Организационно правовые формы существования некоммерческих организаций в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Организационно правовые формы существования некоммерческих организаций в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Глава II. Формы некоммерческих организаций (ст.ст. 6 — 12)

Глава II. Формы некоммерческих организаций

>
Общественные и религиозные организации (объединения)
Содержание
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Изменение организационно-правовых форм

Существенным изменениям подверглись наименования организационно-правовых форм, в которых создаются юридические лица. Многие из ранее существующих форм были объединены под единым наименованием. Однако, такая наиболее популярная форма создания юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью, осталась в неизменном виде.

Следует учитывать, что перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в прежних организационно-правовых формах, не требуется. Однако, их учредительные документы и наименования должны быть приведены в соответствие с новыми нормами ГК РФ при первом же внесении в них изменений.

Обобщенно изменения наименований организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, можно представить в виде таблицы.

До принятия Закона

После принятия Закона

Товарищество на вере

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Закрытое акционерное общество

Открытое акционерное общество

Сбытовой (торговый) потребительский кооператив

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив

Общество взаимного страхования

Сельскохозяйственный потребительский кооператив

Общественная и религиозная организация (объединение)

Профессиональный союз (профсоюзная организация)

Орган общественной самодеятельности

Территориальное общественное самоуправление

Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное)

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций регламентируются главой 5 Гражданского Кодекса РФ, а также Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В Гражданском Кодексе выделяются следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

— потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. Деятельность потребительских кооперативов регламентируется также Законом «О сельскохозяйственной кооперации», Законом «О кредитных потребительских кооперативах граждан» и др.;

— общественные и религиозные организации (объединения). Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями, они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. Деятельность общественных и религиозных организаций (объединений) также регламентируется Законом «Об общественных объединениях», Законом «О свободе совести и религиозных объединениях»;

— фонды. Фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

— учреждения. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение наделяется имуществом собственником на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами;

— объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, также могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. При этом члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов.

В Законе «О некоммерческих организациях» дополнительно выделены такие организационно-правовые формы некоммерческих организаций как:

— государственная корпорация. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Самая известная в настоящее время корпорация — это «Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов;

— некоммерческое партнерство. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона «О некоммерческих организациях» (для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ). Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано;

Читайте так же:  Справка о погашении задолженности по исполнительному листу в 2020 году

— автономная коммерческая организация. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социально ориентированные некоммерческие организации

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

— местные администрации (муниципальные реестры),

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

Читайте так же:  Куда жаловаться на приставов по алиментам

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

Государственная и муниципальная поддержка некоммерческих организаций в г.Туле

В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. НКО — катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством [1].

В России некоммерческий сектор находится в стадии формирования. С его деятельностью напрямую связано развитие гражданского общества в России. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества.

Особенность «некоммерческих организаций» заключается в том, что они определяются российским законодательством как организации, не имеющие в качестве главной (приоритетной) цели и своей деятельности извлечение прибыли. В Российской Федерации определены следующие формы некоммерческих организаций:

1) общественные организации (объединения);

2) религиозные организации (объединения);

3) государственная корпорация;

4) некоммерческие партнерства;

6) автономные некоммерческие организации;

7) социальные фонды;

8) благотворительные фонды;

9) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Государственная поддержка негосударственных некоммерческих организаций осуществляется по различным направлениям (см. табл. 1):

  • · Законодательная поддержка
  • · Организационная поддержка
  • · Экономическая поддержка

Таблица 1. Направления государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций

Законодательная поддержка

Организационная поддержка

Экономическая поддержка

1.Регулирование Конституции и Гражданского кодекса РФ

1.Регламентация экономического статуса

1.Прямое государственное финансирование:

— прямое бюджетное финансирование;

3.Законодательные акты по отдельным видам НКО

3.Информационно- справочные, консультационные и др. услуги.

— финансовая помощь в формировании материально-технической базы и тд.

Одна из эффективных форм поддержки некоммерческих организаций – предоставление субсидий (грантов).

Субсидия некоммерческой организации – средства, предоставляемые из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе некоммерческой организации, на частичное возмещение затрат по реализации социально значимых функций.

Согласно данным сайта Министерства юстиций РФ по состоянию на 1 декабря 2015 г. в Тульской области зарегистрировано 1735 некоммерческих организаций [2].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 2. Перечень НКО, зарегистрированных в ТО по состоянию на 01.12.2015г.

Организационно-правовая форма

Количество

% от общего числа зарегистрированных НКО

Автономные некоммерческие организации

Территориальные общественные самоуправления

В городе Туле активно взаимодействуют с администрацией города 145 НКО [3].

Таблица 3. Общественные объединения, взаимодействующие с администрацией г. Тулы

Категория НКО

Количество НКО, относящихся к данной категории

Организации вне категорий

Научные и просветительские организации

Национальные общественные организации, национально-культурные автономии

В целях мониторинга и анализа деятельности общественных организаций администрацией города Тулы в 2012 году был проведен опрос, позволивший получить социологические данные о состоянии гражданского общества в Туле, общественного движения города и процессов, протекающих в этом секторе [4].

По его итогам были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники общественных организаций.

Во время создания и существования общественные организации сталкиваются с рядом проблем:

Нехватка средств – 68%;

Отсутствие материальной базы – 49%;

Сложность бухгалтерского учета – 46%;

Система налогообложения – 29%;

Отсутствие понимания со стороны властей – 29%;

Равнодушие общества к поднимаемым организацией проблемам – 25%;

Отсутствие информации – 24%;

Недостаток умения зарабатывать деньги – 24%;

Неуверенность в себе – 21%;

Недостаток коммерческих знаний – 25%;

Отсутствия помещения – 19%;

Несовершенное законодательство – 12%;

Недостаточный уровень профессионализма – 5%.

Данные исследования показали, что основная проблема – это отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и органов местного самоуправления. Нехватка финансовых средств остается основной причиной торможения развития некоммерческого сектора не только в Туле, но и в России в целом. Данный факт свидетельствует о другой существенной проблеме «третьего сектора» России – большой зависимости от государства. На сегодняшний момент, по мнению большинства экспертов, доминирующим субъектом развития общественных институтов в России является государство. Именно оно определяет их настоящее и ближайшее будущее, поскольку в настоящее время общественные институты испытывают дефицит связей с гражданами и только начинают выстраивать эти связи, да и ресурс институциональной гражданской активности пока крайне невелик. Общественные организации ожидают от органов власти в первую очередь материальной поддержки, в первую очередь это относится к предоставлению помещений и финансированию отдельных акций и проектов. В свою очередь, представители общественных организаций понимают важность благоприятной для их деятельности законодательной базы, нуждаются в моральной поддержке и более широком распространении механизма социального заказа.

Читайте так же:  Ассоциации частных инвесторов для выдачи займов

Еще одной проблемой, с которой сталкивается большинство НКО, является социальное иждивенчество, испытывая на себе иждивенческие настроения своих клиентов. Тем не менее, не единично проявление иждивенчества со стороны НКО и к органам власти, органам местного самоуправления и к ресурсным центрам НКО. В большей степени это характерно для ветеранских, детских и некоторых молодежных организаций.

Поддержка общественных организаций города Тулы осуществляется на основании Положения о муниципальных грантах и порядке их предоставления из бюджета муниципального образования город Тула администрацией города Тулы. Гранты выделяются в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Поддержка и развитие территориального общественного самоуправления и общественных объединений в муниципальном образовании город Тула» (далее – МП).

Таблица 5.Выделение грантов для ТОС и общественных организаций по МП «Поддержка и развитие ТОС и общественных объединений в муниципальном образовании город Тула» за 2013-2015годы

Год

По плану (тыс.руб)

По факту (тыс.руб)

Доля от МП

Таблица 6. Динамика объемов финансирования проектов ТОС и общественных организаций г.Тулы за 2013-2015 гг.

Год

Размер финансирования, тыс. руб.

Количество реализованных проектов, в т.ч.:

Уровень инфляции, % [5]

ТОС

Общественные организации

Рисунок 1. –Динамика темпов роста объемов финансирования, количества проектов ТОС и общественных организаций г.Тулы и уровня инфляции за 2013-2015 гг. в %

На основании данных о реализации МП были составлены сравнительные таблицы, по которым можно увидеть, что наблюдается положительная динамика в 2014 году: на МП было выделено 15 769 тыс. руб., что на 132% больше чем в предшествующем году. В 2015 году сумма средств на МП значительно уменьшилась (на 14%, или на 2 276,4 тыс. руб.), но на сумму средств, выделенных на гранты, это повлияло не значительно — по сравнению с 2014 она уменьшилась всего на 2,6%, или 104 тыс. руб.

Рисунок 2. –Основные параметры бюджета МО город Тула за период 2014-2016г.г., млн.руб.

Как видно по диаграмме, несмотря на то, что доходы бюджета в 2015 году по сравнению с 2014 выросли, финансирование МП сократилось ,но на сумму средств, выделенных на гранты, это повлияло не значительно — по сравнению с 2014 она уменьшилась всего на 2,6%, или 104 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что со стороны органов местного самоуправления некоммерческим организациям города Тулы финансовая поддержка оказывается в достаточной степени. За период 2013-2015 годов наблюдается положительная динамика финансирования проектов ТОС и общественных организаций путем предоставления грантов. Несмотря на тяжелое экономическое положение в регионе и в стране в целом развитию некоммерческого сектора уделяется большое внимание. Однако финансовая (прямая) поддержка не всегда решает проблему развития некоммерческого сектора. Поддержке финансовой должна предшествовать поддержка правовая и организационная. Большее внимание должно уделяться повышению грамотности руководителей и активистов НКО. То есть органами власти должны быть созданы условия для институциализации экономики третьего сектора, в первую очередь, гибкую систему налогообложения НКО и стимулирования социальной ответственности бизнеса, которая бы, с одной стороны, содействовала развитию социально ориентированных гражданских инициатив, а с другой – препятствовала бы злоупотреблениям общественными организациями их статусом «льготников». [6]

Требует совершенствования система оценки эффективности НКО. Важным условием работы органов местной власти при взаимодействии с некоммерческими организациями является наличие единой системы оценки эффективности НКО. Это важно при финансировании НКО: в приоритете должны быть организации, наиболее эффективно использующие все имеющиеся ресурсы, в том числе полученные бюджетные средства. То есть необходима система оценки, которая будет основываться на результатах деятельности НКО.

Также следует отметить, что тульскими НКО очень часто игнорируются и практически не используются такие альтернативные формы финансирования, как фандрайзинг и краудфандинг. Развитие этих форм финансирования позволит, во-первых, получить тульским НКО новые возможности для собственного развития, меньше зависеть от местных органов власти и экономической ситуации в регионе в целом. Во-вторых, способствуя развитию альтернативных форм финансирования некоммерческого сектора, местные органы власти будут иметь возможность эффективнее использовать бюджетные средства. Некоммерческие организации перестанут быть иждивенцами для местного бюджета. В перспективе эти формы привлечения финансовых ресурсов позволят перевести третий сектор полностью на самообеспечение, а сэкономленные таким образом бюджетные средства можно было бы направить на решение других важных социальных проблем Тульского региона.

Научный руководитель:
Орлова Евгения Петровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управленияТульского филиала РЭУ имени Г.В.Плеханова, г.Тула, Россия

1. Доклад о развитии институтов гражданского общества в России. – Фонд развития гражданского общества, 15 марта 2013 г. – URL: http://civilfund.ru/mat/20

2. Информация о количестве зарегистрированных некоммерческих организаций по данным Министерства юстиции Российской Федерации состоянию на 20 апреля 2016 года. – URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx

3. Сведения об общественных объединениях, взаимодействующих с администрацией г. Тулы. – URL: http://www.tula.ru/activity/society/public-organizations/

4. Батанина И.А. Участие общественных объединений, территориальных общественных объединений в решении социальных проблем г.Тулы / И.А. Батанина. – Тула. – 2012.

Формы НКО таблица

В 2016 году некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Список всех возможных форм НКО мы собрали в одну таблицу.

Формы НКО в 2016 году таблица

Организационно-правовая форма

Некоммерческие корпоративные организации*

Жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы

Садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы

Общества взаимного страхования

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Политические партии и созданные в качестве юридических лиц:

— профессиональные союзы (профсоюзные организации);

— органы общественной самодеятельности;

— территориальные общественные самоуправления

Объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций

Торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты

Товарищества собственников недвижимости

Товарищества собственников жилья (ТСЖ)

Казачьи общества, внесенные в госреестр казачьих обществ в РФ

Общины коренных малочисленных народов РФ

Некоммерческие унитарные организации**

Читайте так же:  Юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно без телефона в 2020 году

Общественные и благотворительные фонды

Государственные учреждения (в том числе государственные академии наук)

Частные (в том числе общественные) учреждения

Автономные некоммерческие организации

Ваши коллеги сейчас читают:

© 1997–2018 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения
8 800 550-15-57

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Упрощёнка» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

Особенности правового статуса некоммерческих фондов

Законодательством Российской Федерации определено, что фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О коммерческих организациях», статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другими специальными законами.

Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.

Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Читайте так же:  Дополнительный отпуск опекуну ребенка

Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.

Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.

Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

По состоянию на 29.08.2012 общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов составляет 112, из которых 43 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляет 20, из которых 9 являются благотворительными фондами. Для сравнения: общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов по состоянию на 29.08.2011 составляло 101, из которых 37 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляло 19, из которых 9 являются благотворительными фондами.

Необходимо выделить также обязанность фондов представлять ежегодную информацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Управление.

Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает обязанность некоммерческих фондов представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы (ОН 0001 и ОН 0002) и сроки (до 15 апреля года, следующего за отчетным) представления указанных документов установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее — Приказ) и подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Кроме того, фонды соответствующие вышеуказанному пункту, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

Если учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также фонд не имел в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств такого фонда в течение года составили до трех миллионов рублей, то пунктами 3.1 и 3.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определена обязанность представлять в Управление заявление, подтверждающее соответствие фонда указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Общественные фонды представляют информацию в Управление согласно требованиям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по форме ОН0003, утвержденной Приказом, в аналогичные с некоммерческими фондами сроки. Кроме того, общественные фонды ежегодно информируют Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.09.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонд обязан представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

— финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда;

— персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом;

— составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);

— содержании и результатах деятельности благотворительного фонда;

— нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Отчет представляется в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности (в течение 90 дней по окончании года, следующего за отчетным), представляемый в налоговые органы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще одна ежегодная обязанность фондов установлена абзацем 2 пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Организационно правовые формы существования некоммерческих организаций в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here