Передача движимого имущества в муниципальную собственность в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Передача движимого имущества в муниципальную собственность в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Передача имущества в федеральную собственность

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Федеральное имущество

В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить, что для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить следующие документы:

Вопрос: Какие документы необходимо представить органам местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации для согласования безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в муниципальной собственности и используемого государственными учреждениями?

Пункт 3 ч. 8 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит обязательное предписание органам местного самоуправления обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность имущества, находящегося в муниципальной собственности на день вступления в силу гл. 12 Федерального закона N 131-ФЗ и предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти в соответствии с разграничением полномочий, установленным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ. В соответствии с данным порядком решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В указанных нормах, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации N 374, устанавливающем перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, отсутствуют положения, предусматривающие необходимость согласия Министерства финансов Российской Федерации на принятие муниципального имущества, подлежащего в соответствии с законом безвозмездной передаче в федеральную собственность. (Письмо Министерства финансов Российской Федерации N 06-04-05/01).

Налоги на движимое и недвижимое имущество с 2020 года

С 1 января 2020 года налог на недвижимое имущество россиян привязывается к кадастровой стоимости квартиры, дома или другого недвижимого имущества. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ Владимир Путин подписал еще 6 октября 2014 года.

Официально новый закон вступил в действие 1 января 2015, но правительство предусмотрело 5-летний переходный период – во избежание резкого повышения налоговой ставки. Этот период заканчивается 1 января 2020 года. Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной цене, поэтому и суммы налога повысятся. В ряде случаев эксперты прогнозируют повышение в 15-20 раз.

Что изменится

Изменения, внесенные в главу 30 Налогового кодекса РФ, предусматривают многоуровневые ставки имущественного налога:

  1. Ставка 0,1% применяется к домам, машино-местам, хозяйственным постройкам и другой недвижимости, кадастровая стоимость которой не превышает 10 млн. рублей.
  2. Налог в размере 0,15% распространяется на объекты, оцененные в сумму от 10 до 20 млн.
  3. 0,2% действует для недвижимости ценой 20-50 млн. рублей.
  4. Ставка 0,3% применяется к объектам, оцененным в 50-300 млн.
  5. 2% налога заплатят собственники недвижимости, которая стоит дороже 300 миллионов, а также владельцы коммерческих площадей, апартаментов.

Налоговый вычет

Размер налогового вычета – это минимальная необлагаемая площадь, она зависит от типа жилья и составляет:

  • 20 кв. м кадастровой стоимости для квартиры;
  • 50 кв. м – для жилого дома;
  • 10 кв. м – для комнаты.

На владельцев апартаментов налоговый вычет не распространяется – только на квартиры и комнаты. А собственники элитных особняков большой площади вправе воспользоваться льготой и уменьшить налогооблагаемую базу на стоимость 50 кв. м площади. Если кадастровая стоимость 1 м 2 в загородном доме составляет 900 000 рублей, то налоговый вычет составит 900 000 х 50 = 45 000 000 рублей.

Семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми вправе оформить налоговый вычет на 5 кв. м в квартире или 7 кв. м в жилом доме на каждого ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста. Если семья проживает в квартире и воспитывает троих несовершеннолетних, то для нее площадь 15 кв. м (в дополнение к 20 кв. м) не облагается налогом.

Льготные категории

Как и в предыдущие годы, россияне, вышедшие на заслуженный отдых, освобождаются от уплаты налога на недвижимость. В ст. 407 НК РФ четко перечислены категории имущественных объектов, на которые распространяется льгота:

  • квартира (ее часть);
  • жилой дом (его часть);
  • ателье, дом-музей, галерея, творческая;
  • дача, площадь которой не превышает 50 м 2 ;
  • гараж или место для машины.

В том случае, если в собственности находятся 2 квартиры (2 дома, 2 галереи), то льгота распространяется на один объект. Налог со второго уплачивается в полном объеме. Правительство пошло на такие меры, что минимизировать теневые схемы сделок с недвижимым имуществом.

Государство предоставляет льготы и другим категориям граждан, среди них:

  • предпенсионеры;
  • военные пенсионеры;
  • инвалиды и участники войны;
  • участники боевых действий (при наличии официального статуса);
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии.

Новости для крымчан

В 2020 году имущественные налог вводится и для жителей полуострова. В Севастополе и других городах Республики Крым уже началось определение кадастровой стоимости объектов.

Квитанции с суммой налоговых выплат физические лица получат в 2021 году, но ознакомиться с кадастровой стоимостью можно уже сегодня – информация есть на сайте правительства.

Изменения в налогообложении юридических лиц

С этого года предприятия и организации освобождены от уплаты налога на движимое имущество – в 2020-м льгота для юридических лиц сохраняется. Основание – Федеральный закон № 302-ФЗ от 3 августа 2018 года.

Читайте так же:  Мать одиночка или алименты что выгоднее

Движимым имуществом считаются материальные ценности и объекты, которые можно передавать от одного лица к другому и характеристики которых не позволяют причислить их к недвижимости.

Что касается недвижимости, принадлежащей юридическим лицам, то налогообложение осуществляется по кадастровой стоимости. В настоящее время власти на местах составляют и утверждают региональные кадастровые списки коммерческих объектов, но в обозримом будущем российский Минфин намерен их упразднить – региональные списки заменят единые правила для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Максимальная ставка имущественного налога в 2020 году может быть снижена на 1,5% и составит 0,5%. Эта льгота распространяется на предприятия и индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения.

Соответствующий законопроект уже поступил на рассмотрение в Государственную Думу. Его авторы акцентируют внимание на региональной практике: в 2018 году местные власти снизили ставку только в 26 регионах. В нынешнем году – лишь в 19 регионах. Остальные муниципалитеты предпочитают применять максимальный тариф 2%. Принятие законопроекта необходимо, чтобы минимизировать налоговую нагрузку на бизнес.

Ответственность

У физических и юридических лиц есть право обжаловать кадастровую стоимость и налог, рассчитанный с нее, в судах. В том случае, если сумма в квитанции не является предметом судебного спора, но оплата налога произведена несвоевременно или не произведена вообще, нарушителю грозит штраф. Его размер составляет 10-20% от суммы налога – в зависимости от длительности просрочки.

Передача государственного имущества

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Государственное имущество

Безвозмездное пользование (ссуда) – передача ссудодателем вещи в безвозмездное временное пользование ссудополучателю, который обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В безвозмездное пользование может быть передано движимое и недвижимое государственное (муниципальное) имущество (далее имущество):

— составляющее государственную (муниципальную) казну;
— закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
— закрепленное за казенными учреждениями и бюджетными учреждениями на праве оперативного управления;
— закрепленное за автономными учреждениями на праве оперативного управления.

Предоставление имущества в безвозмездное пользование осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров безвозмездного пользования.

Торги (конкурс или аукцион) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России N 67.

Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров безвозмездного пользования может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России N 67.

Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются:

— органы по управлению государственным и муниципальным имуществом;
— унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
— казенные, бюджетные и автономные учреждения — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

При этом передача в безвозмездное пользование унитарными предприятиями, а также казенными, бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения собственником или приобретенного ими за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме собственника.

Ссудополучателями имущества могут выступать:

— государственные (федеральные и региональные) органы власти и управления;
— органы местного самоуправления;
— государственные (муниципальные) предприятия и учреждения;
— некоммерческие организации независимо от их организационно-правовых форм;
— лица, с которыми заключен государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса или аукциона, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения контракта;
— иные лица в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну:

Решение о передаче в безвозмездное пользование имущества принимается главой исполнительной власти. Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом.

Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение:

— о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов;
— о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов;
— об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества.

В случае принятия решения о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов аукцион (конкурс) на право заключения договора безвозмездного пользования проводится в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.

Государственное (муниципальное) имущество может передаваться в безвозмездное пользование без проведения торгов:

Основаниями для подготовки договора безвозмездного пользования являются постановление Главы исполнительной власти и (или) итоговый протокол торгов (если заключение договора безвозмездного пользования осуществляется по результатам проведения торгов).

Порядок передачи в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за и казенными, бюджетными и автономными учреждениями:

Унитарные предприятия и казенные, бюджетные и автономные учреждения вправе выступать ссудодателями в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Предоставление в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления осуществляется путем проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования.

При передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении, уполномоченный орган обязан представить экспертную оценку последствий передачи этого имущества в безвозмездное пользование. Договор безвозмездного пользования не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.

Читайте так же:  При оформлении дарственной нужно ли присутствие одаряемого в 2020 году

Орган управления в течение одного месяца со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о согласии или отказе в заключении договора безвозмездного пользования.

Договор безвозмездного пользования имуществом заключается между ссудодателем и ссудополучателем в письменной форме. Договор считается заключенным с момента передачи ссудодателем соответствующего имущества ссудополучателю по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью Договора, при условии, что между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям Договора.

Использование имущества является целевым. Изменение целевого назначения переданного в безвозмездное пользование имущества не допускается. Государственное (муниципальное) имущество не может передаваться в безвозмездное пользование для коммерческих целей.

Ссудополучатель не вправе передавать имущество в субаренду, перенаем в пользу третьего лица, вносить его в залог и в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ.

На ссудополучателя возлагается обязанность поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы по его содержанию, в том числе производить текущий и капитальный ремонты имущества за счет собственных средств и с предварительного письменного согласия ссудодателя. Коммунальные и иные обязательные платежи оплачиваются ссудополучателем по отдельным договорам в соответствии с установленными нормами на основании действующих цен и тарифов, которые он самостоятельно заключает с соответствующими службами.

Ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения Договора в случаях, когда ссудополучатель:

— использует имущество не в соответствии с Договором или назначением имущества;
— не выполняет обязанностей по поддержанию имущества в исправном состоянии или его содержанию;
— существенно ухудшает состояние имущества;
— без согласия ссудодателя передал имущество третьему лицу.

Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения Договора:

— при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование имущества невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения Договора;
— если имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования;
— если при заключении Договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое имущество;
— при неисполнении ссудодателем обязанности передать имущество либо его принадлежности и относящиеся к нему документы.

Срок Договора безвозмездного пользования государственным (муниципальным) имуществом не может превышать 5 (пять) лет.

Льготы по движимому имуществу с 2020 года

Многие затрудняются ответить, какое имущество по закону положено относить к движимому. На этот вопрос отвечает Гражданский кодекс России, а именно п. 2 ст. 130 – здесь сказано, что любые вещи, которые не могут признаваться недвижимостью (в том числе акции и деньги), являются движимым имуществом.

Пунктом 1 той же статьи определено понятие недвижимости – это участки земли, участки недр и то, что прочно связано с земельными ресурсами (любые объекты, которые нельзя переместить на другой участок земли без нанесения им несоразмерного урона их назначению) – здания, готовые сооружения, незавершенные объекты строительства.

Помимо перечисленных объектов, к недвижимости причисляют морские и воздушные суда, которые подлежат государственной регистрации, а также суда внутреннего плавания. Сюда же могут быть отнесены и иные вещи, если принят соответствующий закон. Помещения, жилые и нежилые, части зданий и сооружений, предназначенные для размещения транспорта (машино-места) тоже могут быть отнесены к недвижимости, если границы помещений, части зданий и сооружений имеют описание в порядке, установленном законом о государственном кадастровом учете.

Льготы по движимому имуществу с 2020 года: что изменилось

Согласно п. 25 ст. 381 Налогового кодекса, в 2017 году от обложения имущественным налогом юридические лица освобождались в том случае, если движимое имущество принималось на учет с 1.01.2013 года как основное средство. Но, тем не менее, даже при соблюдении этого условия, льгота не действовала в отношении движимого имущества, которое принималось на учет по причине:

  • проведения реорганизационных мероприятий;
  • полной ликвидации предприятия;
  • передачи (в том числе приобретения) имущества между взаимозависимыми лицами.

Следует знать, что указанные исключения не имеют отношения к случаю принятия на учет с 1.01.2013 г. железнодорожных подвижных составов.

С наступлением 2018 года в законную силу вступят некоторые изменения. Упомянутый выше пункт из статьи НК РФ не претерпел изменений, но в ст. 381.1 появились уточнения относительно применения льгот. Раньше в этой статье говорилось о том, что с первого января 2018-го года льготы по налогам, перечисленные в п. 24 (в части имущества, находящегося в российской части дна Каспийского моря) и в п. 25 ст. 381 НК РФ, будут применяться в границах региона РФ, только если в данном регионе был принят соответствующий нормативный акт.

Новый текст той же статьи указывает на то, что с первого дня 2018 года льготы по налогам, теперь уже упомянутые в п. 21, п. 24 и п. 25 ст. 381 НК РФ, будут применяться организациями, зарегистрированным в каком-либо регионе РФ, только если в регионе действует соответствующий закон. Плюс, была добавлена информация о том, что региональным законом могут быть утверждены дополнительные льготы по налогам (в том числе полное освобождение от их уплаты) в отношении имущества, упомянутого в п. 25 ст. 381 НК РФ, со дня выпуска которого прошло меньше трех лет, и имущества, которое решением муниципальных властей было причислено к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

О чем говорят изменения, которые претерпевают льготы по движимому имуществу с 2018 года

Все вышесказанное указывает на то, что льгота в отношении движимого имущества юридических лиц были отменены на федеральном уровне, теперь организациям невозможно их применять без предварительного изучения регионального законодательства – сама возможность применения льгот теперь зависит от решения муниципальных властей. Полномочия по установлению льгот в отношении движимого имущества были переданы властям субъекта РФ. Изменения вступили в законную силу с 1 января 2018 года.

В том случае, если муниципальные власти посчитают нужным отменить льготу, ставка по налогу на движимое имущество будет утверждена на уровне не более чем 1,1%. Конкретная ставка будет установлена решением органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Установление факта имеющего юридическое значение подсудность в 2020 году

Регионы, бюджет которых позволяет устанавливать льготы, теперь могут утвердить дополнительные льготы по налогу на движимое имущество или даже полностью освободить организации от его уплаты, если имущество относится к инновационному высокоэффективному оборудованию или имуществу, со дня выпуска которого прошло менее трех лет.

Законодательные акты по теме

ст. 381.1 НК РФ О том, какие изменения претерпели льготы по движимому имуществу с 2018 года для юридических лиц
п. 58 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ Об освобождении движимых ОС от имущественного налога по решению региональных властей
Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-05-04-01/9796 О применении льготы по имущественному налогу в отношении движимого имущества исключительно по решению региональных властей

Типичные ошибки

Видео (кликните для воспроизведения).

Ошибка: Власти субъекта РФ установили ставку по налогу на движимое имущество юридических лиц на уровне 1,5%.

Комментарий: Ставка по налогу на движимое имущество организаций хоть и устанавливается решением властей субъекта РФ, не может оказаться более чем 1,1%.

Ошибка: Юридические лица, применявшие льготу в отношении уплаты имущественного налога по движимому имуществу, продолжают уплачивать указанный налог с учетом скидки в 2018 году.

Комментарий: С 1 января 2018 года необходимо уточнять у местных властей о возможности применения льгот по налогу на движимое имущество организаций – если муниципальные власти не устанавливали льгот, то применять имевшие ранее скидки нельзя.

Ответы на распространенные вопросы о том, как предоставляются льготы по движимому имуществу

Вопрос №1: Можно ли будет получить льготу по уплате имущественного налога в отношении движимого имущества, принимаемого к учету после совершении сделки между взаимозависимыми лицами?

Ответ: Подобная льгота не могла быть применена и ранее в силу того, что льготы не распространяются на сделки между взаимозависимыми лицами.

Вопрос №2: Можно ли отнести объект незавершенного строительства к недвижимости, если еще не поздно прекратить строительство и перенести на другой земельный участок строительные материалы и возведенные части сооружения?

Ответ: Нет, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимости, на какой бы стадии возведения они не находились.

? Видео-советы.Какие льготы по движимому имуществу с 2018 года ?

В видео раскрывается налоговая новость о льготе по движимому имуществу⇓

Изменились правила передачи муниципалитетам военного недвижимого имущества

С 14 августа 2018 года Федеральный закон от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества…» действует в новой редакции. Изменились нормы о передаче военной недвижимости, которая используется не по назначению, в ведение других уровней публичной власти. Законодатель:

  • дополнил перечень видов передаваемого имущества;
  • расширил перечень видов муниципальных образований, в собственность которых передается имущество;
  • установил новые условия передачи военного недвижимого имущества;
  • определил механизм передачи военного недвижимого имущества, которое находится в аварийном состоянии;
  • установил необходимость выделения межбюджетных трансфертов для содержания переданного имущества и переселения нанимателей из аварийных домов.

Какое имущество будут передавать военные

Важный документ: Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 308-ФЗ

Закон № 308-ФЗ расширил перечень видов военного имущества, используемого не по назначению и подлежащего безвозмездной передаче в собственность субъекта РФ или муниципального образования. В перечень включены сети инженерно-технического обеспечения и жилые помещения (ч. 1 ст. 2 Закона № 423-ФЗ). Ранее передаче подлежали только здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено.

Прежняя формулировка была недостаточно конкретной. Это приводило к тому, что военные не передавали в собственность муниципалитетов часть имущества (например, жилые помещения). Сейчас названы конкретные виды имущества. Передаче не будут подлежать лишь объекты, которые необходимы для обеспечения федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 2 Закона № 423-ФЗ).

Передача имущества теперь будет проводиться с учетом его функционального назначения и положений статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». То есть муниципалитеты получат имущество, необходимое для реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Какие муниципальные образования могут получать имущество

Теперь военное имущество, используемое не по назначению, смогут получить все муниципалитеты. Будет производиться безвозмездная передача военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность всех видов муниципальных образований, на территориях которых расположены данные объекты. Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона № 423-ФЗ.

Ранее недвижимое имущество передавалось в собственность муниципальных образований только двух видов — поселений и городских округов. При этом муниципальные районы, на территории которых находятся военные городки и военные части, не могли принять в муниципальную собственность военное имущество и использовать его для решения вопросов местного значения.

В каких случаях муниципалитет получит землю под имуществом

На заметку: Военное недвижимое имущество теперь можно передать муниципалитету, даже если право федеральной собственности не было оформлено. Отсутствие государственного учета имущества или установленных границ земельных участков — также не препятствие для передачи

Одновременно с недвижимым военным имуществом в муниципальную собственность передадут земельные участки, на которых оно расположено и которые необходимы для его использования. Исключение из этого правила установлено только для сетей инженерно-технического обеспечения. Они передаются в собственность муниципалитета без земельного участка. Ранее здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, передавались без земельных участков под ними.

В новом законе установлен порядок согласования границ земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества. Исполнительный орган федеральной власти согласовывает данные границы с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого безвозмездно передается имущество.

На что будут выделены межбюджетные трансферты

При передаче не предназначенных для проживания граждан зданий и сооружений, находящихся в пригодном для эксплуатации состоянии, федеральный центр будет выделять регионам межбюджетные трансферты на содержание этого имущества. Регионы, в свою очередь, смогут предоставлять средства муниципальным образованиям, которые получают объекты недвижимости в собственность. Объем трансфертов не должен быть меньше суммы, выделенной на эти цели из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти в том финансовом году, в котором произведена передача имущества (ч. 2.3 ст. 2 Закона № 423-ФЗ).

Читайте так же:  Что значит долговые обязательства

Ранее имущество передавалось без дополнительного финансирования и ремонта. Органы местного самоуправления получали объекты водоснабжения и водоотведения, котельные, электроустановки, кабельные сети и другие объекты в неудовлетворительном состоянии. Обязанность принять такое имущество создавала большие проблемы. Расходы ложились на местные бюджеты дополнительным бременем, от которого местные власти часто старались избавиться, продавая имущество по бросовым ценам. Ситуация усугублялась отсутствием у муниципалитетов прав на земельные участки под переданными объектами. Это делало невозможным выполнение норм градостроительного и земельного законодательства, которое регламентирует процедуру надлежащего оформления документации на проведение капитального ремонта и замены объектов социальной инфраструктуры. Меры поддержки трансфертами передачи военного имущества должны значительно облегчить муниципалитетам его капитальный ремонт, обслуживание и эксплуатацию.

При передаче в муниципальную собственность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, нанимателей и членов их семей переселят (ч. 2.4 ст. 2 Закона № 423-ФЗ). Переселением может заниматься принявший решение о передаче дома федеральный или региональный орган либо орган местного самоуправления. Если переселение — задача регионального органа или органа местного самоуправления, на ее решение выделят межбюджетные трансферты. Их объем должен быть не ниже суммы, выделенной на эти цели из федерального бюджета федеральным органам на плановый период в том финансовом году, в котором осуществлена передача указанного имущества. Средства поступят из федерального бюджета в регионы, а те, в свою очередь, смогут предоставить субсидии муниципальным образованиям.

Важно запомнить! На основании решения имущество исключат из федерального реестра. После этого объект нужно включить в реестр имущества муниципального образования

Переселению подлежат только наниматели жилых помещений. Однако в аварийном доме может быть и приватизированное жилье. Механизм переселения собственников в новом законе не обозначен. Возможно, данные пробелы будут устранены позднее.

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную принимает орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — Минобороны, Росгвардия или ФСО. В решении он укажет орган власти федерального, регионального или муниципального уровня, на который возлагается обязанность по переселению нанимателей жилых помещений в аварийных МКД.

НАТАЛЬЯ БЫСТРОВА, главный эксперт Ассоциации «Столица» СРОС

Особенности аренды муниципального имущества

Аренда муниципального имущества считается довольно распространенным вариантом получения помещения во временное пользование. И это вовсе не удивительно, потому как такой способ имеет ряд преимуществ. В частности, в отношении платы за эксплуатируемую площадь. Правда заключению договора с муниципалитетом предшествуют торги и конкурсы, по итогам которых и выявляется будущий арендатор.

В целом же процесс признается довольно трудоемким, поэтому прежде чем подавать заявку, стоит тщательно подготовиться и изучить материалы, каким-либо образом касающихся процедуры.

Суть и выгода аренды муниципальной собственности

Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

Что входит в муниципальное имущество

Статья 215 ГК РФ поясняет, что под муниципальным имуществом понимают объекты нежилого либо жилого типа, принадлежащие тому или иному субъекту Российской Федерации на основании права собственности. В частности, владельцем и распорядителем может выступить любая административно-территориальная единица страны – город, поселок, деревня и любое другое образование, а точнее, его орган власти. Главное, чтобы на уровне субъекта осуществлялось местное самоуправление.

При этом муниципальное имущество может быть закреплено за отдельными предприятиями и организациями, которые получают право владеть и распоряжаться объектом. Если же подобного не происходит, недвижимость включается в муниципальную казну субъекта РФ.

Обычно сведения об объектах, предоставляемых в аренду, размещаются на специализированных интернет-площадках, в частности, на сайтах местных органов власти. Если подобная информация по каким-то причинам отсутствует, любой желающий может направить соответствующий запрос в местную администрацию. Данные должны быть представлены по первому требованию, причем на бесплатной основе.

Стоит уточнить, что помимо муниципального имущества допускается арендовать и объекты государственной собственности. Принципиальных различий здесь практически не имеется, потому как оба процесса регулируются одними и теми же законами.

Кто может стать арендатором

В качестве арендатора муниципальной собственности обычно выступают владельцы малого бизнеса. Под последним подразумевают ведение предпринимательской деятельности в рамках небольших предприятий и фирм, не являющихся при этом объединениями.

Субъектами среднего бизнеса признают:

  • индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные);
  • крестьянские и фермерские хозяйства;
  • партнерства либо сообщества хозяйственного типа.

В большинстве случаев целью потенциальных арендаторов выступает использование муниципального помещения под магазин, офис, склад. Не возбраняется подать заявку на аренду и обычному гражданину.

Договорное сопровождение сделки

Предоставление площади в арендное пользование всегда сопровождается заключением соответствующего соглашения. Эксплуатация муниципальных помещений исключением не считается.

В юридическом смысле арендный договор закрепляет факт перехода собственности во временное распоряжение третьего лица (арендатора). Содержание документа в обязательном порядке включает условия сделки, размер платы, сроки взносов и прочие моменты. Причем реальную силу такое соглашение обретает только после подписания его обеими сторонами – собственником имущества и непосредственно арендатором.

И вот здесь стоит обозначить существующие виды договоров аренды муниципальной собственности. Выделяют:

  1. соглашение с возможностью последующего выкупа помещения;
  2. договор долгосрочной аренды, когда период действия документа составляет несколько лет;
  3. соглашение текущей аренды, предполагающее временное пользование помещением;
  4. договор безвозмездного пользования, когда плата за аренду не предусмотрена, но вторая сторона обязуется вернуть объект с учетом допустимого износа либо на условиях, прописанных в соглашении;
  5. контракт на доверительное управление имуществом, подразумевающий передачу предприятию какого-либо помещения на неопределенный период на условиях распоряжения собственностью с учетом интересов изначального владельца (муниципалитета);
  6. договор хранения и одновременной эксплуатации имущества.
Читайте так же:  Исполнительный лист по алиментам при увольнении работника

Несмотря на то, что вариантов арендных соглашений существует немало, обычно используется стандартный контракт. Правда органы самоуправления конкретного субъекта РФ вправе корректировать и устанавливать собственный порядок проведения таких сделок. Главное, чтобы действия административных органов не противоречили законодательству.

Специфика аренды

Правовой акт № 135-ФЗ определяет, что, если собственность не закреплена как хозяйственное владение за субъектом на уровне местной власти, она может быть сдана предпринимателю исключительно на конкурсной основе.

Аналогичный порядок будет действовать если помещение находится во владении:

  • муниципального унитарного предприятия;
  • автономного госучреждения;
  • муниципального органа, при условии оперативного управления.

Словом, в большинстве случаев получить муниципальный объект в аренду допускается только после проведения конкурса либо аукциона. Первый вариант предполагает полную конфиденциальность информации о конкурентах. Торги же подразумевают публичную подачу заявки. То есть заинтересованные лица могут предварительно изучить условия предложений от других претендентов и сформировать более выгодный вариант.

Порядок проведения торгов изложен в Приказе ФАС России под № 67. Здесь же указан перечень имущественных объектов, в отношении которых проведение конкурса считается обязательным. Однако положения приказа могут быть дополнены нормативными актами, изданными на уровне местных муниципалитетов. Обычно порядок и сопутствующие корректировки находятся в открытом доступе на сайтах администрации населенных пунктов.

Сведения по объектам, а также информация, касающаяся таковых, публикуется на сайте torgi.gov.ru. Здесь можно посмотреть сведения об актуальных предложениях, основные условия аренды и размер оплаты.

Порядок аренды на конкурсной основе

Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

Типовой список бумаг включает:

  1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
  2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
  3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
  4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

Допустима ли аренда без проведения конкурса

Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

Список включает следующие случаи:

  1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
  2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
  3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
  4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
  5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

  • религиозные организации;
  • профсоюзы;
  • политические партии;
  • общественные фонды;
  • адвокатские и нотариальные конторы;
  • медицинские и образовательные учреждения;
  • отделения связи, почта.

А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

В 2019 году для владельцев малого бизнеса предусмотрены преференции при аренде муниципальной собственности. Федеральный закон № 209 в статье 18 раскрывает суть таких привилегий. Прежде всего, органы власти могут предоставить в пользование помещение или иной объект на безвозмездной основе либо на льготных условиях.

Местное самоуправление может самостоятельно регулировать порядок особых программ аренды, однако обычно преференции заключаются в сдаче объекта предприятию на срок 5 лет и более с возможностью последующего выкупа. Причем списки объектов имущества, подлежащих передаче в найм на льготных условиях, должны быть доступны всем желающим. Например, размещены в интернете, печатных изданиях, на инфо-стендах и оглашены на ТВ.

Налогообложение

Еще один момент, о котором не стоит забывать – вычисление НДС при аренде. Субъектом здесь выступает фирма-арендатор.

Сумма налога исчисляется путем суммирования стоимости аренды по каждому недвижимому объекту. Счет-фактура должна быть подготовлена в течение 5 дней с момента проведения оплаты. Еще одна обязанность арендатора – передача декларации по НДС в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аренда муниципальной собственности – процедура не простая, однако для владельцев малого бизнеса такой вариант наиболее оптимален, потому как расход за использование помещения в этом случае будет несколько ниже, чем, например, при найме объекта у коммерческого лица. К тому же для предпринимателей существует ряд преференций и льгот. Главное, не стоит забывать, что соглашение об аренде любого типа подлежит обязательной фиксации в Росреестре. Только после проведения процедуры договор обретет юридическую силу и объект можно будет эксплуатировать по своему усмотрению.

Передача движимого имущества в муниципальную собственность в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here