Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения в 2020 году

Когда организация открывает обособленное подразделение не в форме филиала и представительства (далее – обособленное подразделение), она обязана:

  • сообщить о его создании в инспекцию по своему месту нахождения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ);
  • встать на учет по месту нахождения этого подразделения (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 83 НК РФ).

При этом постановка на учет по месту нахождения такого обособленного подразделения осуществляется налоговыми органами на основании сообщения о его открытии, представленного в инспекцию по месту нахождения самой организации (п. 4 ст. 83 НК РФ, п. 2 ст. 23 НК РФ).

Несоблюдение указанных обязанностей может повлечь для налогоплательщика ответственность:

  • за непредставление в налоговый орган по месту нахождения организации сведений об открытии обособленного подразделения (по п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • за ведение деятельности без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если же обособленное подразделение создается на территории, подведомственной тому же налоговому органу, где сама организация состоит на учете, то обязанности вставать на учет в этой же инспекции по месту нахождения обособленного подразделения не нужно (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). Однако, как отмечено в письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404, организация в подобной ситуации не освобождается от обязанности сообщить в налоговый орган по своему месту нахождения о том, что открыто обособленное подразделение (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). При этом в комментируемом письме указано, что если организация не представит информацию о новом обособленном подразделении, созданном на той же территории, она может быть привлечена к ответственности только по п. 1 ст. 126 НК РФ. Ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ в данном случае не наступает. То есть налогоплательщик, уже стоящий в налоговом органе на учете по своему месту нахождения, в рассматриваемой ситуации привлекается только за непредставление сведений о создании обособленного подразделения, но не за нарушение порядка постановки на учет.

Суды в данной ситуации также считают, что налогоплательщик не должен дважды вставать на учет в одном и том же налоговом органе по разным основаниям (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2013 № А64-1081/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.11.2009 № А81-56/2009, ФАС Уральского округа от 18.12.2012 № Ф09-12343/12).

Что касается привлечения к ответственности по ст. 116 НК РФ в данном случае, то как отмечено в самом письме налогового ведомства, его позиция согласуется с выводами из постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2011 № 5 (далее – Постановление № 5). В частности, вопросы привлечения к ответственности по ст. 116 НК РФ были рассмотрены в п. 39 данного постановления и там же сделаны выводы о том, что на налогоплательщика не может быть возложена ответственность за то, что он повторно не встал на учет в том же самом налоговом органе. Несмотря на то, что Постановление № 5 отменено постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57), по мнению ФНС России, его отмена не обусловлена неправильностью толкования норм НК РФ либо изменением позиции ВАС РФ, в т.ч. в части привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Налоговое ведомство отмечает, что в судебной практике отсутствуют противоречия по данному вопросу.

Если же организация не сообщила в свою налоговую про обособленное подразделение, созданное на иной территории, и, соответственно, не встала на учет по его месту нахождения, то, по мнению ФНС России, такая организация привлекается к ответственности как по п. 1 ст. 126 НК РФ, так и по п. 2 ст. 116 НК РФ. Аналогичные выводы делают и суды (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2013 № А81-5088/2012, от 15.10.2010 № А75-430/2010).

Рекомендации

Учитывая позицию ФНС России и арбитражную практику, при создании обособленного подразделения не в форме филиала (представительства) как на территории, подведомственной той же инспекции, где сама организация стоит на учете, так и на иной территории, следует сообщать о его создании в налоговый орган по месту учета головной организации. При необходимости (если обособленное подразделение открыто на иной территории) налоговые органы на основании такого сообщения, полученного от организации, самостоятельно поставят ее на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения. Иное поведение может вызвать претензии проверяющих и привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ (а если подразделение открыто на иной территории, то и по ст. 116 НК РФ).

Налоговики разъяснили, что грозит организации, не сообщившей о создании обособленного подразделения

Меры ответственности за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 116 НК РФ) не применяются в случае, когда налогоплательщик не сообщил налоговикам об открытии обособленного подразделения. В описанной ситуации нарушитель привлекается к ответственности за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). Такой вывод следует из письма ФНС России от 27.02.14 № СА-4-14/3404.

Как известно, при открытии обособленного подразделения налогоплательщик обязан встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения такого подразделения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 83 НК РФ. А подпункт 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

По мнению специалистов ФНС России, в том случае, когда налогоплательщик не сообщает о создании обособленного подразделения, применяются нормы пункта 1 статьи 126 НК РФ, т.е. штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. А меры ответственности, предусмотренные пунктом 2 статьи 116 НК РФ, применяются в том случае, когда налогоплательщик ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе по месту своего нахождения (штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей).

В налоговом ведомстве отмечают, что аналогичные выводы содержались и в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5. В настоящее время этот документ утратил силу в связи с принятием постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57. В новом документе нет разъяснений, касающихся применения статьи 116 НК РФ. Однако, как считают в ФНС, это не связано с тем, что судьи как-то пересмотрели свою точку зрения по данной проблеме. Это следствие того, что в судебной практике не возникало противоречий по вопросу применения упомянутой статьи НК РФ.

Читайте так же:  Незаконное увольнение с работы за прогул

Какая ответственность ждет организацию за фактическое осуществление деятельности в другом субъекте РФ без открытия обособленного подразделения?

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 04.04.2014 г.

Какая ответственность ждет организацию, зарегистрированную в г. Москве, за фактическое осуществление деятельности в другом субъекте РФ без открытия обособленного подразделения?

Есть ли отличия в санкциях, если субъектом, в котором фактически будет осуществляться деятельность, будет Республика Крым или город федерального значения Севастополь, в которых на данный момент есть трудности с регистрацией юридических лиц и обособленных подразделений?

Постановка на налоговый учет обособленных подразделений

Согласно ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет, в частности, в налоговом органе по месту нахождения ее обособленных подразделений. При этом организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В настоящее время постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ в налоговый орган по месту нахождения организации. Обращаться в налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения не требуется. В связи с этим, по нашему мнению, каких-либо особенностей постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в Республике Крым или г. Севастополе не имеется.

Форма сообщения о создании обособленного подразделения (N С-09-3-1) утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/[email protected] В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ указанное сообщение представляется в налоговый орган в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.

В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ).

Обособленное подразделение

Согласно ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Момент создания обособленного подразделения определяется исходя из момента создания стационарных рабочих мест (постановление ФАС СЗО от 18.09.2000 N А05-3796/00-271/14).

В письме Минфина России от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15 указано, что идентифицирующими признаками обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, являются адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации, а также наличие по такому адресу стационарных рабочих мест.

Налоговое правонарушение и ответственность

Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ст. 126 НК РФ, за которое установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей.

Статьей 107 НК РФ установлено, что ответственность за совершение налогового правонарушения несут только организации. Обособленные подразделения организациями не являются, а только исполняют обязанности по уплате налогов и сборов (п. 2 ст. 11, ст. 19 НК РФ).

Для должностных лиц организации за нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена административная ответственность — штраф в размере от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Днем совершения правонарушения по смыслу пп. 3 п. 2 ст. 23 и ст. 83 НК РФ считается день истечения месячного срока со дня создания обособленного подразделения (п. 14 постановления Пленума ВС РФ 24.03.2005 N 5, постановление ВС РФ от 24.02.2005 N 66-АД04-2).

В случае если организация не сообщит о создании обособленного подразделения, то она может быть привлечена к ответственности по ст. 126 НК РФ в течение трех лет, а должностные лица организации по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ — в течение одного года с даты совершения рассматриваемого правонарушения (п. 1 ст. 113 НК РФ, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

О создании обособленного подразделения организация обязана сообщить не только в налоговый орган, но и в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта обязанность предусмотрена п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ (смотрите также письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.09.2010 N 2891-19). В настоящее время форма сообщения о создании обособленного подразделения, подаваемого в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, не утверждена, поэтому организация может уведомить фонды в произвольной форме. За несоблюдение этого требования организация может быть привлечена к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ (в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ), а ее должностные лица — по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ (в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей).

Кроме того, организациям, имеющим обособленные подразделения, следует учитывать особенности уплаты налогов и предоставления отчетности. Так, например:

— при наличии обособленного подразделения уплата налога на прибыль (в том числе и авансовых платежей) осуществляется в соответствии со ст. 288 НК РФ;

— налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ);

— налог на имущество исчисляется отдельно по имуществу каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (п. 1 ст. 376 НК РФ), и т.п.

То есть в некоторых ситуациях уплачивать налоги и представлять отчетность организация должна по месту нахождения обособленного подразделения. В случае игнорирования данных обязанностей возможны негативные последствия в виде привлечения организации к ответственности по ст. 119 НК РФ, ст. 122 НК РФ и другим, должностных лиц организации — по ст. 15.5 КоАП РФ. Однако официально опубликованных разъяснений Минфина России и налоговых органов об особенностях исполнения обязанностей налогоплательщика организациями, имеющими обособленные подразделения на территориях Республики Крым и г. Севастополя, насколько нам известно, не имеется. В связи с этим рекомендуем обратиться за письменными разъяснениями в Министерство финансов Российской Федерации (ст. 34.2 НК РФ).

Читайте так же:  Недостача проводки в бухгалтерском

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Существует ли у организации ответственность за не создание обособленных подразделений, в случае ведения бизнеса вне местонахождения организации?

Ст. 11 Налогового кодекса РФ дает определение обособленного подразделения организации (далее — ОП) — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца). Признание ОП организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

То есть, ОП будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации. Как только ОП начинает осуществлять деятельность предприятие должно:

  1. Встать на налоговый учет по месту нахождения ОП (п. 1 ст. 83 НК РФ) в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Это делается по Форме № 1-2-Учет.
  2. Известить налоговую по месту нахождения организации (головного подразделения) о создании ОП в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это необходимо сделать по Форме № С-09-3.

Если же организация создала ОП на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). Об открытии ОП необходимо будет лишь сообщить в налоговый орган.

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, предусматривающие ответственность, связанную с нарушением процедуры постановки на учет:

  • штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей (ст. 116 НК РФ).
  • штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей (ст. 117 НК РФ).

Таким образом, ст. 116 Налогового кодекса РФ следует применять в случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет ОП, при этом пропустила сроки постановки, но надлежащим образом платила налоги с его деятельности. А ст.117 Налогового кодекса РФ — в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет, и организация не платила налоги в связи с деятельностью этого подразделения. Однако по поводу применения статьи 117 Налогового кодекса РФ единой точки зрения нет.

Точка зрения Минфина Росси по данному вопросу, в лице департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, выражено Письме от 26.11.2008 г. N 03-02-07/1-477. Его позиция относительно данной ситуации однозначна — ст.117 Налогового кодекса РФ применяется в случае осуществления деятельности организацией без постановки ее ОП на учет в налоговом органе.

В судебной же практике можно встретить два мнения:

  • Положения указанной статьи применимы лишь по отношению к ведению деятельности без постановки на учет организации вообще, а не ОП. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через ОП без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (См. постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).
  • На основании указанной статьи правомерно привлечение налогоплательщика к ответственности за ведение деятельности через ОП без постановки на учет (постановления ФАС Дальневосточного округа от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.08.06 № А19-11498/05-24-41-Ф02-4411/06).

Исходя из вышесказанного, если организация осуществляет деятельность и имеет оборудованные рабочие места по адресу, отличному от основного места нахождения организации, она обязана создать ОП, известив об этом налоговый орган. В противном случае налоговым органом к организации могут применяться меры, установленные ст. 116 и ст. 117 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что за данное нарушение также предусмотрена административная ответственность по ст. 15.3 КоАП РФ, а именно:

  • нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
  • нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Обособленное подразделение юридического лица: отчетность и налогообложение

Что собой представляет обособленное подразделение (ОП)

Право открытия филиалов есть у всех российских предприятий. Существующее законодательство регламентирует признаки и все аспекты их деятельности. Разберем подробно правовые нормы, регулирующие деятельность этих структурных единиц компаний.

Определение, что такое обособленное подразделение юридического лица, дается в ГК РФ. По статье 55 Гражданского кодекса, им считается представительство или филиал, которые находятся вне места расположения главного офиса, представляющего и защищающего интересы юридического лица. Обособленное подразделение это не отдельное юридическое лицо, поскольку действует на основании положений, утвержденных головной компанией. Статья 11 Налогового кодекса говорит о том, что отдельным является любое обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места размещения главного офиса, в котором оборудованы стационарные рабочие места на срок более чем один месяц.

В чем специфика филиала и представительства?

Из определений, данных в Гражданском и Налоговом кодексах, в ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ следует, что существует две формы обособленных подразделений: филиал и представительство. Они обладают следующими признаками:

  • являются территориально обособленными от юридического лица;
  • имеют оборудованные рабочие места;
  • факт создания филиала или представительства предприятие должно указывать в учредительных и других документах;
  • действие руководства ОП осуществляется на основании доверенности от имени организации.

И хотя и филиал, и представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, между ними есть отличия. Главное — в разных функциях:

  • представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ) представляет интересы юридического лица;
  • филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ) не только представляет интересы, но и осуществляет функции головной организации — полностью или частично.

НК РФ указывает только на обособленность и наличие стационарных рабочих мест как признак обособленного подразделения, без перечисления конкретных форм. В законодательстве указано, что сведения о создании нового филиала или представительства вносят в учредительные документы, их же необходимо сообщить ИФНС для включения в ЕГРЮЛ. Условие территориальной обособленности соблюдено, если обособленное подразделение географически находится отдельно от главного офиса на территории, и они подконтрольны разным налоговым инспекциям. Таким образом, ОП не обязательно должно быть расположено в другом городе.

Читайте так же:  Уклонение от уплаты алиментов на ребенка

Процедура создания филиала или представительства

Каждое обособленное подразделение ставится на учет в налоговой по месту его нахождения. Если их несколько, и они созданы на территории одного муниципального образования, организация вправе выбрать одно ОП для постановки на учет на свое усмотрение. Если оно не является филиалом или представительством, НК РФ указывает, что необходимо известить о его создании ИФНС в течение месяца после его создания.

ОП ставится на учет и как плательщик страховых взносов. Но в ПФР обособленное подразделение сведения не передает, фонд получает их автоматически из налоговой. Встать на учет необходимо только в ФСС.

Что касается постановки на учет в ФСС и ПФР, то на основании Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ она сохранена только для тех отделений, которые отвечают следующим признакам:

  • самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц;
  • выделено на отдельный баланс;
  • имеет расчетный счет.

Если не выполняется хотя бы одно условие, ставить ОП на учет не нужно.

Обособленное подразделение при УСН

Многих предпринимателей, желающих открыть ОП, пугает возможность утраты работы по УСН. В каких случаях стоит этого опасаться?

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, не вправе применять УСН организации, имеющие обособленные филиалы. Следовательно, если данные о создании ОП не внесены в учредительные документы и ЕГРЮЛ, то такое юридическое лицо вправе применять УСН. При условии, что соблюдаются все остальные положения, указанные в данной норме. Отметим, что до 1 января 2016 года подпункт 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ запрещал применение УСН для представительств. В настоящее время такое ограничение снято, и представительства ОП тоже вправе пользоваться этой системой налогообложения.

Организация, применяющая УСН, при создании обособленного подразделения (кроме филиала) обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения этого территориального отделения. Об этом говорит пункт 1 статьи 83 НК РФ. Для этого необходимо направить в налоговый орган сообщение по форме № С-09-3-1 об открытии ОП в течение одного месяца со дня создания.

После его получения налоговый орган в течение пяти дней осуществит постановку на учет.

За уклонение от постановки на учет предусмотрены штрафные санкции. Например, за нарушение срока постановки грозит штраф 200 рублей (статья 126 НК РФ). За ведение деятельности без постановки на учет предусмотрено более суровое наказание — 10% от суммы доходов, но не менее 40 000 рублей (пункт 2 статьи 116 НК РФ).

Отчетность обособленного подразделения в 2019 году

Юридические лица, имеющие ОП и применяющие УСН, исчисляют налоговую базу и сумму налога в целом по организации с учетом всех доходов и расходов. Но уплата налога производится в налоговом органе по месту нахождения главного офиса вне зависимости от того, где находятся подразделение.

При его открытии юридическое лицо, использующее УСН, становится налоговым агентом по уплате НДФЛ, не только в своем основном офисе, но и в подразделении. Отчетность и уплата этого налога производится по месту регистрации ОП. Если же организация имеет несколько ОП, то отчетность и уплата налога должна производиться по месту регистрации каждого из них. Поскольку глава 23 НК РФ не дает права налоговым агентам самостоятельно выбирать подразделение для исчисления и уплаты налогов. Это же утверждение содержит письмо Минфина от 23 декабря 2016 г. № 03-04-06/77778.

Как и уплата налогов, и предоставление отчетности осуществляются обособленным подразделением по месту его нахождения. Объединять отчеты, даже если ОП состоят на учете в одной инспекции, нельзя (см. письмо ФНС от 14.02.2018 № ГД-4-11/2828).

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы налоговики знали о решении головной организации и не подозревали в уклонении от уплаты налогов, юридическое лицо уведомляет каждую из ИФНС, где числятся ОП, о том, в какую инспекцию будут передавать данные в следующем году. Менять ИФНС разрешено раз в год, уведомляя о принятых решениях до 1 января следующего года.

Если в течение календарного года юрлицо откроет еще один обособленный филиал или представительство, уплачивать и отчитываться по НДФЛ ОП сможет либо в выбранную головным офисом ИФНС, либо в инспекцию по месту своего нахождения.

Доля прибыли обособленного подразделения

Уплата налогов и авансовых платежей производится исходя из доли прибыли. Для ее расчета за основу принимается один из двух показателей:

  • среднесписочная численность работников ОП (далее СЧОП);
  • расходы на оплату труда работников ОП (далее ОТОП).

Выбранный показатель, согласно статье 288 НК РФ, отражают в учетной налоговой политике. Решение о внесении изменений в налоговую политику принимается с начала налогового года. Об этом говорит статья 313 НК РФ.

Расчет доли прибыли по ОП производится в соответствии с определенным алгоритмом:

Расчет удельного веса, выбранного показателя — СЧОП или ОТОП
Удельный вес СЧОП = СЧОП / СЧОРГ * 100%

Удельный вес ОТОП = ОТОП / ОТОРГ * 100%, где СЧОРГ и ОТОРГ показатели по организации в целом.

Расчет удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества ОП (далее ОСОП)

Удельный вес ОСОП = ОСОП / ОСОРГ * 100%, где ОСОРГ – остаточная стоимость амортизируемого имущества организации.

Расчет доли прибыли обособленного подразделения (далее ДПОП)

ДПОП = (Удельный вес СЧОП + Удельный вес ОСОП) / 2

ДПОП = (Удельный вес ОТОП + Удельный вес ОСОП) / 2.

Каким образом производится расчет доли прибыли по обособленному подразделению, пример желательно привести в налоговой политике или в иной документации организации.

Отметим, что при выборе показателя расходов на оплату труда для расчета доли прибыли, необходимо учитывать расходы на зарплату сотрудников, не входящих в штат предприятия и работающих на основании гражданско-правовых договоров и договоров подряда.

Ответственность

Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет организация. В Гражданском кодексе не установлена отдельная ответственность для ОП.

Порядок создания обособленного подразделения ООО в 2019 году

Существующее законодательство дает определение и основные признаки обособленного подразделения (ОП). Но в правовых нормах отсутствует порядок создания обособленного подразделения ООО (2019 год). Рассмотрим подробнее документы, регламентирующие их деятельность.

Законодательные нормы

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации, ОП — это любая территориально независимая структурная единица, в которой имеются стационарные рабочие места. Такими рабочими местами признаются лишь те, которые созданы на срок не менее чем один месяц. Законодательство признает факт существования подразделения вне зависимости от того, отражено его создание в учредительных и других документах организации или нет, и полномочий, которыми оно наделено.

Читайте так же:  Привлечение к дисциплинарной ответственности работодателя

Статья 55 Гражданского кодекса дает определение понятиям представительство и филиал. Представительство обладает всеми признаками ОП, указанными в статье 11 НК РФ , но кроме этого, оно представляет и защищает интересы юридического лица. Филиал, по (Гражданский кодекс Статья ГК РФ) , осуществляет функции юридического лица и представительства. Но основное отличие филиала и представительства от ОП заключается в том, что сведения о них вносятся в учредительные документы.

ОП, вне зависимости от типа, действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом. Руководители осуществляют деятельность на основании доверенности и назначаются юридическим лицом.

Порядок открытия ОП можно разделить на два крупных этапа: регистрация и организация.

Пошаговая инструкция регистрации обособленного подразделения 2019

Существующее законодательство регламентирует лишь порядок организации филиалов и представительств. Процесс создания других ОП практически не отличается от предписанного в законе.

Рассмотрим пошагово, как зарегистрировать обособленное подразделение в 2019 году.

Шаг 1. Принять решение о создании ОП.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, общество вправе создавать ОП на основании решения участников общества. Решение принимается путем голосования. Для этого «за» должны проголосовать не менее чем две трети участников, если иное не предусмотрено уставом организации. Принятое решение оформляется соответствующим протоколом и приказом.

Шаг 2. Подготовить приказ о создании обособленного подразделения (образец 2019).

Шаг 3. Внести изменения в учредительные документы.

При организации филиала или представительства вносятся изменения в устав и другие учредительные документы организации. Если планируется открытие ОП, то изменения в эти документы вносить не нужно.

Шаг 4. Регистрация обособленного подразделения. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об открытии филиала или представительства необходимо подать в Налоговую службу заявление по форме Р13001. Если сведения о структурной единице не вносились в устав, подается заявление по форме Р14001.

Шаг 5. Заполнить сообщение об открытии обособленного подразделения 2019 по форме №С-09-3-1. Этот документ необходимо предоставить в Налоговую службу в течение одного месяца со дня создания ОП. В течение пяти рабочих дней осуществляется постановка на учет, и предприятие получает соответствующее уведомление.

Датой создания ОП признается дата создания стационарных рабочих мест. Для филиалов и представительств такой датой считают день принятия решения об их создании.

Стоит помнить, что, помимо указанных выше документов, налоговая служба может попросить предоставить и другие бумаги.

Организация ОП

Поскольку Налоговый и Гражданский кодексы предъявляют определенные требования к ОП, руководителю предприятия необходимо, помимо решения вопроса, как открыть обособленное подразделение ООО 2019, провести некоторые организационные мероприятия:

  • организация стационарных рабочих мест, в том числе аренда или покупка помещения и транспортных средств;
  • наделение структурной единицы имуществом основной организации;
  • назначение руководителя ОП, выдача ему доверенности;
  • открытие при необходимости расчетных счетов;
  • подбор и прием на работу сотрудников.

Представленный перечень расширяется в зависимости от потребностей предприятия и других факторов, связанных с организацией его нормальной деятельности. Поэтому пошаговая инструкция открытия обособленного подразделения в 2019 году разрабатывается предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности.

Ответственность за уклонение от постановки на учет

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ , предусмотрена ответственность за нарушение сроков отправки сообщения об открытии ОП. За такое нарушение полагается штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный вовремя документ. На должностных лиц накладывается штраф в размере от 300 до 500 рублей. В случае ведения деятельности без постановки на налоговый учет организация обязана выплатить штраф в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 000 рублей.

Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация находится в г. Москве, также арендовано помещение под офис в Подмосковье.
Какие санкции будут применены к этой организации, кроме штрафных, в случае, если она не сообщит в ИФНС об открытии обособленного подразделения — может ли быть приостановлена деятельность, или заблокирован расчетный счет?
Как часто ИФНС может штрафовать данную организацию за несообщение об открытии обособленного подразделения?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Меняются правила по НДФЛ и взносам для организаций с подразделениями

С 01.01.2020 организациям, имеющим обособленные подразделения:

  • Разрешено централизованно сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ и уплачивать налог с доходов работников подразделений. Можно отчитываться и рассчитываться с бюджетом за все ОП, расположенные в одном муниципальном образовании, через ответственное подразделение, а если ОП находятся в одном муниципальном образовании с головным офисом, то по месту учета головной организации. О выборе инспекции для сдачи отчетности и уплаты НДФЛ нужно уведомить все свои ИФНС на позднее 1-го числа соответствующего налогового периода и в течение этого налогового периода изменять порядок нельзя.
  • По-новому придется решать вопрос с уплатой за ОП страховых взносов. Во-первых, подавать в ИФНС сообщение о наделении подразделения полномочиями по начислению и выплате зарплаты (и о лишении таких полномочий) нужно будет только в том случае, если у ОП есть счет в банке. Во-вторых, платить взносы и сдавать ЕРСВ нужно будет по месту нахождения такого ОП.

Соответствующие изменения внесены в ст. 23, 226, 230, 431 НК РФ законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

О других налоговых изменениях 2020 года узнайте здесь.

О порядке, действующем в 2019 году, читайте:

Когда обособленные подразделения не ставят на учет

Постановка обособленных подразделений на учет в налоговой инспекции продолжает вызывать вопросы у бухгалтеров.Причина? Разнообразие определений термина в законодательстве и противоречивая судебная практика. В вопросе разобралась Юлия Майфет, кандидат юридических наук, адвокат по налоговым спорам и партнер компании «Майфет – налоговый эксперт».

Читайте так же:  Производственная травма по дороге на работу

На основании требований пункта 1 статьи 83 НК РФ организации подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях как по месту нахождения самой компании, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Обратите внимание, в законодательстве в качестве обособленных подразделений указываются филиалы и представительства юридического лица, однако в НК РФ и других актах о налогах и сборах используется более широкое понятие, например, в пункте 2 статьи 11 НК РФ говорится, что ОП представляет собой любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

6 признаков

Для начала предлагаю определить, что можно назвать обособленным подразделением. Изучая законодательство, можно выделить следующие признаки ОП.

1. Адрес обособленного подразделения отличается от адреса головной компании. ОП находится по определенному адресу, который не совпадает с местом нахождения компании, указанным в ЕГРЮЛ. При этом необходимо иметь в виду, что если «обособка» и головная организация созданы в одном муниципальном образовании (а также в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Севастополе), то регистрировать его не требуется.

2. Есть оборудованное рабочее место. Что имеется в виду? В офисе создано как минимум одно стационарное рабочее место, оно оборудовано самим работодателем, созданы все условия для выполнения трудовой функции сотрудников. Предприятие разместило в нем мебель, технику, необходимый рабочий инвентарь и пр. И еще один критерий рабочего места: сотрудник должен находиться в этом помещении или прибывать туда в связи с выполнением порученной ему работы.

3. Работник трудится на основании договора. Заключение любых иных гражданско-правовых договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг, не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения.

4. Срок, на который создается рабочее место – более месяца. Если для работы помещение будет использоваться менее одного месяца, то регистрировать ОП не требуется. Однако если этот период будет дольше, то компании придется зарегистрировать «обособку». Обратите внимание: не имеет значения, постоянно или временно будут трудиться работники, например, к созданию ОП приводит аренда склада, куда работники периодически приезжают для разгрузочно-погрузочных работ.

5. Рабочее место подконтрольно работодателю. Если арендованные метры: офис, склад, иной объект, где находится рабочее место, подконтрольны самой организации, то есть все расходы по их аренде и содержанию несет фирма, то помещение будет признано обособленным подразделением. При этом одним из основных критериев выявления незарегистрированных ОП как раз будут расходы предприятия на аренду и содержание разных помещений. При этом нужно помнить, что если ваш контрагент сам предоставил рабочие места для ваших сотрудников, то регистрировать ОП не нужно.

6. Производственная деятельность компании. Компания начала вести деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, то есть сотрудник на своем рабочем месте ведет производственную деятельность компании.

Обособленное подразделение возникает в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдаться. Если какой-то из признаков отсутствует, то регистрировать ОП нет необходимости.

Неверный бюджет

Открытие обособленных подразделений имеет значение для правильного исчисления отдельных налогов и сборов, в частности, для корректной уплаты НДФЛ за работников, поскольку, согласно статье 230 НК РФ, НДФЛ должен уплачиваться по месту нахождения «обособки», где работают сотрудники.

В письме ФНС от 24 ноября 2017 года № ГД-4-11/23852 указано, что наиболее распространенным вариантом нарушения установленного порядка является уплата НДФЛ головной организацией за обособленное подразделение. На практике различие в реквизитах заполнения платежного поручения заключается в указании разных кодов ОКТМО – головной организации и обособленных подразделений. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 года № 784/13 по делу № А06-9384/2011 отмечено, что неправильное указание не приводит к образованию недоимки, поэтому основания для привлечения налогового агента к ответственности в соответствии со статьей 123 НК РФ нет, так как НДФЛ в бюджет фактически уплачен.

При этом инспекторы настаивают, что не следует нарушать установленный порядок перечисления НДФЛ в бюджет, так как это влечет потери другого местного бюджета. Нарушение порядка приводит к трудностям идентификации ревизорами платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа, затрудняет проведение сверки расчетов с бюджетом как головной организации, так и обособленного подразделения, вплоть до отнесения этих платежи к невыясненным.

В Определении ВС РФ от 26 июня 2017 года № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 указано, что налогоплательщик несет ответственность за неисполнение обязанности по информированию налоговиков о созданных им обособленных подразделениях в соответствии со статьей 126 НК РФ, а не пункта 2 статьи 116 НК РФ.

В том споре строительная организация не сообщила инспекторам о двух ОП, созданных ею офисах по адресам строительства. Это обстоятельство послужило основанием для привлечения предприятия к ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 116 НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного обществом требования было отказано. Арбитры исходили из того, что компанией на территории иных муниципальных образований созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца, в офисах осуществлялась предпринимательская деятельность без постановки на налоговый учет, в связи с чем, пришли к выводу судьи, можно говорить о наличии в действиях налогоплательщика состава правонарушения.

Однако позже Судебная коллегия ВС РФ отменила названные судебные акты и удовлетворила заявление общества по следующим основаниям: в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных компанией через обособленные подразделения, при этом обществом не была допущена неполная уплата налогов от деятельности, осуществляемой через названные ОП.

При таких обстоятельствах у инспекторов отсутствовали законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ, и применения к налогоплательщику санкции в виде изъятия части дохода, с которого обществом уплачены налоги.

Следовательно, в том случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению инспекторам сведений о созданных обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по статье 126 НК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом судебная практика лояльна к предпринимателям в части постановки на учет обособленных подразделений и привлечения их к ответственности, однако правоприменительная практика налоговых органов складывается по-разному. Поэтому во избежание споров и при наличии одновременно всех признаков обособленного подразделения коммерсантам следует своевременно сообщать в налоговые органы о создании обособленных подразделений.

Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here