Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Минтруд России подготовил предложения по ограничению привлечения иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2020 году

Минтруд России разместил на общественное обсуждение проект постановления Правительства России об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности.

Проектом постановления предлагается сохранить установленную на текущий год допустимую долю иностранных работников в некоторых сферах экономической деятельности.

Вместе с тем, по предложению Минстроя России предлагается предусмотреть исключения по установлению допустимой доли в сфере строительства – для Амурской области, Республики Бурятия и г. Москвы, исключив Хабаровский край.

Также по предложению Минсельхоза России предлагается установить допустимую долю иностранных работников в сфере выращивания овощей в размере 50 % на всей территории Российской Федерации без исключения для каких-либо регионов.

Установление допустимой доли позволит регулировать привлечение иностранной рабочей силы в отдельные виды экономической деятельности с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России.

Виды экономической деятельности

Допустимая доля в 2019 году

Предлагаемая допустимая доля в 2020 году

выращивание овощей (код 01.13.1)

50% (за исключением нескольких регионов)

строительство (раздел F)

80% (за исключением нескольких регионов)

80% (за исключением нескольких регионов)

торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах

торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)

торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках

торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)

деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)

деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)

деятельность в области спорта прочая (код 93.19)

Правительство утвердило допустимую долю иностранных работников в России на 2020 год

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства от 30 сентября 2019 г. №1271 об установлении допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2020 г.

Так, в сферах деятельности прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта допустимая доля, как и в 2019 г., составляет 26% общей численности работников, в области спорта – 25%. Сохранена на прежнем уровне допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50% общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами. В 2020 г. эта норма будет распространена на всю территорию России (в прошлом году она не затрагивала Приморский край и Астраханскую область).

Кроме того, сохранена допустимая доля в сфере строительства в размере 80% общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами. Эта норма не будет распространяться на территории Республики Бурятия, Амурской области и Москвы, а на территории Республики Дагестан составит 50% (в 2019 г. она не распространяется на территории Хабаровского края, Амурской области и Москвы).

В торговле, розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, и табачными изделиями в специализированных магазинах доля иностранных работников составит 15%.

В розничной торговле лекарственными средствами в аптеках, в нестационарных торговых объектах и на рынках, в розничной торговле вне магазинов, палаток, рынков – в размере 0%.

Виды экономической деятельности

Допустимая доля в 2019 году

Предлагаемая допустимая доля в 2020 году

выращивание овощей (код 01.13.1)

50% (за исключением нескольких регионов)

строительство (раздел F)

80% (за исключением нескольких регионов)

80% (за исключением нескольких регионов)

50 % (для Республики Дагестан)

торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах

торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)

торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках

торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)

деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)

деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)

деятельность в области спорта прочая (код 93.19)

Принятые решения, отмечает кабмин, нужны для регулирования привлечения иностранной рабочей силы в отдельные виды экономической деятельности с учётом региональных особенностей рынка труда и необходимости трудоустройства граждан России в приоритетном порядке.

Напомним, что правом нанимать работников из дальнего зарубежья наравне с юридическими лицами могут обзавестись и физические лица.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Общественные работы

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется особенностями, присущими для трудоустройства отдельных категорий субъектов. Последние объединены понятием «особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы», которое включает в себя инвалидов; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц предпенсионного возраста; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и иных (ст. ст. 5, 7.1, 25 Закона о занятости).

Специфика в правовом регулировании нередко отражается и в принятии Правительством Российской Федерации (а также государственными органами субъектов федерации) специальных целевых программ содействия занятости указанных групп населения.

Для некоторых граждан, которые испытывают особые трудности в трудоустройстве, предусмотрены дополнительные меры поддержки. Это и обучение по специальным программам, и создание дополнительных рабочих мест и организаций, и установление квоты для приема на работу.

Так, государство оказывает помощь в трудоустройстве молодежи. Органы образования по запросу службы занятости обязаны предоставлять информацию о квалификационной, профессиональной структуре выпуска и о количестве выпускников, которым понадобится помощь в трудоустройстве. Органы службы занятости призваны оказать молодым людям помощь в трудоустройстве, однако выпускники вправе воспользоваться услугами и негосударственных служб занятости. Если гражданин обучался на основании договора, который был заключен между ним и работодателем, то последующее трудоустройство обеспечивает работодатель.

В отношении трудоустройства инвалидов государство устанавливает такие особые гарантии, как квотирование, создание специализированных рабочих мест.

Читайте так же:  Заявление на алименты на мать

Трудоустройство инвалидов — это элемент их профессиональной реабилитации, целью которой является как можно более полная компенсация ограничения жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Государство устанавливает квотирование рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест, наиболее для них подходящих; стимулирование предприятий к тому, чтобы они создавали для инвалидов дополнительные рабочие места Бондарева Э.С. Проблемы квотирования рабочих мест для инвалидов // Российский ежегодник трудового права. 2006. N 2, 2007. С. 747 — 755. // СПС КонсультантПлюс.

Если инвалид должен быть принят на работу в пределах установленной квоты, но ему отказано, то работодатель несет административную ответственность за административное правонарушение.

Для трудоустройства людей с ограниченными способностями создаются такие условия труда, которые отвечают особенностям трудоспособности работников. В месте работы должно быть адаптированное основное и вспомогательное оборудование и дополнительное оснащение специальными техническими приспособлениями.

Для определения подходящей для инвалида работы учитывается индивидуальная программа реабилитации инвалида. Работа не должна быть сопряжена с большими физическими усилиями, требовать дополнительной профессиональной подготовки в течение длительного периода времени и должна быть приемлема с учетом медицинских противопоказаний и показаний.

Как указывалось выше, наибольшую степень правового регулирования приобретает трудоустройство с участием органов государственной службы занятости. По общему правилу гражданин обращается в соответствующие органы, прежде всего в целях поиска подходящей работы. В некоторых случаях в качестве подходящей может быть предложена общественная работа, под которой понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу Трудовое право России. Практикум: учеб. пособ. / Ж.А. Горбачева, И.К. Дмитриева, Е.Ю. Забрамная и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, Правоведение, 2011. С. 57. // СПС КонсультантПлюс.

В соответствии с Положением об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 (в ред. от 11 января 2007 г.), лица, желающие участвовать в общественных работах, заключают срочные трудовые договоры на срок до 6 месяцев. Этим же Положением регулируется порядок организации указанных работ и условия участия в них граждан.

Согласно ст. 24 Закона о занятости, органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.

Организация общественных работ преследует три цели:

1) оказание гражданам временной материальной поддержки в виде заработка;

2) удовлетворение экономических потребностей территорий субъектов РФ, муниципальных образований, организаций в выполнении временных и сезонных работ, работ по осуществлению федеральных и региональных целевых программ социально-экономического характера;

3) сохранение мотивации к труду у не работающих продолжительное время граждан.

На основании этих целей определяются и принципы общественных работ:

1) они должны быть экономически целесообразны, т.е. должны быть действительно необходимы организующим их субъектам;

2) не должны требовать от участников специальных профессиональных навыков и умений, то есть должны быть доступными всем;

3) в расходах на эти работы должны преобладать расходы на оплату труда, а сами работы должны приносить социальный эффект;

4) привлечение к этим работам возможно только с согласия безработного.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Таким образом, в отношении особо нуждающихся в социальной защите граждан государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства.

При этом, «социальным гарантиям в сфере занятости, несмотря на их разнообразие, присуще внутреннее единство и целостность, которые обуславливаются наличием неразрывной связи права на труд с правом на защиту от безработицы» Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 73 — 81..

18. Правовая организация трудоустройства

Трудоустройство — это система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

Граждане имеют право на трудоустройство и выбор места работы путем обращения к предприятию, учреждению, организации, индивидуальному крестьянскому (фермерскому) хозяйству и к иному работодателю или при бесплатном содействии государственной службы занятости.

Правовая организация трудоустройства включает в себя:

а) установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции и условий финансового обеспечения;

б) гарантии реализации права граждан на труд и установление порядка направления на работу или профессиональное обучение;

в) регламентацию прав и обязанностей участников отношений по трудоустройству;

г) установление особенностей трудоустройства для отдельных категорий граждан.

19. Трудоустройство отдельных категорий граждан.

Законодатель установил дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и реализации рассмотренных выше целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др.

К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:

— молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;

— одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;

— инвалиды труда и войны;

— женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;

Видео (кликните для воспроизведения).

— лица предпенсионного возраста;

— лица, освобожденные из мест лишения свободы;

— вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.

Трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:

а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы — ранее ВТЭК;

Читайте так же:  Досрочное неполное погашение кредита

б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;

в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.

Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;

3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.

Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Такая обязанность по действующему законодательству возлагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной категории граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом их профессионального опыта и личных пожеланий. В частности, это правило относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства. Такой же порядок распространяется и на подростков, условно осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.

Определенные гарантии трудоустройства предусмотрены для граждан, уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ. Администрация предприятий (организаций, учреждений), с которых они были призваны на военную службу, а также местные органы власти обязаны в течение месяца предложить им работу с учетом профессии (специальности) и приобретенного в армии опыта. Кроме того, за гражданами, уволенными из рядов Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья и возвращающимся на «свои» предприятия (организации, учреждения), в течение трех месяцев сохраняется место работы (должность).

В соответствии со статьёй 13 п. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

За последние годы по-новому решен вопрос о приеме на работу лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Чтобы помочь будущим специалистам получить работу, учебные заведения высшего (среднего) профессионального образования стали заключать на основании постановления Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» договоры со студентами. Заключаются также контракты со студентами и работодателями.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 182 КЗоТ Законом РФ от 24 ноября 1995 г., указанные лица обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и работодателями.

Правовая организация трудоустройства. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан

Правовое регулирование трудоустройства и занятости в России. Порядок и условия признания гражданина безработным. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице. Проблемы правового регулирования трудоустройства отдельных категорий граждан.

Подобные документы

Понятие занятости и трудоустройства в Российской Федерации. Характеристика прав граждан в сфере содействия занятости. Определение основных направлений политики РФ в сфере содействия занятости. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице.

реферат, добавлен 15.12.2016

Основные виды и формы занятости населения. Права и обязанности безработных в области занятости. Органы исполнительной власти в сфере труда и занятости населения. Проблемы занятости и трудоустройства отдельных категорий граждан в современных условиях.

курсовая работа, добавлен 05.03.2015

Особенности правового регулирования безработицы, актуальные вопросы законодательства РФ. Признание граждан безработными, их основные права. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости, выплата пособия по безработице.

курсовая работа, добавлен 10.06.2010

Исследование понятий и форм занятости. Правовой статус безработного. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Анализ проблем безработицы и рынка труда. Регулирование занятости населения. Изучение государственных гарантий трудоустройства.

дипломная работа, добавлен 15.06.2014

Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными. Права граждан в области занятости. Размер, условия, сроки выплаты пособия по безработице. Меры социально-правовой защиты, профессиональная подготовка, переподготовка безработных граждан.

дипломная работа, добавлен 16.02.2015

Исследование основных признаков трудоустройства в условиях перехода к рыночной организации экономики. Анализ влияния научно-технического прогресса на процессы занятости. Понятие правового регулирования трудоустройства. Субъекты трудовых правоотношений.

контрольная работа, добавлен 26.05.2016

Государственные гарантии при трудоустройстве. Формы занятости, правовая организация трудоустройства в Республике Казахстан. Ненормативное регулирование занятости. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости.

контрольная работа, добавлен 22.02.2016

Общая характеристика занятости и трудоустройства населения России. Права граждан в сфере содействия занятости. Правовое регулирование безработных граждан в стране. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости.

курсовая работа, добавлен 27.06.2015

Причины правового регулирования занятости и трудоустройства населения, государственная политика в данной сфере. Структура и функции органов занятости населения. Условия и порядок признания гражданина безработным. Описание характеристик подходящей работы.

контрольная работа, добавлен 04.05.2014

Правовой статус безработного, его права и обязанности. Социальное пособие по безработице — условия и сроки его выплаты. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству. Юридическая организация обеспечения граждан трудоустройством.

Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы

К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» отнесены: 1) инвалиды; 2) граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; 3) лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; 4) молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; 5) Лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); 6) беженцы и вынужденные переселенцы; 7) граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; 8) одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; 9) семьи, в которых оба родителя признаны безработными; 10) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Читайте так же:  Максимальный срок долговых обязательств российской федерации

Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.

Защита прав перечисленных лиц, осуществляется различными способами. В ст. 13 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к числу таких способов относится квотирование рабочих мест. Под квотированием понимается создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Например, в ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями установлено правило, согласно которому организации, численность работников в которых составляет более 30 человек, имеют квоту для приема инвалидов от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите. Таким образом, квотирование предполагает создание новых рабочих мест для указанных лиц. Тогда как бронирование означает установление брони для приема этих лиц на имеющиеся у работодателя рабочие места. Квотирование и бронирование рабочих мест влечет возникновение у работодателей обязанности по приему на эти места лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Соответственно у названных лиц возникает право поступления на работу на данные рабочие места. При отказе работодателя выполнить обязанность по приему на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите, они могут требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке, например, путем предъявления к работодателю иска об обязании заключить трудовой договор в счет квоты или забронированных рабочих мест.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, может быть осуществлена путем предоставления им преимущественного права на участие в общественных работах. По действующему законодательству таким правом пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрено право приоритетного участия в общественных работах и других категорий безработных граждан. Данному праву должна корреспондировать обязанность органов службы занятости по приоритетному направлению указанных лиц на общественные работы. При невыполнении данной обязанности граждане могут требовать в судебном порядке заключения с ними срочного трудового договора на выполнение общественных работ. Такие требования также могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Новое в квотах на инвалидов в 2020 году

Выполнение квоты по трудоустройству инвалидов всегда вызывало вопросы у работодателей, а судебная практика неоднозначно толкует нормы закона в данной сфере. Из статьи вы узнаете, какие предложения предлагает внедрить Минтруд для совершенствования механизма квотирования в 2020 году.

Как выполняется квота на прием инвалидов сейчас

Ст. 21 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает долю рабочих мест в компании (ИП), предназначенных для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями:

  • при численности сотрудников более 100 человек — 2-4% от среднесписочной численности;
  • при численности сотрудников от 35 до 100 человек — до 3%.

В рамках квоты работодатель обязан (ст. 24 Закона № 181-ФЗ):

  • обеспечивать соответствующее количество рабочих мест для найма инвалидов;
  • создавать условия труда с индивидуальным подходом;
  • предоставлять сведения в целях организации занятости данной категории людей.

Отказать в найме человеку с ограниченными возможностями нельзя, иначе руководитель будет привлечен к административной ответственности по п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ (штраф до 10 000 рублей).

Существующие противоречия при выполнении квоты на прием инвалидов

Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:

  • с одной точки зрения, организация не обязана проявлять инициативу и приглашать соискателя с ограниченными возможностями на работу, поэтому исполнение квоты сводится к созданию вакансии и организации рабочего места (Определение Верховного суда от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5);
  • с другой стороны, квота не может быть выполненной, если человек не трудоустроен.

Практика показала и другие проблемы. Квотируемые рабочие места:

  • не оборудованы для инвалидов со значительными ограничениями по здоровью;
  • не учитывают квалификационную структуру такой категории граждан;
  • не соответствуют физическим способностям людей с ограниченными возможностями.

Показатели трудоустройства инвалидов

Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.

При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.

К концу 2020 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:

  • Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
  • Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.

Как планируется усовершенствовать механизм квотирования в 2020 году

Минтруд подготовил проект закона для проведения эксперимента в некоторых субъектах РФ по установлению и исполнению квоты для трудоустройства в новом порядке. Роль пилотных будет отведена регионам со средними показателями занятости граждан с ограниченными возможностями среди общей численности трудоспособных инвалидов по итогам 2018 года:

  • Якутия;
  • Воронежская область;
  • Орловская область;
  • Свердловская область;
  • Тверская область.

Эксперимент рассчитан на период 2020-2025 годов.

Идея проекта сводится к введению дополнительного способа выполнения квоты работодателями. Если трудоустройство инвалида невозможно по обоснованным причинам, организация должна заплатить компенсацию, и ее обязательства по квотированию будут исполнены.

Читайте так же:  Оказание сопротивления сотруднику полиции при задержании в 2020 году

Размер компенсационной выплаты

Размер выплат предлагается вводить законами региональных властей с условиями:

  • если региональный прожиточный минимум для трудоспособного населения выше, чем федеральный, то компенсация устанавливается на уровне прожиточного минимума субъекта;
  • в ином случае выплата приравнивается к величине прожиточного минимума уровня РФ.

Такой порядок обеспечит единый подход установления размера компенсации на территории России с учетом экономических особенностей регионов.

Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций

Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.

В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:

  • обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
  • обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
  • надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
  • повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.

Условия выполнения квоты в 2020 году

Законопроект предусматривает, что работодатель считается выполнившим квоту, если им соблюдено хотя бы одно из условий:

  • инвалиды приняты на работу;
  • по рабочим квотным местам, которые остались вакантными, уплачена компенсация.

Если организация оформила человека с ограниченными возможностями на место, не отнесенное к квотируемым, в целях исполнения квоты такое трудоустройство засчитывается.

Усиление ответственности работодателей 2020

Нововведения коснутся и ответственности работодателей. Разработаны поправки в КоАП РФ, которые впервые найдут применение в пилотных регионах.

  • за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой;
  • за необоснованный отказ в приеме их на работу;
  • за отказ от осуществления компенсационных выплат в случае нетрудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.

Штрафы для должностного лица увеличатся до 20 000 рублей. Ответственность на юридическое лицо до 300 000 рублей вводится впервые.

Подводим итоги

С 2020 года запланировано проведение пилотного проекта в ряде субъектов РФ:

  • Предусмотрен новый способ выполнения квоты на прием инвалидов работодателем – уплата компенсации.
  • Фонды содействия занятости инвалидов направят полученные средства на рост заинтересованности работодателей и повышение квалификации соискателей с ограниченными возможностями.
  • Ответственность работодателей существенно возрастет.

При удачном завершении эксперимента изменения в области квотирования рабочих мест для инвалидов будут применены на всей территории РФ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Трудоустройство иностранцев в России в 2020 году

В 2020 году особенности трудоустройства иностранных граждан в России не претерпели существенных изменений: все так же они могут работать на основании патента или разрешения на временное проживание. Чтобы не допустить нарушений, работодателям важно знать, какие документы от них понадобятся и что делать после оформления трудового договора. Читайте об этом в нашей статье.

Какие у иностранных граждан могут быть статусы?

Под статусом иностранца в данном случае следует понимать правовое положение, на основании которого он может находиться и работать в РФ. Выделяют несколько статусов в зависимости от конкретной ситуации:

  • Временно пребывающий. Такой гражданин имеет право находиться в России до 90 суток на основании миграционной карты. Он не оформляет РВП или разрешение на работу. Права на трудоустройство в данном случае нет, потребуется патент или разрешение.
  • Проживающий временно. РВП выдается на срок до трех лет, после чего гражданин должен либо оформить вид на жительство (ВНЖ), либо уехать из страны. Право на работу есть, патент не нужен.
  • Постоянно проживающий. Это иностранный гражданин, оформивший ВНЖ – оно выдается на период до 5 лет, его можно при необходимости продлевать, но многие предпочитают получать гражданство. Есть возможность трудоустроиться на основании ВНЖ, патент не требуется.
  • Беженцы. К таковым относятся иностранные граждане, получившие временное убежище в России. Разрешение не потребуется, но они могут работать до снятия статуса. В дальнейшем им придется оформлять РВП.
  • Высококвалифицированные специалисты. Такими специалистами считаются граждане, обладающие профессиональными навыками и знаниями, необходимыми работодателю. Чаще всего их привлекают для научной деятельности. Понадобится разрешение на привлечение специалистов, а также патент.

Обратите внимание! В некоторых случаях разрешение все же может потребоваться. Оно не нужно только для работников из Беларуси или Казахстана: для них существует упрощенный порядок, и они могут трудоустраиваться по паспортам.

Когда нужно разрешение или патент на работу?

Многие путают понятия «разрешение» и «патент», считая, что это абсолютно одинаковые документы. На самом деле это не так:

  • Разрешение выдается для иностранцев из визовых стран;
  • Патент потребуется для иностранных граждан из стран ближнего зарубежья, для которых оформлять визу в РФ не нужно. Выдается сроком до 1 года, затем его нужно приобретать заново.

Теперь рассмотрим, какой именно документ потребуется для трудоустройства и проживания в РФ в зависимости от ситуации:

Статус иностранного гражданина Документ, подтверждающий право на проживание на территории РФ Что нужно для работы: разрешение или патент?
Временно пребывающий из стран, для которых нужна виза Виза, миграционная карта Разрешение
Временно пребывающий без визы Миграционная карта Патент
Граждане из ЕАЭС Внутренний паспорт Не требуется
Временно проживающие РВП
Постоянно проживающие ВНЖ
Квалифицированные специалисты ВНЖ (необязательно) Разрешение с отметкой о том, что специалист является высококвалифицированным

Кто является высококвалифицированным специалистом?

Больше всего вопросов возникает при привлечении высококвалифицированных специалистов. Согласно ст. 13.2 ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ, таковыми считаются иностранные граждане, имеющие соответствующий опыт и знания для работы в отдельных отраслях на территории РФ. Наибольшее значение при определении «высококвалифицированности» имеет заработная плата, которую будет получать иностранец в РФ:

Категория Размер зарплаты (руб.) в месяц Пояснение
Преподаватели или научные сотрудники От 83 000 Если они работают в вузах, академиях, НИЦ
Специалисты в отдельных отраслях От 83 500 Если иностранцы работают в промышленных, торговых, туристических сферах
Специалисты отдельных категорий организаций От 83 500 Если предприятие работает в области информационных технологий и имеет государственную аккредитацию
Специалисты, приглашенные предприятиями из особой экономической зоны От 58 500 Если предприятие занимается внедрением техники
Медработники От 1 000 000 руб. в год Если они приглашены в медучреждения международного уровня
Трудоустроенные на предприятиях специалисты на территории Р. Крым От 83 500 Дополнительные условия не устанавливаются
Читайте так же:  Правильность удержания алиментов

Если же иностранный специалист работает в «Сколково» на любой квалифицированной должности, ограничения по зарплате не устанавливаются.

Как работодателю привлечь иностранного специалиста?

Обязанность по оформлению большей части документов полностью возлагается на работодателя, однако разрешение или патент должен получать иностранный сотрудник самостоятельно. Как все выглядит пошагово:

  1. Иностранец приезжает в Россию с целью проживания и трудоустройства, оформляет РВП. В некоторых случаях допускается получение ВНЖ, минуя РВП, а также упрощенное оформление гражданства.
  2. После получения РВП иностранец должен оформить разрешение: оно действует до окончания срока действия визы. Если же гражданин въехал в РФ в безвизовом порядке, ему достаточно купить патент на срок до 1 года.
  3. Иностранец находит работу, подготавливает и подает документы работодателю. Руководитель фирмы не вправе трудоустраивать его без патента или визы: если он это сделает, его могут привлечь к административной ответственности и обязать уплачивать штрафы.
  4. С работодателем оформляется ТД. Перед этим руководитель обязан ознакомить нового сотрудника с локальными актами компании, должностными обязанностями.
  5. После заключения ТД оформляется приказ о приеме на работу. В нем указываются данные работника, должность, начало трудовой деятельности в компании. С приказом иностранец должен быть ознакомлен под роспись.
  6. Уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранного гражданина. Оповестить миграционный орган нужно в течение трех дней после трудоустройства такого работника.

Пример №1: трудоустройство иностранца в РФ

Гражданин Беларуси приехал в Россию для работы. Ему не нужно оформлять патент или разрешение, потому как для трудовой деятельности он может использовать внутренний паспорт. Он зарегистрировался по месту жительства, нашел работу и без проблем заключил ТД.

На разных этапах иностранцу может понадобиться такой комплект документов, поэтому его лучше всего подготовить заранее:

Название Где взять Срок действия
Внутренний паспорт Миграционный отдел своей страны Зависит от законодательных актов государства
ВНЖ УВМ МВД РФ 5 лет
РВП УВМ МВД 3 года
ИНН ИФНС Неограниченно
СНИЛС Пенсионный фонд Неограниченно
Медицинский страховой полис Любая страховая компания Неограниченно
Диплом Вуз или ссуз по месту учебы Не устанавливается
Трудовая книжка По последнему месту работы Неограниченно

Можно ли принимать на работу иностранных граждан без визы?

Виза не всегда обязательна для трудоустройства иностранцев в РФ, но, если гражданин относится к любой из категорий, установленной в Письме МИД от 27.04.2012 №19261/кд, принять на работу такого сотрудника нельзя.

Гражданам каких стран нужна виза для проживания и работы в РФ:

  • Камбоджа, КНДР, Латвия, Литва;
  • Люксембург, Мальта, Мексика, Марокко;
  • Нидерланды, Норвегия, Панама, Перу;
  • Португалия, Сирия, Словакия;
  • Азербайджан, Ангола, Албания;
  • Бельгия, Болгария, Боливия;
  • Ботсвана, Буркина-Фасо, Венгрия, Вьетнам;
  • Германия, Греция, Гондурас, Дания, Доминикана;
  • Египет, Израиль, Индонезия, Индия;
  • Иран, Испания, Италия;
  • Франция, Финляндия, Чехия;
  • Швеция, Швейцария, Эквадор, Эстония, Эфиопия.

Важно! Для жителей некоторых стран допускается безвизовое пребывание на срок до трех месяцев. Более подробные условия читайте в вышеуказанном законодательном акте.

Как оформить на работу иностранца с визой: пошаговая инструкция

Процедура трудоустройства работников из других государств на основании визы выглядит следующим образом:

  1. Для начала работодатель должен получить разрешение на привлечение такой категории работников, предварительно подав уведомление о потребности в иностранных кадрах в Центр занятости.
  2. Заявление рассматривается в течение 25 дней, после чего вы получаете ответ о принятом решении.
  3. Если вы хотите трудоустроить конкретного человека (высококлассного специалиста) из другого государства, вам придется оформлять приглашение на въезд. Вместе с этим вы должны подать документы для получения работником разрешения на трудовую деятельность в РФ.
  4. Заключить трудовой договор (ТД) после получения разрешения на работу.

«Некоторые организации, научно-исследовательские и образовательные учреждения нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которых мы можем привлекать из других стран. Для этого должны быть созданы подходящие условия труда. Сами же иностранцы с соответствующим статусом вправе претендовать на ВНЖ и РВП в упрощенном порядке, в некоторых случаях они могут оформить гражданство уже через несколько месяцев после пересечения границы»

В.В. Путин, Президент РФ.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Обязательно ли уведомлять миграционный орган о приеме иностранного гражданина на работу?

Да, такая обязанность возлагается на работодателей Приказом МВД РФ от 10.01.2018 №11. Уведомление должно быть подано в УВМ МВД в течение трех рабочих дней от даты заключения ТД.

Вопрос №2. Что делать, если иностранец работал 3 месяца по визе, но сейчас ее срок подходит к концу, как и срок действия разрешения?

В данной ситуации иностранцу придется уволиться, либо, если есть время, подать документы для получения РВП. Вы в таком случае имели право заключать с ним только срочный ТД.

Распространенные ошибки

Ошибка №1. Патент или разрешение на работу требуются всегда.

Нет, они нужны лишь в том случае, если у иностранца нет РВП или ВНЖ. Если разрешение или вид на жительство получены, они и так дают право на работу в России.

Ошибка №2. Уведомлять Центр занятости о нуждаемости в работниках необязательно.

Нет, по закону предприятия должны каждый месяц подавать в ЦЗН сведения об имеющихся вакансиях. Если этого не делать, придется заплатить штраф. Кроме того, руководителю не выдадут разрешение для привлечения иностранного специалиста.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Трудоустройство иностранцев в РФ производится с учетом не только трудового, но и миграционного законодательства. Именно поэтому работодатели должны знать все тонкости, в противном случае при наличии нарушений придется платить штрафы, даже если нарушитель не знал свои законные обязанности.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here