Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 октября 2012 г. N 03-02-07/1-256 О неправомерности истребования налоговыми органами у банков выписок по транзитным валютным счетам в рамках статьи 86 НК РФ

Вопрос: Закрытое акционерное общество (далее — Банк) обращается с просьбой высказать свое мнение по вопросу правомерности истребования налоговыми органами у банков выписок по транзитным валютным счетам в рамках статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под счетами понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Правомерность выводов о том, что транзитные валютные счета не обладают признаками банковского счета, определенного в п. 2 ст. 11 НК РФ, подтверждается разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации (письма Минфина России от 21.06.2005 N 03-02-07/1-155, от 18.09.2006 N 03-02-07/1-250, от 26.09.2005 N 03-02-07/1-243, от 09.06.2009 N 03-02-07/1-304, от 17.11.2010 N 03-02-07/1-536).

Между тем, приведенные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации в деле о налоговом правонарушении Банка не приняты налоговым органом со ссылкой на то, что они даны по вопросу направления уведомлений об открытии/закрытии счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ), а не по вопросу предоставления выписок по счетам (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Просим подтвердить правомерность нашей позиции.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Счетами для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

Согласно пункту 2.1. Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-и «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам — индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет.

Транзитный валютный счет не открывается на основании договора банковского счета и не обладает признаками счета, определенными пунктом 2 статьи 11 Кодекса. В связи с этим пункт 2 статьи 86 Кодекса не применяется относительно транзитных валютных счетов.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

Банки обязаны по мотивированному запросу налоговых органов выдавать им справки о наличии счетов и (или) об остатках на них средств, выписки по операциям на счетах организаций (ИП), а также справки об остатках и переводах электронных денег.

Минфин указал, что данное требование не распространяется на транзитные валютные счета.

С 2020 года резиденты должны будут уведомлять налоговые органы о своих счетах в иностранных организациях финансового рынка

ikinciadres / Depositphotos.com

На днях был подписан закон, вносящий ряд изменений в валютное законодательство (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ). Большинство поправок вступят в силу с 2020 года.

Так, теперь резиденты получили право открывать счета без ограничений в российской и иностранной валюте в банках и иностранных организациях финансового рынка. При этом необходимо будет уведомить налоговые органы обо всех таких счетах. Также устанавливается, что по ним не придется подавать отчеты о движении денежных средств, если сумма операций или остаток по счету за отчетный год не превысит 600 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Вышеуказанные льготы распространяются только на те банки и организации, которые расположены на территории государства-члена ОЭСР или ФАТФ, осуществляющего автоматический обмен финансовой информацией с Россией. Актуальный перечень таких организаций можно узнать на официальном сайте ФНС России (340fzreport.nalog.ru/info/#startbody).

В отношении же всех остальных иностранных счетов (банковских и открытых в организациях финансового рынка) резиденты обязаны будут предоставлять в налоговые органы отчеты о движении денежных средств с пакетом подтверждающих документов (резиденты-физлица подают только отчет).

Кроме того, вносится и ряд других изменений. Так, например, с 2020 года отменяется требование о репатриации выручки по внешнеторговым контрактам. Касается это только тех сделок, обязательства по которым определены в рублях, а также не предусматривающих передачу некоторых видов товаров. В отношении последнего условия отмена будет происходить постепенно до 2024 года.

Блокировка расчетного счета в 2019 году

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Расчетный счет 2019

Безналичные расчеты для современного бизнесмена — это не дань моде, а ежедневный процесс. И дело не только в быстроте и удобстве — для многих видов операций другие варианты, кроме онлайн-расчетов, просто невозможны. Поэтому блокировка расчетного счета будет, мягко говоря, неприятным сюрпризом. Фактически это приводит к полной остановке бизнес-процессов. Рассмотрим, кто, кроме ИФНС, и в каких случаях может прекратить движение средств по счетам, как узнать о блокировке счета и что делать его владельцу в этой ситуации.

Если у организации несколько счетов, то в случае блокировки ни один из них не будет функционировать. Это коснется как рублевых, так и валютных расчетов. Не спасет и наличие счета в другом банке, ведь сейчас все финансовые учреждения самостоятельно уведомляют налоговую инспекцию об этом факте. Поэтому, если налоговики заблокировали расчетный счет, все платежи становятся невозможными, кроме обязательств перед бюджетом и выплат по исполнительным листам.

Читайте так же:  Росреестр снятие с кадастрового учета объекта недвижимости в 2020 году

Если заблокировали расчетный счет, необходимо помнить, что, скорее всего, это попытка заставить юридическое лицо или предпринимателя выполнить требования закона. Также это может быть крайней мерой в попытках связаться с руководством компании, если оно не выходит на связь. Узнать о блокировке счета можно, в первую очередь, в банке или же получив письменное уведомление.

Заблокировать расчетный счет организациям могут несколько учреждений – налоговая инспекция, судебные органы и сам банк. Но при любом варианте проверить блокировку счета и ее причину проще всего в банковском учреждении, ведь кредитная организация блокирует счет на основании официальных требований от государственных органов. Специалисты банка смогут сказать точную причину и дату блокировки.

Блокировка расчетного счета налоговой инспекцией – одна из самых распространенных причин остановки движения денежных средств. Как правило, блокировке предшествует письменное уведомление. Если исполнить указанные в нем требования и вовремя уведомить инспекцию о предпринятых шагах, такой меры можно избежать.

Статья 76 НК РФ содержит в себе информацию, которая указывает, что блокировка счета налоговой может произойти по следующим причинам:

Налоговики по закону должны разблокировать счет не позднее следующего дня после устранения проблемы (п. 8 ст. 76 НК РФ). На деле же инспекция обычно не отслеживает поступление денег после блокировки или сдачу деклараций. Поэтому для «запуска» процедуры открытия счета, после выполнения всех требований необходимо уведомить об этом ИФНС и предоставить платежные поручения с отметкой банка, получить решение инспекции и отвезти его в банк. Это самый быстрый из возможных способов разблокировки счета.

Несколько лет назад стало возможным проверить блокировку расчетного счета налоговой инспекцией онлайн. Причем получить сведения о блокировке может любое заинтересованное лицо. На сайте ФНС есть отдельный раздел, откуда можно почерпнуть оперативную информацию о состоянии интересующего расчетного счета.

Этим же сервисом пользуются и кредитные учреждения при заявке от организации на открытие нового расчетного счета, так как согласно п. 12 ст. 76 НК РФ банк не имеет права открывать новый счет клиенту, у которого в одном из банков уже есть заблокированный счет. Данная услуга актуальна и для организаций, которые хотят проверить блокировку счета на сайте ИФНС у своих потенциальных партнеров.

Чаще всего блокировка счета банком происходит по закону 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Это достаточно серьезная причина, и устранить ее будет сложно.

Есть несколько критериев, по которым банк выявляет «неблагонадежных» клиентов:

1. Организация платит мало налогов. Средний показатель составляет 0,9 % от оборота, но он может быть повышен банком самостоятельно.
2. Контрагентами организации являются юридические лица и предприниматели из «черного списка ЦБ».
3. Назначения платежных поручений не соотносятся с кодом ОКВЭД.
4. Посредством корпоративных карт происходит обналичивание денег в больших объемах.

Как правило, банк может запросить дополнительные документы по некоторым операциям, либо направить уведомление, но иногда бизнесмен узнает о блокировке счета, когда операции уже невозможны. В клиент-банке будет доступна лишь функция просмотра баланса.

Попасть под финансовый мониторинг очень легко. Для этого достаточно допустить ошибку в оформлении документов или вступить в деловые отношения с незнакомым поставщиком. Если блокировка счета произошла по 115-ФЗ, необходимо обратиться в банковское учреждение с подтверждающими документами.

Однако некоторые банки не берут на себя ответственность по исключению из «черного списка» и отказывают в разблокировке. Поэтому вторым этапом после отказа банка будет обращение в Росфинмониторинг с письменным заявлением. К нему нужно приложить те же документы, что предоставлялись в банк.

Рассмотрение таких заявлений занимает много времени. Иногда бизнесмен месяц и более не имеет возможности распоряжаться собственными денежными средствами. В такой ситуации многие расторгают договор с банком, в результате чего их деньги перечисляют на другой расчетный счет в другом банковском учреждении. Однако эта мера не является решением проблемы – организация остается «под контролем» и блокировка счета банком может повториться вновь.

Если же причина блокировки в недостоверности сведений о юридическом адресе или внесенных изменениях в учредительные документы, то будет достаточно предоставить весь необходимый пакет в банк и блокировка будет снята в кратчайший срок.

В случае, если юридическое лицо или предприниматель не выполняет свои обязательства перед контрагентом, последний вправе обратиться в суд. Суд может вынести решение о приостановке всех движений по счету до того момента, когда все требования истца будут удовлетворены. Обычно это решение сам истец или же судебные приставы предъявляют в банк. Блокировка счета по решению суда длится до полного погашения долга или возмещения ущерба.

Доказательства исполненного обязательства необходимо предоставить в суд, после чего будет вынесено постановление об отмене блокировки. И опять же самый быстрый способ получить доступ к своим денежным средствам – лично отвезти полученное решение в банк. Тогда срок исполнения сократится до минимума, на следующий день счет будет разблокирован.

Существует множество слухов, о том, что счета организации могут заблокировать и другие учреждения, например, Росстат, ФСС РФ или Пенсионный фонд. Однако, это всего лишь слухи и даже в случае неуплаты взносов или же несвоевременной сдачи отчетности максимум, что грозит организации, это штраф и начисление пени.

Например, просроченные взносы «на травматизм» сотрудники ФСС РФ могут списать с расчетного счета плательщика, выставив инкассовое распоряжение.

Однако, если средств достаточно, то после списания суммы задолженности счет продолжает работать, и бизнесмен может проводить расчеты в обычном режиме.

Наряду со случаями, которые описаны выше, бывают ситуации, когда блокировка счета налоговой инспекцией является противозаконной:

1. Если организация несвоевременно сдала бухгалтерскую отчетность. В таком случае она должна быть наказана штрафом.
2. Ошибки в отчетности и в реквизитах платежного поручения.
3. Нарушение сроков сдачи по вине почтового отделения или оператора телекоммуникационной связи.

Если налоговая инспекция незаконно вынесла решение и приостановила движение денежных средств по счетам организации, его можно оспорить в суде и возместить убытки, полученные в период блокировки. ИФНС обязана выплатить проценты по ставке рефинансирования за все дни, когда счет был заблокирован (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Так как компенсация за незаконную остановку операций осуществляется за счет бюджета, ФНС контролирует вопросы блокировки расчетных счетов и следит за их правомерностью.

Для бесперебойной работы банковского счета необходимо:

1. Сдавать 6-НДФЛ, налоговые декларации и расчеты по страховым взносам в контролирующие органы в срок (законом даже предусмотрены 10 дней после окончания срока, в течение которых можно «досдать» отчетность без крайних мер со стороны налоговой инспекции).
2. Равномерно распределять налоговую нагрузку между счетами.
3. Пользоваться услугами по проверке надежности контрагентов и клиентов. В частности, их можно проверить на сайте ИФНС по ИНН.
4. Следить за лимитами по обналичиванию денежных средств через корпоративные карты.
5. Исполнять свои обязательства перед контрагентами в полном объеме и точно в срок.
6. Предоставлять налоговикам квитанции об отправке электронной отчетности в срок не позднее 6-ти дней с ее получения.

Блокировка счетов налоговыми органами

Блокировка счета налогоплательщика является одной из обеспечительных мер, предоставленных налоговому органу, и направленных на обеспечение обязанности по уплате налогов и сборов. Однако зачастую данные меры, благодаря действиям налоговиков, выходят за рамки просто обеспечения и направляются на приостановление деятельности налогоплательщика. Эта проблема не теряет актуальность, несмотря на огромное количество арбитражной практики по данному поводу, не исчезает, а только набирает обороты, в частности, в связи с постоянными изменениями действующего законодательства.

Налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:

  • при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов;
  • в случае задержки представления налоговой декларации более чем на 10 календарных дней.
Читайте так же:  Как активировать карту убрир зарплатную

Приостановление операций по счету в связи с задержкой представления налоговой декларации

Наиболее негативным по последствиям является приостановление операций по счету в связи с задержкой налоговой декларации. Исключение составляют платежи, очередность исполнения которых в соответствии со статьей 855 ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджет.

Списание денежных средств по обязательствам по отношению к бюджету относится к третьей очереди. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Негативность таких обстоятельств, в отличие от приостановления операций по счету налогоплательщика в связи с наличием задолженности перед бюджетом, обусловлена тем, что в данном случае приостанавливаются все операции по счету, вне зависимости от размера обязательства, подлежащего декларированию.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету без ограничения суммы. Данная позиция нашла свое отражение, в частности, в письме Минфина России от 17 апреля 2007 года N 03-02-07/1-182. Согласно данному письму, блокировка распространяется как в отношении остатков денежных средств на счетах налогоплательщика в банке на момент приостановления операций по этим счетам, так и в отношении денежных средств, которые будут поступать на эти счета в дальнейшем.

При блокировке счета налогоплательщика в связи с непредставлением налоговой декларации следует особое внимание обратить на следующие обстоятельства. Зачастую налоговые органы используют блокировку счета в связи с задержкой представления документов, не являющихся налоговыми декларациями. Например, непредставление или задержка бухгалтерской отчетности или расчетов по авансовым платежам. Такие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика являются незаконными, т.к. бухгалтерская отчетность не является налоговой декларацией. Также неправомерным является блокирование счета в случае непредставления авансовых расчетов по налогам, справок по форме 2-НДФЛ или иной бухгалтерской отчетности.

Представление декларации по не установленной форме либо с нарушением формы также не является основание для приостановления операций по счетам. Данный вопрос нашел однозначную оценку в судах всех инстанций. Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что приостановление операций по счету может быть обусловлено только непредставлением первичной налоговой декларации, а непредставление уточненной налоговой декларации не может являться основанием для блокирования счета налогоплательщика. Это связано в частности с тем, что в принципе действующее законодательство не устанавливает сроков на представление уточненной декларации, а, следовательно, подобные меры не могут применяться налоговиками.

В случае, если же все-таки вы задержали представление декларации более чем на 10 дней, необходимо знать следующее. При задержке представления первичной налоговой декларации налоговым органом в лице его руководителя или заместителя принимается решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика. О принятом решении уведомляется банк, который обязан приостановить операции по счету с момента получения решения налогового органа. В соответствии с пунктом 4 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Самым действенным способом снятия блокировки со счета является удовлетворение требования налогового органа путем представления налоговой декларации. Получив декларацию, у налогового органа возникает обязанность в течение одного операционного дня отменить решение о приостановлении операций по счету (пункт 8 статьи 76 НК РФ). Определенным недостатком при таких обстоятельствах является тот факт, что решение об отмене приостановления операций по счетам направляется в банк налоговым органом, а это зачастую ведет к задержкам сроков, а, следовательно, и к убыткам для налогоплательщика. Для ускорения процесса разблокировки счета целесообразным является оформления от лица банка доверенности на получение соответствующих решений из налоговых органов. Имея доверенность банка, налогоплательщик на законных основаниях получает решение на руки и передает его в банк. В противном случае после представления налоговой декларации остается только надеяться на добросовестность налоговых органов по исполнению возложенных на них обязанностей или готовится к дальнейшим судебным тяжбам.

Если все-таки налогоплательщик решает пойти в суд за защитой нарушенных прав, следует учитывать, что подобное заявление может представить только налогоплательщик и только налоговому органу, принявшему решение. Предъявлять претензии к банку бессмысленно, так как пунктом 10 статьи 76 НК РФ установлено, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его банковских операций по решению налогового органа.

Таким образом, решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика подлежит отмене в двух случаях:

  • если предоставлена декларация, ставшая основанием к принятию решения о приостановлении операций по счету;
  • если суд признал решение налогового органа о приостановлении операций по счету недействительным.

Блокирование счета налогоплательщика в связи с несвоевременной уплатой налогов, пеней и санкций

Основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика является также неисполнение им требования налогового органа об уплате налога, пеней или санкций. Решение о блокировке счета, так же как и в случае непредставления налоговой декларации, принимает руководитель либо заместитель руководителя соответствующего налогового органа. Данное решение направляется в банк для исполнения.

Согласно пункту 2 статьи 76 НК РФ, банк прекращает расходные операции по счету в пределах сумм, указанных в решении налогового органа. Заблокированная сумма по счету должна соответствовать размеру задолженности налогоплательщика. Причем решение о блокировке счета не может быть принято ранее принятия решения о взыскании задолженности. На суммы по счету, превышающие размер обязательства, приостановление операций не распространяется.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что налоговые органы не ограничены только рублевыми счетами налогоплательщика. В случае необходимости налоговики имеют право направить в банк решение о блокировании и валютного счета, если такой имеется у компании. Валютный счет по поручению налогового органа блокируется на сумму эквивалентную размеру задолженности по курсу ЦБ РФ. Необходимо отметить, что налоговые органы не ограничены только одним счетом налогоплательщика, а имеют право в пределах задолженности направить поручение банку на приостановлении операций по всем счетам налогоплательщика, что в большинстве случаев и происходит. Приостановление операций по счету будет действовать до тех пор, пока банк не получит от налогового органа оригинал решения об отмене блокировки. Данное решение принимается налоговыми органами только после взыскания задолженности.

При блокировании нескольких счетов налогоплательщика или в случае блокировки необходимого налогоплательщику для осуществления определенной хозяйственной операции счета налогоплательщик имеет право подать в налоговый орган заявление о разблокировании счета с указанием номера счета, на котором находится достаточная для погашения задолженности сумма. В таком случае налоговый орган должен в течение двух дней с даты получения заявления принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика.

Читайте так же:  Как восстановиться в армию после увольнения

Последним, и самым распространенным метод разблокировки счета является обжалование решения налогового органа о приостановлении операций по счетам. Данное решение может быть обжаловано по формальным основаниям (нарушение процедуры) либо по существу (отсутствие задолженности и т.д.).

Может ли налоговая заблокировать счет в банке

Зачастую, учредители предприятия могут задаваться таким вопросом, может ли налоговая заблокировать счет в банке, ведь, по сути, такое действие со стороны сотрудников ФНС, может привести к неприятным последствиям для предпринимателей. Действительно, Федеральная Налоговая Служба имеет полномочия блокировать денежные средства хозяйствующих субъектов в ряде случаев, определенных действующим законодательством. Рассмотрим два основных вопроса: в каких случаях налоговая блокирует денежные средства в банке и что делать дальше.

Причины блокировки

Если банковский счет блокирует Федеральная налоговая служба, то данный метод позволяет уполномоченным органам взыскивать с недобросовестных налогоплательщиков сумму недоимки по выплатам в бюджет, штрафы и пени. Отсюда следует, что данная мера — это не что иное, как мера принудительного воздействия на должника по выплатам в Федеральную налоговую службу. Кроме всего прочего, есть и иные причины блокировки, связанные с Федеральной Налоговой Службой — это неисполнение требований по своевременной сдаче декларации или отчетных документов.

Арест счета налоговой инспекцией возможен только в том случае, если учредители предприятия нарушают действующее налоговое законодательство, не предоставляя отчётные документы, иными словами, уклоняются от своих обязательств перед государством. Справедливости ради нужно отметить, что не только налоговая служба уполномочена блокировать денежные средства в банке хозяйствующих субъектов, но именно им налоговики блокируют счета за неисполнение налогового законодательства.

Обратите внимание, что арест расчетного счета юридических лиц возможен даже в случае непредоставления декларации и отчётности, любые недоимки по налогам или неуплата обязательного сбора приведет к рассматриваемому виду аресту.

Правда, налогоплательщики должны знать некоторые нюансы блокировки, в первую очередь, представители Федеральной Налоговой Службы уведомляют налогоплательщика о необходимости подать, документы погасить задолженность, оплатить штрафы и пени. На исполнение обязательств отводится определенный срок, если в течение этого срока налогоплательщик добровольно отказывается исполнять обязательства, то налоговая инспекция имеет право применять меры по принудительному взысканию.

Что должен делать налогоплательщик

Конечно, не стоит доводить до блокировки счета, ведь если исполнять все свои обязательства в полном соответствии с действующим законодательством, можно избежать неприятных последствий. В любом случае, налоговая инспекция для начала информирует должника по налогам и выдвигает требования предоставить документы или оплатить задолженность. То есть, у налогоплательщика есть определенный период, чтобы исполнить свои обязательства и избежать ареста. Не стоит, конечно, упускать той возможности, что арест был наложен по ошибке.

Обратите внимание, что банк, ведущий расчетный счет юридических лиц, в любом случае оповещает своих клиентов о наложении ареста и ограничений по расчетным операциям.

Если говорить о том, что делать в случае ограничения по счету налоговыми органами, то первое действие, которые должен предпринять учредитель предприятия — это обратиться в банк, чтобы выяснить, кто арестовал счет. Затем, нужно непосредственно обратиться в ФНС с той целью, чтобы выяснить причину ареста. Если он действительно был наложен по ошибке, то вопрос можно будет урегулировать за короткие сроки. Если причина блокировки объективна,то придется исполнять требования налоговой инспекции. Кстати, если причина ареста счёта — это недоимка налога или нарушение налогового законодательства, то у его владельцев есть лишь два варианта:

  • оплатить налоги добровольно вместе со штрафами и неустойкой;
  • предоставить в Налоговую инспекцию отчётные документы и декларации.

Так, после исполнения требований налоговой инспекции счет налогоплательщиков будет разблокирован течение одних суток То есть, на практике, разблокировка счета будет выглядеть следующим образом: налогоплательщик исполняет свои обязательства, уведомляет об этом сотрудников ФНС. Они, в свою очередь, подают заявление в банк об освобождение от ареста банковского счёта налогоплательщика.

Особое внимание стоит обратить на тот факт, если налоговый орган без законных на то оснований наложил арест на банковский счет юридического лица, в данном случае пострадавшая сторона за все дни, когда счет был арестован, имеет право взыскать с налоговой инспекции неустойку в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России, на всю сумму, имеющуюся на счету за весь период блокировки.

Можно ли производить операции по заблокированным счетам

Суть ареста денег заключается в том, что его владелец не может распоряжаться своими денежными средствами и совершать расходные операции. То есть, на приходные операции арест не распространяется, по-прежнему на счет могут поступать деньги от контрагентов юридического лица, он может получать оплату, но не может расплачиваться в случае необходимости, ведь блокировка распространяется непосредственно на расходные операции.

Вместе с тем арест не запрещает списывать денежные средства в счет погашения каких-либо обязательств хозяйствующего субъекта. Деньги будут списываться по следующему алгоритму:

  1. В первую очередь будут и производится списания по исполнительным документам, например, по решению суда.
  2. Далее, денежные средства распределяются на уплату задолженности по заработной плате и иным трудовым договорам.
  3. В третьей очереди — это выплата задолженностей по налогам и иных бюджетных сборов.
  4. Далее, списываются средства в счет уплаты по гражданско-правовым судебным спорам.
  5. В последнюю очередь списываются платежи по текущим налогам и иные выплаты в бюджет.

Важно! С арестованного счета можно производить выплаты только по имеющейся задолженности хозяйствующих субъектов, после исполнения всех текущих обязательств денежные средства будут доступны для совершения иных расходных операций.

Как действуют банки

Нельзя не отметить, что блокировка счета налоговой начинается с поиска денежных средств юридических лиц, то есть сотрудники налоговой инспекции делают запрос в разные коммерческие банки с целью поиска счета должника по налогам. Банки, в свою очередь, отвечают на запросы, если счет открыт в одном из коммерческих банков, тот, в свою очередь, должен сообщить сумму средств, имеющихся на нем.

Далее, по официальному требованию банк блокирует денежные средства налогоплательщика по заявлению Федеральной Налоговой Службы. После, средства могут быть списаны со счёта в счет погашения имеющейся задолженности. Кстати, здесь нужно учитывать тот факт, что блокировке подлежат все имеющиеся счета должника.

Обратите внимание, банк не вправе открыть другой расчетный счет для должника, по крайней мере, до тех пор, пока он не исполнит свои долговые обязательства.

Таким образом, арест банковского счёта Федеральной Налоговой Службой — это мера принудительного взыскания. Иными словами, имея задолженность перед налоговой инспекцией нужно либо добровольно исполнить требования закона, либо средства будут списаны принудительно. Кстати, нельзя не сказать о том, что если у юридических лиц в том или ином банке есть депозиты, то они также могут быть заблокированы уполномоченными органами.

Наложили ограничение на расчетный счет.

Имею эквайринг в личных магазинах у Сбербанка. Деньги вывожу через расчетный счет в Сбербанк Бизнес онлайн. Сегодня зашел и вижу ограничения.

Выше очередности — 3

Дата начала действия — 31.05.2018

На сумму более — 500.00 Р.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ограничение наложил Межрайонный ИФНС.

Основания ограничения — Требование:№4204 от 25.04.2018 со сроком 18.05.2018.

Подскажите пожалуйста по какой причине наложено ограничение и на какой срок. Что делать в данной ситуации?

Здравствуйте, из того, что вы пишите, основание ограничения как раз указано, это требование. Срок, как правило, устанавливается, до устранения вами причины ограничения. Вам стоит обратиться непосредственно в ифнс с заявлением о предоставлении информации. Если вы считаете действия ифнс незаконными, то подавайте жалобу в вышестоящую фнс согласно главы 19 НК РФ.

Читайте так же:  Федеральная нотариальная палата поиск наследственных дел в 2020 году

Удачи вам и всего наилучшего.

В вашем вопросе уже содержится ответ. Ограничение наложено на основании решения налоговых органов. Вы либо налоговый должник, либо не предоставили в срок декларацию, а ограничение допускается. Копия решения инспекции об аресте счета передается налогоплательщику не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения (п. 4 ст. 76 НК РФ). Имеете право обжаловать в суд, если для этого есть основания.

Здравствуйте, данный вопрос регламентируется налоговым кодексом РФ, в частности ст. 76 НК РФ если у вас имеется задолженность по оплате налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа. Узнавайте все в налоговой, получайте решение. Если не согласны с ним, сможете оспорить в судебном порядке

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.06.2018)

Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

1. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.

Если это пятьсот рублей, то их спишут и ограничение будет снято. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.06.2018), в ст. 76 указывает на возможность наложить ограничения.

Если ограничения наложила налоговая инспекция то это конечно не на основании судебного приказа ст 122 ГПК РФ

Исходя из статьи 12 ФЗ Об исполнительном производстве требование налоговой инспекции относится к исполнительным документам Ограничение скорей всего наложено в связи с какой то недоимкой по налогам, потому что налоговая может выставлять подобные требования только по налогам Более подробную информацию вам конечно нужно получать в налоговой инспекции Обращайтесь в налоговую и там узнавайте причину Если причина является необоснованной то на основании ст 138 НК РФ обжалуйте это требование в вышестоящей налоговой инспекции.

Здравствуйте, посетитель сайта в вашем случае такое требование ИФНС означает задолженность по налогам, сборам, пеней, штрафов, это не судебные приставы и не судебный приказ за подробной информацией вы можете обратиться в ИФНС

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.06.2018)

Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

1. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 02.05.2015 N 113-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Что меняется в порядке уплаты налогов в 2020 году: обзор изменений

Уплата налога в бюджет далеко не всегда ограничивается перечислением его соответствующей суммы в бюджет путём заполнения платёжки. Рассказываем обо всех изменениях в порядке уплаты налогов, сборов, страховых взносов с 2020 года, а также процедурах, которые с ними сопряжены.

Новый порядок направления требования

С 1 апреля 2020 года законодатели поправили порядок взыскания налоговых долгов.

Так, требование об уплате налога/сбора/страховых взносов/пеней/штрафов инспекторы выставляют организациям и ИП:

  • в 3-месячный срок – если сумма больше 3000 руб.;
  • в течение года – если сумма меньше 3000 руб.

Сроки для обычных физлиц такие:

  • 3 месяца – если требования на сумму больше 500 руб.;
  • 1 год – по меньшим сумма долгов.

Отметим, что до апреля 2020 года требования на сумму менее 500 рублей налоговики выставляют в течение года. Остальные требования – в течение 3-х месяцев. И до апреля 2020 года в этом плане не имеет значения, чьи налоговые долги имеют место – организации, ИП или граждан.

Эти изменения в НК РФ внес п. 17 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Новый порядок блокировки счета

В силу новой редакции п. 3 ст. 46 НК РФ с 1 апреля 2020 года налоговый орган не имеет права приостанавливать операции по счетам организаций и ИП до тех пор, пока задолженность перед бюджетом не превысит 3000 рублей.

Уточним, что речь в новой норме идёт именно об общей сумме налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию.

Решения о взыскании налогов, пеней и штрафов ИФНС принимает в 2-месячный срок после того, как истек срок требования об уплате налогов.

По новым правилам, если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, учитываемого ИФНС при расчете общей суммы долга к взысканию, такая сумма:

  • превысила 3000 руб. – решение о взыскании принимают в течение 2-х месяцев со дня превышения;
  • не превысила 3000 руб. – решение о взыскании принимают в течение 2-х месяцев со дня истечения 3-летнего срока.

Отметим, что до апреля 2020 года налоговики были вправе блокировать счета при любых суммах долгов, а решения о принудительном взыскании долгов принималось независимо от их суммы в тот же двухмесячный срок.

Эти изменения в НК РФ внёс п. 11 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Новые права налоговиков по взысканию большой задолженности

С 1 апреля 2020 года ИФНС получили право применять дополнительные меры, чтобы взыскать крупные долги перед бюджетом. Речь идёт о недоимке свыше 1 млн рублей.

Так, если банк по инкассо не успел списать крупную задолженность в 10-дневный срок, налоговики вправе:

Мера по взысканию

Пояснение

Осмотр территории, помещения, документов и предметов организации Условия:
  • не более 1 раза по одному решению;
  • решение не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия;
  • с согласия компании.
Истребование вне рамок проверки документов и информации об имуществе, имущественных правах и обязательствах организации/ИП Условие – решение не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия.

Перечень таких документов и информации утверждает ФНС России (входят самые различные документы – от правоустанавливающих собственность до деловой переписки).

Если организация/ИП (в т. ч. налоговый агент) не представит в срок, ИФНС вправе запросить такие данные у третьих лиц

Об осмотре территорий, помещений, документов и предметов должностное лицо налогового органа, которое его проводит, должно вынести мотивированное постановление.

Это новая редакция статей 92 и 93.1 НК РФ.

Отметим, что до апреля 2020 года у налоговых органов нет таких полномочий.

Указанные изменения в НК РФ внесли п. 32 и 33 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Читайте так же:  Приказ по электронным листкам нетрудоспособности образец в 2020 году

Плата за отсрочку/рассрочку стала больше

С 1 апреля 2020 года законодатели вдвое повысили проценты за отсрочку и рассрочку налоговых платежей.

Проценты за рассрочку платежей налоговики с 01.04.2020 начисляют по полной ставке рефинансирования ЦБ РФ вместо 1/2 этой ставки, если организация не может в срок заплатить доначисления по итогам проверки.

Отметим, что по-прежнему отсрочка и рассрочка перед бюджетом, предоставленная по причине стихийных бедствий и из-за непоступивших бюджетных ассигнований, осталась беспроцентной. А при угрозе банкротства и сезонной деятельности проценты, как и прежде, начисляют по 1/2 ставки рефинансирования.

Новую редакцию ст. 64 НК РФ ввёл подп. «б» п. 16 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Больше оснований для получения рассрочки

С 1 апреля 2020 года в силу новой редакции п. 5.1 ст. 64 НК РФ ИФНС могут чаще предоставлять рассрочку по налоговым долгам.

Так, рассрочку дадут:

  • на 1 год – если налоговые долги перед бюджетом по итогам проверки меньше 30% прошлогодней выручки от реализации;
  • на 3 года – если больше 30%, но менее 70%.

Речь идёт о выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения ИФНС по результатам такой проверки.

Отметим, что до апреля 2020 года рассрочка не положена, если задолженность меньше 30% от прошлогодней выручки.

Эти изменения в НК РФ ввёл подп. «в» п. 16 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Расширено право на замену ареста имущества

Согласно новой редакции п. 12.1 ст. 77 НК РФ, с 1 апреля 2020 года можно избежать ареста имущества как способа обеспечить исполнение обязательств перед бюджетом.

Так, по просьбе налогоплательщика-организации арест имущества, принятый в качестве обеспечительной меры, можно заменить:

  • банковской гарантией (должна подтверждать, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании недоимку, а также соответствующие пени и штрафы в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок; ст. 74.1 НК РФ);
  • залогом имущества (п. 2 ст. 73 НК РФ);
  • поручительством третьего лица (ст. 74 НК РФ).

Отметим, что до апреля 2020 года арест имущества можно заменить только его залогом.

Данное изменение в НК РФ внёс подп. «а» п. 21 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Новый порядок введения залога имущества

С 1 апреля 2020 года в силу новой редакции ст. 73 НК РФ налоговики получили право автоматически брать в залог арестованное имущество.

Новое основание взять собственность налогоплательщиков в залог появляется, когда организация в месячный срок не гасит долги:

  • указанные в решении о взыскании/решении о привлечении к ответственности/отказе в этом;
  • исполнение которых обеспечено арестом имущества или запретом его отчуждать.

При этом залог не распространяется на деньги на счетах и во вкладах, предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).

Кроме того, осталась возможность добровольного залога, когда налогоплательщик сам передает имущество инспекции, чтобы обеспечить исполнение своих обязательств перед бюджетом.

Таким образом, с 01.04.2020 залог имущества возникает не только на основании договора между ИФНС и залогодателем, но и на основании закона – по п. 2.1 ст. 73 НК РФ.

По новым правилам залог, возникающий в соответствии с п. 2.1 ст. 73 НК РФ в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, признается последующим залогом.

Залог не возникает в отношении имущества, находящегося в залоге у 3-х лиц, если по правилам гражданского законодательства передача такого имущества в последующий залог не допустима.

Эти изменения в НК РФ внёс п. 19 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Информация об обеспечительных мерах станет открытой

С 1 апреля 2020 года на основании нового п. 4 ст. 72 НК РФ ФНС России будет размещать на своем официальном сайте налог.ру в том числе:

  • решения о применении обеспечительных мер в виде залога/ареста имущества (ст. 73 и 77 НК РФ соответственно);
  • решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества (подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • информацию об отмене либо о прекращении действия таких решений.

Указанные сведения налоговики обязаны публиковать в течение 3-х дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.

На сайте налоговой можно будет узнать про конкретное имущество, в отношении которого действует запрет на продажу.

Конкретный перечень таких сведений утверждает ФНС России.

Согласно приказу ФНС «О составе сведений, размещаемых в соответствии с п. 4 ст. 72 НК РФ, и порядке их размещения», речь идёт о следующей информации, подлежащей ежедневному обновлению:

  1. ИНН.
  2. Наименование организации (Ф.И.О. для индивидуального предпринимателя, физлица).
  3. Дата решения о принятии обеспечительных мер.
  4. Дата решения об отмене обеспечительных мер.
  5. Дата решения о прекращении обеспечительных мер.
  6. Сведения об имуществе и его индивидуальные признаки, в отношении которого приняты обеспечительные меры (описание, в т. ч. цифровое, буквенное обозначения или их комбинация).
  7. Сведения о виде обеспечительных мер с указанием статьи НК РФ, в соответствии с которой принят их соответствующий вид.

Новую норму в НК РФ ввели п. 18 ст. 1 и п. 4 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Либерализация зачета переплаты

С 1 октября 2020 года согласно новой редакции ст. 78 НК РФ законодатели убрали запрет на зачет переплаты по налогам разных видов.

Так, федеральные, региональные и местные налоги разрешено зачитывать между собой. Переплату можно направить:

  • в счет будущих платежей по налогам;
  • на погашение задолженности по налогам, а также пеням, штрафам.

А вот вернуть переплату получится только после того, как погашены все долги по налогам.

Добавлено, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано не только в течение 3-х лет со дня её перечисления, но и по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам избежания двойного налогообложения.

Также уточнено, что заявление о зачете/возврате переплаты подают в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Эти изменения в НК РФ внесли подп. «а», «б», «ж» п. 22, абз. 3 подп. «е» п. 22 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Особый контроль за некоторыми выплатами за рубеж

С 1 октября 2019 года для Российской Федерации вступила в силу многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

Как поясняет Минфин в своей информации (без даты и номера) в отношении налогов у источника (например, дивиденды, проценты, роялти) эта Конвенция применяется с 1 января 2020 года применительно к соглашениям об избежании двойного налогообложения, заключенным с юрисдикциями, которые уже её ратифицировали. А в отношении всех других налогов – не ранее 1 января 2021 года.

На практике это означает, что с 1 января 2020 года станет сложнее пользоваться налоговыми преимуществами и льготами при определенных выплатах за границу в некоторые страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here