Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Участие педагога в допросе несовершеннолетнего

Вместе с тем, порядок привлечения педагога, его полномочия, обязанности, права, роль в производстве следственных действий, в законе достаточно не раскрыты, (лишь скупо упомянуты отдельные права, в т.ч. право задавать свои вопросы после следователя, оставляя последнему право эти вопросы отвести по своему усмотрению), что и позволяет следователям трактовать упомянутую норму закона весьма произвольно.

Если же вести речь о самих педагогах и психологах, то и они воспринимают свои обязанности или как тягостную формальность, но в большинстве своем склонны помогать следователю, устанавливая контакт с ребенком, а то и вовсе учиняют совместный с следователем перекрестный допрос. Иногда — занимают подчеркнуто отстраненное, равноудаленное и от защитника-адвоката, и от следователя, и от ребенка, положение, что для работы защитника и для интересов подозреваемого несовершеннолетнего представляется наименьшим злом. Бывают, наконец, педагоги, которые бросаются защищать, выгораживать ребенка, помогать ему в возникшей трудной ситуации, смягчить возможные последствия для него. Безусловно, такой вариант, особенно при согласованности действий с адвокатом, представляется наиболее продуктивным для защиты, однако, справедливости ради следует сказать, что и педагоги, избирающие данную тактику, являются редким исключением из перечисленных правил.

Представляется однако, что ни одна из перечисленных тактик поведения педагога не может считаться единственно верной.

Следует также сказать, что поднятая проблема имеет не только сугубо практическое и методологическое значение (как особенности оказания правовой помощи несовершеннолетним), но в последнее время приобрела еще и отчетливое публицистическое звучания в свете крайне эмоциональной реакции современного российского общества на неизбежное внедрение т.н. «ювенальной юстиции» и «ювенального правосудия», также понимаемых обществом весьма расплывчато, что и провоцирует участников этих дискуссий на крайне резкие мнения.

Попробуем разобраться, для чего в уголовном процессе участвует педагог/психолог.

Заметим вначале, что участие педагога в производстве следственных действий не является новацией современного права, и было предусмотрено еще советским законодательством — правда, оговаривалось, что приглашение такого специалиста зависит от усмотрения следователя или прокурора, или же ходатайства адвоката. Участие педагога было возможно при допросе обвиняемого и старше шестнадцати лет, если он был признан умственно отсталым. педагог допрос несовершеннолетний адвокат

Полагаем, что педагог/психолог обязан отражать в протоколе допроса эмоциональное состояние ребенка и вправе требовать прекращения допроса в том случае, если усматривает малейшую угрозу для ребенка, его здоровья, психики, эмоционального состояния, делать соответствующие заявления и дополнения к протоколу.

Хотелось бы отметить, что перечисленным действиям педагога/психолога должен активно способствовать адвокат, если робость и неискушенность педагога препятствуют ему в полной мере реализовать свои полномочия.

Подведем краткие итоги поднятых проблем.

Роль педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого выходит далеко за рамки оказания помощи следователю и должно являться дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов ребенка, ограждения его от возможного отрицательного влияния на психику.

Описанные различные точки зрения на проблематику показывают существенные различия подходов к пониманию целей и задач педагога/психолога, участвующих в допросе, и накладывают дополнительную ответственность на профессионального защитника — адвоката, обязывая его искать такие подходы к всем участникам следственного действия, которые бы, не умаляя важности добычи достоверных показаний для следователя, в полной мере обеспечили бы соблюдение прав ребенка, способствовали созданию непринужденной обстановки на допросе, исключающей возможное отрицательное воздействие на детскую психику, поддерживали соответствующее эмоциональое состояния ребенка, и т.д. Это весьма непростая задача, учитывая то обстоятельство, что участники допроса являются процессуальными противниками, преследующими совершенно разные цели.

Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего в 2020 году

Укажите принципы, действующие в уголовном процессе в отношении несовершеннолетних. Ответ за­пи­ши­те цифрами без пробелов.

1) Не­со­вер­шен­но­лет­ние в обя­за­тель­ном порядке долж­ны быть осво­бож­де­ны под под­пис­ку о невыезде

2) Время за­дер­жа­ния по об­ви­не­нию в пре­ступ­ле­нии не может пре­вы­шать 48 часов

3) До­прос несовершеннолетних нель­зя проводить в при­сут­ствии их родителей

4) До­прос потерпевшего до 14 лет про­из­во­дит­ся с обя­за­тель­ным участием педагога

5) Не­со­вер­шен­но­лет­них граждан нель­зя подвергать задержанию

6) До­прос несовершеннолетнего нель­зя проводить в ноч­ное время, за исключением случаев не терпящих отлагательства.

1) Не­со­вер­шен­но­лет­ние в обя­за­тель­ном порядке долж­ны быть осво­бож­де­ны под под­пис­ку о невыезде — нет, неверно.

2) Время за­дер­жа­ния по об­ви­не­нию в пре­ступ­ле­нии не может пре­вы­шать 48 часов — да, верно.

3) До­прос несовершеннолетних нель­зя проводить в при­сут­ствии их родителей — нет, неверно.

4) До­прос потерпевшего до 14 лет про­из­во­дит­ся с обя­за­тель­ным участием педагога — да, верно.

5) Не­со­вер­шен­но­лет­них граждан нель­зя подвергать задержанию — нет, неверно.

6) До­прос несовершеннолетнего нель­зя проводить в ноч­ное время, за исключением случаев не терпящих отлагательства. — да, верно.

Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего в 2020 году

Ука­жи­те прин­ци­пы, дей­ству­ю­щие в уго­лов­ном про­цес­се в от­но­ше­нии не­со­вер­шен­но­лет­них. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми без про­бе­лов.

1) Не­со­вер­шен­но­лет­ние в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­ны быть осво­бож­де­ны под под­пис­ку о не­вы­ез­де

2) Время за­дер­жа­ния по об­ви­не­нию в пре­ступ­ле­нии не может пре­вы­шать 48 часов

3) До­прос не­со­вер­шен­но­лет­них нель­зя про­во­дить в при­сут­ствии их ро­ди­те­лей

4) До­прос по­тер­пев­ше­го до 14 лет про­из­во­дит­ся с обя­за­тель­ным уча­сти­ем пе­да­го­га

5) Не­со­вер­шен­но­лет­них граж­дан нель­зя под­вер­гать за­дер­жа­нию

6) До­прос не­со­вер­шен­но­лет­не­го нель­зя про­во­дить в ноч­ное время, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев не тер­пя­щих от­ла­га­тель­ства.

1) Не­со­вер­шен­но­лет­ние в обя­за­тель­ном порядке долж­ны быть осво­бож­де­ны под под­пис­ку о невыезде — нет, неверно.

2) Время за­дер­жа­ния по об­ви­не­нию в пре­ступ­ле­нии не может пре­вы­шать 48 часов — да, верно.

3) До­прос несовершеннолетних нель­зя проводить в при­сут­ствии их родителей — нет, неверно.

4) До­прос потерпевшего до 14 лет про­из­во­дит­ся с обя­за­тель­ным участием педагога — да, верно.

5) Не­со­вер­шен­но­лет­них граждан нель­зя подвергать задержанию — нет, неверно.

6) До­прос несовершеннолетнего нель­зя проводить в ноч­ное время, за исключением случаев не терпящих отлагательства. — да, верно.

Могут ли допрашивать подростка без родителей?

Следователь пришел в школу, при учителе разговаривал с моим 15-летним сыном как со свидетелем по уголовному делу, все его слова записал. Должны ли были учителя позвонить родителям? Я против таких разговоров!

Елена Никифоровна, Минск

Да, такой допрос возможен. Уча ст ие родителей или других законных представителей несовершеннолетнего свидетеля при его допросе не обязательно (ст. 221 УПК ). А вот участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14-ти лет обязательно, а с 14-ти до 16-ти лет — по усмотрению следователя.

Читайте так же:  Признание договора займа недействительным по безденежности в 2020 году

Свидетели в возрасте до 16-ти лет не предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Следователь также обязан разъяснить свидетелю его право отказа от дачи показаний, уличающих в совершении преступления его самого, членов семьи и близких родственников, а также другие процессуальные права и обязанности, предусмотренные УПК.

Правда Ли Что Допрос Потерпевшего До 14 Лет Производится С Обязательным Участием Педагогов

Статья 191 УПК РФ

1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего

5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

Моя дочь с подругой стали свидетелями драки. Когда на место драки прибыла милиция, они их допросили и записали в качестве свидетелей. Через несколько дней им позвонили из милиции и попросили прийти в участок, чтобы подтвердить показания. Ее подруга ходила со своей матерью. С ними мило и приятно разговаривали. Моя дочь, ей 13 лет, ничего мне не сказала и пошла сама с той подругой, которую перед этим допрашивали с ее мамой. С моей дочкой разговаривали уже совсем по-другому, грубо, высокомерно. Это я не сама придумала, а пересказываю со слов дочери. Ее подружка имела, что сравнивать и подтвердила ее слова, о том, что с моей дочкой разговаривали совсем по-другому. У меня вопрос, имела ли вообще милиция право допрашивать мою дочь без моего присутствия или присутствия отца?

Могут ли производить допрос не совершеннолетнего без участия педагога и законного опекуна

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

при участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.

Особенности допроса несовершеннолетнего

По приговору Сахалинского областного суда с участием присяжных заседателей Г., У. и К. были осуждены за убийство двух лиц, совершенное группой лиц, из хулиганских побуждений. Кроме того, К. осужден за кражу и покушение на кражу, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение, хранилище.

Допрос несовершеннолетнего следует проводить как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что несовершеннолетний быстро забывает старые воспоминания, под влиянием новых впечатлений, тем более, если интересующее событие не имеет для него резкого эмоционального значения.

Статья 191 УПК РФ

15. В ч. 2 коммент. ст. закреплено по крайней мере две обязанности следователя (дознавателя и др.). Во-первых, разъяснить не достигшему 16 лет свидетелю (потерпевшему) его права, предусмотренные ст. 56 или ст. 42 УПК. Во-вторых, обратить его внимание на необходимость говорить правду. После реализации данного правила в протоколе допроса делается отметка о разъяснении свидетелю (потерпевшему) прав, предусмотренных вышеуказанными статьями. В протоколе допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) следует также отражать факт разъяснения допрашиваемому прав, предусмотренных коммент. ст., а также правил ст. 51 Конституции РФ.

О психолого-криминалистических особенностях допроса несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) см. подробнее: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 395 — 396; и др.

Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в возрасте до 14 лет обязательно, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет производится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК РФ). Потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи . показаний и за дачу заведомо ложных показаний, поскольку такие’ лица не являются субъектами преступлений, предусмотренных статьями 307, 308 УК РФ. Потерпевшим и свидетелям, не достигшим возраста 16 лет, разъясняется необходимость говорить правду.

Несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые, не дос-‘ тйгшие возраста 16 дет либо страдающие психическими расстрой-1 ствами или отстающие в психическом развитии, допрашиваются! при обязательном участии в допросе педагога или психолога! (ст. 425 УПК РФ). Вызов несовершеннолетних подозреваемых и 1 обвиняемых на допрос производится через их законных предста-| вителей или администрацию специализированных учреждений! для несовершеннолетних (ст. 424 УПК РФ). В допросе несовер- • шеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе принимать] участие его законный представитель.

Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего

По общему правилу, установленному ст. 187 УПК РФ, допрос лиц, в том числе и несовершеннолетних потерпевших, должен производиться по месту производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя в месте их нахождения.

  • когда несовершеннолетний потерпевший не имеет ни законного представителя, ни других представителей, т.е. близких родственников или иных лиц, которые готовы выполнять функцию представителя потерпевшего в судебном процессе;
  • когда несовершеннолетний потерпевший хотя и имеет законного представителя, но участие в деле последнего нецелесообразно (например, если он привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого), и при этом потерпевший не имеет других представителей.
Читайте так же:  Как откосить от армии по здоровью

См.: Калиновский К.Б. Указ. соч. С. 485; Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004. С. 483.

36) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме. В случае если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются совершенного в отношении него преступления (п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК РФ);

Правда Ли Что Допрос Потерпевшего До 14 Лет Производится С Обязательным Участием Педагогов

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля

Помимо педагога, при допросе несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля вправе присутствовать его законный представитель. При этом законодатель не проводит возрастную градацию, в силу чего законный представитель имеет право присутствовать при допросе лица, не достигшего возраста 18 лет. Присутствие законного представителя не является обязательным, предусматривается как право последнего.

Нужно принять во внимание, что лица, достигшие 16-летнего возраста, несут ответственность за дачу ложных показаний; лица, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их прав и обязанностей, предусмотренных ст. 42 и 56 КоАП РФ настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду. При этом следователю, педагогу, законному представителю следует разъяснить несовершеннолетнему, насколько важна информация, которую предполагается получить в ходе допроса, и в какой мере она может повлиять на ход расследования.

Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего

Российский законодатель обозначил, пожалуй, все возможные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, выделив в отдельную главу УПК РФ положения, касающиеся производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (речь идет о главе 50 УПК РФ), но тем не менее искусственно сократил гарантии прав потерпевших, не достигших возраста 18 лет.

По нашему мнению, участие адвоката-представителя несовершеннолетнего потерпевшего при производстве допроса потерпевшего наиболее полно способствовало бы гарантированному ст.51 Конституции РФ доступу потерпевшего к правосудию, соблюдению порядка производства допроса, особенно в случаях:

Особенности допроса несовершеннолетних (обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших)

Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Правила допроса несовершеннолетних

Проблематичность его осуществления обусловлена не только строгими, жестко регламентированными нормами законодательства о допросе несовершеннолетнего, отступление от которых может привести к обжалованию следственных документов или приговоров суда.

Все вышеперечисленные особенности развития несовершеннолетних в совокупности или каждая по отдельности способны напрямую влиять на достоверность и правильность показаний, данных несовершеннолетним свидетелем или потерпевшим.

Порядок допроса потерпевшего свидетеля

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность сосредоточивать долгое время внимание на одном объекте, законодатель устанавливает сроки для проведения допроса несовершеннолетних. Допрос несовершеннолетних не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день.

Во-вторых, потерпевший является в большинстве случаев лицом, заинтересованном в исходе дела. Отсюда показания потерпевшего могут быть тенденциозными и необъективными. Однако заинтересованность потерпевшего в исходе дела сама по себе должна рассматриваться как обстоятельство, дающее основание отвергать его показания, ставить под сомнение правильность показаний потерпевшего. Формальный подход к оценке показаний потерпевшего недопустим.

Допрос несовершеннолетнего — на что обратить внимание?

Содержание:

Вызвать на допрос несовершеннолетнего до 16 лет можно через родителей или образовательное учреждение. Оповещение о допросе может поступить в виде повестки или по телефону. В повестке будет отображено два имени: ребенка и взрослого.

Если вы считаете, что вашему ребенку может что-то угрожать, обязательно отправьте с ним на допрос квалифицированного защитника — адвоката по делам несовершеннолетних.

Нет времени читать статью?

Как проходит допрос

Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:

  1. Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
  2. Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
  3. Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.

В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.

Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа. Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки. Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф с изменениями

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:

  1. Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
  2. Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.

Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.

Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.

Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

Видео (кликните для воспроизведения).

УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.

Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.

Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.

Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть подсудимый будет временно удален из зала.

После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Если подросток подозревается в преступлении, то правила допроса регулирует УПК РФ, Статья 425. Несмотря на статус подростка в уголовном деле, работа должна проходить в мягкой форме. Допрос проводится в присутствии защиты — адвоката. Он имеет право задавать вопросы, вносить правки в протокол.

В работе с несовершеннолетними до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. И после 16 лет при наличии психических заболеваний или задержки психического развития — тоже.

Кроме того, педагог может задавать вопросы. Особенно важно, если обвиняемый стесняется или не желает давать показания следователю.

Педагог, который знаком ребенку, может быстро наладить контакт и положительно повлиять на беседу. После он имеет право ознакомиться с протоколом, делать письменные замечания.

Есть ограничения и по времени. Максимальный лимит в день — 4 часа. При этом через два часа должна быть сделана пауза.

Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

(«Эксперт-криминалист», 2011, N 3)

Информация о публикации

Лифанова М.В. Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Эксперт-криминалист. 2011.

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО

Lifanova M.V. Participation of teacher and psychologist in interrogation of minor.

Лифанова М.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Института права БашГУ.

Проанализированы вопросы теории и практики участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, рассмотрены его процессуальный статус и функции.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, тактика допроса, подозреваемый, обвиняемый, педагог-психолог.

Theoretical and practical issues of a teacher-psychologist participation during the interrogation of a suspected or accused in the paper. His procedural status and functions are viewed.

Key words: juvenile delinquency, interrogation tactics, accused, teacher-psychologist.

Расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних невозможно без использования специальных знаний в области детской, подростковой и юношеской психологии и педагогики. Несовершеннолетние, совершившие преступление, отличаются от взрослых по основным интеллектуальным и волевым характеристикам. Интеллект несовершеннолетних определяется отсутствием жизненного опыта, суженным кругозором, недостаточностью теоретических знаний и практических навыков. Для лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 17 лет, характерны тревожность, агрессивность, низкий уровень самоконтроля, зависимость от группы, высокий уровень напряженности, черствость по отношению к окружающим, экспрессивность поведения, склонность к риску, подозрительность и завистливость.

Представляется, что в силу возраста несовершеннолетние в большей мере, чем взрослые, склонны к эмоциональному восприятию окружающего мира, тогда как логический анализ сложившейся ситуации может осуществляться ими не в полной мере.

В целях успешного решения профессиональных задач следователь должен выявить, проанализировать и использовать личностные особенности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Так, с учетом характеристик личности можно прогнозировать отношение подозреваемого, обвиняемого к совершенному преступлению и возможному уголовному наказанию. Следовательно, можно предположить, какую защитную тактику изберет несовершеннолетний и своевременно спланировать приемы, способы и методы преодоления противодействия расследованию. С другой стороны, диагностика личности несовершеннолетнего допрашиваемого позволяет определить соответствующие ей тактические приемы, то есть такие способы воздействия на личность несовершеннолетнего, которые будут эффективны в данном индивидуальном случае. Нередко на основе знаний о личности несовершеннолетнего преступника можно сделать предположения о мотивах, целях, причинах и условиях совершенного преступления.

Иными словами, знание личностных особенностей подозреваемого, обвиняемого может быть положено в основу выдвижения версий о совершенном преступлении. И наконец, знание личностных характеристик лежит в основе установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым.

Именно поэтому участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, педагога или психолога обязательно.

В процессуальной и криминалистической науке не существует единой точки зрения по вопросу о процессуальном статусе педагога или психолога.

Отдельные авторы полагают, что и педагог, и психолог выполняют процессуальную функцию специалиста, поскольку обладают специальными знаниями в области возрастной психологии и педагогики и содействуют в производстве следственных действий . Так, Е.В. Стрельцова отмечает, что не возникает сомнений, что педагог и психолог являются носителями специальных знаний, и они привлекаются к допросу в качестве специалистов . Поддерживая эту точку зрения, С.В.

Матвеев полагает, что педагог — это специалист, а не какой-либо иной участник процесса, поскольку перед началом допроса ему разъясняются именно права и обязанности, предусмотренные ст. 58 УПК РФ . О.Ю.

Читайте так же:  Правила добровольного страхования строений 167 росгосстрах в 2020 году

Скичко предлагает произвести замену в УПК РФ термина «педагог» на термин «специалист в области возрастной или педагогической психологии» и закрепить его участие, как обязательное, так и факультативное, во всех следственных действиях с участием несовершеннолетних .

См.: Власенко В.Г. Взаимодействие следователя и специалистов при расследовании преступлений // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Сб. науч. статей / Под ред. В.В. Козлова. Саратов, 1998.

С. 58; Ложкин С.Б. Процессуальный порядок досудебного производства по уголовным делам о насильственных действиях сексуального характера с участием несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2004.

С. 8; Харчиков А.В. Проблемы изучения и оценки показаний несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1996.

См.: Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

См.: Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 7.

См.: Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2006.

Другая группа авторов придерживается прямо противоположной точки зрения, полагая, что педагог или психолог являются самостоятельными участниками уголовного процесса, наряду со специалистом в области подростковой и юношеской психологии. Так, по мнению И.А. Макаренко, участвующего в допросе педагога, знающего несовершеннолетнего и пользующегося у него авторитетом, следует признать самостоятельной процессуальной фигурой, поскольку он, будучи заинтересован в исходе расследуемого дела, «не вписывается» в статус специалиста .

См.: Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: Автореф. дис. … доктора юрид. наук. Саратов, 2006. С. 9.

Действительно, и педагог, и психолог являются носителями специальных знаний — они обладают познаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии. Однако, по нашему мнению, их процессуальный статус отличен от процессуального статуса специалиста.

В соответствии со ст. 58 УПК РФ, специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для решения строго определенных задач. Специалист содействует следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, оказывает помощь в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, консультирует следователя для постановки вопросов эксперту, разъясняет сторонам и суду вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию.

Представляется, что педагог или психолог, участвуя в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не содействуют следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов и не оказывают ему помощи в применении технических средств, хотя иные упомянутые функции специалиста могут ими выполняться. Так, педагог или психолог могут консультировать следователя, помогая ему сформулировать вопросы эксперту, если, к примеру, назначается психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза в отношении конкретного несовершеннолетнего. Также педагог или психолог способны ответить на вопросы следователя и суда, связанные с педагогикой или возрастной юношеской психологией.

Но их функции не ограничиваются изложенным. Как правило, педагог или психолог приглашаются для решения совсем иных задач.

По нашему мнению, педагог или психолог в рамках допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого выполняют две функции: оказывают содействие следователю и защищают законные права и интересы несовершеннолетнего. В рамках функции оказания помощи уголовному судопроизводству основными задачами педагога или психолога, как нам представляется, являются следующие.

  1. Педагог или психолог могут помочь следователю при оценке результатов допроса.

В рамках функции по защите законных прав и интересов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог способствуют ограждению несовершеннолетнего от нежелательного воздействия со стороны следователя (неверный тон, непродуманная формулировка вопросов и пр.). Целью при этом является охрана психического здоровья несовершеннолетнего от травмирующего воздействия необычной для него ситуации . Соответственно, педагог или психолог выполняют в определенном смысле «правозащитную функцию» .

В этом случае, как мы видим, педагог и психолог выполняют функции, не упомянутые в ст. 58 УПК РФ, то есть не свойственные специалисту. Следовательно, несмотря на общий признак — наличие специальных знаний как у специалиста, так и у педагога или психолога, последние в процессуальном смысле специалистами не являются.

См.: Курмаева Н.А. Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2010.

См.: Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.

С. 139; Шейфер С.А. Следственные действия. М., 1981.

Различие проявляется также в круге процессуальных прав, предоставленных специалисту, педагогу или психологу. Анализ ст. ст. 58, 425 УПК РФ позволяет прийти к выводу, что процессуальные права педагога или психолога несколько уже, чем права специалиста. В частности, в ст. 425 УПК РФ не упоминается право педагога или психолога приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, суда.

Кроме того, не предусмотрен отвод педагога или психолога, тогда как отвод специалиста возможен (ст. ст. 70, 71 УПК РФ).

И наконец, следует отметить, что педагог или психолог — это процессуальная фигура, участвующая в ходе лишь одного следственного действия — допроса. При этом круг следственных действий, в которых может участвовать специалист, не ограничен. Представляется, однако, что участие педагога или психолога в иных следственных действиях было бы весьма рациональным и разумным.

В первую очередь участие педагога или психолога было бы оправданным в рамках очной ставки, проверки показаний на месте и предъявления для опознания, поскольку указанные следственные действия в процессуальном и тактическом смыслах являются более сложными, нежели допрос.

​​Допрос несовершеннолетнего

Следователю при проведении допроса, кроме знаний криминалистики, необходимо учитывать психологию. Это особенно важно, если допрашивается несовершеннолетний. От построенного алгоритма беседы, знание привычек и условий жизни ребенка зависит успех в получении необходимой информации. Рассмотрим особенности проведения допроса несовершеннолетних с учетом правил и требований, предъявляемых законодательством.

Получение вызова

Учитывая возраст вызываемого на допрос, не разрешается вручать повестку с вызовом непосредственно несовершеннолетнему. Закон обязывает вручать вызов родителям, законным представителям или руководству заведения, где ребенок содержится на воспитании.

Если повестку получает законный представитель, ему необходимо сообщить, как зовут ребенка. В отдельных ситуациях нецелесообразно сообщать о вызове одному из родителей, если речь идет о нарушении прав детей или жестоком обращении с ними. В этом случае вместо отца повестку может получить бабушка или дедушка.

При аресте несовершеннолетнего, подозреваемого в преступном деянии, адресат вызова — начальник следственного изолятора, где находится задержанный. Мать или отец ребенка уведомляется дополнительно, с указанием даты и времени проведения собеседования.

Читайте так же:  Профстандарт электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию в 2020 году

Правила допроса несовершеннолетнего

Несовершеннолетние вызываются для допроса в исключительных ситуациях, особенно если речь идет о подростке, не достигшем четырнадцатилетнего возраста. Такие следственные действия применяются, только если без показаний ребенка невозможно обойтись, и они очень важны для выяснения деталей дела.

Ограничения, установленные законодательством, объясняются рекомендациями психологов в отношении несовершеннолетних. Для этой категории допрашиваемых характерно:

  • сильное волнение, затрудняющее общение со следователем;
  • повышенная эмоциональная возбудимость, влияющая на объективность показаний;
  • большая внушаемость, вследствие чего свидетель, подверженный влиянию следователя, предоставляет недостоверную информацию;
  • недостаточная опытность и малый объем знаний;
  • желание выглядеть лучше в коллективе и другие качества, влияющие на полученные в ходе допроса сведения.

Место проведения

Дознавательные мероприятия разрешается проводить в месте, где проводится предварительное следствие, или проживает свидетель. Беседа пройдет плодотворнее, если ребенок будет опрошен в привычной обстановке — в школьном классе или собственной комнате дома. Подросток не почувствует себя скованно, что скажется на полученной в ходе разговора информации.

Допускается направлять вызов несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в кабинет следователя. Таким способом подчеркивается важность предоставления правдивых сведений, что обеспечивает достижение необходимого эмоционального настроя допрашиваемого.

Продолжительность допроса

Закон не устанавливает минимальный возрастной предел, при наступлении которого разрешается проводить допрос несовершеннолетнего в качестве свидетеля. Следователь должен самостоятельно оценивать целесообразность учета показаний несовершеннолетнего, исходя из обстоятельств происшествия.

Законодательно установлены следующие ограничения на проведение следственных действий в отношении подростков, в зависимости от их возраста:

  • не исполнилось семи лет — не более получаса непрерывной беседы;
  • от семи до четырнадцати — непрерывно, в течение часа при общем лимите в пределах двух часов в день;
  • четырнадцать — шестнадцать — вдвое дольше, чем для предыдущей категории (соответственно, два и четыре часа).

Учитывая впечатлительность указанной категории свидетелей, важно их допросить, пока обстоятельства происшествия не стерлись из памяти или не исказились под субъективным восприятием.

Кто вправе присутствовать?

Собеседование проводится в присутствии:

  • законных представителей подростка — родителей, опекунов или попечителей, представителей администрации детского дома и пр.;
  • педагога или психолога, обязательных при допросе детей младше четырнадцати. Для более старших подростков этот вопрос отводится на усмотрение следователя.

При определении необходимости присутствия других лиц учитывается совокупное воздействие следующих факторов:

  • подозрения, что родители станут воздействовать на ребенка с целью озвучивания выгодной для них версии событий, искажающей реальную картину;
  • при расследовании преступления, связанного с половым насилием над ребенком, последний может стесняться рассказывать об обстоятельствах дела при родителях;
  • если подозрение о жестокости в отношении к подростку или преступлении сексуального характера падает на одного из родителей.

В таких случаях присутствие родителей на допросе нежелательно.

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

Законодательно разрешено в ходе судебного заседания опираться на материалы, полученные в результате следственных действий с привлечением подростков, без повторного опроса. Согласно нормам УПК, в процессе слушания дела могут оглашаться показания несовершеннолетних свидетелей или демонстрироваться видеозапись допроса, выполненная при проведении следственных действий, без проведения дополнительного собеседования.

Если судья беседует с ребенком, ему необходимо соблюдать деликатность, оценивая эмоциональное состояние опрашиваемого. Нередко присутствие большого количества людей при судебном разбирательстве неблагоприятно влияет на ребенка.

Допрос несовершеннолетнего в качестве свидетеля или потерпевшего отличается следующими особенностями:

  • наличие педагога обязательно, если ребенку не исполнилось четырнадцати;
  • кроме присутствия, педагог может задавать вопросы несовершеннолетнему, чтобы добиться его расположения и дачи необходимых показаний;
  • после завершения допроса подростка, присутствие в зале специалиста не обязательно;
  • не разрешается допрашивать несовершеннолетнего младше четырнадцати без присутствия законного представителя; для подростка старше указанной границы, решение об этом входит в компетенцию судьи; законные представители могут принимать участие в допросе и сами давать показания;
  • при опросе свидетеля старше шестнадцати лет, он должен предупреждаться об ответственности за предоставление недостоверной информации, с соответствующей подпиской. Для свидетелей младше указанной возрастной границы подписка не требуется, но судья должен предупредить опрашиваемого о необходимости сообщать правду;
  • при опросе несовершеннолетнего суд может принять решение о выводе из зала обвиняемого, в отношении чего оформляется отдельный протокол. Когда допрос окончен, возвратившемуся в зал обвиняемому сообщают о сути показаний, данных несовершеннолетним.

Тактика проведения допроса в суде предусматривает спокойную беседу, без дополнительных эмоций, направленную на получение необходимой информации.

Допрос по гражданскому делу

Законодательство предусматривает проведение допроса подростков, если речь идет о гражданском делопроизводстве. Возрастные ограничения не предусмотрены. В случае развода родителей, суду важно понимать предпочтения детей, для принятия обоснованного решения относительно выбора родителя, с которым останется жить ребенок.

Несовершеннолетний обвиняемый или подсудимый

Законодательство предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних не старше шестнадцатилетнего возраста с проведением допроса в качестве подозреваемых.

Последовательность процедуры допроса несовершеннолетнего:

  • подростку и его законному представителю сообщается о характере проводимых следственных действий;
  • присутствующие извещаются о собственных правах и обязанностях;
  • отмечается, признана ли вина обвиняемым;
  • составляется протокол, фиксирующий обстоятельства допроса.

Протокол должен соответствовать установленной форме и точно отображать содержание беседы.

Права представителя несовершеннолетнего

Законный представитель несовершеннолетнего, присутствующий на допросе, получает право:

  • знать характер обвинения, с учетом сути преступления и номера статьи УК РФ;
  • присутствовать в момент оглашения обвинения;
  • сопровождать несовершеннолетнего при допросе, знакомиться с содержанием протокола и письменно отмечать нарушения, допущенные при составлении документа;
  • требовать смены следователя с подачей жалоб на сотрудников правоохранительных органов.

В отношении подопечного представитель обязан проконтролировать следующие моменты:

  • подросток понимает важность его показаний в расследовании дела;
  • допрос проводится в соответствии с установленными правилами;
  • ребенок знает о своих правах и обязанностях.

В ходе собеседования представителю разрешается задавать вопросы подростку относительно перечисленных обстоятельств.

Права педагога и психолога

Наличие детского психолога особенно актуально при проведении допроса следующих несовершеннолетних:

  • отстающих в психологическом развитии;
  • находящихся на учете в псих.диспансере;
  • страдающих от расстройства психики или с нестабильным психоэмоциональным состоянием.

Обязанности и права психолога предусматривают:

  • недопущение оказания давления на подростка;
  • достижение контакта с допрашиваемым;
  • консультирование сотрудников правоохранительных органов о правилах беседы с данной категорией лиц;
  • контроль правильности составления протокола;
  • дополнительная беседа с подростком, по согласованию со следователем.

Проводящий дознание следователь должен ознакомить приглашенного психолога с его правами и обязанностями, с соответствующей отметкой в протоколе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Показания несовершеннолетних, полученные в ходе допроса с нарушениями от установленных правил, признаются недействительными и не могут учитываться в ходе судебного слушания дела.

Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here