Письмо минобрнауки о дополнительном профессиональном образовании в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Письмо минобрнауки о дополнительном профессиональном образовании в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator at [email protected] to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Additionally, a 301 Moved Permanently error was encountered while trying to use an ErrorDocument to handle the request.

ДПО как основа непрерывного образования

ДПО » Нормативная база ДПО

Нормативная база ДПО

I
Федеральные законы РФ II Постановления Правительства РФ III Приказы Министерства образования и науки РФ IV Письма Министерства образования и науки РФ V Приказы Министерства труда и социальной защиты РФ
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Сравнительный анализ Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-I «Об образовании» и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)
  • Федеральный закон от 02 июля 2013 г. №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Постановления Правительства РФ

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. №499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. №462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, привлекаемым к проведению аккредитационной экспертизы»
  • Проект приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении типовых положений об учебно-методических объединениях в системе образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. №292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
  • Приказ «О комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по развитию дополнительного профессионального образования»

Письма Министерства образования и науки РФ

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» от 07.05.2014 №АК-1261/06
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 июля 2013 г. №ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июня 2013 г. №ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений»
  • Письмо Минобрнауки России от 01 апреля 2013 г. №ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
  • Письмо заместителя Министра образования и науки РФ А.А. Климова «О документах о квалификации» от 02.09.2013 №АК-1879/06
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 июля 2013 г. № 09-889 «О размещении на официальном сайте информации»
  • Письмо Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова № ДЛ 151/17 от 10 июня 2013 г. «О наименовании образовательных учреждений»
  • Письмо Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова № ДЛ 187/17 от 9 июля 2013 г. «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений»

Приказы Министерства труда и социальной защиты РФ

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 №147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»
  • Проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 февраля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов»

Письмо минобрнауки о дополнительном профессиональном образовании в 2020 году

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

В целях модернизации непрерывного педагогического образования в Московской области создано сетевое объединение образовательных учреждений регионального и муниципального уровней, реализующих программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

Сетевое объединение – форма взаимодействия учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, которые на основе анализа образовательного спроса, выявленного через региональную информационную систему повышения квалификации (РИНСИ), информации о территориальном положении участников сети, их возможностей определяют свою образовательную «нишу», оказывают образовательные услуги по модульным учебным программам, имеющим кредит доверия в сети, и обеспечивают накопление зачетных единиц работникам образования Московской области. Сетевое объединение обеспечивает педагогических и руководящих работников возможностями выбора модульных учебных программ, предоставляемых участниками сетевого объединения повышения квалификации, а также способствует повышению качества представляемых образовательных услуг на основе единых требований к структуре и содержанию программ дополнительного профессионального образования.

Читайте так же:  Отстранение работника от работы допускается

Координатор сетевого объединения образовательных учреждений Московской области и региональный оператор РИНСИ — АСОУ ДПО.

Приказ министра образования Московской области от 02.09.2014 № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области»СКАЧАТЬ

Приложения к Приказу министра образования Московской области от 02.09.2014 № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области» СКАЧАТЬ

Приказ министра образования Московской области от16.04.2015 № 1953 «О внесении изменений в приказ министра образования Московской области от 02.09.2014 № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области» СКАЧАТЬ

Приказ министра образования Московской области от 16.02.2016 № 531 «Об утверждении Положений о разработке и экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и внесении изменений в приказ министра образования Московской области от 02.09.2014 № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области» СКАЧАТЬ

Письмо минобрнауки о дополнительном профессиональном образовании в 2020 году

8(495)912-63-37
[email protected]

Разъяснения о применении требований к образованию и обучению по должности «учитель», установленных проф. стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования). »

В целях исполнения указания Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. Минпросвещения России направляет для использования в работе согласованные с Минтрудом России разъяснения по вопросу применения требований к образованию и обучению, установленных профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

РАЗЪЯСНЕНИЯ
о применении требований к образованию и обучению по должности «учитель», установленных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

(Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 марта 2019 года № ТС-817/08)

В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно – СПО и ВО) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно требованиям к образованию и обучению, установленным профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профстандарт), лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование (далее – ВО) или среднее профессиональное образование (далее – СПО) в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) по направлению деятельности в образовательной организации.

Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.

Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей С ПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Обеспечение прав и социальных гарантий уже работающих специалистов (в сфере образования — педагогических работников, имеющих ВО или СПО по направлениям подготовки, специальностям, не соответствующим профессиональным образовательным программам в области образования и педагогических наук) осуществляется с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – постановление № 584).

Постановлением № 584 предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются организациями, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее – планы), в которых предусматривается:

определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;

определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;

проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.

Срок реализации мероприятий планов организациями – не позднее 1 января 2020 года.

Читайте так же:  Бланк отказа от алиментов

Согласно части четвертой статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.

Внедрение профессионального стандарта также не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 ТК РФ.

Письмо Минобрнауки России от 29.12.2016 N 06-1719 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 декабря 2016 г. N 06-1719

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России во исполнение пункта 6 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р, подготовлены и направляются для использования в работе методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.

Рекомендуем органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования организовать работу по актуализации и апробации региональной модели подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования с участием организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования.

Консультационная поддержка по вопросам актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования предоставляется ФГАУ «Федеральный институт развития образования», контактный телефон 8 (499) 152-69-71.

Директор Департамента
государственной политики
в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Н.М.ЗОЛОТАРЕВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АКТУАЛИЗАЦИИ И АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации подготовлены в целях реализации мероприятий по внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в части актуализации и апробации моделей подготовки и дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (далее — СПО).

Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Методические рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических кадров для системы СПО.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 государственным учреждениям, к которым относится большинство организаций, реализующих программы СПО, предстоит разработать и реализовать в 2017 — 2020 г.г. планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, включая меры по приведению квалификации педагогических работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. В целях методической поддержки разработки и реализации указанных планов разработаны Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении педагогическими кадрами организации .

См.: Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении педагогическими кадрами организации. — http://www.firo.ru/?page_ >

2. Принципы актуализации региональных моделей подготовки
и ДПО педагогических кадров для системы среднего
профессионального образования

Региональная модель подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО представляет собой совокупность:

целевых показателей подготовки и ДПО, обеспечивающих удовлетворение актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО;

организаций, их реализующих, в т.ч. с использованием сетевой формы;

условий реализации образовательных программ.

При актуализации региональной модели необходимо учитывать:

возможность различных траекторий входа в профессию;

актуальные и перспективные потребности в педагогических кадрах территориальной системы СПО;

особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров СПО, и возможности ее развития.

2.1. Возможность различных «траекторий входа в профессию»

Возможные варианты получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО приведены в таблице 1.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ СПО

В таблице используются следующие сокращения: ППССЗ — программа подготовки специалистов среднего звена, ВО — высшее образование, ДПП — дополнительная профессиональная программа.

Здесь и далее — «профильного», т.е. непедагогического образования, направленность (профиль) которого соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

В таблице приведен перечень образовательных программ, обеспечивающих освоение профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Региональная модель подготовки и ДПО педагогических работников системы СПО может включать как все перечисленные образовательные программы, так и их выборку. Далее в пп. 2.2 — 2.3 описаны основания для формирования такой выборки.

2.2. Необходимость обеспечения актуальных и перспективных
потребностей в педагогических кадрах территориальной
системы СПО

Целевые показатели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО включают в себя количественные и качественные характеристики.

Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом;

актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных программ;

численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации (трудоустройства и закрепления выпускников, подготовленных к педагогической деятельности в СПО, выхода педагогических работников на пенсию и т.п.);

Читайте так же:  Отпуск за свой счет на свадьбу

исключения «внутреннего совместительства» в объемах, отрицательно влияющих на качество педагогической деятельности;

соотношения педагогических работников образовательных организаций и лиц, привлекаемых к реализации образовательных программ СПО на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогических работников системы СПО, результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как региональные особенности, так и актуальные требования, зафиксированные в профессиональном стандарте и федеральных государственных образовательных стандартах СПО, а также перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в СПО. Прежде всего, речь идет о следующих тенденциях:

«сращивание» деятельности, а следовательно и подготовки преподавателя и мастера производственного обучения;

переход от индивидуальной к командной педагогической деятельности в СПО, управлению образовательными программами;

Видео (кликните для воспроизведения).

переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам, разрабатываемым с учетом потребности в специалистах той или иной квалификации, образовательных потребностей и имеющегося у обучающихся образования и опыта профессиональной деятельности;

рост требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения и одновременно к подготовке в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) вида профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися: способности проектировать образовательные программы «от результата», строить учебный (учебно-производственный) процесс, мотивирующий профессиональное развитие, обеспечивающий синхронизацию теории и практики, подготовку студентов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и современных производственных технологий;

актуализации потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов:

появлением новых перспективных профессий и специальностей СПО;

решением задач разработки и обновления федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечения их внедрения на федеральном, региональном и институциональном уровне;

развитием практики дуального обучения, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена и т.д.

При формировании системы образовательных программ, обеспечивающих актуальные и перспективные потребности территориальной системы СПО в педагогических кадрах, необходимо учитывать возможность освоения в пределах одной образовательной программы нескольких профессиональных квалификаций. Например, в рамках магистерской программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» при обучении на базе «профильного» высшего образования могут осваиваться три профессиональные квалификации:

методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО);

методист профессиональной образовательной организации;

преподаватель общепрофессиональных дисциплин, или преподаватель профессиональных модулей (междисциплинарных курсов), или мастер производственного обучения.

Это повышает профессиональную мобильность выпускников, работает как на интересы личности, так и на интересы региональной системы СПО. Определять сочетание квалификаций необходимо с учетом потребностей региональной системы СПО в педагогах той или иной профессиональной квалификации, длительности программы и «близости» осваиваемых квалификаций.

2.3. Особенности региональной сети организаций,
обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров
для системы СПО, и возможности ее развития

При формировании региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО целесообразно проанализировать и использовать не только ресурсы организаций, традиционно осуществляющих реализацию программ основного и дополнительного профессионального образования педагогической направленности:

ведущих профессиональных образовательных организаций, в том числе межрегиональных центров компетенций, учебных (многофункциональных) центров профессиональных квалификаций;

корпоративных образовательных структур, созданных работодателями;

университетов и «отраслевых вузов»;

организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ позволяет повысить качество и эффективность подготовки педагогов СПО.

3. Общесистемные условия реализации региональных моделей
подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО

Качество и эффективность реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО определяется комплексом условий, наиболее значимыми среди которых являются следующие:

наличие системы мониторинга и планирования актуальной и перспективных потребностей в педагогических кадров для системы СПО;

информационное обеспечение и создание условий для повышения мотивации освоения и совершенствования педагогических квалификаций, необходимых для реализации образовательных программ СПО;

расширение целевого приема и обучения по основным профессиональным образовательным программам и развитие персонифицированного финансирования ДПО педагогических работников системы СПО;

использование сетевой формы реализации образовательных программ;

переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам за счет использования вариативной части образовательных программ, их модульного построения и формирования групп переменного состава;

развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов СПО;

обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми и мотивированными к работе в команде (подбор и отбор педагогов, развитие системы стимулирования, организация повышения квалификации).

4. Планирование апробации региональной модели подготовки
и ДПО педагогических кадров для системы СПО

Для апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО так же, как и для ее разработки (актуализации), целесообразно создать координационную группу, в состав которой войдут руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и иных заинтересованных организаций.

Важной составляющей планирования является определение задач апробации и формирование системы мониторинга ее проведения.

В план рекомендуется включить мероприятия по отбору пилотных организаций для проведения апробации, сопровождению их деятельности, экспертизе и обсуждению промежуточных и итоговых результатов, а также созданию и обеспечению функционирования в сети Интернет информационного ресурса, поддерживающего проведение апробации.

Письмо минобрнауки о дополнительном профессиональном образовании в 2020 году

Министерство образования и науки Российской Федерации

Читайте так же:  Основания для получения гражданства рф иностранным гражданам в 2020 году

ПИСЬМО
от 18 ноября 2015 г. № 09-3242

О направлении информации

Во исполнение пункта 17 Плана мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ», Минобрнауки России направляет методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование».

Заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере воспитания детей и молодёжи
С. В. Мозглякова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
(ВКЛЮЧАЯ РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ПРОГРАММЫ)

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Согласно пункту 4 статьи 75 Закона об образовании, содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция) на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок), регулирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Согласно Порядку, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее – объединения), а также индивидуально.

СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41, установлены требования к организации образовательного процесса.

Организациями дополнительного образования, осуществляющими образовательную деятельность, организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования

N п/п

Направленность объединения

Число занятий в неделю

Число и продолжительность занятий в день

Письмо минобрнауки о дополнительном профессиональном образовании в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 марта 2019 г. № ТС-817/08 “О направлении разъяснений”

В целях исполнения указания Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. Минпросвещения России направляет для использования в работе согласованные с Минтрудом России разъяснения по вопросу применения требований к образованию и обучению, установленных профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Читайте так же:  Продолжительность основного и дополнительного оплачиваемого отпуска

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Т.Ю. Синюгина

Разъяснения
о применении требований к образованию и обучению по должности «учитель», установленных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно — СПО и ВО) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно требованиям к образованию и обучению, установленным профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н (далее — профстандарт), лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование (далее — ВО) или среднее профессиональное образование (далее — СПО) в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) по направлению деятельности в образовательной организации.

Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.

Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Обеспечение прав и социальных гарантий уже работающих специалистов (в сфере образования — педагогических работников, имеющих ВО или СПО по направлениям подготовки, специальностям, не соответствующим профессиональным образовательным программам в области образования и педагогических наук) осуществляется с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее — постановление N 584).

Постановлением N 584 предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются организациями, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее — планы), в которых предусматривается:

определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;

определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;

проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.

Срок реализации мероприятий планов организациями — не позднее 1 января 2020 года.

Согласно части четвертой статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.

Внедрение профессионального стандарта также не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 ТК РФ.

Обзор документа

В 2013 г. Минтруд утвердил профстандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Ведомство разъяснило порядок его применения и указало:

— требование профстандарта о наличии высшего или среднего профобразования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для ведения деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для новых работников;

— требование получать дополнительное профобразование указанными лицами является избыточным и не соответствует профстандарту;

— необходимость получать дополнительное профобразование предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего или среднего профобразования, в рамках укрупненных групп направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету;

Видео (кликните для воспроизведения).

— внедрение профстандарта не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя.

Письмо минобрнауки о дополнительном профессиональном образовании в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here