Порядок проведения орм обследование помещений зданий сооружений в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Порядок проведения орм обследование помещений зданий сооружений в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

  • Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199
    «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

    С изменениями и дополнениями от:

    17 марта 2015 г., 30 сентября 2016 г., 17 апреля 2017 г.

    1.1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1).

    1.2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2).

    2. Считать утратившим силу приказ МВД России от 30 марта 2010 г. N 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»*.

    3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

    * Зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 года, регистрационный N 17645.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2014 г.
    Регистрационный N 32369

    Определен новый порядок обследования сотрудниками ОВД помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

    Для принятия решения провести мероприятие сотрудник подразделения, уполномоченного на ОРД, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт. Определен более четкий состав указываемых в последнем сведений.

    Как и ранее, подписанное распоряжение регистрируется в специальном журнале учета.

    Если обследование необходимо провести за пределами обслуживаемой органом территории, то предварительно нужно проинформировать начальника соответствующего органа (его заместителя).

    Более подробно прописана процедура обследования. В ночное время оно допускается в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности России.

    Перед началом мероприятия представителю юрлица либо физлицу предъявляют для ознакомления распоряжение. Вручают копию. Предупреждают о применении технических средств (если они необходимы).

    В самостоятельный раздел помещены правила изъятия предметов и документов. Речь идет, в частности, о тех, которые имеют признаки подделки, а также о вещах, изъятых из гражданского оборота (об ограниченно оборотоспособных), находящихся у лиц без специального разрешения.

    Закреплены положения о ведомственном контроле за соблюдением законности при проведении обследования.

    Прежний порядок признан утратившим силу.

    Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2014 г.
    Регистрационный N 32369

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 мая 2014 г. N 118

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ МВД России от 17 апреля 2017 г. N 208

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Приказ МВД России от 30 сентября 2016 г. N 610

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Приказ МВД России от 17 марта 2015 г. N 341

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Порядок проведения орм обследование помещений зданий сооружений в 2020 году

    Библиографическая ссылка на статью:
    Фассалов И.Р. Проблемы проведения оперативного розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств при расследовании преступлений против здоровья населения и общественной нравственности // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/05/89412 (дата обращения: 24.05.2019).

    Общеизвестным фактом в настоящее время является то, что здоровье — это важнейшее богатство не только конкретного человека, как индивида но и богатство всего общества, всего государства, которое стремиться обеспечить своему населению как физическое так и биологическое, так и духовное здоровье. Как правило для данных целей государство развивает социальную политику, экономику, медицину, культуру.

    Но немаловажную роль в процессе развития здорового населения государство отводит и правоохранительным структурам.

    Наиболее ярким доказательством вышесказанному является факт закрепления в Уголовном кодексе Российской Федерации главы, посвященной преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности.

    Продолжая мысль о актуальности данной проблемы, приведем данные судебной статистики за предшествующие 5 лет.

    За преступления против здоровья населения и общественной нравственности всего было осуждено в 2014 году — 119810 человек, в 2015 году — 119531 человек, в 2016 году — 109414 человек, в 2017 году — 107839 человек, в 2018 году — 95785 человек[1].

    Читайте так же:  Что нужно для оформления загранпаспорта через госуслуги в 2020 году

    И по сей день расследование преступлений против безопасности населения и общественной нравственности весьма сложный, длительный, а часто и опасный и неоднозначный процесс.

    На наш взгляд, это связано с тем, что при расследовании данных преступлений, сотрудники правоохранительных органов зачастую тесно взаимодействую не только между собой но и с другими учреждениями и организациями и при всем при этом нельзя не обратить внимание на тесную взаимосвязь между сотрудниками осуществляющими расследование преступлений и сотрудниками осуществляющими оперативную розыскную деятельность. Нередко, при расследовании преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, оперативным работникам в процессе сбора информации о преступном событии приходиться нарушать конституционное права граждан на неприкосновенность жилища. Именно эту проблему мы раскроем далее в тексте нашей работы.

    Более детально раскроем описанную выше ситуацию на примере такого оперативного розыскного мероприятия как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

    В. Ю. Стельмах писал : «Определяя процессуальные моменты проведения обследования жилища, необходимо предварительно отметить некоторые обстоятельства. Во-первых, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. Правоотношения, возникающие в рамках оперативно-розыскной деятельности, наиболее близки к уголовно-процессуальным. Это объясняется прежде всего общностью задач оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем следует учитывать, что обследование жилища может быть гласным, негласным и зашифрованным. Гласное обследование производится в отношении владельцев соответствующего объекта, предполагает сообщение им о сути и содержании производимого оперативно-розыскного мероприятия. При этом конечные цели могут не доводиться до сведения указанных лиц, однако они должны сознавать, что на принадлежащем им объекте проводится оперативно-розыскное мероприятие. Результаты гласного обследования фиксируются в документах, подписываемых всеми участниками, в том числе и владельцами объекта[2].

    Мы склонны согласиться с позицией автора. Одинаковые по своей природе общественные отношения, урегулированные нормами права должны быть эрегированы однородной общей нормой.

    Помимо вышесказанного известный теоретик права В. Ю. Стельмах пишет: «Наибольшую сложность, но вместе с тем и важность для доказывания представляет порядок проведения негласного или зашифрованного обследования жилища. В практической деятельности выработан оптимальный алгоритм проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, соблюдение которого обеспечивает возможность использования результатов обследования в процессе доказывания.

    Во-первых, после получения информации оперативный сотрудник обязан принять меры к установлению принадлежности жилища, в котором планируется провести оперативное обследование.

    Во-вторых, для проведения обследования жилища руководителем оперативно-розыскного органа выносится постановление о разрешении проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, в котором приводится обоснование необходимости проведения обследования жилища.

    В-третьих, постановление о проведении обследования жилища рассматривается единолично судьей по месту нахождения оперативно-розыскного органа.

    В-четвертых, на основании постановления оперативными сотрудниками осуществляется негласное проникновение в жилище. Во время нахождения в жилище могут произведены следующие действия: а) непосредственно визуальный осмотр жилища; б) запечатление обстановки с помощью технических средств (фотографирования, видеосъемки и т.п.); в) установка технических средств фиксации (скрытых видеокамер, портативных микрофонов и т.п.); г) сбор образцов для сравнительного исследования (изъятие части обнаруженного в жилище предмета или вещества)»[3].

    Кроме того, следует учитывать, что при негласном обследовании понятые не присутствуют, и результаты оперативно-розыскного мероприятия оформляются рапортом оперативного сотрудника. Составление протокола осмотра места происшествия в указанной ситуации представляется неправомерным, поскольку рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие не является следственным осмотром в силу отсутствия таких базовых для осмотра правил, как гласность проведения, проникновение в жилище в присутствии его собственника или официальных представителей жилищных организаций и т.п.

    Исходя из сказанного, важно сформулировать следующее правило: в ходе обследования обнаруженные предметы не могут изыматься в полном объеме, допускается либо их исследование на месте, либо изъятие части вещества для исследования в стационарных условиях. По сути, данное правило является частным случаем более общего требования о проведении оперативно-розыскных мероприятий таким образом, чтобы не исключить последующее производство следственных действий, направленных на получение информации из того же источника.

    Порядок проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений» и изъятия при его проведении предметов, документов и материалов

    Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 18 июля 2010 года вступил в силу Приказ МВД России от 30.03.2010 № 249 об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

    Право сотрудников органов внутренних дел проводить обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и изымать при его проведении предметы, документы и материалы предусмотрено статьями 6 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее – Закон об ОРД).

    Между тем, до вступления в силу Приказа МВД РФ от 30.03.2010 № 249 порядка проведения этого оперативно-розыскного мероприятия не существовало. Таким образом, данный Приказ устраняет пробел в правовом регулировании порядка проведения оперативно-розыскного мероприятия, результаты которого могут быть использованы как при принятии решения о возбуждении уголовного дела, так и в качестве доказательств при его расследовании.

    Основные положения Инструкции

    Обследование проводится на основании распоряжения, вынесенного уполномоченным должностным лицом. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении обследования, также утвержден данным Приказом.

    Комментарий «Пепеляев Групп»: Если распоряжение вынесено должностным лицом, не включенным в утвержденный перечень, то оно незаконно и не подлежит исполнению.

    Из формы распоряжения на проведение обследования (Приложение № 1 к Инструкции) следует, что в распоряжении о проведении обследования должны быть указаны основания его вынесения, объекты подлежащие обследованию, и перечень сотрудников органов внутренних дел, которым поручено проведение данного мероприятия.

    Комментарий «Пепеляев Групп»: Проводить обследование могут только те лица, которые уполномочены на это распоряжением, и только в отношении указанных в распоряжении объектов.
    Распоряжение о проведении обследования должно быть предъявлено лицу (представителю лица), объекты которого подлежат обследованию, до его начала. Также ему должна быть вручена копия данного распоряжения (пункт 6 Инструкции).

    Пункт 1 ст. 15 Закона об ОРД предусматривает, что если при проведении обследования изымаются документы, предметы и материалы, то лицом, проводящим обследование, должен составляться протокол изъятия в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ. Инструкция, утвержденная Приказом МВД РФ от 30.03.2010 № 249, вводит ряд дополнительных правил проведения изъятия.

    Читайте так же:  Отзыв на исковое заявление по алиментам образец

    Так, изъятие документов и других предметов должно происходить в присутствии двух понятых (пункт 7 Инструкции), что соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства о порядке проведения обыска и выемки.

    Пунктом 10 Инструкции устанавливается правило, что изъятию при проведении обследования подлежат только предметы, документы и материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям обследования, указанным в распоряжении на его проведение.

    Комментарий «Пепеляев Групп»: Лицо (представитель лица), объекты которого подлежат обследованию, вправе требовать от проводящих его лиц исполнения данного правила, а в случае его неисполнения — обжаловать их действия.

    В дополнение к обязанности лиц, проводящих изъятие документов, выдать их заверенные копии (ст.15 Закона об ОРД), Инструкция вводит положение (пункт 11), что при изъятии информации, находящейся на электронных носителях, лицу, у которого изымается данная информация, предоставляется возможность ее копирования.

    Комментарий «Пепеляев Групп»: Данная норма поможет избежать проблем, связанных с изъятием информации, необходимой для деятельности организации.

    Выводы и рекомендации

    Существенный пробел в регулировании проведения обследования – отсутствие обязанности лиц, проводящих данное мероприятие, составлять протокол самого обследования: составление протокола предусмотрено только для фиксирования факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.

    Также можно отметить, что порядок обследования не предусматривает обязательного присутствия понятых и представителя лица, объекты которого подлежат обследованию.

    Поскольку результаты обследования могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, мы рекомендуем организовать сопровождение лиц, проводящих данное мероприятие, представителями компании, и вести видеозапись.

    Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

    в Москве – к Максиму Кошкину, Руководителю практики уголовно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Александру Курилову, Адвокату, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

    в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

    Акт осмотра помещения

    Составление Акта осмотра помещения происходит в разных случаях: при купле-продаже, сдаче в аренду, проведении ремонтных работ, после затопления и иных непредвиденных форс-мажорных обстоятельствах. Акт оформляется как при осмотре жилых помещений, так и нежилых объектов (складов, производственных зданий, офисов и т.п.).

    Основными причинами составления акта является потребность подтвердить или опровергнуть причинение помещению какого-либо вреда, либо же описание состояние помещения на определенный момент времени без привязки к какому-либо событию.

    Акты по осмотру помещений делятся на два типа:

    • необязательные (при сделках с имуществом),
    • обязательные (при проведении судебных экспертиз, следственных мероприятий и расследований).

    Процедура осмотра помещения

    Как правило, в процедуре осмотра помещения участвуют несколько человек. Все их данные должны быть внесены в акт осмотра помещения.

    Строго регламентированной, утвержденной законом процедуры по осмотру помещения нет. Обычно такое обследование происходит с какой-то определенной целью, например, проверкой технического состояния, электрооборудования, коммуникационных сетей, контролем за соблюдением правил пожарной, экологической безопасности и т.п.

    Поэтому в процессе бывает задействован не один человек, а несколько (не менее двух), то есть создается специальная комиссия. Часто в ее состав входят представители надзорных ведомств и государственных инстанций, в том числе инженеры, техники, эксперты. Такой подход обеспечивает объективность осмотра и достоверность выводов комиссии.

    Основные правила составления акта

    Унифицированного, единого образца для составления данного документа нет, поэтому писать его можно в свободной форме. Оформлять акт можно от руки или печатать на компьютере. Главное, чтобы в нем содержались сведения об осматриваемом объекте, информация о членах комиссии по осмотру, точное описание их выводов, а также замечания и недостатки, выявленные при процедуре. Если осмотр помещения производится для установления факта нанесенного ущерба, то это также необходимо отметить, с указанием причины, предполагаемого виновника, а также выявленных причинно-следственных связей.

    Документ может быть создан в описательной форме, а может быть составлен в виде таблицы.

    Чем сложнее устроено осматриваемое помещение, чем более масштабные цели преследует осмотр, тем объемнее и шире получается акт.

    Иногда к акту прикладываются отдельные приложения — их также необходимо указать в основном документе.

    Довольно часто при осмотрах объект фотографируют, а затем фотографии тоже вносятся в акт как приложения. Если при осмотре помещения проверяется электрооборудование, вентиляция, системы отопления и водоснабжения, в акте необходимо удостоверить соответствие их состояния установленным нормам и стандартам.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Акт составляется в нескольких экземплярах — по одной для каждой из заинтересованных сторон. Каждая копия акта должна быть заверена оригинальными подписями членов комиссии, производящей осмотр, а также удостоверена печатями соответствующих организаций. Правильно составленный акт обретает юридическую силу и может служить в качестве доказательной базы в судебной инстанции.

    Инструкция по написанию акта осмотра помещения

    Акт составляется по стандартным правилам делопроизводства, поэтому никаких особых затруднений вызвать он не должен.

    • В «шапке» документа посередине пишется его название и коротко обозначается суть (в данном случае «осмотра помещения»), а также указывается населенный пункт, в котором он оформляется и дата: число, месяц (прописью), год.
    • Затем вписывается состав комиссии, которая проводит осмотр: указывается должность каждого члена комиссии, полное название организации, которую он представляет, фамилия, имя, отчество.
    • Далее фиксируются сведения, касающиеся непосредственно объекта. Здесь надо внести данные о его наименовании и назначении, указать собственника, а также адрес, по которому он находится.
    • Ниже публикуются выводы комиссии: если помещение и все осматриваемые элементы находятся в хорошем состоянии, то это нужно отметить, если же есть какие-либо нарекания и замечания по его состоянию, то их надо описать с максимальными подробностями.
    • В заключительной части акта его должны подписать все члены сформированной комиссии и при необходимости заверить печатями.

    После составления акта

    Довольно часто подобные акты составляются для фиксации какого–либо нанесенного ущерба и последующего обращения в суд.
    В этом случае данный документ служит доказательством убытка, но только при условии грамотного заполнения и наличия подписей членов независимой комиссии, в состав которой входят эксперты от разных организаций. На основе данного акта пострадавшая сторона может взыскать с виновника как материальный, так и моральный вред.

    Обследование помещений зданий сооружений участков местности и транспортных

    Может ли протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств заменить или быть приравненным к протоколу осмотра места пришествия, то есть может ли так быть что в законченном, подписанном прокурором, уголовном деле — полностью отсутствует протокол осмотра места происшествия-при наличии протокола обследования помещений, зданий, сооружений участков местности и транспортных средств.

    Читайте так же:  Проверить долги по кредитам по фамилии

    Какова судебная перспектива подобного дела, т.е. может ли подобное дело вообще быть принятым в судопроизводство.?

    И еще, каким нормативным документом утверждена форма (бланк) «протокола обследования помещений, зданий, сооружений участков местности и транспортных средств»

    Если речь идет о налоговых правонарушениях, то такой протокол утвержден Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338. Данный документ может быть признан иным доказательством в рамках уголовного судопроизводства. О перспективе дела и возможности его принятия к производству судом без изучения материалов самого уголовного дела рассуждать сложно и необъективно.

    Статья 176. УПК РФ Основания производства осмотра

    1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

    (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

    2. Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

    Статья 177. Порядок производства осмотра

    1. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

    3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

    (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.

    (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

    5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

    6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

    Статья 180. Протоколы осмотра и освидетельствования

    1. Протоколы осмотра и освидетельствования составляются с соблюдением требований настоящей статьи, статей 166 и 167 настоящего Кодекса.

    2. В протоколах описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования. В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании.

    3. В протоколах также должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производились осмотр или освидетельствование, какие технические средства были применены и какие получены результаты, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела.

    Статья 166. Протокол следственного действия

    1. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

    2. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

    3. В протоколе указываются:

    1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

    2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

    3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

    4. В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

    5. В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

    6. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

    7. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

    8. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.

    (часть 8 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 143-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10. Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с настоящим Кодексом их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

    Статья 167. Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия

    1. В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.

    Читайте так же:  Группа не платит кредит

    2. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.

    3. Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

    Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

    Проведение ОРМ

    Специфика осуществления оперативно-розыскной деятельности требует от органов, ее осуществляющих, при проведении оперативно-розыскных мероприятий соблюдения ряда законодательно установленных условий. Прежде всего, необходимо отметить, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), регламентируя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), в части 1 статьи 8 конкретизировал конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ).

    В соответствии с этим принципом при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Однако необходимо иметь в виду, что этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.

    Некоторые оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Закона об ОРД, не требуют санкции руководителя органа, осуществляющего ОРД, и проводятся по решению сотрудника оперативного подразделения (опрос граждан; наведение справок; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, кроме жилищ граждан). Также не требует санкции руководителя соответствующего органа, осуществляющего ОРД, проведение исследования предметов и документов при наличии стандартизированных методов исследования (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализа). Однако проведение данных ОРМ требует соблюдения некоторых других условий.

    Так, например, следует помнить, что основным условием проведения опроса, в том числе опроса с использованием полиграфа, является добровольное согласие лица на проведение его опроса. Образцы для сравнительного исследования собираются на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения о необходимости проведения данного мероприятия, который приобщается к материалам оперативной проверки (дел оперативного учета). При этом, сотрудникам оперативных подразделений запрещается собирать образцы для сравнительного исследования, если их изъятие создает угрозу здоровью граждан, унижает их честь и достоинство, нарушает жизнедеятельность отдельных лиц, а также затрудняет функционирование учреждений, организаций, предприятий.

    Проверочная закупка также осуществляется в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения. Однако, проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная продажа которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основе мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 5 статьи 8 Закона об ОРД). Кроме того, при проверочной закупке разрешено без лицензии использовать наркотические средства или психотропные вещества (в соответствии со статьей 36 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Эти же условия должны соблюдаться при проведении такого ОРМ, как контролируемая поставка.

    Для привлечения к исследованию предметов и документов специалистов, обладающих соответствующими познаниями, сотрудник оперативного подразделения мотивированным рапортом докладывает о необходимости исследования предметов и документов руководителю органа, осуществляющего ОРД, на основе которого направляется письменное требование о производстве исследования соответствующими специалистами. Метод наблюдения, как правило, осуществляется специализированными оперативно-поисковыми подразделениями по поручению (заданию) руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Электронная форма наблюдения, если она предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища, проводится только на основании решения суда. Оперативные подразделения обязаны обеспечить безопасность граждан, привлекаемых к проведению отождествления личности. В ходе оперативной идентификации, как правило, запрещается:

    • оказывать воздействие на лиц, участвующих в ОРМ, и искусственно создавать условия, приводящие к ошибочному отождествлению опознаваемого лица с разыскиваемым преступником;
    • привлекать к отождествлению личности граждан, физические и психические качества которых заведомо ставят под сомнение результаты мероприятия;
    • действовать с нарушением положений оперативно-розыскного закона, иных актов по организации и тактике ОРД,
    • допускать действия, исключающие дальнейшее использование результатов мероприятия в соответствии с законом. Так, например, осуществление отождествления личности может привести в невозможности или утере доказательственного значения такого следственного действия, как предъявление для опознания.

    Как отмечалось выше, ряд ОРМ объективно влекут ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина (обследование жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи), поэтому для их проведения необходимо соблюдение особых дополнительных условий. Различают две группы таких условий проведения указанных ОРМ: общеобязательные и характерные для экстренного проведения.

    Проведение ОРМ: общеобязательные условия

    Общеобязательными условиями для проведения таких ОРМ являются:

    • наличие судебного решения;
    • наличие специальной информации об объектах ОРД, перечисленных в статье 2 Закона об ОРД ;
    • документально оформленное задание оперативного подразделения (в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем).

    При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Кроме того, следует отметить, что, если целью указанных оперативно-розыскных мероприятий является обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, их проведение разрешается без судебного решения при наличии согласия защищаемого лица в письменной форме (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД);

    Проведение ОРМ: условия для экстренных случаев

    Условия, характерные для экстренного проведения рассматриваемых ОРМ, предусматривают:

    • наличие обстоятельств, которые не терпят промедления и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;
    • наличие данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
    • наличие мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
    • уведомление суда (судьи) о проведенном мероприятии в течение 24 часов.
    • получение органом, осуществляющим ОРД, судебного решения о проводимом ОРМ в течение 48 часов с момента его начала.

    Дополнительными условиями, характерными для экстренного проведения прослушивания телефонных переговоров, согласно части 4 статьи 8 Закона об ОРД является наличие:

    • угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;
    • заявления или письменного согласия таких лиц на прослушивание телефонных переговоров;
    • возможности прослушивать переговоры, ведущиеся только с телефона заявителя;
    • уведомления суда (судьи) о прослушивании в течение 48 часов.

    Часть 4 статьи 6 Закона об ОРД закрепляет порядок, согласно которого ОРМ, связанные контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, с прослушиванием телефонных переговоров, со снятием информации с технических каналов связи проводятся с использованием только оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и МВД России. Закон запрещает проведение таких ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4 и 6 части 2 статьи 7 Закона об ОРД, т.е. в целях оперативно-проверочной работы.

    Читайте так же:  Сколько платить алиментов жена декрете

    Говоря об условиях осуществления оперативного внедрения, следует отметить, что в зависимости от вида и сложности данного ОРМ его инициатор готовит на рассмотрение и утверждение руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, следующие документы: мотивированный рапорт о необходимости и наличии законных оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, предполагаемом объекте и субъекте внедрения; постановление об оперативном внедрении и др. Однако, в целях соблюдения конспирации перечисленные и другие документы могут не составляться.

    Оперативный эксперимент проводится по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем органа, уполномоченного на осуществление ОРД и только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (часть 6 статьи 8 Закона об ОРД).

    Отсутствие оснований и несоблюдение установленных законом оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут впоследствии стать для стороны защиты поводом для заявления ходатайства о признании недопустимыми доказательств, сформированных по результатам этих ОРМ. В следующих публикациях будут рассмотрены вопросы, касающиеся порядка проведения некоторых оперативно розыскных мероприятий, несоблюдение которого может нарушить права и свободы граждан или отрицательно сказать на результатах расследования и судебного разбирательства дела.

    Образец акта обследования объекта

    Акт обследования объекта – документ, который может составляться по самым разным поводам, таким как предстоящая передача в аренду, капитальный ремонт здания, передача объекта под охрану, снятие с учета, ввод в эксплуатацию, купля-продажа и т.д. Независимо от того, что именно послужило причинно написания акта, в нем обязательно фиксируется состояние объекта на момент проведения обследования, а также описываются меры, которые могут быть приняты к устранению найденных дефектов, повреждения и поломок.

    Акт может составляться в отношении объектов совершенно различного назначения, в том числе жилых и нежилых зданий и сооружений, движимого и недвижимого имущества и т.д.

    Обычно обследование носит визуальный характер, но при необходимости, некоторые элементы и детали объекта могут быть подвергнуты более тщательному (а том числе лабораторному) исследованию.

    Кто пишет акт обследования объекта

    Составлением данного акта занимается специальная независимая комиссия, поэтому, первое, что следует сделать для обследования объекта – назначить членов комиссии, в составе не менее двух человек. Эти люди должны обладать достаточной квалификацией, чтобы произвести обследование и оценку на требуемом уровне, при этом, по возможности к работе следует привлечь специалиста из организации, профессионально занимающейся экспертизой состояния подобных объектов. Кроме того, в комиссии желательно включить представителя заинтересованной стороны.

    Фамилии всех членов комиссии должны быть вписаны в документ, с указанием выбранного председателя.

    Как правильно составить акт: основные моменты

    Унифицированного образца акта нет, поэтому составлять его можно в свободном виде. Во многом форма акта диктуется целью создания документа и его содержанием. Однако для того, чтобы акт обследования объекта обрел законную силу, при его оформлении следует придерживаться некоторых стандартов.

    Документ обязательно должен содержать

    • дату составления,
    • наименование и адрес местоположения проверяемого объекта,
    • его состояние (по необходимости),
    • цели, которые преследует обследование,
    • действия, производимые в его рамках,
    • а также результат.

    Если в процессе обследования выявляются какие-то повреждения, поломки, дефекты (неважно, внешние или внутренние), их тоже надо отразить в документе (по возможности, с указанием причин, приведших к их появлению). В тех случаях, когда речь при обследовании ведется об объектах капитального строительства, особое внимание следует уделить несущим конструкциям. В заключение акта нужно прописать рекомендации, данные комиссией для устранения обнаруженных недочетов.

    Если кто-то из членов комиссии не согласен с внесенными в акт сведениями или выводами, он должен написать свое аргументированное, обоснованное мнение в этом же документе отдельным пунктом.

    При необходимости к акту могут прикладываться различные подтверждающие его содержание документы (в т.ч. фотографии, ссылки на видео, свидетельства независимых источников), которые оформляются в виде приложений и обязательно регистрируются в самом акте.

    Акт обследования объекта составляется на бумажном носителе не менее чем в двух, а, как правило, даже в нескольких экземплярах (в зависимости от количества заинтересованных сторон). Он может быть заполнен как от руки, так и напечатан на компьютере, но независимо от того, какой способ оформления будет выбран, каждая его копия должна быть заверена оригиналами подписей членов комиссии. Удостоверять печатями заполненный бланк не нужно.

    Образец составления акта обследования объекта

    В начале документа заполняем его наименование, затем в строке ниже указывается населенный пункт, в котором производилось обследование, а также дата составления акта.

    Основная часть акта

    Основная часть акта открывается описанием цели проведения обследования (капитальный ремонт, снятие с учета, передача в аренду и т.п.), со ссылкой на основание (заявление, приказ, распоряжение, судебное постановление и т.п.), потом сюда же вписывается состав комиссии. Каждый ее член должен быть внесен в акт с наименованием должности и указанием организации, которую он представляет.

    Далее в документ включается адрес объекта и подробные действия, которые были произведены при его обследовании (желательно отдельными пунктами). После того, как описательная часть акта будет составлена, нужно резюмировать проведенную процедуру. Если в ходе обследования не было выявлено никаких повреждения, объект находится в удовлетворительном состоянии и соответствует всем необходимым нормативам, в акте достаточно ограничится фиксацией этого факта.

    При обнаружении недостатков, их нужно тщательно описать и дать рекомендации к их устранению.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В заключении все члены комиссии должны поставить под документом свои подписи.

    Порядок проведения орм обследование помещений зданий сооружений в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here