Очередность списания денежных средств со счетов налогоплательщика в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Очередность списания денежных средств со счетов налогоплательщика в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

До налоговых органов доведена правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу очередности списания со счета налогоплательщика средств в уплату налогов

В Определении Верховного Суда РФ от 21.03.2016 N 307-КГ16-960 указано, что очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются ли они в добровольном или принудительном порядке.

То есть платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика, — в пятую очередь.

Гражданский кодекс

Статья 855. Очередность списания денежных средств со счета

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Очерёдность списания денежных средств со счёта налогоплательщика на оплату труда

Минфин России в письме от 01.02.2013 № 03-02-07/1/2020 сообщил, что банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика с учетом установленных правил об очередности исполнения расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему РФ, и расчетных документов (чеков) по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Если расчетные документы (чеки) по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему РФ, то при поступлении денежных средств на счет налогоплательщика исполняются в первую очередь расчетные документы (чеки) по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. В этой связи не требуется отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Очередность списания денежных средств при их недостаточности: что изменилось? (Тарасенко О.А.)

Дата размещения статьи: 11.09.2014

В статье рассматривается вопрос об очередности списания денежных средств с банковского счета при их недостаточности. Актуальность данного вопроса определяется недавним изменением законодательства, концептуально переломившим многолетнее правовое регулирование и правоприменительную практику. Казалось бы, долгожданная новелла должна была разрешить многочисленные проблемы правоприменения, возникшие более 15 лет назад. Однако банковские работники восприняли нововведения не так уж радужно.

Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ «О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 345-ФЗ) п. 2 ст. 855 ГК РФ был изложен в новой редакции. Это нововведение кардинально меняет существующую банковскую практику списания денежных средств с клиентских счетов при их недостаточности.
———————————
СЗ РФ. 2013. N 49 (ч. I). Ст. 6346.

Предыстория вопроса

Напомним, что предыдущая редакция п. 2 ст. 855 ГК РФ устанавливала следующий порядок удовлетворения требований при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика. Приоритет отдавался основанным на исполнительных документах требованиям граждан, нуждающихся в особой правовой защите (о выплате возмещения за вред, причиненный жизни или здоровью, алиментов), а также подтвержденным исполнительными документами требованиям работающих по трудовому договору (контракту) и требованиям о выплате вознаграждения по авторским договорам (1-я и 2-я очереди). Следующими по значимости признавались требования о перечислении или выдаче по платежным документам самого владельца счета денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования (3-я очередь). Далее удовлетворялись требования по налоговым платежам (4-я очередь). «Замыкали шествие» требования по иным исполнительным документам (5-я очередь) и иные требования по платежным документам (6-я очередь).

Позиция Конституционного Суда и последующая правоприменительная практика

Указанные нормы отличались неопределенностью: вопрос о разграничении очередности платежей в бюджет и внебюджетные фонды мог быть разрешен по-разному в зависимости от того, входили ли в третью очередь только не уплаченные вовремя суммы налогов и платежей бесспорного характера (недоимки) по поручениям налоговых органов или здесь могли быть также уплачены добровольные платежи по требованиям бюджета и внебюджетных фондов.
Кроме того, возник и еще более важный для того времени вопрос: кому в первую очередь предприниматели должны платить деньги при их недостатке — своим работникам (не получавшим зарплату по полгода и больше) или бюджету (в виде налогов)?
Разрешением этого серьезного социального конфликта занялся Конституционный Суд РФ, который Постановлением от 23.12.1997 N 21-П (далее — Постановление N 21-П) признал существующий порядок очередности платежей не соответствующим Конституции РФ.
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5930.

Обратившись, например, к ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» , можно увидеть, что законодатель следующим образом интерпретировал решение Конституционного Суда РФ: «При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в первую и во вторую очередь».
———————————
СЗ РФ 2012. N 50 (ч. 1). Ст. 6939.

Читайте так же:  Полная индивидуальная материальная ответственность перечень должностей

Руководствуясь подобными нормами, из года в год закреплявшимися в федеральных законах, кредитные организации в случае недостаточности денежных средств на банковском счете клиента в третью очередь производили перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда, а также платежей в бюджет бюджетной системы по расчетным документам, то есть добровольные перечисления налоговых платежей и недоимки по задолженностям в бюджет. Ведь к расчетным документам относятся как платежные поручения плательщика, так и инкассовые поручения налоговых органов .
———————————
См. п. 1.12 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) // Вестник Банка России. 2012. N 34.

Судебная практика подтверждала правомерность данного подхода. Например, ФАС Волго-Вятского округа согласился с тем, что банк, списывая платежи по заработной плате, добровольные перечисления налога на доходы физических лиц и страховые взносы до получения инкассового поручения судебного пристава-исполнителя, действовал в соответствии с требованиями закона. В обоснование своей позиции суд указал: «В соответствии с частью 2 статьи 855 ГК РФ списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, производится в третью очередь. В пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований» .
———————————
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2006 по делу N А79-12338/2005. Документ опубликован не был.

Новая конструкция статьи 855 ГК РФ

Законом N 345-ФЗ редакция ст. 855 ГК РФ была изменена. Принятые законодательные новеллы трактуются специалистами неоднозначно. Так, например, сопоставляя прежнюю и новую редакции п. 2 ст. 855 ГК РФ, один из экспертов СПС «КонсультантПлюс» указывает, что фактически в соответствии с Законом N 345-ФЗ ежегодная «поправка» в п. 2 ст. 855 ГК РФ, содержащаяся в законах о федеральном бюджете, внесена непосредственно в названную норму ГК РФ. Теперь все требования бюджета и внебюджетных фондов будут удовлетворяться в рамках третьей очереди платежей .
———————————
Изменен порядок очередности списания с банковского счета при недостаточности на нем денежных средств: Аналитический обзор 17.12.2013.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Какие платежи возможны в случае блокировки счета

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление налоговым органом операций по счету влечет прекращение банком всех расходных операций по нему. Однако эта мера не препятствует налогоплательщику расходовать денежные средства с расчетного счета в некоторых, предусмотренных законодательством, случаях.

Если заблокирована только часть денежных средств

Если заблокирована только часть денежных средств на счете, то в части остатка налогоплательщик может осуществлять любые расходные операции, а также переводы электронных денежных средств (абз. 4, 6 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Для разблокировки счета налогоплательщик может направить в налоговый орган заявление, в соответствие с п. 9 ст. 76 НК РФ.

Следует отметить, что данное правило не применяется при блокировке счета в связи с непредставлением декларации. В этом случае счет арестовывается полностью, так как недоимки (пеней, штрафов) у налогоплательщика не образуется.

Если заблокированы все денежные средства

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ, если заблокированы все денежные средства, которые есть на счете, то могут осуществляться только следующие платежи:

  1. Списание денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  2. Платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 855 ГК РФ) предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в следующей очередности:

— в первую очередь — по исполнительным документам о возмещении вреда и взыскании алиментов (исполнительные листы, судебные приказы, постановления судебного пристава-исполнителя и другие документы, указанные в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);

— во вторую очередь — по исполнительным документам для выплаты выходных пособий и оплате труда по трудовому договору (контракту), и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь — по платежным документам на выдачу денежных средств по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту); по поручениям налоговых органов на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов, а также, процентов, начисляемых в соответствии с гл. 9 НК РФ; по поручениям территориальных органов ПФР и ФСС РФ на списание страховых взносов во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь — по исполнительным документам, которые не отнесены к первой или второй очереди (по гражданско-правовым спорам, административным правонарушениям);

— в пятую очередь — по платежным документам на перечисление в бюджет налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов (с 14 декабря 2013 года).

Такая очередность платежей рекомендуется Минфином России в письмах от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167, от 09.07.2008 N 03-02-07/1-268, а также поддерживается судами в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 N А56-75387/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18343/10), Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 N А56-15277/2009.

Соблюдение очередности платежей

Требования по списанию денежных средств исполняются в зависимости от календарной очередности поступления платежных документов (Письма Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9544, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9538, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9536, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526).

По мнению Минфина России, расходные операции по требованиям, относящимся к третьей очереди в части оплаты труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поступившим позднее поручения налогового органа, относящегося к четвертой и пятой очередям, предусмотренным п. 2 ст. 855 ГК РФ, приостанавливаются в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (Письма Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9544, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9538, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9536, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9544, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9538, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9536, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526). Такую точку зрения Минфина России нельзя назвать бесспорной, но, поскольку контролирующие органы придерживаются именно данной позиции, то применение норм законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ, п. 2 ст. 855 ГК РФ) без учета мнения чиновников может вызвать спор и судебные разбирательства.

Очередность списания денежных средств с расчетного счета

Очередность списания денежных средств с расчетного счета важна при недостатке денег на счете и в случае приостановки операций по счетам. Рассмотрим особенности этих ситуаций.

Что означает очередность списания денежных средств со счета?

Очередность списания денежных средств со счета не важна, если деньги на этом счете имеются в достаточном количестве (п. 1 ст. 855 ГК РФ), но ее цифровой показатель в обязательном порядке приводится в поле 21 каждого поступающего в банк документа (приложения № 1 и № 8 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 № 383-П).

О значении показателя очередности при оформлении платежного поручения читайте в статье «Основные реквизиты платежного поручения».

Очередность приобретает значение при недостатке денег для осуществления всех платежей, в отношении которых в банке имеются соответствующие документы на списание, устанавливая приоритет одних платежей над другими в случае одновременного поступления документов по ним (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Вид документа при этом значения не имеет.

Последовательность списания и, соответственно, номер очередности зависят от назначения платежа. В порядке убывания значимости порядок очередности выглядит таким образом:

  1. Исполнительные документы с требованиями о возмещении вреда жизни или здоровью, а также по уплате алиментов.
  2. Исполнительные документы, связанные с выплатой зарплаты и выходных пособий лицам, оформлявшимся на работу по трудовому соглашению, а также авторских вознаграждений.
  3. Списания по требованиям налоговых органов и внебюджетных фондов.
  4. Исполнительные документы по другим требованиям, не включенным в 1-ю и 2-ю очереди.
  5. Прочие платежные документы, к числу которых, в частности, относятся платежные поручения по обычным перечислениям платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Читайте так же:  Прописан в квартире не платит кредит

Подробнее о вариантах указания очередности платежей по налогам читайте в материале «Указываем очередность платежа в платежном поручении — 2015».

Внутри каждой из выделенных групп порядок очереди определяется календарной последовательностью поступления документов (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Особенности списания средств в зависимости от ситуации

Вариантами недостатка денежных средств на счете могут быть ситуации, связанные с:

  • Временным отсутствием денег — в этом случае определять последовательность списания будут номер очередности и календарная последовательность поступления документов каждой из очередностей.
  • Приостановкой операций по счетам, осуществляемой налоговыми органами в связи с необходимостью взыскания задолженности по платежам и связанным с ними санкциям (п. 1 ст. 76 НК РФ). Решение о приостановке содержит указание на сумму задолженности перед бюджетом, в пределах которой налогоплательщика ограничивают в возможности использования принадлежащих ему средств. Это ограничение соответствующим образом уменьшает сумму, доступную для расходования налогоплательщиком по собственному усмотрению, из-за чего общее количество средств, предназначенных для такого использования, может оказаться недостаточным.

Ограничение по использованию средств при приостановке операций имеет следующие особенности:

  • оно не относится к платежам с более срочной очередностью и не касается платежей в бюджет и внебюджетные фонды (п. 1 ст. 76 НК РФ);
  • оно действительно только в пределах суммы ограничения, указанной в решении о приостановке операций (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Очередность платежа при списании средств имеет значение в ситуациях недостаточности денег на расчетном счете — при простом их отсутствии или при приостановке операций по счету налоговыми органами. Во втором случае для порядка применения очередности есть ряд особенностей.

Минфин разъяснил, в какой очередности с заблокированного счета по поручению налоговиков списываются средства на уплату пеней и штрафов

Налоги, а также пени и штрафы по ним, перечисляемые на основании поручений налоговых органов, относятся к платежам третьей очереди. Об этом сообщил Минфин России в недавно опубликованном письме от 08.05.14 № 02-08-12/22232.

Суть вопроса

Полгода назад изменилась очередность списания денег с заблокированных счетов (см. «Принят закон, корректирующий очередность списания денежных средств со счета должника»). Согласно поправкам в статью 855 Гражданского кодекса (внесены Федеральным законом от 02.12.13 № 345-ФЗ) при недостаточности средств на счете порядок списания следующий:
— в первую очередь перечисляются средства по исполнительным документам на оплату алиментов и на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью;
— во вторую очередь списываются средства по исполнительным документам на взыскание зарплаты по трудовому договору (контракту), вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, выходных пособий;
— в третью очередь списываются средства: по платежным документам на выплату зарплаты; по поручениям контролирующих ведомств «на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов», а также страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС;
— в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
— в пятую очередь — по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Согласно указанной норме в третью очередь списываются средства на уплату налогов по поручениям контролирующих органов. А вот списание средств в счет уплаты пеней и штрафов по поручениям инспекторов в третьей очереди не упомянуто. Означает ли это, что такие платежи относятся к пятой очереди?

Прежняя позиция Минфина

Из более раннего письма Минфина от 19.02.14 № 03-02-07/1/6932 можно было сделать вывод, что пени и штрафы за нарушение налогового законодательства списываются в пятую очередь. Как заявили чиновники, пункт 2 статьи 855 ГК РФ не предусматривает, что денежные средства в счет погашения задолженности по пеням и штрафам на основании поручений налоговых органов перечисляются в третью очередь. А списание средств по платежкам, не указанным в первой — четвертой очередях, осуществляется в пятую очередь.

Новая позиция

Однако в комментируемом письме (от 08.05.14 № 02-08-12/22232) специалисты Минфина сделали противоположный вывод: требование о бесспорном списании пеней и штрафов по налогам и сборам удовлетворяется в ту же очередь, что и поручения инспекции на уплату налогов, то есть в третью очередь. Обоснование такое. Пунктом 4 статьи 46 НК РФ установлено, что поручение инспекции на перечисление сумм налога подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством. А согласно пунктам 9 и 10 статьи 46 НК РФ положения данной статьи Налогового кодекса применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, установленных НК РФ.

В этом же письме чиновники напомнили, что платежные поручения самих налогоплательщиков (то есть добровольная уплата задолженности по налогам и сборам) исполняются в пятую очередь. См. также «Минфин сообщил, какую очередность платежа указывать в платежке при перечислении налогов и взносов».

С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?

Взыскание сумм налоговых платежей со счетов налогоплательщика – явление нередкое, но подчиняющееся определенным правилам. Одно из этих правил – возможность списания недоимки не с каждого имеющегося у налогоплательщика банковского счета. Откуда же могут списать налоговые долги?

Условия для бесспорного взыскания долгов по налогам

Взыскание налоговой недоимки, пеней, штрафов, процентов возможно, если (абз. 3 п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 46, пп. 1, 2 ст. 69 НК РФ):

  • инспекция выставила требование об уплате задолженности;
  • налогоплательщик не погасил задолженность в срок, указанный в требовании.

Бесспорное взыскание допускается только с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). Превышение этого предела влечет за собой обязательность обращения за взысканием в судебный орган.

С каких счетов могут списать недоимку

Взыскивать недоимку по налогам, пени, штрафы, проценты налоговый орган может только с расчетного счета юрлица или ИП – рублевого или валютного (п. 2 ст. 11, абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Расчетный счет – это счет, открытый на основании договора банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ), согласно которому банк обязуется принимать и зачислять денежные средства владельца счета, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче сумм со счета, проводить другие операции по нему (п. 1 ст. 845 ГК РФ).

Для физлиц в части операций, не связанных с предпринимательством, открывают текущие счета, и с них тоже возможно осуществление взыскания (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Порядок взыскания налоговых долгов со счетов юрлиц и ИП регулирует ст. 46 НК РФ, со счетов физлиц – ст. 48 НК РФ.

Подробнее о деталях процедуры взыскания налоговых долгов с юрлиц и ИП читайте в статье «Ст. 46 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

С каких счетов не могут списать недоимку

Списание задолженности не производится:

  • С депозитных счетов организации или индивидуального предпринимателя до истечения срока депозитного договора (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).
  • Металлических счетов ответственного хранения и обезличенных металлических счетов.

Денежные средства на них не числятся, поскольку они предназначены для учета операций с ценными металлами (пп. 2.6, 2.7 положения, утвержденного приказом Банка России от 01.11.1996 № 02-400).

По смыслу ГК РФ ссудные счета не являются банковскими счетами. Они предназначены лишь для учета средств, поступающих в счет погашения займа. (п. 1 информационного письма Банка России от 29.08.2003 № 4). Кроме того, деньги на этих счетах практически не находятся, а сразу уходят сначала от банка заемщику, а впоследствии от заемщика кредитору.

Читайте так же:  Ответственность заемщика и поручителя

Транзитный счет открывается согласно п. 2.1 инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И только в связи с открытием текущего валютного счета. Банк сначала зачисляет на него средства в иностранной валюте, а затем переводит их на текущий валютный счет (п. п. 2.2, 2.3 инструкции № 111-И). На открытие транзитного счета согласия клиента не требуется, следовательно, договор не нужен. Более того, средства с такого счета также расходуются помимо воли налогоплательщика.

  • Счетов доверительного управления.

П. 1 ст. 1012, а также ст. 1014, 1015 ГК РФ организациям предоставлено право передачи своего имущества в доверительное управление. С деньгами такая операция тоже возможна, но лишь в отдельных случаях (п. 2 ст. 1013 ГК РФ). Так, ч. 1, 2 ст. 1, п. 3 ч. 3 ст. 5 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-I разрешает передачу денежных средств банкам или другим кредитным учреждениям.

Организация, являющаяся инициатором доверительного управления, выступает учредителем управления. Поступившие от нее средства учитываются и хранятся на отдельных счетах, открываемых доверительному управляющему (п. 1 ст. 1018 ГК РФ, п. 2.7 инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Он вправе совершать операции с деньгами на счете, однако право собственности на них сохраняется за учредителем управления (абз. 2 п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Когда налоговый орган осуществляет взыскание, то списание средств производится с тех расчетных счетов, которые открыты налогоплательщику. Иных толкований п. 2 ст. 11, ст. 46 НК РФ и п. 1 ст. 845 ГК РФ не подразумевают.

Юридически счет доверительного управления открыт другому лицу, несмотря на то, что фактическим распорядителем средств является налогоплательщик. Поэтому налоговики не вправе взыскивать задолженность с такого счета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Только банкротство позволяет взыскать задолженность со средств, переданных в доверительное управление (п. 2 ст. 108 НК РФ). Но совершают эту процедуру уже не налоговые органы.

Взыскание налоговых долгов со счетов налогоплательщика возможно при неоплате требования, выставленного ИФНС на уплату, в пределах суммы, не превышающей 5 млн руб. Осуществить эту операцию возможно только с определенных счетов: расчетного счета (рублевого или валютного), открытого юрлицу или ИП, или текущего счета, имеющегося у физлица для непредпринимательских целей.

Об очередности списаний со счета, если на него наложен арест приставом по требованию пятой очереди

Если операции по счетам налогоплательщика приостановлены на основании решения инспекции и на его денежные средства в банке наложен арест, обеспечивающий исполнение требования, которое относится к пятой очереди, то прежде всего исполняются расчетные документы по перечислению платежей, относящихся к первым четырем очередям (в том числе за счет денежных средств, на которые наложен арест).

Вопрос: Согласно Письму Минфина России от 04.03.2013 N 03-02-07/1/6344 при наложении судебным приставом-исполнителем ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке, в рамках исполнительного производства по взысканию платежей, списание которых в соответствии с п. 2 ст. 855 ГК РФ производится в пятую очередь, расчетные документы по перечислению платежей, относящихся к первой, второй, третьей и четвертой очередям, исполняются в первоочередном порядке по мере поступления денежных средств на счет клиента банка.

Правомерно ли то, что при наложении ареста, обеспечивающего требования исполнительного документа, относящегося к пятой очереди (при отсутствии денежных средств, свободных от ареста судебного пристава-исполнителя), в случае выставления к счету должника требований, очередность исполнения которых отнесена гражданским законодательством к первой, второй, третьей и четвертой очередям, данные требования должны быть исполнены за счет денежных средств, на которые наложен арест, без снятия ареста?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 мая 2013 г. N 03-02-07/1/18562

В соответствии с письмом и в дополнение к Письму от 04.03.2013 N 03-02-07/1/6344 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Полагаем, что при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, принятого налоговым органом в обеспечении взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов, и ареста имущества должника, наложенного судебным приставом-исполнителем, обеспечивающего требования исполнительного документа, относящегося к пятой очереди, в первоочередном порядке исполняются расчетные документы по перечислению платежей, относящихся к первой, второй, третьей и четвертой очередям, в том числе за счет денежных средств, на которые наложен арест.

Минфин разъяснил, в какой очередности списываются средства на уплату налогов с заблокированного счета налогоплательщика

Налоги, сборы и пени по ним, перечисляемые на основании решений налоговых органов, относятся к платежам третьей очереди. Платежные поручения самих налогоплательщиков (то есть добровольная уплата задолженности по налогам и сборам) исполняются в пятую очередь. Об этом проинформировал Минфин России в письме от 17.05.16 № 03-02-07/2/28207, ссылаясь на разъяснения Верховного суда РФ. В свою очередь Федеральная налоговая служба направила указанные разъяснения подчиненным для использования в работе (письмо от 11.07.16 № ГД-4-8/12408).

Напомним, что, согласно пункту 2 статьи 855 Гражданского кодекса, при недостаточности средств на счете порядок списания следующий:

  • в первую очередь перечисляются средства по исполнительным документам на оплату алиментов и на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью;
  • во вторую очередь списываются средства по исполнительным документам на взыскание зарплат по трудовым договорам (контрактам), вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, выходных пособий;
  • в третью очередь перечисляются средства по платежным документам на выплату зарплаты; по поручениям контролирующих ведомств на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов, а также страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, которые предусматривают удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь исполняются другие платежные документы в порядке календарной очередности.

Верховный суд РФ в определении от 21.03.16 № 307-КГ16-960 пояснил, что из содержания пункта 2 статьи 855 ГК следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются ли они в добровольном или принудительном порядке. Обязанность по уплате налогов и пеней исполняется налогоплательщиком либо самостоятельно, либо в принудительном порядке по решению инспекции путем обращения взыскания на денежные средства на банковских счетах, а также на электронные денежные средства этого налогоплательщика. Таким образом, сделал вывод суд, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи на основании платежек налогоплательщика — в пятую очередь.

Минфин и ФНС, в свою очередь, рекомендовали налоговикам при взыскании налогов, сборов, пеней руководствоваться указанной позицией Верховного суда.

Очередность списания денежных средств со счетов налогоплательщика в 2020 году

Российский налоговый курьер, N 1-2, 2009 год
Рубрика: Налоговое администрирование
Подрубрика: Налоговый контроль

С.А.Тараканов,
Контрольное управление ФНС России

Правила блокировки банковских счетов

Очередность списания денежных средств со счета

Таким образом, платежи, отнесенные согласно пункту 2 статьи 855 ГК РФ к третьей и четвертой очереди, осуществляются в рамках единой очереди в порядке календарной очередности по мере поступления соответствующих платежных документов.

Пример 1

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Очередность списания денежных средств со счетов налогоплательщика в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Проект Указания Банка России “О зачислении денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списании денежных средств с таких счетов (вкладов)” (по состоянию на 21.11.2019)

Настоящее Указание на основании части 4 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2019, N 31, ст. 4424) и в соответствии с пунктом 12 статьи 4 и статьей 54 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2005, N 30, ст. 3101) устанавливает случаи зачисления денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списания денежных средств с таких счетов (вкладов).

Читайте так же:  Правила заполнения заявления на загранпаспорт старого образца в 2020 году

1. Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляется без ограничений.

2. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 2019 года N ) вступает в силу с 1 января 2020 года.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту Указания Банка России «О зачислении денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списании денежных средств с таких счетов (вкладов)» (далее — Проект)

Банк России разработал Проект на основании части 4 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 1 и в соответствии с пунктом 12 статьи 4 и статьей 54 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Разработка Проекта обусловлена принятием Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее — Федеральный закон), вступающего в силу с 1 января 2020 года 2 , которым внесены дополнения в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии с данными изменениями Банк России наделяется полномочиями по установлению случаев осуществления резидентами операций по зачислению денежных средств на их счета (во вклады), открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также случаев списания денежных средств с таких счетов (вкладов).

Положения Проекта будут распространяться на все категории резидентов (физических лиц, физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, юридических лиц), имеющих открытые счета (вклады) в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо планирующих открытие таких счетов (вкладов).

Учитывая, что сложившаяся в настоящее время практика использования счетов (вкладов), открытых резидентами в иностранных организациях финансового рынка для совершения операций с денежными средствами, не является негативной, Проектом предложен подход, при котором операции по зачислению и списанию денежных средств с использованием таких счетов (вкладов) не будут ограничены ни видами операций, ни суммами, на которые они совершаются.

Планируемый срок вступления в силу Указания предусмотрен с 1 января 2020 года.

Замечания и предложения по Проекту принимаются с 21 ноября 2019 года до 4 декабря 2019 года.

1 В редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

2 За исключением положений, для которых статьей 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ установлен иной срок вступления их в силу.

Обзор документа

Банк России не планирует ограничивать операции по зачислению и списанию денежных средств с использованием счетов (вкладов) резидентов, открытых в иных организациях финансового рынка за рубежом.

Статья 855 ГК РФ. Очередность списания денежных средств со счета

Новая редакция Ст. 855 ГК РФ

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к Ст. 855 ГК РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ, статье 19 (ч. 1) (третьей очереди).

Читайте так же:  План работы в полиции ржачные

Другой комментарий к Ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.

Ст. 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. часть последнюю п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 ГК устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очередь платежей определяется абзацами вторым и третьим п. 2 ст. 855 ГК.

Абзац четвертый (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, подлежащая применению очередность платежей ежегодно уточняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2006 год она установлена ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (СЗ РФ. 2005. N 52 (часть II). Ст. 5602). Соответственно при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очередь. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 26 Закона N 189-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 ГК без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» (см. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, N 205-П, утв. ЦБ РФ 5 декабря 2002 г.) По традиции их называют картотеками N 2, хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31.07.96 N 011-31-5318-96).

На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 части I Положения N 2-П.

5. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, является общим правилом. Специальные правила установлены законодательством.

Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.

Бюджетный кодекс РФ установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК). Однако применение ст. 255 БК в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований. Определяющим показателем может являться наличие достаточного остатка финансирования по соответствующему коду экономической и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В противном случае, даже при наличии общего остатка по лицевому счету, превышающему размер предъявленных требований, эти требования выполнены быть не могут. Кроме того, списание денежных средств со счетов бюджетов недопустимо в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса (см.: Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 555 — 559. Автор комментария к ст. 255 — Д.Л. Комягин).

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Правило комментируемой статьи об очередности платежей применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника, которое осуществляется через банк. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная ст. 78 Закона об исполнительном производстве.

Очередность списания денежных средств со счетов налогоплательщика в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here