Комиссия по дебиторской задолженности

Самая важная информация по теме: "Комиссия по дебиторской задолженности" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Приложение N 1. Положение о комиссии по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью

Приложение N 1
к распоряжению Главы
N 1597р от 30.06.2009 г.

Положение
о комиссии по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок работы комиссии по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» (далее комиссия) в целях анализа бюджетной задолженности г. Якутска, установления объема дебиторской и кредиторской задолженности учреждений, финансируемых из местного бюджета, урегулирования накопленной задолженности, профилактику возникновения бюджетной задолженности, способов ее погашения и реструктуризации.

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется действующими нормативно-правовыми законами РФ, законами, актами Республики Саха (Якутия), указами и распоряжениями Президента РФ и Президента Республики Саха (Якутия), Главы Городского округа «Город Якутск», распоряжениями Правительства РФ и Правительства Республики Саха (Якутия), а также настоящим Положением.

2. Основные понятия и определения, применяемые в работе комиссии по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью

2.1. Кредиторская задолженность — задолженность учреждений за поставленную продукцию (выполненную работу, оказанную услугу), сроки оплаты которой истекли;

2.2. Необоснованная (несанкционированная) кредиторская задолженность — задолженность, по которой сроки исковой давности, определяемые гражданским законодательством Российской Федерации, на момент проведения инвентаризации истекли;

2.3. Задолженность перед ликвидированными хозяйствующими субъектами, исключенных из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра налогоплательщиков;

2.4. Требующей уточнения признается задолженность по обязательствам, возникшим с нарушением гражданского законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент принятия получателем бюджетных средств, финансовых обязательств и по иным обязательствам, если их факт и/или объем может быть оспорен в суде, включая:

— задолженность по договорам (контрактам), исполнение которых поставщиком товаров (работ, услуг) признается Комиссией неподтвержденной;

— задолженность по обязательствам, объем которых по договорам (контракту) признается Комиссией завышенной;

— задолженность по иным обязательствам, факт и/или объем которых может быть оспорен в суде.

2.5. Обоснованной (санкционированная) кредиторской задолженностью — вся задолженность, кроме необоснованной задолженности и задолженности, требующей уточнения;

2.6. Задолженность является обоснованной (санкционированной), если возникла в результате:

— недофинансирования санкционированных нормативно-правовыми актами Городского округа «Город Якутск», утвержденных расходов за счет средств местного бюджета в процессе его исполнения в предыдущие годы;

— сокращения объема бюджетных ассигнований после заключения получателем бюджетных средств соответствующих договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг).

2.7. Документы, подтверждающие обоснованность (санкционированность) задолженности:

а) комплект документов, подтверждающий наличие кредиторской задолженности по заработной плате, начислениям на оплату труда, прочим выплатам и иным социальным адресным выплатам, который состоит из обоснования возникновения задолженности с указанием объема фактически требуемых расходов и объемов;

б) первичные документы (счета, счета-фактуры, договоры, контракты, расчетные чеки, извещения, накладные, акты приемки-передачи, акты выполненных работ и др.), подтверждающие наличие просроченной кредиторской задолженности за поставленную продукцию (выполненную работу, оказанную услугу).

3. Порядок образования комиссии по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью

3.1. Комиссию возглавляет председатель комиссии — Первый заместитель Главы по экономике и финансам;

3.2. Председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, члены комиссии и секретарь назначаются распоряжением Главы Городского округа «Город Якутск». В состав комиссии включаются представители Правового комитета, Комитета по экономике и прогнозированию и ценообразованию, Департамента имущественных отношений и Финансово-казначейского управления МФ РС (Я) по г. Якутску. К работе комиссии могут привлекаться по согласованию в необходимых случаях представители иных органов государственной власти, структурных подразделений Окружной администрации г. Якутска, а также заместители Главы Городского округа «Город Якутск», представители распорядителей и получателей бюджетных средств (учреждений, предприятий и обществ).

4. Организация работы комиссии по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью

4.1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в месяц.

4.2. Комиссия проводит процедуру урегулирования дебиторской и кредиторской задолженности в следующих этапах:

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности по отраслям;

— Выявление необоснованной задолженности и задолженности, которая может быть оспорена в суде;

— Регистрация обязательств с последующим утверждением реестра дебиторской кредиторской задолженности по состоянию на 1 января соответствующего года;

— Урегулирование обязательств путем решения способов и источников погашения в соответствующем году.

4.3. Погашение кредиторской задолженности осуществляется Финансово-казначейским управлением МФ РС (Я) по г. Якутску из средств бюджета Городского округа «Город Якутск» по решению Комиссии в пределах лимита бюджетных ассигнований за счет резерва на погашение кредиторской задолженности и собственных средств получателей бюджетных средств.

4.4. Для повышения эффективности расчетов, снижения кредиторской задолженности, перехода на полный контроль за целевым расходованием бюджетных средств, Комиссия проводит анализ кредиторской и дебиторской задолженности (текущей и просроченной) получателя бюджетных средств.

4.5. С целью анализа задолженности, получения точной информации об объеме текущей и просроченной задолженности и каждый распорядитель (получатель) бюджетных средств предоставляет в Финансово-казначейское управление МФ РС (Я) по г. Якутску информацию о кредиторской и дебиторской задолженности с обязательным приложением актов сверок и подтверждающих документов с приложением объяснительных писем по фактам существования кредиторской и дебиторской задолженности.

4.6. Распорядители и получатели бюджетных средств организуют и несут ответственность за предоставление информации подведомственными бюджетными учреждениями;

4.7. Финансово-казначейское управление МФ РС (Я) по г. Якутску осуществляет свод кредиторской и дебиторской задолженности по всем распорядителям (получателям) бюджетных средств и предоставляет комиссии на утверждение.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

4.7. Член комиссии (представитель Правового комитета Окружной администрации г. Якутска) осуществляет оценку материалов, представленных на комиссию на предмет их соответствия действующему законодательству (в частности, правомерности и законности заключенных договоров, в т.ч. по сроку исковой давности, обоснованность возникновения кредиторской задолженности, начисления штрафов и пени и т.д.).

4.8. Члены Комиссии утверждают реестр кредиторской задолженности с определением источника финансирования и способов погашения на соответствующий финансовый год;

4.9. Члены Комиссии несут персональную ответственность в соответствии с законодательством за результаты работы комиссии.

5.1. Секретарь комиссии ведет учет и хранение протоколов заседаний комиссии по кредиторской и дебиторской задолженности.

5.2. Отчет о работе комиссии по кредиторской и дебиторской задолженности представляется один раз в квартал Главе Городского округа «Город Якутск».

Читайте так же:  Как уволиться по семейным обстоятельствам без отработки

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/26742886/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Регламент по управлению дебиторской задолженностью

Татьяна Толстова, заместитель директора , поделилась образцом регламента по управлению дебиторской задолженностью. Он поможет создать эффективную систему контроля, учета и возврата дебиторки.

Р егламент по управлению дебиторской задолженностью я разрабатывала для группы, в которую входили около 50 небольших и средних организаций, работавших по разным : оказание услуг, оптовая и розничная торговля, несколько видов производства и спортивные комплексы. Вот задачи, которые нам необходимо было решить с помощью этого регламента:

  • внедрить единый подход к управлению задолженностью;
  • конкретизировать процессы и мероприятия по возврату дебиторки;
  • установить порядок взаимодействия сотрудников;
  • определить функционирование комиссии по работе с дебиторкой.

Четыре этапа управления

Процесс работы с дебиторкой разбили на четыре этапа. И алгоритм действий в рамках каждого из них четко прописали в регламенте. В документе закрепили ответственных сотрудников за результаты этапов и привели шаблоны документов, которые понадобятся им.

Этап 1. Анализ задолженности и прогноз ее возврата. Бухгалтерия сверяет расчеты с контрагентами и выявляет величину дебиторки. Задолженность конкретных дебиторов подразделяют на текущую, просроченную, исковую Также выявляют мнимую дебиторку (когда услуги оплачены, но контрагент не представил первичные документы). Контролирует работу главный бухгалтер, который направляет отчет о структуре просроченной задолженности на начало месяца в комиссию по работе с дебиторкой за четыре дня до ее заседания согласно графику.

oбразец. Aкт с рекомендациями комиссии по уменьшению дебиторской задолженности

Этап 3. Взыскание задолженности в судебном порядке. Данный этап включает исковое производство и ведение исполнительного производства. Инициирует их комиссия по работе с дебиторкой, а необходимые меры принимают юристы. Сроки и порядок действий по подготовке и подаче искового заявления и претензий схожи.

Этап 4. Списание дебиторки. После исчерпания методов взыскания задолженности бухгалтерия списывает ее на основании приказа руководителя, который издается в течение пяти дней после подписания акта инвентаризации дебиторки. А проводится инвентаризация до числа месяца, следующего за кварталом. Работы контролирует главный бухгалтер.

Как документ помог компании

После внедрения регламента его эффективность компании отслеживали по отдельности, затем формировался сводный отчет по группе. На адаптацию сотрудников к работе по регламенту ушло около пяти месяцев. К новым правилам быстрее подстроились небольшие компании с незначительным объемом задолженности, срок которой не превышал месяца.

Ощутимый результат по группе получили только спустя год:

  • отлажен весь процесс управления дебиторской задолженностью;
  • завершена и отлажена основная масса работы;
  • дебиторка в среднем по группе снизилась до 35 процентов (в том числе исковая задолженность — 3%, проблемная — 1,5% и «мертвая» — 0,3%);
  • повысился рейтинг деловой репутации группы;
  • стала прозрачнее работа с контрагентами;
  • повысилось качество взаимоотношений сотрудников внутри компаний и в целом по группе.

Об авторе

Опыт работы в сфере финансов — 14 лет. Ранее была финансовым директором в и и др. Реализовала проекты по внедрению системы бюджетирования на следующих предприятиях: — оптовая торговля; — оптовая торговля и финансовая деятельность; — деятельность; — тяжелое машиностроение.

Источник: http://e.fd.ru/396813

Каков порядок работы с дебиторской задолженностью?

Работа с дебиторской задолженностью позволяет компании решать целый комплекс задач, начиная с избавления от ненужных затрат и заканчивая сохранением финансовой устойчивости. Из нашего материала вы узнаете о способах и особенностях такой работы.

Долги дебиторов: где отражаются в балансе и для чего с ними работать

Долги дебиторов отражаются в балансе кредиторов в одном разделе с денежными средствами и иными оборотными активами. Однако мобильность дебиторки существенно ниже денег, и она требует дополнительных усилий (работы с дебиторской задолженностью). Результат такой работы — своевременное погашение долгов и отражение в балансе дебиторской задолженности в достоверной оценке.

Работу с дебиторской задолженностью можно представить в виде набора процедур, позволяющих своевременно получить или взыскать с наименьшими потерями причитающиеся деньги. Способы работы с задолженностью дебиторов зависят от состава и структуры самой задолженности.

Обычно дебиторская задолженность включает:

  • долги контрагентов за товары, работы, услуги;
  • не отработанные подрядчиками и поставщиками авансы;
  • переплаченные налоги и страховые взносы;
  • не возвращенные работниками фирмы подотчетные суммы, ссуды и займы;
  • иную задолженность (санкции за нарушение условий хоздоговоров, компенсацию причиненных фирме убытков и др.).

Как воздействовать на нерадивого дебитора, узнайте из материалов:

Как работать с отдельными видами дебиторской задолженности, расскажем далее.

Задолженность за поставленные товары и услуги: основные этапы работы с дебиторкой

Работу с дебиторской задолженностью, возникающей из договорных обязательств, можно разделить на несколько этапов:

  • подготовительный — проверка потенциальных контрагентов (их финансового положения, платежеспособности, надежности и др.);
  • документальный — этап подготовки проекта договора и определения основных его условий (порядка и сроков погашения, санкций за их неисполнение, рассрочек, скидок и др.);
  • контрольный — отслеживание исполнения контрагентом сроков и объемов погашения долгов по договору;
  • оперативный — набор процедур, способствующих снижению риска перехода долгов дебитора в разряд сомнительных и безнадежных;
  • взыскательный — этап работы с дебитором в судебных органах или с применением специальных способов взыскания задолженности (например, с помощью уступки права требования);
  • заключительный — своевременное списание безнадежных долгов, перевод задолженности в состав сомнительной со всеми вытекающими учетными последствиями.

На каждом этапе работы с дебиторкой применяются специальные способы и методы. Например, проверку контрагентов проводят с помощью критериев отбора, анализа и расчетов финансовых показателей с учетом сложившейся практики работы с конкретным партнером.

Как оценить надежность партнера, см. материал «Проверка контрагента на сайте налоговой (нюансы)».

Эти методы фирма разрабатывает самостоятельно и описывает их в отдельном локальном акте (инструкции, положении, методике).

Об одном из методов работы с дебиторкой узнайте из следующего раздела.

Как продать дебиторскую задолженность

Фирме может потребоваться продать долг контрагента, если, например:

  • возникает острая нехватка денежных средств для обеспечения нормального хозяйственного цикла при отсутствии возможности требования долга до истечения обозначенных в договоре дат;
  • появляется сомнение в способности контрагента погасить долг (переход в стадию банкротства, снижение его финансовой состоятельности в связи с кризисом отрасли и др.).
Читайте так же:  Нарушение отсрочки платежа

Чтобы продать долг дебитора, необходимо:

  • уведомить должника о заключении договора цессии;
  • подготовить необходимые документы (первичку, договор цессии и др.);
  • произвести запись о доходах и расходах по сделке в бухучете;
  • учесть нюансы налогообложения уступки права требования долга.

Подробности о том, как продать дебиторскую задолженность упрощенцу, узнайте из статьи «Договор цессии при УСН доходы минус расходы (нюансы)».

Взаимозачет дебиторской и кредиторской задолженности

Взаимозачет можно рассматривать как один из методов работы с долгами дебиторов — ускорить расчеты и упростить расчетные процедуры с его помощью можно в том случае, когда между дебитором и кредитором существуют взаимные долги.

Для проведения взаимозачета необходимо, чтобы:

  • требования дебитора и кредитора были однородными (сопоставимыми);
  • срок исполнения обязательств наступил.

Необходимо учесть еще и дополнительные условия:

  • договор не должен содержать запрета на проведение взаимозачета и противоречить закону;
  • срок исковой давности долгов не истек.

Перед оформлением взаимозачета проводится сверка долгов и согласование их суммы.

Когда оформление акта сверки нежелательно, см. в сообщении «Чем грозит сверка с «безнадежным» контрагентом?».

Законом не регламентируется форма документа о взаимозачете, поэтому контрагенты могут составить его, например, в виде:

  • соглашения или акта о взаимозачете;
  • договора о зачете взаимных требований.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как упрощенцу оформить взаимозачет, см. в статье «Порядок взаимозачета при УСН “доходы”».

Нюансы работы с подотчетной дебиторкой

Дебиторская задолженность по подотчетным суммам может возникнуть, если, например:

  • в компании отсутствует отлаженная система выдачи денежных средств под отчет (не определены процедуры выдачи денег сотрудникам, не установлены сроки возврата и отчета по ним и др.);
  • сотрудник уволился и подотчетные суммы не вернул, а при окончательном расчете их удержать не удалось;
  • работник находится в долговременной командировке и у него отсутствует возможность отчитаться в срок за полученные под отчет деньги.

Наладить своевременный возврат подотчетных средств и процесс регулярной отчетности подотчетных лиц помогают следующие меры:

  • утверждение в компании положения о порядке выдачи денег под отчет;
  • издание приказа со списком лиц, которым допустимо выдавать деньги на хозяйственные нужды;
  • закрепление отдельного сотрудника бухгалтерии для контроля над своевременностью и полнотой отчетности по полученным сотрудниками денежным средствам.

Что предусмотреть в обязанностях бухгалтера по работе с подотчетниками, см. в материале «Обязанности бухгалтера по расчетам с подотчетными лицами».

К чему приводит плохая работа с долгами контрагентов

Отсутствие в компании отлаженной системы работы с долгами может негативно отразиться на ее:

  • финансовой устойчивости и платежеспособности — отсутствие своевременно полученных от контрагентов денег не позволяет фирме расплачиваться с персоналом, бюджетом, закупать материалы, то есть осуществлять свою обычную деятельность;
  • репутации — отсутствие необходимой и достаточной денежной массы не позволяет фирме своевременно выполнять свои обязательства перед поставщиками и бюджетом;
  • конкурентных преимуществах — замороженные деньги, выпавшие из оборота из-за просроченных долгов контрагентов, могли бы использоваться компанией для разнообразных целей (ее развития, получения альтернативных доходов и др.);
  • внутреннем потенциале — отвлеченные на взыскание долгов ресурсы фирмы могли бы использоваться на новых проектах и ее развитии;

Кроме того, недостаточная работа с дебиторами, приводящая к судебному истребованию задолженности, требует дополнительного отвлечения денег и трудозатрат (которых можно было бы избежать при отлаженной системе работы с дебиторами).

Итоги

Порядок работы с дебиторской задолженностью компания разрабатывает самостоятельно. Среди основных этапов такой работы можно назвать: предварительную проверку потенциальных дебиторов, грамотно выверенные условия договоров, системный подход к процессу напоминания контрагентам о долгах и своевременному их взысканию.

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/kakov_poryadok_raboty_s_debitorskoj_zadolzhennostyu/

Регламент по работе с дебиторской задолженностью — образец

Регламент по работе с дебиторской задолженностью — образец можно скачать на нашем сайте- необходим, в первую очередь, тем предприятиям, деятельность которых предусматривает наличие большого количества дебиторов. Как организовать эффективное управление дебиторской задолженностью (далее ДЗ) путем разработки и внедрения соответствующего регламента — расскажет наш материал.

Для чего нужен регламент по работе с дебиторкой

Состояние дебиторской задолженности является одним из важных факторов эффективной работы предприятия в целом. По сути — в ДЗ аккумулируются оборотные средства, необходимые для деятельности предприятия. Поэтому хорошая оборачиваемость ДЗ — это путь к обеспеченности компании собственными оборотными средствами. В то время как зависание денег в долгах дебиторов — это и возможное возникновение проблем с оборотными средствами, и ухудшение финансовых показателей предприятия, которые будут представлены в отчетности.

Единый регламент по управлению ДЗ нужен, в первую очередь, если:

  • Существует большое количество дебиторов у предприятия. В качестве примеров таких компаний можно привести:
    • микрофинансовые организации;
    • компании, оказывающие услуги связи на постоплатных тарифах;
    • управляющие компании в жилых домах.
  • Существует значительное число подразделений или структурных единиц компании (или группы), у каждой из которых есть свои дебиторы. В этом случае обязательно должен существовать единый для всех регламент по учету и управлению такой важной статьей, как ДЗ.

Основным назначением положения о ДЗ является систематизация порядка работы с ДЗ и внедрения единых нормативов и методов учета и управления ДЗ.

Какие основные моменты должны быть предусмотрены в положении о работе с ДЗ

В регламенте по работе с ДЗ должны быть рассмотрены все аспекты работы с долгом, начиная с момента его возникновения и заканчивая либо погашением, либо списанием.

В том числе рекомендуется предусмотреть разделы, устанавливающие:

  1. Порядок учета и классификации ДЗ. В данном аспекте следует рассмотреть:
  • общий порядок учета задолженности с момента ее возникновения (в т.ч. порядок необходимого документирования долга, который затем может понадобиться для претензионной и судебно-исковой работы);
  • классификацию задолженности на рабочие группы, включая определение момента перехода ДЗ из текущей в просроченную, из просроченной — в нереальную к взысканию и подлежащую списанию.
  1. Порядок инвентаризации и анализа ДЗ для целей контроля и управления. В данный раздел, в зависимости от специфики деятельности предприятия, могут быть включены положения:
  • о порядке проведения инвентаризации задолженности, в т.ч. может быть предусмотрено создание для этого на предприятии постоянно действующей комиссии;
  • по методикам анализа задолженности на предмет ее сомнительности, прогнозу возвратности и т.п.;
  • иные положения, позволяющие иметь полную и оперативную картину состояния ДЗ на конкретном предприятии.
  1. Иные действия, которые считает необходимыми менеджмент компании. Например, может быть принято решение продавать «плохую» ДЗ третьим лицам по минимальной цене.
Читайте так же:  Пути снижения кредиторской задолженности предприятия

Нюансы выбора методов работы с ДЗ

В первую очередь речь здесь пойдет о методах истребования долга до суда. Конкретные методы могут отличаться в зависимости от сферы и характера основной деятельности. Главным моментом, который учитывается при поиске метода,— это возможность влиять на должника. Самыми эффективными методами являются связанные с ограничением предоставления постоянно необходимых должнику услуг. Например:

  • ограничение коммунальных услуг неплательщикам по ЖКХ;
  • блокировка телефонного номера должнику по услугам связи.

Однако возможность влиять на должника именно таким образом есть не всегда. Тогда практикуется активная разъяснительная работа, например детальное описание негативных последствий для должника в случае взыскания задолженности судебными приставами за счет имущества, предъявления исполнительных документов по месту работы должника и т.п.

Помимо этого, где возможно, применяются и методы некоторой поддержки должника. Например, для многих категорий малоимущих граждан предусмотрена государственная поддержка—в виде предоставления льгот или субсидий на оплату услуг ЖКХ. Если в ходе досудебной работы выясняется, что должник имеет право на господдержку, но по каким-то причинам ею не пользуется, предприятие-кредитор может разъяснить такому должнику его права и возможности по снижению платежей. В будущем это принесет определенные выгоды и должнику, и компании — у должника будет больше возможностей рассчитываться за коммуналку в срок, если платежи будут уменьшены, а у компании снизится процент «плохой» задолженности.

Еще одним популярным способом урегулирования сложностей с должником является реструктуризация его долгов. В данном случае необходимо разработать такой вариант графика погашения долга, который будет посильным для должника и достаточно выгодным для компании.

В предлагаемом образце положения о работе с дебиторской задолженностью мы постарались привести наибольшее количество распространенных способов досудебного урегулирования долгов.

Итоги

Регламент по работе с дебиторской задолженностью — распространенный документ, позволяющий эффективно контролировать и управлять ДЗ. Особенно этот документ требуется там, где необходимо установить единый порядок работы с ДЗ по нескольким подразделениям (например, в группе компаний или в сети филиалов). Также регламент нужен, если у предприятия в силу характера его деятельности имеется большое количество мелких дебиторов, долги которых нужно отслеживать и оперативно ими управлять.

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/dokumenty_buhgalterskogo_ucheta/reglament_po_rabote_s_debitorskoj_zadolzhennostyu_obrazec/

Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности

Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности в первую очередь формируется предприятиями государственной сферы. Почему это так и как может быть оформлено списание задолженностей у бюджетников и частников, читайте в этой статье.

Цели и задачи положения о списании задолженности

Основными целями разработки и утверждения положения о списании задолженности являются:

  • усиление контроля за своевременным проведением расчетов во исполнение планов и смет;
  • повышение эффективности поступления и расходования средств.

В рамках данных целей решаются (и регламентируются) задачи:

  • контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей и принятия оперативных и адекватных мер, направленных на устранение и недопущение возникновения безнадежной или невостребованной задолженности;
  • определения критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской — к невостребованной в соответствии с законодательством РФ;
  • установления перечня документов, на основании которых задолженность может быть списана;
  • разработки правил своевременного выявления и списания безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей.

Существенным различием в сути возникшей задолженности для предприятий госсектора и частных организаций в данном вопросе будут:

  1. В отношении дебиторской задолженности:
  • для частной фирмы наличие просроченной дебиторки означает обычно невыполнение контрагентом обязательств и уменьшение оборачиваемости средств;
  • для бюджетной организации такая же дебиторка означает, что кем-то не выполнены обязательства перед бюджетом (а, следовательно, перед государством).
  1. В отношении кредиторской задолженности:
  • для частной фирмы наличие невостребованной кредиторки означает возможность не выполнять действия по условию договора с контрагентом, при этом распоряжаясь средствами;
  • для предприятия госсектора наличие на балансе зависшей кредиторки означает, что не выполняются бюджетные (государственные) обязательства.

Вывод из приведенных сравнений: отдельный регламент (положение) по анализу и урегулированию задолженностей нужен в первую очередь на предприятиях госсектора. О них и поговорим далее.

Что должно быть отражено в положении о списании дебиторки

В качестве примера рассмотрим положения, которые часто утверждаются местными органами власти в отношении такого вида задолженности, как оплата оказанных услуг ЖКХ. В этих положениях фигурируют все необходимые аспекты, которые должны в них быть. А именно:

Что должно быть отражено в положении о списании кредиторки

Общая структура положения о списании кредиторской задолженности в предприятиях госсектора схожа с положением по дебетовым долгам. В качестве нюансов именно по кредиторке можно назвать:

  1. Критерии определения невозвратности долга:
  • в результате форс-мажорных обстоятельств;
  • при прекращении обязательства на основании акта госоргана (ст. 417 ГК РФ);
  • прочие критерии, применимые и к дебиторке (например, ликвидация юрлица-кредитора или смерть физлица-кредитора), являются также применимыми.
  1. Порядок отнесения задолженности на доходы организации для целей бухгалтерского и налогового учета:
  • В бухучете суммы списанной кредиторки все отражаются по кредиту счета «Чрезвычайные доходы» (код 0 401 10 173). Одновременно со списанием по балансовым счетам по каждому неистребованному долгу заводится аналитика на забалансовом счете 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами». За балансом долг учитывается еще в течение 5 лет (на случай если все же объявится кредитор);
  • В налоговом учете по общему правилу списываемая кредиторка бюджетников относится на доходы и подлежит налогообложению (п. 18 ст. 250 НК РФ). Однако из правила есть исключения: в случае если кредиторка возникла в результате расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджетные структуры — списание ее в доходы соответствующей структуры не включается (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Еще об урегулировании налоговых переплат смотрите «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога»

ВАЖНО! За возникновение на балансе бюджетной организации — как не закрытой в срок кредиторки, так и не закрытой в срок дебиторки — руководитель организации несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Также отчеты о состоянии задолженности подаются в Минфин РФ, который вправе уволить руководителя за неудовлетворительную работу с долгами организации (учреждения).

В заключение можно сказать, что специально не установлено, должны быть 2 разных положения: одно по дебиторке, другое по кредиторке либо их можно объединять в один. Поэтому при подготовке положений организации исходят из собственного удобства и отраслевой специфики. Например, по рассмотренному нами выше примеру списания неистребуемых платежей ЖКХ логичнее сделать отдельное положение, касающееся только дебиторки. А в учреждении культуры или образования вполне допустимо положения по обоим видам задолженностей объединить в одно.

Читайте так же:  Собственность публично правовых образований на земельный участок в 2020 году

Порядок списания долгов коммерческими (частными) организациями

В части создания отдельного положения по обращению с просроченными долгами на коммерческие частные организации такая обязанность не налагается.

Для списания долгов достаточно:

  • данных, подтверждающих задолженность, — документов, из которых ясны сумма и сроки оплаты, акт сверки, результаты инвентаризации;
  • приказа руководителя на списание (комиссию для экспертизы задолженности и вынесения решения создавать не обязательно).

И в бухучете, и в налоговом учете дебиторская задолженность списывается в расходы, а кредиторская — в доходы предприятия. В качестве нюанса для частников можно назвать создание резервов по сомнительным долгам (дебиторке), которое должна выполнять большая часть коммерческих предприятий для равномерного отнесения убытков от таких списаний на финрезультаты.

О сложностях при учете НДС по списываемым долгам читайте «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации»

Итоги

Положение о списании простроченных и неурегулированных долгов необходимо в организациях госсектора. Это связано с нюансами значения того или иного вида задолженности для госпредприятия (по сути, это долги государства), а также с персональной ответственностью руководства бюджетных организаций за возникновение не урегулированных в срок долгов.

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/polozhenie_o_spisanii_kreditorskoj_i_debitorskoj_zadolzhennosti/

Как управлять дебиторской (кредиторской) задолженностью БУ

Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Современная система денежных расчетов предполагает как данность несовпадение сроков оплаты и отгрузки товаров (оказания услуг). В результате такого несовпадения в балансе организаций, включая БУ, возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Расскажем о том, как происходит управление задолженностями, в чем заключается специфика этого процесса в бюджетных учреждениях.

Механизм возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей

Дебиторская задолженность образуется за счет как доходных, так и расходных операций. Когда БУ оказывает услуги и предоставляет своим потребителям отсрочку платежа, то у него возникает дебиторская задолженность по доходам. Когда БУ выступает покупателем товаров (работ, услуг) и производит предоплату, то у него возникает дебиторская задолженность по расходам. Сальдо дебиторской задолженности в балансе показывает, сколько средств должны учреждению третьи лица. При погашении (взыскании) дебиторской задолженности пополняются денежные средства БУ или ему поступает иное имущество.

Зеркальные операции приводят к формированию кредиторской задолженности. Если БУ получает от потребителей предоплату услуг, у него возникает кредиторская задолженность по доходам, погашение которой производится путем оказания услуг. Если учреждение выступает покупателем товаров (работ, услуг) и получает от поставщика отсрочку платежа, у БУ образуется кредиторская задолженность по расходам, ее погашение производится деньгами. Таким образом, кредиторская задолженность представляет собой денежную оценку возникших, но не исполненных обязательств.

Роль дебиторской и кредиторской задолженностей

У коммерческих организаций доля «дебиторки» в активах и доля «кредиторки» в пассивах обычно велики. Связано это с тем, что частный бизнес развивается в основном за счет внешних источников, формируя многочисленные связи с контрагентами. Подобный выбор развития (со ставкой на внешние связи, а не на капитал) выгоден, так как позволяет экономить средства, финансируя вместо одного два и больше проектов. Но, как известно, обратной стороной выгоды являются риски. В данном случае они выражаются в зависимости от финансового «самочувствия» третьих лиц. Чем больше дебиторская и кредиторская задолженности в балансе, тем вероятнее возникновение денежных проблем при кризисах, спаде в экономике и других внешних неблагоприятных факторах.

Деятельность БУ отличается небольшим количеством расчетов со сторонними лицами. Учреждения развиваются за счет средств собственника их имущества, что резко снижает зависимость от внешней среды. Одновременно БУ, конечно, лишаются потенциала, который им могли бы придать свободные средства других организаций.

Особенности формирования дебиторской и кредиторской задолженностей БУ

Размер и состав обеих видов задолженности у БУ ограничен нормативно. Выданные авансы в основном попадают в зону действия законодательства о госзакупках, главная цель которого заключается в обеспечении равной конкуренции и противодействии коррупции. БУ при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), предусматривающих авансовые платежи, обязаны соблюдать требования, определенные нормативными правовыми актами. В частности, федеральные бюджетные учреждения обязаны учитывать ограничения, предусмотренные п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496. Причем такие ограничения распространяются и на договоры, оплачиваемые за счет собственных доходов БУ.

Дебиторская задолженность клиентов БУ также имеет особенность, вызванную в данном случае отраслевой спецификой. Коммерческие организации идут на предоставление отсрочек из-за высокой конкуренции на рынке товаров массового производства, и потому такая практика наиболее характерна для торговли и производства. В сфере услуг отсрочка клиентам менее распространена. Поэтому использование отсрочек в отношении с потребителями услуг БУ, скорее всего, ограничится задачами тактического характера, такими как поощрение крупного корпоративного клиента, сегментирование покупателей, управление сезонностью, ликвидация излишков материальных ценностей.

В части «кредиторки» гражданским законодательством (гл. 42 «Заем и кредит» ГК РФ) предусмотрены следующие способы привлечения средств: заем, банковский кредит, коммерческий кредит, товарный кредит. Получение банковских кредитов хоть и не запрещено, но считается не соответствующим целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение (Письмо Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613). Однако государство не ограничивается препятствованием в привлечении кредитов учреждениями, но тщательно следит за размером, динамикой кредиторской задолженности, стараясь свести ее к минимуму. Это стремление учредителей вполне объяснимо: привлечение средств в крупном размере провоцирует возникновение финансовых проблем БУ, решение которых, возможно, потребует выделения субсидии на погашение долгов.

Планирование дебиторской и кредиторской задолженностей

При планировании дебиторской задолженности нужно ответить на вопрос о желаемой цели (максимальный денежный поток, максимальная прибыль, максимальная выручка, минимальные убытки, минимальные риски) и способах ее достижения. При планировании кредиторской задолженности определяются источники финансирования и способы их привлечения, а также предпочтительные параметры финансирования (минимальная ставка по привлеченным средствам, максимальный срок заимствования).

Цели планирования закрепляются в локальных актах. Даже у коммерческих организаций положения о дебиторской, кредиторской задолженности чаще всего сводятся к регламенту взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности. По мнению автора, это связано с относительной неразвитостью рынка и частыми кризисными явлениями, в результате чего компании прописывают в локальных актах в основном меры по борьбе с «просрочкой». Что же касается государственных учреждений, их стремление к искоренению неблагополучной дебиторской и кредиторской задолженностей выражено еще сильнее, так как соответствует государственной политике.

Читайте так же:  После увольнения попал на больничный

Примерная структура Положения о дебиторской и кредиторской задолженности такова:

1. Цели и задачи политики по управлению дебиторской, кредиторской задолженностью.

3. Лимиты дебиторской и кредиторской задолженностей.

4. Порядок оценки кредитоспособности контрагента.

5. Меры по своевременному погашению дебиторской (кредиторской) задолженности.

6. Контроль исполнения Положения.

Организация управления задолженностью

Организация управлением дебиторской задолженностью включает разработку условий продаж и условий закупок, непосредственную договорную работу, оценку кредитоспособности должников, а также расчет показателей, отражающих качество «дебиторки», например, скорость ее оборота.

К сведению: на первом плане стоит задача управления рисками, а не доходами.

Организация управлением кредиторской задолженностью связана с повседневным исполнением требований кредиторов, что предполагает ранжирование поставщиков и иных заимодавцев по важности, а платежных документов – по срокам погашения с целью определения приоритета платежей.

По мнению автора, в первую, самую важную группу кредиторов следует включить сотрудников и налоговые органы.

На втором месте находятся поставщики, обеспечивающие БУ жизненно важными услугами (коммунальные и телекоммуникационные услуги, техобслуживание, страхование и пр.). Такие контрагенты, зная о своей незаменимости, в случае задержек с оплатой их услуг прекращают обслуживание, для них это самый эффективный способ борьбы с «просрочкой».

На третье место можно поставить всех остальных кредиторов, которые и страдают в первую очередь при финансовых трудностях должника. Ценность данной группы кредиторов заключается не только в том, что можно относительно безнаказанно задерживать платежи в их адрес, но и в том, что они, как правило, конструктивно относятся к переговорам об отсрочке погашения долга, правда, требуя в дальнейшем взамен некоторых уступок (по цене, по объему, иным условиям).

Безусловно, свою роль в управлении дебиторской и кредиторской задолженностями вносит государство, в частности это выражается в казначейском сопровождении госконтрактов (Порядок осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, утвержденный Приказом Минфина РФ № 122н и ЦБ РФ № 4474-У от 31.07.2017). С недавних пор в качестве полной или частичной замены авансовых платежей начала применяться такая специальная форма расчета, как казначейский аккредитив. В ближайшем будущем она должна полностью вытеснить авансовые платежи и, как следствие, привести к исключению образования дебиторской задолженности по расходам.

Учет дебиторской, кредиторской задолженности

Учет дебиторской и кредиторской задолженностейпредполагает формирование их реестров в различных разрезах:

по срокам, оставшимся до погашения (свыше года, от шести месяцев до года, от трех до шести месяцев, от одного до трех месяцев; до востребования и менее одного месяца);

по видам контрагентов (поставщики, покупатели, банк, бюджет, сотрудники, прочие дебиторы и кредиторы);

по покрытию обеспечением (необеспеченная, обеспеченная залогом, обеспеченные поручительством или гарантией);

по правовому критерию (срочная и просроченная).

Напомним, что в состав отчетных форм пояснительной записки бухгалтерской отчетности БУ входят «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» (ф. 0503769). Данную форму можно считать примером отчетности, в которой производится классификация задолженностей по следующим признакам: краткосрочная и долгосрочная, срочная и просроченная; связанная с денежными и неденежными расчетами.

Контроль дебиторской и кредиторской задолженностей

Контроль задолженности заключается в установлении разного рода лимитов и нормативов, расчете и создании резервов по сомнительным долгам, работе с просроченной задолженностью и иных мероприятиях контрольного характера. В целях снижения рисков рекомендуется утвердить следующие лимиты: максимальный срок отсрочки, максимальная сумма задолженности в отношении одного дебитора (кредитора), максимальная совокупная сумма дебиторской (кредиторской) задолженности. В качестве базового показателя, по отношению к которому разрабатываются нормативы, можно принять размер чистых активов, например, установить, что лимит задолженности в отношении одного кредитора (дебитора) составляет 5% величины чистых активов.

К сведению: доля просроченной кредиторской и дебиторской задолженности по расходам определяет качество финансового менеджмента.

В особом контроле нуждаются просроченные долги. Как отмечалось выше, «просрочка» отражается в форме 0503769. Кроме этого, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 29.12.2017 № 264н доля просроченной кредиторской задолженности и дебиторской задолженности по расходам входит в число показателей, определяющих качество финансового менеджмента.

Управление просроченной дебиторской, кредиторской задолженностью

Задолженность, по которой обязательства не исполнены в предусмотренный правовым основанием срок, считается просроченной (п. 69 Инструкции № 33н). Гражданским законодательством предусмотрены различные способы работы с проблемными долгами: реструктуризация, получение обеспечения по долгу (залог, поручительство), отступное, переуступка права требования, перевод долга, судебное взыскание.

Прекращение обязательства путем предоставления отступного в виде уплаты денежных средств или передачи иного имущества (ст. 409 ГК РФ) возможно при наличии у должника объекта, свободного для распоряжения (например, БУ может погасить свои долги основными средствами, не относящимися к особо ценному имуществу). Зачет встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ) является самым очевидным, быстрым и простым способом прекращения обязательств и носит скорее технический характер. Обязательство также может быть прекращено новацией, то есть заключением соглашения сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством (ст. 414 ГК РФ). Например, БУ может погашать свой долг услугами, а не деньгами.

Система управления как дебиторской, так и кредиторской задолженностью БУ имеет ярко выраженный акцент в сторону контроля размера задолженности и недопущения возникновения «просрочки». То есть на первом плане стоит задача управления рисками, а не доходами (прибылью, денежным потоком), в этом проявляется специфическое отличие государственного сектора от коммерческого. И, действительно, учредителя в первую очередь волнует бесперебойная работа БУ в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому в глазах учредителя все риски, связанные с «дебиторкой» и «кредиторкой», – это прежде всего угроза выполнению государственного задания.

Вместе с тем государство обозначило намерение обеспечить доступ к оказанию государственных (муниципальных) услуг негосударственным организациям. Последние же, не скованные нормативными рамками, получают преимущества по сравнению с учреждениями госсектора. В частности, одним из преимуществ является свободное формирование дебиторской и кредиторской задолженностей. Поэтому в будущем не исключена либерализация управления финансами БУ, в противном случае учреждениям будет чрезвычайно сложно конкурировать с частным сектором за бюджетные средства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a68/967579.html

Комиссия по дебиторской задолженности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here