Порядок регистрации общественных объединений в органах юстиции в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Порядок регистрации общественных объединений в органах юстиции в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Государственная регистрация некоммерческих организаций — Общественные объединения

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации общественного объединения при его создании:

Все документы, кроме учредительных документов общественного объединения, представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьей 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

I) для государственной регистрации общественного объединения представляются:

1. заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (Форма № Р11001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected]). Подпись заявителя на заявлении подлежит нотариальному удостоверению.

2. учредительные документы (устав, учредительный договор) общественного объединения представляются в трех подлинных экземплярах. Страницы двух экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы, прошиты, заверены подписью заявителя или нотариуса. Один экземпляр учредительных документов не прошивается;

3. выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

5. протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

6. при использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

II) для государственной регистрации отделения общественного объединения дополнительно представляются:

1) уведомление центрального руководящего органа общественного объединения о наличии отделения, месте его нахождения и его руководящих органах;

2) копия устава общественного объединения, заверенная нотариально или центральным руководящим органом общественного объединения.

При государственной регистрации отделения общественного объединения документы, представляемые для государственной регистрации, должны быть заверены центральным руководящим органом общественного объединения.

Согласно статье 18 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии представляются:

1. заявление, подписанное уполномоченным лицом политической партии, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и контактных телефонов ( Форма № Р11001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected]). Подпись заявителя на заявлении подлежит нотариальному удостоверению;

2. копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;

3. заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;

4. заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;

5. заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;

7. список членов регионального отделения политической партии.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации некоммерческих организаций, создаваемых путем реорганизации, представляются:

1. заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации ( Форма № Р12001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] ) ;

2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

3. решение о реорганизации юридического лица;

4. договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

5. передаточный акт или разделительный баланс;

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественного объединения

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Для государственной регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области представляются следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (Форма № Р13001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] ). Подпись заявителя на заявлении подлежит нотариальному удостоверению;

2) учредительные документы (устав, учредительный договор) некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах. Страницы двух экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы, прошиты, заверены подписью заявителя или нотариуса. Один экземпляр учредительных документов не прошивается;

3) протокол уполномоченного органа некоммерческой организации, содержащий решение об изменении положений учредительных документов некоммерческой организации, с приложением списка присутствующих;

Порядок внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы:

Внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Все документы некоммерческой организации представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (если в Уставе не содержатся сведения о полном адресе некоммерческой организации) в Управление Минюста России по Тамбовской области предоставляются следующие документы:

1) Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы с приложением Листа А (Форма №Р14001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected]) . Подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально;

2) протокол (решение) постоянно действующего органа некоммерческой организации, на котором принимается решение об изменении адреса с приложением списка членов данного органа.

Для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (изменение руководителя) в Управление Минюста России по Тамбовской области предоставляются следующие документы:

1) Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц с приложением соответствующих листов заявления (Форма №Р14001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected]) . Подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально;

Читайте так же:  Работа с личным составом в полиции

2) протокол (решение) органа, к компетенции которого, в соответствии с Уставом некоммерческой организации, относится избрание лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, с приложение списка членов данного органа.

Для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о видах экономической деятельности некоммерческой организации

в Управление Минюста России по Тамбовской области предоставляется Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц с приложением соответствующих листов заявления ( Форма №Р14001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected]) . Подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.

Для принятия решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения, действующем на основании устава (положения) этого общественного объединения, в связи с регистрацией изменений, внесенных в устав (положение) данного общественного объединения (изменение устава общероссийского общественного объединения) в Управление Минюста России по Тамбовской области предоставляются следующие документы:

1) Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц с приложением соответствующих листов заявления (Форма №Р14001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected]) . Подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально;

2) копия Устава общественного объединения в новой редакции, заверенная подписью уполномоченного лица и печатью общественного объединения;

1) основания отказа в государственной регистрации общественного объединения:

устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

в представленных на государственную регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;

наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

2) основания отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии:

не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для его государственной регистрации;

информация, содержащаяся в представленных для его государственной регистрации документах, не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»;

Регистрация общественных объединений

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Общественные объединения

Согласно Закону РФ «Об общественных объединениях», решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции либо его территориальным подразделением. Запись об учреждении общественного объединения в Единый реестр юридических лиц осуществляется уполномоченным органом – налоговой инспекцией, согласно Федеральному закону «О государственной регистрации».

Таким образом, наглядно видно, что создание и регистрация общественных объединений имеет свои особенности, как и другие некоммерческие организации, касается это и самой процедуры, и пакета документов, и других важных моментов, поэтому очень часто необходима помощь опытного специалиста.

Для осуществления государственной регистрации общественных объединений в федеральный орган юстиции либо его соответствующее территориальное структурное подразделение необходимо подать следующий пакет документов для регистрации: общественной организации, учреждения, движения т. д.:

• заявление, подписанное членами непрерывно функционирующего руководящего органа организации, отмечая их фамилии, имена, отчества, места проживания и контактные телефоны (в 2-х экземплярах);
• наименование общественного объединения;

• устав общественного объединения (в 3-х экземплярах);
• выписку из протокола общего собрания, содержащую информацию об учреждении общественного объединения, о согласовании его устава и о соответствующем создании руководящего и контролирующего органа;
• сведения об учредителях (в 2-х экземплярах);
• документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины;
• сведения об адресе, месте расположения непрерывно функционирующего руководящего органа общественного объединения, посредством которого осуществляется связь с общественным объединением;

• протоколы учредительных съездов (конференций) либо общих собраний структурных подразделений, если речь идет о международных, общероссийских и межрегиональных общественных объединениях;
• если общественное объединение использует собственное имя гражданина, символику, защищенную законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности либо авторских прав, необходимо представить документы, подтверждающие правомочия на их использование;
• сведения о главном бухгалтере общественного объединения (копия паспорта, почтовый индекс прописки, контактный телефон);
• сведения о банке, в котором планируется открыть расчетный счет (наименование, адрес, контактный телефон).

Срок регистрации общественного объединения составляет порядка полутора месяцев. Так, в частности, на первом этапе в течение 30 дн. Минюст должен принять решение о гос. регистрации объединения (или дать отказ). После этого, в случае положительного решения, переходят ко второму этапу: вносятся сведения о новом юрлице в ЕГРЮЛ (5 рабочих дн.) и выдается соответствующее свидетельство (3 рабочих дн.). Кроме того необходимо осуществить постановку на налоговый учет, открыть р/счет, получить коды из Госкомстата и т. д., что также может занять порядка 5-10 дн.

Регистрация общественной организации в России

Регистрация общественной организации в России — комплекс мероприятий, направленных на открытие НКО и последующее ведение законной деятельности. Чтобы избежать сложностей в процессе оформления, важно следовать приведенному алгоритму или привлечь специалистов в сфере регистрации. Во втором случае расходы на оформление будут выше. Рассмотрим пошаговую инструкцию, как регистрировать НКО своими силами.

Что такое некоммерческая организация?

Некоммерческая организация — одна из форм деятельности юридического лица, планирующего дальнейшую работу в социальной сфере. На современном этапе НКО регулируются на законодательном уровне, и предусмотрены различные меры поддержки таких направлений.

Чтобы успешно пройти регистрацию общественной некоммерческой организации, стоит обратить внимание на ряд нюасов:

  1. Действующие требования со стороны законодательства.
  2. Цели и задачи, которые ставятся перед организацией. Важно, чтобы они соответствовали законам.
  3. Документы, которые требуется передать для прохождения регистрации.

В законодательстве РФ прописано, что НКО — организация, главной целью которой не является получение дохода и его распределение между учредителями. Такие структуры, как правило, формируются для работы в социальной сфере, на благо общества. При создании НКО отсутствуют ограничения по периоду действия, если иные требования не установлены в уставе. Некоммерческая организация может работать в различных сферах — благотворительной, культурной, образовательной, научной, охраны здоровья и многих других.

К основным формам НКО стоит отнести автономные, общественные и религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, казачьи образования, общины коренных народов РФ и другие.

Читайте так же:  Приказ обязанности главного бухгалтера возложить на директора в 2020 году

Кто вправе создать некоммерческую общественную организацию?

В роли учредителя НКО вправе выступать обычные физлица — иностранцы или граждане России, а также компании. Количество участников таких обществ на государственном уровне не лимитируется. Возможны ситуации, когда у общественной организации только один участник. Последний вариант исключается для следующих форм деятельности — союзов, ассоциаций и партнерств.

Участниками НКО могут быть:

  • Физические лица (должны быть дееспособными) или юрлица.
  • Иностранцы, которые легально находятся на территории страны.

Учредителями НКО не могут быть:

  1. Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, по отношении к которым имеется запрет о нахождении на территории государства.
  2. Субъекты, которые находятся в списке с учетом ФЗ, касающегося отмывания денег и финансирования терроризма.
  3. Объединения (общественные или религиозные), деятельность которых запрещена на территории РФ по ФЗ об экстремистской деятельности (статья № 10).
  4. Субъекты, которые по решению суда причастны к экстремистской деятельности.
  5. Лица, которые не соответствуют требованиям законодательства, определяющим порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческой организации.

Учредительная документация

При создании общественной организации ключевую роль играют учредительные бумаги. В них содержатся сведения о целях деятельности, структуре компании, а также условиях ее работы в будущем. Именно эту документацию изучают регистрирующие органы при рассмотрении заявки на регистрацию. По федеральным законам РФ главной учредительной бумагой считается устав, который утвержден участником (владельцем) НКО.

В учредительных бумагах должны быть следующие сведения:

  • Название НКО с описанием направлений и формы деятельности.
  • Юридический адрес, по которому зарегистрирована общественная структура.
  • Цели и предмет, а также принципы управления деятельностью.
  • Права и обязательства учредителей.
  • Данные об отделениях и представительствах организации.
  • Нюансы выхода учредителей из НКО и тонкости приема.
  • Особенности внесения правок в учредительные бумаги.
  • Источники создания имущества, а также порядок его применения.

Регистрация НКО — шаг за шагом

Сегодня задачу регистрации НКО берет на себя Минюст РФ. Именно этот орган и его отделения на различных территориях страны выполняют работу по приему обращений и проверке документов. Кроме того, именно они принимают решения по вопросам реорганизации или ликвидации подобных обществ. Внесение правок в учредительную документацию или включение вновь созданной структуры в ЕГРЮЛ — также задача Министерства юстиции. Процесс регистрации проходит в несколько этапов.

Поиск учредителей

Выше рассмотрено, кто по законодательству вправе стать участником НКО — компания или физическое лицо, не имеющее запретов на законодательном уровне.

Определение направления деятельности

При прохождении этого этапа стоит учесть следующие нюансы:

  1. Важно, чтобы род деятельности соответствовал целям, для которых создается некоммерческая организация.
  2. В уставе структуры важно прописать все виды деятельности, которые планирует вести НКО.
  3. В ЕГРЮЛ представляется полная информация в отношении деятельности подобных структур.

Выбор названия

Отдельное внимание уделяется выбору наименования НКО. К нему предъявляется ряд требований:

  • Использование только русского языка.
  • Указание формы и вида деятельности.
  • Регистрация наименования обязательна, ведь в ином случае его смогут использовать другие лица.
  • Важно соблюдать осторожность в случае применения в названии «Российская Федерация». Здесь имеется ряд нюансов, с которыми стоит ознакомиться до начала регистрации.

Определение юридического адреса

Следующий шаг — выбор юрадреса для организации. Здесь стоит выделить только два главных правила. Во-первых, требуется указать реальный юрадрес. Во-вторых, если объект оформляется в аренду, в Министерство юстиции требуется передать арендное соглашение. В случае если офисом владеет сам учредитель, потребуются подтверждающие бумаги.

Сбор и передача документации

Теперь стоит собрать документы для регистрации общественного объединения. В пакет бумаг входит:

  1. Заявление. Форму заявления при создании можно взять в регистрирующем органе. Документ оформляется в двух экземплярах.
  2. Учредительные бумаги, а точнее — устав (в трех экземплярах).
  3. Решение о создании НКО, а также об утверждении учредительных бумаг. Здесь требуется указание состава назначенных органов. Количество — 2 ед.
  4. Бумаги об уплате госпошлины (квитанция) — 2 ед.
  5. Информация об участниках НКО — 2 ед.
  6. Данные о юридическом адресе общественной организации, по которому с ней можно связаться (при необходимости). Как вариант, передача арендного соглашения или свидетельства, подтверждающего право владения объектом.
  7. Бумаги, подтверждающие возможность применения в названии НКО имени учредителя, запрещенной законами РФ символики и так далее.
  8. Выписка из реестра юрлиц страны, откуда родом учредитель, или другая равная по действию бумага, подтверждающая статус участника-иностранца.
  9. Заявление на включение НКО в соответствующий реестр, где отражены общественные организации, играющие роль иностранного агента.

В Минюсте РФ не имеют право требовать другие бумаги, кроме тех, которые входят в рассмотренный выше список.

Оплата госпошлины

Следующим этапом требуется заплатить госпошлину, размер которой в отношении НКО составляет 4 000 рублей. Но здесь имеется ряд нюансов:

  • Стоимость госрегистрации юрлица — 4 000 р.
  • Регистрация политической партии (отделений по регионам) — 3 500 р.
  • Общественная организация инвалидов — 1 400 р.
  • Внесение сведений в госреестр СРО — 6 500 р.

После оплаты важно обратить внимание, что в квитанции указывалась фамилия человека, подающего бумаги на прохождение госрегистрации.

Передача бумаг в Минюст

Как только вся документация подготовлена, и процесс регистрации оплачен, требуется передать пакет бумаг в Минюст. На это выделяется не больше 3-х месяцев, начиная со дня принятия решения по открытию НКО.

Передача может осуществляться лично или через портал госуслуг, где имеются требуемые формы для заполнения.

Получение свидетельства

Если Министерство юстиции выдало позитивное решение, заявитель получает Свидетельство, подтверждающее успешное прохождение регистрации НКО. На это дается срок до одного месяца. Бумага гарантирует успешность прохождения регистрационных процедур. В свидетельстве отмечаются следующие сведения — персональный код (регистрационный номер), юрадрес, а также название НКО.

Время на регистрацию

Как отмечалось, у государственных органов имеется не более месяца на выполнение регистрационных процедур. На практике оформление проходит быстрее — в срок до двух недель с момента передачи бумаг. Это возможно в случае, если у Минюста отсутствуют претензии к заявителю с позиции передаваемой документации и прочих аспектов будущей деятельности.

Далее информация идет в ФНС, чтобы включить сведения о созданной организации в ЕГРЮЛ. На базе полученных сведений в течение пяти суток данные о новой общественной организации включаются в реестр, а на следующие сутки налоговая служба отчитывается по проделанной работе в Министерство финансов РФ. Сотрудники последнего в срок до 3-х суток готовят и передают свидетельство о госрегистрации. Вот почему процесс затягивается на срок до 30 дней.

Тонкости оформления заявления

Одним из главных документов в процессе создания НКО является заявление, которое подается в Минюст. Участник организации готовит бумагу в двух вариантах, после чего подписывает ее. Заполнение заявления осуществляется по общепринятой форме Р11001. Правильный шаблон можно найти на сайте Минюста. Здесь же имеются иные образцы бумаг, которые требуются для прохождения регистрационных процедур.

Читайте так же:  Как выбраться из долговой ямы по микрозаймам

В заявление на создание НКО требуется указать следующие сведения — ФИО, номер телефона, а также адрес участника. Обязательно наличие подписи заявителя, удостоверенной нотариально. Также пишется второе заявление с подписью, которая сделана своей рукой (копия первой бумаги не допускается).

Как быть при отказе в регистрации?

Минюст РФ вправе принимать решение — регистрировать НКО или отказать заявителю в предоставлении такой услуги. Кроме того, такое решение в регионах принимают его территориальные органы. Если все бумаги собраны и заполнены правильно, претензии возникают редко. Но возможны ситуации, когда уполномоченный орган отказывает в создании общественной организации некоммерческого типа. Для этого существует ряд причин:

  1. Учредительные или другие бумаги, которые переданы в Минюст РФ для рассмотрения и прохождения регистрации НКО находятся в противоречии с законами и Конституцией РФ.
  2. Название структуры несет в себе элементы оскорбления нравственности, а также религиозных и национальных чувств.
  3. Пакет бумаг, необходимых для создания НКО, сформирован не полностью и не соответствует требованиям законодательства РФ. Причиной отказа часто бывает передача в неподходящую структуру.
  4. В роли учредителя НКО выступает лицо, которое с учетом ФЗ не имеет права выполнять подобную функцию.
  5. В переданных для рассмотрения бумагах имеется информация, которая ошибочна и не соответствует реальному положению дел.

Если заявитель получил отказ в создании НКО, у него в распоряжении имеется два варианта — смириться с отказом и прекратить попытки создания общественной организации этого типа или добиваться цели. По закону не запрещено снова собирать и передавать пакет бумаг для прохождения регистрации, но при условии, что причины отказа устранены. Вторичная подача бумаг осуществляется с учетом требований ФЗ об НКО.

Как видно из статьи, процесс создания НКО достаточно трудоемкий и требует определенных затрат времени на сбор бумаг, их передачу и ожидания решения Минюста или его представителей в регионах. Но при правильном подходе весь процесс, начиная с принятия решения и заканчивая получением свидетельства, может занять не больше двух месяцев.

Регистрация некоммерческой организации

Если за регистрацию обычных коммерческих компаний отвечает ФНС, то регистрация некоммерческих организаций (НКО) находится в ведении Минюста России (п. 2 ст. 13.1 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ , далее – Закона N 7-ФЗ; пп. 30.7 п. 7 Положения о Минюсте, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313). При этом регистрируются НКО по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, как и прочие организации (п. 1 ст. 13 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). Поэтому подавать документы на регистрацию НКО нужно в территориальный орган Минюста, т. е. Управление Минюста РФ по соответствующему региону. Вместе с тем внесение сведений о зарегистрированных НКО в ЕГРЮЛ осуществляет ФНС (п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Минюст регистрирует такие НКО, как автономные некоммерческие организации, фонды, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) и др. Но Закон «О некоммерческих организациях» не распространяется на потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (п. 3 ст. 1 Закона N 7-ФЗ ). Поэтому регистрацией таких организаций занимается ФНС России.

Регистрация некоммерческой организации 2018: пошаговая инструкция

Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется на основании определенных документов. Они должны быть поданы в орган Минюста РФ не позднее чем через 3 месяца со дня принятия решения о создании НКО (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ). Список документов, подаваемых для регистрации, установлен законодательно и является закрытым. То есть никакие иные документы, кроме поименованных в законе, регистраторы не вправе требовать от организации (п. 5.1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ).

По общему правилу в комплекте документов должны быть (п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ):

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме N Р11001 (п. 1 Приказа Минюста от 07.05.2013 N 68, Приложение N 1 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] );
  • учредительные документы НКО в 3 экземплярах;
  • решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в 2 экземплярах;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 4000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • сведения об учредителях в 2 экземплярах;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому с ней можно связаться.

Отметим, что данные из последних 2 пунктов отражаются в заявлении по форме N Р11001. Поэтому, в общем-то, подавать отдельные документы с информацией об учредителях и об адресе НКО не нужно.

Кроме того, если НКО будет использовать в своем наименовании имя гражданина, символику, защищенную законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, полное наименования иной организации (как часть своего наименования), то также надо будет представить документ, обосновывающий право НКО на такое использование (пп. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ).

При госрегистрации некоммерческой организации, учредителем которой выступает иностранная компания, понадобится выписка из реестра иностранных юридических лиц или иной документ, подтверждающий юридический статус учредителя, оформленный в стране происхождения учредителя (пп. 8 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ).

А НКО, выполняющая функции иностранного агента, должна кроме перечисленного выше подать еще и заявление о включении в реестр НКО, выполняющих такие функции, по определенной форме (пп. 9 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ , Приложение N 1 к Порядку, утв. Приказом Минюста от 30.11.2012 N 223).

Отметим, что у некоторых категорий НКО список документов, подаваемых на регистрацию, будет отличаться от приведенного. Так, к примеру, при регистрации общественной некоммерческой организации вместо решения о создании НКО нужно будет представить выписку из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащую сведения о создании объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (п. 2,3 ст. 21, ст. 8 Закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ ).

Срок регистрации НКО

Порядок регистрации некоммерческой организации в общем случае предусматривает предоставление госуслуги по регистрации НКО в срок, не превышающий 23 рабочих дней (п. 8 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ ):

  • 14 рабочих дней есть у Минюста или его территориального органа на принятие решения о регистрации (либо об отказе в регистрации) и передаче сведений об этом в ФНС;
  • 5 рабочих дней дается ФНС на внесение сведений об НКО в ЕГРЮЛ и еще 1 рабочий день на отправку уведомления об этом в Минюст;
  • 3 рабочих дня дается Минюсту на выдачу НКО свидетельства о государственной регистрации.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений

Принципами создания и деятельности общественных объединений, является то, что:

— общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом;

— деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

— общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности;

— деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Читайте так же:  Сроки проведения судебной экспертизы по гражданским делам в 2020 году

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений устанавливает глава II ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно ст.18 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Государственная регистрация как обязательное условие функционирования установлена только для политических общественных организаций. Другие виды общественных объединений вправе не регистрироваться в органах юстиции. Последствием этого будет только отсутствие прав юридического лица.

Политическое общественное объединение подлежит обязательной государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии со специальными условиями, установленными Федеральным законом от 19 июля 1998 г.

Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных общественных объединений — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональных и местных общественных объединений — органами юстиции соответствующих субъектов Федерации. Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда и др. Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, а также публикуют списки политических общественных объединений в средствах массовой информации.

Круг оснований, по которым может быть отказано в регистрации общественного объединения, ограничен ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях»:

— если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям статей 16, 19, 20, 21 настоящего Федерального закона и законам об отдельных видах общественных объединений;

— если не представлен полный перечень учредительных документов или они оформлены в ненадлежащем порядке;

— если ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

— если органом, регистрирующим общественные объединения, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;

— если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Порядок реорганизации и ликвидации определяется в ст.ст. 25, 26 ФЗ «Об общественных объединениях».

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо судом по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 44 настоящего Федерального закона.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения,- на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения указанного объединения из единого государственного реестра юридических лиц.

Порядок регистрации общественных объединений в органах юстиции в 2020 году

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Согласно ст. 47 того же Федерального закона общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство.

Для государственной регистрации общественного объединения, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», представляются следующие документы:

— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица – заявителя свидетельствует нотариус) – 2 экземпляра;

— устав общественного объединения — 3 экземпляра. Два экземпляра устава должны быть прошиты и заверены подписью заявителя, листы всех экземпляров устава должны быть пронумерованы;

— сведения об учредителях — 2 экземпляра;

— документ об уплате государственной пошлины;

— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

— протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

— при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;

— заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Для отделения общественного объединения:

документы, указанные в подпункте 1 пункта 29 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, заверенные центральным руководящим органом общественного объединения

В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах.

Для государственной регистрации профессиональных союзов, их объединений, на основании ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представляются следующие документы:

— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов – два экземпляра (подпись заявителя на одном из экземпляров заверяется нотариально);

Читайте так же:  Форма 14001 подтверждение юридического адреса образец заполнения в 2020 году

— подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;

— заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников — соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций);

— сведения об учредителях;

— документ об уплате государственной пошлины.

Для государственной регистрации общественных объединений, создаваемых путем реорганизации, на основании ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей »

, необходимо представить:

— заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации — 2 экземпляра;

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— выписка из протокола съезда (конференции) или общего собрания о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в случае, если указанный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу Минюста России (его территориального органа) соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации).

(Справка: форма Уведомления о начале процедуры реорганизации Р12003 утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»).

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественного объединения, представляются:

— заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица удостоверяется нотариально) — 2 экземпляра;

— выписка из протокола съезда (конференции) или общего собрания о внесении изменений в учредительные документы — 2 экземпляра;

— устав в новой редакции — 3 экземпляра;

— документ об уплате государственной пошлины;

— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

— протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, представляются: заявление по форме Р14001, утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected], и иные документы, указанные в пункте 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455.

Для государственной регистрации ликвидации общественного объединения, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представляются:

— заявление о государственной регистрации ликвидации, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица – заявителя свидетельствует нотариус) – 2 экземпляра;

— ликвидационный баланс — 2 экземпляра;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»(данный документ заявителем не предоставляется, а запрашивается Минюстом России (его территориальными органами) самостоятельно).

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

1) если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном законом.

Размер государственной пошлины за предоставление государственной услуги

За государственную регистрацию некоммерческих организаций взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33), а именно:

за государственную регистрацию создания юридического лица, — 4 000 руб.;

за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 1 400 рублей;

за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 100 рублей;

Видео (кликните для воспроизведения).

за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 800 руб.

Порядок регистрации общественных объединений в органах юстиции в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here