Отличие административной ответственности от уголовной и дисциплинарной в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Отличие административной ответственности от уголовной и дисциплинарной в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

Соотношение административной ответственности с уголовной, дисциплинарной и материальной ответственностью

Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого, уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность — законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права;

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителя, отрицательной оценки их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (начальника). Основными дисциплинарными мерами являются выговор, замечание, увольнение с работы и т.д.

Уголовная ответственность обладает наиболее жесткими мерами государственного воздействия, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждение, штраф, административный арест). Административная ответственность за правонарушения, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

В отечественной правовой науке проблема соотношения преступления и административного правонарушения стала объектом внимания юристов в конце 50-х годов ХХ в. Так, А.Е. Лунев определял административный деликт как «общественно опасное, противоправное, виновное действие или бездействие, за которое наступает административная ответственность».

А.И. Мурзинов обосновывал наличие у всех правонарушений общественной опасности через их родовое сходство.

Проблема получила новый виток в своем разрешении с принятием Основ законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях. Основное резюме в научных трудах того времени — «Высокая степень вредности порождает новое качество — общественную опасность».

Содержание современных комментариев к отдельным статьям Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях нередко противоречат комментариям к Общей части Кодекса, и первая причина тому, на мой взгляд, это отсутствие критерия «степень общественной опасности». В комментариях к общей части Кодекса часто отвергается возможность относить правонарушения к общественно опасным деяниям, но, в то же время, вопреки этому, такая опасность в различных ее проявлениях называется в качестве объекта посягательства целого ряда административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью Кодекса. Например, административные правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, безопасность движения на железнодорожном транспорте, на общественную безопасность, на правила пожарной безопасности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и т.п.

Прежде чем утверждать, что степень общественной опасности является основным критерием разграничения преступления и административного правонарушения, необходимо обратить внимание на ряд имеющих место аргументов по этому поводу.

На первый взгляд, критерием отграничения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего» от преступления является степень вреда (легкий вред), причиненный здоровью потерпевшего.

Аналогичное правонарушение, повлекшее более серьезный вред здоровью потерпевшего, квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 264 Уголовного Кодекса РФ. Последовательный анализ признаков данного правонарушения позволяет заметить еще один критерий. Только неосторожная форма вины в действиях правонарушителя образует административное правонарушение. Умышленный наезд на участника дорожного движения, даже если причинен легкий вред здоровью, образует состав преступления, предусмотренный ст. 115 Уголовного Кодекса РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». Возникает проблема: какой из критериев считать более весомым?

Соглашаясь с мнением доктора юридических наук В. Лукьяновым, который пишет: «Функционирование техники, в которой сконцентрирована поражающая энергия, контролируется разумной волей человека, соблюдающего специальные правила. Безопасное состояние общественных отношений меняется, когда нарушение правил приводит к потере контроля за функционированием техники». Можно считать форму вины более значимым критерием. Но как, в таком случае, рассматривать положение, которое имеет место, после внесения очередных изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации от 08.12.2003. В части первой статьи 213 хулиганство определено как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Грубое нарушение общественного порядка, злостное нарушение общественной нравственности, циничные действия, ранее образующие объективную сторону уголовно наказуемого хулиганства вряд ли перестанут существовать сами собой. Более того, в отсутствие уголовного наказания возможен их рост. Только квалифицироваться они, скорее всего, будут как административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Мелкое хулиганство».

Вопросы, на которые закон исчерпывающего ответа не дает, правоприменительный орган или его работники решают, руководствуясь собственной точкой зрения и накопленным опытом. В таких условиях совершенствование административной правоприменительной практики, при которой сила закона будет целенаправленно и эффективно использоваться, вряд ли будут находить понимание общественности.

Читайте так же:  Алименты закончились она хочет еще

Действующий сегодня Кодекс РФ об административных правонарушениях не сохранил этого положения, но отдельные составы административных правонарушений очень близки к составам преступлений и различаются лишь степенью общественной опасности. Например, составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», 14.10 «Незаконное использование товарного знака», во многом совпадают с составами преступлений, предусмотренных ст. 171 «Незаконное предпринимательство», 180 «Незаконное использование товарного знака» Уголовного Кодекса РФ.

По результатам исследования ситуаций, когда одно и то же деяние одновременно считается и преступлением, и административным правонарушением, в правоприменительной практике замечено следующее:

  • 1. Основу общественной опасности административного правонарушения составляет то, что противоправное поведение и деятельность, обладая свойствами прецедента, создают угрозу повторения в будущем;
  • 2. Имеет место недопонимание значимости критерия «степень общественной опасности

Принципиально важным является вопрос отличия административного правонарушения от преступления. Вызвано это тем, что, на практике некоторые административные правонарушения тесно граничат с преступлениями, а при определенных условиях, например повторности, «переходит в них». Это вызывает сложности при квалификации правонарушений.

1. Представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное только УК (ст. 14 УК)

1. Представляет собой виновное деяние, запрещаемое не только КоАП, но и законами Субъектов РФ (ст. 2.1. КоАП)

2. Субъектом преступления могут быть только физические лица (ст. 19 УК)

2. Субъектами административного правонарушения могут быть и физические и юридические лица (ст. 2.1. КоАП)

3. Различают особо тяжкие, средней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК)

3. Административное правонарушение не делится на категории по степени тяжести.

4. Учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК)

4. По общему правилу неоднократность административного правонарушения не учитывается

5. Учитываются совокупность и рецидив преступления (ст. 16, 17 УК)

5. Для административного правонарушения не характерны ни рецидив, ни совокупность.

6. В ряде случаев субъектом преступления признаются физические лица и в возрасте 14 лет.

6. Минимальный возраст физического лица — субъекта административного правонарушения составляет 16 лет.

7. Закон различает оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК)

7. КоАП не делит административное правонарушение на оконченное или не оконченное. Это объясняется тем, что состав административного правонарушения чаще всего «формальный» (т.е. не обязательно наступление вредных последствий).

8. Влечет уголовное наказание

Влечет административного наказание

9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, крайняя необходимость обоснованный риск, исполнение приказа и ряд других обязательств (ст. 37-42 УК).

9. Административное правонарушение отсутствует лишь при крайней необходимости (ст. 2.7. КоАП).

Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание.

Основанием для административной ответственности является административное правонарушение, уголовной — преступление, дисциплинарной — дисциплинарный поступок, материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.

За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи). Уголовные наказания — только судом. Дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции. Меры материальной ответственности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях — в административном порядке.

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.). Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства. Дела о материальной ответственности — как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Не основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные взыскания.

Административная и дисциплинарная ответственность

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 11

Вопрос: Инспектор государственной инспекции труда оштрафовал заместителя директора за нарушение норм законодательства о труде по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Можем ли мы применить к нему меры дисциплинарной ответственности за то же нарушение, за которое его привлекли к административной ответственности?

Ответ: На основании ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться как к административной, так и к другим видам ответственности: дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.

Читайте так же:  Как оформить отсрочку от армии

Административное наказание не является дисциплинарным взысканием, следовательно, не препятствует применению выговора или другого дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 192 ТК РФ.

Уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность по российскому законодательству

На основе отраслевого критерия в юридической литературе традиционно выделяют гражданско-правовую, уголовную, административную, материальную и дисциплинарную ответственность.

Рассмотрим виды юридической ответственности в таблице:

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Уголовная ответственность применяется за совершение преступлений, т.е. общественно опасных деяний, запрещенных нормами уголовного права, основным источником которых является Уголовный кодекс Российской Федерации. Поэтому уголовная ответственность — наиболее суровый вид юридической ответственности.

Согласно УК РФ (ст. 44) уголовными наказаниями являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь — исключительная мера наказания, впредь до ее отмены, как записано в ч. 2 ст. 20 Конституции РФ. Уголовная ответственность может быть применена единственным государственным opганом — судом, который, вынося обвинительный приговор, определяет в нем и меру уголовного наказания.

Например: Сожитель некой гражданки Петровой, из ревности, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нанес ей легкие телесные повреждения, которые впоследствии понесли ей кратковременное расстройство здоровья. Сожителю грозит арест или исправительные работы по статье 115 УК РФ Умышленное причинение легкого вреда здоровью.

Административная ответственность имеет своим основанием состав административного проступка (правонарушения). Основным источником норм административного права, в санкциях которых предусматриваются меры государственного воздействия, применяемые к лицам, виновным в совершении административных проступков, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

К видам административных наказаний относятся: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация определенных предметов, временное лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств), исправительные работы, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Например: Продавец магазина одежды заверил покупателя Иванова К.В. в том, что кроссовки, которые Иванов К.В. решил приобрести — прочные и качественные, хотя на самом деле кроссовки были с браком. Продавец ввел в заблуждение Сидорова относительно потребительских свойств, качества товара и подлежит административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей».

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения обязательств, вытекающих из договора, а также за причинение имущественного внедоговорного ущерба. Этот вид ответственности часто выражается в применении так называемых правовосстановительных санкций, предусматривающих возмещение причиненного имущественного ущерба, например, причиненного источником повышенной опасности, причем в этом случае, как исключение из общего правила, ответственность наступает даже при отсутствии вины владельца этого источника (например, автомобиля). Законом предусматривается и такая мера, как восстановление нарушенного права, а также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени (например, при нарушении сроков внесения квартплаты).

Например: Карпова Р.О. без уважительной причины не производила оплату жилищно-коммунальных услуг в течение нескольких лет, ей будет начислена пеня.

Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка — виновное и противоправное поведение лица, допустившего нарушение трудовой, служебной, воинской дисциплины. В отличие от административной ответственности она налагается должностным лицом, которому правонарушитель подчинен по службе. Мерами дисциплинарного взыскания являются замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу и увольнение по соответствующим основаниям. Ответственность за совершенные дисциплинарные проступки определяется нормами трудового права.

Выделяя в теории права различные виды юридической ответственности, юристы-теоретики также соизмеряют эти виды ответственности с разнородными правонарушениями: преступлениями и проступками. Следовательно, суммируя все вышесказанное, можно определить, что юридическая ответственность — это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие для него неблагоприятные последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном государством.

Например: Сидорова О. П в течение трех дней не являлась на работу без уважительной причины. Согласно ст. 192 Трудового кодекса работодатель Сидоровой О.П. имеет право за совершение дисциплинарного проступка применить следующие дисциплинарные взыскания по отношению к ней: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Разница между уголовной и административной ответственностью

Противоправное поведение человека во все времена преследовалось по закону, но сегодня уровень развития права позволяет разграничивать ответственность по степени опасности. Уголовный и административный кодексы во многом описывают дублирующие друг друга составы наказуемых деяний, но в правоприменительной практике есть существенные отличия. Они в первую очередь касаются размера ответственности: нельзя судить человека за переход улицы в неположенном месте так же, как за изнасилование или подделку денежных средств. Разграничить отдельные составы порой бывает очень трудно даже специалисту.

Уголовная ответственность – это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации. Преступления делятся по тяжести (от не представляющих общественной опасности до особо тяжких), а также по иным основаниям (против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, собственности и т.д.). При этом подвергнуть человека уголовному преследованию можно лишь в том случае, если состав деяния чётко прописан в кодексе и доказан в суде.

Читайте так же:  Демо инвалидам вследствие военной травмы

Административная ответственность – это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях России. По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества. Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.

Вопрос о квалификации деяния – ключевой для органов правопорядка. Так, причинение телесных повреждений может повлечь и административную, и уголовную ответственность: в зависимости от тяжести наступивших последствий. То же самое касается кражи, умышленного уничтожения или повреждения имущества, а также других составов правонарушений. К уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо (дееспособный субъект старше 14 лет), а к административной – ещё и юридическое лицо.

Впрочем, между данными видами воздействия на субъекты правоотношений есть и целый ряд сходств. И административный, и уголовный процесс предполагают состязательность. Однако первый может проводиться широким перечнем государственных органов (от судов до налоговых инспекторов), второй – лишь судами. Решения первой инстанции можно обжаловать в надзорном и кассационном порядке, но сроки для осуществления данного права существенно разнятся.

Установление уголовной ответственности за деяние взамен административной не отменяет исполнения ранее назначенного административного наказания

КС РФ восполнил правовой пробел, возникающий при криминализации административных проступков (Постановление КС РФ от 14 июля 2015 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 и пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского судебного района Нижегородской области»). Речь идет о ситуациях, когда административная ответственность за то или иное правонарушение заменяется уголовной. Соответствующие статьи КоАП РФ при этом утрачивают силу.

Обычно судьи руководствуются в таких случаях правилом об обратной силе закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). КоАП РФ обязывает судью, орган или должностное лицо, вынесшие постановление об административном правонарушении, прекратить его исполнение, если устанавливающая административную ответственность норма утратила силу (п. 2 ст. 31.7 КоАП РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

КС РФ признал эти нормы неконституционными при условии, что отмена административной ответственности за конкретный проступок одновременно сопровождается криминализацией указанного деяния. Суд подчеркнул, что это не может свидетельствовать об отмене публично-правовой ответственности за такое деяние. Законодатель не только продолжает оценивать его как правонарушающее, но и считает возросшей степень его общественной опасности.

КС РФ добавил, что замена административной ответственности уголовной по своим последствиям принципиально не отличается от ужесточения административной ответственности: и в том, и в другом случае нет оснований прекращать исполнение постановления. Вместе с тем, Суд отметил, что исполнение постановления все-таки должно быть прекращено, если отсутствует хотя бы одно из следующих условий:

  • положения закона, отменяющие административную ответственность за конкретное деяние и вводящие за него уголовную ответственность, должны вступать в силу одновременно;
  • при трансформации состава административного правонарушения в состав преступления должна сохраняться ответственность именно за то деяние, за которое ранее предусматривалось административное наказание.

КС РФ не исключил также возможность включения в соответствующий закон переходных положений, регулирующих вопрос о продолжении исполнения ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания.

В чем отличие дисциплинарной ответственности от ответственности, предусмотренной КоАП?

Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной КоАП. Они различаются по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность, по субъектам, имеющим право налагать взыскания, по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания.

В отличие от дисциплинарной ответственности, которая, наступает за нарушение трудовой дисциплины (дисциплинарный проступок), административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, т. е. противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Например, за нарушение правил противопожарной безопасности, правил дорожного движения, правил регистрации по месту проживания и др.

Дисциплинарные взыскания налагаются только тем работодателем, с которым работник состоит в трудовых правоотношениях. Административные же взыскания вправе применять специально уполномоченные органы или лица, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственные инспекции труда, органы милиции и др.).

Дисциплинарная и административная ответственность различаются и по видам применяемых взысканий.


Виды административных взысканий предусмотрены КоАП и не могут применяться за совершение дисциплинарного проступка (например, предупреждение, штраф, дисквалификация и др.). В то же время за совершение административного проступка нельзя применять взыскания, установленные ТК за совершение дисциплинарного проступка. При этом не имеет значения, где совершен административный проступок: на территории организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях, или в другом месте.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Проблема разграничения уголовной и административной ответственности за правонарушение

Административная ответственность имеет ряд отличий от других видов ответственности — уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и т.д. Наглядно их можно увидеть при детальном изучении следующей таблицы:

Другие виды юридической ответственности Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах.

Уголовная ответственность устанавливается только законами;

Читайте так же:  Ставка сторожа по внешнему совместительству

Дисциплинарная — законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих;

Материальная — законодательством о труде и гражданским законодательством;

Основанием административной ответственности является административное правонарушение

Основанием уголовной ответственности является преступление;

Дисциплинарной — дисциплинарный проступок;

Материальной — причинение материального вреда

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица Субъекты уголовной ответственности — только физические лица. За административные правонарушения применяются административные взыскания

За преступления — меры уголовной ответственности;

За дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями)

Меры уголовной ответственности определяются только судом;

Дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью;

Материальные — судами общей юрисдикции и арбитражными судами

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока

Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость;

Один из видов дисциплинарного взыскания — увольнения с работы.

Меры административной ответственности применяется в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

Дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства;

Дела о материальной ответственности — в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.1 12 Лукьянов В. В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем разница? // Государство и право. — 2006. — № 3. — С. 44 — 48.2

Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее.

К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:

  • 1) Не достижение установленного законом возраста.
  • 2) Невменяемость лица, совершившего правонарушение, то есть лицо вследствие хронической, душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.
  • 3) Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
  • 4) Необходимая оборона — противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица.

Из этого правила есть частные и конкретные исключения, например, филиалы предприятий, могут привлекаться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства.

Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций чаще всего отражаются в деяниях тех или иных физических лиц, чаще должностных.

Если деяния в законе обезличены, то есть не обозначены лица, которые могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники, также субъектами такого правонарушения могут быть признаны как должностные лица, так и организация в целом.

Коллективные образования не всегда являются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природа — заповедного, оздоровительного, рекреационного назначений может быть наложен штраф на граждан, должностных и юридических лиц.

Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном порядке. Предусматриваются также и другие меры ответственности. Так, за правонарушение в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензий на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.

Административная ответственность организаций может иметь и имеет конкретные особенности в зависимости от того, за нарушение каких отраслей законодательства она установлена. Но не всегда все особенности оправданы. Они могут быть результатом свободного усмотрения, широкие возможности, для которого открывает отсутствие общих правовых основ и принципов административной ответственности коллективных образований.1 13 Телегин А. С. Ответственность граждан и должностных лиц за административные правонарушения. — М.,2011. — 324 с.3

Сущность административной ответственности. Ее отличие от уголовной и дисциплинарной ответственности

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и административного принуждения. Она имеет ряд существенных отличий от других видов юридической ответственности, таких как уголовная и дисциплинарная ответственности. Дисциплинарная ответственность регулируется административным и трудовым правом, уголовная – уголовным правом, а административная – административным правом. У каждого из видов юридической ответственности есть собственное фактическое основание, имеющее форму дисциплинарного (служебно-дисциплинарного), административного проступка (правонарушения) или преступления. Все они могут совпадать по времени, месту совершения и субъектам. Но они всегда различаются по объектам посягательства и характеру противоправных деяний. Административную и уголовную ответственность правонарушители несут перед государством, а дисциплинарную – перед субъектами, с которыми находятся в договорных трудовых и служебных отношениях. Субъектами дисциплинарной и уголовной ответственности являются исключительно физические лица (работник, государственный служащий, гражданин), а субъектом административной ответственности могут быть физические и юридические лица.

Читайте так же:  Увольнение в счет отпуска

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9597 — | 7499 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды административной ответственности

Предупреждение — вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Административный штраф — это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

Конфискация — это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Административный арест — кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства — это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

— административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность — законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством);

— основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда);

— субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности — только физические лица);

— за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления — меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания);

— административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные — судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

— применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания — увольнение с работы);

— меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности.

Так, для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Отличие административной ответственности от уголовной и дисциплинарной в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here