Количество специалистов по охране труда на предприятии

Самая важная информация по теме: "Количество специалистов по охране труда на предприятии" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Работодатель самостоятельно определяет количество штатных единиц специалиста по охране труда

DmitryPoch / Depositphotos.com

Минтруд России в своем письме рассмотрел вопрос о зависимости численности работников службы охраны труда от общей численности работников организации. В ведомстве отметили, что количество штатных единиц по должности специалиста по охране труда работодатель определяет самостоятельно (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 сентября 2019 г. № 15-2/В-2363).

Чиновники напомнили, что в соответствии с частью первой ст. 217 Трудового кодекса у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России (ч. 4 ст. 217 ТК РФ). Минтруд России пояснил, что согласно п. 14 постановления Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Также Минтруд России сослался на часть первую ст. 22 ТК РФ и абзац 2 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2, в котором указывается, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (штатное расписание, конкретное содержание должностных инструкций, наименования должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, подбор и расстановку кадров).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каких-либо конкретных требований к численности работников службы охраны труда закон не предъявляет.

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки и получите диплом установленного образца.

Источник: http://www.garant.ru/news/1314431/

От чего зависит количество сотрудников в службе охраны труда

  • Когда нужно создавать службу охраны труда?
  • Сколько человек должно быть в службе охраны труда?
  • Как рационально распределить работу между специалистами службы охраны труда?

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Когда нужно создавать службу охраны труда

Не все работодатели могут объективно оценить объем работы, которую выполняет специалист по охране труда. Поэтому зачастую на сотрудника взваливают непосильный перечень задач. Или, наоборот, в небольших организациях создают целую службу охраны труда, когда достаточно иметь одного хорошего специалиста. Разберемся, сколько сотрудников на самом деле должны заниматься охраной труда.

Система охраны труда находится в непосредственном подчинении у работодателя. Если численность работников предприятия превышает 50 человек (ст. 217 ТК РФ), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При этом у работодателя есть несколько вариантов:

  • создать отдельное структурное подразделение – службу охраны труда;
  • ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
  • привлечь аккредитованную специализированную организацию (специалиста) по гражданско-правовому договору.

Если численность работников менее 50 человек, то работодателю можно:

  • возложить обязанности по охране труда на себя;
  • возложить обязанности на уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа о совместительстве или совмещении профессий).

Статья в тему

Когда в организации менее 700 работников, нет тяжелых работ и вредных и опасных условий труда, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. При большей численности персонала создается служба охраны труда из трех–пяти человек или отдел минимум из шести человек.

Сколько человек должно быть в службе охраны труда

Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно постановлению Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». Разберемся с расчетом на примере.

Пример

Если в компании меньше 50 сотрудников, то создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда является желательным, но не обязательным. Это зависит от специфики производственной деятельности организации. Для предприятий, на которых заняты более 50 сотрудников, создавать службу или иметь специалиста по охране труда уже обязательное требование. Причем не только на производстве, но и в организациях, оказывающих туристические, юридические и другие услуги.

Возьмем организацию численностью 1002 человека, из них 145 человек работают во вредных и опасных условиях труда. В месяц на работу принимают в среднем 20 новых сотрудников. Организация состоит из девяти структурных подразделений, расположенных на расстоянии 800 м друг от друга. За год в организации произошло пять несчастных случаев.

Чтобы произвести расчет, выбираем нормативную численность специалистов в службе охраны труда из таблиц, которые приведены в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. Нормативные показатели для нашего примера сведены в таблицу.

Таблица. Численность специалистов в службе охраны труда в зависимости от состава работы

Организация работы по предупреждению

производственного травматизма, профессиональных

и производственно-обусловленных заболеваний

Организация и участие в проведении специальной

оценки условий труда

Организация пропаганды по охране труда

Организация инструктажей, обучения,

проверки знаний по охране труда

Планирование мероприятий по охране труда,

составление отчетности по установленным формам, ведение

документации по охране труда

Оперативный контроль за состоянием охраны труда

в организации и ее структурных подразделениях

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда

Участие в расследовании и учете несчастных случаев в организации:
Чн = Тобрв,
где Чн – нормативная численность, Тоб – общие затраты времени на расследование (Тоб = 115 ч), Нрв – норма рабочего времени одного работника на планируемый год (Нрв = 2000 ч)

Списочная численность работников службы охраны труда вычисляется по формуле:

где Чсп – списочная численность специалистов по охране труда;
Чн – итоговая нормативная численность;
Кн – коэффициент планируемых невыходов работников службы охраны труда.

Кн = 1 + процент планируемых невыходов/100.

Примем процент планируемых невыходов равным 10. Тогда:

При планируемом значении невыходов 10% данное значение равняется 1,1.

Читайте так же:  Понятие и особенности дисциплинарной ответственности

Если производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности устанавливают коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 км и более – коэффициент 1,4. Поэтому:

Чсп = 2,157 × 1,1 × 1,2 = 2,84 ≈ 3.

Таким образом, получаем нормативную численность работников службы охраны – три человека.

Статья в тему

Как рационально распределить работу между специалистами службы охраны труда

Рассмотрим распределение обязанностей на примере крупного промышленного предприятия численностью 1200 человек, из которых 150 человек работают во вредных условиях труда. Организация состоит из девяти крупных подразделений, шесть из которых – производственные подразделения, а три – офисные. Согласно примеру, который приведен выше, в службе охраны труда такого предприятия должно быть минимум три человека – руководитель и два специалиста по охране труда. Работы, которые будет выполнять служба охраны труда, также приведены в предыдущем примере.

Отсутствие в организации специалиста по охране труда или сотрудника, исполняющего его обязанности, – одно из распространенных нарушений по охране труда. За него работодателю грозит штраф до 50 000 рублей. В 2016 году малые предприятия смогут избежать штрафа и отделаться предупреждением. Но только если инспектор впервые выявит нарушение и оно не будет непосредственно угрожать жизни и здоровью работников.

У работодателя есть несколько способов распределения обязанностей в службе охраны труда.

1-й способ – территориальный. Распределить обязанности по структурным подразделениям между двумя специалистами в зависимости от численности подразделения. В нашем случае: 600 человек – одному специалисту и 600 человек – второму специалисту.

Плюсы данного способа:

  • четкое распределение ответственности. За охрану труда в каждом подразделении отвечает один специалист.
  • взаимозаменяемость сотрудников. При уходе в отпуск, на больничный, увольнении сотрудника второй специалист может полностью заменить выбывшего и подготовить нового специалиста на его место.

Минусы данного способа:

  • каждое подразделение организует работу по охране труда специфично, в зависимости от того, какой специалист его обслуживает. Нет единого понимания, как правильно выполнять работу;
  • специалисты вынуждены выполнять одни и те же функции в рамках предприятия индивидуально каждый для своих подразделений. Нет общей системы работы;
  • оба специалиста должны иметь одинаковый уровень квалификации, что требует дополнительных финансовых затрат на их обучение.

Таким образом, первый способ больше подходит предприятиям, у которых подразделения сильно удалены друг от друга.

2-й способ – функциональный. Распределить функции службы охраны труда между специалистами в зависимости от их квалификации.

Плюсы данного способа:

  • создание единой системы охраны труда;
  • сотрудники специализируются на выполнении определенных задач;
  • специалисты могут обладать разным уровнем квалификации, что снижает финансовые затраты предприятия и дает мотивацию для профессионального роста.

Минусы данного способа:

  • низкая взаимозаменяемость сотрудников;
  • сложности в распределении ответственности.

То есть второй способ рационально использовать, если подразделения предприятия расположены на общей территории, а его численность не превышает 3000 человек.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в филиалах?

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в каждом филиале организации? Если нет, то как, например, проводить инструктажи с работниками?
Илья КУЛИКОВ (Санкт-Петербург)

В законодательстве нет требований обязательно включать в штат филиала должность специалиста по охране труда. Достаточно иметь такого специалиста в головной организации, а в филиалах назначить ответственных за охрану труда. Их функции, в том числе по проведению инструктажей, лучше расписать в отдельном локальном документе. Тогда вновь принимаемым сотрудникам не придется ехать на инструктаж в головную организацию.

Нужно ли приводить название должностей в соответствие с ЕТКС?

Начальник отдела охраны труда в коммерческой фирме настаивает переименовать его отдел в службу охраны труда и изменить название должностей согласно Квалификационным характеристикам должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н. Правомерны ли его требования в коммерческой организации?
Наталья ИЛЬИНА (Солнечногорск)

Требования начальника отдела правомерны. Если Трудовой кодекс или другие документы устанавливают ограничение на какую-либо работу, то названия этой профессии и квалификационные требования к ней должны соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику (далее – ЕТКС) (ч. вторая ст. 57 ТК РФ). Для работников охраны труда этим справочником установлены ограничения, например, по стажу и квалификации. Поэтому Гострудинспекция рекомендует приводить название службы охраны труда и должностей ее специалистов в соответствие с приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н в организациях любой формы собственности. Иначе работодателю могут выдать предписание об устранении этого недочета.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Источник: http://e.otruda.ru/439781

Когда специалист по охране труда может совмещать другие функции

Б езопасность — понятие объемное. Это и охрана труда, и производственный контроль, и гражданская оборона, и еще много направлений.

По-хорошему, на каждое из этих направлений в организации нужен отдельный штатный специалист, а то и целое подразделение. Однако в средних и небольших организациях в этом нет необходимости. Работодателю удобнее и экономически выгоднее, чтобы один специалист по охране труда выполнял сразу несколько функций. Например, наряду с охраной труда отвечал еще и за пожарную безопасность, и за экологию. Ведь кажется, что функционал у этих должностей очень похожий.

Сотрудники и сами не против дополнительных обязанностей за доплату, если они совместимы с основной работой. Но одной готовности работать за двоих недостаточно. Есть условия, при которых совмещение недопустимо.

Дополнительные функции должны отвечать квалификации и опыту работника

Работники, на которых возложены функции других специалистов, должны соответствовать стандартам и требованиям, установленным в отраслевых нормативно-правовых документах. Например, организация эксплуатирует опасный производственный объект (далее — ОПО). На таких объектах нужен производственный контроль. Это установлено Правилами организации и осуществления производственного контроля (утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263; далее — Правила).

Организовать производственный контроль обязана эксплуатирующая организация (п. 3.1 Правил). Она разрабатывает положение, в котором содержится процедура контроля. Контролировать эту процедуру должен ответственный работник. У руководителя есть выбор:

Обратите внимание

В 2001 году Минтруд утвердил Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (постановление Минтруда России от 22.01.2001 № 10). В документе указано, сколько специалистов необходимо в организации, если исходить из количества сотрудников в ней

  • ввести должность и нанять нового сотрудника, который будет заниматься производственным контролем на ОПО;
  • вменить обязанность по промышленному контролю специалисту по охране труда, который уже есть в штате и прошел обучение по производственному контролю.
Читайте так же:  Дисциплинарное взыскание руководителю организации

Если работодатель выбрал второй вариант, он предлагает совмещение специалисту по охране труда.

Перед тем как соглашаться, уточните, какие требования предъявляются к ответственному лицу. В пунктах 8, 9 Правил сказано, что ответственный по производственному контролю на ОПО должен иметь:

  • высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
  • стаж работы на опасных промышленных предприятиях отрасли не менее 3 лет;
  • удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

Если специалист не соответствуете всем трем пунктам, совмещение невозможно. Следует сказать об этом руководителю. Иначе, случись авария или несчастный случай, вина может лечь на ответственного сотрудника и отвечать ему придется наравне с руководителем.

Когда можно отказаться от дополнительных функций

У специалиста есть право не брать на себя дополнительные функции, даже если он подходит по образованию, квалификации и опыту. Мотивировать отказ можно высокой занятостью на основной работе.

Пример. Работодатель настаивает на том, чтобы специалист по охране труда взял на себя ответственность еще и за противопожарную безопасность. Cпециалист оценил свои силы и не захотел брать на себя лишнюю работу. Он распечатал на принтере два профессиональных стандарта:
— для специалиста в области охраны труда;
— для специалиста по противопожарной безопасности.

Получилась увесистая папка, которую специалист отдал в руки руководителю. Тот изучил документы и пришел к выводу, что не стоит поручать одному сотруднику такую высокую нагрузку.

Как правильно оформить совмещение

Если вы все-таки соглашаетесь на предложение руководителя, то совмещение нужно правильно оформить.

Работодатель предложил совмещение и пообещал доплачивать — просите документальное подтверждение. Издать приказ о возложении дополнительных обязанностей недостаточно. Нужно составить дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем работодатель указывает срок совмещения, размер дополнительной оплаты труда и дополнительные обязанности (ст. 151 ТК РФ).

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Организация с численностью более 50 человек должна иметь в штатном расписании должность специалиста по охране труда. Для небольших компаний такую единицу иметь не обязательно. Главное, чтобы был конечный результат: выполнялись нормы пожарной безопасности, соблюдались экологические требования и т. д.

Источник: http://e.otruda.ru/527805

Затраты на охрану труда: что учесть в работе специалисту по ОТ

Кандидат экономическиъ наук, специалист в области охраны труда со стажем более 10 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю.

Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Из статьи вы узнаете:

  • Как сформировать перечень затрат по охране труда
  • Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

Как сформировать перечень затрат по охране труда

Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.

Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.

Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.

Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.

Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.

Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.

Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

Как производят финансирование

Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.

За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):

  • закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
  • проведение СОУТ
  • проведение оценки профрисков
  • устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
  • установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
  • затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п

Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

Читайте так же:  Сколько длится судебное разбирательство по гражданскому делу в 2020 году

К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.

Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).

Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.

Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.

Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).

Источник: http://coko1.ru/articles/protection/zatraty-na-ohranu-truda-chto-uchest-v-rabote-specialistu-po-ot/

При какой численности организации вводится специалист по охране труда

8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

    21.12.2017
  • Опубликовано: expert123.ru
  • Категория: Охрана труда
  • При какой численности организации вводится специалист по охране труда

    Когда и при какой численности в организации вводится должность специалиста по охране труда

    В любой компании, маленькой или большой, должны соблюдаться безопасные условия работы и охрана труда сотрудников условия труда должны соответствовать требованиям безопасности и государственным нормам и правилам по охране труда. Однако самостоятельно организовать работу по охране труда в соответствии с требованиями законодательства работодателю довольно сложно. В данной статье расскажем о том, какие действия должен предпринять руководитель организации для создания собственной службы по охране труда. Обучение по охране труда дистанционно, без отрыва от производства.

    Когда создание службы охраны труда обязательно?

    Законодательством установлено, что обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя (ст. 212 ТК РФ) и прежде всего сам работодатель несёт ответственность за соблюдение безопасных условий труда своих сотрудников и создание специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.

    Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий (ст. 209 ТК РФ).

    Как следует из приведённого выше определения, реализация комплекса мероприятий, направленных на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда, – процесс довольно трудоёмкий.

    Согласно требованиям ст. 217 ТК РФ, у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, если численность работников превышает 50 человек, создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

    Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной деятельности.
    При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

    Под производственной деятельностью трудовым законодательством понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ). В силу ст. 779 ГК РФ к услугам относятся совершение определённых действий или осуществление определённой деятельности, в том числе в сфере услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг. Исходя из приведённого определения, практически любая современная компания осуществляет производственную деятельность.

    Обязанность по созданию системы управления охраной труда возложена на руководителя организации, а функции по охране труда работников с учётом численности сотрудников, специфики и видов деятельности компании могут выполнять:

    • отдельное структурное подразделение;
    • штатный специалист по охране труда;
    • самостоятельно руководитель;
    • уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа в порядке совместительства или совмещения профессий);
    • аккредитованная специализированная организация (специалист) на основании гражданско-правового договора.

    В случае, если руководитель организации определяет необходимость создания службы охраны труда в качестве структурного подразделения, то следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами, утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее – Нормативы) и Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее – Рекомендации № 14).

    Так, согласно Нормативам в организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжёлых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек достаточно иметь отдельного специалиста (специалистов) по охране труда. В организациях же с большей численностью создаётся бюро охраны труда, состоящее из 3 – 5 работников, или отдел, состоящий из 6 и более сотрудников (п. 3.1.1).

    Как создать службу охраны труда

    Решение руководителя о создании службы по охране труда в виде структурного подразделения или о принятии специалиста по охране труда отражается в приказе. Также вносятся изменения в штатное расписание, если подразделение или должность специалиста не были предусмотрены в штате организации.

    Разрабатывается Положение о службе по охране труда, которым устанавливаются цели и задачи такой службы, права и обязанности, порядок взаимодействия с другими подразделениями, а также должностные инструкции для специалистов по охране труда с учётом Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённого Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (далее – Справочник должностей).

    Справочником должностей установлены следующие квалификационные требования к должности руководителя службы охраны труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет.

    В случае если руководитель организации с количеством работников менее 50 человек возлагает обязанности специалиста по охране труда на себя, то приказ издавать не требуется, поскольку он и так обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда в организации в силу ст. 212 ТК РФ.

    Читайте так же:  Публичная кадастровая карта сахалинской области земельных участков в 2020 году

    Наравне со специалистами по охране труда руководитель должен пройти специальное обучение по охране труда в объёме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. п. 2.3.1, 3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

    Также пройти обучение и проверку знаний по охране труда обязаны все сотрудники организации. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим (ст. 225 ТК РФ).

    Таким образом, мероприятия по обеспечению соблюдения правил и норм охраны труда включают в себя:

    • издание приказа о создании службы по охране труда (ввода в штатное расписание должности Специалиста по ОТ);
    • утверждение Положения об охране труда и должностных инструкций для специалистов службы по охране труда;
    • разработку Инструкций по охране труда для сотрудников организации;
    • разработку и оформление учётной документации, отражающей деятельность по охране труда;.

    В каждой организации службой по охране труда также должны быть разработаны и вестись следующие локальные документы: журналы регистрациивводного инструктажа по охране труда; инструктажа на рабочем месте (первичного, повторного, целевого, внепланового) по безопасным методам труда; журнал регистрации инструктажа о противопожарной безопасности; график ежегодной проверки знаний работников по охране труда; журнал регистрации несчастных случаев на производстве и многое другое.

    При наличии на предприятии вредных и (или) опасных факторов производственной среды разрабатывается и утверждается Перечень работ повышенной опасности или выполняемых в опасных и вредных условиях; Перечень профессий и работ, для которых работникам необходимо пройти медицинский осмотр; Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности; Перечень выдаваемых бесплатно спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; Перечень рабочих мест, подлежащих оснащению средствами коллективной защиты; Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств; Перечень должностей, освобожденных от инструктажа на рабочем месте; Перечень должностей на 1-ую группу по электробезопасности; Перечень должностей на 2-5-ую гр. по ЭБ; Перечень должностей (профессий) на прохождение предварительного и периодического медосмотров и т.д и т.п.

    Ответственность за непроведение мероприятий по охране труда

    Ответственность за деятельность службы несёт руководитель организации. Работники службы, в свою очередь, ответственны за выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных Положением о службе охраны труда и должностными инструкциями (п. п. 19, 20 Рекомендаций № 14).

    В случае если руководитель организации обязанности по охране труда ни на кого не возложил, то в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ организация может быть подвергнута наказанию за административное правонарушение в виде штрафа в размере от 1 000 до 5 000 рублей – на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; от 30 000 до 50 000 рублей – на юридических лиц или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное правонарушение, может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трёх лет.– это что касается только отсутствие специалиста по ОТ. А далее за каждое нарушение, будь то отсутствие инструктажа, невыдача СИЗ, отсутствие медосмотра, непроведение СОУТ, на юрлицо – от 80 до 110 т.р. за каждое нарушение.

    Поэтому рекомендуем работодателям, у кого отсутствует служба охраны труда или хотя бы один специалист по охране труда, заняться организацией системы управления охраной труда в своей компании во избежание нарушений трудового законодательства, и как следствие, ответственности.

    Источник: http://expert123.ru/pri-kakoj-chislennosti-organizatsii-vvoditsya-spetsialist-po-ohrane-truda/

    Количество специалистов по ОТ

    Главное приказ — в связи с временным отсутствием специалиста по ОТ возложить его функции на себя с доплатой согласно ст.60.2 и 151 ТК РФ. Удостоверение о проверке знаний ТОТ — такое-то. Кадровичке Леночке прекратить посещать сайты знакомств для выйти замуж и срочно на ХХ РУ повесить гордо нашу вакансию (с такими условиями, чтобы никто не пошел).

    ГИТенышу этого хватит. ну нету. в штатке есть, человека нету. все СОТы бездельники и проходимцы, 50 тыщ за офисну конторку требуют. жалко

    Диплом НЕ НУЖЕН. он не специалист по ОТ

    Цитата
    Антон Еремушкин написал:
    Возможен ли такой вариант решения вопроса
    Цитата
    Антон Еремушкин написал:
    не будет ли это нарушением при условии

    Будет! Но штраф посмотрите. Там штраф смешной.

    Цитата
    Антон Еремушкин написал:
    все остальные требования ОТ в организации будут соблюдены в полном объеме?

    Все это какие? Перечень у вас или у него есть?

    Цитата
    Серж Ростовский написал:
    Пусть получает диплом после обучения 256 часов
    Цитата
    ПромтехтруднадзорЪ написал:
    Диплом НЕ НУЖЕН. он не специалист по ОТ
    Цитата
    Антон Еремушкин написал:
    Возможен ли такой вариант решения вопроса и не будет ли это нарушением при условии, что все остальные требования ОТ в организации будут соблюдены в полном объеме?

    все зависит от того, производственная ли у них деятельность — услуги или производство

    Статья 209 ТК РФ определяет производственную деятельность как «совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг».

    Установлено, что основным видом деятельности ООО НИИ является «деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях» (ОКВЭД 71.1), которая осуществляется по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ в соответствии с главой 38 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возмездное оказание услуг осуществляется в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 38, пункты 4 и 5) даны специальные определения, разграничивающие понятия «работа» и «услуга» (услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности).

    Таким образом, рассматриваемая деятельность не является производственной, в связи с чем требования статьи 217 ТК РФ о введении штатной должности специалиста по охране труда на проектную организацию не распространяются .

    Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право принимать кадровые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления принадлежит работодателю, который обязан при этом обеспечить гарантии трудовых прав работников, связанные с определением структуры, штатного расписания, численного состава (Постановление от 24 января 2002 г. № 3-П, определения от 24 сентября 2012 г. № 1690-О, от 23 декабря 2014 г. № 2873-О и др.).

    Читайте так же:  Можно ли оспорить алименты на содержание супруги

    Учитывая изложенное, в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда (статья 212 ТК РФ), работодатель вправе:

    1. Самостоятельно, исходя из специфики деятельности, принять решение о введении должности штатного специалиста по охране труда. При этом, в случае временного отсутствия штатного специалиста (например, вакантная должность), его обязанности может выполнять иной работник, на условиях внутреннего или внешнего совместительства (статья 60.1 ТК РФ), внутреннего совмещения (статья 60.2 ТК РФ), имеющий необходимую профессиональную подготовку и прошедший проверку знаний требований охраны труда.

    2. Включить в должностные обязанности иного работника, прошедшего проверку знаний требований охраны труда, функции по охране труда, предусмотренные приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н, с соблюдением статей 4, 21, 57, 72, 74 и 151 ТК РФ (изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных условий труда). Наименование должности работника не меняется (остается прежним), поскольку статьей 217 ТК РФ не предусмотрены совмещенные или двойные наименования руководителя (в частности, «заместитель генерального директора – специалист по охране труда»).

    Необходимо отметить, что специалист по охране труда не осуществляет организационно — распорядительные или административно — хозяйственные функции (письмо Минтруда России от 29 декабря 2016 г. № 15-2/ООГ-4698), в связи с чем совмещение руководящих и аудиторских (контроль охраны труда) функций у одного работника представляется нецелесообразным (возможен конфликт интересов).

    Организационные процедуры каждого варианта решения вопроса, изложенного в обращении, должны быть отражены в Положении о Системе управления охраной труда, разработанном работодателем на основании Типового положения о Системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н.

    Цитата
    ПромтехтруднадзорЪ написал:
    Возмездное оказание услуг

    Ст. 209 ТК РФ не изучали?

    Цитата
    ПромтехтруднадзорЪ написал:
    специалист по охране труда не осуществляет организационно — распорядительные или административно — хозяйственные функции
    Цитата
    AGVeles написал:
    Цитата
    ПромтехтруднадзорЪ написал:
    Возмездное оказание услуг

    Ст. 209 ТК РФ не изучали?

    в соответствии с главой 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Возмездное оказание услуг осуществляется в соответствии с главой 39

    Цитата
    ПромтехтруднадзорЪ написал:
    в соответствии с главой 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Ты сам разуй глаза и погляди.

    1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

    Цитата
    ПромтехтруднадзорЪ написал:
    Учитывая изложенное

    Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. № 15-2/ООГ-2693 О создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области6 октября 2017

    Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращения, поступившие на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.

    В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

    Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

    При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    При этом необходимо учитывать, что нормы, установленные частью 3 статьи 217 Кодекса, распространяются на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

    В этой связи полагаем, что требования части 1 статьи 217 Кодекса обязывают работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации.

    Вместе с тем, согласно статье 209 Кодекса под производственной деятельностью понимается совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

    В этой связи представляется, что производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, что определено в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст (далее — Общероссийский классификатор).

    Из вышеизложенного следует, что действие норм Кодекса в полной мере распространяются на организации, осуществляющие различные виды деятельности, которые определены в Общероссийском классификаторе.

    Дополнительно сообщаем, что приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда». Также приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».

    В указанных нормативных правовых актах определены требования к профессиональной подготовке работника и требования к стажу работы, необходимые для выполнения должностных обязанностей, а также трудовые функции специалиста в области охраны труда.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://ohranatruda.ru/ot_forum/forum19/topic16354/

    Количество специалистов по охране труда на предприятии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here