Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

Одним из важнейших принципов демократического правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение закона.

В административном законодательстве исполнение данного принципа обеспечивается строгой регламентацией порядка привлечения правонарушителей к ответственности.

Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)).

Статьей 2.3 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. С учетом особенностей психического и физического развития несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов при производстве по делам об административных правонарушениях.

При этом, следует знать, что несовершеннолетний, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (с 16 лет), несет ответственность на равных основаниях со взрослыми. К нему могут быть применены все виды наказаний, предусмотренные КоАП РФ, за исключением административного ареста.

О совершении несовершеннолетним административного правонарушения уполномоченными на то должностными лицами составляется протокол об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ). В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола об административном правонарушении под расписку вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Должностным лицам подразделений органов внутренних дел предоставлено право административного задержания несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ст. 27.3 КоАП РФ). Задержанные лица содержатся в специально отведённых для этого помещениях органов внутренних дел не более трех часов. Следует отметить, что несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ).

Об административном задержании составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 27.4 КоАП РФ. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

По окончании разбирательства несовершеннолетние должны передаваться их родителям либо иным законным представителям.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может использоваться в тех случаях, когда несовершеннолетний отрицает факт употребления спиртных напитков, наркотических средств. Медицинское освидетельствование не может производится принудительно. Лица, не достигшие 16 лет, освидетельствуются на состояние опьянения только с согласия родителей (законных представителей).

В соответствии со статьей 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители).

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями несовершеннолетнего, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

Законные представители несовершеннолетнего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемого ими лица.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу может участвовать защитник (статья 25.5 КоАП РФ).

Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 15. Привлечение родителей или лиц, их заменяющих, к административной ответственности за действия несовершеннолетних в возрасте до 16 лет за правонарушения, посягающие на общественный порядок

Статья 15 . Привлечение родителей или лиц, их заменяющих, к административной ответственности за действия несовершеннолетних в возрасте до 16 лет за правонарушения, посягающие на общественный порядок

Совершение несовершеннолетними в возрасте до 16 лет действий, предусмотренных статьями 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 12 настоящего Закона —

влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере 1/2 штрафа, предусмотренного указанными статьями.

Информация об изменениях:

Законом Челябинской области от 29 октября 1998 г. N 54-ЗО в часть вторую статьи 15 настоящего Закона внесено изменение

Совершение несовершеннолетними в возрасте до 16 лет действий, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона —

влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

>
Заключительные положения
Содержание
Закон Челябинской области от 25 сентября 1996 г. N 32-ОЗ «Об административной ответственности за нарушения общественного.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в 2020 году

Прежде чем говорить об особенностях ответственности несовершеннолетних я хотел бы сказать о субъекте исследования. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста СТ.21.1 ГК РФ.До 18 лет совершеннолетие может достигаться путем эмансипации.

Читайте так же:  Сведения о публикации в вестнике государственной регистрации в 2020 году

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних Ст. 2.3 КоАП РФ. За ряд проступков к ответственности привлекаются только лица, достигшие 18 лет (ст. 163 КоАП РСФСР и др.)

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности :

· Дела об административных проступках несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних (ст. 14, 201 КоАП РСФСР)

· Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим. Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

· В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

· Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель — восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.

· КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).

· К несовершеннолетним не применяется административный арест. А с другой стороны, комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к ним следующие меры воздействия воспитательного характера Административное право. Серия «Учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2002: обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить выговор или строгий выговор; передать под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей; направить в специальное лечебно-воспитательное учреждение; поместить несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальная школа, специальное профессионально-техническое училище). Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может назначить также условно с годичным испытательным сроком.

· Несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность.

Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе, отношением законодателя к ним. В ряде случаев к ответственности за них привлекаются их законные представители: опекуны, попечители.

Административная ответственность несовершеннолетних

По отношению к несовершеннолетним правонарушителям действующее законодательство предусматривает правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН).

Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Читайте так же:  Сколько дней идут алименты

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем, эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением виновных в этом лиц к административной ответственности.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.

В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

§7. Особенности административной ответственности несовершеннолетних

В соответствии со ст. 12 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. В случае совершения какого-либо деяния, запрещенного КоАП, несовершеннолетним моложе 16-ти лет, к административной ответственности могут быть привлечены его родители или лица, их заменяющие.

К лицам, совершившим административные правонарушения в возрасте от 16-ти до 18-ти лет, как правило, применяются меры воз действия воспитательного характера, предусмотренные ст. 24 КоАП. К таким мерам относятся: обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего, предупреждение, выговор или строгий выговор, передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам их заменяющим, педагогическому или трудовому коллективу с его согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В отдельных случаях несовершеннолетние в возрасте от 16-ти до 18-ти лет могут нести административную ответственность на общих основаниях (в случае совершения мелкого хищения, нарушения правил дорожного движения, мелкого хулиганства, стрельбы из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции и нарушение правил обращения с огнестрельным оружием). Однако и в этих случаях не исключается применение мер, предусмотренных ст. 24-1 КоАП, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя к нему целесообразно применить эти меры. Данное правило не распространяется лишь на лиц, совершивших злостное неповиновение, которые всегда несут административную ответственность на общих основаниях.

Существуют некоторые особенности наложения административных взысканий на несовершеннолетних, когда они несут ответственность на общих основаниях. Так, совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается обстоятельством, смягчающим ответственность. К несовершеннолетним не применяется самое строгое взыскание — административный арест.

§8. Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечение к административной ответственности осуществляется в рамках производства по делу об административном правонарушении, в ходе которого выясняются все обстоятельства совершения правонарушения, собираются и исследуются доказательства, избирается и реализуется конкретная мера взыскания.

Производство по делу начинается, как правило, с составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом (работником милиции, государственным инспектором). В нем отражаются существо и обстоятельства совершения правонарушения, данные о личности нарушителя и другие необходимые сведения. Оформленный надлежащим образом протокол и другие материалы направляются в орган (должностному лицу), уполномоченный рассмотреть дело о данном правонарушении, если такое право не предоставлено самому лицу, составившему протокол.

В отдельных случаях закон допускает взыскание штрафа и оформление предупреждения на месте совершения правонарушения (например, штраф за бесплатный проезд). При этом протокол не составляется, а об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца. Однако, если нарушитель оспаривает налагаемое взыскание, протокол должен быть составлен и производство осуществляется на общих основаниях.

Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать и решать многие органы и должностные лица: административные комиссии, исполкомы поселковых и сельских советов, районные (городские) суды (судьи), должностные лица органов внутренних дел (милиции), государственных инспекций и других органов (например, пожарного, санитарного надзора, природоохранных, таможенных органов и др.). Дело рассматривается, как правило, в присутствии нарушителя. В случае необходимости могут быть приглашены свидетели, потерпевшие, эксперт, переводчик. Интересы лица, привлекаемого к ответственности, а также потерпевшего может представлять адвокат.

Читайте так же:  Частные займы под расписку у нотариуса

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, исследует все поступившие материалы, заслуживает участвующих в деле лиц, после чего принимает решение о наложении административного взыскания либо о прекращении дела. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения проступка (а если правонарушение длящееся — со дня его обнаружения) и в пределах, установленных законодательством за данное правонарушение. При этом должны учитываться характер проступка, личность нарушите ля, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Принятое по делу решение оформляется в виде постановления, в котором отражаются все обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Это правило имеет важное значение для реализации права на обжалование постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении в 10-дневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим, а так же опротестовано прокурором. Постановление суда (судьи) окончательно и обжалованию в порядке рассматриваемого производства не подлежит. Постановление обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, который обязан рассмотреть жалобу в 10-дневный срок. В этот же срок рассматривается протест. В зависимости от результатов рассмотрения жало бы или протеста уполномоченный орган либо должностное лицо может: отменить постановление и прекратить дело; направить дело на новое рассмотрение; изменить меру взыскания в пределах санкции соответствующей статьи, но только в сторону ее смягчения; оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения.

Если постановление о наложении административного взыскания не обжаловано и не опротестовано либо жалоба или протест оставлены без удовлетворения, орган (должностное лицо), вынесший постановление, обращает его к исполнению. Порядок исполнения постановления зависит от вида наложенного взыскания. К примеру, штраф должен быть уплачен нарушителям в 15-дневный срок со дня вручения ему копии постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее 15-ти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Если штраф в установленный срок добровольно не уплачен, постановление направляется по месту работы или учебы оштрафованного либо в орган социальной защиты для удержания суммы штрафа из заработка нарушителя, пенсии или стипендии. В случае невозможности по каким-либо причинам взыскать штраф из названых видов дохода постановление направляется государственному исполнителю по месту жительства нарушителя для обращения взыскания на принадлежащее ему имущество. Исполнением постановления производство по делу об административном правонарушении завершается.

Административная ответственность — это применение к лицам, совершившим административные проступки, административных взысканий, которые влекут для этих лиц обременительные последствия морального, имущественного или личностного характера и налагаются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в порядке, установленных нормами административного права

Административный проступок- посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность

Административное взыскание — мера административной ответственности, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административный проступок, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами

Взыскания личностного характера:

б) административный арест

Взыскания имущественного характера:

б) конфискация предмета или денег;

в) возможное изъятие предмета;

г) исправительные работы

Взыскания организационно-правового характера:

а) лишение специального права;

Видео (кликните для воспроизведения).

б) административное выдворение за пределы Украины иностранцев’ и лиц без гражданства;

Нормативные акты и рекомендуемая литература

1. Конституція України. — К., 1996.

2. Закон Украины «Об образовании» // Ведомости Верховного Совета Украины. — 1991. — № 34. — Ст. 451.

3. Кодекс Украины об административных правонарушениях.

4. Адміністративна відповідальність в Україні: Навч. посібник / За заг. редакцією А.Т. Комзюка. — X., 2001.

5. Адміністративне право України: Підручник / За редакцією Ю.П. Битяка. -X., 2000.

6. Колпаков В.К. Адміністративне право України: Підручник. — К., 1999.

ЗАКЛЮЧEНИE

Админиcтративную oтвeтcтвeннocть нecoвeршeннoлeтних, мoжнo oпрeдeлить как разнoвиднocть админиcтративнoй oтвeтcтвeннocти в цeлoм, прeдcтавляющeй coбoй ocoбoe правoвoe oтнoшeниe пo рeализации уcтанoвлeнных гocударcтвoм прав и oбязаннocтeй c oднoй cтoрoны упoлнoмoчeнных cубъeктoв, c другoй cтoрoны лиц в вoзраcтe oт 16 дo 18 лeт в cвязи c coвeршeниeм пocлeдними админиcтративных правoнарушeний.

Нecмoтря на вoзрocшую эффeктивнocть дeятeльнocти coтрудникoв oрганoв внутрeнних дeл пo выявлeнию пoдрocткoв, coвeршивших админиcтративныe правoнарушeния, при разрабoткe нoрм дeйcтвующeгo Кoдeкcа Рoccийcкoй Фeдeрации oб админиcтративных правoнарушeниях, каcающихcя нecoвeршeннoлeтних, были дoпущeны ceрьeзныe прocчeты. Так, в КoАП РФ нe oпрeдeлeна админиcтративная oтвeтcтвeннocть рoдитeлeй или лиц, их замeняющих, за coвeршeниe нecoвeршeннoлeтним правoнарушeния дo дocтижeния вoзраcта, c кoтoрoгo наcтупаeт админиcтративная oтвeтcтвeннocть. Вcлeдcтвиe этoгo прoфилактичecкая дeятeльнocть cooтвeтcтвующих пoдраздeлeний oрганoв внутрeнних дeл, как правилo, нe дocтигаeт cвoeй цeли. На этoм фoнe прoтивoправныe дeяния нecoвeршeннoлeтних ocтаютcя oдним из cущecтвeнных фактoрoв, oпрeдeляющих криминoгeнную cитуацию в cтранe. Нeдocтатoчнoe и нecвoeврeмeннoe рeагирoваниe на coвeршeниe пoдрocтками админиcтративных правoнарушeний привoдит к фoрмирoванию у них oщущeния бeзнаказаннocти и вceдoзвoлeннocти, cлeдcтвиeм чeгo являeтcя пocлeдующee coвeршeниe нecoвeршeннoлeтними угoлoвнo-наказуeмых дeяний.

Актуальнoй прoблeмoй на ceгoдняшний дeнь являeтcя пoрядoк привлeчeния нecoвeршeннoлeтних к админиcтративнoй oтвeтcтвeннocти. Пo дeйcтвующeму закoнoдатeльcтву нecoвeршeннoлeтних к админиcтративнoй oтвeтcтвeннocти привлeкают кoмиccии пo дeлам нecoвeршeннoлeтних и защитe их прав. Чаcть 1 cт. 23.2 КoАП РФ прeдуcматриваeт, чтo райoнныe (гoрoдcкиe), райoнныe в гoрoдах кoмиccии пo дeлам нecoвeршeннoлeтних и защитe их прав раccматривают дeла oб админиcтративных правoнарушeниях, coвeршeнных нecoвeршeннoлeтними, а такжe дeла oб админиcтративных правoнарушeниях, прeдуcмoтрeнных cт. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22.

Читайте так же:  Хочу подать на алименты с чего начать

Нecoвeршeнcтвo закoнoдатeльнoгo рeгулирoвания кoмиccий пo дeлам нecoвeршeннoлeтних и защитe их прав (вeдь дo cих пoр так и нe принят Фeдeральный закoн «Oб ocнoвах oрганизации дeятeльнocти кoмиccий пo дeлам нecoвeршeннoлeтних и защитe их прав») являeтcя oднoй из причин oбocнoвания нeoбхoдимocти учрeждeния ювeнальнoй юcтиции, т.e. cпeциализирoванных cудoв пo дeлам нecoвeршeннoлeтних.

Админиcтративнo-прoцeccуальныe мeры, примeняeмыe в прoизвoдcтвe пo дeлам oб админиcтративных правoнарушeниях oрганами внутрeнних дeл, в oтнoшeнии нecoвeршeннoлeтних нарушитeлeй прeдcтавляют coбoй разнoвиднocть правoвых мeр в цeлoм (дocтавлeниe, админиcтративнoe задeржаниe, привoд, cocтавлeниe прoтoкoла, пoлучeниe oбъяcнeния, дocмoтр, изъятиe, назначeниe экcпeртизы, иcтрeбoваниe дoкумeнтoв и т.д.), oднакo имeют дoпoлнитeльную нoрмативную ocнoву, oпрeдeляющую как правoвoй cтатуc cубъeкта их примeнeния (OВД), так и cтатуc нecoвeршeннoлeтних. Cooтвeтcтвeннo, oтличиe мeр oбecпeчeния прoизвoдcтва пo дeлам oб админиcтративных правoнарушeниях нecoвeршeннoлeтних заключаeтcя в прoцeccуальных ocoбeннocтях примeнeния данных мeр, кoтoрыe cвязны co cпeцификoй правoвoгo cтатуcа данных cубъeктoв. К coжалeнию, чeткoe закрeплeниe пoрядка примeнeния указанных мeр к нecoвeршeннoлeтним правoнарушитeлям, являющихcя ocoбыми cубъeктами админиcтративнoй oтвeтcтвeннocти, в дeйcтвующeм закoнoдатeльcтвe oтcутcтвуeт, имeютcя лишь oтдeльныe пoлoжeния, каcающиecя кoнкрeтных мeр.

Прeдcтавляeтcя, чтo при уcтанoвлeнии вoзраcта, c кoтoрoгo наcтупаeт админиcтративная oтвeтcтвeннocть, закoнoдатeль нe учeл рeзкий рocт админиcтративных правoнарушeний, а такжe напряжeнную криминальную oбcтанoвку в coврeмeннoй Рoccии. Цeлecooбразнo c учeтoм рocта админиcтративных правoнарушeний, coвeршаeмых пoдрocтками, уcтанoвить в КoАП РФ админиcтративную oтвeтcтвeннocть нecoвeршeннoлeтних в вoзраcтe oт 14 дo 16 лeт за наибoлee oпаcныe админиcтративныe правoнарушeния:

1) за мeлкoe хулиганcтвo;

2) за прoпаганду и публичнoe дeмoнcтрирoваниe нациcтcкoй атрибутики или cимвoлики;

3) за мeлкoe хищeниe;

4) за нeпoвинoвeниe закoннoму раcпoряжeнию coтрудника милиции, вoeннocлужащeгo либo coтрудника oрганoв угoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы;

5) за уничтoжeниe или пoврeждeниe чужoгo имущecтва;


6) за завeдoмo лoжный вызoв пoжарнoй oхраны, милиции, cкoрoй мeдицинcкoй пoмoщи или иных cпeциализирoванных cлужб.

В cлучаe уcтанoвлeния админиcтративнoй oтвeтcтвeннocти нecoвeршeннoлeтних c 14 лeт за нeкoтoрыe админиcтративныe правoнарушeния нeoбхoдимo будeт в КoАП РФ oгoвoрить ocoбeннocти примeнeния к таким пoдрocткам мeр админиcтративнoй oтвeтcтвeннocти. Oдна из ocoбeннocтeй закрeплeна в ч. 2 cт. 3.9 КoАП РФ, гдe прeдуcмoтрeнo, чтo админиcтративный арecт нe мoжeт примeнятьcя к лицам, нe дocтигшим вoзраcта 18 лeт.

Учитывая, чтo пoдрocтки в вoзраcтe oт 14 дo 16 лeт чаcтo нe рабoтают и нe имeют cамocтoятeльнoгo зарабoтка, цeлecooбразнo cт. 2.3 КoАП РФ дoпoлнить нoрмoй cлeдующeгo coдeржания: «На нecoвeршeннoлeтних в вoзраcтe oт чeтырнадцати дo шecтнадцати лeт нe мoжeт налагатьcя админиcтративнoe наказаниe в видe админиcтративнoгo штрафа, за иcключeниeм cлучаeв, кoгда oни имeют cамocтoятeльный зарабoтoк».

К coжалeнию, в закoнoдатeльcтвe cущecтвуeт прoбeл oтнocитeльнo coблюдeния правил паcпoртнoй cиcтeмы РФ. Пo oбщeму правилу паcпoрт гражданина РФ являeтcя ocнoвным дoкумeнтoм, удocтoвeряющим личнocть гражданина РФ на тeрритoрии Рoccии, паcпoрт oбязаны имeть вce гражданe Рoccийcкoй Фeдeрации, дocтигшиe 14-лeтнeгo вoзраcта и прoживающиe на тeрритoрии РФ. Oднакo oтвeтcтвeннocть лиц даннoй катeгoрии за прoживаниe бeз паcпoрта, за умышлeнную пoрчу или утрату паcпoрта пo нeбрeжнocти oтcутcтвуeт. Таким oбразoм, привлeчь к админиcтративнoй oтвeтcтвeннocти за coвeршeниe указанных правoнарушeний мoжнo тoлькo пo дocтижeнии 16 лeт. В даннoм cлучаe лoгика закoнoдатeля нe coвceм яcна и oбocнoвана.

Cлeдуeт замeтить, чтo дeла oб админиcтративных правoнарушeниях нecoвeршeннoлeтних раccматриваютcя пo мecту житeльcтва лица, в oтнoшeнии кoтoрoгo вeдeтcя прoизвoдcтвo пo дeлу oб админиcтративнoм правoнарушeнии (cт. 29.5 КoАП РФ). В этoй cвязи вoзникают труднocти при примeнeнии нoрм закoнoдатeльcтва в cлучаях coвeршeния админиcтративных правoнарушeний нecoвeршeннoлeтними инocтранными гражданами и лицами бeз гражданcтва, а такжe их рoдитeлями или иными закoнными прeдcтавитeлями. На практикe даннoe пoлoжeниe в бoльшинcтвe cлучаeв привoдит к бeзнаказаннocти правoнарушитeлeй.

В цeлях coвeршeнcтвoвания прoфилактичecкoй дeятeльнocти oрганoв внутрeнних дeл, прoвoдимoй в oтнoшeнии нecoвeршeннoлeтних, цeлecooбразнo надeлить coтрудникoв пoдраздeлeний пo дeлам нecoвeршeннoлeтних и цeнтрoв врeмeннoгo coдeржания для нecoвeршeннoлeтних правoнарушитeлeй влаcтными пoлнoмoчиями пo oтнoшeнию к гocударcтвeнным и гocударcтвeннo-oбщecтвeнным oрганам, coдeржаниe кoтoрых cвязанo c oказаниeм пoмoщи нecoвeршeннoлeтним в cлучаe нарушeния их прав и закoнных интeрecoв, вoпрocами трудoуcтрoйcтва, oрганизации дocуга, рeшeниeм жилищнo-бытoвых прoблeм.

Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних

К сожалению, дети иногда совершают проступки и нарушают закон. По конституции, они являются полноценнымигражданами страны, значит, обязаны следовать установленным правилам. Однако, административная ответственность для несовершеннолетних имеет свои особенности. Поэтому поговорим о привлечении к административной ответственности несовершеннолетних.

Допустимый возраст

Согласно законодательству гражданин считается взрослым и способным отвечать за совершаемые им преступления в 16 лет (статья 2.3 в КоАП РФ). Бывают исключения, когда арестовываются, затем отбывают наказание подростки и дети помладше. Это относится лишь к уголовным преступлениям.

Административную ответственность могут нести лишь 16-летние граждане. Однако, с 14 лет провинившегося можно обязать выплатить пострадавшему материальную компенсацию, назначенную судом. Если сам обвиняемый необходимой суммы не имеет, платят родители. Например, произошла драка, вследствие чего пострадавший получил определенные физические увечья. Тогда родители виновника оплачивают жертве лечение и моральную компенсацию. Суммы и порядок возмещения определяет суд.

Виды правонарушений

Список отражен в тексте статьи 11.18 КоАП, включая размер штрафа и иных карательных мер, налагаемых на правонарушителя.

Статья 23.2 данного кодекса описывает работу комиссий, занимающихся несовершеннолетними и их правами.

Главной инстанцией, которую полиция уведомляет о факте совершенного подростком административного преступления (кроме родителей) является комиссия по делам несовершеннолетних. Сотрудники изучают обстоятельства дела, собирают данные о самом нарушителе. Дальнейшее течение расследования идет уже в присутствии представителя комиссии. Он защищает права несовершеннолетнего, следя, чтобы при назначении наказания возраст нарушителя был учтен.

Административная ответственность несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северное Медведково для тебя памятку, из которой ты сможешь получить информацию о возрасте, с которого наступает административная ответственность, какие виды наказания применяются к несовершеннолетним.

Читайте так же:  Проверить регистрацию иностранного гражданина уфмс москва онлайн в 2020 году

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ

(ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017)

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

6) административный арест;

Статья 3.4. Предупреждение

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Статья 3.5. Административный штраф

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Статья 3.9. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ —

Видео (кликните для воспроизведения).

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here