Последствия конфликта интересов на государственной службе в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Последствия конфликта интересов на государственной службе в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования (с обзором)

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2019 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2019
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов

Обзоры подготавливаются в соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 27 июня 2017 г. № 59 и во исполнение пункта 11 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 год, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378.

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2

ПРИЗНАКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

магистрант, кафедра конституционного и финансового права юридического факультета, ПГНИУ,

На основе легального определения, закрепленного в ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» [4], мы можем выделить основные признаки конфликта интересов на государственной службе: 1) наличие специального субъекта; 2) наличие личной заинтересованности субъекта; 3) влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом его должностных обязанностей.

Во-первых, следует определить субъекта отношений, в которых возникает конфликт интересов, и, соответственно, установить, на какой круг лиц распространяются данные нормы. Легальное определение не дает ответа на вопрос, замещение каких именно должностей предполагает обязанность по урегулированию конфликта интересов.

Законодателем была предпринята попытка внести ясность в данный вопрос путем введения ч. 3 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции», в которой перечислен круг субъектов, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Однако, данная норма имеет неисчерпывающий характер, поскольку предусматривает возложение обязанностей, связанных с конфликтом интересов, на «иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Следовательно, норма является бланкетной, отсылающей нас к федеральным законам в целом, не указывая конкретных законов, предусматривающих соответствующие категории лиц. Данная ситуация говорит о правовой неопределенности и способна, на наш взгляд, порождать противоречивую правоприменительную практику, связанную с различным толкованием федеральных законов.

Полагаем, что наиболее адекватным решением проблемы будет являться замена бланкетной нормы об иных категориях лиц на нормы, в которых будет исчерпывающим образом определен круг субъектов конфликта интересов, в результате чего будет устранена необходимость поиска норм в специальных федеральных законах.

Во-вторых, необходимо определить содержание понятия «личная заинтересованность». Исходя из буквального толкования закона, личная заинтересованность представляет собой возможность получения различных материальных выгод. Однако, в юридической литературе распространен более широкий подход: это основанное на должностных полномочиях намерение государственного служащего в получении дополнительной возможности увеличения роста объема потребления материальных и нематериальных благ самим государственным служащим, членами его семьи или другой близкой ему социальной группы [1].

В уголовном праве личная заинтересованность также не рассматривается как носящая исключительно корыстный, материальный характер: разъясняется, что она может быть направлена и на получение нематериальных выгод [5].

Следует также заметить, что официальный представитель Правительства РФ Т.В. Блинова, отвечая на вопрос о том, почему в новой редакции ФЗ «О противодействии коррупции» не указано на получение нематериальной выгоды, сообщила следующее: «В Законе установлена именно личная заинтересованность, а то, какие у нас с вами есть имущественные и неимущественные права и чем они регулируются, — просто не нормы этого Закона. Да, безусловно, здесь может быть личная как материальная, имущественная, так и моральная заинтересованность соответственно, здесь просто «личная заинтересованность» [2].

Полагаем, что в данном случае закон подлежит расширительному толкованию. Исходя из значения понятия личной заинтересованности в уголовном законодательстве, разъяснениях Верховного Суда РФ, можно сделать вывод о единстве содержания данного понятия в различных отраслях законодательства. В противном случае уголовное законодательство устанавливало бы ответственность за то, что не предусмотрено законодательством о противодействии коррупции как нарушение.

Следовательно, под личной заинтересованностью должна пониматься как материальная, так и нематериальная заинтересованность. При этом, на наш взгляд, для исключения противоречивых толкований необходимо дополнить ч. 2 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» указанием на то, что под личной заинтересованностью понимается также возможность получения выгод неимущественного характера.

Необходимо также обратиться к вопросу о том, какими лицами могут быть получены перечисленные материальные и нематериальные выгоды. Законодателем не разграничена прямая и косвенная личная заинтересованность. Однако, можно предположить, что критерием разграничения является именно субъект, получающий те или иные выгоды; в таком случае под прямой заинтересованностью следует понимать получение выгод самим должностным лицом, а под косвенной – всеми третьими лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции».

Говоря о получении выгод третьими лицами, отметим, что, на наш взгляд, круг лиц, охватываемых понятием личной заинтересованности, является весьма широким и недостаточно определенным. При установлении таких субъектов, как само должностное лицо и лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, неясности не возникает. Однако установить на практике, с какими гражданами или организациями указанные лица связаны «имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями», достаточно проблематично, учитывая обширность социальных связей между людьми, а также широкое содержание и открытый характер понятия «иные близкие отношения».

Читайте так же:  Сколько положен отпуск инвалиду

Анализируя третий признак конфликта интересов, связанный с влиянием личной заинтересованности на исполнение полномочий, отметим, что при выявлении такой личной заинтересованности необходимо учитывать уровень интенсивности связей, отношений между лицами.

Наконец, необходимо определить, что представляет собой «надлежащее, объективное и беспристрастное» исполнение должностных обязанностей. Данное понятие является, безусловно, оценочной категорией, поскольку отсутствуют конкретные критерии объективности и беспристрастности.

В качестве одного из критериев в юридической литературе предлагается транспарентность – открытость, прозрачность решения, принимаемого должностным лицом. Однако, как отмечает А.Ф. Ноздрачев, транспарентность решения не во всех случаях дает основания оценивать его как объективное, необходимое, надлежащее и непредвзятое. Кроме того, не все решения в публичной сфере могут быть прозрачными, что связано с необходимостью защиты интересов государства и общества [3].

Следовательно, неизбежно наличие элементов субъективности в оценке действий (бездействий), решений должностных лиц. Для повышения объективности оценки действий должностных лиц необходимо основываться, как рекомендует А.Ф. Ноздрачев, только на реальности фактов, а не на том, что можно предполагать относительно возможности действий должностного лица.

Таким образом, признаки конфликта интересов на государственной службе недостаточно четко определены в ФЗ «О противодействии коррупции». Представляется необходимой конкретизация перечисленных признаков с целью достижения правовой определенности и единообразного понимания такого многоаспектного явления, как конфликт интересов.

Список литературы:

  1. Гирин С.А. О соотношении понятий «интерес» и «личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 10. Т. 36. С. 157.
  2. Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Т. 29 (244). 2014 г. Весенняя сессия. 23 апреля – 20 мая. М.: Издание Государственной Думы, 2016. С. 679.
  3. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции // Административное право и процесс. 2016. N 6. С. 39.
  4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. N 266. 30.12.2008.
  5. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // Российская газета. N 207. 30.10.2009.

Последствия конфликта интересов на государственной службе в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Методика Генеральной прокуратуры РФ «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

— увольнение в связи с утратой доверия;

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

Читайте так же:  Формирование кредиторской и дебиторской задолженности

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

— выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

— нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

— участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

— заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

— предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

— владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Примеры ситуаций конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник — директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат — директор общества с ограниченной ответственностью.

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Заключение

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Читайте так же:  Характеристика рабочего места для втэк образец заполнения в 2020 году

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Обзор документа

Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.

Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ — и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.

Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.

Статья 10. Конфликт интересов

Статья 10. Конфликт интересов

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ О противодействии коррупции. Статья 10. Конфликт интересов

В соответствии со ст. 10 Закона о противодействии коррупции под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под конфликтом интересов в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» постановляю:

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

3.4. ФСФР России при определении персонального состава временной администрации из числа должностных лиц ФСФР России руководствуется положениями о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2007, N 10, ст. 1151; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6235) и статьями 10 и 11 Федерального закона 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228).

3. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

«1. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

3. Под конфликтом интересов в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Читайте так же:  Реструктуризация кредиторской и дебиторской задолженности

1.1. В настоящем Порядке уведомления работодателя (его представителя) лицами, замещающими должности в организациях, находящихся в ведении Федерального агентства связи, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее — Порядок), термины «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» используются в значении, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031; N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542).

Таким образом, государственные корпорации и государственные компании, созданные на основании федеральных законов, при внедрении мер урегулирования конфликта интересов обязаны основываться на определении понятия, закрепленного в статье 349.1 ТК РФ. Организациям, создаваемым для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, рекомендуется принять за основу определение «конфликта интересов», закрепленное в статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции». При этом следует учитывать, что и к государственным корпорациям (государственным компаниям), и к подведомственным организациям могут одновременно применяться нормативные правовые акты, устанавливающие специальные запреты и ограничения в зависимости от характера деятельности, осуществляемой организацией.

3. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕУРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

магистрант, кафедра конституционного и финансового права юридического факультета, ПГНИУ,

Обязательность принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов обеспечивается закрепленными в законодательстве санкциями за неисполнение данной обязанности. При этом, если правонарушение заключалось исключительно в непринятии необходимых в соответствии с законодательством мер по урегулированию конфликта интересов и не имело признаков административного правонарушения или преступления, государственный служащий несет только дисциплинарную ответственность. Однако, порядок привлечения к ответственности и виды дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены в такой ситуации, сопряжены с некоторыми проблемными вопросами.

В силу ч. 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции», непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет его увольнение в соответствии с законодательством РФ [4].

Стоит отметить, что представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о несоблюдении государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов, является одним из оснований для проведения заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов.

По итогам рассмотрения данного вопроса комиссия может установить факт несоблюдения государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов. В случае принятия такого решения комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения соответствующих требований либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

Следовательно, решение комиссии выполняет роль рекомендации и не имеет обязательной юридической силы для руководителя государственного органа. Важно отметить, что рекомендательный характер принимаемых комиссиями решений означает невозможность их самостоятельного обжалования в суде [1].

Таким образом, государственному служащему, не согласному с примененной в отношении него мерой дисциплинарного взыскания, следует обжаловать не решение комиссии, на основании рекомендаций которого применена данная мера, а само дисциплинарное взыскание, примененное работодателем.

Исходя из буквального толкования ч. 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции», единственной мерой дисциплинарной ответственности, которая может быть применена к государственному служащему в случае непринятия указанных мер, является увольнение государственного служащего.

Однако, буквальное толкование закона противоречит положениям, согласно которым комиссия может по итогам рассмотрения материалов проверки, свидетельствующих о несоблюдении государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов, применить к государственному служащему «конкретную меру ответственности». Таким образом, в Положении отсутствует указание на то, что единственной мерой ответственности является увольнение.

Статья 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает увольнение в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Однако, статьей 57 данного ФЗ предусмотрены и иные дисциплинарные взыскания, такие, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Согласно ч. 2 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», при применении взысканий учитываются характер коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства его совершения и т.д. Важно также отметить, что, согласно ч. 3.1 данной статьи, при малозначительности коррупционного правонарушения, на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов к гражданскому служащему может быть применено взыскание в виде замечания [3].

Таким образом, очевидно, что законодателем допускается и применение иных мер ответственности помимо увольнения в связи с утратой доверия.

Данная позиция находит свое подтверждение и в юридической литературе. Так, по мнению Т.А. Тухватуллина, утрата доверия представляет собой исключительно субъективное отношение к государственному служащему, которое формируется у работодателя на основе множества обстоятельств, связанных с деятельностью государственного служащего, его репутацией, личными, моральными качествами. Поэтому такие ситуации, как несвоевременное направление уведомления о конфликте интересов или о возможности его возникновения, не во всех случаях влекут утрату доверия работодателя к государственному служащему.

В связи с изложенным, увольнение в связи с утратой доверия, как отмечает Т.А. Тухватуллин, должно осуществляться на основе индивидуального подхода, учета степени вины государственного служащего, уважительности причин непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов [6].

Представляется возможным согласиться с мнением Т.А. Тухватуллина. Применение такой меры, как увольнение в связи с утратой доверия, ко всем без исключения государственным служащим, не принявшим обязательные меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, представляло бы собой воплощение формализма. Необходимо в каждом случае оценивать все обстоятельства дела и принимать кадровые решения на их основе.

Важно также отметить, что на практике меры дисциплинарного характера по фактам нарушений требований, связанных с неуведомлением или несвоевременным уведомлением о конфликте интересов, применяются, как правило, в виде объявления служащим замечаний и выговоров; увольнения в связи с утратой доверия применяются в исключительных случаях и носят единичный характер. Это подтверждается и судебной практикой: достаточно часто в подобных случаях государственному служащему объявляется выговор [2], выносится предупреждение о неполном должностном соответствии [5].

Читайте так же:  Смена налоговой инспекции при смене юридического адреса в 2020 году

Таким образом, привлечение государственного служащего к дисциплинарной ответственности всецело зависит от представителя нанимателя, поскольку именно он уполномочен применять к государственному служащему дисциплинарные взыскания. При этом представитель нанимателя не обязан учитывать решение комиссии по урегулированию конфликта интересов в связи с рекомендательным характером таких решений.

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

студент 3 ФГБОУ ВО «СГЮА»,

канд. юрид. наук, доц. кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВО «СГЮА»,

Институт государственной службы является одним из важнейших элементов организации функционирования государственного аппарата. Несмотря на достаточную развитость указанного института в настоящее время имеется ряд вопросов, остающихся дискуссионными в науке и практике административного права. Так, одной из актуальных проблем является конфликт интересов на государственной службе.

Анализ норм Федерального закона «О противодействии коррупции» позволяет определить конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего (причем, как прямая, так и косвенная) влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей [1]. Под личной заинтересованностью вышеназванный федеральный закон закрепляет возможность получения дохода в виде денежных средств, материальных ценностей, иного имущества как для себя, так и для третьих лиц, и т.п.

На современном этапе в достаточной степени выработаны в науке следующие методы борьбы с конфликтом интересов:

  1. превентивный метод, который заключается непосредственно в предотвращении возникновении конфликта интересов;
  2. метод раскрытия информации. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий обязан ежегодно предоставлять информацию о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [2]. Предоставление данной информации позволяет выявить и предотвратить возникновения конфликта интересов;
  3. метод добровольного отказа от участия в принятии решения, связанного с возникновением конфликтов интересов. Мотивами такого отказа могут выступать морально-нравственные соображения, профессиональная этика, нормы, предусмотренные правовыми актами.

Способы предотвращения конфликта интересов предусмотрены в Федеральном законе «О противодействии коррупции». К ним относятся, во-первых, изменение должностного или служебного положения являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей; во-вторых, отказ такого служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Необходимо отметить, что, несмотря на законодательное закрепление, указанные способы не способствуют полноценной профилактике и предупреждению конфликта интересов на государственной службе.

Трудность применения способа, заключающегося в изменении должностного либо служебного положения являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей, состоит в том, что действующее законодательство не закрепляет понятие «изменение должностного или служебного положения государственного служащего». С учетом этого можно предположить, что под изменением должностного (служебного) положения служащего необходимо понимать его перевод на иную должность государственной службы или увольнение с должности гражданской службы. Однако такого основания для расторжения служебного контракта, как участие в конфликте интересов, законодательство о государственной службе не содержит. В целях устранения данного пробела в праве предлагается внести в часть 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», предусматривающую основания для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, пункт 8.4 в следующей редакции: «участия государственного служащего в конфликте интересов».

Следующий способ урегулирования конфликта интересов состоит в добровольном отказе государственного служащего от явившейся причиной возникновения конфликта интересов выгоды. Однако недостатком законодательной техники является отсутствие в нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок организации государственной службы в РФ, понятия «выгода». Не урегулирован также вопрос относительно реализации процедуры отказа служащего от уже полученной или намечающейся к получению выгоды, формы, статуса такого отказа и последствий его нарушения. В целях решения данной проблемы предлагается включить в законодательство понятие выгоды путем внесения в статью 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» части 4.1. в следующей редакции: «под выгодой в части 4 настоящей статьи понимается получение государственным служащим льгот или преимуществ, связанных с использованием его должностного положения».

На государственного служащего возложена прямая обязанность предоставлять непосредственному руководителю уведомление в письменном виде о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов, как только служащему станет известно об этом. Необходимо отметить, что в условиях отсутствия законодательно закрепленного перечня типовых конфликтных ситуаций первоначальная субъективная оценка потенциально конфликтных действий и решений возложена непосредственно на государственного служащего — субъекта конфликта интересов. В этом случае существует большая вероятность необъективного оценивания государственным служащим конфликтной ситуации, а также невозможности полноценного и своевременного исполнения им обязанностей по уведомлению руководителя о конфликте интересов [3, с.14].

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что институт конфликта интересов в настоящее время находится в стадии своего становления. В нормативно-правовых актах, затрагивающих вопросы данного института, имеется немало пробелов, детально не урегулированы вопросы предупреждения и разрешения конфликта. Законодатель должен стремиться к устранению имеющихся пробелов в целях оптимального функционирования административных правоотношений в сфере государственной службы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
  2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
  3. Дементьев А.Н., Качушкин С.В. Институт конфликта интересов и предотвращение коррупции на государственной гражданской службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 2. С. 14.
  4. Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Административное право. 2009. № 2. С. 19.
Последствия конфликта интересов на государственной службе в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here