Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Элемент не найден!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Муниципальный жилконтроль может проверить деятельность управляющей компании, имеющей лицензию на управление многоквартирным домом

SunnyToys / Shutterstock.com

Муниципальный жилищный контроль может проводиться в отношении управляющих организаций (УК), осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (МКД) на основании лицензии на ее осуществление. Запрет на проведение государственного жилищного надзора в отношении лицензированных УК не касается «муниципальных» проверок.

Указанную правовую позицию в очередной раз подтвердил Верховный Суд Российской Федерации в деле об оспаривании предписания, которое было выдано управляющей компании после проверки, организованной отделом муниципального жилищного надзора (определение ВС РФ от 29 сентября 2017 г. N 303-КГ17-13604).

Читайте так же:  Переплата по автокредиту

Управляющая компания, не оспаривая факт нарушения Правил содержания общего имущества в МКД и Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, пыталась обосновать незаконность выданного предписания: согласно ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии. В отношении таких УК проводится лицензионный контроль (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ).

И краевой суд с этим согласился.

Однако в следующей инстанции решение суда не устояло. И апелляция, и кассация были единодушны в том, что:

  • государственный жилнадзор и муниципальный жилнадзор являются самостоятельными видами деятельности уполномоченных органов;
  • установленный законодателем запрет на жилищный надзор в отношении УК, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии, не распространяется на муниципальный жилищный контроль;
  • часть квартир в спорном МКД относится к муниципальному жилищному фонду;
  • следовательно, муниципалитет вправе осуществлять муниципальный жилнадзор в отношении общего имущества МКД и выдавать предписание об устранении обнаруженных нарушений.

ВС РФ полностью согласился с указанной позицией и отказал в пересмотре дела Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.

Права и полномочия жилищной инспекции

Жилищная инспекция – это самый молодой орган исполнительной власти в России. Она была создана, чтобы защищать права собственников жилья и поддерживать необходимый комфортный уровень оказания жилищно-коммунальных услуг.

Государственная жилищная инспекция была создана Постановлением Правительства РФ от 26. 09. 1994 года № 1086 (с последним дополнением от 06. 02. 2006 года).

Согласно этому Постановлению, государственная жилищная инспекция имеет следующие полномочия:

  • Контроль за правомерным использованием жилищного фонда
  • Контроль за использованием общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме
  • Контроль эффективного и правомерного использования околодомовых территорий
  • Контроль за правомерностью установления нормативов потребления коммунальных услуг
  • Контроль за техническим состоянием жилого фонда, а также общего имущества и территории вокруг многоквартирного дома
  • Защита прав и интересов собственников жилья
  • Контроль за проведением конкурсов и тендеров на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Контроль технического состояния общедомовых приборов учёта воды и электроэнергии, проведение их поверки и своевременной замены
  • Контроль правомерности процедуры изменения статуса жилых помещений в нежилые, и наоборот
  • Другие полномочия, которые указываются в вышеуказанном Постановлении

Каждый собственник жилого помещения имеет право написать обращение в жилищную инспекцию на действия или бездействия органов ЖКХ и управляющих компаний. Об этом говорится в Законе от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Такой орган исполнительной власти, как жилищная инспекция есть во всех крупных городах нашей страны, а также в каждом районе и области. Чтобы найти ближайшую, можно воспользоваться поиском в интернете. Однако в офисе каждой управляющей компании должен быть указан адрес этой организации.

Жилищная инспекция рассматривает жалобы от населения только в пределах своих полномочий. Получив заявление от собственника жилья с перечислением конкретных нарушений от управляющей компании, жилищная инспекция обязана отреагировать на него в течение 30 дней.
На основании обращения гражданина или граждан, жилищная инспекция проведёт проверку указанной УК. Если нарушения действительно существуют. То УК получит предписание от инспекции.
В этом предписании будет указан срок, в течение которого УК следует исправить нарушение. Если этого сделано не будет, то жилищная инспекция имеет право привлечь УК к административной ответственности на основании ст. 7. 22 КоАП РФ.
Согласно этой статье, управляющую компанию, как юридическое лицо, может ожидать штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей.

Жалобу в жилищную инспекцию можно отнести лично, а можно отправить почтой. Экземпляра должно быть обязательно 2 – одна остаётся в инспекции, другой – на руках у обратившегося. На этом экземпляре обязательно должен быть указан номер входящего документа.

Чем занимается жилищная инспекция ? в 2019 году

Больше десяти лет назад в стране началось крупное реформирование жилищной отрасли. Вместо привычных ЖЭКов, появились разнообразные товарищества собственников, кооперативы и управляющие компании. Данные формы не являются государственными образованиями, поэтому нужно было каким-то образом наладить контроль над ними. Таким органом призвана быть Государственная жилищная инспекция (кратко – ГЖИ). Перечень вопросов, регулируемых ею, достаточно велик. Рассмотрим подробнее основы ее деятельности.

Законодательная база

ГЖИ – это такой орган исполнительной власти, в функции которого входит контроль над жилищной отраслью. Подобные инспекции имеются в каждом из субъектов, находящихся в составе РФ. Как и любой другой государственный орган, в своей деятельности ГЖИ опирается на главный закон страны – Конституцию РФ. Также важными нормативными актами являются Жилищный Кодекс и КоАП.

Последний связан с тем, что ГЖИ имеют право накладывать административные наказания в виде штрафов. Работа инспекций жилищного надзора регламентируется еще и разного рода внутриведомственными документами и положениями. При осуществлении своих полномочий они опираются на отдельные Постановления Правительства.

В некоторых субъектах ГЖИ подконтрольна вице-губернаторам. В большинстве случаев региональные министерства ЖКХ являются теми органами, кому подчиняется жилищная инспекция. Структура местной ГЖИ утверждается ее начальником. Но это обязательно нужно согласовать с вышестоящими органами. Обычно Государственная жилищная инспекция состоит из отделов и секторов разной направленности, в руководстве которой стоит глава и его заместители.

Основные функции

Круг того, чем занимается жилищная инспекция, достаточно широк. Это и контроль над соблюдением законодательства в своей сфере, и приведение в исполнение нормативных актов об энергосбережении и модернизации. Однако она, например, не имеет права вмешиваться в финансовые дела кооперативов, управляющих компаний (УК) и ТСЖ. В функции жилищной инспекции также входит:

  • наблюдение за соблюдением правил по формированию фондов средств, используемых для капитального ремонта;
  • контроль над созданием УК, лицензирование их деятельности;
  • привлечение к разным видам ответственности как юридических лиц, так и владельцев помещений;
  • надзор за правильностью расчета стоимости оказанных коммунальных услуг.
Читайте так же:  Справка о доходах для кредита бланк

К первоочередной обязанности жилищной инспекции относится своевременная реакция на поступившие обращения граждан. Также она должна проверять состояние жилого фонда и писать отчеты об этом, готовить предложения по его улучшению, согласовывать переустройство и перепланировку и так далее.

Какими правами наделена жилищная инспекция

Чтобы реализовывать свои функции в полной мере, у ГЖИ есть определенные полномочия (Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493). Круг их достаточно обширен, поэтому рассмотрим только основные из них. Так, ГЖИ вправе:

  • наблюдать за объектами, входящими в состав жилого фонда, обследовать их;
  • делать запросы на получение необходимых сведений от организаций, ИП и физических лиц;
  • формировать административные протоколы;
  • вести работу с населением, проживающим на подконтрольной территории;
  • выдавать разнообразные по характеру предписания о восстановлении прав, которые были нарушены.

Некоторые права и обязанности ГЖИ основываются на том, что они относятся к юридическим лицам. Например, сотрудники организации могут выступать в суде, иметь фирменный бланк, пользоваться банковскими счетами, а также вести баланс.

Полномочия ГЖИ

Как правило, каждая подобная организация имеет свой сайт. На нем обычно говорится о ее структуре, представлены: сведения о деятельности, документах, регламентирующих работу, контактная информация. Там также обязательно перечислены все полномочия жилищной инспекции.

В отношении управляющих компаний и ТСЖ

Не стоит забывать, что если человек заметил какие-либо проблемы или нарушения при эксплуатации МКД, ему обязательно нужно обратиться в ГЖИ. Особенно это касается тех ситуаций, когда налицо ненадлежащее исполнение управляющей компанией ее непосредственных обязанностей. Люди могут быть недовольны и деятельностью УК в целом. Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний обширны.

Так, ГЖИ формирует специальную комиссию, которой руководители УК сдают экзамен, в ходе которого они должны продемонстрировать владение профессиональными, требующимися для качественного выполнения функциональных обязанностей, знаниями. Сама же компания, осуществляющее доверительное управление имуществом МКД, обязана соответствовать определенным законом требованиям (ст. 161, 162 ЖК РФ). Если все нормально, то УК получает лицензию на ведение деятельности, которую могут отозвать за различного рода нарушения.

Рассмотрение заявлений граждан

Служащие ГЖИ могут реализовывать свои права не только по собственной инициативе. Иногда это происходит с подачи жильцов. Например, собственники, недовольные качеством ЖКУ, могут адресовать этому органу обращение. Составляется оно в произвольной форме, однако желательно прикрепить любые материалы, способные свидетельствовать о сложившейся ситуации. На нашем сайте можно ознакомиться с тем, как пишется жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию.

Кроме того, любой человек может связаться с ГЖИ через специальный сайт или позвонив на горячую линию – такой многоканальный телефонный номер есть сейчас почти у каждого государственного органа. Обычно обращения рассматриваются в течение месяца, после чего должен быть подготовлен обоснованный ответ, который доставляется заявителю посредством почтового отправления.

Полномочия жилищной инспекции в отношении собственника связаны чаще всего с тем, что помещение используется не по назначению. Также иногда люди осуществляют самовольные перепланировки, и это может стать поводом для вмешательства ГЖИ в дела владельца квартиры. Ее сотрудники имеют право проверить помещение, выписать штраф и потребовать согласовать проведенные изменения.

С деятельностью жилищно-коммунальной инспекции граждане сталкиваются довольно часто. Это происходит, если квартира была переделана, когда имеется конфликтная ситуация с управляющей компанией, а также при необходимости признать помещение непригодным для проживания. Поэтому нужно четко представлять полномочия этого органа, чтобы в полной мере иметь возможность защищать свои права.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Вопрос-ответ

Вопрос: Является ли поступление в орган местного самоуправления городского округа жалобы о полном отсутствии теплоснабжения в жилых помещениях в отопительный период основанием для проведения в рамках муниципального жилищного контроля внеплановой проверки управляющей организации, обслуживающей указанные жилые помещения, в связи с тем что указанное несоблюдение температурного режима представляет угрозу здоровью граждан?

Ответ: По нашему мнению, поступление в орган местного самоуправления городского округа жалобы об отсутствии теплоснабжения в жилых помещениях в отопительный период свидетельствует о наличии угрозы здоровью граждан и, как следствие, является основанием для проведения внеплановой проверки управляющей организации, обслуживающей указанные жилые помещения.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

Частью 2 указанной статьи определено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 2 Закона N 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Образцы заявлений задолженности по кредитам

В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых в том числе органами местного самоуправления в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, по нашему мнению, поступление в орган местного самоуправления городского округа жалобы об отсутствии теплоснабжения в жилых помещениях в отопительный период действительно свидетельствует о наличии угрозы здоровью граждан и, как следствие, является основанием для проведения внеплановой проверки управляющей организации, обслуживающей данные жилые помещения.

Юридическая компания «Юново»

Вопрос: Вправе ли орган муниципального жилищного контроля осуществлять контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (управляемом управляющей организацией), если одна из квартир в указанном доме находится в муниципальной собственности?

Ответ: По нашему мнению, наличие квартиры в многоквартирном доме в муниципальной собственности предоставляет органу муниципального жилищного контроля право осуществлять контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в таком многоквартирном доме.

При этом орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива вправе осуществлять внеплановую проверку независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Обоснование: Согласно п. 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль.

Отношения по поводу осуществления муниципального жилищного контроля регулируются жилищным законодательством (п. 13 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ). В силу ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в ч. 1 ст. 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 8 Ответов на вопросы, возникающие в судебной практике арбитражных судов, входящих в Западно-Сибирский судебный округ, подготовленные судом округа по результатам совещания, состоявшегося 29 мая 2015 года (утв. Президиумом Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 08.07.2015), положения ст. 20 ЖК РФ об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. Если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку как этого помещения, так и общего имущества в этом доме.

Читайте так же:  Сколько надо отработать чтобы получить хорошие декретные в 2020 году

Схожий вывод содержится в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 по делу N А11-11489/2013.


Следует отметить: ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.

В Письме Минрегиона России от 06.09.2012 N 23554-ВК/14 указано, что полномочия, возложенные на органы местного самоуправления ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

На основании изложенного считаем, что орган муниципального жилищного контроля вправе осуществлять контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (управляемом управляющей организацией), если одна из квартир в указанном доме находится в муниципальной собственности. При этом орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива вправе осуществлять внеплановую проверку независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Полномочия

Инспекция имеет право в пределах своей компетенции:

1. организовывать и проводить проверки органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

2. запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

4. выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;

5. представлять заключение в межведомственную комиссию, создаваемую для оценки и обследования помещения в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

6. участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию после капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемых за счет средств бюджета Пермского края;

7. привлекать к обследованию технического состояния жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования квалифицированных специалистов и экспертов;

8. составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

9. направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

10. обращаться в суд по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, в том числе с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации;

о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;

11. осуществлять консультационную и методическую работу, направленную на предупреждение совершения нарушений в контролируемых сферах, в пределах своей компетенции;

12. давать разъяснения о порядке проведения на территории Пермского края контрольных проверок использования, содержания и ремонта жилищного фонда, соблюдения нормативов предоставления населению коммунальных услуг, а также утверждать формы служебных документов, необходимых для осуществления проверок;

13. осуществлять функции государственного заказчика для обеспечения нужд Инспекции;

14. организовывать конференции, совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам, относящимся к сфере деятельности Инспекции;

15. создавать советы, комиссии, группы для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Инспекции;

16. осуществлять иные права в соответствии с возложенными на Инспекцию задачами.

Документы для скачивания

Постановление Правительства ПК № 1118-п (docx, 24.2 Кб)

Дата публикации 17 декабря 2015
Дата изменения 17 декабря 2015

Постановление Правительства Пермского края от 01.09.2014 г. № 913-п «Об утверждении положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края» (doc, 94 Кб)

Читайте так же:  Подготовка пакета электронных документов для гос регистрации в 2020 году

Дата публикации 19 ноября 2015
Дата изменения 19 ноября 2015

ТСЖ и ЖСК должны уведомлять ГЖИ о начале своей деятельности по управлению МКД

victorych / Depositphotos.com

13 декабря вступят в силу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, обязывающие ТСЖ, ЖСК и жилищные кооперативы уведомлять орган ГЖН о начале своей деятельности по управлению МКД (Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»):

  • если собственники помещений в МКД организуют у себя жилищный кооператив/ТСЖ, то в течение 5 рабочих дней после регистрации в качестве юрлица кооператив/товарищество обязаны подать уведомление о начале деятельности по управлению домом в орган ГЖН. При этом обязанность сообщать в ГЖН о выборе такого способа управления МКД сохранилась неизменной;
  • если жилищный кооператив или ТСЖ заключил договор управления своим МКД с управляющей организацией, то в течение 5 рабочих дней с этого момента именно кооператив/товарищество (независимо от действий УК по включению дома в «свою» лицензию) обязано уведомить орган ГЖН о заключении такого договора управления;
  • если УК «уходит» из такого МКД и тем самым расторгает договор с жилищным кооперативом или ТСЖ, кооператив/ТСЖ в течение 5 рабочих дней уведомляет ГЖН о новом начале своей деятельности по управлению МКД, либо о новом договоре управления с «новой» УК. Как и прежде, ТСЖ/кооператив одновременно сообщает об изменении способа управления.

Эта информация нужна органам жилнадзора для планирования проверок: ведь основанием для включения проверки ТСЖ/кооператива в план на следующий год является, в том числе, истечение года со дня начала управления домом, а эту дату орган ГЖН узнает, в том числе, из уведомления.

Какое наказание грозит кооперативу и ТСЖ, а также их должностным лицам за неуведомление органа ГЖН о начале собственного управления МКД? По-видимому, по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений, представление которых предусмотрено законом): это штраф в 300-500 руб. для должностных лиц, и 3 000-5 000 руб. для организации; наказать можно не позднее трех месяцев после истечения срока подачи уведомления (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ); протокол составит инспектор ГЖИ (п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Статью 19.7.5.-1 КоАП РФ в этом случае применить нельзя: она предполагает наказание лишь за неуведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности. Между тем и ТСЖ, и жилищный потребительский кооператив (а управлять МКД может именно потребительский кооператив) относятся, согласно Гражданскому кодексу, к некоммерческим корпоративным организациям: они не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. А следовательно, нельзя отнести их деятельность к предпринимательской (в отличие от деятельности УК-лицензиатов).

Конкретный порядок уведомления о начале деятельности по управлению МКД должен утвердить Минстрой России. Любопытно, но изначально авторы законопроекта предполагали, что уведомление будет происходить через ГИС ЖКХ, и для этого будет достаточно действующего приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а разработки дополнительных документов не потребуется. Однако финальная версия поправок предполагает противоположное.

В 2019-2020 гг. у ряда руководителей управляющих компаний истекает срок действия квалификационного аттестата, выданного Инспекцией в 2014-2015 гг.

09 сентября 2019

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации наличие у должностного лица (руководителя управляющей организации) лицензиата квалификационного аттестата, является обязательным лицензионным требованием.

Отсутствие квалификационного аттестата у должностного лица лицензиата, является основанием для проведения Инспекцией в отношении данного лицензиата внеплановой документарной проверки. По результатам проверки, при установлении факта такого нарушения, выдается предписание об устранении нарушения.

Негативными последствиями для лицензиата за нарушение лицензионного требования, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания об устранении нарушения данного требования являются:

привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей;

привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей;

исключение из реестра лицензий сведений обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами;

внесение сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц Минстроя России сроком на 3 года;

снижение позиции лицензиата в рейтинге управляющих организаций.

В целях недопущения нарушений норм действующего законодательства рекомендуем руководителям управляющих организаций своевременно (за 15 рабочих дней до даты проведения очередного экзамена) обратиться в Лицензионную комиссию Пермского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами

с заявлением о допуске к квалификационному экзамену. Форма заявления, график проведения квалификационных экзаменов размещены на официальном сайте Инспекции www.iggn.permkrai.ru.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лицу, сдавшему квалификационный экзамен, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления в Инспекцию выдается квалификационный аттестат.

Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here