Особенности судопроизводства в арбитражных судах российской федерации в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Особенности судопроизводства в арбитражных судах российской федерации в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд

Отдельные значимые изменения в сфере арбитражного судопроизводства с 01 октября 2019 года!

Отдельные значимые изменения в сфере арбитражного судопроизводства с 01 октября 2019 года!

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 года определил дату начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции — 01 октября 2019 года.
Со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФЗ, вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Информируем об отдельных значимых изменениях в сфере арбитражного судопроизводства, вносимых указанным законом:

1) Исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Вместо него законодатель вводит понятие «компетенция суда».

2) Меняется порядок разрешения отвода судьи.
Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, будет разрешаться в арбитражном процессе тем же судьей. Вопрос об отводе судьи при рассмотрении дела в коллегиальном составе подлежит разрешению этим же составом суда большинством голосов в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья будет считается отведенным (ст. 25 АПК РФ).

3) Корректируются требования, предъявляемые к представителям.
Часть 3 статьи 59 АПК РФ дополняется положением о наличии у представителя высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности. Указанное требование не будет распространяться на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе.

4) Дополнен перечень сведений, указываемых в иске к ответчику-гражданину.
Наряду со сведениями о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и месте жительства, дате и месте рождения, месте работы (если они известны) должен быть указан один из идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, ОГРНИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства (п. 3 ч.2 ст. 125 АПК РФ).

5) Закреплено право председательствующего в судебном заседании судьи ограничить от имени суда выступление участника судебного разбирательства, если он самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом (ч. 4.1, 4.2. ст. 154 АПК РФ).

6) Срок на взыскание судебных расходов сокращен с шести до трех месяцев (ч. 2 ст. 112 АПК РФ).

7) Апелляционные жалобы на определения, вынесенные арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции коллегиальным составом судей (ч. 3 ст. 223 АПК РФ).

8) Арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству установит, что апелляционная жалоба не подписана или апелляционная жалоба подписана и подана в суд лицом, не имеющим полномочий на ее подписание и (или) подачу в суд (п. 1.1 ч.1 ст. 264 АПК РФ).

9) Копии определения о принятии апелляционной жалобы направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после его вынесения ( ч. 3 ст.261 АПК РФ).

10) В качестве основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае предусмотрено отсутствие аудиозаписи судебного заседания ( п.6 ч.4 ст. 270 АПК РФ).

11) Апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (ч. 2 ст. 272 АПК РФ).

12) Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся доказательствам.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание (новая редакция ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ).

13) Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по адресу должника. Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется (ч. 3 ст. 319 АПК РФ).

Судопроизводство в арбитражных судах рф.

Арбитражные суды РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Они осуществляют судебную власть в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.

Судопроизводство – установленный законом порядок рассмотрения дел судами.

Задачами судопроизводства в арбитражных судов являются:

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

Читайте так же:  Проверить собственника квартиры по адресу онлайн росреестр в 2020 году

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности с участием:

— организаций, являющихся юридическими лицами;


— граждан индивидуальных предпринимателей;

— РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации, международными договорами.

Особенностью производства в арбитражных судах является предусмотренная законом возможность передать по соглашению сторон спор, подведомственный арбитражному суду, возникающий из гражданских правоотношений на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Эту возможность можно использовать до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Следует отметить, что законодательство об организации и деятельности арбитражных судов расширило круг дел, подведомственных арбитражному суду, передав в ведение этой системы ряд новых категорий дел:

− с участием иностранных организаций и граждан;

− дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

− дел о банкротстве предприятий.

Принципы организации и деятельности арбитражных судов

Принципы организации и деятельности арбитражных судов весьма близки тем принципам, на которых строится система судов общей юрисдикции. При осуществлении своих полномочий судьи арбитражных судов обладают статусом, установленным Законом о статусе судей.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов:

− независимости судей арбитражных судов;

− равенства всех перед законом и судом;

− непосредственности судебного разбирательства;

− гласности судебного разбирательства; языка судопроизводства.

Особенности судопроизводства в арбитражных судах российской федерации в 2020 году

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.

Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.

Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации провозглашена правовым государством.

Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц. Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации является развитие судебной системы, которая могла бы эффективным образом исполнять свои полномочия и обеспечивать должную защиту прав и интересов сторон.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решение следующих проблем:

· защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;

· проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;

· создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в оффшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;

· борьба с коррупцией;

· существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;

· кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий.

Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др. В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия, качество и оперативность проводимых судебно-экспертными учреждениями экспертиз и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.

Также осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов, обеспечение зданий судов средствами безопасности и охраны являются по-прежнему актуальными.

В рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по созданию условий для осуществления качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, которые являются независимой структурой государственных судебных экспертов, не подчиненной органам дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, и имеют на сегодняшний день наиболее полную нормативную правовую базу по судебной экспертизе.

Читайте так же:  Процедура списания долгов по кредиту

Внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов будут способствовать построению эффективной системы исполнительного производства, повышению открытости и доступности системы принудительного исполнения.

Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.

Программа реализуется только за счет средств федерального бюджета.

Общий объем финансирования Программы составляет 90559,33 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

капитальные вложения — 68400,81 млн. рублей;

прочие нужды — 22158,52 млн. рублей.

Руководителем Программы является Министр экономического развития Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

В результате выполнения мероприятий Программы предполагается значительное повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров, обеспечение доступности и открытости правосудия, формирование стабильной и единообразной судебной практики, повышение авторитета судебной власти, создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе, обеспечение независимости судебной системы и повышение привлекательности государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также повышение качества исполнения судебных актов и качества проводимых судебных экспертиз.

Виды арбитражного судопроизводства в 2019 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Судопроизводство 2019

Арбитражное судопроизводство – определяемый характером и спецификой материального права особый порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения определенных групп дел в арбитражных судах.

Виды арбитражного судопроизводства:

• Исковое производство– основной вид арбитражного производства. В порядке искового судопроизводства рассматриваются дела, в которых имеется спор о праве, две стороны – истец и ответчик, занимающие равное правовое положение в материальных правоотношениях. Дело в исковом производстве возбуждается путем подачи искового заявления;

• Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Возбуждаются путем подачи заявления. Это дела об оспаривании НПА, затрагивающих права или интересы лиц в сфере предпринимательской или иной эк-й деятельности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, и должностных лиц;

• Особое производство – порядок, в котором арбитражный суд рассматривает дела, в которых отсутствует спор о праве, а ставится на разрешение суда вопрос об установлении факта, имеющего юридическое значение.

• Упрощенное производство – упрощенный порядок судебного разбирательства для некоторых категорий дел, прямо установленных АПК РФ;

• Особый порядок рассмотрения дел о банкротстве;

• Особый порядок для оспаривания решений третейских судов и выдачи исполнительных листов; и др.

Арбитражный процесс как наука – система научных знаний и совокупность представлений ученых о данной отрасли.

Содержание науки составляют – совокупность взглядов, мнений, концепций ученых, направленных на развитие арбитражного процесса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Арбитражный процесс как учебная дисциплина – система обобщенных сведений об арбитражном процессе как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также процесс изучения арбитражного процесса.

Содержание учебной дисциплины составляют:

• Общая часть (предмет, метод, история, принципы и т.п.);

• Изучение правоприменительной практики.

Источники арбитражного процессуального права – внешняя форма выражения правовых норм, регулирующих деятельность арбитражных судов.

Источниками арбитражного процессуального права являются:

• ФКЗ «О судебной системе РФ»;

• ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

• Принимаемые в соответствии с ними, федеральные законы, непосредственно посвященные вопросам арбитражного судопроизводства.

Принципы арбитражного процессуального права – основополагающие начала, исходные положения, лежащие в основе АПП и выражающие его сущность.

Основными принципами являются:

• Принцип законности – выражается в соблюдении всеми судьями АС и иными участниками правил, установленных законодательством, в правильном применении законов и т.п.;

• Принцип независимости судей – при осуществлении правосудия судьи независимы и подчинятся только КРФ и ФЗ;

• Принцип равенства всех перед законом и судом – правосудие осуществляется независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, религиозных взглядов и т.п.;

• Принцип равноправия сторон – стороны пользуются равными правами при осуществлении правосудия АС;

• Принцип состязательности – каждому гарантируется право предоставлять доказательства, знакомиться с доказательствами другой стороны, высказывать свои доводы, давать объяснения и т.п.;

• Принцип гласности – разбирательство в АС открытое, за исключением случаев, установленных законодательством;

• Принцип языка судопроизводства – судопроизводство ведется на русском языке. Лицам, не владеющим русским языком предоставляется переводчик;

• Принцип разумности – правосудие осуществляется в разумные сроки и др.

Арбитражные процессуальные правоотношения – отношения, возникающие между судом и другими участниками процесса при рассмотрении и разрешении дел в АС.

Объектом арбитражных процессуальных правоотношений является:

• Спорное или оспариваемое субъективное право — по исковым делам, по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений и по делам упрощенного производства;

• Охраняемый законом интерес — по делам особого производства.

Содержание арбитражных процессуальных правоотношений – составляют права и обязанности субъектов данных правоотношений, которые осуществляются путем совершения процессуальных действий.

Данные правоотношения могут возникать, например, между судом и участниками, либо между участником и участников, между арбитражным судом и вышестоящим судом.

С 1 октября в системе судов общей юрисдикции заработают новые суды

limbi007 / Depositphotos.com

1 октября 2019 года вступят в силу поправки, направленные на реформирование судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ) и судопроизводства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Читайте так же:  Варианты оформления кредита

Так, в системе судов общей юрисдикции появятся пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд. Как пояснил Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, благодаря выделению апелляционной и кассационной инстанций в отдельные суды, действующие в пределах соответствующих судебных округов, рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Ожидается, что это позволит укрепить независимость судебной системы, снизить коррупционные риски и влияние региональных связей при отправлении правосудия.

Напомним, апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. В свою очередь, кассационный суд станет вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Он будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции появятся в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове, Владивостоке, Новосибирске (кассационный военный суд – в Новосибирске), а апелляционные суды общей юрисдикции – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске (апелляционный военный суд – в городском округе Власиха Московской области) (п. 2.1-2.2 ст. 42 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ) .

Что касается изменений в области судопроизводства для судов общей юрисдикции, то Павел Крашенинников выделил в качестве ключевых следующие:

Сопутствующие корректировки внесены в Уголовно-процессуальный кодекс, КоАП, в законодательство о военных судах. Они касаются правового статуса помощника судьи, обязательной аудиозаписи судебного заседания, а также автоматизированного распределения дел и т. д.

Арбитражные суды в рф: система, структура, полномочия

Арбитражные суды — это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Арбитражные суды в России осуществляют судебную власть, защищая нарушенные или оспариваемые права и законные интересы предприятий, учреждений, организаций и граждан в области предпринимательской и иной экономической деятельности и в правоотношениях в сфере управления.

Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» относят арбитражные суды к федеральным судам. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ. Арбитражный суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ.

Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции.

Система арбитражных судов четырехуровневая и включает четыре вида арбитражных судов, являющихся самостоятельными инстанциями в арбитражном процессе:

1. арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

2. арбитражные апелляционные суды;

3. арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

4. специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный суд округа действует в составе:

1. президиума арбитражного суда округа;

2. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

3. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды первой инстанции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражных судов РФ могут быть образованы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

Перспективы развития арбитражного процессуального права в свете современной судебной реформы в РФ

Арбитражное процессуальное право – отрасль, сравнительно недавно выделившаяся из гражданского процесса и получившая статус самостоятельной с принятием в 1992 году первого российского арбитражного процессуального кодекса.

Однако необходимо помнить, что прототипы арбитражных судов существовали на Руси издревле. Разрешать споры между торговцами не «на кулаках», а с помощью государственной власти решил еще Всеволод Мстиславович, будучи князем в Великом Новгороде. В своей Уставной грамоте, данной общине купцов, он говорил про «суд торговый», что и стало первым упоминанием о судебных органах подобного рода. Далее систему судов такого типа развивал Петр I. Называться они стали коллегиями, помимо них в отправлении правосудия участвовали Бурмистрская палата, Главный магистрат и Сенат (как апелляционная инстанция). Самостоятельные органы, занимающиеся коммерческим правосудием, было решено объединить в систему, что и было сделано в XIX веке. Первые коммерческие суды появились в Одессе в 1808 г. Время правления Николая I можно назвать расцветом экономического правосудия, система которого стала прототипом современной системы арбитражных судов РФ.

Читайте так же:  Как заполнить справку сведения о доходах

Приход советской власти означал прекращение деятельности коммерческих судов. Декретом о суде данные органы были упразднены и надолго позабыты. На их место пришли арбитражные комиссии, которые сменились в 1931 г. государственным арбитражем, просуществовавшим практически до распада Союза .

В Российской Федерации арбитражное процессуальное право окончательно отделилось от гражданского процесса и закрепилось в качестве самостоятельной отрасли. Принятый в 1992 г. АПК РФ был небольшим, но содержательным документом. Недостатки первого в истории России такого правового документа законодатель попытался исправить в АПК РФ 1995-го года, а потом и в действующем АПК РФ 2002-го года. Пока действующем.

Все дело в том, что арбитражное процессуальное право в последнее время развивается по пути, явно направленному на воссоединение с отраслью гражданского процессуального права, унификации законодательства данных отраслей и создания новой системы судоустройства в РФ.

Следует заметить, что начиная с 2002 года отрасль получила значительное развитие и укрепилась в системе отечественного права. Положения современного АПК РФ доработали и усовершенствовали уже имеющиеся институты процессуального права, а также ввели ряд новых, прогрессивных норм. Во-первых, появление нового кодекса окончательно разрешило вопрос о судебных расходах на оплату услуг представителя. Нескончаемый поток исков и жалоб со стороны лиц, в пользу которых принят судебный акт, о невозможности возместить понесенные затраты на представительство был остановлен путем закрепления в ст. 106 АПК РФ положения, согласно которому «расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей)» входят в состав судебных издержек. Судебная практика последних лет показывает, что в рамках арбитражного процесса расходы на услуги юристов могут быть взысканы со стороны в полном объеме и в суммах превышающих десятки миллионов рублей .

Экспериментальное привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел арбитражными судами в 1995 году нашло свое законодательное закрепление в АПК РФ 2002 года. Институт арбитражных заседателей представлялся достаточно прогрессивным явлением для процессуального права того времени. Обеспечение участия граждан в процессе отправления правосудия подтвердило курс государства на демократизацию судопроизводства .

В период с 2002 по 2014 годы арбитражное процессуальное право развивалось стремительными темпами. Среди новелл этого времени следует отметить появление отдельной категории корпоративных споров. Их выделение из общей массы гражданских дел обусловлено существующими реалиями: развитие рыночных отношений, становление малого и среднего бизнеса в России, что активизировало и экономическую деятельность предприятий. Ввиду расширения круга субъектов, вовлекаемых в подобные отношения, сферы влияния и масштабов реализации их деятельности появились новые проблемы, требующие компетентного урегулирования на уровне действующего законодательства .

Еще одним аспектом модернизации арбитражного процессуального права стало введение понятия «коллективный иск». Коллективные, или, как их еще называют, групповые иски стали большим скачком на пути повышения оперативности, эффективности и гарантированности судопроизводства. Применив нормы данного института, сразу несколько лиц могут реализовать свое конституционное право на судебную защиту, а суд повысить результативность свой деятельности за счет единовременного рассмотрения целой группы аналогичных споров.

Вышеизложенные элементы развития процессуального права представляют лишь небольшую часть от общего числа новшеств, включенных в АПК РФ и апробированных в последние годы. В связи с этим, можно смело сказать, что арбитражное процессуальное право было передовым в последние десять лет в плане смелых решений в вопросах реформирования.

Несмотря на все достижения отрасли, представляется, что в ближайшее время арбитражное процессуальное право будет подвергнуто существенным изменениям. Судебная реформа 2014-го года ознаменовала их наступление.

Высший Арбитражный Суд РФ фактически был ликвидирован и его полномочия переданы Верховному Суду РФ, возглавляющему на сегодняшний день как систему судов общей юрисдикции, так и систему арбитражных судов . Следующим пунктом в программе надвигающихся изменений станет, по всей видимости, принятие «единого» Гражданского процессуального кодекса. В настоящее время сформирована комиссия, занимающаяся подготовкой проекта принципиально нового нормативного правового акта, который представит собой синтез АПК и ГПК РФ и, по замыслу авторов, сохранит наиболее удачные наработки существующих кодексов, распространив их на весь гражданский процесс .

Масштабность затеянного мероприятия не вызывает сомнений, однако возникают некоторые опасения по поводу качества готовящегося документа, принятого на основе хоть и схожих в части, но разительно отличающихся по некоторым положениям кодексов.

Начать, полагаем, необходимо с самой законодательной инициативы, которая представляется нам несколько сумбурной. На фоне начатых и не законченных изменений ГК РФ, сразу после введения новых институтов в АПК РФ законодатели решили взяться за реконструкцию процессуального права в целом. По факту, планирующиеся изменения просто перечеркнут всю проведенную работу по корректировке действующего законодательства. Говорить об эффективности разрабатываемого в таких условиях кодекса, на наш взгляд, слишком поспешно.

Следующим проблемным моментом является вопрос о том, как будет происходить слияние правовых норм и какой из кодексов будет положен в основу нового акта. Если провести сравнение действующих АПК РФ и ГПК РФ , то нужно справедливо отметить, что в АПК РФ закреплено куда больше прогрессивных норм, нежели в ГПК РФ. В.А. Мусин, один из членов комиссии по разработке нового ГПК РФ, в интервью также отмечает качественное превосходство АПК РФ и выступает за реорганизацию гражданского законодательства на его основе . Проще говоря, АПК РФ и ГПК РФ окажутся на чаше весов, а в чью пользу окажется перевес станет ясно со временем.

Читайте так же:  Задолженность по алиментам что делать

Однако объединение правовых норм двух кодексов в принципе кажется нам затруднительным, причем возможные трудности могут носить как технический, так и правовой характер. В АПК РФ на сегодняшний день существуют нормы, касающиеся последних достижений в области техники и обеспечивающие возможность электронной подачи документов и участие в арбитражном процессе посредством средств видеоконференц-связи . В ГПК РФ подобные нормы отсутствуют, т.к. суды общей юрисдикции не обладают достаточной оснащенностью для реализации такого рода установлений. Невозможность применить новеллы, перенесенные из арбитражного процесса в гражданский, и составляет суть технических трудностей реформирования.

Обратимся к проблемам правового характера. В гражданском процессе отсутствует возможность рассмотрения споров непрофессиональными судьями, в то время как в арбитражном процессе существует достаточно продуманный и применяемый в практике институт арбитражных заседателей. Игнорирование возможности участия граждан в процессе отправления правосудия будет свидетельствовать об ограничении их прав и может быть воспринято как отход от принципа демократизма. В обнародованной Концепции предлагается закрепить два варианта коллегиального рассмотрения споров: в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим, или в составе одного профессионального судьи (председательствующего) и двух арбитражных заседателей. Перечень дел, рассматриваемых тем или иным составом суда, также будет прописан. По мнению многих исследователей, критерии подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции на сегодняшний день настолько запутанны и размыты, что приводит к многочисленным ошибкам и понижает авторитет правосудия .

Какой выход из этой ситуации? Пойти на объединение судов? Исследователи предполагали такой вариант развития событий и подвергали его тщательному анализу. Так, И.Н. Поляков считает образование единого суда панацеей от существующих проблем подведомственности .

В.М. Шерстюк, в свою очередь, в статье «Реорганизация судебной системы: а дальше что?» рассматривает два варианта возможной реорганизации системы арбитражного судопроизводства. Первый – включение арбитражных судов в систему судов общей юрисдикции – представляется наименее привлекательным и в плане материальных затрат, и в плане эффективности. Второй – превращение арбитражных судов в систему специализированных судов – допустим, однако, по мнению автора, требует создания Высшего Арбитражного Суда, который будет подчинен Верховному Суду РФ, но получит часть его полномочий, дабы разгрузить последний. Выходит, мероприятия по реформированию высших судебных инстанций оказались не такими уж целесообразными? Напрашивается вопрос: а не случится ли такого и с новым «единым» ГПК РФ в ближайшем будущем?

Все эти внутренние пертурбации имеют и большое общетеоретическое значение. Россия всегда являлась представителем романо-германской (континентальной) правовой системы, и многовековой правовой опыт основан именно на таких юридических традициях. Происходящие сегодня изменения в правовой системе нашего государства все ярче свидетельствуют о постепенном приближении к англо-саксонской модели судопроизводства. Признаки все отчетливее: единый высший судебный орган уже создан, в скором времени реформируется система арбитражных судов, причем не имеет особого значения, превратится она в систему специализированных судов или сольётся с судами общей юрисдикции. По всей видимости приближается то время, когда судебный прецедент официально войдет в систему источников права России. Проводимые реформы судебной системы преследуют в качестве одной из основных целей унификацию толкования правовых норм, устранение противоречий между существующими двумя отраслями процессуального права . На сегодняшний день по факту и АПК РФ, и ГПК РФ уже признает в качестве источника права правовую позицию Верховного Суда РФ, высказанную в постановлениях его Пленума и Президиума .

Подводя итог, приходится констатировать, что перспективы развития арбитражного процессуального права в ближайшем будущем представляются не совсем радужными. По всей видимости в ближайшем будущем арбитражное процессуальное право, как самостоятельная отрасль права, прекратит свое существование, так и не успев накопить многолетний правовой опыт. Но ситуация, складывающаяся в мире, свидетельствует о том, что экономические отношения займут приоритетную нишу среди остальных общественных отношений и их регламентация, а тем более разрешение конфликтов в данной области, потребуют дополнительного регулирования и не исключено, что повлекут за собой мероприятия, противоположные по характеру проводящимся. Достаточно обратиться к началу статьи и вспомнить историю становления арбитражного процессуального права, как становится очевидным, что рано или поздно необходимость его повторного выделения из гражданского процесса возникнет снова.

Литература / использованные источники

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // ИПС Консультант плюс.

2. «Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 № 124(1)) // ИПС Консультант плюс

3. Малинкина Ю.В. Российская модель развития институтов участия народных представителей в осуществлении правосудия // Аналитический вестник № 19 (386). 2009. С. 5-12

4. Поляков И.Н. Институт подведомственности и судебная реформа // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 1. С. 58 – 64

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Потапенко С.В. От концепции единой науки процессуального права до создания нового «единого» Гражданского процессуального кодекса // Российская юстиция. 2014. № 9. С. 2 – 5.

Особенности судопроизводства в арбитражных судах российской федерации в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here