Письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Изменения налогового законодательства с 2020 года: новый порядок взыскания недоимки и зачета переплаты

Tiko0305 / Depositphotos.com

Ранее мы уже рассказывали об отдельных изменениях, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ (в части страховых взносов, уплаты и декларирования налогов физлицами, исчисления НДФЛ с доходов от операций физлиц с имуществом, предоставления 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, возврата госпошлины). Сегодня остановимся на некоторых иных поправках, не вошедших в наши предыдущие публикации.

С 1 апреля 2020 года налоговые органы смогут информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов о наличии у них недоимки или задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений, электронной почты или иными не противоречащими законодательству способами, но не чаще одного раза в квартал и при условии получения их письменного согласия на такое информирование.

  • Единый налоговый платеж физлиц:

С помощью ЕНП граждане смогут уплачивать не только имущественные налоги (транспортный, земельный налоги и налог на имущество физлиц), как сейчас, но и НДФЛ. Эта поправка вступит в силу 1 января 2020 года.

  • Взыскание недоимки, пеней, штрафов и процентов:

Статья 46 НК РФ дополнена новыми положениями, предусматривающими особенности взыскания небольших сумм задолженности. Так, по общему правилу, налоговые органы будут принимать в отношении организаций и ИП решение о взыскании, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 тыс. руб. Но есть исключение: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, общая сумма долга, пеней, штрафов так и не превысит 3 тыс. руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев с момента истечения этого трехлетнего срока.

Эта норма вступит в силу с 1 апреля 2020 года.

  • Обязанности организаций- плательщиков транспортного и земельного налогов:

С 1 января 2021 года для налогоплательщиков-организаций вводится дополнительная обязанность – они должны будут направлять в налоговый орган сообщение о наличии у них транспортных средств и земельных участков в случае неполучения от налогового органа сообщения о начислении подлежащего уплате налога за период владения данными объектами налогообложения. За неисполнение этой обязанности установлена ответственность. Если же организация ранее направляла в налоговый орган заявление о предоставлении льготы по указанным налогам в отношении соответствующего объекта налогообложения, представлять такое сообщение не нужно.

С 1 октября 2020 года будет снято ограничение, предусматривающее, что зачесть между собой можно налоги только одного вида. С указанной даты утратит силу норма, согласно которой зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Еще одно изменение: при проведении камеральной проверки срок принятия решения о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога будет начинать исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем ее завершения, или со дня, когда она должна была закончиться. Если же в ходе проверки будет выявлено нарушение законодательства о налогах и сборах, этот срок будет исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки. Данная норма вступит в силу 29 октября 2019 года.

  • Постановка физлиц на налоговый учет:

Перечень сведений, на основании которых осуществляется постановка на учет физических лиц, дополнен сведениями о рождении, содержащимися в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

  • Информация о клиентах, сообщаемая банками в налоговые органы:

С 1 апреля 2020 года банки должны будут сообщать в налоговые органы информацию о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также о предоставлении права или прекращении права физлица, в отношении которого в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

С 1 апреля 2020 года налоговые органы будут размещать сведения о принятых ими обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов на официальном сайте ФНС России с указанием имущества, в отношении которого вынесено такое решение. Эти сведения исключены из состава сведений, составляющих налоговую тайну. Нововведение позволит пресечь возможные неправомерные действия с указанным имуществом, в том числе его отчуждение.

Установлена обязанность органов, осуществляющих госземнадзор, представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании сельхозугодий по целевому назначению. Это позволит применять к таким объектам повышенную налоговую ставку.

А для предоставления льгот по земельному налогу для многодетных семей уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ или учреждения социальной защиты населения должны будут ежегодно представлять в налоговые органы сведения о лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Оба эти положения вступят в силу 1 июля 2020 года.

Письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 декабря 2019 г. № ГД-2-14/[email protected] “О рассмотрении обращения”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика (далее — ИНН) осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Читайте так же:  Сколько сейчас платят алименты безработные

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц.

Ведение налоговыми органами в установленном порядке учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица (пункт 7 статьи 83 Кодекса). При этом налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (пункт 10 статьи 83 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (б знаков) и контрольное число (2 знака). Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 84 Кодекса налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику налоговых уведомлениях.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса.

При этом применение ИНН физического лица в документах не предусматривает замену имени номером. Фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах, независимо от указания или не указания в них ИНН.

Кроме того, сообщается, что согласно подпунктам 2 и 3 пункта 20 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, разработанного в соответствии с пунктом 7 статьи 84 Кодекса и утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 №ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», ИНН физического лица может быть признан недействительным в случаях:

— снятия с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью;

— обнаружения у физического лица более одного ИНН.

Процедура «аннулирования» ИНН по желанию налогоплательщика не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, учет физических лиц в налоговых органах без присвоения ИНН законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрен.

Одновременно сообщается, что в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2000 N КАС00-273 сказано, что ИНН по своей структуре не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.Ю. Григоренко

Обзор документа

ФНС сообщила, что учет физлиц в налоговых органах без присвоения ИНН законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.

ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных. Он применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов и ускорения обработки информации в интересах соблюдения прав граждан.

В ФНС рассказали, как организациям применять льготы по транспортному и земельному налогам с 2020 года

Если на дату составления сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов организация не представит заявление о налоговой льготе, то инспекторы рассчитают налоги без учета льгот. Такой вывод следует из письма ФНС от 03.12.19 № БС-4-21/[email protected]

Напомним, что с отчетности за 2020 год организациям не придется сдавать декларации по транспортному и земельному налогам. При этом компании по-прежнему будут рассчитывать данные налоги, и вносить их в бюджет. Налоговики, в свою очередь, тоже станут определять суммы транспортного и земельного налогов на основании информации, которой они располагают. Сумму налога, а также объект налогообложения, облагаемую базу, налоговый период и налоговую ставку налоговики укажут в сообщении, которое направят организации или ее обособленному подразделению (начиная с 01.01.2021).

Чтобы проинформировать налоговые органы об имеющихся льготах, потребуется подать заявление. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/[email protected] По результатам рассмотрения заявления инспекция направит организации уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе (п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ).

Авторы письма обращают внимание на следующее. В течение года налогоплательщики вносят авансовые платежи по земельному и транспортному налогам, если законом субъекта РФ или нормативным правовым актом муниципального образования не предусмотрено иное. По истечении года надо перечислить суммы налогов (п. 3 ст. 363 и п. 2 ст. 397 НК РФ). Указанные нормы не связывают уплату авансовых платежей и применение налоговых льгот с обязательной подачей заявления о льготе и получением соответствующего уведомления до окончания срока уплаты авансов за I квартал налогового периода.

В то же время необходимо понимать, что сообщение об исчисленных суммах транспортного и земельного инспекторы составляют на основе информации, имеющейся у налогового органа (в том числе заявления о льготе). В связи с этим, если на дату составления сообщения у налогового органа не окажется информации о предоставленной льготе, налог рассчитают без учета льготы.

Впрочем, получив сообщение, организация сможет в течение 10 дней выразить свое несогласие с величиной налога. Для этого нужно направить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие право на льготу, на пониженную ставку налога и прочие обстоятельства. Налоговики должны изучить пояснения и документы в течение одного месяца (данный срок может быть продлен максимум на один месяц). Если доводы налогоплательщика окажутся убедительными, инспекция направит ему уточненное сообщение с уменьшенной суммой налога. Если же будет выявлена недоимка (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе в предоставлении льготы, но при этом фактически учитывал ее и это привело к занижению суммы уплаченного налога), налоговики выставят организации требование об уплате налога.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за продажу алкоголя без лицензии в 2020 году

Изменения в порядке информирования налогоплательщиков с 2020 года

ФНС России постоянно совершенствует свои электронные сервисы. В том числе для того, что плательщикам и налоговым агентам не приходилось приезжать в налоговую инспекцию. Рассказываем о новшествах и изменениях в системе и порядке информирования налогоплательщиков с 2020 года.

Новые права налоговиков

С апреля 2020 года ИФНС получили право использовать смс-сообщения и электронную почту, чтобы напоминать налогоплательщикам о недоимке и/или задолженности по налогам, пеням и штрафам, процентам.

Это право также распространяется на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии задолженности по пеням, штрафам, процентам.

Причём установлено важное ограничение: инспекторы могут использовать эти новые средства связи:

  1. не чаще 1 раза в квартал;
  2. при условии письменного согласия налогоплательщика.

Кроме того, в данной норме как альтернатива упомянуты «иные способы, не противоречащие законодательству РФ». Их конкретный или примерный перечень не приводится.

Это новые п. 7 и 8 ст. 31 НК РФ, добавленные подп. «б» п. 7 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Налоговой тайны стало меньше

С 1 апреля 2020 года инспекторы получили право публиковать сведения об обеспечительных мерах по налоговой задолженности.

Речь идёт от принятых ИФНС решениях:

  • ввести обеспечительные меры для исполнения налоговых обязательств с указанием конкретного имущества (на официальном сайте ФНС России nalog.ru);
  • об отмене обеспечительных мер;
  • о прекращении действия таких решений.

Таким образом, с апреля 2020 года указанные сведения не относятся к налоговой тайне (новый подп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ).

То есть, гласным станет не только сам факт принятия ИФНС обеспечительных мер, но и какие именно способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренные НК РФ, выбраны.

На практике это значит, что с помощью открытых сервисов на сайте ФНС можно узнать, что инспекторы заморозили счета, наложили запрет отчуждать имущество, арестовали имущество или приняли его в залог (ст. 73 и 77 НК РФ).

Срок размещения актуальных сведений – 3 дня со дня принятия соответствующего решения налоговым органом, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности или решения об отказе в этом, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия ИФНС (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Это новый п. 4 ст. 72 НК РФ (введен п. 18 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

О льготах по налогу на транспорт налоговики должны узнать сами

С 2020 года Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ ввёл беззаявительный порядок предоставления физлицам льгот по транспортному налогу. То есть льготникам, владеющим облагаемыми транспортными средствами, больше не нужно обращаться с заявлениями в ИФНС, если у нее уже есть соответствующие сведения, полученные в рамках межведомственного взаимодействия:

  • от ПФР – о пенсионерах, предпенсионерах, инвалидах;
  • от органов соцзащиты населения – о многодетных;
  • от ГИБДД – например, об авто до 70 л.с., освобождаемых от налогообложения на основании закона субъекта РФ о транспортном налоге.

Стало проще взаимодействовать по налогу на имущество физлиц

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ с 2020 года упростил процедуры взаимодействия физических лиц с инспекциями по вопросам налогообложения имущества.

Дополнительно к существующим способам граждане теперь могут направлять ключевые документы в налоговые инспекции и получать ответы через МФЦ («Мои документы»). Таким способом можно подать:

  • заявление на льготу по налогу на имущество физических лиц;
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения, для которых предоставляется льгота по налогу на имущество физлиц;
  • заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физлиц.

Но учтите, что для реализации указанных возможностей высший исполнительный орган госвласти региона должен принять решение о возможности оказания таких услуг в МФЦ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Федеральная налоговая служба: Письмо № БС-4-21/[email protected] от 03.12.2019

Вопрос: О применении льгот по транспортному и земельному налогам с налогового периода 2020 г.

Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО от 21.11.2019 о применении налоговых льгот налогоплательщиками-организациями (далее — налогоплательщики) по транспортному и земельному налогам (далее — налоги) с налогового периода 2020 года и полагает возможным направить следующие рекомендации.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 361.1 и абзацем первым пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс, в редакции Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ, действующей начиная с налогового периода 2020 года) налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах, представляют в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы (далее — заявление о льготе).

По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (абзац шестой пункта 3 статьи 361.1, абзац второй пункта 10 статьи 396 Кодекса).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о земельном налоге не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают суммы налогов, исчисленные в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 и пунктом 5 статьи 396 Кодекса (пункт 3 статьи 363, пункт 2 статьи 397 Кодекса).

Вышеперечисленные нормы Кодекса не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе и получением уведомления о предоставлении налоговой льготы до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогам за первый квартал налогового периода.

В то же время необходимо понимать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Кодекса начиная с 01.01.2021 в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств / земельных участков сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (далее — Сообщение).

Видео (кликните для воспроизведения).

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.

Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы.

Читайте так же:  Взять кредит на 5 месяцев

В дальнейшем в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Кодекса налогоплательщик вправе в течение десяти дней со дня получения Сообщения представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности заявление о льготе за соответствующий период, если ранее оно не направлялось.

Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу и это привело к занижению суммы уплаченного налога), налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога и принимает установленные законодательством меры по взысканию недоимки (абзац третий пункта 7 статьи 363, абзац второй пункта 5 статьи 397 Кодекса).

Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019 — 2020 годах?

Кто освобождается от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ

Начнем с того, что освобождение от НДС, получаемое в порядке ст. 145 НК РФ, применяется в отношении всей деятельности налогоплательщика, а не в отношении отдельных видов бизнеса или операций. В то же время оно не освобождает от уплаты ввозного и агентского НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

Получить освобождение от НДС могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. Главное, чтобы выполнялось следующее условие: сумма выручки от реализации ТРУ (без НДС) за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В расчет нужно включать выручку только от облагаемых НДС операций (письмо ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/[email protected], постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12).

Не вправе получить освобождение от НДС (п. 2 ст. 145 НК РФ):

  • лица, реализующие подакцизные товары;
  • организации, имеющие освобождение от НДС как участники проекта «Сколково».

На освобождение также могут претендовать вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в течение первых трех месяцев работы, когда у них еще нет 3-месячной выручки (см. письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 годах

Начать применять освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. О применении освобождения при этом необходимо проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).

О последствиях пропуска срока подачи уведомления читайте в статье «Не затягивайте с подачей документов на освобождение по ст. 145 НК РФ».

Форма сообщения — уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Формы утверждены отдельно для плательщиков ЕСХН и для всех остальных (приказ Минфина от 26.12.2018 № 286н). Скачать бланк для сельхозпроизводителей можно здесь. Общую форму уведомления ищите тут.

О применении освобождения при ЕСХН с 2019 года читайте в этой статье.

Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):

  • выписку из бухгалтерского баланса (для юрлиц);
  • выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из книги продаж.

Выписки оформляются в произвольной форме, но так, чтобы инспекция четко видела размер выручки за 3 предыдущих месяца.

Как применять освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ

Применение освобождения от НДС носит уведомительный характер, поэтому разрешения от инспекции не требуется.

Также освобожденный от обязанностей НДС-плательщика не обязан:

  • исчислять и уплачивать НДС, кроме случаев, когда он выставляет счет-фактуру с выделенным налогом (п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 26.05.2015 № 03-07-14/30264);
  • сдавать НДС-декларацию (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected]);
  • вести книгу покупок (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).

ВАЖНО! Начав использовать данное освобождение от НДС, вы не сможете отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ), по истечении которых вы должны подать в ИФНС:

  • документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения ваша выручка за каждые 3 последовательных календарных месяца не превышала 2 млн руб.;
  • уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

Налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС:

  • Не освобождается от выставления счета-фактуры покупателю. В счетах-фактурах НДС не выделяет, а делает надпись: «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК РФ).
  • Должен вести книгу продаж (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 1 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
  • Не имеет права на вычет НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171, подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ).
  • Включает НДС, предъявленный поставщиками, в стоимость товаров, работ, услуг (подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ).
  • Обязан восстановить принятый к вычету НДС со стоимости товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, которые будут использоваться в период освобождения. Восстановление нужно произвести в последнем налоговом периоде перед началом использования освобождения, если освобождение от уплаты налога начинается с первого месяца квартала или, если освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, то в том же квартале, когда началось применение освобождения (п. 8 ст. 145 НК РФ).

В то же время в некоторых обстоятельствах право на освобождение от НДС можно утратить, а именно в случаях, когда (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • выручка за какие-либо 3 месяца превысит 2 млн руб.;
  • начнется реализация подакцизных товаров.

Кто освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ

Освобождение от НДС по ст. 149 НК РФ применяется не по деятельности организации или ИП в целом, а в отношении отдельных операций. Указанная статья содержит полный и закрытый перечень таких операций. Например, к ним относятся:

  • реализация некоторых отечественных и зарубежных медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация медицинских услуг (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, ценных бумаг (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) (см. также«Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?»);
  • банковские операции (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • операции займа, включая проценты (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ) и др.
Читайте так же:  Неустойка за неисполнение денежного обязательства

Помимо собственно перечня необлагаемых операций ст. 149 НК РФ содержит также условия применения данного освобождения от НДС для некоторых из них, например наличие лицензии или комплекта необходимых подтверждающих документов.

Подчеркнем, что специальным образом получать данное освобождение от НДС или уведомлять о его применении налоговиков не нужно. Достаточно, чтобы соблюдались установленные ст. 149 НК РФ условия.

По операциям, указанным в п. 3 ст. 149 НК РФ, кодексом предусмотрена возможность отказа от применения освобождения от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). Такой отказ может быть выгоден, так как позволит плательщику применять вычеты НДС и не вести раздельный учет. Чтобы этой возможностью воспользоваться, не позднее первого числа налогового периода, с которого вы намерены отказаться от освобождения от НДС или приостановить его, в ИФНС нужно подать соответствующее заявление.

Отказаться от освобождения от НДС можно в отношении:

  • всех операций из п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • отдельных операций из п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • одной из операций п. 3 ст. 149 НК РФ.

Отказ возможен на срок не менее 1 года (п. 5 ст. 149 НК РФ).

С образцом заявления об отказе от освобождения от НДС по ст. 149 НК РФ можно ознакомиться в материале «Образец заявления об отказе от освобождения от НДС».

Итак, подытожим. Налоговым кодексом РФ предусмотрено 2 вида освобождения от НДС:

  1. Освобождение от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ).
  2. Освобождение от НДС для отдельных операций (ст. 149 НК РФ).

Первое применяется в отношении всей деятельности хозяйствующего субъекта и требует уведомления налогового органа. Второе распространяется только на конкретные виды операций и применяется без какого-либо оповещения налоговиков. При этом применение каждого из них требует соблюдения определенных условий.

Получаем уведомление о возможности применения УСН

Нужно ли получать уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения

Переход на упрощенную систему носит добровольный и уведомительный характер (п. 1 ст. 346.11, п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Последнее означает, что для того чтобы начать применять УСН, налогоплательщик должен просто сообщить об этом в налоговый орган. При этом никакого разрешения на упрощенку или получения уведомления о применении УСН ждать от контролеров не нужно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомление о переходе на УСН подается по форме 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected] О том, как заполняется этот документ, читайте в этой статье.

В то же время в некоторых случаях организации необходимо подтвердить тот факт, что она является «упрощенцем». Например, документ-подтверждение может потребоваться для применения льготных тарифов страховых взносов или как обоснование неуплаты НДС. И такой документ можно получить в инспекции.

Уведомление (информационное письмо) о применении УСН в 2019–2020 годах: форма, как получить

Ранее, до апреля 2010 года, «упрощенцам» в инспекции выдавался документ под названием «Уведомление о возможности применения УСН». Его форма была утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495. С 13.04.2010 данный приказ утратил силу, и на смену уведомлению о применении упрощенной системы налогообложения пришло информационное письмо.

В настоящее время оно составляется по форме 26.2-7 согласно приложению 7 к приказу ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected] и выглядит так:

Чтобы его получить, необходимо направить в ИФНС соответствующий письменный запрос в свободной форме.

Письмо налоговики должны выдать в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в налоговой инспекции. Такой срок на ответ установлен п. 93 Административного регламента ФНС по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

При этом обратиться с запросом на получение информационного письма можно и в электронной форме, в том числе по ТКС (пп. 111–124 вышеуказанного регламента).

О том, какие действуют ограничения на применение УСН, читайте в нашей рубрике.

Уведомление о возможности применения УСН налоговыми органами не выдается. Однако налогоплательщик в любое время может обратиться в ИФНС с просьбой выдать письменное подтверждение применения УСН. Подтверждение применения УСН налоговый орган выдает в виде информационного письма по форме 26.2-7, в котором указана дата подачи уведомления о переходе на УСН.

Еще больше информации о возможности перехода на УСН см. в рубрике «Переход на УСН».

Изменения в налоговом законодательстве с 01 января 2020 года

Добрый день, коллеги!

С 01 января запланировано вступление в силу масштабных изменений налогового законодательства. Часть федеральных законов, предусматривающих указанные изменения, уже опубликована и вступила в силу. Рассмотрим некоторые из положений, вступающих в действие в 2020 году.

На начало 2020 года материал полностью актуален.

Информирование о задолженности посредством СМС

Налоговые органы с 1 апреля 2020 года смогут информировать налогоплательщиков о наличии у них недоимки посредством СМС-сообщений, электронной почты или иными не противоречащими законодательству способами, но не чаще одного раза в квартал и при условии получения их письменного согласия на такое информирование (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Упрощение взыскания небольшой суммы задолженности

Статья 46 НК РФ дополнена новым правилом для взыскания небольшой суммы задолженности, а именно: если общая сумма долга, пеней, штрафов за 3 года не превысит 3 тыс. рублей, решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев с момента истечения трехлетнего срока, в остальных случаях сохраняет действие общее правило. Указанные положения вступают в силу с 01 апреля 2020 года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Упрощение зачета налога

С 1 октября 2020 года предусматривается возможность осуществлять зачет вне зависимости от вида налогов и сборов, поскольку с указанной даты утратит силу норма, предусматривающая, что зачесть между собой можно налоги только одного вида (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Читайте так же:  Как списать кредиторскую задолженность если организация ликвидирована

Публикация сведений об обеспечительных мерах

С 1 апреля 2020 года на официальном сайте ФНС России будут размещать сведения о принятых налоговыми органами обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов с указанием имущества, в отношении которого вынесено такое решение. Указанная мера направлена на пресечение возможных неправомерных действий с имуществом, в том числе его отчуждения (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Новые обязанности организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

С 1 января 2021 года для указанных налогоплательщиков вводится дополнительная обязанность по направлению в налоговый орган сообщения о наличии у них транспортных средств и земельных участков в случае неполучения от налогового органа сообщения о начислении подлежащего уплате налога за период владения данными объектами. За неисполнение этой обязанности установлена ответственность. Другими словами, налогоплательщики будут обязаны сами напоминать налоговым органам о необходимости начисления налога (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по НДФЛ

Сокращение срока сдачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ: с 01 января 2020 года новый срок сдачи указанных форм — до 1 марта (в настоящее время срок сдачи — до 1 апреля, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Сокращение численности для обязательной сдачи отчетов в электронном виде: с 01 января 2020 года подавать электронные 2-НДФЛ и 6-НДФЛ должны будут работодатели, которые выплатили доходы 10 или более физическим лицам, в настоящее время электронная отчетность обязательна только для тех налоговых агентов, которые выплатили доходы 25 и более лицам.

Отмена декларации 4-НДФЛ: с 01 января 2020 года налогоплательщики не обязаны подавать декларацию 4-НДФЛ, авансовые платежи по НДФЛ они будут рассчитывать самостоятельно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новый порядок уплаты НДФЛ, начисленного при проверке: если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физического лица, но не сделал этого, то организации обязаны будут за счет собственных средств перечислить в бюджет НДФЛ, который им начислили при проверке (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). При этом, уплаченный налоговым агентом за счет своих средств НДФЛ не будет признаваться доходом физического лица. Данное положение вступит в силу с 01 января 2020 года.

Упрощение отчетности для организаций с обособленными подразделениями: если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, то она сможет выбрать одно подразделение, которое будет платить НДФЛ и отчитываться за все подразделения в этом муниципальном образовании. Для реализации данного механизма организация должна не позднее 01 января представить уведомление в налоговый орган и указать, какое подразделение будет отчитываться (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по земельному налогу

Отмена подачи деклараций: с 2020 года организации освобождаются от подачи деклараций, налоговый орган будет присылать сообщение об исчисленном налоге (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Новый порядок получения льготы: с 2020 года организация сможет получить льготу по земельному налогу, если представит в налоговый орган заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected] и приложит к нему документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения по транспортному налогу

Отмена подачи деклараций: по аналогии с земельным налогом организации также освобождаются от подачи деклараций, вместо чего налоговый орган сам будет присылать сообщения об исчисленном налоге (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новый порядок для получения льготы: с 2020 года для получения льготы по транспортному налогу организации необходимо подать заявление в налоговый орган (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected]) и приложить документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новые объекты налогообложения: с 2020 года установлена обязанность оплаты транспортного налога в отношении моторных лодок с двигателем мощностью до 5 л. с. включительно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по налогу на имущество

Введена централизованная подача деклараций: с 01 января 2020 года организации, имеющие несколько объектов недвижимости, расположенных на территории разных налоговых органов, смогут подавать единую декларацию по всем объектам недвижимости (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ), по действующим правилам представлять декларацию необходимо было в каждую налоговую по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Отмена авансовых расчетов: с 2020 года организации не будут подавать авансовые расчеты по налогу на имущество (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение порядка расчета авансовых платежей: при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, авансовые платежи по налогу на имущество будут определяться исходя из новой кадастровой стоимости (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения по УСН

С 01 июля 2020 года вводятся новые ставки по УСН при превышении лимитов, а именно: если доходы превысят установленный лимит (не более 150 млн. рублей в год) не более чем на 50 млн. рублей, а численность не более чем на 30 человек (исходя из лимита не более 100 человек), право на применение УСН сохранится, но налогоплательщик обязан будет применять новые повышенные ставки по налогу: 8% вместо 6 % при УСН «доходы» или 20% вместо 15% при УСН «доходы минус расходы» (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения ПСН

С 2020 года можно будет получить патент на любое количество дней в течение календарного года, при этом, действие купленного патента не может продлеваться на следующий календарный год.

С 1 января 2020 года патентную систему невозможно будет применять при продаже некоторых товаров, подлежащих обязательной маркировке. К ним относятся лекарства, обувь, одежда, шубы и прочие изделия из натурального меха. При этом, даже одна единственная продажа такого товара приведет к автоматической утрате права применять ПСН.

Видео (кликните для воспроизведения).

Расширяются полномочия местных органов законодательной власти в части права ограничивать применение ПСН в зависимости от объектов торговли, используемой площади, работающих транспортных средств (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here