Меры по предотвращению кредиторской задолженности

Самая важная информация по теме: "Меры по предотвращению кредиторской задолженности" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Принимаем меры по погашению и списанию дебиторской задолженности

Под дебиторской задолженностью понимается сумма долгов, причитающихся бюджетному учреждению со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся должниками, дебиторами. Напомним, что в силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения контрагентом принятых обязательств у бюджетного учреждения возникает дебиторская задолженность. В статье мы рассмотрим вопрос о мерах, необходимых для ее погашения и списания.

Как не допустить возникновения просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности?

Как списать просроченную задолженность?

А. Репин,
эксперт журнала
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2015 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.

*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

Источник: http://www.finexg.ru/prinimaem-mery-po-pogasheniyu-i-spisaniyu-debitorskoj-zadolzhennosti/

Меры по предотвращению кредиторской задолженности

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»

от 27 июля 2015 года N 7/2500

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА МО ГО «СЫКТЫВКАР» И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Руководствуясь статьей 44 Устава МО ГО «Сыктывкар», в целях совершенствования управления муниципальными финансами в части урегулирования кредиторской и дебиторской задолженности, а также ликвидации задолженности муниципальных учреждений администрация МО ГО «Сыктывкар» постановляет:

1.1. Порядок урегулирования кредиторской (дебиторской) задолженности муниципальных учреждений и главных распорядителей средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» согласно приложению N 1.

1.2. План мероприятий по недопущению возникновения необоснованной кредиторской (дебиторской) задолженности согласно приложению N 2.

2. Главным распорядителям, получателям средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» обеспечить выполнение Плана мероприятий по недопущению возникновения необоснованной кредиторской (дебиторской) задолженности.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителей главных распорядителей, получателей бюджетных средств МО ГО «Сыктывкар».

Приложение N 1. ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА МО ГО «СЫКТЫВКАР»

Приложение N 1
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 27 июля 2015 года N 7/2500

1. Общие положения

Порядок урегулирования кредиторской (дебиторской) задолженности главных распорядителей, получателей средств бюджета МО ГО «Сыктывкар», задолженности муниципальных учреждений МО ГО «Сыктывкар» (далее — Порядок) разработан в целях:

— обеспечения текущего контроля за состоянием показателей кредиторской (дебиторской) задолженности;

— своевременного принятия мер, направленных на недопущение увеличения кредиторской (дебиторской) задолженности;

— исключения необоснованного роста кредиторской задолженности и возникновения просроченной задолженности;

— выработки оперативных решений по обеспечению своевременности и полноты оплаты кредиторской задолженности для управления показателями кредиторской задолженности в оперативном режиме;

— мониторинга мер по реструктуризации просроченной задолженности;

— прогнозирования расходной части бюджета МО ГО «Сыктывкар» на текущий финансовый год.

2. Мероприятия по сокращению, ликвидации и реструктуризации просроченной кредиторской задолженности

2.1. Главные распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения при наличии просроченной кредиторской задолженности проводят работу с кредиторами по ее урегулированию путем погашения, реструктуризации или списания кредиторами.

2.2. Главные распорядители, получатели бюджетных средств осуществляют урегулирование просроченной кредиторской задолженности в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий финансовый год.

2.3. Бюджетные и автономные учреждения осуществляют урегулирование просроченной кредиторской задолженности в рамках средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.

2.4. Погашение кредиторской задолженности по муниципальным контрактам в отношении капитальных вложений осуществляется в пределах средств, утвержденных получателю бюджетных средств в бюджете МО ГО «Сыктывкар».

2.5. В случае недостаточности средств для погашения просроченной кредиторской задолженности в рамках текущего финансового года получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения принимают меры к заключению с кредитором соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности с составлением графика ее погашения.

2.6. В случае если кредитор отказался от реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения запрашивают письменное уведомление о его отказе от реструктуризации.

2.7. Органы администрации МО ГО «Сыктывкар», наделенные полномочиями учредителя, обеспечивают урегулирование просроченной кредиторской задолженности за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных главному распорядителю бюджетных средств на текущий финансовый год (в отношении просроченной кредиторской задолженности получателей бюджетных средств), а также средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, по соответствующим видам финансового обеспечения (в отношении просроченной кредиторской задолженности бюджетных и автономных учреждений).

2.8. В случае невозможности урегулирования просроченной кредиторской задолженности за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных главному распорядителю бюджетных средств МО ГО «Сыктывкар» на текущий финансовый год и плановый период, а также средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений по соответствующим видам финансового обеспечения, органы администрации МО ГО «Сыктывкар», наделенные полномочиями учредителя, направляют в Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» обоснованные предложения об увеличении объема выделенных бюджетных ассигнований с приложением следующего пакета документов:

Читайте так же:  Плачу кредит а сумма не уменьшается

а) письма-обращения с указанием основания возникновения задолженности (основание для заключения и условия договора, код бюджетной классификации принятого бюджетного обязательства);

б) акта сверки задолженности с контрагентом на последнюю отчетную дату;

в) копии договора между получателем бюджетных средств, бюджетным, автономным учреждением и контрагентом, и документа, подтверждающего факт образования задолженности;

г) для задолженности по заработной плате и начислениям на оплату труда, а также публичным нормативным обязательствам представляется обоснование возникновения задолженности с указанием объема фактических выплат, объема выделенных бюджетных ассигнований, причин недостатка средств;

д) копии соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности или уведомления об отказе от реструктуризации;

е) копии решения суда (при их наличии).

2.9. Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» рассматривает и учитывает предложения органов администрации МО ГО «Сыктывкар», наделенных полномочиями учредителя, по погашению просроченной кредиторской задолженности при формировании предложений по проекту бюджета МО ГО «Сыктывкар» на очередной финансовый год и плановый период, при внесении изменений в бюджет МО ГО «Сыктывкар» на текущий финансовый год и плановый период исходя из возможностей доходной базы бюджета МО ГО «Сыктывкар».

3. Мероприятия по сокращению и ликвидации дебиторской задолженности

Главные распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения обязаны:

своевременно в установленном законодательством порядке проводить работу с контрагентами по погашению имеющейся дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке;

осуществлять строгий контроль за своевременным подтверждением авансовых платежей по поставке товаров, выполнению работ (оказанию услуг) в соответствии с условиями заключенных контрактов (договоров);

обеспечить списание просроченной, нереальной к взысканию дебиторской задолженности в установленном законодательством порядке.

4. Ответственность за возникновение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и невыполнение мероприятий по сокращению, ликвидации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности

Руководители главных распорядителей бюджетных средств, органов, наделенных полномочиями учредителя, получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений МО ГО «Сыктывкар» несут дисциплинарную ответственность за возникновение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и невыполнение плана мероприятий по сокращению, ликвидации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

Приложение N 2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Приложение N 2
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 27 июля 2015 года N 7/2500

Источник: http://docs.cntd.ru/document/438993025

Меры по предотвращению кредиторской задолженности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Типовой план мероприятий («дорожная карта») главных распорядителей средств федерального бюджета по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в 2016 году (утв. Минфином России 29 апреля 2016 г.)

29 апреля 2016 г.

Обзор документа

В рамках анализа состояния дебиторской задолженности предусмотрены такие мероприятия, как организация мониторинга, инвентаризация дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, а также анализ ее показателей по результатам проведенной инвентаризации.

Дорожная карта включает мероприятия, направленные на сокращение просроченной дебиторской задолженности и на предупреждение ее образования. Среди них организация работы по взысканию в судебном порядке с контрагентов сумм просроченной дебиторской задолженности, списание сумм задолженности, признанной безнадежной к взысканию, введение дополнительных требований об обязательности включения в госконтракты и договоры обеспечительных мер, направленных на недопущение роста просроченной дебиторской задолженности, и др.

Предусмотрены мероприятия по бюджетному учету дебиторской задолженности и подготовке отчетности, а также по планированию бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом показателей дебиторской задолженности по соответствующим расходам.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71294082/

Приложение N 2. План мероприятий по недопущению возникновения необоснованной кредиторской (дебиторской) задолженности

План
мероприятий по недопущению возникновения необоснованной кредиторской (дебиторской) задолженности
(утв. постановлением администрации городского округа «Вуктыл» от 11 ноября 2016 г. N 11/681)

Обеспечение контроля соответствия показаний приборов учета энергоресурсов потребленным объемам по данным поставщиков коммунальных услуг

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Обеспечение контроля за заключением договоров на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг в пределах доведенных в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств

при заключении договоров

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Осуществление текущего контроля за принятием муниципальными учреждениями бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «Вуктыл» на текущий финансовый год

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Проведение инвентаризации кредиторской (дебиторской) задолженности в соответствии с методическими рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, с составлением актов сверки кредиторской (дебиторской) задолженности (с выделением сумм просроченной задолженности)

ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Обеспечение контроля за своевременным обращением по возмещению расходов на оплату пособий по временной нетрудоспособности

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Подготовка предложений по мероприятиям, направленным на снижение или ликвидацию кредиторской задолженности

ежеквартально, в течение 3 рабочих дней со дня проведения инвентаризации

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Заключение с кредиторами соглашений о реструктуризации кредиторской задолженности

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Утверждение графиков погашения кредиторской задолженности, в том числе просроченной

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Погашение кредиторской задолженности, в том числе просроченной, ликвидация образовавшейся дебиторской задолженности

согласно графику погашения

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Рекомендовать получателям бюджетных средств, автономным и бюджетным муниципальным учреждениям заключать договоры, исключая условия об осуществлении авансовых платежей

Читайте так же:  Проверить банковскую гарантию в реестре банковских гарантий в 2020 году

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

При поступлении постановлений судебных приставов о взыскании исполнительских сборов должнику своевременно предпринимать меры (при наличии соответствующих оснований) по обращению в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора

главные распорядители бюджетных средств (органы, осуществляющие полномочия учредителя)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/43329490/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

О мерах по предотвращению, снижению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности

2 от 27.02.2018

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАКУЛЬСКОЕ»

Холмогорский муниципальный район, Архангельская область

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 февраля 2018 года № 2

В целях создания системы мониторинга просроченной кредиторской задолженности бюджета МО «Ракульское» и ее дальнейшей ликвидации Администрация МО «Ракульское» постановляет:

Порядок проведения мониторинга и урегулирования просроченной кредиторской задолженности;

Порядок принятия обязательств, подлежащих исполнению за счёт средств бюджета;

План мероприятий по предотвращению снижению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности, ее переоформлению и формированию системы оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности.

  1. Настоящее постановление вступает в силу с даты опубликования.
Видео (кликните для воспроизведения).

Глава МО «Ракульское» Т.А.Визжачая

от 27 февраля 2018 года № 2

ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ

Настоящий Порядок разработан в целях предотвращения, снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности снижения рисков возникновения финансовых потерь и иных не предусмотренных бюджетом обязательств путем создания системы мониторинга и управления просроченной кредиторской задолженностью. Настоящий Порядок не распространяется на кредиторскую задолженность по налоговым и неналоговым платежам в бюджетную систему.

  1. Основные понятия и определения

В настоящем Порядке используются следующие понятия и определения:

субъекты бюджетного планирования – главные распорядители, отраслевые отделы и получатели бюджета, имеющие право на получение средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета на очередной финансовый год;

просроченная кредиторская задолженность — задолженность с истекшими сроками погашения в соответствии с муниципальным контрактом (договором), а при их отсутствии — по истечении одного месяца с момента принятия задолженности к учету;

санкционированная просроченная кредиторская задолженность — задолженность, возникшая в результате сокращения объема бюджетных ассигнований при уменьшении расходов бюджета, недофинансирования или сокращения лимитов бюджетных обязательств в результате блокировки расходов после заключения соответствующих муниципальных контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);

несанкционированная просроченная кредиторская задолженность — задолженность, возникшая в результате принятия обязательств, вытекающих из муниципальных контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд МО «Ракульское», сверх утвержденных им лимитов бюджетных обязательств;

требующая уточнения просроченная кредиторская задолженность — задолженность, по которой сроки исковой давности по ее взысканию, определяемые гражданским законодательством Российской Федерации на отчетную дату, истекли.

III. Инвентаризация просроченной кредиторской задолженности

Инвентаризация просроченной кредиторской задолженности проводится ежемесячно.

В этих целях администрация МО «Ракульское» проводит инвентаризацию просроченной кредиторской задолженности, результаты которой представляются в финансово-экономическое управление согласно приложения № 1 до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

В объем задолженности включается основная сумма просроченной кредиторской задолженности (далее — задолженность) по муниципальному контракту (договору). Штрафные санкции, предъявленные бюджетному учреждению за несвоевременную оплату поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в соответствии с условиями муниципальных контрактов (договоров), не включаются в основную сумму задолженности. Их погашение осуществляется по решению суда.

Сведения, отраженные в приложении № 1, должны быть подтверждены документально. Для этого бюджетные учреждения формируют по каждому муниципальному контракту (договору), по которому имеется задолженность, пакет документов, включающий в себя:

— копию акта сверки задолженности в рамках муниципального контракта (договора) – предоставляется ежеквартально согласно приложению № 2;

— копию заключенного муниципального контракта (договора) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а при его отсутствии — копии счетов-фактур;

— в случае возникновения задолженности по оплате труда, начислениям на оплату труда — информацию с указанием объемов требуемых расходов, бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств с обоснованием причин возникновения задолженности. При этом задолженность по оплате труда не является просроченной, если на отчетную дату срок ее выплаты не наступил.

Общая сумма задолженности по всем представленным документам должна соответствовать сумме задолженности, отраженной в бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения на отчетную дату.

  1. Проверка просроченной кредиторской задолженности

Главные распорядители осуществляют проверку документов на предмет обоснованности возникновения просроченной кредиторской задолженности и достоверности отражения ее в отчетности.

Главные распорядители, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в случае необходимости доработки возвращает пакет документов с указанием причин возврата в следующих случаях:

— повышения общей суммы задолженности по всем представленным документам над суммой задолженности, отраженной в бухгалтерской отчетности на отчетную дату;

— представления пакета документов не в полном объеме.

После устранения замечаний повторно представляют пакет документов главным распорядителям с последующим направлением в финансово-экономическое управление до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

По результатам проверки задолженность признается санкционированной, либо несанкционированной, либо требующей уточнения, о чем на представленном пакете документов главными распорядителями, делается отметка с указанием даты проверки ее результатов.

По итогам проведения проверки задолженности главные распорядители, до 30 числа месяца, следующего за отчетным, готовят предложения в письменном виде о мерах, направленных на снижение или ликвидацию задолженности.

  1. Учет просроченной кредиторской задолженности

Главные распорядители, до 30 числа месяца, следующего за отчётным, представляют в финансовое управление сведения о задолженности, прошедшей процедуру проверки, для её обобщения и анализа.

Читайте так же:  Срок возмещения судебных расходов в гражданском процессе в 2020 году

Общая сумма задолженности должна соответствовать сумме задолженности, отраженной в бухгалтерской отчетности главных распорядителей, получателей на отчетную дату.

  1. Мероприятия по сокращению, ликвидации и реструктуризации

просроченной кредиторской задолженности

Санкционированная задолженность принимается к погашению за счет ассигнований, предусмотренных субъекту бюджетного планирования в бюджете сельского поселения на очередной финансовый год.

Задолженность, требующая уточнения, подлежит в установленном порядке списанию в случае истечения сроков исковой давности, определенных гражданским законодательством Российской Федерации.

В отношении задолженности, срок погашения которой составляет более одного года, но не превышает срока исковой давности, определенного гражданским законодательством Российской Федерации, администрация принимает меры к заключению с кредитором Соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности (далее — Соглашение) — приложение № 3 с оформлением графика погашения просроченной кредиторской задолженности – приложение № 4.

Погашение несанкционированной задолженности производится за счёт доходов получателя бюджетных средств от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. В случае недостатка указанных средств главными распорядителями, в рамках доведённых до них лимитов бюджетных обязательств вносятся предложения в финансовое управление о возможностях её погашения.

VII. Ответственность за возникновение несанкционированной

кредиторской задолженности и невыполнение мероприятий

по сокращению и ликвидации просроченной

Руководители бюджетных учреждений несут ответственность за возникновение несанкционированной задолженности и невыполнение мероприятий по сокращению или ликвидации просроченной кредиторской задолженности в соответствии с нормами действующего законодательства и положениями трудовых договоров.

Дата создания материала: 01-03-2018. История изменений

Источник: http://xn--80akoaetjlq5g.xn--p1ai/documents/648.html

О систематизации мер по предотвращению просроченной дебиторской задолженности предприятия

Баранов Александр Анатольевич,
д-р техн. наук, проф.,
Тульский государственный университет,
Россия, Тула,
Благова Софья Олеговна,
канд. экон. наук, доц.,
Тульский государственный университет
Россия, Тула,
Известия Тульского государственного университета.
Экономические и юридические науки
№4-1 2016

В результате рассмотрения понятия дебиторской задолженности и ее видов систематизированы этапы управления дебиторской задолженностью на предприятии и мероприятия, направленные на предотвращение возникновения ее просроченной составляющей.

Дебиторская задолженность представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками. Она возникает вследствие невыполнения ими договорных обязательств, излишне уплаченных организацией налогов, взысканных сборов, пеней, а также выданных различных денежных сумм.

В той или иной мере дебиторская задолженность создает убытки организации, так как нет гарантии, что дебитор вообще вернет дол г. В этом случае придется подвергнуть списанию долги, что принесет фирме финансовые потери.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности [2]:

  • контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;
  • определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);
  • контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности)
  • прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации)

Если говорить о видах дебиторской задолженности, то ее условно можно подразделить на нормальную и просроченную [6].

Нормальная дебиторская задолженность — это задолженность контрагентов за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Просроченная дебиторская задолженность — это задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок. Просроченная дебиторская задолженность в свою очередь делится на сомнительную и безнадежную. Сомнительная дебиторская задолженность — задолженность перед налогоплательщиком, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежная дебиторская задолженность возникает, когда срок давности сомнительной уже истек и долг является нереальным к взысканию. Также это те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на краткосрочную, погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты, и, соответственно, долгосрочную.

Дебиторская задолженность возникает по вполне предсказуемым причинам:

  • неоплата услуг или товаров;
  • частичная предоплата за услуги или товары;
  • получение подотчетных средств сотрудниками, например, приобретения материалов или командировочных расходов;
  • наличие невозвращенных займов сотрудников организации.

По указанным выше причинам, организации стараются держать уровень дебиторской задолженности на приемлемом уровне, чтобы не получить вместо активов убытки.

Чтобы не довести свое предприятие до кризисного состояния, есть несколько мер, которые необходимо применить перед сделкой или после нее [5,7]:

  • грамотно оценить дебитора, его доходы, финансовые возможности еще до сделки;
  • обязательно заключить договоры в письменной форме;
  • правильно оформлять все хозяйственные операции, связанные с отгрузкой товара или оказанием услуги;
  • не допускать возникновения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
  • своевременно предъявлять исковые требования в суд для взыскания долга.

При оценке дебитора необходимо обратить внимание на следующие факты [4]:

  • зарегистрировано ли такое юридическое лицо в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • нет ли в его отношении решения об исключении;
  • не является ли адрес юридического лица (и его руководитель) «массовым»;
  • сдается ли бухгалтерская отчетность в Федеральную налоговую службу (ФНС).

В процессе проверки ведётся поиск информации о недобросовестных действиях контрагента в хозяйственных отношениях с другими фирмами; выявляются факты утраты печати или учредительных документов; сокращения штата работников, уменьшения уставного капитала, реорганизации или ликвидации предприятия, участия контрагента в судебных делах в качестве ответчика и т.д. Все это прямо или косвенно укажет на уровень платежеспособности и надежности контрагента, его текущее финансовое, правовое и прочее состояние. На основе этой информации можно принимать взвешенное и продуманное решение о целесообразности заключения сделки с таким контрагентом. Конечно же, подобная проверка не может на 100 % гарантировать в будущем отсутствие безнадежной дебиторской задолженности, однако она помогает существенно снизить риски ее появления.

Читайте так же:  Проценты по накоплениям военная ипотека

Дебиторскую задолженность не получится взыскать, если [4]:

  • дебитор — банкрот;
  • предприятие дебитора в стадии ликвидации;
  • имеет место дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности (об этом мы писали выше);
  • дебитор не имеет имущества;
  • дебитор — физическое лицо, не имеющее постоянного дохода и имущества;
  • дебитор исключен из ЕГРЮЛ.

В случае возникновения просроченной дебиторской задолженности в интересах кредитора в досудебном порядке урегулировать вопрос о погашении долга дебитором. Для этого кредитор направляет в адрес дебитора претензии, в которых указывает все свои требования, основанные на условиях заключенного договора, нормах Гражданского кодекса РФ.

В своей претензии кредитор устанавливает срок для добровольного погашения задолженности. В случае, если дебитор не отреагировал на претензию, кредитору следует обратиться за защитой своих прав в арбитражный суд в том случае, если дебитор является юридическим лицом или суд общей юрисдикции, если дебитор — физическое лицо.

Ещё одной мерой по снижению негативных последствий от дебиторской задолженности является её отсутствие. Достичь этого можно путем требования 100- процентной предоплаты от контрагентов. Но в современных рыночных условиях такие варианты могут не устроить самого контрагента, а предприятие может вообще потерять бизнес-партнера. В отдельных случаях это может привести к значительному сокращению хозяйственного оборота. В этих случаях предприятию необходимо грамотно определить условия отсрочки и (или) рассрочки поступлений, а, значит, разработать оптимальную кредитную политику.

Кредитная политика организации представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может быть двух видов [3]:

  • жесткая — предоставление минимальной отсрочки платежей или непредставление отсрочек вообще;
  • либеральная — предоставление значительной отсрочки платежей.

Жесткая политика применяется организациями, имеющими сильную рыночную позицию и не испытывающими проблем со сбытом продукции. Ее преимущества — минимизация потерь от непогашенной дебиторской задолженности и затрат на финансирование задолженности. Недостатком жесткой кредитной политики является ее потенциально негативное воздействие на реализацию продукции.

Либеральную кредитную политику применяют организации, работающие на конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Ее преимущество — стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. эта политика есть фактор формирования конкурентоспособности продукции. В то же время либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков: в частности это — потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности и расходы, связанные с финансированием задолженности и ее обслуживанием.

На предварительном этапе разработки кредитной политики оценивается рыночная конъюнктура и определяется, насколько выгодно организации придерживаться либеральной политики. На следующих этапах проводят:

  • определение лимита дебиторской задолженности в целом по предприятию;
  • оценку надежности и выгодности покупателей;
  • оценку эффективности кредитной политики.

Лимит дебиторской задолженности по всей организации рассчитывается как сумма доступных для организации источников финансирования оборотных активов за вычетом прогнозируемой величины запасов, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и НДС по приобретенным ценностям [3]:

ДЗлим = СОС + ДО + Кк + КЗ — З — ДЗапр — КФВ — ДС,

где СОС — собственные оборотные средства;
ДО — долгосрочные обязательства;
Кк — краткосрочные кредиты и займы;
КЗ — кредиторская задолженность;
З — запасы и НДС по приобретенным ценностям;
ДЗапр — дебиторская задолженность в части выданных авансов и прочей задолженности;
КФВ — краткосрочные финансовые вложения;
ДС — денежные средства.

Общий лимит может увеличиваться более быстрыми темпами, чем выручка, если организация переходит к более либеральной кредитной политике.

Оценка надежности и выгодности покупателей включает тщательные проверки контрагентов на стадии заключения договоров, а также мониторинг их финансового состояния в течение срока договора. Анализ покупателей, которым предоставляется отсрочка, включает оценку двух характеристик контрагентов: их надежности и выгодности для организации.

Оценка надежности покупателей основывается на анализе следующих характеристик [3]:

  • юридических в виде периода существования юридического лица и период сотрудничества с организацией. Чем дольше эти периоды, тем более надежен покупатель, тем выше его кредитный рейтинг, кредитный лимит и срок предоставляемой отсрочки;
  • финансовых в виде уровеня просроченной покупателем задолженности за предыдущий период (чем он выше, тем менее надежен клиент); динамики кредиторской задолженности покупателя (при ее существенном увеличении надежность покупателя снижается); текущей ликвидности покупателя, т.е. соотношения его ликвидных активов и краткосрочных обязательств (чем она выше, тем выше надежность клиента);
  • производственных в виде наличия основных средств, других активов, численности работающих; с чем больше производственных ресурсов у покупателя и чем позитивнее их динамика, тем он надежнее;
  • рыночных в виде перспектив развития рынка, на котором работает контрагент; продолжительности работы организации на рынке; устойчивости рыночного положения покупателя и контролируемой покупателем доли рынка. Чем лучше эти характеристики, тем надежнее клиент.

Не маловажную роль играет мотивация труда финансовых менеджеров, занимающихся контролем за состоянием дебиторской задолженности, на чем подробно мы остановились в работе [1].

В качестве критерия оценки эффективности кредитной политики можно предложить коэффициент оборачиваемости оборотных средств. При сокращении периода погашения дебиторской задолженности, уровень оборачиваемости будет, несомненно, расти.

1. Баранов А.А. Мотивационное управление дебиторской задолженностью как инструмент повышения финансовой устойчивости предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С 382-386.

2. Благова С.О. Выявление резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе расчета его производственного потенциала: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. 74 с.

3. Виды дебиторской задолженности // Центр регистрации бизнеса «In juris» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.injuris.ru/vidy-debitorskoj-zadolzhennosti.

4. Дебиторская задолженность — это возможность заработать // Инвесторантье [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://investorentier.ru/aktiv-debitorskaya-zadolzhennost-e-to-vozmozhnost-zarabotat.

5. Когденко В. Г. Разработка политики управления дебиторской задолженностью [Электронный ресурс] // Центр дистанционного образования «Элитариум» Режим доступа: http://www.elitarium.ru/upravlenije_debitorskoj_zadolzhennostju.

6. Снижение и предотвращение дебиторской задолженности // Московский центр обслуживания бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcob.ru/services/receivables.

Читайте так же:  Мировые судьи заявление на алименты

7. Хлынин Э.В., Баранов А.А., Фейгельман Н.В. Возможности финансирования процесса реструктуризации промышленных предприятий // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 373-381.

Источник: http://1fin.ru/?id=1253

Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности

Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности в первую очередь формируется предприятиями государственной сферы. Почему это так и как может быть оформлено списание задолженностей у бюджетников и частников, читайте в этой статье.

Цели и задачи положения о списании задолженности

Основными целями разработки и утверждения положения о списании задолженности являются:

  • усиление контроля за своевременным проведением расчетов во исполнение планов и смет;
  • повышение эффективности поступления и расходования средств.

В рамках данных целей решаются (и регламентируются) задачи:

  • контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей и принятия оперативных и адекватных мер, направленных на устранение и недопущение возникновения безнадежной или невостребованной задолженности;
  • определения критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской — к невостребованной в соответствии с законодательством РФ;
  • установления перечня документов, на основании которых задолженность может быть списана;
  • разработки правил своевременного выявления и списания безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей.

Существенным различием в сути возникшей задолженности для предприятий госсектора и частных организаций в данном вопросе будут:

  1. В отношении дебиторской задолженности:
  • для частной фирмы наличие просроченной дебиторки означает обычно невыполнение контрагентом обязательств и уменьшение оборачиваемости средств;
  • для бюджетной организации такая же дебиторка означает, что кем-то не выполнены обязательства перед бюджетом (а, следовательно, перед государством).
  1. В отношении кредиторской задолженности:
  • для частной фирмы наличие невостребованной кредиторки означает возможность не выполнять действия по условию договора с контрагентом, при этом распоряжаясь средствами;
  • для предприятия госсектора наличие на балансе зависшей кредиторки означает, что не выполняются бюджетные (государственные) обязательства.

Вывод из приведенных сравнений: отдельный регламент (положение) по анализу и урегулированию задолженностей нужен в первую очередь на предприятиях госсектора. О них и поговорим далее.

Что должно быть отражено в положении о списании дебиторки

В качестве примера рассмотрим положения, которые часто утверждаются местными органами власти в отношении такого вида задолженности, как оплата оказанных услуг ЖКХ. В этих положениях фигурируют все необходимые аспекты, которые должны в них быть. А именно:

Что должно быть отражено в положении о списании кредиторки

Общая структура положения о списании кредиторской задолженности в предприятиях госсектора схожа с положением по дебетовым долгам. В качестве нюансов именно по кредиторке можно назвать:

  1. Критерии определения невозвратности долга:
  • в результате форс-мажорных обстоятельств;
  • при прекращении обязательства на основании акта госоргана (ст. 417 ГК РФ);
  • прочие критерии, применимые и к дебиторке (например, ликвидация юрлица-кредитора или смерть физлица-кредитора), являются также применимыми.
  1. Порядок отнесения задолженности на доходы организации для целей бухгалтерского и налогового учета:
  • В бухучете суммы списанной кредиторки все отражаются по кредиту счета «Чрезвычайные доходы» (код 0 401 10 173). Одновременно со списанием по балансовым счетам по каждому неистребованному долгу заводится аналитика на забалансовом счете 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами». За балансом долг учитывается еще в течение 5 лет (на случай если все же объявится кредитор);
  • В налоговом учете по общему правилу списываемая кредиторка бюджетников относится на доходы и подлежит налогообложению (п. 18 ст. 250 НК РФ). Однако из правила есть исключения: в случае если кредиторка возникла в результате расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджетные структуры — списание ее в доходы соответствующей структуры не включается (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Еще об урегулировании налоговых переплат смотрите «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога»

ВАЖНО! За возникновение на балансе бюджетной организации — как не закрытой в срок кредиторки, так и не закрытой в срок дебиторки — руководитель организации несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Также отчеты о состоянии задолженности подаются в Минфин РФ, который вправе уволить руководителя за неудовлетворительную работу с долгами организации (учреждения).

В заключение можно сказать, что специально не установлено, должны быть 2 разных положения: одно по дебиторке, другое по кредиторке либо их можно объединять в один. Поэтому при подготовке положений организации исходят из собственного удобства и отраслевой специфики. Например, по рассмотренному нами выше примеру списания неистребуемых платежей ЖКХ логичнее сделать отдельное положение, касающееся только дебиторки. А в учреждении культуры или образования вполне допустимо положения по обоим видам задолженностей объединить в одно.

Порядок списания долгов коммерческими (частными) организациями

В части создания отдельного положения по обращению с просроченными долгами на коммерческие частные организации такая обязанность не налагается.

Для списания долгов достаточно:

  • данных, подтверждающих задолженность, — документов, из которых ясны сумма и сроки оплаты, акт сверки, результаты инвентаризации;
  • приказа руководителя на списание (комиссию для экспертизы задолженности и вынесения решения создавать не обязательно).

И в бухучете, и в налоговом учете дебиторская задолженность списывается в расходы, а кредиторская — в доходы предприятия. В качестве нюанса для частников можно назвать создание резервов по сомнительным долгам (дебиторке), которое должна выполнять большая часть коммерческих предприятий для равномерного отнесения убытков от таких списаний на финрезультаты.

О сложностях при учете НДС по списываемым долгам читайте «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации»

Итоги

Положение о списании простроченных и неурегулированных долгов необходимо в организациях госсектора. Это связано с нюансами значения того или иного вида задолженности для госпредприятия (по сути, это долги государства), а также с персональной ответственностью руководства бюджетных организаций за возникновение не урегулированных в срок долгов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/polozhenie_o_spisanii_kreditorskoj_i_debitorskoj_zadolzhennosti/

Меры по предотвращению кредиторской задолженности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here