Порядок проведения предварительных и периодических медосмотров работников в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Порядок проведения предварительных и периодических медосмотров работников в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

  • Перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам

    Организация проведения медосмотров — обязанность работодателя. Но прежде чем направить сотрудников на медобследование, руководство должно утвердить перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.

    Основные положения

    • порядок проведения медосмотров;
    • перечень работ, при выполнении которых необходимы медосмотры;
    • перечень опасных и (или) вредных факторов на производстве, при наличии которых нужны медосмотры.

    Обязательные медицинские обследования работников должны быть организованы за счёт работодателя. Такие обследования касаются не всех работников, а только лишь определённой категории.

    Кто должен проходить осмотры?

    В обязательном порядке должны проходить медосмотр:

    • работники, трудящиеся на работах в опасных или вредных условиях, на подземных работах, и в случаях, когда их труд связан с движением транспорта;
    • работники водопроводных сооружений, детских учреждений, медицинских организаций, компаний в сфере общественного питания, торговли и пищевой промышленности.

    Перечень профессий

    Единого официального перечня, в котором были бы указаны все профессии, работники которых подлежат прохождению медосмотров в обязательном порядке, нет. Такой перечень должен утвердить каждый работодатель, исходя из того, какие профессии и должности есть в его компании и какие условия труда организованы в этой компании. При составлении такого перечня нужно руководствоваться перечнями опасных факторов и работ, указанными выше. При этом не имеет значения, как именно называется профессия. Если работа связана с той работой, что указана в перечне, или выполняется в опасных или вредных условиях, эту профессию (должность) нужно включить в список.

    Форма такого списка (перечня) не утверждена, поэтому составляется документ в свободной форме.

    В списке необходимо указать следующее:

    1) профессии (должности) по штатному расписанию, по которым предполагается работа с вредными производственными факторами, указанные в Перечне N 302н;

    2) вредные производственные факторы. Наличие или отсутствие этих факторов выявляется путём проведения специальной оценки условий труда.

    После утверждения этого списка работодатель направляет его в течение 10 дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит реализация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по своему фактическому месту нахождения.

    Организация проведения осмотра

    В первую очередь работодатель составляет поимённый список сотрудников, которые должны проходить медосмотры.

    В таких списках должны быть указаны:

    • фамилия, имя, отчество, профессия (должность);
    • наименование вида работы или вредного производственного фактора;
    • название структурного подразделения (если есть).

    Далее работодатель выбирает медицинскую организацию, которая будет проводить осмотры, и согласовывает дату их проведения. За 2 месяца до этой даты работодатель направляет в медорганизацию подготовленный список лиц, которые будут проходить медосмотр.

    Медицинская организация в свою очередь, получив поимённый список, составляет календарный план. Этот план согласовывается с работодателем и утверждается сторонами.

    Перед тем, как направить своего работника на медицинское обследование, работодатель должен вручить ему направление и ознакомить с календарным планом.

    Работник в указанный в плане день должен явиться в медорганизацию со всеми необходимыми документами. На этого работника оформляются медкарта и паспорт здоровья. После чего его допускают непосредственно к осмотрам и обследованиям (лабораторным и функциональным исследованиям).

    Предварительные и периодические медосмотры работников

    Направление сотрудников на систематическое прохождение обязательных медицинских освидетельствований является необходимой мерой, позволяющей заранее выявить развитие тех или иных осложнений, связанных с производственной деятельностью. От общего самочувствия трудящихся зависит качество и скорость выполняемой работы, поэтому проведение предварительных и периодических медосмотров работников строго контролируется компетентными госорганами и регламентируется многочисленными законодательными актами.

    На предварительные врачебные осмотры работники направляются еще в момент трудоустройства. Целью их проведения является установление соответствия уровня здоровья соискателя с той трудовой деятельностью, которую он планирует выполнять. Данные виды медицинских освидетельствований необходимы для выявления заболеваний на начальной стадии, а также их профилактика и предотвращение дальнейшего развития.

    Периодические освидетельствования проводятся уже в процессе выполнения сотрудником его трудовых обязательств. Для прохождения специалистов, лица освобождаются от выполнения трудовых функций на определенное время, но при этом, за ними сохраняется их заработок и должность. Целями проведения систематических обследований здоровья являются:

    • Контроль над уровнем самочувствия работников, чья трудовая деятельность осуществляется под воздействием негативных производственных явлений, в динамике. Такая мера предусмотрена для того, чтобы определить: опасно или нет для здоровья лиц систематическое нахождение в таких производственных условиях;
    • Выявление и предупреждение заболевания на ранних этапах. Применение необходимых медицинских мер, позволяющих сохранить необходимый уровень здоровья работника, а также в короткий промежуток времени вернуть утраченную трудоспособность;
    • Предотвращение несчастных случаев, которые могут стать следствием ухудшения самочувствия работника;
    • Своевременное предупреждение распространения различных инфекций и вирусов.

    Любое врачебное обследование должно проходить на базе медицинской организации государственного или коммерческого характера, в которой имеются все необходимые лицензии и иные свидетельства, позволяющие предлагать гражданам такие услуги.

    Обязательный предварительный медицинский осмотр

    Данный вид медицинского освидетельствования имеет разовый характер и проводится только в момент принятия нового сотрудника на работу. Выдача соответствующего направления осуществляется в индивидуальном порядке. При этом, инициатором может быть как работодатель, которому требуется установить уровень самочувствия соискателя для допуска к труду, так и законодатель, зафиксировавший эту необходимость в соответствующих нормативных Актах. Стоит заметить, что проходить медосмотры должны далеко не все работники, а только лица, занятые на производствах со специфическими условиями труда.

    Прохождение первичных медицинских осмотров требуется для:

    1. Несовершеннолетних работников;
    2. Граждан, чьи трудовые обязательства будут связаны с выполнением тяжелых видов работ;
    3. Соискателей, которые планируют трудоустроиться на предприятие, расположенное в районах Крайнего Севера;
    4. Профессиональных спортсменов;
    5. Лица, осуществляющие свою трудовую деятельность на транспортных средствах;
    6. Служащие МЧС, сотрудники таможни;
    7. Проводники и т.д.

    Если же наниматель не отправляет подчиненных на прохождение первичного мед. освидетельствования, несмотря на то, что данное требование зафиксировано в законодательстве, представители контролирующих органов обязаны призвать нарушителя к административному виду ответственности с последующей выплатой штрафа.

    Читайте так же:  Средне специальное или среднее профессиональное отличие в 2020 году

    Периодические медосмотры работников

    Систематические осмотры на протяжении сотрудничества работника и работодателя необходимы для отслеживания распространения различных инфекционных заболеваний или же вирусов. Кроме того, необходимо ежегодно проверять трудящихся на соответствие их физического и/или психологического состояния с выполняемыми трудовыми функциями.

    Перечень медицинских специалистов узкой направленности, анализов, а также различных тестирований будет отличаться в зависимости от профессии гражданина, пола или возраста. При этом, разработан определенный список врачебных обследований, применяемый ко всем категориям трудящихся и направленный на установление общего уровня самочувствия лиц. К обязательным процедурам относятся:

    • Посещение терапевта, который выдает направления ко всем необходимым специалистам;
    • ЛОР;
    • Невролог;
    • Окулист;
    • Хирург (при необходимости);
    • Сдача общего анализа крови/мочи;
    • Посещение рентгенкабинета и получение флюорографии грудной клетки;
    • ЭКГ.

    В перечень трудящихся, которые не имеют право отказываться от прохождения систематических обследований, включены:

    1. Лица, трудящиеся под воздействием опасных производственных явлений;
    2. Представители некоторых профессий, которые в соответствии с законодательством обязаны периодически предоставлять работодателю сведения о состоянии собственного здоровья;
    3. Несовершеннолетние сотрудники и лица, которые не достигли 21 года;
    4. Граждане, занятые на подземных или высотных работах;
    5. Лица, предоставляющие услуги в сфере общепита или в пищевой области;
    6. Работники водопроводных коммуникаций;
    7. Лица, трудящиеся в сфере образования и систематически взаимодействующие с детьми (учителя/воспитатели);
    8. Сотрудники системы здравоохранения, контактирующие с больными пациентами и инфекционными заболеваниями.

    Кроме того, существуют отдельные категории трудящихся, которые обязаны проходить медосмотры перед началом каждой трудовой смены, как правило, ими являются водители общественного транспорта, машинисты и иные лица, занимающиеся перевозкой населения.

    Порядок подготовки к периодическому осмотру

    Вся организация процедуры прохождения работниками медицинских обследований возлагается на работодателей. Стандартный алгоритм ее проведения выглядит следующим образом:

    Внесены изменения в порядок прохождения медицинских обследований для сотрудников с 2020 года

    Устоявшийся порядок проведения предварительного и периодических медицинских обследований для сотрудников будет изменен со второй половины 2020 года. Изменения коснуться работников, чья профессиональная деятельность происходит в тяжелых или опасных условиях труда, а также сотрудников вредных производств.

    Перемены затронут следующие пункты прошлого порядка:

    1. Паспорта здорового работника.
    2. Внесения записей специалистов в амбулаторную карту сотрудников.
    3. Направления заключения об обследовании работодателю.
    4. Прав работодателя на выписку направления для прохождения внеочередного обследования.

    Со второй половины 2020 года паспорт здорового работника будет отменен. Специалисты не будут делать записи в амбулаторной карте сотрудника, но будут иметь право на внесение копии заключения обследования для личных карт сотрудников.

    Заключение о прохождении медицинской комиссии будет направлено напрямую работодателю для рассмотрения результатов о состоянии здоровья подчиненного и изучения рекомендаций.

    Работодателе получит право направлять подчиненных на внеплановый осмотр здоровья на свое усмотрение.

    Кто оплачивает сотрудникам прохождение медицинских осмотров

    У многих граждан в момент трудоустройства возникает вопрос о том, за счет каких средств проводятся врачебные освидетельствования.

    Некоторые наниматели могут направлять соискателей на прохождение первичных медосмотров за их счет, но с обязательным последующим возмещением всех понесенных расходов. Для получения денежных средств, гражданину следует написать соответствующее заявление и приложить к нему чек/квитанцию, подтверждающую оплату.

    Соискатели и действующие сотрудники направляются на прохождение освидетельствований в медицинскую организацию, с которой работодатель заранее заключил договор. При этом, нет разницы в том, имеет ли учреждение государственный или коммерческий статус, главным требованием является наличие необходимой лицензии.

    Ответственность работодателей за отсутствие медосмотров

    В положениях законодательных актов предусмотрены меры воздействия не только на работников, отказавшихся от прохождения обязательных медосмотров, но также и на работодателей, которые не предоставили подчиненным возможность проверки своего здоровья. Материальная ответственность выражается в виде наложения штрафных санкций следующих размеров:

    1. 15-25 тысяч рублей – для директоров;
    2. 110-130 тысяч рублей – для работодателей (юридических лиц);
    3. 15-25 тысяч рублей – для физических лиц в статусе ИП.

    Аналогичная ответственность возлагается и на тех нанимателей, которые направили работников на прохождение обязательного медосмотра, но, при этом, допустили к работе при наличии определенных нарушений в здоровье.

    Приказ ​О проведении периодического медицинского осмотра (обследования) в 2019 году

    г. Санкт-Петербург от «____» ___________ 20___ г. № _______

    О проведении периодического медицинского осмотра (обследования) в 2019 году

    В целях реализации требований статей 22, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н,

    Директор _______/_________/ Дата

    Приложение
    к Приказу №___
    от «___» _________ 20__ г.

    СПИСОК РАБОТНИКОВ ООО «_______»
    ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОХОЖДЕНИЮ ПЕРИОДИЧЕСКОМУ МЕДИЦИНСКОМУ ОСМОТРУ (ОБСЛЕДОВАНИЮ) В 2019 Г.


    п/п Ф.И.О. Должность Дата прохождения МО

    Составляем список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам

    Работодатель обязан организовать периодический медосмотр своих сотрудников, и составление списка контингентов — ответственная часть этого процесса. Поскольку этот документ содержит перечень должностей, подлежащих обязательным профосмотрам, кадровый отдел или служба охраны труда должны знать, кого следует включать в списки, как их оформлять и куда направлять. Чтобы не возникло проблем с проверяющими, приводим образец контингента лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.

    Как составить список контингентов

    Это первый этап подготовки к медосмотру, и на него ориентируется медкомиссия при составлении критериев оценки здоровья сотрудников. Исходя из содержания Приказа, для его оформления необходимо провести идентификацию вредных производственных факторов и видов работ согласно штатному расписанию.

    Алгоритм действий при составлении контингента работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, следующий:

    1. Рекомендуется сначала составлять перечень контингента, а потом поименный, но многие делают наоборот. Чтобы облегчить процедуру, кадровики зачастую сначала формируют пофамильный список всех работников предприятия, а на его основе составляют поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
    2. Составляется перечень всех профессий в организации, ориентируясь на Приложение № 2 к Приказу № 302н.
    3. Для каждой профессии указываются вредные факторы и работы, в соответствии с Приложением № 1 к Приказу, чтобы определить перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Чтобы определить, какие факторы нужно указывать для каждой конкретной работы, можно воспользоваться результатами аттестации рабочих мест, программой производственного контроля или прошлогодними контингентами. Если у вас есть сотрудники, для которых нет вредных факторов и работ, в контингентах для данной профессии соответствующие ячейки следует оставить пустыми. Таких работников можно не направлять на медосмотр.
    4. Утверждение руководителем организации.
    5. Направление списка в Роспотребнадзор по фактическому местонахождению организации в 10-дневный срок после его утверждения работодателем (пункт 21 Приказа).
    Читайте так же:  Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией предприятия в 2020 году

    Образец контингента работников для бюджетной организации

    Поскольку действующим законодательством не установлена унифицированная форма списка, можно разработать собственную.

    Кто должен проходить медосмотр

    В Трудовом кодексе и Приказе также можно найти перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Это сотрудники, не достигшие возраста 21 года, а также те, кто работает:

    • на вредном и опасном производстве;
    • на высотных работах;
    • на транспорте (водители, машинисты и т. п.);
    • в сфере общепита;
    • в образовательных и детских учреждениях;
    • в фармацевтических, медицинских и санитарно-гигиенических учреждениях (спа, сауны и прачечные);
    • в салонах красоты, которые оказывают парикмахерские и косметологические услуги;
    • в клининговой службе;
    • в сфере водоснабжения;
    • на животноводческих предприятиях и птицефабриках.

    Список является открытым, и работодатель по согласованию с подчиненными может организовать регулярные медосмотры для любых других профессионалов.

    Также законодатель устанавливает периодичность таких медобследований, которая зависит от условий работы и подробно указана в приложении № 1 к Приказу. В среднем перечисленные категории работников должны обследоваться не реже одного раза в 1-2 года.

    Ответственность

    В случае если работодатель проигнорирует свою обязанность по составлению списка и не предоставит его в надзорный орган, это будет расцениваться как нарушение законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За это правонарушение статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

    • для должностных лиц — от 500 до 1000 рублей;
    • для индивидуальных предпринимателей — от 500 до 1000 рублей либо административное приостановление деятельности до 90 суток;
    • для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

    В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

    Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

    В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

    Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

    Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

    Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

    При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

    Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

    О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

    Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

    Читайте так же:  Почему индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом в 2020 году

    Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

    Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

    Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

    Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

    Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

    Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

    При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

    Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

    — сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

    — сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

    — работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

    — иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).

    Читайте так же:  Изменение алиментов госпошлина

    Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ерин Павел

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Воронова Елена

    7 апреля 2016 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    *(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

    Приказ Минздрава 302н – направление на медосмотр по профессиям в 2019-2020 годах

    Основным нормативным актом, устанавливающим комплекс медицинских мероприятий по предупреждения и своевременной профилактики профессиональных заболеваний у работников является Приказ 302н от 12.04.11 Минздравсоцразвития с изменениями на 2019-2020 год. Полное наименование Приказа «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

    В соответствии с приказом 302н от 12.04.11г. Минздравсоцразвития, направление на медосмотр в 2019-2020 годах должны в обязательном порядке получать граждане, занятые на определенных работах. Подробнее обзор данного документа представлен ниже в статье.

    Общие положения

    Приказ 302н вводит обязательность прохождения медицинских осмотров, как предварительных (перед поступлением на должность), так и периодических, если работники контактируют с вредными для здоровья факторами или их деятельность связана с опасными типами производственных процессов.

    Приказ Минздрава 302н с изменениями на 2019-2020 год (скачать документ можно здесь) состоит из следующих частей:

    • правовое обоснование издания распорядительного акта (нормы ТК РФ и Положения о Минздраве);
    • утверждения перечней с 1 по 3;
    • признание утратившими силу иных актов о прохождении медицинских осмотров;
    • признание недействующими пунктов приказа Минздрава СССР №555 о порядке прохождения медосмотров.

    Именно в приложениях изложена суть новых положений о проведении медосмотров:

    • приложение 1 – это перечень вредных производственных факторов, при которых в обязательном порядке проводятся медосмотры;
    • приложение 2 – перечень работ;
    • приложение 3 – порядок осуществления данных обследований.

    При этом, Приказ Минздрава 302н направление на медосмотр по профессиям в 2019-2020 годах не утверждает. То есть, унифицированную форму направления приказ не вводит, однако он содержит перечень реквизитов, обязательных для данного документа.

    Приказ 302н: Приложения 1 и 2, список работ и факторов

    Собственно в них перечислены вредные факторы и перечень работ, при взаимодействии или занятости на которых для соответствующих работников обязательно нужно организовывать медосмотры. Приложение представляют собой (в окончательном виде) таблицы, где указаны факторы или работы, периодичность осмотров, специалисты-врачи, прохождение которых необходимо, лабораторные исследования и дополнительные медицинские показания.

    Так, приложение 1 включает следующие факторы:

    • химические (вещества и соединения, смеси и т.д.);
    • физические (наличие излучения, электромагнитного поля и т.д.);
    • биологические (грибы, вирусы, аллергены и т.д.);
    • факторы трудового процесса.

    Например, в приложении 1, пункте 4.1 указан такой фактор трудового процесса, как перегрузки физические, такие как масса перемещаемого груза.

    Приложение 2 – это перечень производственных процессов, работ. Так, приложение 2, пункт 2 Приказа 302н – это работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с определенными показателями по напряжению и постоянному и переменному току.

    Еще несколько примеров работы, занятость на которых делает прохождение медосмотра обязательным для работника:

    • приложение 2, пункт 17 – это работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, детских больниц и поликлиник, родильных отделений;
    • приложение 2, пункт 27 – управление наземными транспортными средствами. У данного пункта есть подпункты в соответствии с категориями управляемых транспортных средств.

    При этом нужно учесть, что перечень профессий, опасных, с точки зрения развития определенных заболеваний, этот документ в чистом виде не содержит.

    Порядок проведения осмотра

    Приказ МЗ РФ 302н устанавливает и порядок прохождения медосмотров. Надо сказать, что медицинские осмотры, в соответствии со ст. 46 ФЗ-323, регулирующего основы здравоохранения в РФ, могут быть не только предварительными и периодическими, но и профилактическими, предрейсовыми и послерейсовыми, предсменными и послесменными.

    В обсуждаемом нормативном акте установлены обязательность, периодичность и порядок проведения предварительных и периодических, а также внеочередных осмотров, осуществляемых на основании рекомендаций специалистов.

    Предварительные проводятся на основании направления, выдаваемого работодателем.

    Направление на медосмотр включает следующие реквизиты:

    • наименование, форма собственности, ОКВЭД организации;
    • наименование медицинской организации и ее адрес;
    • вид осмотра;
    • данные о направляемом: фамилия, имя, отчество, дата рождения;
    • данные о структурном подразделении, куда поступает на работу гражданин и наименование будущей должности;
    • список опасных факторов и работ.

    Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, унифицированная форма которых также не утверждена. Но в данном списке обязательно должно присутствовать наименование должности и перечень опасных факторов и работ.

    Изменения в приказ

    Поправки вносились в приложения 1 и 2, в 2013 и 2015 годах были добавлены дополнительные вредные, опасные факторы, увеличено количество врачей, осуществляющих осмотр для некоторых факторов и работ, увеличено количество противопоказаний и т.д. В 2018 году было изменено наименование п. 20 приложения 2. Эnи изменения нельзя назвать значительными.

    Никакие поправки пока в ближайшем будущем в приказ не ожидаются. Однако есть вероятность, что в связи с «регуляторной гильотиной», то есть, отсечением всех недействующих или усложняющих бизнес нормативных актов, приказ будет отменен. Он внесен чиновниками в предварительный список, однако данный перечень еще не утвержден официально.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
    «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

    С изменениями и дополнениями от:

    15 мая 2013 г., 5 декабря 2014 г., 6 февраля 2018 г.

    Читайте так же:  Перевод алиментов проводки

    Об экспертизе настоящего приказа см. письмо Минэкономразвития России от 28 мая 2015 г. N 13875-ОФ/Д26и

    В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

    перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению N 1;

    перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2;

    Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению N 3.

    2. Ввести в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 года.

    3. Признать утратившими силу с 1 января 2012 года:

    приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96);

    приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015);

    приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 «О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).

    4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2011 г.
    Регистрационный N 22111

    Утверждены новые перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры (обследования). Пересмотрен порядок проведения таких осмотров.

    В перечнях установлены периодичность осмотров, состав участвующих в них врачей-специалистов. Перечислены проводимые лабораторные и функциональные исследования, приведены медицинские противопоказания к выполнению работ.

    Осмотр могут проводить любые медорганизации, имеющие такое право, а также осуществляющие экспертизу профпригодности. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог и врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по ней.

    Направление на осмотр выдает работодатель. Приведены требования к его заполнению. Работник предъявляет в медорганизацию паспорт и направление. На него оформляются медкарта и паспорт здоровья (при его отсутствии). Последний после осмотра выдается работнику на руки.

    Для проведения периодических осмотров работодатель направляет в медорганизацию поименные списки работников, на основании которых составляется календарный план осмотров. По окончании осмотра оформляется медицинское заключение в 2-х экземплярах (первый выдается работнику, второй приобщается к медкарте). Работника относят к одной из диспансерных групп, дают рекомендации по профилактике заболеваний, при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации. При подозрении на профзаболевание выдается направление в центр профпатологии.

    Участники аварий, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве и ряд иных работников 1 раз в 5 лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии.

    Медорганизация по итогам осмотров составляет заключительный акт и направляет его работодателю, в центр профпатологии, а также территориальному органу Роспотребнадзора.

    Новые перечни и порядок вводятся в действие с 1 января 2012 г.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2011 г.

    Регистрационный N 22111

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, вводятся в действие с 1 января 2012 г.

    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 октября 2011 г. N 243 (без приложений 1 и 2), от 4 апреля 2012 г. N 73 (Приложения 1-2)

    Приложения 1 и 2 к приказу опубликованы на официальном сайте Минздравсоцразвития России по адресу: http://www.minzdravsoc.ru/ docs/mzsr/salary/37

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ Минтруда России и Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н

    Изменения вступают в силу с 16 марта 2018 г.

    Приказ Минздрава России от 5 декабря 2014 г. N 801н

    Изменения вступают в силу с 16 февраля 2015 г.

    Приказ Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Изменения вступают в силу с 23 июля 2013 г.

    Порядок проведения предварительных и периодических медосмотров работников в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here