Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Профстандарт педагога – угроза увольнения?

В своих комментариях посетители блога высказывают опасения, что с вступлением в силу с 1 января 2017 г. приказа Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. N 544н, которым утвержден профессиональный стандарт педагога, педагоги, не прошедшие переподготовку, не имеющие предусмотренное профстандартом образование, могут быть уволены. Они также рассказывают о фактах, когда отдельные руководители предупреждают их об этом, вынуждают проходить повышение квалификации за свой счет, получать дополнительное образование.

О том, так это или нет, можно узнать, прочитав статью «Профстандарт педагога: разъяснения юриста», размещенную на сайте Межрегионального профсоюза работников образования (МПРО) «Учитель» (http://pedagog-prof.org/). Разъяснения дает юрист МПРО «Учитель» Юрий Варламов.

В статье разъясняется, что вступление с 1 января 2017 года в силу приказа Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н вовсе не означает, что все учреждения образования должны перейти на его исполнение с этой даты. Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 до 1 января 2020 г. устанавливается переходный период, в течение которого работодатель обязан реализовать утверждённый им план перехода на профстандарт, согласно которому к концу переходного периода все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

Кстати, Минобрнауки РФ неоднократно обращало внимание на недопустимость поспешности перехода на профстандарты: прежде всего надо привести в соответствие с требованиями стандарта уровень подготовки педагогов.

Юрист также обращает внимание на тот факт, что приказом Минтруда РФ от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» требования к образованию педагогов приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. В соответствии с ним педработники должны иметь:

учителя — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

воспитатели — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, «распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь только высшее образование или проходить обязательно переподготовку в области педагогических наук, не соответствует последней версии требований профстандарта», — резюмирует юрист.

При разъяснении вопроса о необходимости прохождения педагогом переподготовки, повышения квалификации юрист руководствуется статьей 196 ТК РФ, которой предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Сделана также ссылка на совместное письмо Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования РФ от 23 марта 2015 г №08-415 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» о том, что «работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры».

Разъяснения юриста о возможности увольнения педагога с введением профстандарта базируются на основных положениях трудового законодательства, Федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ. Разъясняется, что если педагог не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность. Если он отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. А вот с января 2020 года, если педагог не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то его могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия. Независимая оценка квалификации по направлению работодателя проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций.

В случае успешного прохождения экзамена соискателю выдаётся свидетельство о квалификации, а при неуспешном прохождении экзамена — заключение о прохождении квалификационного экзамена.

«Если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации»», — отмечается в статье.

P.S. 20 декабря в Московском государственном психолого-педагогическом университете пройдет Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта «Педагог». В преддверии этого мероприятия в беседе с корреспондентом РИА Новости участник группы разработки профессионального стандарта учителя, академик РАО, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования №109 г. Москвы Евгений Ямбург сказал, что «от учителя нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил» и , что «сначала нужно обучить педагогов, то есть перестроить преподавание в педагогических вузах и институтах повышения квалификации». Он также отметил, что «кое-где начали пугать: «Вот будет введен стандарт, мы вас не аттестуем, и вы пойдете на улицу»», назвав это тем самым «административным ражем», о котором говорил Салтыков-Щедрин.

Нормативные документы по профстандартам:

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (вступает в силу с 1 января 2017 года)

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 (вступило в силу 1 июля 2013 г.)

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (вступает в силу с 1 января 2017 г.)

Приказ Минтруда от 12.04.2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Читайте так же:  Основание для оплаты капитального ремонта многоквартирного дома в 2020 году

Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н

Приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» (применяется работодателями с 1 января 2017 г.)

Не является нормативным документом и не носит обязательного характера:

Письмо Минобрнауки и Общероссийского профсоюза образования от 23 марта 2015 г №08-415. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования»

В Госдуме опровергли слухи о профстандартах с 2020 года

Глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина опровергла информацию о том, что россияне не смогут работать не по специальности с 2020 года. По её словам, новые поправки оговорят лишь отдельные требования в каждой конкретной сфере деятельности.

После введения поправок, связанных с профессиональными стандартами, россияне всё же смогут работать не по профессии. Об этом заявила председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина, сообщает ТАСС.

«Профстандарт разрабатывается профессиональным сообществом, согласовывается Национальным советом по квалификациям и утверждается приказом Минтруда. То есть, к каждой профессии, по которой объективно необходимо принятие таких требований, их вырабатывают профессионалы в конкретной сфере деятельности. На его основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции, определяющие требования к конкретной должности», — сказала Баталина.

Вместе с тем, она подчеркнула, что в стране и сегодня существуют профессии, требующие специального образования: «Из 800 первоочередных профстандартов на текущий момент разработано примерно 250. Есть специальности, которые в обязательном порядке требуют специального образования, например, учителя, пилоты, целый спектр рабочих специальностей. Без медицинского образования, например, нельзя работать врачом. В то же время есть специальности, где требования к образованию не такие жесткие. Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы 20, 30 лет назад. Понятно, что такая ситуация не отвечает потребностям современной экономики».

Баталина также отметила, что новые поправки призваны модернизировать экономику и сблизить потребности рынка труда с образовательной системой: «Система профстандартов в государстве, по сути, должна стать одним из главных инструментов модернизации экономики и сближения потребностей рынка труда с системой образования. У нас сегодня в этом вопросе существует колоссальный разрыв. Люди получают образование, которое в дальнейшем не позволяет им работать, поскольку требования к специальностям не определены. Также существует значительный разрыв между теми требованиями, которые предъявляет работодатель при приеме на работу по конкретной специальности и теми образовательными стандартами, по которым готовят этих специалистов в образовательных учреждениях».

Она также пояснила, что экономика должна получать подготовленные кадры: «Поэтому обязательным следствием внедрения профстандартов является и пересмотр образовательных стандартов, для того, чтобы экономика получала подготовленные кадры. Особенно это касается технических и рабочих специальностей, поэтому задача профстандартов, с одной стороны, показать человеку, к каким требованием он должен быть готов, если он планирует работать в рамках этой специальности, с другой — это выравнивание и повышение качества трудовой деятельности».

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что до конца декабря 2014 года Госдума может принять поправки в Трудовой кодекс касательно введения обязательного применения профессиональных стандартов, предусматривающих определённый набор требований к работникам по уровню образования, рабочему стажу и перечню умений.

Поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профессиональных стандартов в госсекторе были внесены на рассмотрение парламента ещё в июне 2014 года, а приняты они были в первом чтении в сентябре 2014 года.

Как отмечается, Трудовой кодекс получит новую статью — 195.2, в которой будут описаны применения профессиональных стандартов работодателями. Такие стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более половины которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года.

В Министерстве труда пояснили, что «госсектор стандартно во всех сферах первый», и что именно с него надо начинать. Таким образом, применение профессиональных стандартов работодателями начнётся с 1 января 2020 года. Порядок стандартизации действующих сотрудников не поясняется.

Чиновники Минтруда рассказали, что Министерство юстиции ещё летом зарегистрировало 199 профессиональных стандартов, среди которых — «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ», а к концу 2014 года их должно стать 350. Стандарты корреспондента и редактора делятся на два типа: представители первого обязаны заниматься «работой над содержанием публикаций» (начиная с выбора тем и заканчивая редактированием), иметь опыт «не менее шести месяцев работы корреспондентом» и степень бакалавра «в области СМИ». Представители второго типа обязаны заниматься «организацией работы» редакции (начиная с разработки проектов и заканчивая «установлением и поддержанием контактов с внешней средой») и иметь за спиной опыт репортерской или редакторской работы сроком не менее трёх лет. Вместе с тем, репортёры имеют те же самые требования по опыту работы и образованию (последнее должно быть высшим). Однако в каждом случае имеется указание на «необходимый» перечень «трудовых действий», «необходимых» умений и знаний. Для корреспондентов это «достоверные источники информации» и «правила охраны труда».

Позднее замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что ведомство выступает против поправок в Трудовой кодекс, по которым журналистов можно будет брать на работу лишь по профессиональным стандартам.

«Минкомсвязь до прояснения ситуации с изменениями в Трудовой кодекс приостанавливает процесс согласования любых профессиональных стандартов в медиа отрасли. А если изменения, о которых сейчас говорится, будут приняты, то министерство потребует пересмотра уже принятых профессиональных стандартов, так как применить их в качестве обязательного инструмента невозможно», — сказал Волин.

По его словам, изначально с разработчиками поправок была достигнута договорённость о том, что пункты о профессиональных стандартах будут необязательными, и станут больше ориентирами, нежели требованиями: «Мы уверены, что не дело государства определять критерии сотрудников для приема на работу в частные компании. Мы также уверены в том, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи, Минтруда и всех иных ведомств вместе взятых знает, кто ему нужен и кто не нужен для работы».

В качестве примеров успешных журналистов Волин привёл сотрудников СМИ, которые не имеют профессионального журналистского образования.

Семейное образование, самообразование и экстернат

С учетом потребностей и возможностей личности общее образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
  • в форме семейного образования;
  • в форме самообразования (только среднее общее образование).

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Форма получения общего образования определяется родителями, при этом должно учитываться мнение ребенка.

Читайте так же:  Узнать номер военной ипотеки

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования этими детьми. Если родители выбрали семейное образование, то они должны проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают.

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Семейное образование — организация образования в семье силами родителей, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Самообразование — самостоятельное освоение образовательных программ.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

При выборе для ребенка формы семейного образования родители (законные представители) заключают договор с образовательным учреждением на организацию семейного образования.

Образовательное учреждение обязано:

  • предоставлять родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;
  • обеспечивать в соответствии с договором методическую и консультативную помощь;
  • осуществлять по заявлению родителей промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося;
  • предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;
  • выдать ребенку, прошедшему итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.
  • обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;
  • подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах;
  • при возникновении у ребенка академической задолженности создать ему условия для ликвидации задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Если задолженность не была ликвидирована в срок, то ребенок продолжает получать образование в образовательной организации.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

С 2020 ГОДА ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО

С 2020 года применение профессиональных стандартов будет обязательно. В связи с этим потребуются глобальные изменения во всех документах по кадровому делопроизводству – от должностных инструкций, до записей в трудовых книжках. В связи с введением профстандартов упразднятся и некоторые позиции, существующие сейчас в ЕТКС;

Профессиональный стандарт – это качественная характеристика уровня знаний, умений, навыков и профессионального опыта работника, которая необходима для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. К указанному необходимо также добавить наличие законченного основного образования и дополнительного профессионального образования. Простыми словами, профстандарт – это возможности и умения, используемые в профессиональной деятельности, мастерство работника, а не функциональное описание его формальной должности.

Профстандарты обязательны:

  • Для работников, должности или трудовые функции которых связаны с предоставлением компенсаций, льгот либо с наличием каких-либо ограничений (врачи, государственные гражданские служащие, полицейские, специалисты по охране труда, работники, занятые на подземных работах, педагогические работники и т. д.). Согласно статье 57 ТК РФ, наименование этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и условиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих положениях профессиональных стандартов.
  • Для работников, труд которых, кроме Трудового кодекса, регламентирован иным федеральным законом, например «О государственной гражданской службе».

В Постановлении КС РФ также подчеркивается, что согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584, профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, применяются поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов, и эта работа должна быть завершена не позднее 01.01.2020.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если Трудовым кодексом или иным нормативным актом устанавливаются определенные требования к квалификации, которая необходима для выполнения определенной трудовой функции, работодатель обязан принять на работу лицо, которое соответствует этим требованиям. В случае нарушения данного требования работодатель может быть привлечен к материальной ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ.

В настоящее время Институт дополнительного образования МФЮА ведет набор на следующие программы профессиональной переподготовки:

  • Антикризисное управление (подготовка арбитражных управляющих);
  • Бухгалтерский учет и налогообложение;
  • Документоведение и документационное обеспечение управления;
  • Налоги и налогообложение;
  • Оценка стоимости предприятия (бизнеса);
  • Правовое обеспечение предпринимательской деятельности;
  • Управление персоналом;
  • Финансовый менеджмент;
  • Экономика и управление на предприятии;
  • Экономика труда и кадровый менеджмент;
  • Экономическая безопасность

На выходе: диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности

Новая аттестация педагогов с 2020 года

Среди задач из майских указов Президента Путина В. В. поставлено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и места страны среди десятки мировых лидеров по его качеству. Одним из инструментов для ее реализации должна стать новая аттестация педагогов, которая будет действовать с 2020 года. По мнению авторов разработки, она призвана не столько «наказать» специалистов, а найти и исправить проблемные места образовательной системы.

Необходимость нововведений

Для действующей долгое время в России системы аттестации педагогических работников характерно минимум три недостатка:

  • необходимость для учителя собирать многочисленные документы (дипломы, грамоты, сертификаты о прослушанных курсах, опубликованные работы);
  • отсутствие единого порядка аттестационных процедур в регионах страны (где-то требуются открытые уроки, где-то учитываются имеющиеся документы или результаты учеников), что не позволяет проводить их сравнение между собой;
  • практическое отсутствие реального влияния на карьерный рост специалиста.

Новая аттестация должна кардинально изменить подход к проверке компетенции учителей. Уже в 2020 году они смогут оградить себя от сбора многочисленных документов, а саму процедуру проходить непосредственно на месте работы. Для этого будут использоваться объективные данные, которые позволят определить уровень знания собственного предмета, способности специалиста мотивировать учеников и качество других аспектов работы.

Новые правила

Для аттестации учителей, которая будет работать в российских школах в 2020 году, разрабатывается нескольких оценочных параметров. Последние изменения предполагают, что ключевая роль будет отведена Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ).

Важно! Точные формы, наполнение и уровни сложности ЕФОМов для педагогов пока еще находятся на стадии разработки и обсуждения, которые продлятся вплоть до 2020 года, а при необходимости корректировки будут вноситься позже.

По предварительным данным ЕФОМ будут включать три блока:

  1. Письменная работа по профильной дисциплине, чтобы проверить не только предметные, но и методические компетенции специалиста (ориентировочно займет 2 часа). При этом понадобится решение конкретных заданий по предмету, а также знания о принципах планирования урока, его построения для наиболее полного раскрытия темы и усвоения школьниками.
  2. Видеозапись урока, чтобы оценить коммуникативные и психолого-педагогические навыки. Здесь потребуется продемонстрировать урок по спланированному план-конспекту, а также предоставить для анализа примеры самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Основными критериями для оценивания должны стать: качество воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей, мотивация и формирование у обучаемых необходимых навыков (к примеру, поиска и анализа информации).
  3. Педагогический кейс станет дополнительным способом проверки психологических и коммуникативных компетенций. Учителю понадобится составить план действий на основе вымышленной ситуации, которая может коснуться его профессиональной деятельности. К примеру, социализации детей из неблагополучных семей и их общению с детьми класса, актуальных сегодня вопросов травли среди подростков и пр.

На заметку! Выполнение всех блоков должно занять не менее 4 часов, но задания будут выполняться в разные дни.

Кроме ЕФОМов, аттестационный «портрет» педагогического работника должны дополнить еще 3 элемента, за которые будет ответственна школьная администрация:

  • справка работодателя;
  • анализ учебных результатов учеников;
  • отзывы выпускников.
Читайте так же:  Алименты по соглашению взыскание задолженности

Максимальный результат в баллах по всем критериям – 100 баллов, 60 или меньше из которых обеспечит выполнение ЕФОМ. Кроме них, показатели успешности обучаемых обеспечат до 25 баллов, отзывы руководства – до 10 баллов, и мнения бывших учеников – не более 5. По каким принципам будет рассчитываться соответствие баллов отзывам и результатам работы остается неизвестным.

Процедуры аттестации с 2020 года

Для выпускников ВУЗов перед устройством на работу в образовательное учреждение будет проводиться так называемый «входной» экзамен. Его процедура еще не утверждена, но предположительно будущему специалисту придется проверить навыки по основным направлениям деятельности (профильные знания, методические и коммуникативно-психологические аспекты работы). Далее спустя два года специалисту предстоит аттестация на соответствие должности «педагог», для которой готовятся упоминаемые выше ЕФОМы.

Кроме того, появится возможность развивать свою карьеру по двум направлениям:

  • по вертикали: через получение 1-й или высшей квалификационных категорий;
  • по горизонтали: благодаря ведению новых должностей от простого педагога (обеспечивающего качественное обучение учеников) до старшего (способного создавать индивидуальные, коррекционные программы), а потом ведущего учителя (наставника, который будет координировать работу своих коллег, дефектологов, психологов).

Новая форма аттестации должна прежде всего подсказать учителю, какие пробелы в своей деятельности следует подтянуть и куда двигаться дальше. Те, кто не смогут пройти процедуру с 2020 года, будут направлены осваивать необходимые знания для дальнейшего повышения квалификации.

Официальный сайт образовательной организации. Вопросы ответственности.

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Официальный сайт образовательной организации. Вопросы ответственности.

В данной публикации мы постараемся разобраться в вопросах ответственности, которая наступает в случае нарушения требований в работе с официальным сайтом образовательной организации.

К сожалению, но надо признать, что со стороны большинства руководителей образовательных организаций должного внимания официальному сайту не оказывается, хотя предусмотренные меры ответственности впечатляют.

Сегодня не обсуждается вопрос обязательности наличия официального сайта у любой образовательной организации. Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (п. 21 ч. 3 ст.28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации») закреплено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет». При этом в ходе различных мероприятий по контролю и (или) различных мониторингов системы образования устанавливаются факты отсутствия официального сайта у образовательной организации, о чём указано в письме Минобрнауки РФ от 16 ноября 2015 г. № АП-2026/02.

Поскольку наличие официального сайта закреплено федеральным законом, то для руководителя образовательной организации должно быть очевидным, что он имеет полное право выделять денежные средства на расходы, связанные с ведением сайта, из общего объёма субсидии, которая выдаётся организации на реализацию государственного (муниципального) задания, если иное не предусмотрено учредителем (например, представляется целевая субсидия и т. д.). Поэтому данные расходы не могут считаться нецелевым расходованием бюджетных средств.

В упомянутой ст.28 (ч.7) обозначена ответственность ОО, которая предусмотрена, если обозначенные компетенции, права и обязанности не выполняются: «образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях». Какова же эта ответственность?

Нарушение прав и свобод

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 5.57 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

К академическим правам обучающихся, в том числе предоставляемым посредством реализации принципа информационной открытости образовательной организации, относятся:

  • выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и обучения после основного общего образования или после достижения 18 лет;
  • ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации (п. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»).

Нарушение правил оказания платных образовательных услуг

В соответствии с п. 1 ст. 19.30 КоАП РФ нарушение требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Рособрнадзор неоднократно указывал на то, что наиболее распространенными нарушениями в сфере информирования заказчиков при предоставлении платных образовательных услуг являются отсутствие и (или) размещение не в полном объёме информации о платных образовательных услугах на официальных сайтах образовательных организаций (письмо Рособрнадзора от 10.09.2013 N 01-50-377/11–555).

Читайте так же:  Шумозащитные экраны на автомобильных дорогах нормы проектирования в 2020 году

Нарушение права потребителя на получение информации

В соответствии с п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.

Внимательно ознакомьтесь с требованиями, которые зафиксированы в Постановлении Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». В пункте 16 Правил указано, что «за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации».

Таким образом, кроме рассмотренной выше административной ответственности, речь может идти о гражданско-правовой ответственности, установленной Гражданским кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей». В частности, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен — в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар (работу, услугу) суммы и возмещения других убытков.

Нарушения лицензионных требований

  • на должностных лиц — в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Обратите внимание, что пп. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено назначение лицензиату наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном ст. 3.12 КоАП РФ.

Невыполнение требований приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации». Данным приказом установлены определённые требования к структуре официального сайта образовательной организации, а также к формату представления информации на нём. Какая ответственность может наступить, если эти требования проигнорировать? Поскольку данные требования предъявляются именно к структуре сайта, а также к формату размещаемой информации, то невыполнение данных требований не может повлечь административную ответственность для должностных и юридических лиц (нарушение данных требований не подпадает под действие КоАП). Но никто не отменял дисциплинарную ответственность за невыполнение требований федерального законодательства. Таким образом, руководитель организации должен понимать, что за невыполнение требований приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 к нему может быть применена дисциплинарная, но не административная ответственность. Данный вывод подтверждает и судебная практика.

В большинстве случае образовательную организацию привлекают к административной ответственности по совокупности нарушения требований ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 № 582, т. е. если образовательную организацию и привлекают к административной ответственности за нарушение требований к ведению официального сайта, то в первую очередь указывается на отсутствие необходимой информации и только потом указываются замечания по структуре сайта и формату размещаемой информации.

Кто уполномочен проверять официальный сайт образовательной организации?

В первую очередь самым главным контролёром здесь выступают органы контроля сферы образования — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор); в субъектах РФ — территориальные управления по надзору. Нужно понимать, что специалисты данной службы проверяют официальные сайты исключительно с целью контроля исполнения требований федерального законодательства в сфере образования. Но не надо думать, что никто более проверять официальный сайт ОО не имеет права. Рассмотрим частные примеры.

Руководитель образовательной организации и ответственные за ведение официального сайта должны знать, что в Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения (июль 2016 г., вступили в силу с 1 января 2017 г.), которые существенно расширили полномочия проверяющих, а именно:

ст. 8.3. «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями», в которой указано, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации. Что это может означать?

Пример 2. Предоставление информации потребителям образовательных услуг, в том числе платных образовательных услуг. Роспотребнадзор является контролирующим органом и защищает права потребителей в соответствии с нормами Федерального закона от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей». Как выше отмечалось информация о платных образовательных услугах должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации. Если Заказчик таких услуг обратится с жалобой в Роспотребнадзор, то специалисты Роспотребнадзора в первую очередь изучают информацию о предоставляемых услугах на официальном сайте ОО. Если будет установлен факт отсутствия необходимой информации (или её недостоверность), то это будет признано нарушением прав потребителей, что автоматически даёт Роспотребнадзору право инициировать внеплановую проверку юридического лица (пп. «в» ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008).

Таких примеров можно привести достаточное количество. Не стоит забывать о том, что федеральным законодательством по разным вопросам (в части охраны труда, персональных данных и т. д.) предусматривается размещение необходимых документов на официальном сайте образовательной организации, отсутствие которых — повод для принятия мер воздействия на юридическое и (или) должностное лицо. О перечне обязательных документов было рассказано в публикации от 01.10.2017.

Не стоит забывать, что соблюдение требований законодательства входит в сферу полномочий прокурорского надзора.

В заключении отметим, что на сегодняшний день руководитель образовательной организации обязан держать на личном контроле вопрос функционирования официального сайта, т. к. меры наказания, которые могут последовать за нарушение требований федерального законодательства в части информационной открытости ОО, высоки.

Читайте так же:  Последствия ненадлежащего исполнения договора купли продажи в 2020 году

Новости образования в 2020 году

В 2019-2020 году систему обучения в России ждет ряд изменений. Помимо того, что продолжают воплощаться в жизнь проекты по развитию образования, принятые еще в 2016 году, разрабатываются и новые образовательные стандарты. Власти готовят законопроекты, призванные решить насущные проблемы. Среди всех новостей, можно выделить несколько главных, которые относятся к дошкольникам и школьникам.

Дошкольное образование в 2020 году

Для родителей дошкольников есть хорошая новость – благодаря реализации нацпроектов за последний год доступность образования для детей 3-6 лет повысилась до 99%. В то же время, остаются регионы, в которых эти показатели остаются на уровне 60-90%, например, в Крыму и Бурятии. Поэтому в 2020 стоит задача решить эту проблему. Будут строить новые садики, проводить ремонты в старых, закупать оборудование.

Ситуация с нехваткой мест в старших группах понемногу улучшается, но в яслях остается довольно большой дефицит. Госучреждения не могут принять около 30% детишек от 1,5 до 3 лет. В связи с этим в Минпросвещения предлагают утвердить проект по выделению субсидий на создание бесплатных ясельных групп в частных садах. Сейчас формируются списки организаций и индивидуальных предпринимателей из разных регионов РФ, которые смогут предоставить такие места.

Также 21.05 в Госдуму был внесен законопроект о денежной компенсации для детей 1-3 лет, которым не хватает места в садике. В случае принятия закона, один из родителей таких малышей сможет получать соцпомощь в размере не меньше размера прожиточного минимума для несовершеннолетнего. Это должно хотя бы частично компенсировать убытки, которые несут мамы/папы, вынужденные сидеть дома, чтобы осуществлять присмотр за своим чадом. Пока что законопроект находится на стадии рассмотрения, поэтому если его и примут, то не раньше, чем в 2020.

Улучшения должны произойти непосредственно в методиках обучения и воспитания малышей. По инициативе Министерства просвещения организовано исследование в сфере дошкольного образования, которое будут проводить 2 института РАО. По результатам этих исследований будут сформированы новые методические наработки для воспитателей на 2019-2020 год.

Школа в 2019-2020 году

Начиная с 2011 года школы начали работать по новым стандартам обучения ФГОС. За последние годы удалось оценить эту систему и выявить ее недостатки. На основании этих исследований недавно был разработан обновленный ФГОС, который, к тому же, выставили на общественную доработку.

С 28 марта по 28 апреля нынешнего года документы с образовательными стандартами были опубликованы на сайте preobra.ru, чтобы желающие могли предложить свои доработки и предложения по усовершенствованию программы. В результате было собрано свыше 7 тыс. рекомендаций от специалистов со всей России. Их должны будут рассмотреть в специальной комиссии, после чего будет обнародован окончательный вариант ФГОС, по которому школьники будут учиться в следующем учебному году.

На данный момент одной из основных проблем российских школ является слишком большая нагрузка. По оценкам экспертов, дети тратят на обучение около 47 часов в неделю (сюда входят непосредственно уроки, подготовка домашнего задания, репетиторство и внешкольные секции). Это очень много, учитывая, что взрослые работают по 40 часов.

Сейчас в нормативах указано, что на выполнение домашних заданий по всем предметам у младшеклассников должно уходить не больше 1,5-2 часа, а в первом классе их вообще быть не должно. Но эти нормы соблюдать не получается, так как они не сопоставимы с объемом учебного материала. В связи с этим соответствующим организациям было поручено пересмотреть новые ФГОС, чтобы установить соответствие нагрузок с возможностями детей разного возраста, и установить новые стандарты.

Какие еще есть новости о школьном образовании в 2020 году:

  • ОГЭ для девятиклассников будет проходить в обновленном формате, по ФГОС. Экзамены будут в большей степени оценивать навыки ребенка, то есть его способность применить полученные знания на практике. Количество обязательных экзаменов остается то же, а вот дополнительных может стать больше – 4.
  • Список обязательных экзаменов ЕГЭ тоже собираются расширить. К математике и русскому хотят прибавить историю, хотя соответствующий закон еще не составлен.
  • Должны начать свою работу первые опорные школы РАН, целью которых является выявление талантливых ребят и подготовка специалистов в области науки и высоких технологий. В настоящее время отобрано 101 школа в 32 регионах.
  • Проект по ранней профориентации учеников «Билет в будущее» в 2020 году планируют распространить по всем регионам РФ. Его запустили в 2018 для того, чтобы помочь детям понять с раннего возраста, кем они хотят стать и что для этого нужно. Проект оказался удачным – опросы показывают, что выпускники стали более осознано подходить к выбору карьеры.
  • В соответствии с федеральной программой развития образования на 2019-2020 год, учителя пройдут курсы повышения квалификации. Помимо должности учитель появится должность «старший учитель» и «ведущий учитель», у каждого из которых будут свои определенные обязанности.

В ближайший год возможно появление нового вида социальной поддержки, которая будет направлена на помощь в подготовке к школе семьям с низкими доходами (в эту помощь входит, например, закупка необходимых принадлежностей).

Школьные столовые

В 2020 можно ожидать некоторые изменения в сфере питания:

  • Во-первых, Путин отметил, что нужно расширить группу школьников, которые бесплатно кушают в столовых. Но до того, как реализовывать данный проект, власти каждого региона должны провести подсчеты, чтобы выяснить, какое количество детей реально включить в эту группу, а также сколько на это потребуется средств.
  • Во-вторых, контроль за сферой питания школьников собираются перевести на губернаторский уровень. Сейчас его контролируют сами школы.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также готовятся реформы, направленные на улучшение качества питания. По данным исследования, которое проводилось в 2017-2018 гг., двухразовыми обедами обеспечены только 65% школьников. Помимо низкого охвата горячим питанием, есть проблемы в отсутствии единой программы – в некоторых столовых меню чересчур однообразное, нет нормативов по приготовлению блюд для учеников с особыми потребностями (аллергиков, диабетиков и т.д.). Качество продуктов, как показали последние события, тоже оставляет желать лучшего.

Для решения насущных проблем Минпросвещения объявило конкурс на создание единой модели питания учеников. Подача заявок продолжится до 29 мая, после чего будет выбран лучший вариант, который и ляжет в основу новой системы питания.

Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here