Порядок сноса самовольных построек органами местного самоуправления в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Порядок сноса самовольных построек органами местного самоуправления в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

История вопроса: откуда в Москве появился самострой

Большинство объектов, вошедших в перечень сносимых самовольных построек, появилось в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Многие из них без получения каких-либо разрешений впоследствии были реконструированы, перестроены, надстроены: увеличивались площади, появлялись новые этажи.

В то время для размещения временного объекта, к примеру некапитального торгового павильона, желающие должны были получить соответствующее разрешение в префектуре округа. Этот документ предполагал временность размещения объекта, то есть освобождение земельного участка по истечении определённого времени.

Согласно действовавшему на тот момент законодательству, такие разрешения выдавались по аналогии с порядком, предусмотренным для капитальных построек (Постановление Правительства Москвы от 1993 года № 868). При этом в период строительства этих объектов городское законодательство также позволяло регистрировать права на некапитальные объекты как на капитальные (Постановление Правительства Москвы от 1996 года № 689).

Отметим, что до 1997 года регистрацией прав собственности в Москве занимались исполнительные органы власти города, после — Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Впоследствии владельцы некапитальных торговых павильонов, киосков, лотков, палаток и прочего использовали разные способы переоформить право собственности на свои объекты как на капитальные, поэтому в настоящее время имеют на руках свидетельства на право собственности как на объекты недвижимости.

По такой же схеме объекты вводились в эксплуатацию как временные некапитальные объекты. В результате собственники ряда торговых павильонов, вошедших в перечень сносимых самовольных построек, формально имели действующие договоры аренды земельного участка и соответствующее свидетельство (Постановление Правительства Москвы от 1995 года № 327). Они оформлялись, как правило, под размещение нестационарных легковозводимых объектов. Однако эти договоры не предусматривают права застройки участка капитальными объектами.

На основании таких свидетельств на право собственности на объект недвижимости некоторые владельцы подобных объектов переоформляли договоры аренды под размещение временных некапитальных объектов на договоры аренды под эксплуатацию капитальных зданий, де-факто находящихся на земельных участках.

1 сентября 2015 года вступили в силу изменения в статье 222 Гражданского кодекса России, которые регулировали работу с объектами самовольного строительства и предоставили органам местного самоуправления (на территории города Москвы — Правительству Москвы) право принятия решения о сносе самовольных построек во внесудебном порядке, если такие постройки расположены на территориях с особым режимом использования. Во исполнение этой нормы федерального законодательства Правительство Москвы 8 декабря 2015 года приняло постановление «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы», определившее порядок действий органов исполнительной власти города Москвы по демонтажу самовольных построек и утвердившее перечень объектов, подлежащих сносу.

Согласно законодательству, постройка является законной, если застройщику предоставлен земельный участок для целей капитального строительства, а само здание возведено в соответствии с утверждённой проектной документацией объекта капитального строительства, если получено разрешение на капитальное строительство, если получено разрешение на ввод в эксплуатацию и, таким образом, не нарушаются правила землепользования и застройки.

Город Москва давно предпринимает усилия по борьбе с объектами самовольного строительства. Ранее префектуры административных округов являлись уполномоченными органами исполнительной власти по обращению в суд с исками о признании зданий объектами самовольного строительства. До 2013 года префектуры подавали такие требования, однако в ряде случаев суды принимали решение об отказе.

Такие решения зачастую принимались не в связи с тем, что собственники объектов в процессе судебного заседания доказали свою правоту, а по формальным признакам — из-за обращения префектур в суд позже срока, предусмотренного законодательством.

Собственники объектов, вошедших в перечень самостроя, были уверены, что наличие подобного судебного решения позволит им сохранить «законный» статус своего строения. При этом в упомянутых процессах, как правило, не проводились судебные строительно-технические экспертизы объектов, которые бы позволили чётко определить, идёт ли речь о легковозводимом (некапитальном) объекте или о капитальной постройке, созданной на основании проектной документации объекта капитального строительства и в соответствии с разрешением на строительство объекта капитального строительства.

Однако на сегодняшний день федеральное законодательство изменилось, и речь идёт о новом административном механизме сноса самостроя, который не требует судебного порядка сноса, он осуществляется во внесудебном порядке.

Также ряд собственников ссылается на то, что их права собственности зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Эти случаи были дополнительно рассмотрены Верховным судом РФ, который неоднократно разъяснял, что запись в ЕГРП в отношении самостроя не является доказательством законности приобретения права на такой объект недвижимого имущества и не является препятствием для предъявления требования о сносе самовольно возведённого объекта.

Таким образом, действующее федеральное законодательство и городской нормативно-правовой акт разрешает снос объектов самовольного строительства. Он может быть произведён органами местного самоуправления, в том числе и без решения суда, при наличии двух обстоятельств: если это объект самовольного строительства (земля для целей капитального строительства не предоставлялась, разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию не было) и в случае если такой объект находится на территории общего пользования, в зонах с особым режимом регулирования либо в охранных зонах инженерных сетей. Все объекты, которые были внесены в перечень сносимых самовольных построек, этим критериям соответствуют.

Владельцу объекта, внесённого в перечень самовольных построек, направляется решение о сносе и сроках демонтажа. Также рядом с объектом устанавливается информационный щит. Те, кто демонтировал опасные объекты своими силами в установленные законодательством сроки, могут получить от города компенсацию.

В России изменятся правила сноса самовольных построек

Госдума приняла во втором чтении законопроект о самовольном строительстве. Разбираемся в тонкостях новых правил.

24 июля 2018 года Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 301924−7 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ».

Читайте так же:  Алименты по соглашению сторон плюсы и минусы

В ГК РФ предлагается внести следующие изменения.

1. Уточняется понятие «самовольная постройка». «Устанавливается, что постройка может быть признана самовольной, только если нарушены требования, установленные на момент начала ее создания и действующие на момент выявления самовольного строительства», — прокомментировал Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников.

Если собственник объекта не знал и не мог знать о действии установленных ограничений по использованию земельного участка (например, о нарушении расстояний до трубопроводов), действовал добросовестно, осуществляя строительство, получил необходимые разрешения, при этом в публичном доступе (в ЕГРН) сведений о зоне нет — тогда объект не будет являться «самовольной постройкой». Таким образом, защищаются добросовестные приобретатели. Это было бы здорово в случае с тульскими дачниками (подробности истории здесь).

2. В отношении постройки, признанной самовольной, вводится механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями:

  • либо на основании решения органа МСУ, если объект находится в охранной зоне или нет разрешения на строительство, нет правоустанавливающих документов;
  • либо на основании решения суда — в любых случаях.

Сейчас, согласно действующим нормам, такая постройка должна быть снесена в течение определенного срока — от трех месяцев до одного года. После принятия законопроекта у правообладателя появится возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями — на это отводится срок от 6 месяцев до 3 лет. В результате на такую постройку может быть оформлено право собственности.

3. Ко второму чтению уточнен вид решения, принимаемого судом или органом местного самоуправления в отношении самовольной постройки:

а) решение о сносе принимается, если постройку невозможно привести в соответствие с установленными требованиями;

б) решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями — если можно исправить. В этом случае выбор остается за владельцем земельного участка — он либо сносит объект, либо приводит его в соответствие.

4. В порядке сноса самовольных построек сужаются полномочия органов местного самоуправления (МСУ) и повышаются гарантии судебной защиты граждан.

Так, устанавливается, что самовольная постройка может быть снесена только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления, в следующих случаях:

а) если право собственности на постройку зарегистрировано в ЕГРН;

б) если постройка является жилым домом, в том числе многоквартирным, садовым домом;

в) если постройка создана до вступления в силу Градостроительного кодекса 1998 года (14.05.1998), Земельного кодекса (30.10.2001) и отсутствуют необходимые документы на объект, на землю.

Кроме того, в целях усиления защиты права частной собственности и гарантий права на судебную защиту, ко второму чтению были ограничены случаи, в которых может применяться административный снос.

В дополнение к существующим запретам для органов местного самоуправления вводится запрет на административный снос на частных землях.

Единственное исключение — если сохранение самовольного строения, возведенного на частной земле, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

5. В качестве мер противодействия недобросовестным застройщикам законопроект предусматривает механизм принудительного изъятия земельного участка у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки в установленный срок.

6. Введены дополнительные гарантии от сноса тем, кто оформил права на объект по «дачной амнистии». Для тех, у кого жилье зарегистрировано в ЕГРН, в том числе по «дачной амнистии» — признание постройки «самовольной» не допускается, если у собственника объекта есть права на землю и объект соответствует необходимым для строительства параметрам (не нарушает предельно допустимые параметры строительства, установленные федеральными законами).

Таким образом, при отсутствии разрешения на строительство или при нахождении в зоне с особыми условиями объект не может быть признан «самовольным».

Если режим зоны не допускает нахождение такого объекта, то он может быть снесен, но не как самовольная постройка, а с возмещением убытков (подробно этот механизм урегулирован в пакетном законопроекте № 302180-7).

В конце 1990-х — начале 2000-х годов законодательные требования часто менялись, единого реестра недвижимости не было, требования к оформлению прав на недвижимость различались в регионах, по-разному велся учет. В результате добросовестные владельцы часто не знали, что их постройка незаконна, а недобросовестные, наоборот, пользовались неразберихой и буквально строили многоквартирные дома на садовых участках.

«Только в 1998 году вступил в силу Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», — говорит Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников.

Немного улучшила ситуацию «дачная амнистия» (она действует уже 12 лет) — возможность упрощенной легализации построек.

К слову, в отношении объектов ИЖС «дачная амнистия» является срочной и продлена до 1 марта 2020 года.

Однако до сих пор нет комплексного механизма контроля за строительством: требований к строительству, механизму сноса, гарантий собственникам построек от внесудебного сноса. Необходимо понимание, кто может сносить самовольную постройку, когда, за чей счет, что делать гражданам, чьи участки оказались вблизи трубопроводов «Нужно защитить добросовестных владельцев построек, в том числе от излишнего формализма», — говорит Павел Крашенинников.

Снос самостроя по велению местных властей не расходится с Конституцией

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

КС разрешил местным властям сносить самострои без решения суда

Конституционный суд не стал рассматривать жалобу депутатов Госдумы на поправки в ст. 222 ГК, которые дали органам местного самоуправления право сносить самовольную постройку без решения суда.

В июле прошлого года ст. 222 ГК была дополнена п. 4, позволяющим органам местного самоуправления с 1 сентября 2015 года при соблюдении ряда условий (например, если постройка находится на территории общего пользования или в полосе отвода инженерных сетей) сносить самострои в административном (внесудебном) порядке. Эта поправка в ГК повлекла ряд серьезных последствий, таких как «ночь длинных ковшей» в Москве в феврале этого года (подробнее см. «Самосуд для самостроев: смогут ли владельцы снесенных в Москве ларьков получить компенсацию»). Тогда в столице снесли больше сотни самостроев, еще столько же построек снесли летом или пустят под снос в ближайшее время (см. «Правительство Москвы снесет еще 107 объектов самостроя»).

Читайте так же:  Образец письма коммерческая тайна

Депутаты Госдумы (имена заявителей не называются) потребовали признать эту норму неконституционной. Парламентарии посчитали, что неопределенность содержащихся в ней положений дает муниципальным властям право принимать решение о сносе объектов, возведенных до вступления в силу указанной поправки в ГК, а также тех, снести которые ранее не разрешил суд или право собственности на которые зарегистрировано в Росреестре в установленном законом порядке.

Определением № 1748-O от 27 сентября 2016 года КС отказал в принятии к рассмотрению запроса депутатов. Свою позицию он мотивировал тем, что, во-первых, у лица, осуществившего самовольную постройку, всегда есть возможность оспорить решение о её сносе (если он поторопится, попросит у суда обеспечительные меры и т. д.), либо признать действия по сносу незаконными и взыскать убытки. КС подчеркнул, что «указание на двухмесячный срок дополнительно подтверждает волеизъявление федерального законодателя на то, что снос не должен следовать незамедлительно за принятием решения о нем, имея в виду возможность его оспаривания».

Во-вторых, зарегистрированное право собственности не препятствует признанию постройки самовольной, то есть наличие записи в ЕГРП не мешает принять решение о сносе самовольной постройки и во внесудебном порядке. А в-третьих, принятие решения о сносе самовольной постройки, в сносе которой ранее было отказано решением суда, возможно в случае, если мотивы для сноса другие, а не те, что оценивались судом при отказе в иске о сносе самовольной постройки.

В России изменятся правила сноса самовольных построек

Органы местного самоуправления (МСУ) смогут обязывать землевладельцев к оформлению или сносу самовольной постройки. При этом они не смогут добиваться сноса во внесудебном порядке. Соответствующий законопроект Госдума приняла во втором чтении.

Автором законодательной инициативы выступило Правительство России.

Законопроектом уточняется понятие «самовольная постройка». Так, постройка признаётся самовольной в случаях, если нарушаются требования, установленные на момент начала её создания и действующие на момент выявления такой постройки.

За самострой отберут землю

Кроме того, в качестве мер борьбы с недобросовестными застройщиками предусматривается механизм принудительной конфискации земли у собственника, не исполнившего требование о сносе самостроя в отведённое время.

Также предполагаются дополнительные гарантии от сноса для тех лиц, у которых дом зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в том числе по «дачной амнистии». В таком случае постройка не признаётся «самостроем», если у собственника есть права на землю, а жильё отвечает необходимым для строительства параметрам. То есть в случае отсутствия разрешения на строительство или при нахождении в зоне с особыми условиями дом или иная постройка не признаются самостроем.

Павел Крашенинников напомнил, что новелла внесена кабмином в составе пакета проектов, направленных на создание целостного механизма противодействия самовольному строительству в России.

Помимо этого, законопроект закрепляет за нотариусами новую обязанность. Теперь после удостоверения сделки с недвижимостью они должны незамедлительно, не позднее окончания рабочего дня, направить в электронном виде заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр. Аналогичная обязанность возникает и после выдачи свидетельства о праве на наследство.

Если же нотариус не может отправить заявление в электронной форме по независящим от него причинам, он должен предоставить документы на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней после оформления сделки.

О самовольных постройках

Сегодня Государственная Дума приняла в первом чтении проекты федеральных законов, направленные на борьбу с самовольными постройками и пресечение самовольного строительства:

— № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)»,

— № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)».

Проекты внесены Правительством РФ в составе пакета законопроектов (всего 4), направленных на создание комплексного механизма противодействия самовольному строительству. Этим пакетом законопроектов предполагаются изменения в несколько кодексов (Земельный, Градостроительный, Гражданский кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.), в Федеральный закон «О регистрации недвижимости» и в другие законодательные акты.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что проблема самовольных построек назрела давно и требует комплексного решения. В конце 1990х — начале 2000-х годов в результате переходного периода развития законодательства менялись требования, предъявляемые к правоустанавливающим документам, не было единого реестра недвижимости. Требования к оформлению прав на недвижимость в регионах различались. Учет прав и объектов велся везде по-разному. Отсюда возникли проблемы – добросовестные владельцы часто не знали, что их владение незаконно, при этом недобросовестные пользовались разрозненностью законодательства и возводили, например, многоквартирные дома на садовых участках.

Только в 1998 году вступил в силу Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который положил начало формированию единой системы государственной регистрации недвижимости. В этом году мы отмечаем 20-летний юбилей регистрационной системы, — напомнил Павел Крашенинников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Неким «мостиком» в решении этих проблем стала «дачная амнистия», которая действует уже 12 лет – возможность упрощенной легализации построек в отсутствие документов, необходимых по новому законодательству. В отношении объектов ИЖС она была продлена до 1 марта 2020 года.

Однако до сих пор оптимальный баланс интересов не найден. Нужен комплексный механизм контроля за строительством (требования к строительству, механизм сноса, гарантии собственникам построек от внесудебного сноса, возмещение убытков, наполнение ЕГРН данными об «особых» зонах, чтобы минимизировать споры о трубах на участках). Нужно понимание, кто может сносить самовольную постройку, когда, за чей счет, что делать гражданам, оказавшимся вблизи трубопроводов и т.д., — сказал Павел Крашенинников.

Принятыми сегодня в первом чтении законопроектами предлагаются пути решения этой непростой задачи. В Гражданском кодексе устанавливаются дополнительные меры по защите прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, а в КоАП совершенствуются административные меры противодействия самовольному строительству.

Читайте так же:  Черный список сотрудников работы проверить свою кандидатуру в 2020 году

I. В Гражданский кодекс предлагается внести следующие изменения.

1) Уточняется понятие «самовольная постройка».

Устанавливается, что не является самовольной постройкой создание объекта, если его собственник не знал или не мог знать об ограничении использования земельного участка. То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки. Кроме того, исключается признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки, — сообщил Павел Крашенинников.

2) Законопроект меняет подход к порядку сноса самовольных построек.

Проектом предлагается сузить полномочия в этом вопросе органов местного самоуправления, повышая при этом гарантии судебной защиты граждан, — сказал Павел Крашенинников.

Так, определяются случаи, в которых решение вопроса о сносе самовольной постройки или о приведении ее в соответствие требованиям может осуществляться только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления. В частности, если право собственности на постройку уже зарегистрировано в ЕГРН, либо если постройка является жилым или садовым домом. Также судебный порядок будет применяться, если постройка создана до вступления в силу Градостроительного кодекса (30.12.2004), Земельного кодекса (30.10.2001) и отсутствуют необходимые документы на объект, на землю, — пояснил Павел Крашенинников.

3) В отношении постройки, признанной самовольной, предлагается ввести механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями.

Сейчас, согласно действующим нормам, такая постройка должна быть снесена в течение определенного срока – от 3 месяцев до 1 года. После принятия законопроекта у правообладателя появится возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями, на основании решения органа местного самоуправления. На это отводитсясрок от 6 месяцев до 3 лет. В результате, на такую постройку может быть оформлено право собственности, — сказал Павел Крашенинников.

4) Кроме того, проектом вводится механизм возмещения убытков за счет казны Российской Федерации лицам, которые приобрели объект недвижимости и уже зарегистрировали право собственности на него в ЕГРН, но после этого данный объект был признан самовольной постройкой.

Все вышеуказанные меры позволят защитить права граждан на недвижимое имущество и сделать механизм признания построек самовольными более объективным, что особенно важно для собственников жилой недвижимости, — сказал Павел Крашенинников.

Однако некоторые положения законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении и доработке ко второму чтению, — отметил Павел Крашенинников.

Недостаточно проработан механизм подтверждения того, что постройка приведена в соответствие с установленными требованиями. Не разграничены основания принятия решений в отношении самовольной постройки о ее сносе или о приведении в соответствие с требованиями. Отсутствуют критерии для принятия того или иного решения, — сказал Павел Крашенинников.

Ко второму чтению необходимо минимизировать административные возможности сноса таких построек и рассмотреть вопрос о том, чтобы решение о сносе во всех случаях принималось только в судебном порядке. И в отношении жилых и садовых домов, как предложено в законопроекте, и в отношении других жилых помещений и многоквартирных домов. Иначе граждане могут быть поставлены в неравное положение с точки зрения защиты их прав на жилище, — заявил Павел Крашенинников.

Более того, проектом предлагается ввести в ГК РФ механизм принудительного изъятия земельного участка у собственника, если самовольная постройка не снесена в установленный срок или не приведена в соответствие требованиям. Причем, независимо от того, кем она возводилась – самим собственником или третьим лицом, например, арендатором. Лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям. Например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде, — подчеркнул Павел Крашенинников.

Помимо этого имеются и другие замечания, в том числе юридико-технического характера. Положения статьи 2 законопроекта № 301924-7 о поправках в ГК РФ (по возмещению убытков) целесообразней исключить и отразить их в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», что будет прорабатываться ко второму чтению.

II. Другим проектом федерального закона, принятым сегодня в первом чтении, предлагаются изменения в КоАП в части усиления административных мер противодействия самовольному строительству.

1) В настоящее время административная ответственность установлена за строительство и реконструкцию, произведенные без разрешения на строительство. Предлагается распространить ответственность и на те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта недвижимости, установленных правилами землепользования и застройки, либо документацией по планировке территории, либо федеральными законами.

За такое правонарушение последует штраф в отношении граждан — от 2 до 5 тыс. рублей; должностных лиц — от 20 до 50 тыс. рублей; предпринимателей без образования юридического лица — от 20 до 50 тыс. рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток; юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2) Кроме того, предлагается установить административную ответственность с такими же санкциями и за эксплуатацию самовольной постройки, если она расположена на участке, предоставленном в аренду, или приобретенном по результатам публичных торгов с обязательством по ее сносу или приведению в соответствие установленным требованиям.

3) Законопроектом вводится административная ответственность за неисполнение решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие требованиям. Санкции предполагают наложение штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 50 часов; на предпринимателей без образования юридического лица и должностных лиц — штраф от 20 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

Принятие законопроектов, с учетом их доработки по высказанным замечаниям, позволит усовершенствовать механизм противодействия самовольному строительству, устанавливая при этом дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, — подытожил Павел Крашенинников.

Изменился порядок сноса самовольных построек

Sergiksuper / Depositphotos.com

C 4 августа для признания здания или сооружения самовольной постройкой необходимо, чтобы нарушенные при ее возведении градостроительные и строительные нормы и правила были установлены на дату начала создания такой постройки и действовали на дату ее выявления. Также с указанной даты самовольными постройками не считаются здания и сооружения, возведенные с нарушением ограничений использования земельного участка, если собственник объекта не знал и не мог знать о них (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Читайте так же:  Ответственность за непредоставление информации по запросу полиции в 2020 году

Принятым законом запрещается принимать решение о сносе самовольных построек в отношении жилых домов и строений, расположенных в границах населенных пунктов или возведенных на дачных и садовых участках, если права на эти объекты будут зарегистрированы до 1 сентября текущего года, а их параметры соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, а земельные участки под ними принадлежат собственникам этих строений.

При этом органы местного самоуправления не могут принимать решения о сносе самовольных построек, созданных:

  • до 29 октября 2001 года (вступления в силу Земельного кодекса), если основанием принятия решения о сносе является отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок;
  • до 14 мая 1998 года, если основанием принятия решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство.

Теперь решение об их сносе принимает только суд.

Кроме того, введено правило, согласно которому, лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, выполнившее требование о ее приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на нее. Также при выполнении указанного условия ее может получить в собственность и лицо, во временно владеющий или пользующийся земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на котором возведена такая постройка. Вместе с тем лицо, приобретающее право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, их построившему, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение в соответствие с установленными требованиями.

За самострой отберут землю

Это станет крайней мерой в отношении нарушителей закона

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Объявить настоящую войну самовольным постройкам решил Минстрой России. Согласно новым инициативам ведомства, с 1 июля 2018 года штрафы за отказ снести строение или привести документы в порядок в положенный срок для граждан составят от 20 до 50 тысяч рублей или обязательные работы на срок 50 часов, а для юрлиц — от 100 до 300 тысяч рублей. Если владелец участка не подчинится закону и откажется сносить свой дом, землю у него могут отобрать.

Что нового должен знать собственник

Два законопроекта, уточняющие параметры индивидуального жилого дома и самовольных построек и прописывающие процедуру принятия решения о сносе зданий или о приведении их в соответствие закону, были одобрены Комитетом Госдумы по госстроительству и законодательству к принятию депутатами в первом чтении. Планируется, что документы палата рассмотрит на пленарном заседании 14 февраля.

Общественная палата настаивает на доработке законопроектов о самострое

Документ также узаконит сам термин «самовольная постройка». Ею предлагается признать здание, возведённое на земельном участке, предоставленном в незаконном порядке, или на участке, разрешение на строительство на котором не допускает возведение данного объекта. Самостроем также признают здания, «созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил». Соответственно, если все разрешения у собственника на строительство есть, самовольными его дома, гаражи, торговые павильоны считаться не будут.

«Просто собственник здания не знал или не мог знать о действии ограничений по земельному участку», — пояснил ранее глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень.

Соответствующие изменения вносятся в Градостроительный, Гражданский и Административный кодексы РФ. Важно, что защиту от сноса своих домов получат владельцы тех из них, что были возведены до вступления в силу Градостроительного или Земельного кодексов, то есть до 2001 и 2004 года соответственно.

В законопроектах сказано, что не тронут и постройки, если право собственности на них уже официально зарегистрировано или владелец успел в течение 12 месяцев привести объект в соответствие с градостроительными требованиями.

Все вопросы сноса самовольной постройки будет решать суд, а не органы местного самоуправления, как это происходит сейчас. Гражданам, которые приобрели в собственность объект недвижимости, в случае признания его самовольной постройкой государство выплатит компенсацию.

Что касается недвижимости, которая, согласно новым инициативам, однозначно пойдёт под снос, то к ней отнесут расположенную в зонах с особыми условиями использования, всего их 23. Это, в частности, зоны охраны объектов культурного наследия, объектов электроэнергетики, железных дорог, объектов трубопровода, линий сооружения связи.

Новые меры позволят защитить права граждан на недвижимое имущество и сделать механизм признания построек самовольными более объективным.

Глава думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, например, давно выступает за снос самовольных построек на Байкале. «Законопроекты Минстроя дают возможность органам местного самоуправления более оперативно осуществлять снос самовольных построек без обращения в суд. В то же время для добросовестных застройщиков, которые не знали и не должны были знать об ограничениях на застройку территории, появляется возможность избежать сноса, за исключением случаев, когда постройки расположены в зонах с особыми условиями использования территории. Добросовестному собственнику сносимой постройки предусматривается выплата компенсации. Я считаю, что аналогичный порядок должен применяться не только в указанных зонах, но и на Байкальской природной территории в целом, а также на особо охраняемых природных территориях и территориях памятников истории и культуры. Соответствующие поправки к законопроекту мной внесены в Государственную Думу», — отметил парламентарий.

Как обстоят дела сейчас

Понятие «самовольная постройка» прописано в Гражданском кодексе. Оно включает все сооружения на участке, который не был предоставлен в установленном порядке либо к которому применяются обременения, например, на нём можно только сажать картошку. Также самостроем считаются здания, возведённые без необходимых разрешений или с нарушением строительных норм.

Сейчас единые требования к строительству индивидуального жилого строительства в границах населённого пункта и жилых домов на садовых земельных участках запрещают строить дома выше трёх этажей, состоящие из блок-секций, а также площадью более 500 квадратных метров. И застройщики часто под видом индивидуального жилья возводят квартирные дома в несколько этажей. Строительный надзор спохватывается, когда уже есть обманутые покупатели.

Читайте так же:  Подмена трудовых отношений гражданско правовыми ответственность в 2020 году

Чтобы этого избежать, Минстрой предлагает в своих законопроектах установить следующее: если общая площадь жилого или садового дома не превышает 500 квадратных метров, то собственнику достаточно отправить уведомление в органы местного самоуправления о планируемом строительстве и о его завершении. Если же площадь здания по плана составит более 500 квадратных метров, то уже потребуется разработать проектную документацию и провести экспертизу перед его строительством.

Только по решению суда

У самостроя появится шанс избежать сноса

Если Госдума примет новые законопроекты Минстроя, то экскаваторами по решению только местных властей решать такие вопросы будет невозможно. «Новые меры позволят защитить права граждан на недвижимое имущество и сделать механизм признания построек самовольными более объективным. Это важно для собственников жилых домов и квартир», — сказал «Парламентской газете» председатель думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

При этом он считает, что ко второму чтению инициативы надо немного подправить. В частности, не проработан механизм подтверждения того, что постройка приведена в соответствие с требованиями, не разграничены основания принятия решений о сносе или о приведении самовольной постройки в соответствие с требованиями, а также отсутствуют критерии для принятия того или иного решения.

«Более того, проектом предлагается ввести в ГК РФ механизм принудительного изъятия земельного участка у его собственника, если самовольная постройка не снесена в установленный срок или не приведена в соответствие требованиям. Причём независимо от того, кем она возводилась, — самим собственником или третьим лицом, например арендатором. Представляется, что лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям, например если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде», — уверен Павел Крашенинников.

Что сейчас относится к самовольным постройкам:

  • Возведение непосредственно на земельном участке, прав владения на который нет.
  • Ущемление прав, создание угрозы для жизни и здоровья других граждан.
  • Возведение на участке, несмотря на то что предназначение земли совсем другое.
  • Возведение здания, которому сопутствуют нарушения по нормам в области градостроительства и архитектуры.
  • Создание объекта, хотя соответствующее разрешение не выписано.
Как изменится наказание?
Как есть Для физлиц Для должностных лиц Для индивидуальных предпринимателей Для юрлиц

Наказание за строительство и реконструкцию, произведённые без разрешения на строительство.

от 2 до 5 тысяч рублей от 20 до 50 тысяч рублей от 20 до 50 тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток
Видео (кликните для воспроизведения).

от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток

Как будет Для физлиц Для должностных лиц Для индивидуальных предпринимателей Для юрлиц

За эксплуатацию самовольной постройки, если она расположена на участке, предоставленном в аренду, или приобретенном по результатам публичных торгов с обязательством по её сносу или приведению в соответствие установленным требованиям

от 2 до 5 тысяч рублей от 20 до 50 тысяч рублей

от 20 до 50 тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток

от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток

За неисполнение решения о сносе самовольной постройки или о ей приведении в соответствие требованиям

от 20 до 50 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов

Закон о самострое в России

Когда вступит в силу закон

Напрягаться из-за новшества особенно не стоит. Параметры приняты вполне разумные — если, конечно, вы действительно собираетесь строить обычный дом для одной своей семьи, а не дворец и не многоэтажку на продажу (см. «Важно»).

Новый закон о самострое вступил в силу с 4 августа. Понятие самовольной постройки там существенно расширено.

— Теперь самовольной признается та постройка, которая возведена с нарушением правил, которые были установлены на дату начала ее строительства и действовали на ту дату, когда постройка с нарушениями была обнаружена, — объясняет адвокат Светлана Жмурко.

Что это могут быть за нарушения? Например, дом построен на земле, на которую у его хозяина нет никаких прав или которая не предназначена для строительства жилья. Или участок-то «правильный», но постройка возведена с нарушением градостроительных и архитектурных норм, мешает соседям, угрожает здоровью и жизни окружающих.

Но есть в законе о самострое и несколько хороших моментов. Владельцев «самостроя» — а зачастую люди становятся ими вовсе не со зла — тоже решено защитить.

1. Если собственник постройки не знал и не мог знать о том, что на его землю распространяются некие ограничения — по новому закону он не нарушитель и нечего его карать постановлениями о сносе дома.

Это очень характерная история. Человек законным путем покупает землю, строит там дом, честь по чести регистрирует на него права. А через несколько лет узнает, что его земля, оказывается, в какой-то охранной зоне, где строительство жилья запрещено. А стало быть, дом — незаконная постройка и ее могут потребовать снести. Вот только никаких данных о границах этой самой зоны на момент строительства дома не было даже у Росреестра — откуда ж о них должен был знать простой гражданин?

2. Снос жилого или садового дома, даже если он признан самовольной постройкой, — только по решению суда. Органы местного самоуправления без суда принимать такие решения не вправе.

3. Также теперь не обязательно предполагается карать самострой сносом. В законе прописана альтернатива — для начала дать владельцу самовольной постройки возможность привести ее в соответствие с нормами и правилами, если это реально. И легализовать.

Скажем, если в индивидуальном жилом доме обнаружилось не три, а четыре этажа — весь дом ломать не надо, достаточно укоротить его на лишний этаж.

На приведение самостроя в норму и его легализацию по закону отводится от шести месяцев до трех лет — в зависимости от характера нарушений.

Порядок сноса самовольных построек органами местного самоуправления в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here