Отстранение обвиняемого от должности

Самая важная информация по теме: "Отстранение обвиняемого от должности" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 114. Временное отстранение от должности

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 114 УПК РФ

1. Согласно словарному определению должность — это служебное место. Исходя из такого определения данного понятия, норму части первой комментируемой статьи можно толковать предельно широко: на ее основании от должности может быть освобожден любой служащий в государственных и негосударственных учреждениях, а не только должностное лицо, которое в законе (примечание к статье 285 УК) определяется гораздо уже. Такая трактовка подтверждается и историей вопроса: комментируемая норма сейчас действует в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Она заменила прежнюю формулировку, которая начиналась со слов: «В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого…».

2. Цель применения комментируемой меры уголовно-процессуального принуждения заключается в том, чтобы предотвратить возможность использования служащим своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу. Конечно, сказанное касается прежде всего должностных лиц. Именно власть имущий на время уголовного судопроизводства должен быть лишен всяких рычагов («административного ресурса») влияния на ход расследования и судебного разбирательства.

3. Временное отстранение обвиняемого от должности допускается только на основании постановления судьи, которое выносится по ходатайству дознавателя или следователя, отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интересам расследования. Это может случиться, например, потому, что данное лицо вообще уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Отстранение от должности может быть отменено и в связи с окончанием предварительного расследования, когда все доказательства собраны и уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом. Ни в судебной, ни в прокурорской санкции постановление следователя об отмене данной меры не нуждается.

4. Согласно части шестой комментируемой статьи и пункту 8 части второй статьи 131 УПК, к которому она отсылает, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый, независимо от своей должности и размера своих доходов, утраченных в связи с отстранением, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое назначается ему судебным решением одновременно с применением меры процессуального принуждения, о которой идет речь, и выплачивается из средств федерального бюджета (пример применения и толкования комментируемой нормы см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 24).


Источник: http://stupkrf.ru/114

Комментарий к СТ 114 УПК РФ

Статья 114 УПК РФ. Временное отстранение от должности

Комментарий к статье 114 УПК РФ:

1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).

3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. ком. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует цель не только предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечения исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен генеральный директор ОАО, обвиняемый в преступном злоупотреблении полномочиями ;

Читайте так же:  Дела по трудовым спорам рассматриваются

———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 15-О-О.

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашнего ареста (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. Смотрите ком. к ст. 108.

7. Отстранение от должности отменяется, во всяком случае, при отпадении общих и (или) специальных условий для этой меры принуждения.

8. Часть 5 ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение губернатора значительно хуже, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.

9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление КС РФ от 23.03.1999 N 5-П). По смыслу правовой позиции КС РФ, выраженной в его Определении от 16.07.2009 N 967-О-О, решения суда о применении мер принуждения превентивного характера должны исполняться немедленно после их вынесения вне зависимости от их обжалования в вышестоящем суде.

10. О назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия см. ком. к п. 8 ч. 2 ст. 131.

11. Кроме комментируемой статьи процессуальный закон предусматривает и другую процедуру отстранения от трудовой деятельности. Если по делу будет установлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководителя) послужила условием совершения преступления, то соответствующей администрации следователь вправе направить представление (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация обязана рассмотреть представление и частное определение, но не обязана отстранить от работы или уволить обвиняемого. Смотрите ком. к ст. 158.

Источник: http://upkod.ru/chast-1/razdel-4/glava-14/st-114-upk-rf/kommentarii

Статья 114. Временное отстранение от должности

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи .

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом .

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы .

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость .

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса .

Комментарий к статье 114 УПК РФ

1. Отстранение обвиняемого и подозреваемого от должности имеет целью воспрепятствовать продолжению преступной деятельности, связанной с исполнением служебных обязанностей, фальсификации и уничтожению доказательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления.

2. Подозреваемый может быть отстранен от должности, поскольку потребность в этом иногда возникает.

3. Не могут быть отстранены от работы обвиняемые, не являющиеся должностными лицами (например, продавцы, рабочие и т.п.). Понятие должностного лица сформулировано в примечании 1 к ст. 285 УК.

4. Ходатайство дознавателя или следователя об отстранении обвиняемого от должности направляется в суд, который принимает решение о его удовлетворении или отклонении. При рассмотрении ходатайства судьей районного (городского) суда по аналогии применяется процедура, установленная ст. 108 УПК.

5. Постановление (определение) о временном отстранении обвиняемого от должности обязательно для администрации учреждения или организации, где обвиняемый работает.

6. Закон допускает отмену этой превентивной меры по постановлению дознавателя, следователя, когда в ее применении отпала необходимость, без согласования и без судебного решения.

Читайте так же:  Алименты с умершего отца

7. Временно отстраненный от должности может поступить на другую работу. Заработная плата по новому месту работы может превышать пять минимальных размеров оплаты труда — пособие отстраненному (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК). Однако закон не требует соответствующего уменьшения размера государственного пособия, выплачиваемого обвиняемому, отстраненному от должности.

8. Вред, моральный и материальный, причиненный незаконным отстранением от должности, возмещается государством при предъявлении кем-либо иска в порядке гражданского судопроизводства.

Другой комментарий к статье 114 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Согласно словарному определению должность — это служебное место. Исходя из такого определения данного понятия, норму части первой комментируемой статьи можно толковать предельно широко: на ее основании от должности может быть освобожден любой служащий в государственных и негосударственных учреждениях, а не только должностное лицо, которое в законе (примечание к статье 285 УК) определяется гораздо уже. Такая трактовка подтверждается и историей вопроса: комментируемая норма сейчас действует в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Она заменила прежнюю формулировку, которая начиналась со слов: «В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого.».

2. Цель применения комментируемой меры уголовно-процессуального принуждения заключается в том, чтобы предотвратить возможность использования служащим своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу. Конечно, сказанное касается прежде всего должностных лиц. Именно власть имущий на время уголовного судопроизводства должен быть лишен всяких рычагов («административного ресурса») влияния на ход расследования и судебного разбирательства.

3. Временное отстранение обвиняемого от должности допускается только на основании постановления судьи, которое выносится по ходатайству дознавателя или следователя, отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интересам расследования. Это может случиться, например, потому, что данное лицо вообще уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Отстранение от должности может быть отменено и в связи с окончанием предварительного расследования, когда все доказательства собраны и уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом. Ни в судебной, ни в прокурорской санкции постановление следователя об отмене данной меры не нуждается.

4. Согласно части шестой комментируемой статьи и пункту 8 части второй статьи 131 УПК, к которому она отсылает, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый, независимо от своей должности и размера своих доходов, утраченных в связи с отстранением, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое назначается ему судебным решением одновременно с применением меры процессуального принуждения, о которой идет речь, и выплачивается из средств федерального бюджета (пример применения и толкования комментируемой нормы см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 24).

Комментарии и консультации юристов по ст 114 УПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 114 УПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://ruupkrf.ru/st-114-upk-rf

Временное отстранение обвиняемого от должности

Ф. Багаутдинов, кандидат юридических наук.

Законодатель в УПК РФ существенно изменил и дополнил статью об отстранении обвиняемого от должности. В отличие от УПК РСФСР, в ст. 114 УПК РФ подчеркнут временный характер этой меры принуждения. Она может быть применена только к обвиняемому и только после предъявления ему обвинения.

При отстранении обвиняемого от должности ограничивается его право на выбор профессии и место работы. Тем самым ограничивается закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию.

Однако важно подчеркнуть два момента: ограничение носит временный характер и применяется в целях обеспечения установленного в УПК РФ порядка уголовного судопроизводства.

В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает соответствующее ходатайство перед судом по месту производства предварительного расследования.

Судья рассматривает ходатайство в течение 48 часов с момента его поступления в суд — удовлетворяет его или отказывает в удовлетворении.

Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа.

Временное отстранение обвиняемого от должности отменяется на основании постановления следователя, дознавателя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Иной порядок отстранения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В случае привлечения его к уголовной ответственности и предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

Временно отстраненный от должности обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, и это пособие входит в перечень процессуальных издержек по делу.

Из анализа положений ст. 114 УПК РФ возникает ряд вопросов. Во-первых, в каких случаях и при наличии каких оснований следует применить отстранение обвиняемого от должности?

В Законе речь идет об отстранении должностного лица. Понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК — должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.

Читайте так же:  Расчет за отпуск работнику при увольнении

Таким образом, отстранение от должности применимо лишь к ограниченной категории обвиняемых — должностных лиц и только за совершение должностных преступлений. Руководители АО, ООО, банков, других коммерческих, акционерных и иных предприятий под это понятие не подпадают, и к ним, соответственно, нельзя применить эту меру процессуального принуждения.

Думается, такая позиция законодателя не совсем обоснованна. Например, руководителю крупного акционерного общества предъявлено обвинение в присвоении имущества предприятия. Как можно успешно расследовать уголовное дело, если он продолжает руководить этим предприятием и оказывает давление на свидетелей — своих подчиненных?

Кроме этого, в Законе следовало хотя бы в общей форме раскрыть специальные основания для применения к обвиняемому меры принуждения в виде отстранения от должности. К ним, вероятно, можно отнести, например, следующие:

преступление, за которое привлекается должностное лицо, совершено по месту его работы либо связано с деятельностью предприятия или организации, где он работает;

в уголовном деле в качестве обвиняемых, подозреваемых либо свидетелей участвуют подчиненные ему по работе лица;

должностное лицо, используя свое служебное положение, препятствует расследованию: оказывает воздействие на свидетелей и потерпевших, состоящих в его подчинении; скрывает или уничтожает необходимые для следствия документы.

Возникает и другой вопрос: возможно ли и необходимо ли одновременное избрание в отношении обвиняемого, временно отстраненного от должности, меры пресечения?

Закон этого не запрещает. Исходя из обстоятельств дела, следователь, дознаватель, прокурор могут одновременно избрать в отношении обвиняемого должностного лица:

меру пресечения — залог и меру процессуального принуждения — временное отстранение от должности;

соответственно подписку о невыезде и временное отстранение от должности;

соответственно, домашний арест и временное отстранение от должности (в последнем случае исходим из того, что можно руководить государственным предприятием, и находясь под домашним арестом).

Необходимо ли выносить постановление о временном отстранении обвиняемого от должности в случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу? На первый взгляд, в условиях изоляции от общества человек теряет возможность использовать свое служебное положение. В комментарии УПК РФ под редакцией В. Лебедева и В. Божьева (М.: Спарк, 2002) указано, что отстранение от должности применяется только в отношении обвиняемого, который находится на свободе.

Однако жизнь показывает, что сегодня это уже не так и вряд ли можно согласиться с подобной точкой зрения. Можно привести немало примеров, когда руководители, должностные лица, находясь за решеткой, формально продолжают оставаться на своих должностях и, более того, активно используют их, препятствуя расследованию.

Поэтому принятие решения о временном отстранении обвиняемого от должности возможно и даже необходимо и при заключении его под стражу. Тем более, такое решение будет основанием для назначения другого лица исполняющим обязанности по должности временно отстраненного обвиняемого.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Законе не указано, на какой период возможно отстранение обвиняемого от должности. Очевидно, что речь идет о периоде следствия и суда, до вынесения приговора. По крайней мере, на практике вопрос решается именно так. Поэтому в Законе следовало бы сделать оговорку о том, что следователь, дознаватель в постановлении о временном отстранении от должности указывает: обвиняемый отстраняется от должности на период расследования.

После передачи дела в суд, при назначении дела к слушанию судья, среди прочих вопросов, должен обсудить и принять решение о сохранении (либо отмене) на период судебного рассмотрения действия этой меры процессуального принуждения.

Далее, почти все составы преступлений из гл. 30 УК (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) предусматривают в качестве основной или дополнительной меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого на прежней должности или на других должностях окончательно разрешается в приговоре суда.

С другой стороны, иногда после возбуждения уголовного дела, отстранения от должности обвиняемый увольняется с работы по собственному желанию. Тогда теряет смысл дальнейшее действие постановления о его отстранении.

Компенсируется ли обвиняемому, временно отстраненному от должности, разница между ежемесячным государственным пособием и его заработной платой по месту работы, если размер зарплаты превышал размер пособия?

Очевидно, что если отстранение от должности было произведено в соответствии с законом, уголовное дело в отношении отстраненного от должности лица направлено в суд и он осужден, приговор вступил в законную силу, то нет оснований ставить вопрос о компенсации.

Но в других случаях, например в случае прекращения уголовного дела в отношении данного лица за отсутствием состава или события преступления, по другим реабилитирующим основаниям, у такого лица возникает право на реабилитацию и соответственно на возмещение причиненного ему вреда, в том числе и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 133 УПК РФ, которая устанавливает, что право на возмещение вреда в порядке реабилитации имеет любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу. Такие иски могут быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/9580-vremennoe-otstranenie-obvinyaemogo-dolzhnosti

Отстранение обвиняемого от должности

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает временное отстранение от должности.

Временное отстранение от занимаемой должности является мерой процессуального принуждения, направленной на временное недопущение лица к выполнению своих служебных обязанностей в пределах срока предварительного расследования, проводящегося в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Поводом к рассмотрению в суде вопроса о возможности временного отстранения от должности, ограничивающего конституционные права, свободы человека и гражданина, является соответствующее ходатайство следователя, поданное в суд с согласия руководителя следственного органа, его заместителя, или дознавателя, начальника подразделения дознания, его заместителя, поданное в суд с согласия прокурора.

Читайте так же:  Передача движимого имущества в муниципальную собственность в 2020 году

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности ( ч. 1 ст. 114 УПК РФ).

Временное отстранение от должности возможно только в рамках осуществления следователем и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в установленные законом сроки (ст. ст. 162,223 УПК РФ).

Для временного отстранения от должности необходимо совокупность доказательств, которые, свидетельствуют о том, что конкретное лицо действительно совершило инкриминируемое ему преступление, по делу имеются сведения, указывающие на необходимость временного отстранения его от должности, есть основания полагать, что обвиняемый (подозреваемый), используя свое служебное положение, может:

1) продолжать заниматься преступной деятельностью;

2) воспрепятствовать производству по уголовному делу путем: а) воздействия на потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, подчиненных ему по службе; б) фальсификации и уничтожения доказательств;

3) препятствовать надлежащему исполнению приговора.

В Постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость существенного ограничения конституционных прав гражданина на труд.

Ходатайство о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности рассматривается федеральным районным судом по месту производства предварительного расследования.

Если решение вопроса о временном отстранении от должности сопряжено с необходимостью обсуждения вопросов, содержащих государственную тайну, то по правилам, содержащимся в п.3 ч.3 ст. 31 УПК РФ, ходатайство рассматривается судом субъекта РФ.

Судья, рассматривающий ходатайство о временном отстранении от должности, обязан убедиться, что в производстве органов предварительного расследования имеется уголовное дело, по которому необходимо такое отстранение.

Постановление о возбуждении ходатайства о временном отстранении от должности подлежит рассмотрению в течение 48 часов с момента поступления материалов в суд ( ч.2 ст. 114 УПК).

Закон не содержит указаний относительно процедуры рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности, но оно разрешается судьей районного суда единолично. В то же время в силу того, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности, рассмотрение ходатайства о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности может быть разрешено в рамках судебного заседания. В таком судебном заседании обязаны принять участие со стороны обвинения лицо, возбудившее ходатайство, и прокурор; со стороны защиты: лицо, о временном отстранении от должности которого ходатайствует орган предварительного расследования, и его защитник.

По общему правилу ходатайство о временном отстранении от должности подлежит рассмотрению в открытом судебном заседании. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем прокурор либо лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. По ходу проведения судебного заседания секретарем судебного заседания ведется протокол, в котором полно и объективно должен быть отражен ход рассмотрения ходатайства, включая вопросы, которые задавались судом участникам процесса. Выслушав участников процесса, судья удаляется в совещательную комнату, где выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

К ходатайству о временном отстранении от должности в обязательном порядке прилагаются копии:

1) постановления о возбуждении уголовного дела (при необходимости — постановления о принятии его к производству, постановления о производстве предварительного следствия следственной группой);

2) документы, подтверждающие статус подозреваемого, обвиняемого, которыми могут быть: постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, протокол задержания подозреваемого, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого;

3) процессуальные документы, обосновывающие необходимость временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности. В их число могут входить любые документы, содержащие необходимые для суда сведения.

Материалы, представляемые органами предварительного расследования в качестве правового обоснования к удовлетворению ходатайства, в обязательном порядке подлежат проверке судьей по правилам, предусмотренным ст. 75 УПК РФ.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом ( ч. 2 ст. 114 УПК). Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

Временно отстраненный от должности имеет право на ежемесячное пособие, выплачиваемое в соответствии с п. 8 ч.2 ст. 131 УПК РФ.

Уволенный по собственной инициативе теряет право на возмещение ущерба.

Несмотря на то, что в законе подчеркивается временный характер отстранения от должности, срок применения этой меры принуждения не указан. Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления прокурора, следователя, дознавателя. Согласия судьи на принятие такого решения не требуется (ч. 4 ст. 114 УПК РФ).

При завершении производства по делу должен быть окончательно разрешен и вопрос об отстранении от должности. В случае прекращения уголовного дела эта мера принуждения отменяется в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 213 УПК РФ. Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или судом постановляется оправдательный приговор, у лица, к которому она была применена, в соответствии с ч. 3 ст. 133 УПК РФ возникает право на возмещение причиненного ему вреда, в том числе на восстановление в прежней должности и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.

При постановлении обвинительного приговора суд либо отменяет данную меру принуждения, либо, если это предусмотрено Уголовным кодексом РФ, назначает в качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого в прежней должности или в других должностях окончательно разрешается в приговоре суда. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, влечет прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Источник: http://sterlitamak.procrb.ru/explanation/2038.php?weak=Y

Отстранение обвиняемого от должности

В случае привлечения должностного лица к уголовной ответст­венности за должностное преступление, а равно, если это лицо при­влекается к ответственности за иное преступление и может отри­цательно повлиять на ход досудебного или судебного следствия, следователь, на основании требований ст.147 УПК, обязан отстранить его от должности, о чем выносит мотивированное постановление.

Читайте так же:  Как обосновать алименты в твердой денежной сумме

Необходимо обратить внимание на то, что такая мера процессуального принуждения как отстранение от должности может применяться только в отношении обвиняемого, являющегося должностным лицом. В отношении подозреваемого лица данная норма не распространяется. Понятие должностного лица дано в УК.

О необходимости отстранения обвиняемого от должности могут свидетельствовать попытки уничтожения документов, имеющих значение для дела, препятствование проведению следствия, склонения к даче ложных показаний свидетелей или других обвиня­емых, подчиненных по службе, или продолжать преступную дея­тельность.

Обвиняемый, отстраненный от одной должности, может во время расследования дела занимать иные должности по прежнему или другому месту работы. Однако если следователь считает, что и на новой должности обвиняемый может препятствовать расследо­ванию дела или продолжать преступную деятельность, он вправе отстранить его и от этой должности.

Отстранение от должности производится с санкции прокурора или его заместителя. Копия постановления направляется для ис­полнения по месту работы (службы) обвиняемого. В соответствии с ч. 5 ст. 114 УПК постановление следователя об отстранении обвиняемого от должности подлежит обязательно­му исполнению тем органом или должностным лицом, которому оно адресовано.

Отстранение от должности отменяется постановлением следо­вателя (прокурора), когда в дальнейшем применении этой меры отпадает необходимость.

Выводы по теме:

1. Вывод следователя о виновности лица и предъявления ему в связи с этим обвинения носит предварительный характер, а поэтому обвиняемый до вынесения обвинительного приговора суда, является невиновным.

2. Лицо должно быть привлечено в качестве обвиняемого при наличии к тому оснований, в установленном порядке и в определенные сроки.

3. Обвинение, предъявленное следователем, при наличии оснований, может изменяться и дополняться до момента окончания досудебного расследования.

Конспект лекции

ТЕМА № 13. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Время – 2 часа

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Понятие и основания приостановления предварительного расследования.

2. Условия и процессуальный порядок приостановления предварительного расследования.

3. Понятие и основания окончания предварительного расследования.

4. Основания и процессуальный порядок прекращения уголовного дела.

Литература:

1. Кoнcтитуция Дoнeцкoй Нaрoднoй Рecпублики [Элeктрoнный рecурc]. – Рeжим дocтупa: http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/ – Нaзвaниe c экрaнa.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Украины: Научно-практический комментарий / Под общей редакцией В.Т. Маляренко, Ю.П. Аленина. — X.: 000 «Одиссей», 2005. — 968с.

3. Закон ДНР «О прокуратуре» 15.04.2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.dnr-online.ru/ — Название с экрана.

4. Закон ДНР «О полиции» от 07.08.2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.dnr-online.ru/ — Название с экрана.

5. Постановление Совета Министров ДНР от 31.05.2016 г. № 7-58 «О применении уголовно-процессуального законодательства на территории Донецкой Народной Республики в переходный период». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.dnr-online.ru/ — Название с экрана.

6.Кримінально-процесуальний кодекс України (із змінами та доповненнями станом на 01.12.2011 р.). [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1001-05. – Назва з екрану.

7. Коваленко Є.Г., Маляренко В.Т. Кримінальний процес України: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2006. – 688 с.

8. Лобойко Л.М. Кримінально-процесуальне право: Курс лекцій: навч. посібник. – К.: Істина, 2005. — 456 с.

9. Боголюбская Т.В. Деятельность следователя ОВД по розыску скрывшихся обвиняемых. – М., 1986.

10. Гришин Ю.А. Окончание досудебного следствия с составлением обвинительного заключения: Проблемы и пути реформирования: Монография / ЛИВД МВД Украины. – Луганск: РИО ЛИВД, 1999. – 251 с.

11. Каткова Т.В., Каткова А.Г. Закінчення досудового слідства та складання обвинувального висновку у кримінальній справі. Навч. посібник. – Х.: «Рубікон», 2002. – 96 с.

12. Рыжаков А.П. Окончание предварительного расследования. – М.: Городец,1999.

13. Маляренко В. Ознайомлення учасників процесу з матеріалами кримінальної справи // Право України. – 2002. – № 4. – С. 47.

Вступление

Задачами уголовного судопроизводства являются охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, принимаю­щих в нем участие, а также быстрое и полное раскрытие преступ­лений, изобличение виновных и обеспечение правильного приме­нения Закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан.

Уголовно-процессуальный закон обязывает следователя немедленно приступить к производству следствия по возбужденному им или переданному ему делу.

Предварительное расследование направлено на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, на быстрое и полное установление лиц, которые совершили преступление, своевременное привлечение виновных к ответственности. Также в ходе расследования выясняются и исследуются все обстоятельства, которые оправдывают или смягчают ответственность обвиняемого. Органы расследования обязаны выявить причины и условия, которые содействовали совершению преступлений, в целях предупреждения их в дальнейшем.

Вместе с тем, в процессе расследования, иногда появляются такие обстоятельства, которые препятствуют его расследованию и окончанию. В этих случаях уголовно-процессуальный закон регламентирует основания и процессуальный порядок, при которых предварительное следствие может быть приостановлено.

Кроме того, в стадии предварительного следствия важное место занимает ее заключительный этап, который называется окончанием предварительного следствия. Он представляет собой комплекс процессуальных действий, направленный на проверку всесторонности, полноты и объективности проведенного расследования, обеспечение прав и законных интересов участников процесса, окончательную систематизацию материалов уголовного дела, формулирование и обоснование решения по делу в итоговом для данной стадии процессуальном документе и направление дела по назначению.

Точное соблюдение требований закона при окончании предварительного следствия есть одним из необходимых условий установления истины уголовном судопроизводстве, обеспечение прав его участников.

Дата добавления: 2018-05-10 ; просмотров: 672 ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://poznayka.org/s108346t1.html

Отстранение обвиняемого от должности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here