Отличие высшего образования от высшего профессионального образования в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Отличие высшего образования от высшего профессионального образования в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение и получить степень магистра.

Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Так, для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование любого уровня (ч. 2, 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

Специалитет — это привычная для РФ система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет. Однако многие вузы перешли на болонскую (двухуровневую) систему образования, что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров.

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра — как дальнейшую специализацию (ч. 3, 5, 6 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Существенное отличие между бакалавром, специалистом и магистром заключается в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами. Как правило, для получения диплома специалиста обучаются пять лет, диплома бакалавра — четыре года, диплома магистра — два года (ч. 4 ст. 11 Закона N 273-ФЗ; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1173; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 943; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 N 827).

Связанные вопросы

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 18.06.2019

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы .

Запрет на поступление в пять вузов одновременно вступит в действие с 2020 года!

Вопрос об отмене права поступления в пять вузов практически решен. В сентябре 2019 года на прошедших родительских собраниях во многих школах начали «советовать» готовиться заранее к поступлению в один вуз!

◑ Когда введут правило одного вуза?

Портал «Образование в Москве» один из первых, кто предупредил своих читателей о возможности ограничения права подачи документов сразу в пять вузов. Это было еще в ноябре 2018 года.

Многие не верили, сомневались в возможности таких кардинальных перемен. Постепенно сведений становилось все больше и с началом 2019 года стало ясно, что вероятность введения такого приказа еще в приемную кампанию 2019 года очень велика.

Однако благодаря активной позиции граждан вводить его в 2019 году не стали.

По большей части это было вызвано бурей негативных отзывов от родителей, чьи дети заканчивали школу в этом году. Официально объявив об этом за 2-3 месяца до ЕГЭ, дети были бы поставлены в очень сложное положение с выбором единственного вуза.

Было много вопросов и обращений (и от портала «Образование в Москве») к Министру науки и высшего образования Михаилу Котюкову. Однако его ответы были настолько уклончивы, что не вносили никакой ясности в этот вопрос. (См. материал «Почему молчит Минобрнауки?» )

Более того, «заговор молчания» распространился и на остальные высокие должностные лица, включая и Министерство Просвещения России в лице Ольги Васильевой.

Было понятно, что «замалчивается» этот вопрос не с проста. И вот, в новом 2019 учебном году, на школьных собраниях ученикам стали советовать «готовиться к поступлению в один вуз» в будущем, 2020 году.

«На педсовете нам сказали, что нововведение могут ввести и в этом году, — рассказала «Московской газете» на условиях анонимности одна из учительниц самарской школы.
Но даже, если они не успеют к этому году провести поправки, то в следующем году такое решение будет принято однозначно. Я посчитала, что обязаны предупредить об этом своих учеников и их родителей. Мы ведь еще помним, как в прошлом учебном году нас фактически за месяц до ЕГЭ поставили перед фактом, что отныне не будет разделения экзамена по математике на базовый и профильный курс. Когда прекратятся эти «сюрпризы», непонятно. Уже и не знаем чего ожидать. Можно посочувствовать только нашим ученикам и их родителям».

Аналогичная новость поступила сразу из нескольких других регионов России.

Читайте так же:  Уменьшение долгов по кредитам
«Да, я в курсе, — рассказал директор специализированного олимпиадного научного центра, школы-интерната для одаренных детей в Республике Татарстан «Солнце» Павел Шмаков. — Ограничение, скорее всего, введут в следующем году. Я считаю, что это в корне неправильно».

С позицией Павла Шмакова солидарна председатель родительского комитета России Ирина Волынец:

* Председатель родительского комитета России Ирина Волынец

«Если все идет к тому, что абитуриент может подавать документы только в один вуз, тогда надо полностью отменять ЕГЭ, — пояснила Волынец. — Это означает, что система себя полностью дискредитировала. Если отменить полностью единый госэкзамен и вернуться к «советской системе» поступления в высшее учебное заведение, то это будет вполне справедливо по отношению к нервам и бюджету школьников и их родителей.

Если они хотят оставить ЕГЭ и при этом подачу документов только в один вуз, то надо уже сейчас начинать массовое сопротивление этому «нововведению».

Ведь именно факт возможности подачи документов в несколько высших учебных заведений стал неким компромиссом, на который пошли родители при введении ЕГЭ. Еще хоть какая-то надежда была на то, что родители потратив колоссальные деньги и нервы, силы и время при подготовке ребенка к экзамену, все-таки получат шанс на получения высшего образования. И что в итоге? Сейчас мы прекрасно понимаем, что просто так это оставлять уже нельзя».

Почему запрет на поступление в пять вузов вводят так «осторожно»?

Как это часто у нас бывает официально о грядущем запрете и датах его введения заранее не говорится. Ошибки попытки слишком поспешного введения этого закона весной этого года явно учтены. На сей раз о возможном ограничении числа вузов при поступлении предупреждают уже в самом начале учебного года. Так что, все разговоры о том, что предупреждение было слишком поздно уже не пройдут.

В дополнение к этому наши образовательные министерства подвергаются усиливающейся критике как снизу так и сверху.

Так, в начале сентября на Санкт-Перербургском экономическом форуме, председатель правления Сбербанка и бывший министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф крайне негативно высказался о качестве нашего среднего и высшего образования.

* «Я бы вообще отменил бы все экзамены» — Герман Греф

Все понимают ее крайнюю неэффективность, но как решить эту проблему никто не знает.

Запрет на поступление сразу в пять вузов с 2020 года — попытка сделать первый шаг к решению этого клубка проблем. И здесь многие решили обратиться к опыту СССР, когда наше образование было одним из самых лучших в мире, а поступление после школы было только в один вуз и на один факультет.

Еще один немаловажный фактор в принятии или не принятии такого решения — общественное мнение. Тот шквал негатива, который обрушился на подобную идею заствили инициаторов отложить принятие данного постановления.

На этот раз предупреждения о возможном введении правила одного вуза стали поступать в начале учебного года и ссылаться на то, что это застанет учеников врасплох уже не получится, но все зависит от активности граждан.

Если большинство в обществе будут активно отрицать эффективность данного шага, то данное нововведение может и не состояться.

По статистике, почти половина абитуриентов в 2016/207 учебном году подали документы только в один вуз, сообщила на встрече с ректорами вузов министр образования и науки РФ Ольга Васильева: — «Подали заявление в один вуз 45% абитуриентов. Это значит, что нет беготни по четырём вузам. Это для нас очень важно, и это шаг вперёд«.

Уровни высшего профессионального образования

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • — среднее профессиональное образование
  • — и уровни высшего профессионального образования:
    • — высшее образование — бакалавриат;
    • — высшее образование — специалитет, магистратура;
    • — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры — на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната).

Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.

Реформа образования в России до 2020 года

Начиная с 2018 года в России начали проводить ряд реформ, направленных на улучшение сферы образования, и продлится этот процесс до 2020 года. Изменения затронут как дошкольное образование, так и высшее. В Министерстве планируют менять все: и методы обучения, и технологии. Что уже было сделано, а какие реформы еще предстоят?

Читайте так же:  Заверенная справка о доходах

Изменения в Министерстве науки

В прошлом году в Госдуме было одобрено решение о разделении Министерства науки на 2 ведомства: Минпросвещения, отвечающее за дошкольный и средний уровень, а также Министерство науки и высшего образования. Федеральное агентство научных организаций будет ликвидировано.

Реорганизация полностью закончится в первой половине 2019 года. Кроме того, руководство над российскими школами перейдет в одни руки – региональным органам власти. В 2018 такой подход был успешно применен в 19 регионах РФ, поэтому принято решение утвердить его по всей стране. Подобные изменения должны положительно сказаться на состоянии сферы образования в целом.

Под новым руководством планируется провести ряд реформ. Нацпроект «Образование», который был принят осенью 2018, включает в себя 10 проектов, затрагивающих школы, средние и высшие учебные заведения. Реализовывать его будут на протяжение 5 лет. Главные цели проектов:

  • создать современную образовательную среду, а также развитую инфраструктуру в учебных заведениях;
  • сделать обучение качественным и доступным (в том числе для детей с ограниченными способностями);
  • найти и поощрить талантливых молодых людей;
  • развить эффективные системы дополнительного образования детей;
  • подготовить высококвалифицированных специалистов, обучая их на основании передовых технологий;
  • развить потенциал педагогов.

Президент Путин поставил задачу вывести образование в стране на конкурентоспособный уровень, чтобы Россия входила в 10-ку стран-лидеров по его качеству. Минобрнауки уже подготовило обновленную систему воспитания и обучения. Были приняты лучшие мировые методики и выпущена подходящая литература для педагогов. Постепенно меняется концепция преподавания различных предметов, а также критерии оценивания. Что конкретно ждет каждый уровень образования в ближайшие годы?

Детские сады

В этой сфере еще год назад стояла проблема с нехваткой мест в детских садах, поэтому были предприняты соответствующие меры. Власти внедрили систему онлайн-очереди, обязали сады брать всех детей, открыли и продолжают открывать новые учреждения для дошкольников. Всего на эту цель было выделено 24,5 млрд. руб. По плану государственного проекта, до окончания 2020 года в яслях должно быть место для каждого ребенка.

Также для улучшения качества воспитания и обучения в садиках постепенно вводят программы, предусматривающие работу за компьютером. Таким образом у малышей с детства закладываются основы программирования.

Ближайшие реформы образования, которые теоретически должны произойти в России до 2020 года, включают:

  • Создание единой базы учебной литературы для школ. Все будут обучаться по одним и тем же учебникам, чтобы качество подготовки оставалось приблизительно на одинаковом уровне. Для сравнения: только по русскому языку зарегистрировано 80 учебных пособий.
  • Разработку обновленной учебной программы. В ней могут быть добавлены такие предметы, как астрономия, семьеведение, технология и шахматы. Школьники будут изучать 2 иностранных языка: один – с 1-го класса, и второй – с 5-го.
  • Переход на 12-бальную систему. Начиная с 1937 года и по сей день в русских школах применятся 5-бальная система, поэтому логично, что она уже устарела. Такая система не эффективна, во многих странах от нее давно отказались.
  • Добавление истории в число обязательных предметов, которые сдают на ЕГЭ.
  • Реализацию проекта «Учитель будущего», который предполагает создание новой системы аттестации директоров и учителей. Также у педагогов будет возможность карьерного роста, исходя из достижений в работе. Появятся дополнительные должности – старший и ведущий учитель.

Для родителей планируют открыть сайт, на котором можно получить консультацию по вопросам обучения. Этот проект носит название «Современный родитель».

Помимо этого, правительство намерено выделить средства на улучшение материальных ресурсов. Главными направлениями в этой области являются:

  • ремонт образовательных учреждений, а также дорог, которые к ним ведут;
  • обеспечение дополнительных учебных мест;
  • закупка транспорта для перевозки детей, проживающих далеко от школы;
  • строительство лабораторий, 34 технопарков «Кванториум», центров по типу «Сириус», а также оздоровительных лагерей.

Интересно: строительство новых школ позволит вскоре отменить многосменное обучение (сейчас уроки проводят в 2 и 3 смены).

Если будет реализован проект «Цифровая школа», то обучение перейдет в цифровой формат. Для этого каждой школе будет обеспечен доступ к интернету. Печатные издания заменят на цифровые, и вся отчетность тоже будет сдаваться в цифровом формате. Школьники даже смогут просмотреть уроки онлайн, если они отсутствуют по причине болезни. В более отдаленной перспективе – применение технологии дополненной реальности и внедрение учебно-методических комплексов на базе искусственного интеллекта, который будет подстраиваться под возможности и потребности каждого ребенка.

На такие инновации требуется много времени и средств. Даже покупка электронных устройств для каждого ребенка может стать препятствием для некоторых семей. Так что до полной реализации проекта пройдет еще много лет. Тем не менее, в 2020 в учебный процесс обещают ввести электронные обучающие игры и симуляторы.

Колледжи и техникумы

Чтобы избежать беды, Минобрнауки предлагает проект по созданию Центров профессиональной мобильности, которые будут работать на базе колледжей и техникумов. В таких заведениях люди смогут получить профессиональную подготовку по определенному профилю, либо повысить квалификацию. По данным статистики, именно кадров среднего звена сейчас и не хватает.

Всего должно быть построено не менее 7 центров, в которых будут обучать 50 самым востребованным профессиям. Причем обучать будут не только выпускников школ, но и взрослых, которые желают получить дополнительную профессию или повысить квалификацию. Для лиц с ограниченными возможностями в течение 2-х лет откроют не меньше 30 центров получения профильного образования.

В задачи Федеральной целевой программы, которая должна быть реализована до 2020, входят:

  • внедрение новых образовательных программ магистратуры и аспирантуры;
  • внедрение передовых технологий;
  • осуществление проектов по строительству учреждений лабораторного, спортивного и коммунального типа;
  • устранение дефицита мест в общежитиях;
  • разработка новых инструментов оценки качества обучения.
Читайте так же:  Условие о материальной ответственности в трудовом договоре в 2020 году

Все реформы, производимые в ВУЗах направлены на достижение конкурентоспособности на мировом уровне, чтобы иностранные студенты приезжали учиться в Россию. Так, в планах у правительства запустить грантовые программы для учащихся из других стран и построить новые кампусы.

Чтобы сохранить специалистов с высшим образованием на своих местах, планируется произвести ряд изменений:

  • открыть в каждом регионе центры инновационного, технологического и социального развития при Университетах, чтобы учебные заведения могли дать возможность выпускникам развиваться после получения дипломов;
  • увеличить размер грантовой поддержки ВУЗов и стипендий для аспирантов;
  • открыть программы долгосрочного фундаментального исследования.

Опять-таки, на эти мероприятия необходимо около 2 трлн. руб. Пока что не известно, каким образом будет профинансирована реформа, а значит нельзя точно сказать какими путями ее проведут.

Отличие высшего образования от высшего профессионального образования в 2020 году

С 2013 года в рамках реализации Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ отстраивается многоуровневая система высшего профессионального образования.

Соответственно бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями новой формируемой системы высшего профессионального образования.

Каждый из этих уровней отличается:

образовательными программами, утвержденными Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;

образовательным цензом для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования;

сроком обучения на очной форме обучения;

получаемым документом о высшем профессиональном образовании;

приобретаемой квалификацией (степенью);

формой итоговой государственной аттестации и

возможностью дальнейшего обучения.

Статья 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Для удобства сравнения в таблице приведена обобщенная характеристика бакалавриата, специалитета и магистратуры:

Уровень высшего профессионального образования

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавриата

ФГОС ВПО по направлениям подготовки специалитета

ФГОС ВПО по направлениям подготовки магистров

Образовательный ценз при поступлении

Среднее общее образование или его эквивалент

Среднее общее образование или его эквивалент

Бакалавриат или специалитет

Сроки обучения на очной форме

Видео (кликните для воспроизведения).

Получаемый документ о высшем образовании

Приобретаемая квалификация (степень)

Академический бакалавр, прикладной бакалавр

Характер получаемого образования

Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации

Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению

Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность

Форма итоговой государственной аттестации

Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной

Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)

Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации

Возможность дальнейшего обучения

Магистратура или аспирантура

Из данной сравнительной таблицы видно, что:

для освоения программ бакалавриата или специалитета:

необходимо иметь — среднее общее образование,

а для программ магистратуры — высшее образование любого уровня;

ч. 2, 3 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

в отличие от программ бакалавриата и специалитета обучать по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации;

при этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования, утвержденной Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;

прием на обучение в образовательное учреждение высшего профессионального образования осуществляется отдельно по каждой из этих программ.

пп. «б» п. 2 ч. 3 Статьи 12 «Образовательные программы», ч. 5 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Специалитет — это привычная для РФ система образования:

специалистов готовят для практической деятельности в отдельной отрасли;

срок получения этого уровня высшего профессионального образования составляет, как правило, 5 лет.

Однако многие вузы в последние годы перешли на болонскую (двухуровневую) систему высшего профессионального образования:

  • что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров;

разд. IX Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р

желающий получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему высшего профессионального образования, поступает на бакалавриат;

при условии успешного прохождения итоговой аттестации по этому уровню образования ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования;

п. 2 ч. 5 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Бакалавры — могут продолжить обучение и получить степень магистра:

при этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний;

условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра — как дальнейшую специализацию.

ч. 3, 5, 6 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Магистратура — в отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры:

  • могут не только вузы, но и научные организации.

п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

Существенное отличие между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой заключается также:

в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);

для получения диплома специалиста обучаются — 5 лет,

диплома бакалавра — 4 года,

диплома магистра — 2 года.

ч. 4 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 № 1173 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 01.05.01 Фундаментальные математика и механика (уровень специалитета)»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 943 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата)»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 № 827 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.04.01 Математика (уровень магистратуры)»

В следующем материале рассмотрим особенности следующих уровней высшего профессионального образования — аспирантура, ординатура, ассистентура – стажировка.

Читайте так же:  Как объявить дисциплинарное взыскание работнику

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;

для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Читайте так же:  Профстандарт уборщик производственных и служебных помещений в 2020 году

25 российских вузов – в рейтинге QS 2020

Британская компания Quacquarelli Symonds назвала лучшие университеты мира.

Опубликованы результаты престижного рейтинга QS World University Rankings 2020. В список вошла тысяча вузов из разных стран. Россию представляют 25 университетов. Лучшим среди них стал МГУ им. Ломоносова, занявший 84-е место. За ним следуют Новосибирский государственный университет (231-е место), Томский государственный университет (268-е место) и другие вузы. В десятку самых престижных российских учебных заведений попали Московский физико-технический институт (302), Высшая школа экономики (322), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (329), Уральский федеральный университет (364) и другие. В рейтинг также вошли Томский политехнический университет, Казанский федеральный университет, Российский университет дружбы народов, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Дальневосточный федеральный университет, Университет Лобачевского, Самарский университет, Южно-Уральский государственный университет и другие. Многие вузы значительно улучшили свой результат по сравнению с QS 2019. Например, НГУ поднялся на 13 позиций, ТГУ – на девять, МФТИ – на 10 позиций, ВШЭ – на 21, УрФУ – на 48, КФУ – на 47, РУДН – на 54, а Университет ИТМО – более чем на 70.

Эксперты QS оценивают университеты мира по нескольким показателям: академической репутации (40%), соотношению учащихся и преподавателей (20%), индексу цитирования (20%), востребованности выпускников на рынке труда (10%), количеству иностранных преподавателей (5%) и иностранных студентов (5%).

Альтернативные формы получения высшего образования

Преимущества вечернего и особенно заочного образования очевидны: предполагается, что человек может свободно располагать своим временем и сам планировать образовательный процесс. И тому, кто получает второе высшее образование или просто имеет необходимость работать, этот вариант позволяет совмещать трудовую деятельность с образовательной. Однако такая форма обучения имеет свои недостатки. Поскольку считается, что приоритет жизни заочника — это работа, а образование для него — скорее дополнительный вид деятельности, то, как правило, и сам человек учится по остаточному принципу, и учебное заведение часто относится по остаточному принципу к заочным и вечерним формам обучения. То есть туда могут направлять не лучших преподавателей, а к людям, которые получают образование, предъявляют более низкие требования, программы заочного и вечернего образования, как правило, бывают сокращёнными по сравнению с очными.

В настоящее время внимание взрослых людей все больше привлекает система дополнительного профессионального образования, которое также существует не только в очной, но и вечерней и заочной форме. Дополнительное образование позволяет человеку за небольшой срок (от нескольких месяцев до 1-2 лет) осваивать новые навыки и даже профессии, трансформировать свою основную специальность, реагируя на те новые запросы, которые общество в настоящее время активно порождает, помогает лучше ориентироваться в современном рынке, получать более широкие возможности трудоустройства.

Федеральные университеты пользуются большим доверием, и люди предпочитают обучение на заочном отделении федерального вуза обучению на заочном отделении вуза регионального. Хотя если говорить о людях из удалённых регионов, то для них более естественно получать образование в том вузе, который ближе к ним территориально. Например, в Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, где я также преподаю, на заочном отделении учатся преимущественно петербуржцы. А в Архангельске на заочном отделении будут люди из Архангельской области.

В рейтинг лучших мировых университетов U.S. News 2020 попали 17 российских вузов

В рейтинг лучших мировых университетов USN& WR Best Global Universities Rankings 2020 в этом году вошли 17 российских университетов. Как сообщает «Интерфакс», самые высокие позиции заняли МГУ имени Ломоносова, МИФИ, МФТИ, НГУ и СПбПУ Петра Великого.

В новый список лучших глобальных университетов U.S. News 2020 (Best Global Universities Rankings 2020) вошли 1500 вузов из 81 страны мира. В прошлом году участников было меньше, в рейтинге были представлены 1250 вузов из 75 стран. При составлении рейтинга университета аналитики учитывали 13 параметров, среди которых: научно-исследовательская репутация, как мировая, так и локальная, уровень цитирования, количество публикаций, взаимодействие с мировым научным сообществом и другие.

В этом году по сравнению с предыдущим большинству российских вузов удалось улучшить свои показатели. Самый значительный прорыв наблюдается у Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, который поднялся на 134 позиции. НИУ ВШЭ перепрыгнул 79 позиций, а Университет ИТМО 64 позиции.

17 российских вузов, вошедших в U.S. News 2020 (Best Global Universities Rankings 2020:

  1. МГУ имени Ломоносова (266-е место);
  2. МИФИ (388-е место);
  3. МФТИ (402-е место);
  4. Новосибирский государственный университет (424-е место);
  5. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (485-е место);
  6. Томский государственный университет (509-е место);
  7. СПбГУ (539-е место);
  8. НИУ ВШЭ (574-е место);
  9. Университет ИТМО (752-е место);
  10. Казанский университет (783-е место);
  11. Томский политехнический университет (889-е место);
  12. МИСиС (1050-е место);
  13. Уральский федеральный университет (1096-е место);
  14. ННГУ имени Лобачевского (1108-е место);
  15. Дальневосточный Федеральный Университет (1329-е место);
  16. Южный федеральный университет (1390-е место);
  17. Сибирский федеральный университет (1451-е место).

В глобальной десятке лидеров рейтинга расклад сил по сравнению с прошлым годом изменился мало. Первые шесть сохранили свои места: Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет, Калифорнийский университет в Беркли, Оксфордский университет и Калифорнийский технологический институт. Колумбийский университет поднялся с восьмого на седьмое место, Принстонский университет — с девятой — на восьмую, а Кембриджский университет в этом году опустился с седьмой позиции на девятую. Топ-10 глобальных лидеров замыкает Вашингтонский университет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Отличие высшего образования от высшего профессионального образования в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here