация имущества должника на торгах

Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество
должника-организации

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату
и иные доходы должника-гражданина

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве
наказания за совершение преступления. Порядок исполнения
исполнительного документа о конфискации имущества и
исполнительного документа об уплате судебного штрафа,
назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

Глава 12.1. Порядок исполнения судебных актов
в отношении иностранного государства и его имущества

Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера,
содержащихся в исполнительных документах

Глава 14. Распределение взысканных денежных средств
и очередность удовлетворения требований взыскателей

Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации
об исполнительном производстве

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
при совершении исполнительных действий

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений
и действий (бездействия) должностных лиц
службы судебных приставов

Глава 19. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
2 октября 2007 года
N 229-ФЗ

Исполнительное производство для чайников. Взыскание с должника-организации. Часть 1. Введение.

Взыскание с должника-организации является, безусловно, намного более объемным вопросом, чем взыскание с должника – гражданина.

Многообразие организационно-правовых форм юридических лиц, особенности ведения учета имущества (бухгалтерский учет), многообразие видов имущества, делает невозможным разработки инструкции «на все случаи жизни».

Тем не менее, предлагаем вашему мнению алгоритм-направление, по которому необходимо двигаться, а также полезные практические советы.

Прежде всего, в том случае, если юридическое лицо ведет финансово-хозяйственную деятельность, лучше всего исполнительный лист предъявить банк, где у должника имеется расчетный счет.
Конечно, можно предъявить исполнительный лист и судебному приставу-исполнителю, однако велика вероятность потери времени на различные бюрократические процедуры.

В том случае, если вам неизвестны расчетные счета должника, то у взыскателя в соответствии с п. 8 ст. 69 Закона (здесь и далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») есть право запросить налоговые органы. Необходимо написать запрос в налоговый орган, приложив к нему копию исполнительного листа. В соответствии с п. 10 ст. 69 Закона налоговые органы обязаны дать ответ в течение 7 дней со дня получения запроса.

У налоговых органов взыскателем могут быть запрошены следующие сведения (п. 9 ст. 69 Закона):
— о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
— о номерах расчетных счетов.

В тоже время, если у должника несколько расчетных счетов, возникает вопрос. На какой именно расчетный счет предъявить свой исполнительный лист?

Если все счета находятся в одном банке, то здесь нет особых проблем, в заявлении о предъявлении исполнительного листа можно даже не указывать реквизиты счетов, достаточно указать наименование должника и его адрес.

В случае, если счета в разных банках, придется действовать последовательно, предъявляя исполнительный лист во все банки должника.

Читайте так же:  Кредитный займ от частного лица

Возможно, вам повезет, и вы угадаете. Напомню, что банк в случае недостаточности денежных средств, поместит исполнительный документ в картотеку неоплаченных в срок расчетных документов. В том случае, если денежные средства не поступили в течение 1-2 недель, целесообразно исполнительный лист из банка отозвать и предъявить его в другой банк, где у должника имеются расчетные счета.

В тоже время, у судебного пристава-исполнителя перед взыскателем имеется неоспоримое преимущество – он может предъявить ко взысканию свои постановления об обращении взыскания на денежные средства ко всем счетам одновременно. Вопрос об обращении взыскания на денежные средства более подробно будет рассмотрен в следующих статьях. Других полномочий, кроме как предъявить свой исполнительный лист в банк, у взыскателя не имеется.
Теперь давайте рассмотрим вопрос, как судебный пристав-исполнитель на практике работает с должником-организацией, чтобы иметь об этом представление и по возможности корректировать деятельность судебного пристава-исполнителя.

Ниже будет рассмотрен пример взыскания с действующего юридического лица. Возбудив исполнительное производство, в том случае если исполнительный документ предъявлен впервые, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 11 ст. 30 Закона устанавливает должнику срок для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней, и который начинает течь, со дня, следующего за вручением должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. Напомним, что сроки в исполнительном производстве исчисляются в рабочих днях.

Именно поэтому целесообразно оказать содействие судебному приставу-исполнителю во вручении постановления, например, нарочным самостоятельно вручить его должнику (в секретариат или лично директору). В любом случае вопрос вручения постановления о возбуждении очень важен, как минимум, надо обеспечить его направление заказным письмом.

Срок для добровольного исполнения не предоставляется в случаях (п. 14 ст. 30 Закона):
1) в соответствии с частью 16 ст. 30 Закона (здесь идет речь об отдельном взыскании с должника исполнительского сбора и штрафов, вас это не касается);
2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;
3) о восстановлении на работе;
4) об административном приостановлении деятельности;
5) о конфискации имущества.

По истечению срока, установленного для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель может применить меры принудительного исполнения, установленные в ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве». Совершать исполнительные действия, указанные в ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе и до истечения срока для добровольного исполнения.

Основная разница между исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения заключается в том, что исполнительные действия «содействуют» исполнению требований исполнительного документа, а вот меры принудительного исполнения непосредственно направлены на его исполнение.

Однако между исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения есть еще одно очень важное отличие. Исполнительные действия могут быть любыми, самое главное, чтобы они были направлены на содействие исполнению требований исполнительного документа (п. 17 ст. 64 Закона).

Меры же принудительного исполнения могут лишь быть такие, которые указаны в федеральном законе или в тексте самого исполнительного документа. То есть, судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно «придумывать» меры принудительного исполнения. Так, например, судебный пристав-исполнитель не вправе обязать должника продать свое имущество и перечислить денежные средства на депозит отдела судебных приставов. Такой меры принудительного исполнения Закон не содержит. Он вправе применить такую меру, если она дословно будет указана в судебном акте (что маловероятно).

Чаще всего судебные акты содержат предписания должникам совершить определенные действия, например, перенести забор на три метра, не чинить препятствия в пользовании квартирой и.т.д. Теперь, поскольку вы полностью знакомы с арсеналом судебного пристава-исполнителя, приступим к непосредственному взысканию с должника.

В соответствии с п. 3 ст. 69 Закона, обращение взыскания на денежные средства должника осуществляется в первую очередь (только в случае недостаточности или отсутствия денежных средств взыскание обращается на иное имущество должника – п. 4 ст. 69 Закона). Нарушение данного правила может повлечь за собой признание всех последующих действий судебного пристава-исполнителя незаконным, со всеми вытекающими отсюда последствиями (признание сделок недействительными, взыскание убытков с казны Российской Федерации). Судебную практику, подтверждающую данное утверждение, несложно найти в справочно-правовой системе.

Так, например, в своем постановление по делу NА33-11212/03-С6-ФО2-2021/04-С2 от 8 июня 2004 г. ФАС Восточно-Сибирского Округа признал действия судебного пристава-исполнителя незаконными, в связи с тем, судебный пристав-исполнитель наложил арест на имущество третьей очереди, не проверив наличие первой и второй очереди обращения взыскания.

В частности суд указал следующее:
«…..статья 59 Федерального закона «Об исполнительном производстве»1 предусматривает, что в первую очередь арест имущества должника-организации налагается на имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное).

Таким образом, указанные нормы закона предусматривают обязанность судебного пристава-исполнителя в первую очередь обращать взыскание на денежные средства должника, для чего необходимо проверить наличие или отсутствие денежных средств в кассе, и на действующих расчетных счетах должника. Арбитражный суд Красноярского края правомерно признал, что при отсутствии указанных действий по выявлению имущества должника первой очереди, у судебного пристава — исполнителя отсутствовали основания для ареста имущества должника, отнесенного законом к третьей очереди……»

Несмотря на то, что постановление датировано 2004 годом, оно актуально и на сегодняшний день.
В связи с тем, что вопрос обращения взыскания на денежные средства должника является объемным, выделим его рассмотрение в отдельные статьи, разбив на две части: обращение взыскания на наличные и безналичные денежные средства.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. ФЗ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21.07.1997 г.

Фз об исполнительном производстве сводное исполнительное производство в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here