Налоговая наложила арест на имущество

Самая важная информация по теме: "Налоговая наложила арест на имущество" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

За неуплату налогов наложен арест на имущество

По инициативе Межрайонной ИФНС России №3 по Курской области 26-27 июня состоялись очередные совместные рейды представителей налоговых органов и сотрудников службы судебных приставов по взысканию задолженности с физических лиц, с наибольшими суммами задолженности по имущественным налогам, в отношении которых возбуждены исполнительные производства.

Совместные рейды сотрудников двух служб проводятся на постоянной основе и приносят свои «плоды» в бюджеты местного и регионального уровня.

В ходе рейдов арестовано имущество, которые впоследствии будет реализовано службой судебных приставов, суммы, вырученные от продажи имущества пойдут на погашение задолженности по имущественным налогам.

Так же сотрудники Инспекции информировали налогоплательщиков-должников, что просрочка налоговых платежей может повлечь арест имущества, счетов в банке, наложение запрета на выезд за границу. Проверить данные о начисленных налогах и оплатить налоговую задолженность можно в сервисе ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Узнать о просроченной задолженности по налогам физических лиц можно в Банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов. Достаточно указать фамилию и имя физического лица.

В результате совместной работы налоговой службы, органов местного самоуправления, службы судебных прис тавов за истекший период 2018 года проведено 24 рейда, произведено 16 арестов имущества должников в результате погашено задолженности в сумме 1,7 млн. руб., вынесено 31 постановление о временном ограничении на выезд должника за границу.

Источник: http://www.audit-it.ru/nalognews/reg153/956027.html

Арест имущества организации за неуплату налогов

Налоговая проверка выявила на моей фирме недоимку по некоторым видам налога. В связи с этим всё имущество, принадлежащее фирме, было арестовано. Считается ли такой арест законным и как его снять?

Ответ: Арест имущества, как обеспечительная мера в сфере налогообложения, регулируется ст.77 Налогового Кодекса РФ. Данная норма дает налоговым органам право арестовать имущество должника в качестве меры, обеспечивающей погашение налоговой задолженности. Арест налагается лишь на ту часть имущества, чья стоимость эквивалентна размеру задолженности.

Ограничение права собственности за неуплату налогов носит временный характер. Данная мера касается всего движимого и недвижимого имущества юридического лица и допускается исключительно с санкции прокурора. Для ее применения необходимо наличие двух условий:

  • факт неуплаты налогов хозяйствующим субъектом;
  • обоснованные предположения о том, что субъект принимает меры к сокрытию дохода или имущества.

Арестованное имущество передается его собственнику на ответственное хранение.

Закон предусматривает два варианта ареста:

  • полный – предполагает, что собственник лишается права распоряжаться имуществом, а пользоваться им может лишь с согласия налогового органа;
  • частичный – когда собственник вправе распоряжаться частью имущества, но для этого требуется согласие налогового органа.

Как происходит арест имущества налоговым органом

Поводы для ареста, как правило, выявляются в ходе налоговой проверки. После нее уполномоченное лицо выносит постановление о наложении ареста на имущество юридического лица. В нем указываются реквизиты должника, размер недоимки, форма ограничения права, перечень предметов, подлежащих аресту. Постановление подписывается вынесшим его лицом и заверяется гербовой печатью.

Следующим шагом является получение санкции прокурора, после которой постановление направляется для исполнения в Службу судебных приставов.

Арест производится исключительно в рабочее время, в присутствии двух понятых и руководителя предприятия. Пристав-исполнитель составляет акт описи имущества и протокол ареста, которые подписывают все присутствующие стороны. Если кто-либо из отказывается от подписи, об этом делается соответствующая пометка в документах.

Как снять арест

Снять правовые ограничения с имущества возможно лишь одним способом – выплатить государству все имеющиеся долги.

После того, как собственник предъявит судебному приставу документы, подтверждающие поступление средств в бюджет, он принимает решение об освобождении имущества от ареста и выносит соответствующее постановление.

67 юристов в нашем
постоянном штате

295 консультаций оказано
за последний месяц

Источник: http://legalfaq.ru/grazhdanskoe-pravo/raznye-korporativnye-voprosy/arest-imushhestva-organizacii-za-neuplatu-nalogov

Имущество должников по налогам перейдет в залог к налоговикам

Накануне в третьем чтении был принят законопроект № 720839-7 с множеством поправок в НК.

Среди прочих — наделение требования по обязательным платежам залоговым характером в случае наложения ареста (ст. 77 НК) или запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества (п. 10 ст. 101 НК).

Статья 73 НК о залоге дополняется положением о том, что в случае неуплаты в течение 1 месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, обеспеченной арестом имущества налогоплательщика, либо вступления в силу решения, принятого по результатам налоговой проверки, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, указанное имущество признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.

В юридических кругах выражают обеспокоенность по поводу этой поправки.

К чему приведет такое решение, на своей странице в Фейсбуке рассуждает юрист Виктор Бациев:

По статистке Федересурса за январь — июнь 2019 г. требования кредиторов 3 очереди удовлетворялись на 5,5 %. При этом требования залоговых кредиторов удовлетворяются на 33,83 %; незалоговых — на 2,97 %. Данная статистика показывает, что установление залогового приоритета для налоговых требований, в обеспечение которых были наложены аресты и запреты на отчуждение, будет означать, что незалоговые гражданско-правовые кредиторы удовлетворение получать не будут.

Снижение процента удовлетворения залоговых гражданско-правовых кредиторов, в роли которых преимущественно выступают банки, произойти не должно, поскольку «налоговый» залог рассматривается как последующий по отношению к ранее возникшим залогам.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/news/490317/

Операции с арестованным имуществом. Ответственность за нарушения налогового законодательства

Пунктом 1 ст. 72 НК РФ определено, что арест является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ.

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества; поручительством; пеней; приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество; банковской гарантией. Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов (п. 1 ст. 72 НК РФ).

Арест имущества налогоплательщика может применяться лишь с санкции прокурора и осуществляется налоговым или таможенным органом путем принятия соответствующего постановления, подписанного руководителем (заместителем) этого органа. При этом арест имущества налогоплательщика может быть произведен в случае, когда у налоговых или таможенных органов имеются достаточные основания полагать, что налогоплательщик может скрыться либо скрыть свое имущество с тем, чтобы избежать уплаты имеющихся недоимки, пени и штрафов (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.10.07 г. № Ф08-6766/2007–2520А).

Читайте так же:  Замещение вакантной муниципальной должности

Согласно п. 2 ст. 77 НК РФ арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование им осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Для того чтобы обеспечить исполнение обязанности по уплате налога за счет имущества, налоговый орган вправе наложить арест на имущество организации не ранее вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств на банковских счетах (электронных денежных средств) согласно ст. 46 НК РФ. Решение об аресте может быть принято, если у организации отсутствуют средства на счетах, этих сумм недостаточно либо инспекция не располагает информацией о счетах компании, реквизитах корпоративного электронного средства платежа (п. 3 ст. 77 НК РФ).

Порядок проведения ареста

Решение о наложении ареста на имущество организации оформляется руководителем налогового органа в виде постановления о наложении ареста, утвержденного приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/[email protected] (далее — Приказ № ММВ-7-8/[email protected]). Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия (п. 9 ст. 77 НК РФ).

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества (приложение № 10 к Приказу № ММВ-7-8/[email protected]). В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю). В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте. В протоколе должна быть отражена информация о предупреждении налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом.

В п. 12 ст. 77 НК РФ установлено, что отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Порядок проведения ареста имущества предусматривает обязательное наличие понятых, а также представителей налогоплательщика — законных (например, руководителя) и (или) уполномоченных (имеющих доверенность). Также при аресте имущества по инициативе налогового или таможенного органа может присутствовать специалист (например, оценщик). Всем присутствующим разъясняются их права и обязанности.

Нарушение данных требований является основанием для признания произведенного ареста незаконным. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 6.04.04 г. № А55-7575/03–5 признал незаконным арест имущества налоговым органом, поскольку он был произведен без участия понятых и без санкции прокурора.

Штраф за нарушение НК РФ

В п. 2 ст. 209 ГК РФ определено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В заключение рассмотрим примеры из судебной практики. Так, в постановлениях ФАС Уральского округа от 12.10.04 г. № Ф09-4378/04-АК и от 14.12.04 г. № Ф09-5333/04-АК разъясняется, что передача налогоплательщиком арестованного имущества в уставный капитал дочерней организации без разрешения налогового органа образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 125 НК РФ.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/457281/

Инспекция наложила арест на имущество, что делать?

Налогоплательщик имеет право подать жалобу на назначение ареста сначала в налоговую, потом в суд.

Налоговый кодекс не обязует соблюдать досудебный порядок, если дело касается подачи жалобы на арест имущества. Но иногда бывает так, что такие действия необходимы для предоставления иска в суд. Например, фирма пыталась оформить возврат переплаты по налогу за землю. Налоговая инспекция отказала в таком действии. Из-за сложившейся переплаты фирма приняла решение не оплачивать налог за некий период. Налоговая инспекция принимала меры по взысканию и дошла до осуществления принудительной оплаты — ареста имущества. Фирма обратилась в суд с иском. Но суд принял решение в сторону налоговой. Он основывался на п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 No 57. Дело в том, что иск связанный с переплатой на земельные налоги требует досудебного порядка. Компания должна была обратиться с жалобой сначала в ФНС и после этого в судебный орган. Так как такого не было произведено, судебный орган оставил исковое заявление без движения по Постановлению Третьего ААС от 04.04.17 No А33-28157/2015.

Для того, чтобы не было подобных неприятных ситуаций лучше всего обжаловать арест изначально с помощью подачи жалобы в налоговую инспекцию. По п. 6 ст. 140 НК РФ ФНС рассматривает подобные жалобы в течении 15-ти дней. При этом срок имеют право продлить еще на 15 дней, и добавить три дня на то, чтобы вручить принятое решение. Это означает, что досудебный порядок не займет много времени, максимум один месяц.

Налогоплательщик может доказать, что арест принес юридическому лицу значительный ущерб в отношение его деятельности.

Запрет налоговой инстанцией на отчуждение личного имущества фирмы в любом случае будет мешать ей осуществлять свою привычную деятельность. Но то, что такое на самом деле происходит, никак не сможет повлиять на судебное решение. В доказательство компания может предоставить судебному органу договора, которые оформлены с контрагентами, и общие трудовые документы. Суд высказал свое мнение о том, что данные документы не считаются доказательством, ввиду того, что по данным договорам не существует убеждения понесенных расходов. А трудовые документы никак не могут доказывать число сотрудников на тот момент, когда было подано заявление в суд. Данный пример описан в Постановление Седьмого ААС от 04.07.16 No 07АП-4916/2016.

Читайте так же:  Согласие на обработку персональных данных работника школы в 2020 году

Чтобы арест был снят, необходимо предоставить суду намного больше фактов и доказательств, которые смогут доказать факт причинения ущерба фирме. Например, фирма не может произвести товар по договору, а вследствие чего получит штрафные санкции. Либо то, что компания не в состоянии оплатить всем сотрудникам заработную плату, вследствие чего будет обязана уплатить простой.

Всё, что предоставляется в суде в виде таких доказательств должно нести в себе: четкую сумму ущерба, неподвижную аргументацию на тот момент, когда подаётся иск. Если взять пример с трудовыми договорами. Суд не принял такое в качество доказательства, ввиду того, что сотрудники могли уволиться с фирмы еще до того, как было подано заявление в суд. В таких случаях компания должна предоставить следующий список документов.

1. Выписка расписания.
2. Справку о том, сколько в месяц составляет фонд оплаты труда.
3. Выписку из одного трудового договора, в которой прописывается, что обязана делать компания в то время, как не вовремя выплачивает заработную плату, при этом указано в какой сумме выплачивается простой.
4. Справку от бухгалтера с суммой ущерба, который принес арест имущества.

Но стоит учитывать, что судьи не любят выносить вердикты о том, что налоговая инспекция своими действиями принесла ущерб компании. Существует одно дело, где налоговая инспекция арестовала шестьдесят тонн картофеля. После этого урожай испортился и его пришлось подвергнуть утилизации. Компания воспользовалась правом обратиться в судебный орган за порчу имущества. На что инстанция не смогла найти взаимосвязи между арестом и ущербом, причиненный имуществу. Арест был назначен частичным. Это означает, что компания имела право распоряжаться этим картофелем с разрешения проверяющих. За все прошедшее время, фирма не обратилась к инспекторам с просьбой о том, чтобы реализовать данный картофель. По Постановлению Девятнадцатого ААС от 29.07.11 No А36-550/2011 компания не приняла никаких мер, чтобы предотвратить понесения убытков.

Необходимо проверить каким образом налоговая инспекция может подтвердить попытки действий по скрытию имущества.

Арест предотвращает попытки вывести имущество из компании. Но при этом налоговая инспекция обязана представить доказательства о том, что фирма действительно собирается заняться выводом. Таким образом, инспектора должны в документе указать не только тот факт, что компания собирается совершить вывод, но и какие действия при этом она будет совершать. По Постановлению Восемнадцатого ААС от 18.04.12 No 18АП-2358/2012 если такие доказательства не предъявляются, то арест не может быть осуществлен.

Существует дело, в котором налоговая инспекция настаивала на аресте ввиду следующих причин. Налоговую задолженность компания не погашала, при этом денежные средства у нее были в наличие. При этом фирма продала действующий газопровод, а также изменила юридический адрес. На прошлом месте производства остались трудиться большая часть сотрудников. Данные действия были приняты налоговой инстанцией, как попытка «спрятать» имущество фирмы. Но по Постановлению ФАС Центрального округа от 26.08.11 No А35-9800/2010 такие аргументы не смогли повлиять на дело, так как судебный орган не принял их в качестве доказательств.

Если взять другой пример. В данном деле индивидуальный предприниматель подписал договор купли-продажи на жилое помещение на предварительной основе. Налоговая инспекция приняла решение, что такое действие было осуществлено как попытка «спрятать» имущество. Но по Постановлению Одиннадцатого ААС от 08.08.12 No А55-9647/2012 суд опять же не учел такие доказательства по делу, потому что основного договора не существует и он не был подписан.

Аргументы, которые по Постановлению от 05.07.16 No А74-11413/2015 убедили суд в том, что арест был осуществлен обосновано:
1. Компания произвела действия по разделению бизнеса для того, чтобы перевести их в упрощенку и не платить налоги на имущество.
2. Компания не имеет в имуществе ТС, поэтому она использует активы, которые арендует у дружественных организаций.
3. При выездной проверке выяснилось, что долг по налогам превышает пятьдесят процентов от стоимости всего имущества фирмы.

Если компания осуществит продажу имущества, которая находится в залоге или под арестом, то на саму компанию будет наложен штраф в размере тридцати тысяч рублей. Такой закон прописан в ст. 125 НК РФ. По Постановлению Восьмого ААС от 23.06.15 No 08АП-3114/2015 применение штрафных санкции за продажу имущества возможно только после того, как вышло решение по применению ареста или залога. До такого решения штрафы считаются незаконными.

Необходимо оспаривать арест того имущества, который и без того числится в залоге.

Налоговый кодекс, конечно, не содержит пункта о том, что нельзя осуществлять принудительный вид оплаты в виде ареста на имущество, которое был заложен. По Постановлению Второго ААС от 12.05.11 No А82-13001/2010 такая ситуация может обернуться в то, что залог может быть снят раньше, чем арест. Либо наоборот. Поэтому в некоторых ситуациях судебный орган не считает подобное деяние противозаконным.

Источник: http://www.oktavian.org/inspekciya-nalozhila-arest-na-imushhestvo-chto-delat/

Налоговая инспекция арестовывает имущество

Немного осталось компаний, которые не сталкивались с блокировкой счетов налоговыми органами. Более экзотичен другой способ обеспечить исполнение организацией своих налоговых обязательств – арест ее имущества. Сегодня мы поговорим о порядке применения этой меры, нарушениях, которые допускаются при этом, и практике оспаривания незаконных арестов

Налоговый, а также таможенный органы вправе арестовать имущество организации для того, чтобы обеспечить исполнение решения о взыскании недоимки, пеней и штрафов (ст. 77 НК РФ).

Аналогичное право есть у налоговиков и в отношении имущества налоговых агентов, плательщиков сборов. Необходимым условием для наложения ареста является санкция прокурора, который надзирает за налоговым органом (п. 6 методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3- 29/404). Если арест не был одобрен прокурором, он незаконен (Пост. ФАС УО от 22.07.2004 № Ф09-2878/04АК). Незаконным признают и тот арест, который санкционирован прокурором, не уполномоченным на надзор за соответствующей инспекцией (Пост. ФАС ПО от 06.04.2004 № А55-7575/03-5).

Арест — это ограничение права собственности компании на определенные активы. Арест может быть полным и частичным. При первом варианте ареста распоряжение имуществом исключается, при втором — оно (как и владение, пользование активом) возможно с разрешения и под контролем инспекции.

Нарушение запрета на распоряжение арестованным имуществом влечет за собой вполне определенные последствия — сделка с активом будет ничтожной (Определение ВАС РФ от 18.06.2007 № 7260/07; Пост. ФАС ВСО от 27.02.2007 № А33-10264/2006-Ф02-609/2007-С2), а налогоплательщик уплатит штраф в размере 10 000 рублей (ст. 125 НК РФ).

Читайте так же:  Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан находящихся в 2020 году

В связи с этим арест может быть весьма полезной мерой противодействия недобросовестным фирмам. Но проблема в том, что он нередко применяется к компаниям без законных на то оснований. Например, несколько лет назад МНС России проверило своих подчиненных в одном из регионов и подвело неутешительный итог: каждый шестой арест накладывался необоснованно (письмо МНС России от 11.02.2004 № БГ-6-12/[email protected]).

Имущество фирмы может попасть под арест, если она в установленные сроки не уплатила налог, пени и штрафы (О том, как избежать штрафа по уточненной декларации читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 8, 2008), а у налоговых органов при этом есть достаточные основания полагать, что компания предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество.

Закон не уточняет, какие обстоятельства позволяют подозревать компанию в попытке уклониться от расчета с бюджетом. Между тем согласно пункту 3 рекомендаций (методические рекомендации, утв. приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404) достаточные основания для подозрений должны возникнуть, например, в следующих ситуациях:

— на балансе фирмы числится движимое имущество (в т. ч. ценные бумаги), денег от реализации которого достаточно для погашения суммы неуплаченного налога более чем на 25 процентов;

— на балансе имеется дебиторская задолженность, возможная к взысканию, однако компания не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

— если размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени) превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества компании;

— налоговая инспекция получила от органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников информацию, которая свидетельствует о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц компании скрыться;

— если анализ деятельности фирмы, проведенный налоговиками, позволяет сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога (систематическом уклонении компании от явки в налоговый орган, срочной распродаже имущества или переоформлении имущества на подставных лиц, участии посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулировании средств организации на счетах других юридических лиц).

В рекомендациях подчеркивается, что постановление об аресте имущества может быть вынесено при наличии хотя бы одного подозрительного обстоятельства. При этом арест может быть признан незаконным, если у инспекции нет доказательств, подтверждающих намерение фирмы скрыть свое имущество, а у ее руководства — скрыться. Аналогично, если основания для ареста не указаны в постановлении о его наложении (Пост. ФАС УО от 16.06.2008 № Ф09-4181/08-С3, от 27.12.2006 № Ф09-10787/06-С7).

Не всегда соглашаются арбитры и с авторами рекомендаций. Так, в одном из дел суд (Пост. ФАС ЗСО от 07.11.2007 № Ф04-7748/2007(39920-А27-34)) указал, что факт наличия у налогоплательщика движимого имущества (в т. ч. ценных бумаг), денег от реализации которого достаточно для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога, само по себе не свидетельствует о намерении общества скрыть свое имущество и не платить налоги. Поэтому ИФНС не должна была ограничивать права компании в отношении ее имущества.

Рассмотрим одно из судебных решений. В нем судьи согласились с инспекторами, что постоянный рост дебиторской задолженности наряду с непринятием мер по ее взысканию свидетельствует о возможном сокрытии компанией имущества от взыскания. Это подтверждает также открытие самарской компанией счетов во Владивостоке — при том, что налоговый орган был уведомлен об открытии счета (Об учете расходов на открытие счетов читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 10, 2008) уже после его закрытия (Пост. ФАС ПО от 04.12.2007 № А55-8742/07).

Разумеется, одно только «сомнительное поведение» организации еще не повод арестовывать ее имущество. Арест — мера обеспечительная, и она должна гарантировать уплату конкретных недоимок. Причем недоимок, не погашенных добровольно и взыскиваемых за счет иного имущества компании, а не денежных средств на ее счетах (п. 3 ст. 77 НК РФ).

В связи с этим, прежде чем имущество попадет под арест, должно быть принято решение о взыскании недоимки за счет иного имущества фирмы в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса. Если такое решение на момент наложения ареста не принято, то арест незаконен (Пост. ФАС ЗСО от 22.04.2008 № Ф04-2548/2008(3979-А67-23)). Решение о взыскании налога за счет иного имущества должно приниматься только при невозможности взыскания недоимки за счет средств на счетах (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Итак, основные предпосылки для признания ареста законным — его обоснованность и применение в рамках взыскания недоимки по статье 47 Налогового кодекса. Однако существует и ряд иных правил, которые инспекторы также должны соблюдать.

Аресту подлежит имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ).

Нарушение этого правила послужит основанием для признания ареста незаконным. В одном из дел инспекция арестовала дебиторскую заложенность компании на сумму 3 194 876 рублей. Налоговая недоимка была на 4000 рублей меньше. Однако суд счел, что и этой суммы достаточно для признания незаконности ареста (Пост. ФАС УО от 16.06.2008 № Ф09-4181/08-С3).

Приходите с понятыми, составляйте протокол

Перед арестом имущества фирмы должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить постановление о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. Постановление о наложении ареста выносит руководитель инспекции или его заместитель. Все это должно происходить в светлое время суток, а ночью — лишь в случаях, не требующих отлагательства (п. 8 ст. 77 НК РФ).

Арест имущества производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать компании или ее представителю в присутствии при аресте имущества. Непривлечение понятых может повлечь за собой признание ареста незаконным (Пост. ФАС УО от 22.07.2004 № Ф09-2878/04АК).

При проведении ареста составляется протокол. В нем либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику (его представителю).

Случается, что в опись попадает имущество, принадлежащее не налогоплательщику, а иным лицам. В такой ситуации собственник арестованного имущества может потребовать признания ареста незаконным (Пост. ФАС ВСО от 02.07.2004 № А33-4331/02-С3-Ф02-2356/04-С1) либо освобождения его активов из-под ареста (Пост. ФАС УО от 05.12.2005 № Ф09-5489/05-С7).

Читайте так же:  Рапорт заявление об увольнении
Видео (кликните для воспроизведения).

Руководитель налоговой инспекции или его заместитель, который вынес постановление о наложении ареста, определяет место, где должно находиться арестованное имущество. Для обеспечения сохранности таких объектов их могут передать на ответственное хранение третьему лицу. В одном из споров арбитры признали правомерной передачу активов налогоплательщика на хранение в поселковую администрацию (Пост. ФАС УО от 09.09.2002 № Ф09-1872/02АК).

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового органа в случае прекращения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Основной способ прекратить эту обязанность — уплатить недоимку. В данном случае компания вправе рассчитывать, что арест снимут не позднее дня, следующего за днем предоставления в инспекцию документов, подтверждающих уплату налога (п. 12 методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404). При за держке в снятии ареста бездействие инспекторов можно будет признать незаконным.

Если компания не погасила недоимку, то отменить законно наложенный арест ей вряд ли удастся (Пост. ФАС ЦО от 02.04.2008 № А68-8696/06-26/8). Отметим, что досрочно решение об аресте может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом. Об основаниях для такой отмены писалось выше.

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-70198-nalogovaya_inspektsiya_arestovyivaet_imuschestvo

Какой порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика?

Статья 77 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает наложение налоговыми органами ареста на имущество в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Указанный арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.

Арест имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

1) неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается налоговым органом после получения информации от банков о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3-х экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста.

Налоговый орган обязан предоставить прокурору все документы, подтверждающие обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик (должностные лица налогоплательщика) предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество.

Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику либо его представителю лично под расписку либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте.

В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

При производстве ареста необходимо учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа. Аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога, сбора, пени, штрафа.

При невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации.

При необходимости к производству ареста могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел в качестве лиц, обеспечивающих безопасность должностных лиц налогового органа, производящих арест.

Арест имущества производится с участием понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

Сотрудник налогового органа, производящий арест, обязан в устной форме разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (его представителю).

Протокол подписывается сотрудником налогового органа, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол сотрудник налогового органа отражает данный факт в протоколе.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Основанием для отмены решения об аресте имущества является:

решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;

решение вышестоящего налогового органа;

наложение судебным приставом-исполнителем ареста на тоже самое имущество при исполнении исполнительного документа о взыскании обязательных платежей.

Решение об отмене ареста принимается не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений налогового органа, постановления судебного пристава-исполнителя или вступления в законную силу решения суда.

Решение об отмене ареста оформляется постановлением, которое в течение трех рабочих дней направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти рабочих дней после дня принятия данного решения.

Источник: http://www.audit-it.ru/nalognews/reg111/358484.html

Налоговая наложила арест на имущество

от 31 июля 2002 года N БГ-3-29/404

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 11 октября 2011 года N ММВ-7-8/[email protected]
____________________________________________________________________

В целях реализации прав, предоставленных налоговым органам статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.Букаев

Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате налога

Настоящие Методические рекомендации разъясняют порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате (перечислению) налога, осуществляемого налоговыми органами с санкции прокурора в соответствии со статьей 77 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824).

Читайте так же:  Срок регистрации обособленного подразделения в налоговой в 2020 году

1. Статья 77 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает арест имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Указанный арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.

Арест имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

2. Сроки уплаты налогов и сборов определяются в соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Наличие хотя бы одного из перечисленных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций обстоятельств при неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом обязанности по уплате налога в установленный срок является основанием для вынесения решения о наложении ареста на имущество указанного налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

5. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента принимается руководителем налогового органа либо его заместителем (далее — должностное лицо) в форме соответствующего постановления (приложение N 1).

6. Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3 экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста.

Должностные лица налогового органа обязаны представить все документы прокурору, подтверждающие обстоятельства, перечисленные в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций.

7. Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента должно содержать;

а) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

б) дату вынесения и номер постановления;

в) наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

г) ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;

д) сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;

е) вид ареста (полный или частичный);

ж) перечень имущества, подлежащего аресту;

з) основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа.

8. При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

9. Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры.

При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры.

В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту либо его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

11. Протокол подписывается должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол должностное лицо отражает данный факт в протоколе.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

12. Основанием для отмены решения об аресте имущества является:

а) решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;

б) решение вышестоящего налогового органа;

в) решение суда или арбитражного суда

Должностное лицо, принявшее решение о наложении ареста, принимает решение о его отмене не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений налогового органа или вступления в законную силу решения суда.

После наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента судебным приставом-исполнителем для взыскания налога в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, арест, наложенный по решению должностного лица налогового органа на основании статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации, считается прекращенным и подлежит отмене руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

13. Решение об отмене ареста оформляется постановлением (приложение N 3). Данное постановление в течение трех рабочих дней направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества. Постановление об отмене ареста должно содержать:

а) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего указанное постановление;

б) дату принятия и номер постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

в) основания вынесения постановления;

г) перечень имущества, на которое был наложен арест;

д) дату вынесения указанного постановления.

Постановление об отмене ареста подписывается руководителем налогового органа (его заместителем), заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

14. Налогоплательщику предоставляется право обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. Подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста на имущество.

Приложение N 1. Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям по порядку
наложения ареста на имущество налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового агента
в обеспечение обязанности по уплате налога

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901826499

Налоговая наложила арест на имущество
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here