Особенности психосоциального развития ребенка инвалида характеристика в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Особенности психосоциального развития ребенка инвалида характеристика в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Педразвитие

Автор: Жаданова Людмила Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ НОЦППМС Филиал №5
Населённый пункт: город Сольцы, Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Психологические особенности развития личности детей детей инвалидов»
Дата публикации: 20.10.2017
Раздел: среднее профессиональное

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Личностная проблема ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества,

в котором ему предстоит жить и расти.

В раннем детстве дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности

другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью

оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-

инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в

четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный

фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто

замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной

самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто

приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс

С взрослением дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень

их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них

формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному

снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная

пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от

здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет

здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости

способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ

от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее

окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект

Наиболее тяжело переживают инвалидность дети, внезапно потерявшие слух, зрение и

воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое

развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных

состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным

воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по

сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 38% особых детей мечтают

об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 14-16 лет

представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении

работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих

шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в

лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна,

ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она

отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С

одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей,

имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С

другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный

конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих

В семье, где есть дети-инвалиды с ограниченными возможностями жизнедеятельности,

существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе

воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет

на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в

воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт

в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких

семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену

отчуждения в собственной семье.

Таким образом, суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в

снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических

функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности;

формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции;

преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные

психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические

тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-

инвалидов, так и для членов их семей.

Принципы психологического исцеления:

1. Суть нашего бытия — любовь.

2. Здоровье — это внутренний покой. Исцеление — это избавление от страха.

3. Давать — значит получать.

4. Мы можем оставить прошлое в прошлом и не жить будущим.

5. Существует только это мгновение, и оно предназначено для того, чтобы отдавать.

6. Мы можем научиться любить себя и окружающих скорее путем прощения, чем

7. Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь.

8. Мы можем выбрать внутренний покой для себя, несмотря на все происходящее вокруг

9. Мы ученики и учителя одновременно.

10. Мы можем воспринимать жизнь как целое, а не как отдельные эпизоды.

11. Так как любовь вечна, то на смерть не обязательно взирать со страхом.

12. Мы всегда можем воспринимать себя и окружающих, как предлагающих любовь и

взывающих о помощи.

Психическое и физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его

настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за

свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче

преодолевать неизбежные жизненные трудности. Группы взаимопомощи — динамичная

среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения

достигать своих целей. В этих группах люди, объединенные общей заботой, могут

обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе

возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям

раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. Ведущими групп

взаимной поддержки являются в основном специально подготовленные люди, либо

Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и

интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности

течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и

выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и

Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему

необходимы определенные знания, умения, навыки. Уровень претензий человека в жизни,

степень сложности жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед

Читайте так же:  Доп соглашение на внутреннее совместительство образец

собой, зависят от границ его социально-психологического пространства. В пределах

данного пространства человек может прожить всю жизнь, не догадываясь о том, что

уровень его возможностей гораздо шире, чем он предполагает.

Особенности психосоциального развития ребенка инвалида характеристика в 2020 году

Психологические исследования показали, что у детей-инвалидов обычная психика развивается по тем же психологическим законам, что и у детей, которых мы называем нормальными. У инвалидов те же духовные потребности, но их жизненная ситуация совершенно иная. [2, 276]

1. В каждом обществе и в каждую эпоху существуют свои каноны красоты физического и духовного. Сейчас эти каноны строги, как никогда. По сравнению с такими нормами инвалид сегодня особенно проигрывает, и это усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности.

Чувство неполноценности у ребенка возникает в зависимости от восприятия этих норм воспитателями: «Какую ценность представляет здоровое и физическое совершенство для детей семьи в рамках детского общества?». [2, 277]

Это зависит от социально-экономического положения семьи, обусловленного уровнем образованности отдельных ее членов, их доходами, общественным престижем, от состава семьи, количества детей в семье, от того, каким по счету является ребенок-инвалид среди братьев и сестер, есть ли бабушки и дедушки, каковы их качества и возможности; эмоциональной значимости этого ребенка для родителей, то есть желанный он или нет, чего от него ожидали, какие надежды возлагали, и т.д.

2. Важен возраст ребенка, точнее, уровень его развития в период, когда произошло несчастье, или когда родители заметили дефект.

Каждый вид инвалидности, отставание в развитии имеют особые последствия.

Дефективный с рождения ребенок со временем «искривляется», а приобретенный позже дефект «ломает» его.

Ранний дефект создает угрозу, прежде всего, интеллектуальному развитию, а более поздний — осложняет духовное и социальное становление. [2, 277-278]

С 3-х лет детский коллектив становится важнейшим фактором социализации ребенка. Если ребенок, вследствие своего дефекта, не может, не может войти по-настоящему в детский коллектив, у него рождается неуверенность в себе, тревоги, чувство неполноценности.

Нависает угроза здоровому развитию личности, сознанию собственного «Я», своей общественной значимости.

Кроме того, в средней школьном возрасте, примерно с 8 до 11-12 лет, формируется сознание принадлежности к определенному полу. Если в этот период ребенок лишен контактов с другими детьми, такая принадлежность может быть им до конца не осознана.

Если ребенок родился калекой, семья с самого начала должна примириться с этим фактом, научиться жить с таким ребенком, и она скорее врастает в свою роль. [2, 278-279]

Степень приспособления к новым условиям тоже индивидуальна у каждой семьи. Она равна адаптационным способностям самого слабого, уязвимого члена семьи (Если у матери, к примеру, большие адаптационные возможности, а у отца — маленькие, то семья как целое выдержит столько невзгод, сколько выдержит отец. Если трудности станут для него непосильными, в семье появится тенденция к распаду, который может вскоре наступить.)

3. Психологически наиболее тяжёлыми считаются поражения лица, затем следует дефект рук и шеи, потом остальных частей тела.

Социальный аспект инвалидности, заметны ли поражения или дефект как они воспринимаются окружающими, не ограничивает ли его в социальном смысле, не делает ли отверженным.

Есть виды деятельности, необходимые для контакта меж людьми, например, речь, мимика, подавание руки, культура поведения за столом и пр.

Есть иные функции, которым придают огромное значение в обществе и потому скрывают. Это своего рода табу, о которых стыдятся говорить даже при врачебных анализах (к таким табу относятся выделения экскрементов, интимная гигиена, сексуальная активность и т.п.). Общественные предрассудки в этих сферах человеческой жизни больно затрагивают тех, кто страдает нарушением деятельности функций. Ни они, ни их семьи не имеют возможности поделиться своими трудностями, посоветоваться, найти сочувствие, отклик, поэтому всю жизнь они служат предметом недоброжелательного любопытства. [2, 279-280]

4. Ещё одним фактором, обусловливающим положение ребёнка-инвалида в семье и обществе, является его индивидуальность. Имеются в виду основные характеристики личности: темперамент, или особенности нервной системы:

раздражительность, ранимость, сопротивляемость, и т.д.

Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается ребенок и его семья с инвалидностью.

Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражаются на их контактах с ребенком.

Запоздалое развитие не бывает правильно понято окружением, по-своему растолковывающим отдельные проявления, включающим их в неправильные взаимосвязи и потому переутомляющим детей раздражителями, которые не приносят пользы, лишь вызывают в детях с отклонениями развития оборонительный механизм. [2, 281]

Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие изменения

нет, вызывает настоящее потрясение. Рушится заветный идеал, готовый образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе. [2, 282]

Для нормального духовного развития ребенка надо удовлетворять его основные психические потребности. Эти и потребность в соответствующей по количеству и качеству стимуляции, потребность в осмысленном порядке стимуляции, чтобы ребенок мог учиться и приобретать жизненный опыт, потребность в опоре, поддержке, потребность осознать собственное «Я» в системе общественных ценностей, и, наконец, потребность перспективы будущего. Эти потребности присущи не только ребенку, они неотъемлемы от человека на протяжении всей его жизни. Взрослые удовлетворяют их в большей степени при воспитании детей.

В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности, и т.п. Ребенок-инвалид — тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Здесь больше чисто механической работы, монотонного ухода и присмотра — а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности гораздо меньше. Это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо разделить обязанности в семье, и общество должно внести свою лепту.

На 2-м месте потребность в упорядоченном мире, дающем знания и опыт.

И вновь родители инвалидов с детства поставлены неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Сколько в нем рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе, ил, напротив, заставляет родителей, чуть ли не силком вынуждать понимание к себе и ребенку.

По реакции окружения родители должны понять, что они не одиноки в своей беде. Специалисты должны внушать им, что их постигло отнюдь не несчастье, а всего лишь трудное испытание, которое при желании и настойчивости можно преодолеть. [2, 284]

Читайте так же:  В каких случаях не платятся алименты

Видео (кликните для воспроизведения).

Страдает родительское самолюбие воспитателей детей-инвалидов, под угрозой

жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. Здесь и детям. И родителям надо говорить об их возможностях, а не о том, что им недоступно.

Родителям становится легче, если отмечены и оценены по достоинству их усилия.

Главное, чтобы родители детей с дефектами понимали свое положение и воспринимали его нормально. Важно понимание родителей здоровых детей и общества в целом. Цель, которую мы преследуем — общественное признание людей с физическими и умственными недостатками. Мы целенаправленно приближаемся к тому, чтобы их жизнь ни в чем не отличалась от жизни нормального ребенка в семье и нормального человека в обществе. [2, 285]

27. Психосоциальное развитие дошкольника

Стадия «возраст игры» по Эриксону, соответствует фаллической стадии по Фрейду.

Социальная ситуация развития: изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность – ролевая игра.

Формируется главное психологическое новообразование – произвольность психических процессов и психологической готовности к школе.

3 стадия по Эриксону (3-6 лет). Ребенок все больше начинает играть, внося в стандартные действия элемент творчества, используя воображение в моделировании жизненных ситуаций. От родителей требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения (развитие владения словом, умения петь, рисовать, танцевать и пр.). При неблагоприятных условиях растет тревога по поводу своей ценности, стыд переходит в чувство вины, увеличивается пассивность. Закладываются основы успешной деятельности в будущем. (См.подробнее Конфликты развития Эриксона)

Особенности эмоционального развития

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте: — ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; — изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; — формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические; — Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. (См.подробнее ниже: Эмоциональное развитие)

Особенности социального развития в дошкольном возрасте

— у ребенка складывается образ взрослого в его социальной функции; — развиваются новые формы общения и основные виды деятельности: игра, учение, труд; — интимно-эмоциональное и ситуативно-деловое общение все еще важны для ребенка — появляются новые важные формы общения, общение становится информативным, познавательным; — ребенок хочет утвердиться в том, что он считает правильным и часто жалуется; — формируются формы сотрудничества со сверстниками; — меняется форма подражания: ребенок копируют внешние черты облика и поведения, появляются идеальные образы для подражания

(См.подробнее ниже: Социальное развитие)

— самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. — возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. — самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. — о моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. — к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. — развивается способность мотивировать самооценку. — появляется осознание себя во времени, личное сознание. — дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

(См.подробнее ниже: Развитие мотивационной сферы; Развитие самосознания)

Конфликты развития Эриксона

Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я» личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у человека вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста.

«Каждая последующая стадия. есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Слово «кризис». употребляется в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический (т. е. индивидуально-личностный. — М. И.) источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости» .

Суть замысла Эриксона состояла в том, чтобы показать, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет и овладевает средствами для решения новых жизненных задач. Во втором случае личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощена неизжитыми проблемами прошлого.

Социально-психологические проблемы детей-инвалидов

Основные социальные проблемы детей-инвалидов вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Повышенное внимание к детской инвалидности — одна из характеристик здравоохранения и социальной помощи со стороны социальных служб всех развитых стран. Это обусловлено тем, что уровень детской инвалидности в настоящее время характеризуется достаточно высокими показателями, как в нашей стране, так и в других странах. По данным ЮНЕСКО, 10% населения земного шара является инвалидами. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн. людей с нарушениями психического и физического развития, из них 200 млн. детей[2].

Детская инвалидность — проблема всего общества в целом. Социальная специфика детской инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют детям с различными отклонениями здоровья активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Дети — инвалиды отличается от других категорий инвалидов особенностями социальных проблем. Выделяется два основных социальных сценария обретения инвалидности: инвалидность с детства (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве) и инвалидность, приобретенная (хронические заболевания, бытовые травмы и др.). Основными группами детей — инвалидов являются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с психическими отклонениями, онкологическими заболеваниями. Существует четыре степени утраты здоровья у детей. В основу разработки критериев определения степени нарушения здоровья детей-инвалидов положена оценка степени нарушения функций, (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка).

Читайте так же:  Рефинансирование кредитов на долгий срок

I степень утраты здоровья ребенка инвалида определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые согласно «Инструкции», являются показанием к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения инвалидности у лиц старше 18 лет.

II степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка. Этот критерий соответствует 3 группе инвалидности у взрослого.

III степень утраты здоровья соответствует 2-й группе инвалидности у взрослого.

IV степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий; соответствует первой группе инвалидности у взрослого[3,c.56].

Комплексная социальная адаптация ребенка-инвалида, таким образом, понимается как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма». Ее цель определяется как «восстановление социального статуса ребенка-инвалида.

Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем детей — инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации ребенка-инвалида.

Таким образом, дети — инвалиды — это особая категория инвалидов. Отличается от других особенностями проблем, которые возникают параллельно этапам взросления. Данная категория отличается отсутствием первичного опыта в различных видах деятельности. Поэтому основное содержание деятельности ребенка — инвалида должно быть связано с деятельностью, направленной на его будущую самореализацию. Эффективность направлений работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, зависит от подробного изучения их проблем и потребностей.

Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Елена Редькина
Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая характеристика

/фамилия, имя ребёнка/ /дата рождения/

___ посещает МБДОУ № ___ с 2012 года. За данный период показал себя ребенком активным, подвижным, проявляющим интерес к заданиям игрового характера. Самостоятельно проявляет активность в исследовании новых объектов.

Заинтересован в контакте со взрослым. Речевые инструкции понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях неусидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. ___ может сам обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости принимает. В каждом конкретном случае она является либо разъясняющей, либо направляющей, либо стимулирующей. Помощь использует продуктивно. У ребёнка несколько ослаблен контроль и регуляция деятельности. ___ плохо подчиняется требованиям дисциплины, у него возникают некоторые трудности в общении со сверстниками. ___ испытывает затруднения в выстраивании игровых взаимоотношений с детьми группы; может проявлять агрессию по отношению к другим детям вследствие нежелания делить игровой материал. Проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.

Отмечается отставание в речевом развитии. Обращённую речь понимает практически в полном объёме. Общается при помощи простых слов, произношение которых искажает, естественных жестов и некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. ___ привлекают настольно-печатные дидактические игры, мелкий игровой материал, пазлы. Графические навыки сформированы недостаточно. Проявляет интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию. Умеет выполнять задания по образцу. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.

Навыки самообслуживания сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Избирателен в пище. Сон поверхностный.

Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.

Актуальный уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

Подписи педагогов и специалистов учреждения /дефектолог, логопед, психолог, воспитатель/, заверенные печатью.

Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка, посещающего детский сад Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника МОАУ___ Фамилия, имя ребёнка___ средней группы (Фамилия,.

Мониторинг уровня усвоения программы по плаванию МБДОУ центр развития ребенка — детский сад № 46 20 —20 ___ г. г. Мониторинг по плаванию Группа №___ (2-я младшая). Фамилия Имя Дата.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья

В данной статье приведены причины появления детей с ОВЗ и выделены психологические особенности детей с ОВЗ.

Вложение Размер
psihologicheskie_osobennosti_detey_s_ovz.docx 14.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями — это дети, которые имеют отклонения физического или психического плана, обуславливающие нарушения общего развития, которые не позволяют детям вести полноценную жизнь.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определено следующим образом – «это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Выделяют следующие причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Внешние (экзогенные) причины – это причины социально биологического характера. Например: экология, курение, алкоголь, спид, наркотики.

2. Внутренние (эндогенные) – это причины, которые вызваны внутренними факторами, а не внешними воздействиями. Такие причины бывают трех видов:

2.1. До рождения ребенка (пренатальные) – например, различные травмы, наследственность, болезнь матери, нервные срывы;

2.2. Момент родов (натальные) – например, вмешательство медиков, тяжелые роды;

2.3. После рождения ребенка (постнатальные) – например, различные травмы и повреждения.

Среди психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья можно отметить следующие:

1. Низкий уровень развития восприятия – это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

Читайте так же:  Порядок подсчета голосов на общем собрании собственников в 2020 году

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме.

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв.

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по–особому и имеет несколько вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не рассматривались бы группы аутизма. В отечес.

В статье описываетсются особенности когнитивной сферы детей с задержкой психического развития.

Психологические особенности детей 7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком.

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы.

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей.

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 2352

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Пособие по уходу за ребенком инвалидом: кто получает, размер повышение в 2020 году

На долю родителей ребенка с инвалидностью приходится множество тяжких испытаний. Трудности поджидают их постоянно и на одном из первых мест будут финансовые затруднения. Правительство прекрасно понимает этот аспект и регулярно производит повышение социального пособия по уходу за несовершеннолетним ребенком-инвалидом. В 2020 году ожидается очередная индексация денежных выплат.

Особенности пособий для ребенка-инвалида

Детская инвалидность имеет ряд важных отличий, по сравнению со взрослой. В первую очередь отсутствует деление на группы по тяжести патологических изменений организма, а также для несовершеннолетних предусмотрен ряд специальных преференций.

Законодательная база

Государство взяло на себя ряд обязательств перед уязвимыми слоями населения, одними из которых являются дети-инвалиды.

Читайте так же:  Ректификационная колонна устройство и принцип работы

В эти обязанностями входят следующие меры:

  • социальная защита;
  • материальная поддержка;
  • обеспечение доступного образования.

Эти и многие другие пункты прописаны в важных федеральных законах:

Номер Дата принятия Название
95 20.02.2006 год О порядке и условиях признания лица инвалидом
166 15.12.2001 год О государственном пенсионном обеспечении РФ
181 24.11.1995 год О социальной защите инвалидов

В этих документах рассказывается про назначение права человека на льготы и описываются положенные преференции.

Помимо общих федеральных законов могут существовать региональные постановления и акты.

В каких случаях могут назначить социальную пенсию ребенку?

Статус «ребенок-инвалид» не имеет различий по степени утраты способностей. Такое постановление дают органы МСЭК исходя из наличия каких-либо устойчивых отклонений: психических или физиологических.

Важно! Для получения свидетельства об инвалидности придется пройти ряд обязательных осмотров и диагностик.

Подтверждённое наличие следующих отклонений может стать веским поводом для признания инвалидности:

  • неспособность контролировать свою жизнедеятельность;
  • тяжкие или неизлечимые нарушения здоровья;
  • онкологические заболевания;
  • потребность в реабилитационных мерах;
  • необходимость в помощи другого человека;
  • задержка в развитии.

Какую пенсию назначают несовершеннолетнему инвалиду?

Сумма, положенная на месячное содержание ребенка-инвалида установлена на федеральном уровне. Её величина не зависит от степени ограничения способностей и диагноза. Каждый несовершеннолетний будет иметь равную сумму ежемесячной выплаты от государства.

Размер социальной выплаты по инвалидности в 2020 году

Многие родители с надеждой ждут повышение пенсии детям инвалидам в 2020. И действительно с 1 апреля 2020 года это произойдет.

Согласно федерального закона №166 ежегодно в апреле месяце происходит ежегодная индексация соцпособий. Правительство обещает повышение на 7%:

Категория инвалидов Размер пособия
Дети с инвалидностью До апреля 2020 года С первого апреля 2020 года
12730 рублей 13213 рублей

Индексация пенсии

Ежегодное увеличение пособий зависит от инфляции в стране и как следствие роста прожиточного минимума. Пенсия, назначенная ребенку с инвалидностью, всегда выше чем для взрослого любой группы.

Это легко объясняется несколькими причинами:

  1. Необходимость соблюдать особый режим.
  2. Невозможность принимать медикаменты без посторонней помощи.
  3. Нет возможности устроиться на работу.

Прибавки и доплаты

В зависимости от различных условий родители малыша могут рассчитывать на назначение дополнительных денежных сумм.

В Москве и Санкт-Петербурге

Для всех инвалидов существует возможность на получение дополнительных денежных выплат в зависимости от региона проживания.

К примеру, в столице РФ – Москве ее сумма составляет около 12 000 рублей на ребенка-инвалида, а в Питере ее величина в два раза меньше: 6 000 рублей. Эти суммы поступают на социальные карты и тратятся на усмотрение родителей ребенка.

Жители каждого субъекта могут узнавать в местных органах УСЗН касательно подобных надбавок в своем регионе.

Районный коэффициент

Такое понятие как «районный коэффициент» существует в северных широтах.

Жители крайнего севера и мест с природными условиями приравненных к нему получают надбавку в размере суммы пособия помноженной на установленный коэффициент.

Его величина варьируется от 0,5 до 1,0 и зависит от множества факторов.

Ежемесячная денежная выплата

Ни для кого не секрет, что ежемесячно из пособия вычитается определенная сумма для «покупки» набора социальных услуг.

Сюда входят следующие компоненты:

  • бесплатные лекарства по рецепту;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в объектах общественного транспорта.

Порой родителям может показаться, что имеет смысл отказаться от этих льгот в пользу увеличения ежемесячной пенсии.

Чтобы оформить отказ от натуральной соцпомощи в пользу надбавки необходимо обратиться в пенсионный фонд или многофункциональный центра.

Список необходимых для подачи заявления об отказе документов:

  • свидетельство об инвалидности;
  • свидетельство о рождении инвалида;
  • справка из органов МСЭК.

Как происходит оформление пособия по уходу за ребенком-инвалидом?

Социальное пособие по уходу за несовершеннолетним лицом с ОВЗ выплачивается на счет человека, который официально ухаживает за инвалидом. Зачастую это родитель или опекун, однако это не обязательно. Ответственность может лежать не только близком родственнике.

Лицо, получающее пособие за ребенка-инвалида, не должно иметь официального трудоустройства.

Список документов

Для оформления положенных выплат необходимо передать в ПФ ряд подтверждающих факт инвалидности несовершеннолетнего документов.

Как правило в их число входят следующие официальные бумаги:

  • Свидетельство о рождении ребенка с ОВЗ;
  • Справка об инвалидности;
  • Паспорт ухаживающего за инвалидом лица.

Дополнить эти документы необходимо написанным заявлением специальной формы. Образец можно увидеть на информационном стенде в отделение пенсионного фонда, МФЦ или посмотреть в интернете.

Как быть, если отказали в пособии?

Полный отказ невозможен, поскольку это противоречит действующему законодательству. Однако нередки случаи, когда собранный пакет документов является неполным и требует доработки.

Для этих целей у опекуна будет 90 дней. При этом датой начала начисления пособий будет считаться день первой подачи правильно составленного заявления.

Сроки действия

Срок действия таких пособий ограничен. Опекун будет получать денежные выплаты до того момента, как инвалиду исполнится 18 лет.

В этом возрасте ребенок становится взрослым, переходит в статус «инвалид детства» и ему должны присвоить определенную группу инвалидности. Предполагается, что с этого момента он будет самостоятельно распоряжаться своими денежными средствами.

Условия прекращения

Дети с инвалидностью – это особая группа населения, за соблюдениям условий жизни которых идет строгий контроль Незаконно отменить выплаты по уходу за ребенком-инвалидом невозможно.

Однако существует ряд случаев, когда выплаты прекращаются:

  1. Ребенок с серьезными патологиями стал совершеннолетним.
  2. Смерть лица с инвалидностью или его официального представителя.
  3. Опекуну назначили иные пособия: пенсия по возрасту или социальные выплаты по безработице.
  4. Статус «ребенок-инвалид» снят по причине улучшений или в случае не прохождении своевременного переосвидетельствования.
  5. Несовершеннолетний с ОВЗ помещен в муниципальное учреждение, которое стало обеспечивать уход за инвалидом.

При выявлении хотя бы одного из перечисленных условий выплаты из бюджета официально прекращаются. Выплаты, положенной в следующем месяце уже не будет.

Повышение пособия по уходу за ребенком инвалидом в 2020 году – это мера, продиктованная экономическими реалиями в стране. Об этом нередко говорится в посланиях президента, к которым правительство прислушивается.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но никто не будет делать что-либо, если инвалид или его опекун сами не заботятся о своих правах. Чтобы получать положенные по законы денежные выплаты необходимо своевременно подать заявление в пенсионный фонд.

Особенности психосоциального развития ребенка инвалида характеристика в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here