Основания признания детей оставшимися без попечения родителей в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Основания признания детей оставшимися без попечения родителей в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

С 01.01.2020 вступают в силу изменения в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

С 01.01.2020 вступают в силу изменения в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», согласно которым предусмотрен учёт в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведений о гражданах, лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстранённых от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.

Устанавливается обязанность суда направлять выписки из решений суда о лишении, об ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения родительских прав, отмене усыновления ребенка не только в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, но также в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.

С целью учета лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — банк данных), вводится дополнительная информация о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине. Данная информация будет предоставляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства.

Для формирования регионального банка данных о детях на органы опеки и попечительства возлагается обязанность предоставлять региональному оператору сведения о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине — в срок не более трех рабочих дней со дня получения указанных сведений.

Таким образом, внесенные изменения позволяют создать дополнительные условия для защиты прав ребенка и исключить возможность его передачи на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями.

Квартиры сиротам – кому дают и как получить в 2020 году

Дети-сироты являются самой незащищенной категорией граждан. Государство осуществляет заботу о них, предусматривает различные виды социальной поддержки, в том числе предоставляет квартиры сиротам.

В данной статье рассмотрим подробно особенности получения жилья, порядок действий и основные требования для оформления такой льготы.

Содержание статьи:

Правовое регулирование предоставления жилья

Законодательная база по обеспечению жилыми помещениями сирот на 2019–2020 год представлена следующими документами: Жилищный Кодекс РФ (ст.109); ФЗ 159 (ст.8) и ФЗ 267 (о внесении изменений). Нормативные акты, отражающие порядок получения квартиры сиротой, дают определение статусу «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».

В случае если ребенок (до 18 лет) остался без родителей по причине их смерти, он признается сиротой.

Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» возникает при наличии следующих обстоятельств у родителей:

  • утратили родительские права;
  • в случае пропажи родителей без вести (если факт официально подтвержден);
  • признаны недееспособными;
  • неизлечимо больны;
  • осуждены и отбывают наказание;
  • отказались от детей, которые находятся в социальных и других аналогичных учреждениях.

Важно! Закон предоставляет право на государственную поддержку только после официального признания ребенка сиротой.

Квартиры для детей сирот выделяются из жилищного фонда местного органа власти в соответствии с определенными требованиями:

  1. Жилье должно быть полноценным, обособленным. Недопустимо заселение данной категории граждан для проживания в помещения коммунального типа или комнаты.
  2. Соответствовать нормам санитарной оценки, оборудовано всеми коммуникациями (водопровод, отопление, освещение).
  3. Выдача квартир сиротам осуществляется в регионе по месту жительства.

Кроме того, квартира должна иметь нормативную площадь в зависимости от количества проживающих:

  • 36 кв. м. для проживания 1 человека;
  • 42 кв. м на двоих;
  • на троих и больше – 42 м. + 12 на каждого.

Порядок постановки на учет

Как получить квартиру сироте в 2020 году? Норма социальной поддержки в форме недвижимости гражданину со статусом «сирота» носит заявительный характер. Для постановки на учет необходимо подать заявление в отдел по социальной защите населения местной администрации, специалисту по опеке.

К нему прилагается:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • основание по полученному статусу;
  • данные на близких родственников – супруга, дети (при их наличии);
  • справка о том, что у заявителя отсутствует недвижимость.

Законодательство определяет временной период, в течение которого необходимо подать документы для постановки в очередь на получение квартиры детям-сиротам. Такая возможность наступает с 14 лет и до 23 лет включительно. Право на получение льготы возникает в день совершеннолетия (18 лет) и сохраняется до момента полной его реализации, то есть до получения жилплощади.

Понятно, что четырнадцатилетний ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с задачей. Ответственность за его судьбу, за своевременную постановку в очередь ложится на взрослых: опекунов, руководителей детских домов, интернатов и прочих аналогичных учреждений.

Получить квартиру от государства сирота может при наличии следующих обстоятельств:

  • отсутствие собственного жилья у него и членов его семьи;
  • если есть документальное подтверждение факта о непригодности помещения для дальнейшего проживания;
  • если он или члены его семьи не имеют социального жилья по договору;
  • при наличии собственного помещения или договора социального найма, если среди членов семьи находится тяжело больной человек.

Если какой-либо из этих пунктов присутствует, отказать в получении жилья никто не сможет. Практика показывает, что программа работает и работает на отлично.

Очередь на квартиру сиротам формируется по общепринятому порядку. Органы опеки ежегодно формируют списки на основании поступивших документов.

Важно! В случае если у сироты прекращается российское гражданство, он исключается из списка.

Особенности получения жилья

Квартиры сиротам по закону выдаются на условиях социального найма по договору, который ограничен сроком действия на 5 лет. Эта мера направлена на исключение возможности продать объект, обменять или сдать в аренду. Она повышает надежность сохранения права пользования помещением именно сиротой. По истечении указанного времени недвижимость можно оформить в бессрочное пользование.

Читайте так же:  Ответы на вопросы санминимума для работников общепита

Дают квартиры сиротам по месту прописки.

Справка! Надзорным и контролирующим органом за соблюдением прав сирот представителями исполнительной власти является прокуратура. При возникновении разногласий и невозможности урегулировать их на уровне муниципалитета, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или суд.

Может ли сирота получить квартиру после 23 лет? В том случае, если он своевременно подал заявление и был поставлен в очередь, ответ однозначный «да». Но если гражданин старше 23 лет и не состоит на учете, ему придется отстаивать свое право через суд. Результаты судебной практики показывают, что при наличии уважительных причин, которые нужно доказать в суде, получить жилье вполне возможно.

Какие квартиры дают сиротам? Региональные власти разрабатывают на местах специальные целевые программы для защиты интересов детей с учетом требований федерального законодательства.

Нередко на территориях муниципальных образований строятся новые отдельные многоэтажные дома для заселения таких жителей.

Сиротам положена отдельная квартира с учетом требований по санитарным и техническим характеристикам, которая позволяет после выхода граждан из социальных учреждений адаптироваться и начать самостоятельную и комфортную жизнь.

Часто возникает вопрос: можно ли получить вместо квартиры денежную компенсацию. Ответ однозначный – нет. Закон запрещает такой обмен.

Сиротам выдают квартиры без очереди. Они находятся под защитой государства.

Исполнительная власть должна быть гарантом исполнения обязательств государства по отношению к беззащитным детям–сиротам.

Основания признания детей оставшимися без попечения родителей в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2016 г. № 07-3765 О разъяснениях законодательства РФ в части применения норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей

В связи с участившимися обращениями региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — государственный банк данных о детях), а также граждан Департамент направляет разъяснения законодательства Российской Федерации в части применения норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Относительно выявления безнадзорных и беспризорных детей.

Понятия «беспризорного и безнадзорного ребенка» определены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ):

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Понятие «ребенка, оставшегося без попечения родителей» определено Семейным кодексом Российской Федерации, а именно: защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Нормы, установленные Федеральным законом № 120-ФЗ, не подразумевают утрату родительского попечения беспризорным или безнадзорным ребенком. Так, согласно статье 5 Федерального закона № 120-ФЗ в отношении безнадзорных или беспризорных несовершеннолетних органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу.

Порядок действий органов опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью действиями или бездействиями родителей или законных представителей установлен статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка (к примеру, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо под опеку (попечительство) и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Согласно пункту 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. № 101 (далее — Порядок), регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в том числе при наличии акта органа опеки и попечительства об отобрании ребенка.

Учитывая изложенное, акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего является основанием для оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а не основанием для принятия в административном порядке органами опеки и попечительства решения об отнесении ребенка к категории оставшегося без попечения родителей, а также мер по устройству его на воспитание в семьи посторонних граждан.

В том случае, если родители (единственный родитель) ребенка не изменили своего отношения к содержанию, воспитанию и образованию ребенка после проведения индивидуальной профилактической работы, органы опеки и попечительства обращаются в суд с заявлением о лишении родительских прав либо о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителей (единственного родителя) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания. При этом акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего не может являться единственным основанием для принятия судом решения о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителей (единственного родителя) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания, т.к. суду должны быть предоставлены материалы обо всем периоде.

Читайте так же:  Заявление о невыплате алиментов приставам

Пунктом 8 Порядка предусмотрена регистрация данных о ребенке, как оставшемся без попечения родителей, в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе при наличии решения суда о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителя(ей) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания.

2. Относительно детей, родители (единственный родитель) находятся на длительном лечении.

Пунктом 8 Порядка утвержден перечень документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) над ребенком попечения его родителей (единственного родителя). Данный перечень не является закрытым в силу того, что статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации не предусмотрен закрытый перечень причин отсутствия родительского попечения.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации в случае болезни родителей защита прав и интересов детей возлагается на орган опеки и попечительства. Однако, законодательством Российской Федерации не установлен перечень заболеваний, при которых родители несовершеннолетнего не могут осуществлять свои права и нести обязанности.

В связи с этим орган опеки и попечительства не имеет возможности в административном порядке принять решение при наличии какого именно заболевания родители (единственный родитель) не могут осуществлять свои права и обязанности. Данный вопрос должен решаться в судебном порядке.

Так, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если:

оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), допускается ограничение родительских прав (статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан недееспособным (статья 29 Гражданского кодекса Российской Федерации);

в несудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над ребенком не представляется возможным, то на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 264 и статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, факт отсутствия родительского попечения над ребенком устанавливается судом.

Директор департамента Е.А. Сильянов

Обзор документа

Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от порядка выявления и учета безнадзорных и беспризорных детей.

При выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, защищать его права и интересы обязаны органы опеки и попечительства. К случаям отсутствия родительского попечения относится в том числе непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка действиями/бездействиями родителей. В такой ситуации органы опеки вправе отобрать ребенка.

При выявлении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних с ними/их родителями проводится индивидуальная профилактическая работа, им/их родителям оказывается социальная, психологическая и иная помощь. Данный случай не подразумевает утрату родительского попечения.

Однако если родители и после профилактической работы не изменили отношения к ребенку, то органы опеки вправе через суд потребовать лишить их родительских прав либо признать причины, по которым они не проживают совместно с ребенком более 6 месяцев и уклоняются от его воспитания, неуважительными. При этом акта выявления беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего недостаточно, чтобы суд признал такие причины неуважительными. Должны быть предоставлены материалы обо всем периоде.

Акт об отобрании ребенка, а также решение суда о признании неуважительными причин, по которым родители не живут совместно с ребенком более 6 месяцев, подтверждают факт утраты/отсутствия родительского попечения. Они необходимы при регистрации сведений о таком ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Болезнь и длительное лечение также могут являться причинами, по которым родители утрачивают попечение над детьми. Однако перечень заболеваний, при которых родители не могут осуществлять свои права и обязанности, не установлен. Таким образом, органы опеки и попечительства не вправе в административном порядке решать, какое именно заболевание мешает родителям осуществлять их права и обязанности. Данный вопрос следует решать в суде.

Закон о плохих родителях в 2020 году

Статью подготовила Павлова Елена Генадьевна, доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ. Связаться с автором

С 1 января 2020 года в РФ вступит в силу закон о плохих родителях, которым вносятся поправки в Семейный кодекс и в закон о банке данных на оставшихся без родителей детей. В данной статье мы расскажем о необходимости принятия данного закона и основных изменениях, вводимых данным законом в целях усиления государственной защиты детей.

Необходимость принятия закона

По имеющейся информации на сегодняшний день в РФ в приемных семьях живет 400 тысяч детей и каждый год примерно 40 тысяч российских граждан лишаются родительских прав и прав быть усыновителями и опекунами.

В России существуют два разных банка данных о детях-сиротах – федеральный и региональный.

В большей части регионов в течение последних пятидесяти лет функции по опеке и попечительству многократно передавали из одних органов власти в другие. Из-за этого значительно различается по регионам правовое регулирование системы учета и хранения документации.

Отсутствие единого реестра недобросовестных родителей, усыновителей и опекунов приводит к тому, что граждане, лишенные родительских прав в одном субъекте РФ, переезжают в другой и без всяких проблем снова берут под опеку детей.

Министерство образования и науки еще предлагало создать единый по стране реестр недобросовестных родителей и опекунов. Но останавливало то, что понятие недобросовестного человека очень субъективно. Необходимо было разработать порядок, который позволял бы определять недобросовестность на основе судебного решения.

По действовавшему до последнего времени законодательству граждане, лишенные прав воспитывать детей, не могут снова стать усыновителями или опекунами ребенка. Но законодательство в реальной жизни не работает из-за отсутствия единой базы данных, что приводило к частым и безнаказанным нарушениям закона.

Читайте так же:  Кому разрешат отсрочку платежа по ипотеке

Немало семей в России брали детей в целях получения пособия от государства. Оно имеет приличные размеры, особенно если ребенок является инвалидом. Взяв детей, эти семьи улучшали свое материальное положение.

Около 4 тысяч детей приемные семьи ежегодно возвращали обратно государству как не подошедшую вещь.

Есть немало страшных фактов издевательств над детьми и даже гибели детей в приемных семьях.

Каждый год в стране возбуждаются уголовные дела на приемных родителей. Ответственность возникает лишь в случаях, когда ребенок погиб или серьезно пострадал. Если такого не произошло после возвращения взятого ребенка можно получить других детей, а с ними желанные пособия, выплаты и льготы. Для возвращенных детей полученная психологическая травма сохраняется на всю жизнь.

С учетом действующего законодательства в банке данных об оставшихся без попечения детях имеются анкетные данные об образовании, трудоустройстве. Но эта информация вносится в анкеты в свободной форме и при условии, что имеется у органа опеки и попечительства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для суда сегодня нередко бывает крайне непросто собрать данные об имущественных правах детей – сирот, льготах и субсидиях.

Какие изменения вносит новый закон в 2020 году

В соответствии с новым законом во все банки данных включается информация о лицах, лишенных родительских прав или ограниченных в данных правах, о гражданах, отстраненных от опекунства, бывших усыновителях и тех, по вине которых усыновление было отменено в судебном порядке.

В Семейный кодекс РФ вносятся положения, обязывающие суд направлять выписки из решений о лишении и восстановлении родительских прав, отмене ограничений родительских прав, отмене усыновления не только в ЗАГС, в котором выдали ребенку свидетельство о рождении, но и в органы опеки по месту вынесения решения.

На органы опеки возлагается обязанность направлять региональному оператору наряду с данными о каждом ставшем сиротой ребенке информацию о взрослых, которые имели отношение к данному ребенку. Направлять такую информацию следует в течение не более трех рабочих дней со дня получения сведений.

В список обязательной для сбора информации, содержащейся в анкете ребенка, добавляются сведения об образовании и трудоустройстве этого ребенка.

Новым законом исключается передача детей на воспитание в семьи тех граждан, которые по определению не могут быть опекунами и усыновителями. Это позволит не только сформировать единый реестр плохих родителей, но и усовершенствовать межведомственный обмен информацией о таких людях.

Опекуны и усыновители смогут переехать и сменить место жительства только после обследования нового жилья органами опеки.

Будет устранена проблема, связанная с износом бумажных носителей информации из-за чего она перестает поддаваться идентификации.

На специалистов, обрабатывающих личную информацию, возлагается персональная ответственность за сохранение ее конфиденциальности.

Законом предусматривается обязательное социально – психологическое обследование не только самих потенциальных усыновителей и опекунов, но и их супругов.

Также законом установлено, что усыновителями и опекунами не могут быть граждане, состоящие в браке с лицами, имеющими судимость.

Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей

Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята в июне 1990 г., с 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР) наложила на Российскую Федерацию как правопреемника СССР определенные обязательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующее законодательство к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин: в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; ограничением родителей в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Этот перечень причин также может быть расширен иными случаями признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети из числа детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения. В Постановлении от 27 ноября 2000 г. N 896, которое издано в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплено, что для детей, оставшихся без попечения родителей, созданы следующие типы учреждений: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Данные учреждения являются органом, который обеспечивает реализацию правового статуса детей указанного типа.

Анализ норм Закона N 159-ФЗ позволяет выявить круг детей, относящихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей:

1) дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей; в отличие от первой группы детей, к данной группе относятся дети (т.е. лица в возрасте до 18 лет), которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин:

а) в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в т.ч. при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

— злоупотребляют своими родительскими правами (под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);

Читайте так же:  Страхование права собственности на приобретаемую недвижимость в 2020 году

— жестоко обращаются с детьми, в т.ч. осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность (жестокое обращение с детьми может проявляться как в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, так и в применении недопустимых способов воспитания);

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга;

б) в связи с ограничением родителей в родительских правах;

в) в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;

г) в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Таким образом, ко второй категории детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель относит (помимо детей без родителей — сирот) также детей, имеющих родителей.

Следовательно, общим, объединяющим правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что эти дети живут без родителей и фактически лишены отдельных прав, закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации.

Таким образом, правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется следующим:

— правовой статус личности несовершеннолетнего ребенка — система прав и свобод, содержание которых определяется конституционным положением. Отраслевой статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен прежде всего нормами семейного права. Несовершеннолетние дети имеют индивидуально-правовой статус, который опосредуется их индивидуально-правовыми возможностями;

— правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется действующим законодательством, анализ которого позволяет сделать вывод, что на реализацию имущественных прав детей существенное влияние оказывают иные субъекты соответствующих правоотношений, прямо или косвенно воздействующие на права ребенка-подопечного. Юридическое содержание правоотношений с таким обязательным субъектом, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанностей.

Помощник прокурора Пролетарского района г.Тулы младший советник юстиции Иванова Н.В.

Дети,оставшиеся без попечения родителей

Каждый день огромное количество несовершеннолетних детей в силу различных обстоятельств остаются без родителей. Одна из ключевых задач государства не оставить таких детей один на один на произвол судьбы, и берет взять на себя обязанность по его дальнейшему развитию и обеспечению необходимым уютом и созданию условий для достойной жизни.

Кто относится к категории лиц, оставшиеся без попечения родителей

Следует отличать понятие сиротства и отсутствия родительского попечения:

    сироты – несовершеннолетние лица, у которых в силу различных обстоятельств умерли или погибли родители; дети без попечения – несовершеннолетние лица, чье биологические родители могут выполнять родительские функции по причине: лишения родительских прав; устойчивого, длительного расстройства здоровья; признания их недееспособными; отбывающих наказание в исправительных учреждениях за совершение уголовных преступлений; уклонения от исполнения обязанностей по воспитанию; признания безвестно отсутствующими или умершими по решению суда;

Нередко можно встретиться с понятием «социальное сиротство». Суть определения заключается в том, что несовершеннолетний ребенок хоть и имеет биологических родителей, но последние по различным причинам осознанно отказались от ребенка и сняли с себя полную ответственность.

В большинстве случаев отказ от ребенка происходит в медицинском учреждении сразу же после рождения.

Другие ситуации, связанная с отказом от ребенка происходят по причине деградации родителей из-за влияния пагубного пристрастия к алкогольным или наркотическим веществам, что приводит к асоциальному образу жизни.

В чем разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

Ключевая разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в том, что у детей-сирот погибли биологические родители. У детей, оставшихся без попечения в родители живы, либо признаны умершими по решению суда, однако по ряду определенных в законе причин не могут или не желают выполнять обязанностей родителей.

Органы опеки и попечительства обязаны выявлять и пресекать подобные факты, а также обеспечить охрану законных прав и интересов несовершеннолетних детей.

Как получить статус лица, оставшегося без попечения родителей?

Статус лица, оставшегося без попечения родителей в обязательном порядке должен быть присвоен официально. В первую очередь это необходимо для оформления социальных выплат, предусмотренных законодательством.

О лишении отца и матери родительских прав можно узнать в этой статье.

Органам опеки и попечительства предоставлен срок в 1 месяц для решения вопроса с устройством проживания и воспитания несовершеннолетнего с момента выявления основания для взятия ребенка под опеку(попечительство).

Второй немаловажный момент – оформление такого статуса необходимо для снятия обязательств с ребенка по материальному обеспечению родителей в будущем.

Процедура получения статуса «сирота» достаточно простая, ведь для его получения достаточно документального подтверждения факта смерти или гибели родителей, как правило это свидетельство о смерти.

Инициатором судебного разбирательства могут быть:

    органы опеки и попечительства; родственники ребенка; работники медицинских, образовательных, социальных учреждений; ребенок, по достижении 14 лет.

Для того, чтобы судебное заседание состоялось и было вынесено необходимое решение в суд необходимо предоставить документы, подтверждающие правовое основание для предоставления особого статуса:

  1. решение суда о заключении родителя под стражу или приговор с лишением свободы;
  2. справка с Управления исполнения наказаний;
  3. свидетельство о рождении с прочерками в графах информации о родителях;
  4. официальный отказ от ребенка;
  5. подтверждение лишения родительских прав;
  6. справки с медицинских учреждений, подтверждающих состояние здоровья родителей;
  7. иные подтверждающие документы.

Как только органу опеки и попечительства стало известно о нарушениях прав несовершеннолетнего начинается отсчет трехдневного срока, в течении которого они обязаны посетить место проживания ребенка.

Как только факт нарушения или ущемления прав и интересов ребенка найдет свое подтверждение, защитные органы обязаны предпринимать меры по их устранению.

Меры, государственной поддержки лиц, оставшихся без попечения родителей

В обязанности государства входит не только выявление несовершеннолетних, нуждающихся в опеке, но и принятие ряда мер, направленных на поддержание и защиту законных прав и интересов ребенка, способствующих его нормальному развитию, воспитанию и получению образования.

Читайте так же:  Работа военного по совместительству

К таким мерам относится:

    бесплатное питание и проживание; устройство в специализированные школы; воспитание в государственных интернатах; право на бесплатное высшее образование очной формы обучения; разовые и на постоянной основе выплаты; получение жилья.

Усыновление и удочерение лиц, оставшихся без попечения родителей

Государство выдвигает ряд требований к потенциальным новым родителям, желающим усыновить или удочерить ребенка.

Требования:

  1. достижение новыми родителями совершеннолетия;
  2. наличие полной дееспособности;
  3. отсутствие факта лишения родительских прав в прошлом, а также отсутствие фактов нарушения опекунства и усыновления;
  4. состояние здоровья на уровне, позволяющее усыновлять или удочерять ребенка;
  5. нет судимости;
  6. наличие жилой недвижимости.

Порядок усыновления в судебном порядке регламентирован 125 СК РФ. Органы опеки и попечительства, а также прокуратура в полной мере обеспечивают защиту законных прав и интересов несовершеннолетнего при изучении материального состояния, фактических условий проживания, образа жизни новых родителей.

Семейный кодекс.
Глава 18. Выявление и устройство детей, Оставшихся без попечения родителей

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ)

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью,руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ).

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) (абзац дополнен с 6 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 32-ФЗ).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Основания признания детей оставшимися без попечения родителей в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here