Основания отказа в государственной регистрации юридического лица в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Основания отказа в государственной регистрации юридического лица в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Новые ограничения и требования закона о регистрации компаний и ИП

Добрый день, коллеги!

12 ноября 2019 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 377–ФЗ, дополняющий Федеральный закон № 129–ФЗ «О государственной регистрации». Рассмотрим основные нововведения.

С 12.11.2019 года вступают в силу следующие изменения:

Статья 7.1. «Порядок опубликования сведений»:

    Пункт 7 «сведения, подлежащие обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс)» дополняется подпунктами «н.4»–«н.7». С 12 ноября у юридических лиц появляется обязанность публиковать в отношении себя сообщения на Федресурсе о продаже предприятия или передаче его в аренду, ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала. В случае не опубликования сведений налагается штраф в размере от 5 000 рублей до 50 000 рублей (ст. 14.25 КоАП РФ). За публикацию сообщения необходимо заплатить государственную пошлину в размере 860 рублей.

Вводится пункт 8.1., наделяющий нотариусов возможностью публиковать вышеназванные сведения в Федресурсе от имени юридических лиц.

  • Вводится пункт 8.3., обязывающий органы, осуществляющие государственную регистрацию юрлиц, самостоятельно вносить в Федресурс сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«и» статьи 7 (о создании юрлица, о нахождении компании в процессе реорганизации, ликвидации, об исключении из реестра, об уменьшении уставного капитала, назначении или снятии с должности единоличного исполнительного органа, о недостоверности сведений, о смене местонахождения и адреса).
  • С 01.04.2020 года вступают в силу следующие изменения:

    Статья 7.1 «Порядок опубликования сведений»:

      Пункт 8.4., конкретизирующий содержание сведений о физических и юридических лицах, вносимых в Федресурс: в отношении физлиц – ФИО, место рождения, страна проживания, ИНН; в отношении юрлиц – полное и сокращенное наименование, ИНН, ОГРН.
  • Вводятся пункты 12-15, в которых отражаются сведения, которые юридическое лицо может сообщить в Федресурс по своему желанию (о поручительстве, об ограничениях прав по договору, и т.д.). Пунктом 15 предусматривается возможность запроса выписки из Федресурса.
  • С 01.09.2020 года вступают с силу следующие изменения:

    Статья 5 «Содержание государственных реестров»:

      Изменяется редакция подпункта л) пункта 1: в ЕГРЮЛ будут отображаться данные о юрлице, выступающем в качестве единоличного исполнительного органа. В случае, если полномочия действовать без доверенности от имени компании переданы нескольким лицам, в отношении каждого из них (физического лица или юридического лица) будет отображаться соответствующая информация вместе со сведениями о совместном или независимом действии друг от друга;
  • Изменяется редакция подпункта л) пункта 2: в ЕГРИП будут отображаться сведения о дате и способе прекращения деятельности ИП (по заявлению, в связи со смертью, банкротством, исключением из ЕГРИП, решением суда).
  • Статья 21.1. «Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа»:

      Изменяется редакция пункта 4. В новой редакции указано, что в случае внесения записи об исключении юрлица, заинтересованные лица, чьи права затрагивает исключение, могут направить заявления в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня опубликования сообщения регорганом. Если заявления успевают поступить в указанный срок, решение об исключении не принимается.
  • Абзац первый пункта 4 дополняется ограничениями для ИП: в качестве ИП не может регистрироваться физическое лицо в случае, если не истек год с момента принятия судом решения о принудительном прекращении деятельности ИП, если не истекли три года со дня исключения ИП по решению регистрирующего органа.
  • Глава VII .1 дополняется статьей 22.4 «Исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа»:

      ИП признается прекратившим деятельность при одновременном соблюдении следующих условий: истекли 15 месяцев с даты окончания действия патента, ИП в течение 15 месяцев не предоставлял отчетность, сведения о расчетах и ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.

    Решение о предстоящем исключении вносится регистрирующим органом в реестр в течение 3х рабочих дней.

    Индивидуальный предприниматель, его кредиторы и иные лица, чьи интересы затрагиваются исключением, могут направить соответствующие заявления в регистрирующий орган в течение месяца со дня опубликования решения об исключении. Если заявления не будут направлены, ИП исключают из реестра.

  • Решение об исключении ИП может быть обжаловано в течение года с момента, когда заинтересованные стороны узнали или должны были узнать о нарушении исключением ИП своих прав.
  • На основании вышеперечисленных изменений мы можем сделать вывод, что законодательство, регулирующее регистрацию, все больше ужесточается. С сентября 2020 года продолжится массовая «очистка» реестра, начатая еще с 2016 году. На этот раз планируется исключать «недействующих» предпринимателей. Для ИП, которые забросили свой бизнес или не хотят продолжать свою деятельность, это, несомненно, плюс, так как можно дождаться внесения записи об исключении и не подавать документы на закрытие, но для предпринимателей, которые случайно попали под критерии исключения, это риск не только все потерять, но и не зарегистрировать бизнес снова в течение последующих трех лет. Компании обязывают направлять о себе данные в сторонний реестр, по существу дублирующий находящиеся в открытом доступе данные ЕГРЮЛ и Вестника государственной регистрации, а для того, чтобы разместить сообщение, необходимо настроить рабочее место, заплатить государственную пошлину, что само по себе финансово затратно.

    Тонкости регистрации: основания отказа, о которых вы не знаете

    Бытует мнение, что 90% отказов в госрегистрации сведений об учредителе (участнике) или руководителе организации объясняются формальными нарушениями закона о госрегистрации юрлиц. Но в 2016 году в него внесли специальные основания для отказа. Большинству директоров и учредителей они до сих пор неизвестны. Поэтому отказ в регистрации, а также его причины могут стать для заявителей полной неожиданностью. Как правильно подобрать руководителя или учредителя (участника) компании, расскажет старший консультант Департамента юридической практики Alliance Legal Consulting Group Никита Роженцов.

    Читайте так же:  Претензия о невыплате заработной платы

    1 января 2016 года начали действовать новые основания для отказа в регистрации учредителей (участников) и руководителей (лиц, действующих от лица компании без доверенности). Кандидатуры не внесут в ЕГРЮЛ, если их прошлый опыт дает основания сомневаться в их добросовестности:

    – лицо ранее было учредителем/участником ООО (с долей 50% и более в уставном капитале) или руководителем юридического лица иной организационно-правовой формы, которое было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее (п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации) и при этом имело долги, в том числе безнадежные, перед бюджетом;

    – лицо является учредителем/участником ООО (с долей 50% и более в уставном капитале) или руководителем юридического лица иной организационно-правовой формы, сведения о котором в ЕГРЮЛ отмечены как недостоверные, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации компании.

    Новые нормы внесли в п. «ф» ст. 23 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанные ограничения действуют в течение трех лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ либо внесения соответствующих сведений в реестр.

    Ограничения в отношении учредителя (участника) либо руководителя компании де-факто дублируют положения КоАП РФ о дисквалификации (ст. 3.11) с той лишь разницей, что административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судьей.

    Стоит отметить, что введенные ограничения могут распространять свое действие применительно к случаям, когда управление юридическим лицом осуществляется управляющей компанией (см. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-6644/2016 по делу № А73-9926/2016 от 6 февраля 2017 г.).

    «Бомба замедленного действия»

    Логика законодателя проста и понятна: он стремился обеспечить достоверность ЕГРЮЛ, в частности, не допустить регистрации компаний, которые создаются для недобросовестной деятельности путем использования «номиналов» и т. д.

    В то же время могут пострадать интересы лиц, которые занимались компанией, а затем потеряли к ней интерес и оставили с долгами перед бюджетом (пускай даже самыми незначительными). Для таких лиц нормы могут оказаться «бомбой замедленного действия»: они могут даже не подозревать об ограничениях, о которых узнают, как правило, лишь когда получат решение ИФНС об отказе в регистрации.

    В более выигрышном положении те, кто имеет отношение к «проблемной» компании, которая еще не ликвидирована, но сведения о которой в ЕГРЮЛ отмечены как недостоверные. Они могут преодолеть ограничение, если внесут в реестр достоверную информацию или обжалуют соответствующую запись в административном или (или) судебном порядке.

    Информация: как и что проверить

    Хотя закон не регламентирует процедуру проверки указанных ограничений, не составляет большого труда узнать, участвовал ли человек в деятельности компании с «темным» прошлым. Достаточно проверить сведения в ЕГРЮЛ, это общедоступно. Куда сложнее выяснить, были ли долги у компании, прекратившей деятельность. Ее участник или руководитель могут просто не располагать достоверной информацией об этом.

    Действующие правовые акты дают возможность получить справки от налоговых органов о том, платил ли налогоплательщик (плательщик сбора и/или страховых взносов, налоговый агент) налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей.

    Однако закон не регламентирует право бывшего учредителя (участника) либо руководителя юридического лица обратиться за такими справками в налоговый орган. В силу подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ это могут сделать только налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент. В то же время даже минимальная непогашенная задолженность перед бюджетом – вполне себе основание отказать в регистрации (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа Ф06-21519/2017 по делу № А49-11258/2016 от 8 июня 2017 г.).

    Остается надеяться, что обсуждаемые нормы Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволят повысить достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, а также послужат толчком к осознанному подбору кандидатур на должность участника либо руководителя компании.

    Основания для отказа в государственной регистрации

    1. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

    2. Согласно статье 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

    • если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
    • если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
    • если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;
    • если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
    • если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
    • если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

    3. Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона «О политических партиях» в государственной регистрации политической партии может быть отказано в случае, если:

    • положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам;
    • наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;
    • не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии;
    • установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»;
    • нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.
    Читайте так же:  Сколько ждать алименты после подачи

    4. Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О политических партиях» в государственной регистрации регионального отделения политической партии может быть отказано в случае, если:

    • не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии;
    • установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

    5. Согласно статье 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в государственной регистрации религиозной организации может быть отказано в случаях, если:

    • цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (конкретным статьям законов);
    • создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
    • устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;
    • если в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
    • если учредитель (учредители) неправомочен.

    6. Согласно статье 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в государственной регистрации допускается в случаях, если:

    · несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствие с федеральными законами;

    · несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

    Федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций, могут быть установлены и иные основания для отказа в государственной регистрации

    Основания отказа в государственной регистрации юридического лица в 2020 году

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2007 г. N А79-3749/2006 Поскольку Предприниматель представил все необходимые документы для совершения государственной регистрации юридического лица, суд, указав на отсутствие у налогового органа оснований для отказа в ней, правомерно удовлетворил заявленное требование и признал незаконным решение Инспекции (извлечение)

    Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
    от 17 января 2007 г. N А79-3749/2006
    (извлечение)

    Предприниматель обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Чебоксары (в настоящее время — Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Чебоксары, далее — Инспекция, налоговый орган) от 10.04.2006 об отказе в государственной регистрации юридического лица.

    Решением суда первой инстанции от 23.06.2006 заявленное требование удовлетворено.

    Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.10.2006 решение суда оставлено без изменения.

    Инспекция не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и отказать в удовлетворении заявления Предпринимателя.

    Заявитель считает, что суды нарушили пункт 1 статьи 9 , пункт 2 статьи 13 , подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ) и статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Инспекция правомерно отказала Предпринимателю в регистрации юридического лица (ООО), поскольку среди представленных им документов, необходимых для совершения указанного действия, отсутствовала опись вложения. Кроме того, в нарушение части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции изменил предмет иска и признал незаконным решение налогового органа от 13.04.2006 (было обжаловано решение от 10.04.2006).

    Предприниматель не представил отзыв на кассационную жалобу.

    Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в заседание суда не направили.

    Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274 , 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Как следует из материалов дела, Предприниматель, являющийся учредителем юридического лица — общества с ограниченной ответственностью «» # , направил в адрес Инспекции заказным письмом с уведомлением заявление о регистрации юридического лица с приложением документов необходимых для совершения указанного действия.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Рассмотрев полученные 10.04.2006 документы, заместитель руководителя налогового органа в решении от 13.04.2006 отказал в государственной регистрации ООО по причине отсутствия среди названных документов описи вложения.

    Посчитав отказ незаконным, Петров обратился с заявлением в арбитражный суд.

    Руководствуясь пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, статьями 12 и 23 Федерального закона N 129-ФЗ, суд первой инстанции указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, поскольку Предприниматель представил все необходимые документы для совершения названного действия, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.

    Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами законодательства и согласился с выводами суда первой инстанции.

    Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

    В силу статьи 12 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

    Читайте так же:  Раздел военной ипотеки

    Согласно подпунктам «а» , «б» пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица допускается в случаях: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

    Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица при его создании не предусмотрено.

    Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено распиской налогового органа в получении документов от 10.04.2006 по форме N Р11001 (л.д. 11), Предприниматель для государственной регистрации создаваемого юридического лица ООО представил в регистрирующий орган подписанное заявителем заявление, решение о создании Общества, его устав, учредительный договор и документ об уплате государственной пошлины.

    При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для отказа Предпринимателю в государственной регистрации юридического лица, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленное требование, признав решение Инспекции от 13.04.2006 незаконным.

    Доводы налогового органа о нарушении судом первой инстанции части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выразившемся в изменении предмета иска и признании незаконным решения налогового органа от 13.04.2006, не от 10.04.2006, судом отклоняются.

    Как правильно указал суд апелляционной инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики не изменял предмета иска, поскольку в заявлении Предпринимателя о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица ошибочно указана дата принятия данного решения (10.04.2006). Указанная дата является днем получения Инспекцией документов, необходимых для государственной регистрации, а оспариваемое решение принято налоговым органом 13.04.2006, о чем свидетельствуют материалы дела.

    С учетом изложенного нормы материального права суды первой и апелляционной инстанций применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятых судебных актов, суды не допустили, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

    решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.06.2006 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2006 по делу N А79-3749/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Чебоксары — без удовлетворения.

    Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

    Отказ в государственной регистрации юридического лица

    Основания для отказа в регистрации юридического лица установлены законодательно (п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

    Часть из них связана с регистрационными документами и содержащимися в них сведениями. Так, вы получите отказ в регистрации ООО, если:

    • не представите документы, необходимые для государственной регистрации. К примеру, решение о создании ООО;
    • не будет соблюдена нотариальная форма представленных документов, установленная Законом;
    • заявление о государственной регистрации организации будет подписано неуполномоченным лицом;
    • ИФНС будет располагать информацией о том, что в документах, представленных на регистрацию, указаны недостоверные сведения об адресе регистрируемой организации;
    • паспортные данные гражданина РФ, указанные в заявлении о регистрации, не будут соответствовать данным, полученным налоговиками от органов МВД РФ (п. 10 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828). Отметим, что эти сведения ИФНС при регистрации проверяет в обязательном порядке (Письмо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/[email protected] ).

    Кроме того, препятствием для регистрации могут стать претензии налоговиков к лицам, указанным в заявлении на регистрацию. Компанию не зарегистрируют, если:

    • учредителем регистрируемой организации выступает юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ );
    • учредитель или участник (физлицо) регистрируемой коммерческой организации по решению суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока и этот срок еще не истек;
    • лицо (не заявитель), имеющее право действовать от имени организации без доверенности (например, генеральный директор), дисквалифицировано, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек. Аналогично в регистрации откажут, если управляющим организации назначен дисквалифицированный ИП.

    Также отказать в регистрации могут и по иным основаниям. В том числе, если:

    • документы будут представлены в ненадлежащий налоговый орган. Зарегистрировать юридическое лицо можно только в определенном регистрирующем налоговом органе субъекта РФ. При этом исполнять надзорно-контрольные функции может и другая инспекция. К примеру, в Москве регистрацией юридических лиц занимается Межрайонная ИФНС N 46;
    • наименование регистрируемой компании не будет соответствовать требованиям федерального законодательства. Так, в названии организации не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов власти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), официальные наименования иностранных государств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
    • в течение срока, установленного для регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ в инспекцию поступит акт пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение налоговиками определенных регистрационных действий.

    С 1 октября 2018 года в Законе появятся еще две причины отказа в регистрации ООО (пп. «ц», «ч» п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред., действ. с 01.10.2018):

    • несоблюдение требований к оформлению документов, подаваемых на регистрацию. То есть неправильное оформление заявления по форме Р11001 приведет к отказу в регистрации, даже если в нем будут указаны верные сведения;
    • представление документов, содержащих недостоверные данные.

    Так что начиная с октября оснований для отказа в регистрации юридического лица у налоговиков будет больше.

    Читайте так же:  Чем отличается производственный кооператив от акционерного общества в 2020 году

    Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

    Получив решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, заявитель вправе его обжаловать. Жалобу можно подать в вышестоящий налоговый орган: УФНС или ФНС (п. 1,2 ст. 25.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). На это дается 3 месяца с даты, когда заявитель узнал об ущемлении своих прав регистрирующим налоговым органом или должен был узнать об этом (п. 2 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

    Если решить вопрос в досудебном порядке не получится, то заявитель может обратиться в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

    Основания для отказа в государственной регистрации

    О бщественного объединения:

    • его устав противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
    • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены неполностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
    • выступившее в качестве учредителя лицо не может им быть в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;
    • ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
    • в представленных на государственную регистрацию его учредительных документах содержится недостоверная информация;
    • наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

    С октября действуют новые основания для отказа в регистрации ИП и юрлиц

    С 1 октября у налоговиков появились новые основания для отказа в государственной регистрации предпринимателей и юридических лиц. Соответствующие изменения в закон о госрегистрации юрлиц и ИП внесены Федеральным законом от 30.10.17 № 312-ФЗ.

    Комментируемыми поправками предусмотрены два новых основания для отказа в регистрации:

    • представление для регистрации документов, содержащих недостоверные сведения;
    • несоблюдение формы заявления и требований к оформлению документов (подп. «п» и «ч» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

    Впрочем, есть и некоторые послабления для заявителей. Так, если на регистрацию поданы не все документы или заявление оформлено с нарушением, то на исправление недочетов (или направление недостающих бумаг) отводится три месяца без повторной уплаты государственной пошлины. Кроме того, заявитель вправе не представлять повторно документы, которые уже есть у регистрирующего органа.

    Отказ в государственной регистрации юридического лица

    Подача заявления Р11001 не всегда заканчивается регистрацией ООО. В создании компании заявителю могут и отказать, причем, иногда по самым формальным основаниям. Как заполнить и подать документы, чтобы не получить отказ в государственной регистрации юридического лица?

    Причины отказа в регистрации ООО приводятся в статье 23 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, и это длинный перечень с множеством пунктов. Правда, не все они относятся именно к первичной регистрации организации. В статье 23 указаны причины отказа для всех регистрационных действий, в том числе регистрации ИП, а также внесения изменений в госреестры по формам Р13001 и Р14001.

    Отказ в регистрации юридического лица не запрещает учредителям снова обратиться с заявлением, но пошлину в размере 4 000 рублей придется заплатить снова. Даже если отказ неправомерен или произошел по вине сотрудников ИФНС, уплаченная пошлина не возвращается. Максимум, чего можно добиться после внутрисистемного или судебного разбирательства – это доведения процедуры государственной регистрации до конца.

    Официальные основания отказа в госрегистрации

    Список оснований для отказа в регистрации юридического лица, который приведен в статье 23 закона № 129, является закрытым, т.е. не допускает наличия каких-то еще не указанных в нем причин. Проблема заключается в том, что эти основания трактуются налоговыми инспекторами не совсем однозначно.

    Например, первое основание для отказа в законе называется — «непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов». Однако, здесь имеется в виду не только ситуация, когда заявление Р11001 или другой обязательный документ не были фактически поданы, но и любые ошибки и неточности в их оформлении.

    Чтобы снизить риски отказов в государственной регистрации юридических лиц, предлагаем подробнее разобраться в их самых частых причинах.

    Неверно заполненные документы или их частичное отсутствие

    В законе это основание называется непредставлением документов, но эта причина будет указана в решении об отказе в случаях:

    • Подачи неполного пакета документов для регистрации ООО;
    • Использования неактуального бланка формы Р11001;
    • Любого, даже самом незначительного, нарушения порядка заполнения заявления по форме Р11001, в том числе при неверном сокращении элементов юридического адреса;
    • Отсутствия в уставе обязательных положений.

    Проблема с документами – самая частая причина, по которой ИФНС выносит отказ в регистрации ООО. Чтобы не рисковать, рекомендуем заявителям пользоваться бесплатными сервисами по регистрации юридических лиц или подавать заявление Р11001 через специальную форму на сайте ФНС. Кроме того, правильно заполнить документы для регистрации помогут наши образцы и инструкции.

    Недостоверный юридический адрес

    Это вторая по частоте причина, на основании которой выносится отказ в государственной регистрации юридических лиц. Федеральная налоговая служба активно борется против регистрации фирм-однодневок, которые не находятся по заявленному юридическому адресу, потому что там попросту нет условий для постоянного нахождения исполнительного органа, т.е. руководителя компании.

    Периодически судебные инстанции высшего уровня обобщают арбитражную практику по вопросу признания юридического адреса недостоверным. Например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 можно найти такие причины:

    • Адрес, указанный в заявлении, относится к адресам массовой регистрации компаний (проверить это можно через бесплатный сервис ФНС);
    • По адресу находится незавершенный строительный объект;
    • Здание или помещение разрушено;
    • Адрес не может использоваться для регистрации ООО, т.к. по нему находится государственный орган или военная часть;
    • Есть заявление собственника объекта недвижимости о запрете регистрации по этому адресу.
    Читайте так же:  Проверить долги по кредитам по фамилии бесплатно

    Хотя в перечне обязательных документов не указано гарантийное письмо (в случае регистрации по домашнему адресу его заменяет согласие собственника жилья) и копия свидетельства о собственности на объект, их также необходимо представить в инспекцию.

    Чтобы убедиться в том, что юридический адрес, на который регистрируют ООО, реально существует, налоговые инспекторы связываются с собственниками помещений, выдавших гарантийное письмо. Если собственник помещения не ответит на звонок сотрудника ИФНС, то уже на этом основании возможен отказ в регистрации юридического лица.

    Документы поданы не в ту инспекцию

    По общему правилу, документы для регистрации ООО подаются в инспекцию, которой подведомственен юридический адрес организации. Однако часто регистрационные процедуры на весь мегаполис или область осуществляют специальные налоговые инспекции (46-ая в Москве, 15-ая в Санкт-Петербурге, 12-ая по Воронежской области и др.).

    Узнать, куда именно подавать документы в вашем случае, можно в ближайшей инспекции, при необходимости вас направят по нужному адресу. Контакты регистрирующего органа можно найти и на сайте nalog.ru.

    Если у вас нет возможности обратиться в регистрирующую инспекцию в другом городе, то документы примут в ближайшем МФЦ (другое название — центр «Мои документы»). Минус этого варианта – более длительный срок регистрации юрлица и необходимость нотариального заверения формы Р11001.

    Не соблюдена нотариальная форма заверения документов

    Не заверять форму Р11001 у нотариуса можно только в случае, если все учредители лично явятся на регистрацию в уполномоченный налоговый орган. Во всех остальных случаях – отправке документов по почте, через доверенное лицо или через МФЦ придется потратиться на нотариальные услуги.

    Заявление Р11001 подписано неуполномоченным лицом

    Форму Р11001 могут подписывать только лично учредители в присутствии нотариуса или налогового инспектора. Подписание заявления будущим директором или представителем — это основания для отказа в регистрации.

    Представитель, которому выдана доверенность на регистрационные действия, может только подать и получить документы, но не вправе подписывать форму Р11001. Обращайте также внимание на то, чтобы при регистрации общества несколькими учредителями для каждого из них был заполнен лист Н, который он подписывает лично.

    Наименование юридического лица не соответствует требованиям закона

    О том, какие есть основания для отказа в государственной регистрации, связанные с фирменным наименованием ООО, можно узнать из статьи 1473 ГК РФ. В первую очередь, в названии компании нельзя использовать обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

    Кроме того, Гражданский кодекс установил запрет на использование полных или сокращенных наименований иностранных государств, органов государственной власти России, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.

    А вот дублирование наименования уже зарегистрированной организации – не основания для отказа в регистрации. Налоговая инспекция не обязана проверять наименование на уникальность. Однако юридическое лицо с таким же названием, зарегистрированное ранее и действующее в той же сфере бизнеса, вправе через суд потребовать смены названия компании-тёзки.

    Массовый учредитель или руководитель

    Под массовыми учредителями или руководителями подразумеваются лица, имеющие отношение к созданию и деятельности более 10 юридических лиц. Проверить, не включен ли учредитель или директор в «черный список», можно через еще один сервис ФНС.

    Кроме того, в отношении учредителей и руководителей действуют дополнительные ограничения. В регистрации компании будет отказано, если:

    • Учредитель-физическое лицо приговором суда лишен права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и этот срок не истек;
    • Учредитель-юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
    • В отношении будущего руководителя имеется вступившее в силу постановление о дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек.

    Что делать, если ИФНС вынесла решение об отказе

    Если вы уверены в том, что все требования по подготовке и подаче документов были вами соблюдены, можно начать обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица.

    Выше мы уже писали, что ответ на вопрос о том, можно ли в случае отказа вернуть уплаченную государственную пошлину, будет отрицательным. Причина этого в том, что пошлина при регистрации общества уплачивается не за сам состоявшийся факт создания юридического лица, а за регистрационные действия. ФНС настаивает, что действия по приему и проверке документов производились, поэтому в случае отказа никаких оснований для возврата денег нет. В ходе обжалования можно добиться только того, чтобы регистрация ООО на основании уже поданных документов все-таки состоялась.

    Учтите, что с 2015 года установлен обязательный досудебный порядок обжалования, поэтому если вам срочно необходимо зарегистрировать компанию, возможно, имеет смысл подать документы заново, повторно уплатив пошлину.

    Если же особой срочности в госрегистрации нет, и вы уверены в своей правоте, то для начала надо подать жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. В течение 15 рабочих дней (срок может быть дополнительно продлен еще на 10 рабочих дней) вышестоящая ИФНС обязана дать ответ на жалобу.

    Если ответ в эти сроки не был дан или он вас не устроил, то заявитель вправе обратиться в Центральный аппарат ФНС. И только после неудовлетворительного ответа от Федеральной налоговой службы можно обращаться в суд. Весь процесс обжалования от вынесения первого решения об отказе до судебного решения в вашу пользу может занять не менее трех месяцев. Полностью порядок обжалования, в том числе содержание самой жалобы, приводится в главе VIII.1. закона № 129-ФЗ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Подпишитесь на нашу рассылку и получайте анонсы новых статей на свою почту, сразу после выхода свежего поста:

    Основания отказа в государственной регистрации юридического лица в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here