Обязательное изучение второго иностранного языка в школе в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Обязательное изучение второго иностранного языка в школе в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Обязательное изучение второго иностранного языка в школе в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства просвещения РФ от 23 сентября 2019 г. N ТС-2291/04 «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»

В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении на уровне основного общего образования учебного предмета «Второй иностранный язык» Минпросвещения России разъясняет.

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее — ФГОС ООО), установлен перечень предметных областей и учебных предметов, обязательных для изучения.

В соответствии с ФГОС ООО формирование учебного плана образовательной программы основного общего образования осуществляется с учетом обязательных для изучения учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

При этом необходимо иметь в виду, что образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона автономией в осуществлении образовательной деятельности, самостоятельно определяет объем часов на изучение учебного предмета «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык», а также их распределение по годам обучения в пределах указанного уровня образования, а также иностранные языки, которые будут изучаться в рамках образовательной программы основного общего образования, исходя из специфики образовательной организации, ее материально-технических, кадровых и иных возможностей.

В настоящее время Минпросвещения России подготовлен проект внесения изменений во ФГОС ООО, конкретизирующий требования к предметным результатам по годам обучения или модулям, а также структуре и условиям реализации освоения образовательных программ основного общего образования.

Проект внесения изменений во ФГОС ООО предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

Также согласно проекту внесения изменений во ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в предметную область «Иностранные языки» может включаться учебный предмет «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

Учитывая значимость ФГОС ООО для системы общего образования, Минпросвещения России организовало и провело широкое публичное обсуждение проекта внесения изменений во ФГОС ООО, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в период с 29 марта по 29 апреля 2019 г. на ресурсе https://www.preobra.ru.

В настоящее время проект внесения изменений во ФГОС ООО с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения, дорабатываются рабочими группами, в состав которых вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций и эксперты.

С учетом сроков, установленных перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., планируемая дата утверждения изменений во ФГОС ООО — 1 декабря 2019 года. Соответствующее обновление примерной образовательной программы основного общего образования планируется в I квартале 2020 года.

Заместитель министра Т.Ю. Синюгина

Обзор документа

Минпросвещения России сообщило, что планируется уточнить федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно проекту изменений, обязательным к изучению будет только один иностранный язык. Второй может быть включен в образовательную программу по выбору родителей. Второй язык выбирается из списка, предоставленного школой.

Предполагаемые изменения запланированы на I квартал 2020 г.

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году

Часто население в России не успевает прийти в себя от постоянных реформ в разных сферах. Школьное образование не является исключением — модернизация системы обучения уже стала постоянной и настолько частой, что родители с учителями не успевают запоминать различные новшества, хотя иногда бывают и просто слухи, пугающие людей. Сейчас на очереди второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году, условно обязательный для изучения. Остается понять насколько информация правдива или же это очередной интернет-обман, не требующий реакции.

Сложности получения знаний у современных школьников

Многие родители выражают недовольство современной системой образования. Постоянные реформы самой системы образования и изменения в учебной литературе путают даже педагогов, что же в такой ситуации говорить про школьников. Современные ученики пытаются успеть за новшествами, но невнятное преподавание из-за частых изменений не позволяет детям качественно осваивать материал на уроках. Часто учащимся приходится самим или с помощью родителей выяснять непонятные моменты прошедшего урока. К тому же за последние годы количество уроков неуклонно растет, а с ними и образовательная нагрузка.

Попытки внедрить дополнительный, причем сложный, предмет, у некоторых родителей вызывают гнев. Дети и так целыми днями сидят за домашним заданием, всяческими рефератами и проектами, поэтому еще один иностранный язык, требующий регулярных занятий, по их мнению является чуть ли не издевательством над детской психикой.

Мнение! Родителям стоит вспомнить, что во многих развитых странах дети к моменту окончания школы знают 2-3 иностранных языка, причем не просто для галочки, а умеют на них общаться. В России по факту иностранные языки преподавать в школах не научились, но современные бесплатные онлайн-курсы позволяют без особых усилий не отставать по знаниям от школьников из других стран.

Также стоит отметить, что владение иностранными языками открывает перед будущим специалистом намного больше дверей. В частности после завершения школы и вуза, человек, умеющий помимо родного говорить на двух других языках, может устроиться в интернациональную корпорацию или просто на хорошую должность в российском филиале иностранной компании. Впрочем, есть и другая необходимость изучать иняз.

Читайте так же:  Изготовление военных билетов

Иностранный язык в качестве обязательной дисциплины ЕГЭ

Разговоры с обсуждением преподавания иностранных языков в образовательных учреждения будут продолжаться вне зависимости от того, введут ли вторую дисциплину в плановую программу обучения в средней школе или нет. Родители, школьники и педагоги уже «на взводе» — планируемое внедрение иностранного языка в рамки обязательной сдачи госэкзамена нервирует всех. Те, кто планирует уйти в техникум, должны знать, что и в этом случае ЕГЭ по иностранному языку найдет их, т.к. и таким учащимся в законопроекте по новым экзаменам уделено внимание.

Внедрение второго иняза дает не только повышенную нагрузку для детей, но и дополнительные возможности. Существуют тысячи примеров, когда дети не могли нормально изучать какой-то конкретный иностранный язык, но при освоении другого абсолютно не испытывали сложностей. Потенциально дети выиграют от знания двух языков не только в общем развитии, но и смогут получить преимущество при сдаче того иняза, который легче изучался, дав больший объем знаний.

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году будет в любом случае осуждаем, причем даже если инициативу отложат или отменят совсем. Хотя вряд ли российские дети глупее школьников из других стран. Только споры о том, чтобы сделать английский постоянным для всех, а второй язык по выбору, все еще не утихают, как и обсуждение преимуществ и недостатков увеличения образовательной нагрузки.

Плюсы и минусы второго иностранного языка в школе

Самым очевидным преимуществом дополнительных уроков иняза является повышение общего уровня образованности, хотя тут многое зависит от конкретной школы и самого учащегося. К тому же в будущем такие дополнительные знания могут позволить устроиться на более высокооплачиваемую работу.

Есть и другие плюсы:

  1. Изучение нового стимулирует познавательную функцию.
  2. Заучивание слов и грамматических правил тренирует память.
  3. Знание языков повышает самооценку и положительно влияет на психику.

Можно бесконечно долго перечислять все ситуации, в которых может пригодиться знание второго иняза, а также вспоминать все плюсы изучения языков других государств, только не стоит забывать о жестких реалиях российской системы образования. По факту многие плюсы можно вычеркнуть из-за некачественно обученного преподавательского состава. Учителя в 70-80% не способны научить школьников хоть как-то изъясняться на иностранном языке, даже на одном, а внедрение второго может просто привести к путанице.

С другой стороны было бы некорректно перекладывать вину исключительно на педагогов. В том, что дети никак не могут освоить даже тот же простой английский, есть и вина родителей, и самих школьников, и даже Министерства образования. Сами ученики не стремятся понять логику языка и запомнить несложные правила, часто во много раз более простые, чем в нашей родной речи. Родители сами не знают язык, поэтому не в силах контролировать собственного ребенка или хотя бы изредка общаться дома не на русском.

Что же касается Министерства образования, то именно по их воле в школы попадают поистине неадекватные учебники иностранных языков. Это также связано с незнанием языков, ведь с большинством учебной литературы по другим общеобразовательным дисциплинам ситуация в последние годы налаживается. С пособиями по иностранному языку ситуация пока парадоксальна — некоторые родители, знающие язык, заглянув в учебник, не могут даже понять что и как там связано в последовательность. Т.е. лица, относительно свободно говорящие на другом языке, не понимают материал школьного учебника.

Особенности и сроки внедрения новых уроков

Сейчас в большинстве школ присутствуют уроки только 1 иняза, преподаваемого со 2 класса. При этом второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году станет новшеством не во всех образовательных учреждениях. Ряд школ, гимназий и некоторые лицеи внедрили дополнительный иняз 3 года назад, а в профильных учреждениях такая практика допустима давно.

В остальных школах новую дисциплину начнут учить те, кто на момент ее обязательного внедрения перейдет в 5 класс. Дети, успевшие перейти в шестой и последующие классы, будут освобождены от дополнительных уроков иностранного языка. Также пока в стадии согласования перенос начала изучения иностранных языков со второго в первый класс. Т.е. дети с начала обучения будут учить 2 языка.

Стоит знать! Ряд государств уже внедрили в систему образования 3 иняза — с первого класса, со среднего и со старшего звеньев. Наша страна традиционно отстает от мира, внедряя лишь второй язык, как уже много лет делается в развитых государствах.

Второй иняз в школах планируют внедрить в 2019-2020 году, хотя пока нормативная база этого явления неясна. Окончательных законов нет, как и конкретных указаний по выбору языка. Многие пророчат немецкий, ведь Россия за последние несколько десятилетий достигла хороших показателей в германистике, а сейчас идет утрата таких знаний. Впрочем, панику наводить рано, нужно еще немного подождать, чтобы все стало предельно понятным для граждан.

Видео : нужен ли второй иностранный язык в школе

Второй иностранный язык перестанет быть обязательным в ФГОС

В новых федеральных государственных стандартах второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения, заявил статс-секретарь, замминистра просвещения России Павел Зенькович.

«Возвращаясь к некоторым элементам снятия нагрузки мы, например, постарались ответить на критику по поводу второго иностранного языка. В этом проекте (ФГОС — ред.), как вы видите, второй язык является не обязательным, а рекомендованным. Это дает возможность вводить его там, где действительно образовательная организация к этому готова, чтобы такие вещи не превращались в профанацию», — сказал Зенькович, выступая в Общественной палате РФ.

«Мы знаем прекрасно, что во многих школах нет такой возможности. Они вводят этот второй язык, он становится формальным, преподается один-два часа в неделю, в итоге это приводит к лишней нагрузке на детей, эффекта никакого», — добавил замминистра.

Обязательное изучение второго иностранного языка в школе в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 Об изучении второго иностранного языка

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рассмотрел Ваше обращение и сообщает.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Читайте так же:  Работа сотрудник полиции женщина

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Дополнительно информируем, что Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года применительно к сфере образования поставлена задача по формированию у граждан нашей страны компетенций, отвечающих требованиям XXI века, включая владение иностранными языками.

Директор Департамента А.Е. Петров

Обзор документа

Сообщается, что в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение второго иностранного языка предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Отказ от изучения второго иностранного языка

Дочь учится в частной московской школе на заочной отделении в 9 классе. В школе объявили , что они ввводят второй обязательный иностранный язык ( это будет 1-ый год обучения по программе 5 класса), так как этого требуют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): переход на ФГОС 9 класса завершается в 2019-2020 учебном году , что означает, что выпускникам-девятиклассникам 2019-2020 учебного года в аттестаты необходимо внести курс и отметку за изучение второго иностранного языка.

Я знаю, что вдругих школах в Москве в 2019-2020 второй иностранный язык не вводится. Получается, что это решение администрации конкретной школы и они водят в заблуждение родителей, объявляя, что по закону во всех школах будет второй ин. язык.

Можем мы отказаться от изучения второго иностранного языка? Изучая самостоятельно 1 год иностранный язык не имеет смысла, так как это увеличит нагрузку на детей в год сдачи ОГЭ . Большинсто родителей против. Что Вы порекомендуете в такой ситуации?

На основании письма Минобрнауки № 08-1214 от 17.05.2018 г. можно судить о том, что второй иностранный должен быть включен в стандарты общего образования и распространяться на учащихся 5-9 классов.

Однако на практике существует ряд практических трудностей, которые мешают исполнению требований Министерства большинством образовательных организаций.

В этой связи письмо до сих пор носит рекомендательный характер и, по состоянию на начало 2019 г., второй иностранный язык так и не стал обязательным элементом учебной программы. Чиновники из Министерства образования трезво оценивают существующую ситуацию и осознают, что в российских школах на сегодняшний день не сформирован штат компетентных педагогов, а также отсутствует методическая готовность для исполнения стандарта ФГОС.

По этой причине включение второго иностранного языка в образовательную программу остается на усмотрение образовательной организации.

В этой связи можно учитывать позицию Минпросвещения. Согласно заявление замминистра просвещения России Павла Зеньковича Минпросвещения планирует рекомендовать отказаться от введения второго иностранного языка как обязательного.

Второй иностранный язык в школе 2020

С каждым днём современные технологии всё больше и больше входят в нашу жизнь, и они не только помогают человеку сделать существование приятнее и интереснее, но и требует от него обратной связи в виде специфических знаний и определённых умений.

Отчасти, именно поэтому Министерство образования рассмотрело возможность принятия такого законопроекта, который позволил бы изучает детям два иностранных языка в средней школе одновременно, наряду с родным языком. Касается это учебных заведений без углубленного изучения иностранных языков.

В частности, такой подход позволит не только дать детям специфические знания, но и сделать их жизнь гораздо проще в будущем. Получить определенные знания и умениями ещё до окончания школьной программы.

В сегодняшней статье речь пойдёт о том, какие иностранные языки будут предлагаться в качестве вторых дополнительных языков в школьной программе среднего и базового уровня, а также о том, как будет реализована возможность обучения детей дополнительному иностранному языку и будет ли такое нововведение уместно в начальных и средних школах.

Позиция законодательства в данном вопросе

На сегодняшний день, Министерство образования уже предложило внести поправки в ФГОС, которые позволят ввести второй иностранный язык в школах среднего и первоначального уровня в качестве обязательного предмета.

Однако подобные поправки до сих пор ещё не приняты законодательным актом соответствующего органа. На сегодняшний день в школах предлагаются для обязательного учреждения только определенные предметы:

  • Русский язык;
  • Литература;
  • Математика;
  • ОБЖ;
  • Рисование;
  • Физкультура;
  • Биология;
  • Химия и так далее.

Никаких других дополнений к основной школьной программе не предусмотрено в рамках ФГОС. Однако, в 2020 году имеется возможность добавить в перечень также второй иностранный язык. Реализуется это с определённой целью, о которой пойдет речь далее.

Для чего необходимо изучать второй
иностранный язык в школе

Прежде всего, изучение второго иностранного языка в школе с обычным уровнем образования реализуется для того, чтобы дети могли бы обладать специфическим знаниями и навыками, которые помогут им в обыденной жизни в дальнейшем.

Например, это возможность общения с иностранными детьми, а также это возможность осуществлять работу в европейских странах, путешествия за границу и многое другое.

Не лишним будет знание дополнительного языка и для тех, кто работает на сложной технике, такой как компьютер и другие высокотехнологические машины. Пригодиться иностранный язык и будущим переводчикам, стюардессам, проводникам и управленцам.

Кроме того, знания языков зачастую позволяет выпускникам найти работу, которую удобно совмещать с получением высшего или среднего профессионального образования.

Также при базовых знаниях двух языков, возможно, более просто осуществить процесс обучения в сознательном возрасте и довести знание языка до идеального состояния.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эти и многие другие очевидные плюсы дают Министерству образования достаточно серьезные основания для того, чтобы 2020 году сделать второй иностранный язык на базовом уровне обязательным для изучения в средних школах.

Почему во многих школах это не будет обязательным

Стоит отметить, что в 2020 году даже если позиция в ФГОС будет однозначно о том, что необходимо реализовать возможность для учеников изучать второй иностранный язык в школе, далеко не все учебные заведения смогут реализовать подобное указание на практике.

В частности это объясняется различными факторами, например, такими как:

  • Нехватка профессиональных кадров – учитель должен идеально знать предмет, которому он будет учить детей. Но если специалистов по английскому и немецкому языкам еще можно найти, то с китайским языком и прочими дело обстоит в разы сложнее;
  • Также присутствует и такой фактор, как отсутствие согласия родителей с повышением нагрузки на детей. Соответственно при изучении второго иностранного языка должна быть увеличена нагрузка во время образовательного процесса и нагрузка при выполнении домашних заданий.
  • Кроме того для изучения второго иностранного языка, если речь идёт о каком-нибудь уникальном языке, например, как китайский или арабский в образовательных учреждениях должны присутствовать учебные материалы и различные методические пособия соответствующей тематики.
  • Кроме этого должно быть выделено и определённое время для изучения второго иностранного языка в школе, пока что на сегодняшний день на практике больше большая часть российских школ не может реализовать данную возможность для детей.
Читайте так же:  Пенсионный фонд согласие официальный сайт отзывы клиентов в 2020 году

Именно поэтому даже при обязательном требовании законодательства, изучение второго иностранного языка будет для большинства российских школ недоступно.

Максимум, что смогут предложить школы в сложившейся ситуации это изучение английского и второго дополнительного немецкого языка или наоборот. Однако в таком случае возможности выбора у школьников просто не будет.

Плюсы и минусы подобного нововведения

Внедрение второго иностранного языка, как обязательного предмета в школе можно рассматривать как положительный пример, так и как отрицательный.

В частности, изучение второго языка позволит ученику быть более активным и уметь общаться со своими сверстниками, проживающим в других государствах.

Соответственно даже с маленького возраста дети смогут путешествовать за границу вместе с родителями и общаться там на одном уровне с другими детьми.

Кроме того как уже говорилось выше еще один плюс подобного обучения будет в том, что в сознательном возрасте при желании ученики изучающий два иностранных языка в школе смогут получить дополнительное образование связанное с иностранными языками без лишних проблем, а также довести изучение иностранного языка до совершенства.

Однако, несмотря на все плюсы ситуация имеются и минусы. В частности минусы заключаются в том, что второй иностранный язык предлагается детям для изучения только на базовом уровне, а соответственно с полученными знаниями сложно будет понять иностранную речь, снабженную специальными техническими терминами, к примеру.

Кроме того, изучение иностранного языка планируется начинать с пятого класса. Соответственно дети, которые уже начали учить русский и один иностранный язык с первого класса, могут путать слова из двух языков или правила правописания.

Какой второй иностранный язык лучше выбрать

Учитывая тот факт, что большинство школ России не сможет предложить своим детям дополнительных иностранных языков кроме английского и немецкого, ученикам в принципе не предоставляется право выбора. А полезных плюсов в такой ситуации может оказаться гораздо меньше, чем минусов.

Но если же для каждой школы, даже самой маленькой будет реализована возможность выбора второго иностранного языка из 3-5 вариантов, а нагрузка по их изучению будет не сильно высокой, то скорее всего и ученики и родители будут довольны подобным нововведением.

Выбирать язык в такой ситуации ученик сможет исключительно исходя из личных предпочтений, например, учитывая свои интересы к культуре и языку определенной страны или же выбирая иностранный язык в соответствии со своими планами на будущее.

На сегодняшний день достаточно сложно спрогнозировать ситуацию относительно того, будет ли принят второй иностранный язык в качестве обязательного в 2020 году. Но практика показывает, что работы в данном направлении старательно ведутся, однако пока этот вопрос остается открытым.

Будет ли изучение второго иностранного
языка осуществляться с 1 класса

На сегодняшний день, позиция законодательства однозначна в том, что изучение второго иностранного языка никогда не будет введено с первого класса.

Во-первых, это очень большая нагрузка на школьника, во-вторых одновременное изучение нескольких языков может привести к тому, что слова и фразы, а также правила написания могут быть перепутаны детьми и подобные метод обучения может привести не к получению глубоких знаний в сфере иностранных языков, а к большой путанице в голове детей. И как результат – невозможность в дальнейшем выучить идеально хотя бы русский язык.

На сегодняшний день изучения второго иностранного языка планируется осуществлять с пятого класса школы. Для общеобразовательных заведений подобная позиция позволит без проблем распределить нагрузку на учеников, а также обучить их иностранному языку не только для выполнения требований законодательства, но и весьма качественно и легко.

1 Reply to “Второй иностранный язык в школе 2020”

Для России это, конечно же, в диковинку. А вот раньше, проживающим русскоязычным в республиках СССР приходилось в обязательном порядке изучать в школе, помимо иностранного языка, ещё и местный язык.

Второй иностранный язык в школах обещают сделать необязательным. Осталось немного подождать

Ещё весной 2019 года в Минпросвещения России пообещали сделать второй иностранный язык в школах необязательным. В настоящее время, согласно ФГОС, этот предмет должны изучать в каждой школе. Учебное заведение только самостоятельно выбирает какой язык будут учить дети (сходя из своих возможностей), как будет реализована программа (необязательно начинать обучение именно в 5 классе, можно в 6 или даже 7 классе).

В сентябре 2019 года Минпросвещения России (письмо от 23.09.2019 № ТС-2291/04) снова напомнило, что ситуация с обязательным изучением второго языка в школах находится под контролей. В декабре 2019 должны внести соответствующие изменения в действующий ФГОС. Таким образом, обновление программы основного общего образования планируется в 1 квартале 2020 года.

Однако, необязательность второго иностранного языка в первую очередь будет для самих школ. Видимо, данный вопрос каждое учебное заведение, в конечном итоге, будет решать самостоятельно (оставить ли предмет в образовательной программе, либо же сделать факультативом, либо же совсем исключить).

Между тем, уже сейчас каждая школа решает ситуацию со вторым иностранным языком самостоятельно. Где-то его, наконец, только стали преподавать, а где-то, чувствуя скорую необязательность данного предмета, поспешили отменить. Как пример, в одной из школ на 2019/2020 год набирали 3 пятых класса. Поэтому среди учащихся 4х классов провели анкетирование по вопросу изучения второго иностранного языка. В итоге, сформировали 2 класса с изучением второго иностранного языка, и 1 класс без изучения такового. Решением были довольны все: и учитель, который избежал дополнительной нагрузки, и родители дети, которые не желали учить ещё один язык.

Акция на изучение иностранных языков. Скидка на ВСЁ!

Скидки до 50% на ВСЕ программы обучения в Школе иностранных языков ИНТехнО

А также подайте заявку на программы по охране труда за 350 руб., оказанию первой помощи, ГО и ЧС за 500 руб. и обучающие семинары за 350 руб.

Предоставляется скидка 20% на Экспресс-обучение по программам проф. переподготовки за 1 мес. и повышение квалификации от 3 дней.

Читайте так же:  Основания аннулирования разрешения на работу

Специальные предложения:

1. Конструктор индивидуальной траектории обучения. Выбирайте профессиональные компетенции сами и получайте повышенную скидку.

2. Уникальное предложение для граждан предпенсионного возраста. Подробнее по ссылке.

3. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышение квалификации от 3 дней.

4. Для руководителей образовательных организаций разработаны выгодные пакетные предложения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Почему эксперимент со вторым иностранным языком не прижился?Идея сама по себе хорошая. Мир сейчас открыт, люди много путешествуют. Поэтому полученные в детстве знания иностранного языка – лишними не будут. Проще вспомнить, чем учить с нуля. Однако, хорошую идею не смогли достойно реализовать.

Конечно, есть школы, в которых детям на выбор предоставляют изучение иностранных языков. И преподают их на должном уровне. Но такие учебные заведения – редкость. В большинстве школ вводили второй иностранный язык исходя из своих возможностей (если вообще вводили).

Что сейчас хотят родители, чтобы изучали их дети? В основном, китайский и испанский. А что может дать школа – немецкий и французский, в лучшем случае. И это не говоря, про уровень преподавания. В итоге: никаких знаний нужного иностранного языка, но масса потраченного времени. Если родители считают, что их ребёнку нужен китайский, так они и поведут его на курсы китайского. Но свободного времени у современных школьников очень мало. Поэтому времени на школьный немецкий или французский просто не остаётся. А если учитель ещё и требует какого-то результата, то ребёнок, в итоге, не может нормально усвоить ни один из четырёх языков (включая русский).

Поэтому второй иностранный язык часто вызывал много негатива среди родителей. Данный предмет действительно должен преподаваться в соответствии с современными тенденциями. В противном случае, лучше не тратить на него время, а получить необходимые знания дополнительно.

Минобрнауки: Решение о введении второго иностранного языка принимает школа

09:40, 29 августа 2018г, Образование 4144

Фото Андрей КАСПРИШИН

В школах вводится второй иностранный язык, причем в обязательном порядке. Об этом на неделе сообщили краевые СМИ. В Министерстве образования и науки Алтайского края поясняют, что второй иностранный с 5 по 9 класс предполагается стандартом основного общего образования, который введен во всех школах России еще в 2015 году.

В образовательных организациях края второй язык вводится постепенно: на конец прошлого учебного года его преподавали в пятнадцати школах края (11 из них – в Барнауле). Сколько школ введет его сейчас, станет ясно только в начале сентября.

– В течение нескольких лет мы напоминаем нашим образовательным организациям, что преподавание второго иностранного языка обязательно, и в этом году рекомендуем муниципалитетам расширить перечень таких школ, – говорит начальник отдела общего образования Минобрнауки края Ирина Дроздова. – Делается это для того, чтобы муниципалитет готовил условия, то есть занимался кадровыми и материально-техническими вопросами, нарабатывал опыт и приобретал учебники.

По словам Ирины Дроздовой, в федеральном перечне сегодня есть специальные учебники для изучения второго иностранного по немецкому, французскому, испанскому и итальянскому языкам. Причем приобретать их должны только за счет бюджетных ассигнований (средства в школы приходят поквартально), покупка за счет родителей недопустима.

А вот с какого класса изучать второй иняз – с пятого или, например, с седьмого – дело самой школы. Чтобы выставить отметку в аттестат, достаточно 70 часов. При этом в Минобре подчеркивают, что изучаться он должен без фанатизма, в щадящем режиме. Если основной иностранный учат со второго по одиннадцатый класс и в гораздо больших объемах, то второй – только на уровне основного общего образования, с пятого по девятый.

В барнаульском лицее № 101 второй иностранный в пятых классах ввели в 2016 году, до этого поговорили с родителями.

– Не все в ладоши хлопали, – признает директор лицея Василий Михальчук. – Но мы обосновали, почему выбрали немецкий язык. Во-первых, английский и немецкий относятся к одной группе германских языков, у них много общего. Но если английский – язык международного общения, то немецкий – технический язык. А у нас в лицее развито это направление, процентов сорок выпускников затем поступает в политех или другие технические вузы страны.

Василий Михальчук утверждает, что ничего не пришлось принципиально менять: в пятом классе в неделю должно быть 32 урока, из них два часа – так называемый школьный компонент, то есть можно ввести какой-то предмет на усмотрение лицея, и был выбран немецкий.

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году

Стандарт общего образования, разработанный в Минобрнауки, предполагает изучение второго иностранного языка – французского, немецкого, испанского или китайского – учениками 5-9 классов. Однако не все учебные заведения внедрили второй иностранный язык в школе в 2019 г. Каких изменений следует ожидать школьникам и их родителям в 2019-2020 году?

Текущая ситуация

Разговоры о внедрении второго иностранного языка в школах ведутся давно, с 2010 года. Поэтому сотрудники Министерства образования в своем Письме № 08-1214 от 17.05.2018 г. пояснили, что содержание образовательной программы разрабатывается и согласуется каждым отдельно взятым учебным заведением самостоятельно, согласно ФГОС № 412 от 17.05.2012 г., утвержденному Приказами Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. и № 1897 от 17.05.2012 г.

При составлении учебного плана сотрудники учреждений общего образования обязаны брать во внимание перечень дисциплин, обязательных к изучению школьниками согласно требованиям ФГОС. Академический минимум для образовательных программ в России устанавливается ст. 12 и 28 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании».

В соответствии с ФГОС к перечню обязательных дисциплин, которые должны преподаваться во всех школах, относятся:

  • русский;
  • родной язык;
  • литература;
  • иностранный;
  • второй иностранный язык;
  • история – всеобщая и России;
  • математика – геометрия и алгебра;
  • обществознание;
  • география;
  • основы духовно-нравственной культуры;
  • музыка;
  • ИЗО;
  • ОБЖ;
  • технология;
  • физическая культура;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия.

Если обратиться к п. 9.3. ФГОС № 413 от 17.05.2012 г. с текущими корректировками от 29.06.2017 г., то можно заметить, что в раздел «Иностранные языки» включены такие предметные результаты освоения школьных дисциплин, как:

  • иностранный;
  • второй иностранный – базового уровня.

Обязательное изучение иностранного языка прописано и в ч. 1 раздела V Стратегии инновационного развития РФ. По результатам освоения программы ученик должен иметь следующие навыки:

  • способности к коммуникации;
  • первичные знания о культурных особенностях стран изучаемых языков и умение выстраивать свое поведение согласно нормам, принятым в иностранном государстве;
  • уметь общаться с носителями на пороговом уровне;
  • использовать навыки поиска информации на англоязычных (или иных – в зависимости от изучаемой программы) ресурсах в образовательных целях.
Читайте так же:  Отдать квартиру в счет алиментов

Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, вплоть да 2019 г. стандарты ФГОС Минобрнауки рассматривались учебными учреждениями как акт, носящий чисто рекомендательный характер. Директора лицеев, гимназий и школ самостоятельно принимали решения о необходимости добавления той или иной программы в учебный план.

Каких изменений ожидать в 2019 году

Основными проблемами, из-за которых многие школы до сих пор не исполняют требования ФГОС, являются:

  • нехватка профессиональных кадров;
  • несогласие родителей с повышением нагрузки на детей;
  • отсутствие учебных материалов и программ освоения новой дисциплины;
  • отсутствие в утвержденном штатном расписании свободного времени.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, письмо до сих пор носит рекомендательный характер и, по состоянию на начало 2019 г., второй иностранный язык так и не стал обязательным элементом учебной программы. Чиновники из Министерства образования трезво оценивают существующую ситуацию и осознают, что в российских школах на сегодняшний день не сформирован штат компетентных педагогов, а также отсутствует методическая готовность для исполнения стандарта ФГОС. А значит, у родителей есть целый год для подготовки детей к освоению второго языка в 2020 г.

Сегодня решение о том, какой иностранный станет обязательным к изучению, принимает исключительно Администрация учебного заведения. Самым популярным остается немецкий в основном благодаря рекомендации Минобразования РФ и программе «Немецкий – первый второй иностранный» по инициативе Института Гете (при Посольстве Германии) и МАУПН.

В случае внедрения изменений в 2020 году родителям первоклассников не стоит беспокоиться об увеличении образовательной нагрузки на их детей. Дело в том, что перемены будут внедряться поэтапно. С 1 класса дети, как и прежде, буду изучать только английский или немецкий в качестве основного, а с 5 класса приступят к освоению второго языка. Речь идет об общеобразовательных школах, без углубленного изучения языков.

Если ребенок в 2020 г. пойдет в 6 класс, то даже при внедрении нового образовательного стандарта изменения его не коснутся, так как программа обучения второму инязу рассчитана на 6 лет, т.е. для детей с 5 по 11 класс включительно. При этом нужно понимать, что согласно «дифференцированному подходу» каждый регион может самостоятельно принять решение об объемах изучаемых дисциплин: все будет зависеть от места проживания семьи.

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году

В соответствии с ФГОС, второй иностранный язык в школе считается обязательной дисциплиной – в 2019-2020 годах расширить перечень изучаемых предметов предстоит тем учебным заведениям, которые еще не присоединились к программе. Министерство образования и науки РФ напомнило об этом образовательным организациям (письмо № 08–1214 от 17 мая 2018 г.).

Новая языковая программа

После внесения 29 июня 2017 года изменений в ФГОС, дополнительный иностранный язык вошел в перечень обязательных для изучения предметов. Из-за дефицита квалифицированных учителей и методических материалов воплотить в жизнь инициативу удалось не везде. Руководство школ, лицеев, гимназий самостоятельно принимало решение о том, будет ли добавлена новая дисциплина в учебный план. Такая практика сохранилась по сей день.

Многие родители выступают против нововведений. Они опасаются, что дополнительный предмет увеличит нагрузку, а его изучение окажется неэффективным. Чтобы этого не произошло, Министерством образования и науки рекомендовано поэтапное обучение. Английский (реже – немецкий) школьники начинают учить с 1 класса. С 5 по 9 классы 2 урока в неделю посвящаются изучению испанского, немецкого, китайского, французского (на выбор). Освоить дополнительную дисциплину ученики должны на базовом уровне.

Достаточно:

  • получить основные грамматические знания, изучить правила речевого этикета;
  • приобщиться к культурному наследию страны;
  • используя полученные знания, уметь устно и письменно излагать свои мысли, осуществлять поиск информации в иностранных изданиях.

Важно! Учащиеся, которые на момент введения новой нормы уже перешли в 6 класс, не попадают под действие программы – она рассчитана на 5 лет.

Проблемы внедрения новых языковых стандартов

Основной проблемой на пути к изучению второго иностранного языка в школе становится отсутствие «окон» в расписании. При пятидневном обучении занятость учащихся 5-9 классов не должна быть больше, чем 29-33 учебных часа. Учитывая насыщенную программу по другим предметам, выделить 2 урока на новую дисциплину проблематично. Особенно сложно обстоят дела в региональных школах, где ученики изучают родной, русский, иностранный языки.

Внедрению новых стандартов препятствует дефицит кадров – испанский или китайский способны преподавать на достойном уровне немногие преподаватели. Лучше обстоят дела с более популярными французским и немецким, но для сельских школ даже в этом сегменте найти хорошего преподавателя сложно.

Препятствием служит недостаточная мотивация учеников – некоторые из них не планируют использовать даже базовый иностранный язык. На фоне высокой загруженности, необходимость получения потенциально «ненужных» знаний становится сильным раздражающим фактором. Это негативно сказывается на нервной системе детей. В случае отсутствия прогресса в обучении возникает необходимость в занятиях с репетитором – это дополнительные траты времени и денег.

Многие родители считают более предпочтительным факультативное изучение. Не все дети имеют предрасположенность к лингвистике, зато делают успехи в точных науках – дополнительная нагрузка не дает сконцентрироваться на области знаний, имеющей перспективное для ребенка значение.

Преимущества изучения дополнительного иностранного языка

Лингвисты говорят о том, что освоение второго и всех последующих языков проходит легче, чем изучение первого – это правило действует даже в случае, если они относятся к разным группам и совершенно непохожи друг на друга. У учащегося пропадает привязка к привычной логике словообразования и построения предложений, ему проще понимать новые правила, применять их на практике. В процессе обучения:

  • улучшается память;
  • расширяется кругозор;
  • развивается способность решать параллельно сразу несколько задач, быстрее приспосабливаться к изменению обстоятельств;
  • повышается точность распознавания звуков – нередко это позволяет достичь успехов в музыке.

Замечено, что билингвы быстро схватывают суть событий, они умеют лучшие концентрироваться на выполняемых действиях.

Реформа ФГОС приносит не только дополнительную нагрузку, но и положительные перспективы. Знатоки языков имеют возможность проходить обучение (стажировку) за рубежом, не испытывают сложностей с коммуникацией при посещении других стран. Часто они получают преимущества при трудоустройстве – особенно ценят современные работодатели знание английского и китайского.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2019-2020 г. обязательный второй иностранный язык будет введен в программу многими учебными заведениями. Несмотря на то, что далеко не все приветствуют такое нововведение, процесс постепенно охватит все школы.

Обязательное изучение второго иностранного языка в школе в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here