Полномочия по опеке и попечительству осуществляют органы в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Полномочия по опеке и попечительству осуществляют органы в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 11 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 12

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 13

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Каковы полномочия, права и обязанности сотрудников органов опеки?

Полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства закреплены в ст. 77 и ст. 121 Семейного кодекса РФ, а также в Главе 2 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства:

выявляют детей, оставшихся без попечения родителей,

обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 Семейного кодекса РФ),

осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Также, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:

  • незамедлительно уведомить прокурора,
  • обеспечить временное устройство ребенка,
  • в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Что касается непосредственно деятельности по опеке и попечительству, то согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» она осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства в этой области являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» на органы опеки и попечительства могут быть возложены и иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для выполнения вышеперечисленных задач органам опеки и попечительства предоставляются следующие полномочия (ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

Читайте так же:  Срок действия справки об отсутствии налоговой задолженности

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 Гражданского кодекса РФ;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ;

10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в порядке, определенным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства.

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

Органы опеки и попечительства

Значительная часть населения Российской Федерации – это несовершеннолетние или недееспособные граждане. Права и интересы таких лиц могут нарушаться другими людьми сознательно или непреднамеренно. Защищать этих людей обязаны опекуны, а вот контролировать их действия должны представители государственных органов опеки и попечительства.

Они имеют конкретный перечень полномочий и прав, выходить за рамки которых они не могут. Зная основные функции данной службы и понимая принцип их работы, гораздо легче отстаивать свои права и интересы подопечных.

Органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства (ООП) – это орган исполнительной власти, на который возложены функции защиты прав и интересов тех граждан, которые в силу своего возраста или установленной недееспособности не могут самостоятельно это сделать. ООП действует на территории всей Российской Федерации и подчиняется нормам законов, разработанных для регуляции данной сферы правоотношений.

Органы опеки находятся в постоянном контакте с иными государственными структурами. В своей деятельности они тесно взаимодействуют с организациями следующего типа:

  1. Социальные.
  2. Образовательные.
  3. Медицинские.
  4. Жилищные и иные.

Эти структуры выполняют некоторую часть функций ООП.

Законодательная база

Деятельность органов опеки строго регламентируется законодательной базой. Основополагающим нормативным актом для ООП является Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» изданного 24 апреля 2008 года. С даты введения документа в действие он неоднократно дорабатывался и дополнялся, устраняя выявленные несоответствия и дорабатывая систему исполнения. Этот законодательный акт регламентирует:

  1. Какие задачи сотрудники структуры должны ставить перед собой.
  2. Объем предоставляемых полномочий.
  3. Очерчивает круг обязанностей, которыми наделяется ООП.

Кроме ФЗ № 48, опекунская служба ориентируется на статьи Гражданского кодекса РФ и Семейного кодекса РФ. Перечень функций и полномочий сотрудников опеки перечислен в статьях 77, 121, 122 и 123 СК РФ.

Основные функции

Орган опеки наделен уникальными полномочиями, выполнять которые другие структуры не вправе. Ни одна из организаций не может изъять несовершеннолетнего при обнаружении достаточных оснований для этого, такое действие будет расценено как превышение полномочий. Но деятельность ООП не сводится к применению наказания, она подразумевает, прежде всего, выявление ситуаций, в которых права людей с ограниченными возможностями нарушаются. Кроме этого, работники службы должны прилагать максимум усилий для стабилизации ситуации и ее постепенного улучшения, если такая возможность существует.

Функции органов опеки сводятся к следующим базовым направлениям:

  1. Обнаружение нарушения прав несовершеннолетних в части лишения их защиты со стороны родителей.
  2. Производство учета детей, оставшихся без попечения родителей и актуализации сведения в базах данных.
  3. Определение несовершеннолетних в специальные учреждения или поиск для них опекунов, попечителей¸ усыновителей.
  4. Разрешение семейных споров и конфликтов.

На этом список полномочий ООП не заканчивается, в него входят и иные действия, направленные на защиту интересов и прав детей и недееспособных взрослых.

Выявление детей без родительского попечения

Обязанность по выявлению несовершеннолетних, которые остались без родительской защиты и попечения, возложена на опекунскую службу. Это, однако, вовсе не означает, что иные организации или физические лица не должны обращать внимание на попрание интересов детей. В статье 122 Семейного кодекса РФ установлена обязанность юридических и физических лиц, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения мамы и папы, сообщать об этом в местные отделения ООП.

Представители правоохранительных органов, медицинских учреждения, образовательных организаций или простые обыватели обязаны своевременно уведомлять опекунскую службу о выявленных случаях. При обнаружении детей, родители которых неизвестны, следует незамедлительно сообщить в правоохранительные органы и письменно уведомить о случившемся опекунский отдел. На эти действия физическому лицу отводится 48 часов, но лучше не затягивать с оповещением, так как это может быть расценено как принудительное удержание ребенка или даже его кража.

Устройство детей

Выявление ребенка, оставшегося без родительского попечения, — это только начало длительной процедуры. Целью опекунского отдела считается устройство таких детей. По закону несовершеннолетний, не имеющий родителей или лишенный их опеки по каким-либо причинам, должен быть оформлен в:

  1. Специализированное учреждение.
  2. Приемную семью.
Читайте так же:  Ренессанс кредит отсрочка платежа по кредиту

Избежать временного нахождения в спецучреждениях удается редко. Обычно такая мера применяется по отношению к большинству выявленных детей, что позволяет обеспечить их сиюминутные нужды. Детские дома или дома малютки дают ребенку кров, питание, одежду. Специалисты, работающие там, помогают ребенку пройти адаптацию, выявить наличие психологических, психических ли физиологических проблем и при возможности устранить их.

Выполнив первичную задачу по защите жизни и здоровья ребенка, работники ООП прилагают все возможные усилия для определения его в семью. Для этого данные о несовершеннолетнем вносятся в специальные базы, где его могут увидеть гипотетические приемные родители. Для ускорения поиска сотрудники службы могут обращаться с просьбами оформления опекунства или попечительства к тем семьям, что уже имеют на воспитании подобных детей.

Если родственники хотят оформить права на воспитание ребенка, в задачу ООП входит всесторонняя помощь в достижении положительного результата при условии, что кандидатура будущего опекуна соответствует обязательным требованиям.

Разрешение семейных споров

Особое внимание работники опекунского отдела должны уделять работе с неблагополучными семьями и теми взрослыми, которые не числились ранее в ООП, но обратились за помощью с целью разрешения сложившейся неблагоприятной ситуации. Первостепенной задачей органов опеки считается именно сохранение родительской семьи, а не изъятие ребенка и передача его третьим лицам на воспитание.

Сотрудники ООП часто задействуются в решении конфликта между бывшими супругами, которые не могут договориться о порядке общения с детьми. Иногда данная ситуация затрагивает интересы не только отца и/или матери, но и иных родственников, которым не разрешается видеться с ребенком и принимать участие в его жизни. Затянувшийся спор можно решить в судебном порядке, но это не самый лучший вариант.

Полномочия и права

Видео (кликните для воспроизведения).

Выполнение возложенных на ООП функций должно производиться в строгом соответствии с имеющимися у органа полномочиями и правами. Они также закреплены законодательно и имеют строго установленные границы, выходить за которые запрещено. Работники опекунской службы наделены следующим перечнем полномочий и прав:

  1. Ходатайствовать в судебные инстанции о признании лица недееспособным или, наоборот, для возврата ему дееспособности.
  2. Изымать несовершеннолетних из семьи при обнаружении фактов угрозы его здоровью и жизни.
  3. Лишать родителей, опекунов, попечителей возможности выполнять свои обязанности дальше.
  4. Давать разрешение или отказ на проведение сделок с имуществом опекаемого.
  5. Удостоверять договора доверительного управления.
  6. Защищать интересы подопечных в суде или иных инстанциях.
  7. Проверять условия, в которых находятся или будут проживать дети или люди с инвалидностью.
  8. Проверка выдвигаемых на роль приемных родителей кандидатур, их согласование и контроль дальнейшего содержания детей.
  9. Предоставление юридической помощи опекунам и опекаемым.

Полномочия опекунской службы могут расширяться при необходимости.

Обращение в суд

Органы опеки имеют право самостоятельно издавать постановления на изъятие ребенка из семьи. Опекуны могут оспорить правомерность такого вмешательства в судебном порядке.

Далеко не все действия выполняются сотрудниками ООП по собственному волеизъявлению. Для принятия глобальных неотвратимых решений опекунской службе не обойтись без вмешательства судебной инстанции. Обращение в суд подается в следующих случаях:

  1. Необходимо ограничить официальных опекунов в полномочиях по отношению к ребенку или лишить их прав вовсе.
  2. Производится усыновление или удочерение несовершеннолетнего.
  3. Требуется установить недееспособность человека или, наоборот, вернуть ему дееспособность.

Обследование жилищных условий

Дееспособный совершеннолетний человек может решать самостоятельно, в каких условиях он будет проживать. Ни одна инстанция не запретит ему свободно выражать свою волю. Что касается малолетних или недееспособных граждан, то они сами зачастую не могут отстаивать свои интересы, а потому должны быть обеспечены всем необходимым для полноценной жизни, развития и воспитания. По этой причине жилищные условия, в которых находится ребенок или лицо ограниченное, считается наиважнейшим критерием для оценки ухода за ним.

Сотрудники ООП обязаны обследовать условия проживания с определенной периодичностью. В ситуациях, где дети воспитываются родителями, а нареканий к семье не имеется, никто не пойдет без причины к ним интересоваться существующими условиями. А вот при получении сигналов о нарушении прав подопечных первое, с чего начинается проверка, — это обследование жилья на его соответствие нормам. Работники опекунской службы проверяют:

  1. Наличие инженерных коммуникаций и их функционирование. В доме должно быть отопление (газовое, паровое, печное), вода (как минимум холодная), канализация. При обследовании ориентироваться следует на возможность подвода коммуникаций, например, в деревнях вода может быть только на улице или отсутствует централизованная канализация и это не считается нарушением. Важно, проверить и то не отключены ли те или иные коммуникации из-за задолженностей.
  2. Наличие электричества, а также нахождение всей сети в исправности. Торчащие провода и неисправные розетки могут привести к поражению электричеством и возгоранию.
  3. Общее состояние помещения и домовладения. Проживание в аварийных домах является прямой угрозой жизни и здоровью подопечных.
  4. Санитарно-бытовые условия.
  5. Наличие продуктов питания для обеспечения жизнедеятельности растущих организмов.

По результатам исследования составляется акт, который зачастую ложится в основу дальнейшего производства по изъятию опекаемых.

Отобрание детей

Изъятие подопечных – это крайняя мера. В соответствии со статьей 77 СК РФ, она может применяться только в тех случаях, когда речь идет об угрозе жизни и здоровья опекаемых. Под этой формулировкой может рассматриваться масса ситуаций. Данная мера обычно применяется в тех случаях, где было зафиксировано психологическое, физическое или сексуальное насилие над несовершеннолетним или недееспособным.

Сразу после отобрания несовершеннолетнего о произведенном действии уведомляется прокуратура. Прокурор инициирует дополнительную проверку по факту изъятия, подтвердив целесообразность принятой меры.

Отбирание несовершеннолетнего не всегда ведет к лишению опекунов прав на дальнейшее воспитание. Если официальный представитель ребенка своевременно и в полном объеме устранит выявленные несоответствия, не позволяющие обеспечить безопасность ребенку, он может вернуть опеку назад. При выявлении насилия выбор не предоставляется и ООП ходатайствует о лишении родительских прав и привлечения их к ответственности за содеянное.

Статья 2. Органы, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 18 декабря 2013 г. N 2853-КЗ в статью 2 настоящего Закона внесены изменения

Статья 2. Органы, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае

Органами, осуществляющими полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае (далее — органы опеки и попечительства), являются уполномоченные главой администрации (губернатором) Краснодарского края органы исполнительной власти Краснодарского края.

Органы местного самоуправления в Краснодарском крае могут наделяться отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству законом Краснодарского края. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Законом Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1372-КЗ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Краснодарском крае наделены государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

Читайте так же:  Можно ли забрать исковое заявление на алименты
>
Финансирование органов опеки и попечительства
Содержание
Закон Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1370-КЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Какие полномочия и в каком порядке органы опеки вправе передать другим организациям?

В п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ установлено, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Единственное исключение из этого правила установлено ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», согласно которому органы опеки и попечительства могут делегировать образовательным или медицинским организациям, либо организациям, оказывающим социальные услуги, либо иным организациям, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочия по:

выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства

по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

(1) Передача полномочий происходит в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей, причем передать можно как одно из указанных двух полномочий, так и оба сразу (пп. 2 и 5 Правил).

(2) Важно отметить, что переданные полномочия могут осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной – для органов опеки и попечительства – основе в соответствии с договором, заключенным между организацией и органами опеки и попечительства, однако для граждан услуги таких организаций должны оставаться безвозмездны (пп. 3 и 8 Правил).

(3) Полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей), должны осуществляться организацией в соответствии с требованиями Минобразования и науки РФ в данной области.

(4) В том случае, если по результатам обследования организация выявила обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком, она обязана в течение одного дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в органы опеки по месту фактического нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства, получивший указанную информацию:

(б) обеспечивает временное устройство ребенка до решения вопроса о его передаче на воспитание в семью граждан либо в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 6 Правил).

(5) Передача организации полномочий по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, не означает передачу полномочий по принятию решения о выдаче заключения или отказе в положительном заключении.

Принятие решения по существу заявления остается в исключительной компетенции органов опеки и попечительства.

Организация обязана передать заявление гражданина, иные документы и акт обследования жилья кандидата в ООП для принятия решения в течение пяти рабочих дней со дня представления гражданином в организацию заявления и иных документов. При этом подбор и подготовка граждан осуществляется организацией в строгом соответствии с требованиями семейного законодательства РФ в этой области (п. 7 Правил).

(6) Как оформляется передача полномочий? Это порядок установлен в п. 4 Правил:

Сначала руководитель организации подает в органы опеки заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством РФ порядке (если копии не заверены, предъявляются оригиналы), копии штатного расписания и других документов по запросу органа опеки, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия.

В течение пяти рабочих дней со дня получения указанных документов орган опеки направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В течение 30 дней со дня получения указанных документов орган опеки принимает решение передать организации осуществление полномочий либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. При этом орган опеки и попечительства вправе будет возложить на организацию оба или одно из полномочий, предусмотренных п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Копия решения направляется организации в течение семи дней со дня подписания.

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

© 2014 Нам пора домой!
Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.

Опека станет муниципальной: как изменится социальная поддержка детей без родителей с 2020 года

По инициативе губернатора Олега Кожемяко депутаты Законодательного собрания края рассмотрели и поддержали проект закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Приморского края отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства, социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей». Он вступит в действие с 1 января 2020 года. Об этом сообщает «Приморская газета».

Цель разработчиков законопроекта — создать органы опеки и попечительства в каждом муниципалитете, увеличить штатную численность специалистов и выстроить систему контроля за реализацией на территории края единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства.

Ответственную и, скажем так, главную работу по сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей, проводят специалисты отделов опеки и попечительства. Сейчас, в период подготовки к переходу на муниципальный уровень, они, конечно, обеспокоены предстоящими переменами. Останутся ли они в штате? Фактически рушится всё, что у них сложилось за многие годы. А в отделах опеки случайные люди не приживаются. К примеру, Анна Пинчук, пока ещё ведущий инспектор территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Яковлевскому муниципальному району, — бывшая сирота. «Кухню» опекунства проходила на своём опыте.
— Мы так не работаем, как было раньше, — говорит она. — Томами ведём персональные дела детей. Посещения, проверки, консультации для опекунов, профилактическая работа. Сейчас, когда работа отдела выстроена ответственно, всё по закону, и вот меняется система. Конечно, хорошо то, что в отделе появится специалист по работе с сиротами. Но мы находимся в подвешенном состоянии: как будет строиться деятельность отдела опеки? Тревожно…

Передача полномочий вполне законна
Сама по себе передача на муниципальный уровень полномочий по опеке и попечительству не противоречит федеральному законодательству. В настоящее время в 62 субъектах полномочия по опеке и попечительству уже переданы органам местного самоуправления именно по законам субъектов РФ. По мнению специалистов департамента образования и науки Приморского края, новый закон, принятый Законодательным собранием, позволит, с одной стороны, консолидировать работу в органах местного самоуправления, а с другой — ликвидирует противоречие системы управления. Иначе говоря, деятельность в сфере опеки и попечительства и контроль должны быть принципиально разделены между различными уровнями власти.

Читайте так же:  Аккредитив безотзывный счет

Что в этом смысле беспокоит наших районных инспекторов отделов опеки? Понятно, что эту деятельность будут осуществлять всё те же отделы, другого варианта нет, а кто будет контролировать? Опека и попечительство — серьёзная работа в правовом поле. Но некоторые чиновники не видят разницы между отделом опеки и инспекцией по делам несовершеннолетних. Значит, и контролёр должен оставаться прежним — краевой департамент.

За многие годы, справедливо считают специалисты отделов опеки, сложилась чётко скоординированное взаимодействие со всеми заинтересованными службами — как муниципальными, так и федеральными: с администрацией района, учреждениями образования, комиссией по делам несовершеннолетних, Центром содействия семейному обустройству. Отделом опеки проводится сопровождение опекаемых детей в семьях практически до совершеннолетия. Эту работу выполняют квалифицированные специалисты. И выполняют хорошо.

Полномочияна местный уровень
По мнению врио вице-губернатора — директора департамента образования и науки Натальи Бондаренко, относительно переживаний вокруг перестройки в отделах опеки и возможных возражений на предмет передачи расходных обязательств на уровень муниципальных образований следует принять во внимание то, что в настоящее время краевой властью осуществляется планомерная передача на местный уровень полномочий, осуществляемых непосредственно в муниципальных образованиях. Например, возвращены полномочия по распоряжению неразграниченными земельными участками, то же можно сказать о полномочиях, связанных с работой муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений. А ранее на уровень муниципальных образований было передано полномочие по передаче субвенции на приобретение квартир для детей-сирот, причем в 2019 году размер таких субвенций составил 795 млн рублей, то есть указанное полномочие финансово обеспечено.

Новый краевой закон предполагает передачу в муниципалитеты денежных средств в виде субвенций, что позволит создать органы опеки и попечительства в каждом муниципальном образовании Приморья, увеличив на 40% штатную численность сотрудников, а также их зарплату. Как заявила Наталья Бондаренко, норматив расходов на оплату труда одного сотрудника органа опеки и попечительства составит в Дальнегорском городском округе, Кавалеровском, Ольгинском и Тернейском районах 63 361 рубль, в остальных муниципалитетах Приморья — 52 691 рубль. Передаваемые в муниципалитеты полномочия материально обеспечены субсидиями краевого уровня.

Органы государственной власти края начинают процедуру передачи, включая необходимые организационно-штатные мероприятия. И в этом плане был учтён «человеческий фактор»: девяти работникам отделов опеки и попечительства, достигшим пенсионного возраста, напомнили о законодательстве: при переходе в муниципалитеты они теряют статус гражданских госслужащих и все полагающиеся доплаты к пенсии. Специалисты должны были сделать выбор: уйти или остаться. Ушли начальники отделов опеки и попечительства по Анучинскому и Яковлевскому районам. Оставшиеся специалисты отделов опеки и попечительства готовы работать в новых условиях.

Владимир Беспалов, депутат Законодательного собрания Приморского края:
— Принятие закона о передаче полномочий по опеке и попечительству на муниципальный уровень было необходимым. Раньше по разным направлениям эти полномочия принадлежали или департаменту социальной защиты, или департаменту образования и науки. Сейчас, когда они будут переданы непосредственно муниципалитетам, они сами на своей территории будут управлять этим процессом. И финансирование на выполнение этих полномочий тоже пойдет напрямую, а значит, уменьшит количество лишних звеньев, ускорит оказание финансовой помощи и поддрежки.
Кроме того, на местах увеличатся штаты и соответствующее финансирование. Насколько мне известно, численность специалистов возрастёт со 115 до 150 человек.

Сергей Понуровский, глава администрации Анучинского муниципального района:
— Закон Приморского края о передаче с 1 января 2020 года на муниципальный уровень полномочий по опеке и попечительству, конечно же, влечёт за собой повышение ответственности органов местного самоуправления. В настоящее время идёт процесс подготовки: отрабатываются организационные вопросы, например, в плане структуры муниципального отдела, числа работников, заработной платы. С действующими работниками проведены беседы. Возможно, создаваемый в муниципальном образовании отдел опеки и попечительства будет работать в системе образования.
Что касается преимуществ, несомненным является то, что выделение жилья сиротам будет проводиться муниципалитетами: непосредственно в районах хорошо знают каждого подростка, личную историю, нужды, способности, поведение в обществе.

Государственная программа «Развитие образования Приморского края»
Подготовила Людмила Янкевич

Новое в законодательстве в части опеки и попечительства

Деятельность органов опеки и попечительства, связанная с правовой и социальной защитой нуждающихся в этом граждан, всегда жестко регламентировалась семей­ным и гражданским законодательством, подзаконными актами Правительства РФ, Минобразования России, Минздравсоцразвития России, в ряде случаев МВД России и другими федеральными ведомствами. Органы местного самоуправления, включен­ные в этот процесс нормами Семейного кодекса РФ, обязаны были лишь исполнять федеральное законодательство и отслеживать его исполнение другими лицами на своей территории в интересах несовершеннолетних или граждан, признанных судом недееспособными. Однако последние изменения российского законодательства полностью трансформировали сложившуюся модель разграничения полномочий в данной сфере.

Федеральный закон от 29.12.06 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные ) законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»(далее — Федеральный закон № 258-ФЗ) внес из­менения в Семейный кодекс РФ (далее — СК РФ), Федеральные законы от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.03 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее — Федеральный закон № 131 -ФЗ). Суть данных изменений сводится к следующему:

  • с 1 января 2008 г. полномочие по осуществлению опеки и попечительства перево­дится в разряд государственных и возлагается на исполнительные органы государ­ственной власти субъектов РФ;
  • для органов местного самоуправления всех типов вводится единая правовая кон­струкция «органы местного самоуправления имеют право на «участие в осущест­влении деятельности по опеке и попечительству»».

Данная правовая конструкция вынесена за рамки обязательных к исполнению во­просов местного значения и внесена в специальную статью, введенную Федеральным законом № 258-ФЗ для всех государственных полномочий, для которых существует иной режим исполнения, отличный от норм гл. 4″Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»Федерального закона № 131-ФЗ.Данный особый режим заключается в том, что органы местного самоуправления любого типа могут осуществлять перечисленные в ст. 14.1,15.1 и 16.1 государственные полномочия исключительно за счет средств местных бюджетов. Однако это норма не является передачей государственных полномочий, т. к. не обязываеторганы местного самоуправления совершать какие-либо действия, а лишь дает им право самостоятельно принимать реше­ние. В настоящей статье мы не будем давать правовую оценку данной нормы с точки зрения чистоты разграничения полномочий. В задачи статьи входит лишь методическое обеспечение полномочия по опеке и попечительству, а также его перевода в «право участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству» если органы местно­го самоуправления примут такое решение после 1 января 2008 г.

Осуществление полномочия по опеке и попечительству в течение 2007 г.

Опека (попечительство) — это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязан­ности (недееспособных или не полностью дееспособных граждан).

Читайте так же:  Взыскание неустойки по исполнительному листу

Отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международ­ного права, Конституцией РФ, гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство устанавливает понятие опеки (попечительства), основания ее возник­новения и прекращения, определяет основные права и обязанности опекунов (попечи­телей). Этим вопросам посвящены ст. 31-40 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). В семейном законодательстве различным формам воспитания детей, оставшихся без по­печения родителей (в т. ч. опеке и попечительству), посвящен весь четвертый раздел (ст. 47-155 СК РФ).

Под опекой федеральное законодательство подразумевает вид правовой по­мощи, устанавливаемой в целях защиты интересов несовершеннолетних либо граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психи­ческого расстройства. При этом назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юри­дически значимые действия. Попечительство отличается от опеки более мягкой формой воздействия.Это вид правовой помощи несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет), а также гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие зло­употребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечитель (фи­зическое лицо) оказывает гражданам, находящимся на попечении, содействие в осуще­ствлении своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В Федеральном законе № 131 -ФЗ полномочие по опеке и попечительству по-разно­му определено для муниципальных районов (городских округов) и поселений. Для му­ниципальных районов (городских округов) это просто как опека и попечительство (п. 13 ст. 15, п. 21 ст. 16). В подобной формулировке органы местного самоуправления муници­пального района (городского округа) при исполнении данного полномочия могут осу­ществлять две основные функции: в муниципальное образование само в лице своих органов является опекуном (попе­чителем) нуждающихся в этом граждан; в муниципальное образование в лице своих органов правомочно назначать опекуна (попечителя) нуждающимся в этом гражданам.

Для поселений Федеральным законом №131 -ФЗ данный вопрос местного значения существенно сужен. Поселения в лице своих органов в течение 2007 г. могут лишь оказывать содействие в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и по­печительства над нуждающимися в этом жителями поселения (п. 16 ст. 14).

В регламентирующих правоотношения опеки и попечительства правовых нормативных актах (Конституции РФ, Гражданском и Семейном кодексах РФ) не оп­ределен круг вопросов, очерчивающийсодействие в установлении опеки. В разных муниципальных образованиях может быть свой перечень. Однако совершенно четко определено, что органы местного самоуправления поселений не в праве выступать в роли опекунов и попечителей; самостоятельно устанавливать опеку (попечи­тельство) над нуждающимися в этом гражданами и представлять интересы опе­каемых лиц в судебных инстанциях (в т. ч. выступать в их защиту).

К функциональным обязанностям органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) в течение 2007 г. можно отнести следующие вопросы:

В области гражданских правоотношений органы опеки и попечительства муни­ципальных районов (городских округов) имеют право:

В области семейных отношений органы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) обязаны:

Исполнение полномочия на уровне поселений

Из представленного перечня функциональных обязанностей органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) органы местного самоуправления поселений реально, не нарушая положений российского зако­нодательства, в качестве содействия установлению опеки и попечительства в течение 2007 г. могут взять на себя следующие функции:

в области гражданских правоотношений

  • содействовать органам опеки и попечительства муниципального района в подаче заявления о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмот­ренном ст. 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»*;
  • по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района кон­тролировать соблюдение прав (в т. ч. имущественных) опекаемых, находящихся на попечении граждан (п. 3 ст. 34 ГК РФ);

в области семейных отношений

Определить объем необходимого финансирования для осуществления пол­номочий по содействию установлению опеки непросто. На наш взгляд, обязатель­ными в этом случае являются только расходы на содержание специалиста, который осу­ществлял бы данное содействие, а также на расходные материалы для выполнения закрепленных функциональных обязанностей. Обеспечение ребенка временным приютом в случае санкционированного изъятия из семьи при наличии угрозы его физическому или психическому состоянию; транспортировка к месту постоянного определения по решению органов опеки и попечительства муниципального района; предоставление в случае необходимости одежды и средств гигиены до момента определения на постоян­ное жительство в детские специализированные учреждения или под опеку* — все это должно осуществляться за счет переданных поселению в рамках заключенного соглаше­ния средств бюджета муниципального района.

Выявление граждан, не имеющих родственников и нуждающихся в помещении в ста­ционарное государственное учреждение социальной и психологической реабилитации, судебное установление их недееспособности, транспортировка и разовая социальная поддержка также финансируются органами опеки и попечительства муниципального района, поскольку ответственность государственного учреждения за таких граждан, как правило, наступает лишь после их приема в него.

Вместе с тем исходя из формулировки вопроса местного значения поселения как «содействие установлению опеки и попечительства»при наличии собственных средств и доброй воли органы местного самоуправления поселений также могут участвовать в софинансировании перечисленных вопросов в оговоренных с муниципальным районом пределах функциональных обязанностей своего специалиста.

Осуществление полномочия по опеке и попечительству с января 2008 г.

С января 2008 г. полномочие по опеке и попечительству становится государственным полномочием.

Вместе с тем понятно, что данное полномочие должно быть наиболее прибли­жено к населению, т. к. выявление детей и недееспособных граждан, попавших в трудные жизненные обстоятельства и нуждающихся в защите и поддержке, про­ще осуществлять по месту жительства. В этой связи возможны два варианта решения вопроса:

  • передача законом субъекта РФ государственного полномочия по опеке и попечи­тельству органам местного самоуправления с соответствующими субвенциями на его осуществление;
  • либо создание государственных территориальных органов по опеке и попечитель­ству на территории муниципальных образований.

В первом случае для муниципальных подразделений по опеке и попечительству ни­чего не меняется, во втором случае они должны будут переведены в статус государственных служащих. В государственную собственность при этом передаются вся имеющаяся в орга­нах архивная документация, а также движимое и недвижимое имущество, закрепленное за органами опеки и попечительства для осуществления их функциональных обязанностей. В чем же заключается «участие в осуществлении деятельности по опеке и попечитель­ству» для органов местного самоуправления? На наш взгляд, здесь могут быть любые дей­ствия органов местного самоуправления в помощь государственным органам: помощь в материально-техническом обеспечении органов, помощь в выявлении несовершенно­летних или нуждающихся в опеке (попечении) граждан, помощь в обеспечении защиты несовершеннолетнего или опекаемого гражданина, сохранении их имущества и другие действия. Важно только, чтобы эти действия осуществлялись в помощь органам опеки, а не подменяли органы опеки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Журнал «Практика муниципального управления»

Полномочия по опеке и попечительству осуществляют органы в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here