Государственный и муниципальный кредит и долг

Самая важная информация по теме: "Государственный и муниципальный кредит и долг" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг

Государственный и муниципальный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

При государственном кредите неотъемлемым участником являются федеральные и региональные органы власти и управления, при муниципальном кредите – органы местного самоуправления. Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств, — это классическая форма государственного и муниципального кредита. В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты юридическим и физическим лицам, и как гарант – в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Основные цели государственного и муниципального кредита:

финансирование бюджетного дефицита;

проведение региональной финансово-кредитной политики;

поддержка муниципальных образований;

поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджетную систему РФ.

Государственный и муниципальный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход, поэтому следует отличать государственный и муниципальный кредит от банковского кредита.

Отличия государственного и муниципального кредита от банковского кредита:

Государственный и муниципальный кредит, как правило, имеет более низкий процент по сравнению с банковским кредитом, а в некоторых случаях выдается без процентов.

Срок возврата банковского кредита строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих экономических санкций (штрафов, пеней, процентов). Государственный и муниципальный кредит, как правило, не предусматривает экономических санкций государству.

Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели, а государственный и муниципальный кредит используются на финансирование текущих мероприятий, т.е. не имеет строго целевого назначения.

Банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы, а государственный и муниципальный кредит может являться средством сокращения количества денег в обращении.

Высшим органом управления государственным и муниципальным кредитом являются законодательные органы власти. Законодательные органы власти устанавливают максимальные размеры привлечения средств и размеры кредитования за счет средств бюджета. Оперативное управление государственным и муниципальным кредитом возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк РФ, их территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Формы государственного и муниципального кредита:

1. Государственные и муниципальные гарантии, при которых государство выступает в качестве гаранта.

Государственная и муниципальная гарантия — это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная и муниципальная гарантия, обязательств перед третьими лицами.

Письменная форма государственной и муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной и муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность). Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Государственные и муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.

Гарант по государственной и муниципальной гарантии несет субсидиарную или солидарную ответственность. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной и муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Предоставление и исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в долговых книгах (Государственной долговой книге РФ, Государственной долговой книге субъекта РФ, Муниципальной долговой книге).

Государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке, при этом гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ. Государство гарантирует пенсионерам выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета РФ.

2. Государственные и муниципальные займы, при которых государство выступает либо в качестве заемщика, либо в качестве кредитора.

Основные виды государственных и муниципальных займов:

Государственные и муниципальные ценные бумаги. Максимальный срок обращения государственных ценных бумаг – 30 лет, максимальный срок обращения муниципальных ценных бумаг – 10 лет.

Иностранные кредиты. Данный вид займа – прерогатива РФ. На рынке иностранных кредитов РФ может выступать и кредитором, и заемщиком одновременно. Деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами СНГ. Крупнейшими заемщиками РФ являются такие страны СНГ, как Украина, Беларусь и Казахстан. Деятельность РФ как заемщика проводится в основном относительно международных финансовых организаций.

Государство как кредитор может выдавать следующие кредиты:

внутренние кредиты – это кредиты внутри страны бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным предприятиям, юридическим и физическим лицам, органам власти в национальной валюте.

внешние кредиты — это кредиты, предоставляемые РФ в иностранной валюте иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

К внешним кредитам относят внешние долговые требования РФ.

Внешние долговые требования РФ – это финансовые обязательства иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ как кредитором. Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ. Крупнейшими внешними должниками РФ являются следующие страны: страны СНГ (в первую очередь, Украина, Беларусь, Казахстан), Куба, Индия, Вьетнам, Монголия, развивающиеся страны Африки.

Читайте так же:  Увольнение последним днем отпуска заявление

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственными и муниципальными финансами. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный долг как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

Различают: 1.государственные и муниципальные внутренние заимствования, 2.государственные и муниципальные внешние заимствования.

Внутренние заимствования – это займы внутри страны (от бюджетов других уровней, от населения, от коммерческих банков и других).

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.

Внешние заимствования – это займы за пределами страны (от МВФ, от Парижского и Лондонского клубов, от Всемирного банка и других).

Государственные внешние заимствования РФ и субъекта РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ и субъектов РФ. Муниципальные внешние заимствования осуществлять нельзя в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных и муниципальных заимствований. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Ежегодно разрабатываются программы внутренних и внешних государственных и муниципальных заимствований. Эти программы являются приложениями к бюджету соответствующего уровня. На федеральном и региональном уровне утверждаются программы внутренних и внешних государственных заимствований, а на местном уровне – только программы внутренних муниципальных заимствований.

В результате заемной деятельности государства образуется государственный и муниципальный долг.

Государственный и муниципальный долг – это долговые обязательства, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Государственный и муниципальный долг напрямую связан с бюджетным дефицитом. Для покрытия бюджетного дефицита выпускаются займы, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Величина государственного и муниципального долга, как и дефицит бюджета, важнейший показатель состояния экономики.

Виды государственного и муниципального долга:

1. капитальный и текущий

Капитальный долг – это совокупность долговых обязательств государства на определенную дату (на начало года).

Текущий долг – это предстоящие платежи по обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

2. внутренний и внешний

Внутренний долг – это долговые обязательства РФ, субъекта РФ или муниципального образования, выраженные в валюте РФ.

Внешний долг – это долговые обязательства РФ и субъекта РФ, выраженные в иностранной валюте, перед иностранными юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства РФ и субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до 30 лет включительно). Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Управление государственным и муниципальным долгом – это совокупность мероприятий государства по погашению и регулированию суммы государственного и муниципального долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ или Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или финансовым органом субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования.

Учет и регистрацию долговых обязательств осуществляют в долговых книгах (Государственной долговой книге РФ, Государственной долговой книге субъекта РФ, Муниципальной долговой книге). Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего государственного долга РФ (Государственная долговая книга РФ). Финансовыми органами субъекта РФ и муниципального образования осуществляется соответственно ведение Государственной долговой книги субъекта РФ и Муниципальной долговой книги.

Главным методом управления государственным и муниципальным долгом является реструктуризация долга, которая проводится в основном в отношении внешнего государственного долга РФ и субъектов РФ.

Реструктуризация долга – это пересмотр условий погашения долга.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Основные методы управления государственным и муниципальным долгом:

конверсия — изменение доходности займов,

консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных государственных и муниципальных займов,

унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов,

отсрочка погашения займа,

аннулирование государственного и муниципального долга — отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним государственным и муниципальным долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.

Источник: http://studfile.net/preview/6195469/page:24/

Государственный и муниципальный кредит: понятие, значение, правовые основы

Кредитом называется определенная процедура, когда осуществляется предоставление денег или какого-либо товара в долг на конкретный срок на условиях возмездности, а также возвратности. Вознаграждение за использование кредита устанавливается, в большинстве случаев, в специальной форме процента.

Для того чтобы привлечь финансовые средства в распоряжение государства, а также образований муниципального характера и для решения определенных трудностей бюджетного дефицита, помимо иных способов, используется кредит государственной направленности. Отношения кредитного порядка получили достаточно широкое распространение в современной экономической сфере в России. Кредит муниципального характера, как самостоятельный правово-финансовый институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, в свое время контролируемых специальной системой правовых норм.

Государственный кредит

Государственный кредит выступает в качестве одного из главных (вместе с налогами) инструментов для осуществления решения проблем достижения баланса доходов бюджетной направленности, а также различных расходов. Отдельные вопросы, имеющие прямое отношение, например, конкретного порядка во время которого, осуществляется заключение договоров государственного займа, контролируются также гражданско-правовыми нормами (о чем свидетельствует 817 статья ГК Российской Федерации). Вне зависимости от уровня кредит (государственный, а также муниципальный) вполне можно разбирать в двух значениях (аспектах): экономическом и правовом.

Читайте так же:  Порядок получения отсрочки от армии

Кредит (государственного и муниципального характера) как некая экономическая категория выступает в роли базисного понятия в отношении к кредиту в аспекте правовой направленности и представляет собой конкретную систему денежных отношений, появляющихся в связи с привлечением государством, и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного применения свободных средств финансового порядка юридических, и, что самое главное физических лиц.

И в том случае, если сущность самой категории кредита рассматривается, как передача определенных платежных средств кредитором заемщику для того чтобы применять их последним на началах возвратности и в каких-либо собственных интересах, то сущность экономической направленности государства и муниципального кредита кроется в том, что временно свободные финансовые средства юридических, а также определенных физических лиц аккумулируются, и на условиях возвратности, и возмездности применяются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство же в свое время направляет его на общегосударственные потребности (чаще всего, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между какими-либо отраслями экономики, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, которые имеют большое социальное и, что наиболее важно экономическое значение для государства, и тех граждан, которые в нем проживают.

Особенность отношений финансово-экономического порядка, которые появляются в ходе государственного и муниципального кредита, кроется в их субъектном составе.

Как совокупность финансово-экономических отношений кредит государственной направленности представляет собой определенные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими, и физическими лицами – с другой, при которых само государство показывается в качестве заемщика финансовых средств, которые на данный момент времени еще свободны.

Муниципальный кредит

При кредите муниципального характера в качестве заемщика выступает, соответственно, муниципальное образование, а кредиторами – граждане и организации. Отсюда получается, что обязательным субъектом отношений правового порядка по государственному и муниципальному кредиту является государство или образование муниципальной направленности.

Государственный, а также муниципальный кредит можно разбирать и в правовом аспекте. С какой-либо правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это процесс, когда происходит урегулированные нормами правовой направленности отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных средств денежного порядка юридических, и физических лиц на определенных принципах добровольности, возмездности, срочности, и, конечно, возвратности с целью покрытия бюджетного дефицита, а также контролирования денежного обращения.

Любая роль традиционного характера кредита государственного порядка всегда крылась в обеспечении своевременного финансирования тех расходов государства, которые происходили при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием экономики в рыночной сфере с целью контроля за финансированием общесоциальных потребностей общества государство применяет кредит, а также для того чтобы осуществлять регулирование денежных обращений.

Главная причина применения какого-либо государственного кредита – это нехватка доходов бюджета для осуществления покрытия государственных и муниципальных расходов.

Для реализации каких-либо операций по государственному (муниципальному) кредиту требуется наличие определенных временно не занятых средств юридических лиц и граждан. Применение данных средств в роли кредитных ресурсов дает право государству не прибегать к эмиссионной деятельности. Именно из-за этого роль государственного (муниципального) кредита кроется не только в том, что он используется как некий дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из главных факторов улучшения регулирования денежного обращения, развития форм безналичного характера расчетов, укрепления внутренней валюты.

Отношения кредитной направленности также складываются на специальном уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и контролируется правовыми документами соответствующего уровня на основе самого законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон

Среди главных источников процесса правового контролирования муниципального кредита особо следует выделить Федеральный закон от 1996 года 22 апреля №39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» и закон Федеральной направленности от 1998 года 29 июля №136-Φ3 «Об особенностях обращения и эмиссии государственных, а также муниципальных ценных бумаг». Порядок заключения какого-либо договора государственного займа получил правовое закрепление во второй части ГК Российской Федерации.

Вопросы кредита государственной направленности конкретных субъектов Российской Федерации и муниципального кредита контролируются также определенными конституциями, и уставами субъектов Российской Федерации, а также уставами конкретных образований муниципальной направленности.

Положения общего характера имеющие отношение к контролированию правовой направленности выпуска в обращение муниципальных, а также региональных займов, содержатся в Конституции Российской Федерации (об этом говорится в 12, 71, 72, а также 75 и 132 статье) и Федеральном законе от 2003 года 6 октября №131-Φ3 «Об принципах общего характера организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Все отношений правовой основы государственного кредита носят государственно-властный характер.Не обращая внимание на то, что государство в этих отношениях является должником, именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения, а также изменения.

Юридические и, конечно, физические лица, которые на добровольной основе вступают в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все необходимые условия займа.

В отличие от отношение правового порядка по банковскому кредиту субъекты тут неравноправны, так как главным методом контролирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит определенная функция управления государственным внутренним долгом. Определенные рамки временного характера, деяния правоотношений в сфере государственного кредита в одностороннем порядке устанавливаются государством.

В сфере кредита государственной направленности появляются, тем не менее, отношения правового характера не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком (государством) и кредиторами), но и правоотношения, в свое время опосредуемые функционированием государственного долга.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/gosudarstvennyj-i-munitsipalnyj-kredit/

Государственный и муниципальный кредит

Понятие государственного и муниципального кредита, их функции

Под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования предоставляют свободные денежные средства, находящиеся в их распоряжении, во временное пользование на платной, возвратной, срочной основе субъектам экономики, иностранным государствам, международным организациям или же осуществляют привлечение свободных денежных средств субъектов экономики, зарубежных стран и международных организаций. В таких отношениях кредиторы и заемщики с одной стороны РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования в правительства и других уполномоченных организаций, а с другой – физические и юридические резиденты, нерезиденты, международные организации и иностранные государства.

Читайте так же:  Рассмотрение окончательных предложений в запросе предложений в 2020 году

Государство через уполномоченный орган исполнительной власти проводит заключение кредитного договора, согласно которому у него появляются соответствующие требования или обязательства.

К условиям кредитного договора относятся:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Сроки предоставления кредита;
  • Сроки получения кредита;
  • Все обязанности сторон;
  • Условия возврата займа;
  • Размеры процентной ставки за пользование займом;
  • Иные условия.

Государственное и муниципальное кредитование преследует следующие основные цели:

  • Решает проблемы финансирования дефицита бюджета;
  • Проводит региональную финансово-кредитную политику, при помощи которой выравниваются социально-экономические условия жизни общества и функционирование экономики региона;
  • Осуществляет поддержку муниципальных образований в разрешении срочных социально-экономических задач, которые находятся в приоритете для экономических секторов и различных видов деятельности.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источниками государственного и муниципального займа могут служить средства бюджета, заложенные на финансовый год. Не существует никаких специфических кредитных ресурсов. Это и является особенностью муниципального и государственного кредитования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный кредит обладает некоторыми специфическими чертами, к которым относятся:

  • Добровольный характер подобных отношений;
  • Платный и возвратный характер;
  • Если в банковском кредите обеспечением являются материальные ценности, то в случае государственного кредита обеспечением служит имущество, находящееся в государственной собственности;
  • Привлекаемые средства с помощью государственного кредита имеют целевой характер, т.е. направляются на погашение дефицита бюджета;
  • Срочный характер кредита. По Бюджетному кодексу РФ любые государственные долговые обязательства не должны превышать 30 лет, а муниципальные – 10.

Государственный (муниципальный) кредит выполняет следующие функции:

  1. Распределительную, которая состоит в перераспределении денежных средств между экономическими субъектами и бюджетной системой согласно потребностям экономки и целесообразности поддержки той или иной сферы социально-экономической деятельности. Финансовые ресурсы могут перераспределяться между федеральным бюджетом и региональным, региональным и муниципальным, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и др.
  2. Регулирующую функцию, суть которой заключается в том, что при вступлении в кредитные отношения, государство оказывает воздействие на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость. При сознательном использовании государственного кредита в качестве инструмента регулирования экономики, правительство страны может осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения проводится путем размещения займов в различных группах инвесторов. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затрата, то абсолютно сократится наличная денежная масса в обращении.

Помимо двух перечисленных функций, государственный кредит выполняет функцию учета, рационального и целевого использования кредита, контрольную функцию.

Государственный и муниципальный долг

Под государственным (муниципальным) долгом понимается накопленная задолженность страны, ее субъектов и муниципальных образований перед юридическими и физическими лицами, зарубежными странами, международными организациями, которая подлежит погашению в виде основного долга и процентов за него.

Обеспечивается данный долг муниципальной и государственной казной.

Государственный долг может быть внутренним, который выражается в национальной валюте, и внешним, выражающийся в иностранной валюте. Обслуживание и погашение долга проводится в той валюте, в которой он выражен.

Государственный долг РФ включает следующие долговые обязательства:

  • Кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными учреждениями, международными финансово-кредитными организациями и иностранными государствами;
  • Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг;
  • Договора и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов и ссуд;
  • Договора о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • Соглашения и договора о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Классификация государственных займов

Все государственные займы можно подразделить на группы по следующим признакам:

  1. По сроку действия: краткосрочные и среднесрочные;
  2. По праву эмиссии: выпускаемые правительством страны, правительствами административно-территориальных образований и т.д.;
  3. По признакам субъектов-держателей акций займы могут разделяться на реализуемые среди населения, среди юридических лиц;
  4. По виду выплаты доходов: процентно-выигрышные, выигрышные, беспроцентные;
  5. По методам размещения: добровольные, размещаемые по подписке и принудительные;
  6. По своей форме: облигационные и безоблигационные.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: http://spravochnick.ru/kredit/gosudarstvennyy_i_municipalnyy_kredit/

Государственный и муниципальный кредит

Государственный кредит — совокупность экономических отношений государства, юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), при которых государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.

Функции государственного кредита:

Причины государственных заимствований:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т.е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Классификацию государственных займов проводят по различным признакам.

1. В зависимости от места размещения: внутренние; внешние.

2. По праву эмиссии: выпускаемые центральным правительством; выпускаемые правительством республик; выпускаемые местными органами власти.

3. В зависимости от срока привлечения средств: краткосрочные – займы со сроком погашения до одного года; среднесрочные – со сроками погашения от одного года до пяти лет; долгосрочные – со сроками погашения от пяти лет и выше.

4. В зависимости от характера выплачиваемого дохода: процентные – подразумевают доход в виде начисления процента; выигрышные – доход в виде выигрышей в момент погашения; дисконтные — доход в виде разницы между ценой погашения и ценой покупки.

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Читайте так же:  Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры в 2020 году

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации).

В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9724 — | 7570 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/2_705_gosudarstvenniy-i-munitsipalniy-kredit.html

Вопрос. Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг

ВОПРОС

ВОПРОС

Государственные и муниципальные внутренние займы как форма государственного и муниципального долга.

Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ ответственному федеральному органу исполнительной власти. От имени субъекта РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ.

От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.

Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ – это Государственная долговая книга РФ.

Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями.

Минфин России ведет гос. книги внутр. и внешнего долга РФ, объедин. в Государственную долговую книгу РФ. В нее в соответствии с установл. порядком вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муницип. образований по эмитиров. ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, о полном или частичном исполнении принятых долговых обязательств и др. информация, состав к-рой устанавливает лицо, осуществляющее ведение Государственной долговой книги РФ.

Привлекаемые государственные и муниципальные заимствования формируют государственный и муниципальный долг.

Читайте так же:  Взыскание долговых обязательств

В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Государственный и муниципальный долг выражает собой результат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их заимствований

Правовое регулирование сберегательного дела.

Сберегательное дело представляет систему правоотношений между банковскими кредитными организациями, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу привлечения на добровольной основе свободных денежных средств последних во вклады на условиях срочности и воз мездности. Институты правового регулирования государственного (муниципального) кредита и долга тесно связаны с институтами сберегательного дела, поскольку сбережения населения и счета юридических лиц всегда являются важнейшими кредитными источниками государственных займов. В настоящее время они становятся также основными источниками ных займов. К основным источникам правового регулирования сберегательного дела относятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» (гл. VI), ГК РФ (гл. 44 «Банковский вклад»), Устав Сберегательного банка РФ и др.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 36) вклад — это денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход rfo вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида Законом и соответствующим договором. Договор банковского вклада (если иное не предусмотрено соглашением сторон) удостоверяется сберегательной книжкой. Она может быть как именной, так и на предъявителя. Причем последняя относится к ценным бумагам. Сберегательная книжка должна содержать определенные реквизиты: наименование и место нахождения банка (либо его филиала), номер счета, сумму денежных средств, зачисленных, а также списанных со счета, и остаток средств на момент предъявления сберкнижки в банк. Выдача вклада осуществляется банком лишь при предъявлении вкладчиком сберегательной книжки.

Вкладчиками банка могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Причем вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором.

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физ. лиц в банках. Причем участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков (по ФЗ «О страховании вкладов физ. лиц в банках РФ»). Банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним.

Государственный кредит (ГК) — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Формы государственного кредита (внутренний): 1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы. 2. казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство.

Муниципальный кредит — это экономические отношения, по которым муниципальное образование выступает в роли кредитора или заемщика.

Функции муниципального кредита:

Перераспределительная — выражается в перераспределении с помощью кредитных инструментов денежных средств между бюджетами, юридическими и физическими лицами.

Регулирующая — заключается в стимулировании экономических процессов, в обеспечении более эффективного использования средств, предоставляемых заемщику на платной основе, и т.д.

Контрольная — заключается в обеспечении контроля за целевым, эффективным использованием денежных средств, за выполнением заемщиком договорных обязательств.

Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг подразделяется на:

Капитальный долг – сумма всех выпущенных долговых обязательств, непогашенных органами государственной власти и местного самоуправления, а также гарантированных ими обязательств, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Основной долг — это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами государственной власти на данный момент времени долговых обязательств, включая гарантии по заимствованиям.

Текущий долг представляет собой предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами государственной власти и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 447 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.su/16_104513_vopros-ponyatie-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-kredita-gosudarstvenniy-i-munitsipalniy-dolg.html

Государственный и муниципальный кредит и долг
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here