От чего зависит кадастровая стоимость земельного участка в 2020 году

Самая важная информация по теме: "От чего зависит кадастровая стоимость земельного участка в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

От чего зависит кадастровая стоимость земельного участка в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На начало 2018 года земельный участок (далее — Участок) находился в собственности организации. На указанную дату в едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) содержалась информация о его кадастровой стоимости. При этом категория земель в отношении Участка определена не была. Решение об установлении категории земель в отношении Участка было принято 22.01.2018, что повлекло за собой уменьшение его кадастровой стоимости. Данные о категории земель и новой кадастровой стоимости внесены в ЕРГН 16.02.2018.
Исходя из какой кадастровой стоимости организация в данном случае должна была определять налоговые обязательства по земельному налогу за 2018 год?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Из буквального толкования норм главы 31 НК РФ следует, что организация в данном случае должна была исчислять земельный налог в отношении Участка за весь 2018 год исходя из его кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН на 01.01.2018, то есть без учета ее уменьшения в результате первичного отнесения Участка к определенной категории земель. Иную точку зрения организация должна быть готова отстаивать в суде. Оценить перспективы такого спора мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

.shock / Depositphotos.com

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ «Эталон» Александр Попов на круглом столе «Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти», состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Читайте так же:  Повторная налоговая проверка может проводиться в случаях в 2020 году

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро «Тимофеев и партнеры» Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка путем смены вида разрешенного использования

Управляющий партнер Правового бюро «Тимофеев и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Кадастровая стоимость земли является важной составляющей, которая влияет на расчет налога на имущество юридических лиц. Во многих случаях кадастровую стоимость можно снизить путем оспаривания в специальной комиссии или в суде. Порой это позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество в несколько раз.

Одним из важнейших факторов, которые определяют размер кадастровой стоимости участка земли, является вид его разрешенного использования (далее – ВРИ). Также непосредственно от ВРИ зависят возможности использования, находящегося в собственности или аренде участка. Например, какую хозяйственную деятельность можно вести, какие здание и постройки разрешено возводить на его территории.

Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 Земельного кодекса.Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ о делении земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.Смысл данного принципа заключается в следующем: целевое назначение земель определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование – дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка.

  • ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;
  • изменение одного ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Поэтому разрешенное использование может быть установлено или изменено только в соответствии с установленными правилами землепользования и застройки функциональной зоны.

В настоящее время порядок проведения зонирования территорий определяет Градостроительный кодекс. Для каждой территории устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки – п. 9 ст. 1, п. 2, п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.

Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью

Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Данные Методические указания устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.

Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.

Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:

  • вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
  • удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
  • площади участка.

ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается «офис», то его будут относить к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».

В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.

Читайте так же:  Применить последствия недействительности ничтожной сделки в 2020 году

Имеет ли смысл изменять ВРИ для целей снижения кадастровой стоимости?

Логика проведения государственной кадастровой оценки и определения удельных показателей кадастровой стоимости свидетельствует о том, что наибольшие удельные показатели устанавливаются для земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства коммерческого назначения. Снизить кадастровую стоимость подобных участков возможно только изменив ВРИ. А для его смены необходимо переменить функциональное назначение находящихся на участке зданий.

Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция) (п. 1.2 Порядка).

Часто подобные мероприятия проводятся для выявления таких видов недвижимого имущества, как торговые, деловые центры и просто нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются таким образом (пункт 1.3 Порядка).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).

В качестве иллюстрации влияния снижения ВРИ на величину кадастровой стоимости можно привести следующий пример. При рассмотрении одного из дел возник спор о величине кадастровой стоимости в разрезе ВРИ земельного участка, который был предоставлен юридическому лицу под размещение автостоянки автомобильного транспорта. При проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», поскольку владельцем земельного участка оказывались услуги по платному размещению на нем автомобильного транспорта. Предоставление суду аргументированной позиции о том, что содержание разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» в части «личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» применимо только к автотранспортным средствам, а не к самому земельному участку позволило более чем в два раза снизить кадастровую стоимость.

Кадастровая стоимость земельного участка в 2018 году

Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором

Вернуться назад на Кадастровая стоимость 2018

Изменится ли кадастровая стоимость земли в 2018 году, напрямую зависит от того, какова категория ее разрешенного использования и где именно она находится.

Размер арендных платежей и налога на землепользование напрямую зависит от кадастровой стоимости земли. Инициатором изменения этой стоимости может выступать собственник, а также администрация данного населенного пункта. Согласно действующему законодательству, периодичность плановой кадастровой оценки составляет 5 лет. Таким образом, если оценка вашего участка была произведена в 2013 г., то в 2018 г. его кадастровая стоимость изменится.

Однако, важно понимать и то, что местные власти вправе проводить переоценку и чаще, чем раз в 5 лет.

При этом самыми распространенными основаниями для этих мероприятий являются:

1. Изменение площади объекта в связи с разделом, объединением и т.д.

3. Изменение категории землепользования.

4. Введение в эксплуатацию завершенного объекта строительства.

5. Усовершенствование местной инфраструктуры: построена новая дорога, открыта школа и т.д.

6. Изменились текущие рыночные показатели.

Отсюда следует, что любое изменение рыночных показателей уже является достаточным основанием для того, чтобы власти произвели очередную переоценку земель. Соответственно очередная налоговая квитанция будет содержать в себе увеличившуюся сумму налога.

Собственники и сами вправе производить переоценку сколько угодно раз. Если какие-либо характеристики земель изменились, он может по своей инициативе сообщить об этом в Росреестр.

Государственная Дума в 3-ем завершающем чтении приняла новый закон. Согласно которому местные органы государственной власти могут оспорить кадастровую стоимость любого земельного участка, если сочтут, что собственник умышленно снизил ее по своему желанию. Такие полномочия получат власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Оспаривание будет проходить в судебном порядке, если будет установлено, что комиссия по определению кадастровой стоимости занизила цену земель, которые располагаются на указанных территориях, но не находятся в муниципальной собственности.

Иными словами, если собственник обратится в комиссию и подаст заявление о снижении кадастровой стоимости своего участка, а его требование будет удовлетворено, то вслед за этим администрация получает право оспорить решение комиссии в судебном порядке. Ранее у властей таких полномочий не было.

Не меняется досудебный порядок урегулирования земельного спора. Администрация обязана сначала обратиться в специальную комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой оценки. Только после этого может быть подан судебный иск. При досудебном решении спора нагрузка на бюджет снижается, так как отсутствуют судебные издержки.

Стоит напомнить о том, что Конституционный суд РФ опубликовал постановление, согласно которому при уменьшении кадастровой стоимости земли у администрации данного муниципального объединения появляется законный интерес и право оспорить решение комиссии.

Речь идет именно о тех случаях, когда кадастровая оценка земель снижается по инициативе самого владельца при обращении в комиссию. На реализацию именно этого постановления Конституционного суда и направлен новый закон, принятый Государственной Думой.

Далее стоит вспомнить о том, что, согласно ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности», муниципальные образования не вправе по своему усмотрению оспаривать кадастровую оценку, выполненную по инициативе собственника.

Читайте так же:  Алгоритм расчета алиментов

Конституционный Суд счел такое положение дел в законодательстве ущемляющим права муниципальных образований, а именно противоречащим ст. 46, 55, 133 Конституции РФ. Немало примеров тому, когда собственники после подачи заявления в комиссию добивались снижения кадастровой стоимости земель в несколько раз. Это означает для государственного бюджета потерю немалой доли налогооблагаемой базы.

Таким образом, в 2018 г. собственники земельных участков могут ожидать изменения кадастровой стоимости своей собственности, если у местной администрации есть основания для проведения плановой переоценки, оспаривания текущей оценки в судебном порядке, а также наличия иных существенных оснований для этого, как то межевание, изменение площади земель и т.д.

Собственники по-прежнему не утрачивают своего права самостоятельно обращаться в комиссию с заявлениями по пересмотру кадастровой оценки участков в текущем порядке. Однако, делать это стоит в том случае, если имеются действительно серьезные основания, так как в противном случае можно получить отказ, либо судебный иск от лица муниципального образования.

Кадастровая оценка: что нужно знать?

В 2019 году на территории Республики Саха (Якутия) проведена первая государственная кадастровая оценка объектов недвижимости по новой методике. Рассмотрим основные вопросы, возникающие у собственников по итогам ее проведения.

1. У каких объектов изменится кадастровая стоимость в 2020 году?

— Согласно в 2019 году кадастровая оценка проводилась в отношении следующих видов объектов недвижимости:

Участки, это земельные участки, расположенные в соответствующих категориях земель. Под объектами капитального строительства подразумевается вся недвижимость (дома, дачи, квартиры, комнаты, гаражи, коммерческая и производственная недвижимость, сооружения и т.д.)

2. Как рассчитывалась кадастровая стоимость по новой методике?

— В 2017 году Минэкономразвития РФ разработаны новые методические указания по кадастровой оценке. Существенно изменены группировка и сегментация объектов оценки, а также применение методов и подходов. Кадастровая оценка, как и раньше, проводится на основании данных, содержащихся в документах на недвижимость, имеющейся в Росреестре. Но, если раньше для изменения кадастровой стоимости нужно было вносить изменения в данные Росреестра, то сейчас, чтобы повлиять на стоимость достаточно подать декларацию о фактических характеристиках объекта недвижимости (за исключением площади) в ГБУ РС(Я) «Центр государственной кадастровой оценки»

Основные факторы, влияющие на стоимость:

Среди ключевых факторов, воздействующих на кадастровую стоимость, стоит выделить местоположение объекта, особенности его окружения, развитость инфраструктуры (коммуникации).

3. Чем отличается кадастровая стоимость, рассчитанная по новой методике?

— Формирование кадастровой стоимости происходит под влиянием уровня цен рынка в каждом секторе недвижимости, сформировавшегося на локальном рынке недвижимости на дату осуществления оценки.

К примеру, рыночная и кадастровая стоимость индивидуальных жилых домов, расположенных в сельской местности, формируется в зависимости от наличия либо отсутствия централизованных инженерных сетей, удаленности расположения объекта от столицы субъекта РФ, административного районного центра, центра сельского округа, а также численности проживающих в данном населенном пункте людей и прочих факторов.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Как рассчитывается налог от кадастровой стоимости?

— Налог на имущество физических лиц от кадастровой стоимости исчисляется с 2017 года по следующей формуле:

В переходный период (с 2017-2019), ежегодно применялся понижающий коэффициент 0,2 , 0,4 , 0,6, соответственно. Налоговые ставки и налоговые льготы по имущественным налогам устанавливается органами местного самоуправления.

5. Как сильно повлияет новая кадастровая стоимость на размер налога?

— Несмотря на то, что рассчитываемый налог от кадастровой стоимости напрямую зависит от ее величины, законом предусмотрен порог роста размера налога к уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном размеру налога за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1

6. Когда мы заплатим налог по новой кадастровой стоимости?

— Согласно НК РФ, налоги на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря 2021г. за налоговый период с 2020 года.

7. Как узнать новую кадастровую стоимость моего имущества?

— Узнать результаты государственной кадастровой оценки по кадастровому номеру возможно уже сегодня на официальном сайте ГБУ РС(Я) «ЦГКО» и там же с помощью калькулятора посчитать свой будущий налог.

С 1 января 2020 г. новая кадастровая стоимость будет доступна на сайте Росреестра и в 2021 г. в личном кабинете налогоплательщика.

8. Если я не согласен с результатами оценки?

— Даже если Вы не успели обратиться в период приема замечаний, с 1 января 2020 года можно повлиять на кадастровую стоимость следующим образом:

Заинтересованные лица вправе обратится в ГБУ РС(Я) «ЦГКО» за предоставлением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, а также в случае выявления технической или методологической ошибки обратиться с заявлением об их исправлении. Указанные услуги предоставляются бесплатно.

Рекомендуем указать в Обращении кадастровый номер объекта недвижимости. Обращение, подготовленное в бумажном виде, заверяется подписью заявителя. Обращение, подготовленное в электронном виде, заверяется электронной цифровой подписью заявителя.

Новый закон: Стоимость вашей недвижимости изменится

Правительством России одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки». Документ разработан при участии Росреестра во исполнение послания президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Как отметил в своем вступительном слове председатель правительства России Дмитрий Медведев, законопроект «направлен на сохранение принципа экономической обоснованности кадастровой стоимости. Чтобы не допускать ситуаций, когда кадастровая стоимость превышает рыночную и люди вынуждены идти в суд – оспаривать ошибки оценщиков или, того хуже, какие-то умышленные действия, манипулирование оценкой».


Заместитель министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко пояснила необходимость внесения ряда изменений, в том числе в применяющийся с 2017 года Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»: «Документ направлен на защиту интересов одновременно и правообладателей объектов недвижимости, и органов власти. В предложенном законопроекте предусмотрены действенные механизмы исправления накопленных ранее ошибок в результатах кадастровой оценки. Важно, что при этом, в случае принятия законопроекта правообладатели не будут нести дополнительных расходов».

Читайте так же:  Перевод водительского удостоверения с таджикского на русский в 2020 году

Глава Росреестра подчеркнула, что «в проекте закона применён принцип «любое исправление – в пользу правообладателя». Если в результате исправления ошибки стоимость уменьшилась, такая стоимость применяется ретроспективно – с даты применения ошибочной стоимости, а если стоимость увеличилась – с нового налогового периода. Если ошибка является системной, она исправляется без дополнительных заявлений в отношении всех объектов недвижимости.

В законопроекте также установлен, начиная с 2022 года, единый для всех регионов цикл оценки и единая дата оценки – раз в четыре года (для городов федерального значения – раз в два года по их решению), что создаст дополнительные удобства для правообладателей недвижимости, особенно если она находятся в нескольких регионах.

Кроме того, предложено изменить механизм внесудебного установления кадастровой стоимости, то есть предусмотреть переход от приема заявлений в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, фактически не несущих ответственность за принимаемые ими решения, к их рассмотрению в бюджетных учреждениях субъектов РФ.

«Изменение результатов стоимости до их утверждения будет возможно только после публичного рассмотрения. Эта процедура станет более прозрачной», — подчеркнул на заседании правительства России Дмитрий Медведев.

«Предусмотренные законопроектом новые правила в системе государственной кадастровой оценки позволят более эффективно исправлять ошибки в результатах государственной кадастровой оценки, — говорит руководитель Управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов. – Так, при выявлении ошибки в результатах оценки бюджетное учреждение, проводившее государственную кадастровую оценку, будет обязано проверить аналогичные объекты недвижимости на предмет наличия подобных ошибок. Кроме того, предполагается, что поменяется порядок применения кадастровой стоимости, измененной в результате исправления ошибки или установления в размере рыночной. А это очень важно для налогоплательщиков».

В Самарской области полномочиями по определению кадастровой стоимости с 2018 года наделено ГБУ СО «Центр кадастровой оценки». На данный момент проведена государственная кадастровая оценка 5 категорий земель, а это более 350 тысяч земельных участков. «Итоговый отчет успешно прошел проверку центрального аппарата Росреестра, осталась заключительная процедура — утверждение результатов определения кадастровой стоимости, — говорит директор ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» Лилия Волкова. — Идет подготовительный этап к государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в 2020 году и объектов капитального строительства в 2021 году». Она также подчеркнула, что в новом законе будут прописаны все обязательные процедуры, необходимые для установления кадастровой оценки, максимально приближенной к рыночной стоимости недвижимости.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Самарской области

Периодичность перерасчета кадастровой стоимости недвижимости

Одной из важнейших характеристик недвижимого имущества является его кадастровая цена. Однако эта величина не постоянна. То, как часто меняется кадастровая стоимость недвижимости, зависит от нескольких факторов. Каждому собственнику следует знать цену своего имущества и порядок ее определения, чтобы убедиться в правильности расчета налогов и государственной пошлины при заключении сделок с недвижимостью. Давайте выясним, что такое кадастровая цена, почему она не остается неизменной и как часто ее пересматривают.

Что собой представляет кадастровая стоимость объекта

Кадастровая стоимость (КС) недвижимого имущества – одна из главных характеристик объекта, являющаяся экономической единицей его учета и выражающая стоимостное значение.

Проанализировав стоимость объекта в разные периоды, можно заметить динамику роста КС. Основной причиной, почему меняется кадастровая стоимость объекта недвижимости, является переменчивость важных ценообразующих факторов, например, наличия инфраструктуры, перспектив развития и рыночных показателей.

Нужно знать, что кадастровая и рыночная цены недвижимости могут не совпадать, причем на практике это происходит довольно часто.

Стоимость строений и земельных участков определяется в соответствии с Федеральным Законом «Об оценочной деятельности» №135 от 29 июля 1998 года . Отдельно о том, что цена земли должна определяться в ходе оценки, говорится в ст. 66 Земельного кодекса РФ .

Оценку проводят инженеры-оценщики, прошедшие специальное обучение. Средний уровень КС объектов может определяться по решению местных органов исполнительной власти.

Владельцам недвижимого имущества стоит узнать больше о том, что собой представляет кадастровая стоимость недвижимости.

Как формируется КС

Чтобы понять, почему и как меняется кадастровая стоимость квартиры с годами, нужно учесть, какие факторы влияют на этот процесс. К ним относится:

Если собственник сомневается, может ли меняться кадастровая стоимость квартиры, следует внимательно проанализировать свое жилье с учетом перечисленных выше параметров. Некоторые из них, вроде площади и местонахождения, останутся неизменными. Другие же, например, перспективы развития и состояние инфраструктуры, могут измениться и в результате повысить или понизить цену объекта.

Нужно помнить, что цена недвижимого имущества периодически пересматривается. И если человек планирует продавать свою квартиру, то, возможно, с этим стоит подождать или, наоборот, поторопиться. Ведь каждая построенная рядом станция метро, дорога и больница повысят цену имущества. А закрытие школы или перенос автостанции уменьшат его стоимость.

Особенности изменения стоимости земельного участка

Существуют нюансы того, как меняется кадастровая стоимость земельного участка. Порядок и частоту проверки, на основании которой определяется цена земли, устанавливают местные органы власти. От того, насколько тщательно она будет осуществлена, зависит и частота проведения последующих оценок.

Минимальный срок – три года, но в среднем пересмотр КС земли производится один раз в пять лет. Нарушать регламент, установленный в регионе, нежелательно, поскольку это может повлечь необходимость в проведении оценочных мероприятий уже на федеральном уровне.

При наличии веских оснований в промежутке между переоценками возможен пересмотр цены в индивидуальном порядке.

Внеочередная проверка может проводиться в силу причин, значительно влияющих на ценность недвижимости, например, в связи с возведением нового инфраструктурного объекта или произошедшими техногенными или природными авариями.

Последнее изменение КС

Ответ на вопрос, меняется ли кадастровая стоимость квартиры ежегодно, установлен на уровне законодательства. Как упоминалось выше, очередная переоценка должна происходить не реже раза в пять лет. А вот насколько часто она делается, решает собственник, которым может быть и частное лицо, и предприятие, и орган власти.

Читайте так же:  Алименты по обоюдному соглашению

Владелец имеет право инициировать пересмотр результатов оценки земли. Причем для этого не придется долго изобретать причины. По закону изменения рыночных показателей уже достаточно для того, чтобы вызывать инженеров для оценки. К тому же нигде точно не определено, что входит в эти «рыночные показатели».

Еще одна важная задача собственника – определить, когда изменилась кадастровая стоимость земли. Для этого инженер-оценщик предпринимает следующие действия:

  • изучает документы относительно недвижимости;
  • выезжает на объект и изучает его характеристики путем визуального осмотра;
  • подготавливает акт, в котором описывает свойства недвижимости и указывает ее ценовое значение.

После этого изменившая информация вносится в реестр недвижимости. Однако именно дата составления акта и есть днем, когда меняется цена объекта.

В отношении земли существуют особые причины, почему меняется кадастровая стоимость земельного участка:

  1. Уменьшение или увеличение размеров и, соответственно, площади.
  2. Перенос участка в новую категорию.
  3. Изменение целевого назначения или введение нового вида пользования, разрешенного местными органами власти.

Подробнее о пересмотре КС домов, квартир и земельных участков читайте в статье «Изменение кадастровой стоимости недвижимости».

Причины переоценки недвижимости

Существует два основания для изменения цены недвижимого имущества. Пересчитывается кадастровая стоимость в случае переоценки объекта и при внесении правок в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Переоценка объекта происходит по инициативе:

  • его владельца;
  • лиц, которые планируют заключить сделку в отношении недвижимости;
  • органа власти, если объект находится в его собственности.

Начать процедуру можно посредством обращения в специально созданные местными органами власти комиссии либо в судебные органы. Основаниями служат:

  • недостоверные данные в документах;
  • несоответствие полученного результата рыночной цене;
  • применение недопустимых методик расчета.

При обращении нужно приложить документы, обосновывающие справедливость требований заявителя.

Правки вносятся в следующих случаях:

  • во время постановки объекта на учет были поданы недостоверные данные;
  • решение суда предписывает внесение правок в базу данных.

Как часто проводится оценка КС

Собственников земли и жилья должно интересовать, как часто пересматривается кадастровая стоимость объектов недвижимости. Зная этот порядок, они легко определят, является ли пересмотр цены плановым.

Порядок, сроки проведения и лиц, ответственных за проведение плановой оценки имущества, определяют органы местной власти. Периодичность оценочных мероприятий составляет 3-5 лет.

Внеплановая переоценка может осуществляться по инициативе собственника при наличии достаточных причин.

В соответствии с законом, переоценка не может проводиться реже одного раза в 5 лет. Поскольку предельное допустимое значение не устанавливается, допускается повторение процедуры по желанию собственников.

Однако, в соответствии со ст.24.12 ФЗ № 135, в общих случаях ее нельзя проводить чаще, чем один раз в три года. Следовательно, то, как часто может меняться стоимость недвижимости, зависит от решения органа исполнительной власти или законодательства конкретного субъекта Федерации.

Итак, оценка осуществляется не чаще раза в три года. Для городов федерального значения этот срок составляет один раз в два года.

После утверждения результатов кадастровой оценки выводы инженера отправляются в территориальное подразделение Росреестра для внесения данных в ЕГРН.

Каждый собственник недвижимости должен следить за ценой имущества, поскольку власти некоторых субъектов Федерации могут каждый год изобретать поводы для увеличения налоговых поступлений путем поднятия ставки или увеличения КС нежвижимости в результате плановой оценки. А от достоверности данных зависит размер налоговых выплат.

Как рассчитать сумму налога при изменении КС объекта

За недвижимое имущество, которое находится в собственности, нужно платить налог. При определении его размера КС объекта является базовым основанием. Чтобы понять, как повлияет ее изменение на сумму, подлежащую уплате, нужно выяснить, как результат оценки в принципе сказывается на налогообложении.

Формула расчета налога проста:

Сн=Кс х Стн – Ап – Нв

В ней

  • Сн – сумма налога;
  • Кс – кадастровая стоимость объекта;
  • Стн – налоговая ставка, которая составляет 0,1 % от стоимости имущества;
  • Ап – уже внесенные авансовые платежи;
  • Нв – налоговый вычет за объект площадью 20 м2.

Таким образом, цена недвижимости прямо влияет на размер налога, подлежащего уплате: чем она выше, тем больше сумма налога, и наоборот.

Как узнать КС недвижимости

Существует несколько способов узнать цену объекта. Для этого, например, можно посетить сайт Росреестра , с которого перейти на публичную карту . На ней нужно отыскать свой участок и нажать на него кнопкой мыши. После этого появится следующая информация:

  • размеры и площадь надела;
  • назначение;
  • наличие обременений;
  • кадастровый номер и стоимость.

Некоторые предпочитают обратиться в муниципалитет и попросить копию постановления с указанной КС 1 м2 недвижимости. Умножив эту цифру на площадь интересующего объекта, несложно получить нужные данные.

Третий способ – подача запроса в Роснедвижимость. В этом случае придется ожидать ответа в течение 30 дней. В случае отправки по почте он даже может потеряться по дороге. Как видно, этот вариант наиболее длительный и неудобный.

Также можно оформить запрос в Росреестре, МФЦ или на портале Госуслуги . Для частного лица выдача справки обойдется в 450, для предприятия – в 600 рублей. На это уйдет 3-5 5 дней.

Знание кадастровой цены недвижимости позволяет правильно рассчитывать налоги и госпошлину при заключении сделок. Оценкой имущества занимаются специалисты, уполномоченные на проведение таких работ. Периодичность оценки, порядок ее проведения и то, может ли измениться кадастровая стоимость объекта, определяют местные органы исполнительной власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

От чего зависит кадастровая стоимость земельного участка в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here