Полный отказ от долговых обязательств

Самая важная информация по теме: "Полный отказ от долговых обязательств" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Пути решения проблемы государственного долга и бюджетного дефицита

Любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. При выработке стратегий с бюджетным дефицитом целесообразно руководствоваться следующими принципами.

1. Бюджетный дефицит — зло, но ещё большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, так в этом случае вместо «лечения» экономики её болезнь переходит в скрытую формулу, бороться с которыми гораздо труднее.

2. Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит.

3. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимый размер, определяемый 2-3 % валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществление таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению.

4. Для определения бюджетного дефицита необходимо оздоровление самой экономики, так как обеспечение динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться такие способы, как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов. Сюда относятся:

а) изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

б) более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих вполне учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;

в) резкое сокращение государственного финансирования, прекращения правительственной помощи иностранным государствам;

г) снижение военных расходов;

д) сохранения финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

е) запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;

ж) привлечение в страну иностранного капитала.

Мировая практика знает четыре основных способа справиться с дефицитом бюджета государства:

1) сокращение бюджетных расходов;

2) изыскание источников дополнительных доходов;

3) выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;

4) государственные заимствования (одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций).

Рассмотрим каждый из этих способов более подробно.

Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита внешне самый простой, а на самом деле самый болезненный. Именно поэтому России никак не удается пойти по нему, хотя возможности здесь огромные, поскольку отечественная экономика обслуживается государственным бюджетом в невероятно высокой степени.

Причина проста: государство обычно финансирует те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не может, поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно влечет весьма нежелательные последствия.

Например, если урезать различного рода социальные расходы и трансферты, государственные школы и больницы перестанут получать деньги на ремонт своих помещений и покупку учебных пособий, библиотеки, музеи лишаться возможности расширять свои фонды и ремонтировать залы, а многодетные семьи не смогут купить малышам новую одежду. А если сокращать расходы на армию, это приведет к досрочному увольнению в запас кадровых офицеров и закрытию военных заводов.

Урезание социальных программ и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность, поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь, если не удается реализовать другие способы преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов бюджета. Конечно, лучший способ покрытия дефицита бюджета — привлечение дополнительных доходов, однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно попытаться повысить налоги или пошлины, но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила, что чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

1) люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков уходит на уплату налогов;

2) начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается теневая экономика, а хозяйственные отношения криминализируются.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ «затыкания дыр» в бюджете — выпуск (эмиссия) государством денег сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям, врачам.

Но общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. Эти деньги избыточны, их слишком много, они легкодоступны — ведь государство пускает их в обращение не в ответ на потребности реальных сделок купли-продажи товаров, а просто путем выплаты зарплаты своим служащим. Естественно, экономика страны на появление таких избыточных денег реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков (если государство попытается установить ограничения на рост цен).

Избыточная эмиссия денег всегда ведет к инфляции, и из-за этого выигрыш бюджета оказывается недолговечным. Весь мировой экономический опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Причина проста: расходы бюджета обычно возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен. В итоге дефицит не только не сокращается, но даже возрастет.

Государственные заимствования. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их временно занять (одолжить), чтобы превратить бюджетное неравенство снова в тождество.

Государство может взять деньги взаймы прежде всего у собственного, т.е. государственного банка. Но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограниченны. Кроме того, изымая деньги из центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных банков.

Читайте так же:  Порядок взыскания неустойки по дду

И поэтому выгоднее взять взаймы деньги у граждан и хозяйственных организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаще это делается путем продажи государственных ценных бумаг (обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс проценты за использование этих денег).

Нетрудно понять, что одалживание денег для решения проблемы недостатка денег сегодня немедленно рождает иную проблему — необходимость добыть деньги для расплаты по долгам завтра. Речь идет о том, что заимствование денег рождает государственный долг.

Итак, если государственный долг достиг огромных размеров, его нужно оптимизировать.

Управление государственным долгом должно быть системным и требует формирования специальной стратегической программы. Стратегия управления государственным долгом должна быть нацелена на смягчение пиков платежей, улучшение структуры долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение в соответствие величины долга с возможностями страны по его обслуживанию и погашению.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов и выпуску новых.

Основными целями управления государственным долгом являются:

поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;

оптимизация стоимости обслуживания государственного долга.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

1) удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

2) минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижений доходности государственных ценных бумаг;

3) сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

4) поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственных ценных бумаг;

5) достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредиторов и гарантированных займов;

6) обеспечение своевременного возврата государственных кредиторов и уплата процентов по ним;

7) диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

8) координация действий федеральных органов, органов субъектов федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.

Система управления государственным долгом представляет собой совокупность правил и процедур по привлечению, использованию, обслуживанию и погашению (возврат государственных внутренних и внешних заимствований также по регулированию размера, стоимости и структур обязательств государства, мониторинг заимствований и задолженности субъектов, муниципальных образований и не государственного сектора экономики).

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приемы покрытия обязательств перед странами кредиторами. Среди них погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигаций компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсии внешнего долга. В данном случае под конверсией понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле:

где П — поступления по системе государственного долга; Р — расходы по системе государственного долга.

Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.

Основой для определения бюджетной политики и политики в области управления государственным долгом являются краткосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития государства. Управление государственным долгом и рисками, связанными с изменением стоимости этих обязательств, оказывает непосредственное влияние состояние бюджета и экономики государства.

Учитывая изложенное, наличие устойчивой и всеобъемлющей системы управления государственным долгом, направленной на предотвращение возможных долговых и финансовых кризисов, является важным условием для экономического развития государства, обеспечения четкого исполнения федерального бюджета.

Долгие годы Россия сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита. Однако, после кризиса 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему эта проблема постепенно исчезла.

Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как «бегство капитала» (перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.

Кризис способствовал переходу правительства к более ответственной финансово-бюджетной политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным профицитом 2 % ВВП, фактически первичный профицит в первом полугодии составил 1,9 % ВВП, а дефицит сократился до 2,5 % ВВП. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2,5 млрд. долл. в месяц.

Реструктуризация государственного долга способствовала сокращению расходов по его обслуживанию, что позитивно повлияло на исполнение федерального бюджета. Затем отмечался более высокий уровень доходов бюджета по сравнению с прошлым годом, систематически сокращалась задолженность по выплатам населению за счет бюджетных средств, применялись методы целевого финансирования расходов бюджета.

Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики

Превышение фактической величины доходов федерального бюджета над плановой величиной обусловлено поступлением дополнительных сумм налогов, не предусмотренных в бюджетных проектировках, и прежде всего налога на добавленную стоимость. Неналоговые доходы получены в основном за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности. Их последующее увеличение объясняется в основном повышением экспортных пошлин на нефть, вызванным ростом цен.

Источник: http://studbooks.net/1315610/finansy/puti_resheniya_problemy_gosudarstvennogo_dolga_byudzhetnogo_defitsita

ВС РФ разъяснил правила замены кредиторов и должников в обязательствах

Scott Maxwell LuMaxArt / Shutterstock.com

Гражданский кодекс предусматривает два вида перемены лиц в обязательстве: переход прав кредитора к другому лицу, то есть замена кредитора, и перевод долга – замена должника (гл. 24 ГК РФ). В любом из этих случаев должны соблюдаться права как новых, так и предыдущих кредиторов и должников. На обеспечение защиты их прав и направлено Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» (далее – Постановление). К наиболее важным разъяснениям Суда можно отнести следующие.

Читайте так же:  В казахстане простили долги по кредитам

Уступка требования (§ 1 гл. 24 ГК РФ). Под уступкой требования понимается переход прав, принадлежащих на основании обязательства первоначальному кредитору (цеденту), к новому кредитору (цессионарию) по договору (п. 1 ст. 382, п. 1 ст. 388 ГК РФ). К договору об уступке требования применяются положения гражданского законодательства о соответствующем виде сделки, отметил ВС РФ. Так, при уступке требования по договору купли-продажи цедент, который в этом случае является продавцом, должен передать требование свободным от прав третьих лиц (по смыслу п. 1 ст. 460 ГК РФ). В случае неисполнения им этой обязанности цессионарий (покупатель), который не знал и не должен был знать о наличии прав третьих лиц, вправе требовать уменьшения цены или расторжения договора (абз. 3 п. 1 Постановления).

В случае, когда уступается требование по сделке, требующей государственной регистрации, сам договор об уступке тоже должен быть зарегистрирован (п. 2 ст. 389 ГК РФ). Значит, именно с момента регистрации он считается заключенным для третьих лиц (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Однако отсутствие регистрации договора не влечет никаких негативных последствий для должника, который был письменно уведомлен цедентом об уступке требования и на этом основании предоставил исполнение цессионарию, подчеркнул Суд (п. 2 Постановления).

По общему правилу, новый кредитор может получить меньше прав, чем было у первоначального – в случае уступки права требования в части (п. 2-3 ст. 384 ГК РФ). Уступить же ему больше прав, чем имеет сам, первоначальный кредитор не вправе. Однако объем прав цессионария все же может увеличиться – в связи с его особым правовым положением, например если на него распространяются нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», считает ВС (абз. 2 п. 4 Постановления).

Поскольку закон позволяет уступать не только уже существующее, но и будущее требование (ст. 388.1 ГК РФ), Суд посчитал нужным разграничить такое будущее требование, которое переходит к цессионарию с момента возникновения, и требование, по которому не наступил срок исполнения (например, требование займодавца о возврате займа до наступления срока возврата), – оно передается в момент заключения договора об уступке (абз. 2 п. 6 Постановления). Причем если впоследствии уступка будущего требования не состоялась из-за того, что уступаемое право не возникло, цедент несет ответственность за неисполнение договорных обязательств. Аналогичное правило действует и в случае невозможности перехода требования по причине того, что оно прекратилось или принадлежит другому лицу – цедент также не освобождается от ответственности за неисполнение договора, отметил ВС РФ (п. 8 Постановления).

Целый раздел Постановления посвящен допустимости уступки требования, в частности – без согласия должника на переход требования к другому кредитору. Оно, напомним, требуется только в прямо предусмотренных законом случаях (например, п. 2 ст. 388 ГК РФ) и при включении соответствующего условия в договор, но и в этом случае признать сделку по уступке недействительной непросто (п. 2 ст. 382, п. 3 ст. 388 ГК РФ).

Тем не менее, если уступка требования по неденежному обязательству без согласия должника делает его исполнение более обременительным, должник вправе исполнить данное обязательство цеденту, отметил Суд (п. 15 Постановления). В случае, когда переход требования не признан обременительным для должника, но требует от него дополнительных затрат, соответствующие расходы должны возмещаться цедентом и цессионарием солидарно.

Помимо перечисленного, в Постановлении уточняются также порядок надлежащего уведомления должника об уступке требования и особенности предъявления возражений должника против требований новых кредиторов.

Перевод долга (§ 2 гл. 24 ГК РФ). Согласно закону перевод долга производится – с согласия кредитора – по соглашению между первоначальным должником и новым должником. В обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен также по соглашению между кредитором и новым должником, который принимает на себя обязательство первоначального должника (п. 1 ст. 391 ГК РФ).

При этом возможны два варианта перевода долга по обязательству сторон, связанному с предпринимательской деятельностью (п. 26 Постановления):

  • кумулятивный – первоначальный и новый должники отвечают перед кредитором солидарно;
  • привативный – первоначальный должник выбывает из обязательства.

В случае, когда из соглашения сторон непонятно, какой вариант перевода долга ими согласован, ВС РФ предлагает исходить из презумпции выбытия должника (п. 27 Постановления). Если же неясно, о чем договорились новый должник и кредитор: о кумулятивном переводе долга или поручительстве, следует считать их соглашение договором поручительства.

Процессуальные вопросы. Поскольку смена лиц в материально-правовых отношениях предполагает процессуальное правопреемство, ВС РФ дал ряд разъяснений, касающихся перемены лиц как в период рассмотрения спора в суде, так и на стадии исполнительного производства.

Также Суд отметил, что содержащаяся в договоре первоначального кредитора и должника арбитражная оговорка сохраняет силу при смене кредитора, а обязательный досудебный порядок считается соблюденным в том числе в случае, когда претензия была направлена должнику первоначальным кредитором до уведомления о состоявшемся переходе права, а исковое заявление подано новым кредитором (п. 31-32 Постановления).

Источник: http://www.garant.ru/news/1156574/

Обзор судебной практики «ОТКАЗ В ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ДОЛГОВ»

Юридическая фирма «Арбитраж.ру» подготовила исследование о применении арбитражными судами правила о списании долгов в процедурах банкротства граждан.

Структура исследования:

  • ретроспективный взгляд на правоприменительную практику по списанию долгов граждан за период с 2015 по 2019 год;
  • международный опыт (Германия, США);
  • статистический анализ;
  • обзор судебной практики (более 100 судебных актов на уровне окружных судов) разделенный на три категории:
  1. применение правила об освобождении должника от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами («списание долга»);
  2. отказ в применении правила об освобождении должника от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами («отказ в списании долга»);
  3. отказать в применении правила об освобождении должника от дальнейшего исполнения обязательств перед отдельными кредиторами («частичное списание долга).
  • инфографика по распространенным причинам отказов.
Читайте так же:  Бухгалтерия не переводит алименты

Номера дел в обзоре кликабельны и ведут на соответствующее определение в картотеке арбитражных дел.

Источник: http://arbitrageru.legal/publikations/reviews/obzor-sudebnoy-praktiki-otkaz-v-osvobozhdenii-ot-dolgov/

40. Дефолт и способы его преодоления

Дефолт – отказ правительства от своих долговых обязательств или нарушение графика выплат по ним в одностороннем порядке, без согласования с держателями этих обязательств.

Целью его является снижение чрезмерной нагрузки по обслуживанию и погашению долга, ложащейся на государственный бюджет.

Дефолт имеет множество отрицательных последствий, в первую очередь социальных и политических. Рейтинг страны как заемщика резко падает, подрывается доверие к политике правительства как внутри страны, так и за рубежом. Серьезно ухудшается инвестиционный климат. Отказ правительства от обязательств, размещенных за рубежом, может привести к международной изоляции страны. Практически останавливается приток иностранного капитала, инвесторы стремятся вывести свои активы за рубеж. Растет политическое давление на правительство со стороны стран-кредиторов. Могут предприниматься попытки наложить арест на имущество должника, расположенное за границей. Эти и другие негативные последствия проявляются в течение длительного времени, поэтому дефолт может рассматриваться лишь как крайний вариант решения проблемы задолженности.

Наиболее крупными дефолт был объявлен в 1990 году в Бразилии, его сумма составила 62 млрд. долларов.

Чтобы предотвратить дефолт, правительство может использовать более мягкий решения проблемы задолженности – реструктуризацию долга. Реструктуризация долга означает изменение режима обслуживания и погашения долговых обязательств на основе соглашений, который государство заключает с их держателями.

На практике могут применяться различные схемы реструктуризации, наиболее распространенная из которых – это схема «долг–долг». Она заключается в том, что государство обменивает один вид долговых обязательств на другой, для которого установлены иные условия обслуживания и сроки погашения. Примером может служить обмен краткосрочных обязательств на средне- или долгосрочные, который сопровождается рядом условий в пользу инвесторов. Это позволяет отсрочить выплату основной суммы долга и снизить текущую долговую нагрузку на бюджет.

В крайних случаях может использоваться такая мера, как списание долга. В отличие от дефолта, оно производится по соглашению с держателями долговых обязательств и поэтому может сопровождаться рядом экономических и политических условий в их пользу.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Россией должны быть ратифицированы Государственной Думой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://economics.studio/byudjetnaya-sistema/defolt-sposobyi-ego-77445.html

Полный отказ от долговых обязательств

Доп соглашение к договору, либо просто соглашение со ссылкой на данный договор, на основании которого кредитор трясет пени, что вы, мол гасите долг до такого-то числа, а кредитор не взыскивает пени за период просрочки с такого-то по такое-то.

Анонимный пользователь Пишет:
——————————————————-
> В одной статье встретил такой прием, делается
> соглашение о погашении основной суммы долга, а в
> качестве встречного предоставления Кредитор
> прощает долг в части взыскания неустойки и
> убытков. Дарением отказ от неустойки не является
> т.к. в замен Должник гасит основной долг, в
> остальной части долг прощается. Вроде суды такую
> позицию поддерживают. У кого какое мнение?

но в таком случае необходимо, чтобы должник признал сумму неустойки, которую бы ему потом возмездно простили бы 🙂

Ст. 395 — если иной размер не предусмотрен законом или договором.
Договором или допником можно отказаться от процентов. Как «за пользование», так и неустойки.

Как-то не нравится. Тут не в замен получается. А Должник должен заплатить и долг и проценты.

Вот, например, на вскидку выдержка из письма УФНС РФ по г. Москве от 11.07.2007 N 20-12/067501

В статье 415 ГК РФ определено, что обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.
Согласно письму ФНС России от 22.11.2004 N 02-5-11/[email protected] права требования являются имущественными правами. Таким образом, прощение долга в целях налогообложения прибыли должно рассматриваться как безвозмездная передача имущественных прав.

Речь не о процентах по займу.
А о неустойке и возможной 395 ГК.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ №104 от 21.12.2005г. (http://pda.arbitr.ru/as/pract/vas_info_letter/2957.html)

1. Совершенно не согласен.
395 и неустойка — уменьшаем размер до 0,5% годовых. Потом пусть налоговая оспаривает договор (допник) по ничтожности.
2. При договоренности с ответчиком (партнером по бизнесу) письмами переговоры затягиваются на 3 года, далее — срок исковой давности.
Заставить обратиться в суд по неустойке ФНС не может.

ФНС много чего хочет. Простой примерчик: 1998 год, «реструктуризация» ГКО, проценты уменьшены — с РФ что-нибудь взыскали? Чисто формально. Ведь в гражданских правоотношениях все равны. А федерального закона об изменении условий по ГКО не было.

Как сейчас модно говорить «налоговые риски»
Почему бы и не уменьшить проценты.

Поэтому все чаще в договорах пишут, что за просрочку кредитор имеет право взыскать. В отличии, когда пишут в договоре, что за просрочку взыскивается неустойка в таком-то размере. Там право, а тут обязанность.

Гудвин (великий и ужасный 🙂 ), вообще-то, правильная мысль.

Источник: http://forum.garant.ru/?read,7,1166760

Как отказаться от поручительства?

Стать поручителем просто. Но отказаться от этой обязанности значительно сложнее. Мы не будем глубоко анализировать причины, по которым возникает такая потребность, а разберём более актуальный момент – можно ли отказаться от поручительства, и как это сделать.

Официальный поручитель, привлекаемый заёмщиком для оформления кредитного договора – лицо несущее наиболее существенные риски. Материальной выгоды от сделки он не получает, но несёт солидарную ответственность вместе с кредитным пользователем. В силу множества обстоятельств у такого лица может возникнуть потребность в отказе от своих обязательств. Но данная процедура требует осознанного подхода и грамотной документальной подготовки.

Необходимо отметить, что у лица, выступающего гарантом заёмщика перед банком, есть два пути для аннулирования взятых обязательств:

  1. прекращение поручительского договора;
  2. отказ от поручительства.

Далее разберём каждую из опций более подробно.

Читайте так же:  Чем отличаются функциональные обязанности от должностных обязанностей в 2020 году

Случаи, когда можно рассчитывать на прекращение поручительства

Взаимоотношения, образуемые между заёмщиком, кредитором и поручителем, регулируются Гражданским кодексом и конкретным договором, заключаемым между сторонами. Соответственно, дальнейшие действия будут регламентированы именно этими правовыми источниками. Если одна из сторон нарушает условия договора, за этим следуют санкции. Причём, речь может идти, как о получателе кредитных средств, так и о банке, их выдающем.

Для третьего привлечённого лица любые банковские проступки могут означать возможность прекращения поручительства на законных основаниях. Также к данным причинам относятся:

  • Истечение договора поручительства по срокам. Некоторые кредиторы в соглашении указывают конкретный промежуток времени, в течение которого обязательства поручителя являются действительными. Это может быть связано, например, с определённой суммой, после выплаты которой заёмщику не потребуются дополнительные обеспечения по кредиту.
  • Отсутствие оснований для дальнейшего действия договора. Самый распространённый вариант – досрочное или плановое погашение долговых обязательств, в том числе с помощью процедуры рефинансирования кредита в другом банке.
  • Переложение долга заёмщика на иное лицо без уведомления поручителя и его согласия.
  • Неправомерные действия банка, отказ от обслуживания кредита и прочее.

ИНТЕРЕСНО: Иногда в процессе действия кредитного договора банк в одностороннем порядке меняет условия кредитования (повышение процентной ставки, сокращение срока погашения и т.д.). Поручитель получает право не выполнять их. Но в его обязанности входит выполнение первоначальных условий, прописанных в первом договоре.

Правда, некоторые банки сегодня идут на хитрость и заранее включают в письменное соглашение пункт о том, что поручитель обязан исполнять все требования контракта, даже если они были изменены не в его пользу. Внимательно читайте подписываемые бумаги или заручитесь поддержкой опытных специалистов из юридических компаний.

Ещё один нюанс касается смерти должника. В этом случае долговые обязательства в полной мере переходят на поручившееся лицо, и отказаться от них нельзя.

Отказ от поручительства по кредиту: основные правила и порядок действий

Данный сценарий более распространён и довольно часто встречается в банковской практике. На законных основаниях каждый поручитель имеет право аннулировать свои обязательства, если:

  1. заёмщик и банк дадут на это согласие;
  2. будет найден новый поручитель или предоставлено иное обеспечение, устраивающее кредитора.

Таким образом, в одностороннем порядке расторгнуть соглашение невозможно.

Чтобы осуществить процедуру в рамках действующего законодательства, потребуется соблюсти определённый порядок действий:

  1. Уведомить заёмщика о намерении отказаться от поручительства в письменной форме и подыскать новую кандидатуру на «почётную» должность (желательно, но не обязательно).
  2. Получить от него письменное соглашение.
  3. Направить в банк заявление об аннулировании обязательств. Здесь лучше указать мотивационные доводы, которые станут весомыми для кредитора.
  4. Дождаться ответа от коллегиальной комиссии банка, которая рассмотрит данный вопрос.

В свою очередь, заёмщик должен направить аналогичное письмо, в котором укажет на потребность изменения поручителя или предоставления другого обеспечения. Если банк ответит положительно, необходимо затребовать у него документ, подтверждающий прекращение действия договора поручительства. Это может быть дополнительное соглашение к действующему договору с указанием реквизитов нового гаранта, либо уведомление об аннулировании соглашения и заключении нового.

Отказ от поручительства ввиду существенного изменения обстоятельств

Существует ещё один альтернативный способ избавиться от ответственности за заёмщика перед банком, воспользовавшись статьёй 451 Гражданского кодекса РФ. Ею предусматривается возможность расторжения договора из-за существенно изменившихся обстоятельств. Однако, в этом случае придётся отстаивать свою правоту в судебных инстанциях.

Существенными изменениями признаются те, в результате которых условия для одной или нескольких сторон ухудшились в разы, и при возможности предвидеть подобные последствия договор и вовсе не был бы заключён. Следует отметить, что практика рассмотрения подобных дел в суде довольно неоднозначна и шанс на вынесение решения в свою пользу есть. Но в этой ситуации необходимо максимально тщательно подготовиться к процессу, запастись мотивирующими документами и аргументами в свою пользу, которыми вы будете убеждать судебный орган.

Поручитель в роли кредитора

Последний нюанс, который необходимо рассмотреть, касается последствий выполнения поручителем всех обязательств заёмщика. Если последний не в состоянии рассчитаться с долгами перед банком, а лицу, поручившемуся за него, не удалось разорвать свой договор, все выплаты ложатся именно на него. Однако в этой ситуации после закрытия договора поручитель приобретает статус кредитора и имеет полное право требовать с должника сумму ссуды и проценты по ней.

Итак, отказ от поручительства по кредитным обязательствам возможен при соблюдении предусмотренных законодательством мер. Разорвать договор в одностороннем порядке нельзя, а лишь по согласию всех участвующих во взаимоотношениях сторон. Любые действия кредитора без уведомления поручителя, направленные на негативные изменения для последнего, можно расценивать, как повод для досрочного расторжения договора, если в нём не предусмотрено иное. Если переговоры с банком не дали нужных результатов, а вы уверены в своей правоте, отстаивать её можно через суд.

Источник: http://kbnn.ru/kak-otkazatsya-ot-poruchitelstva.html

Тема 9. 2. Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом — это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита.

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направление финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

Обслуживание и погашение государственного долга;

Выпуск и размещение новых облигационных займов:

Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

Регулирование рынка государственного кредита;

Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ. Непосредственно осуществляют эту деятельность Минфин России и ЦБ РФ. В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшее значение имеет обслуживание государственного долга.

Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану.

Читайте так же:  Проводки по начислению дивидендов учредителям сотрудникам в 2020 году

Способы регулирования долга:

· рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;

· конверсия — изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышение доходности для кредиторов);

· консолидация — изменения срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;

· унификация займов — объединение нескольких займов в один путем обмена облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов;

· отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;

· аннулирование государственного долга — полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;

· реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.

Тема 9. 3. Заемная деятельность государства на внутреннем рынке.

Главной формой государственного кредита являются государственные займы. Для этой формы характерно опосредование кредитных отношений выпуском ценных бумаг – государственных облигаций, т.е. использование каналов прямого финансирования.

Государственная облигация – это долговое обязательство государства, которое дает право ее владельцу на получение по истечении определенного срока обратно суммы долга и проценты по нему. При этом сумма долга возвращается всегда в конце срока, а проценты – или в конце срока (бескупонные облигации) или частями на его протяжении (купонные облигации).

Держатели государственных облигаций кроме твердого процентного дохода могут получать и курсовой доход: кроме номинальной (нарицательной) стоимости эти ценные бумаги, как и любые другие, имеют курсовую (рыночную) стоимость (если их рыночное обращение не запрещено законодательно).

В случае если курсовая стоимость государственной облигации выше цены приобретения, продав ее, держатель получает дополнительный доход. Курсовая стоимость государственных облигаций определяется теми же факторами, что и курсовая стоимость любых других ценных бумаг.

Кроме облигаций государственный заем может опосредоваться выпуском казначейских обязательств, которые отличаются от облигаций следующим:

– средства от их реализации служат только для пополнения бюджета; по облигациям – могут использоваться на различные, специально оговоренные при выпуске, цели;

– доход по казначейским обязательствам может быть только процентным, по облигациям – в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще;

– казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения, облигации – среди круга лиц, оговоренных условиями выпуска.

Основными признаками классификации государственных облигаций являются право эмиссии, цели размещения, держатели ценных бумаг, форма выплаты дохода, сроки погашения и методы размещения.

По праву эмиссии государственные облигации могут быть федеральными (наиболее распространены в настоящее время), субъектов федерации (занимают все большее место в структуре государственного кредита) и местными (практически не встречаются).

По цели размещения выделяют:

• общие государственные облигации по цели, совпадающие с казначейскими обязательствами (финансирование дефицита бюджета);

• целевые, средства от размещения которых предназначены для реализации определенных государственных программ (например, жилищные займы, сельскохозяйственные займы и т.п.);

• займы, предназначенные для финансирования определенного мероприятия (строительство крупного объекта, проведение крупных спортивных соревнований, например, Олимпиады и т.п.).

По признаку держателей облигаций выделяют займы, размещаемые только среди населения, размещаемые только среди юридических лиц, и универсальные – круг держателей не ограничен.

По форме выплаты доходов выделяют:

• процентные займы с выплатой твердого дохода в установленные сроки;

• выигрышные займы, доход которых в момент погашения выплачивается в виде выигрыша отдельным держателям;

• процентно-выигрышные займы, при которых все держатели облигаций получают проценты, а часть – выигрыши в момент погашения;

• беспроигрышные займы, которые гарантируют выигрыш по каждой облигации в течение срока действия займа;

• беспроцентные займы, владельцам облигаций которых не выплачивается доход, но гарантируется получение определенного товара.

По срокам погашения займы могут быть краткосрочными (на срок до 1 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).

По методу размещения различают:

• добровольные займы, облигации которых свободно продаются и покупаются на финансовом рынке;

• займы, размещаемые по подписке, облигации которых распределяются среди определенного круга лиц;

• принудительные займы, которые размещаются среди кредиторов по постановлению правительства и приобретение которых является для определенного круга лиц обязательным.

В ряде случаев государственные займы могут быть безоблигационными, которые оформляются подписанием специальных соглашений или путем записей в долговых книгах с выдачей специальных свидетельств. Эта разновидность займов характерна для международных правительственных кредитов.

Другая форма государственного кредита – обращение накоплений в государственные займы. При этой форме одновременно задействуются каналы прямого и косвенного финансирования. Финансовые учреждения, работающие на депозитной основе (привлекающие денежные вклады) могут приобретать государственные облигации за счет заемных средств. В этом случае владельцы свободных финансовых ресурсов действуют как субъекты косвенного финансирования, доверяя использование своих денег финансовому посреднику, а последний – как субъект прямого финансирования государства.

Результатом использования системы государственного кредита является возникновение государственного долга, в составе которого выделяют две части:

· капитальный государственный долг, который измеряется всей суммой долговых обязательств государства, включая доход, который должен быть выплачен по этим обязательствам, независимо от сроков погашения и выплат;

· текущий государственный долг, который измеряется суммой долговых обязательств, которые должны быть погашены в данном финансовом периоде и суммой выплат дохода по всем существующим обязательствам в этом периоде.

Такое деление и оценка обязательств государства по двум частям долга позволяет принимать обоснованные решения по управлению им.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9614 — | 7392 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/4_145797_tema—upravlenie-gosudarstvennim-kreditom.html

Полный отказ от долговых обязательств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here