Последствия внесения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Последствия внесения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Последствия внесения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Правительства РФ от 20 июля 2019 г. № 947 “О внесении изменений в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)” (не вступило в силу)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6265; 2014, N 43, ст. 5918).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2019 г. N 947

Изменения,
которые вносятся в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1. Пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. В случае если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 4 статьи 104 Федерального закона.

7. В случае если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 5 статьи 104 Федерального закона.».

2. В пункте 11 слова «10 рабочих дней» заменить словами «5 рабочих дней».

3. Наименование графы 5 приложения к указанным Правилам после слов «являющегося учредителем юридического лица» дополнить словами «(за исключением публично-правовых образований)».

Обзор документа

— направления заказчиком в уполномоченный орган информации и документов об уклонении от заключения контракта;

— проверки уполномоченным органом представленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.

Уточнена форма реестра недобросовестных поставщиков.

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

В соответствии с частью 1 статьи 104 закона № 44-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти ведут реестр недобросовестных поставщиков, участвующих в госзакупках. Поставщик, исполнитель или подрядчик может попасть в него по следующим причинам:

  • он уклонился от заключения контракта;
  • он существенно нарушил условия контракта, из-за чего заказчик вынужден был от него отказаться;
  • суд вынес решение о расторжении контракта из-за нарушения участником его условий.

Однако поставщик рискует попасть в реестр не только из-за своих преднамеренных действий. Порой причиной могут стать случайности — неполадки технического характера или содержание в заявке документов с истекшим сроком действия. Поэтому закон дает участнику закупки право обжаловать решение о его включении в реестр недобросовестных поставщиков.

После получения жалобы на поставщика у ФАС есть 10 дней на проверку. Участник, в отношении которого она проводится, должен быть уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в противном случае его внесение в РНП может быть отменено.

Поставщик имеет право участвовать в рассмотрении и осуществлять действия, подтверждающие добросовестность его намерений. Прежде всего, необходимо в письменном виде составить возражение на жалобу заказчика. В ней нужно описать ситуацию и привести факты, свидетельствующие о ненамеренном срыве или незаключении контракта участником. Также следует собрать и приложить к возражению подтверждающие документы. Например, если имел место технический сбой в работе компьютера или интернета, то добросовестный поставщик наверняка пытался каким-то образом исправить эту проблему. В большинстве случаев это можно подтвердить. Таким подтверждением может стать факт обращения к оператору электронной площадки и к интернет-провайдеру (в случае с перебоями в работе интернета). Важным козырем защиты участника может стать наличие банковской гарантии или внесение обеспечения контракта.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Напомним, что сообщить в ФАС о случае нарушения поставщиком условий контракта или уклонения от его заключения – это обязанность заказчика, а не его право. Поэтому нередко поводы для обращения в антимонопольный орган носят формальный характер. Например, жалоба подается из-за содержания в заявке просроченной банковской гарантии. В этом случае считается, что она не оформлена, а без нее поставщик не может подписать контракт. Получается, что он уклонился от его заключения, и заказчик должен подать жалобу в ФАС. Отметим, что при наличии таких формальных причин контролеры включают поставщиков в «черный список» не всегда.

По итогам рассмотрения дела ФАС вынесет решение о включении либо невключении поставщика в реестр. Попавший в РНП участник может оспорить решение антимонопольной службы в суде на основании части 11 статьи 104 закона № 44-ФЗ.

Госзакупки: последствия попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Как туда не попасть?

«Поставщик императорского двора» – данный титул, ласкающий слух любого бизнесмена, когда-то получали купцы и предприниматели, предоставлявшие товары для царственных особ. Звание было весьма престижным, ведь качество бренда, оцененное самим императором, не подлежало сомнению, как и безупречная репутация поставщика. Лучшей рекламы товаров и услуг для бизнесмена было не придумать. Правда, чтобы добиться права поставлять товары, претенденту приходилось добрый десяток лет подтверждать высокое качество своей продукции, участвовать в промышленных выставках, не иметь нареканий от покупателей и т. п.

Читайте так же:  Что произойдет если не платить кредит

Современным аналогом данной вышеописанной процедуры можно считать госзакупки, в которых принимают участие все желающие при соблюдении соответствующих требований. Закупки – прибыльное дело, однако ему сопутствуют определенные риски. К примеру, если компания или предприниматель попадут в реестр недобросовестных поставщиков, это может иметь весьма плачевные последствия для их бизнеса. Как избежать подобной ситуации, рассказывает Валерий Овечкин, консультант, бизнес-тренер по госзакупкам.

– Валерий, что такое РНП в общих чертах?

В этот реестр попадают компании, которые не подписали или не выполнили государственный контракт (нарушили его условия). Иными словами, это опубликованный в свободном доступе черный список поставщиков.

Какие санкции влечет попадание в реестр недобросовестных поставщиков?

– Компании из этого списка в дальнейшем не смогут участвовать в государственных торгах на протяжении двух лет. Кроме того, если вы являетесь учредителем ООО и ваш ИНН попал в РНП, то вы, будучи в статусе индивидуального предпринимателя или учредителя в других компаниях, также не сможете участвовать в торгах. И соответственно в закупках не могут участвовать компании, учредителем которых вы являетесь.

Другие негативные последствия отсутствуют, но и эта санкция для многих компаний является роковой и буквально закрывает дорогу в бизнес, ведь в первую очередь наносится ущерб ее деловой репутации, а предприниматель не может, например, учредить новое общество для участия в госзакупках.

– Возможно ли не попасть в РНП, даже если имели место конкретные нарушения?

– Прежде всего нужно знать, что при внесении в РНП за неподписание или неисполнение контракта заказчики согласно части 12 статьи 95 ФЗ 44 должны придерживаться четко прописанных в законе правил и соблюдать определенные процедуры. Если хотя бы одно из этих правил нарушено, то ФАС, если вы ей на это укажете, решит, что вас не нужно вносить в реестр недобросовестных поставщиков.

Федеральная антимонопольная служба заинтересована в сохранении конкуренции, и компания имеет все шансы избегнуть черного списка, если имеются хоть сколько-нибудь обоснованные сомнения в ее виновности.

Второе, что следует учитывать, – это обстоятельства дела. Если речь идет об электронном аукционе и у вас на расчетном счете было обеспечение контракта, или была выпущена банковская гарантия, или вы намеревались подписать этот контракт, но не смогли этого сделать по не зависящим от вас причинам (не работала ЭЦП, отключился Интернет и т. п.), это тоже не является поводом для внесения в РНП.

Важно учитывать еще один момент. Внесение в РНП – процесс длительный, он занимает минимум 40 дней, и на протяжении этого периода вы можете участвовать в госзакупке. Наконец, если речь идет об аукционе, запросе котировок или каком-то другом формате торгов по ФЗ 44, вы можете не подписывать контракт безо всяких санкций, если докажете, что со стороны заказчика имелись нарушения в техническом задании. Приведу примеры из личного опыта. Компания выиграла тендер на снос дома, но часть работ по сносу уже была произведена с нарушением ТЗ, или поставщик победил в запросе котировок и не смог подписать контракт, потому что вовремя не получил проект контракта. В обоих случаях никаких наказаний со стороны ФАС не последовало.

Правило всего одно: если вы чувствуете, что заказчик в чем-то неправ, либо можете доказать, что не смогли подписать или исполнить контракт по каким-то не зависящим от вас причинам, уведомите об этом ФАС, когда вас пригласят на заседание. В качестве крайней меры вы можете обратиться к специалистам, которые во время процедуры внесения в РНП в 80 % случаев помогут этого избежать. Стоимость такой услуги порядка 20–25 тыс. рублей, что часто несравнимо с теми убытками, которые вы понесете в случае попадания в этот реестр.

Программа для поиска тендеров (регулярно) — AuSe scanner

Робот AuSe для выигрыша в тендерах и на аукционах.

Материал написана по документам из открытых источников.

Обзор судебной практики по ФЗ №44: основания для включения в РНП

Предлагаю вашему вниманию обзор арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих при применении Федерального закона №44-ФЗ. В настоящей публикации хочу рассмотреть основания для включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (далее — «РНП»).

Не внесено обеспечение исполнения контракта? Это не факт недобросовестности исполнителя!

Индивидуальный предприниматель (далее — «ИП») была объявлена победителем электронного аукциона на поставку бумаги для нужд учреждения. В качестве обеспечения исполнения контракта ею была внесены денежные средства в меньшем размере от необходимой суммы. После получения от Учреждения соответствующего уведомления, ИП были переведены оставшиеся денежные средства.

Новая таблица от Марата Дзюнова по срокам в законе о госзакупках, 44-ФЗ.

Однако Учреждением был составлен протокол об отказе от заключения контракта и направлены сведения в антимонопольный орган, который принял решение о включении ИП в Реестр недобросовестных поставщиков (далее — «РНП»). ИП обжаловала решение антимонопольного органа в судебном порядке.

Решением суда первой инстанции, оставленном без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные ИП требования были удовлетворены. Судом кассационной инстанции вышеназванные решение и постановление оставлены без изменения, кассационная жалоба антимонопольного органа — без удовлетворения. Основанием послужило то, что внесение ИП суммы обеспечения исполнения контракта в меньшем объеме произошло ошибочно, что свидетельствует об отсутствии у ИП умысла по уклонению от заключения контракта. Что, в свою очередь, послужило отсутствием оснований для включения ИП в РНП. (См. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2015 по делу № А53-19910/2014, есть во вложении).

Неправомерность включения организации в РНП только по причине расторжения контракта

Между государственным заказчиком и ИП, по результатам открытого аукциона в электронной форме, был заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту встроенного нежилого помещения. Этот контракт был расторгнут в судебном порядке. Антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии необходимости включения ИП в РНП, так как в действия ИП отсутствуют признаки недобросовестности.

Читайте так же:  Фз об исполнительном производстве сводное исполнительное производство в 2020 году

Государственным заказчиком данное решение антимонопольного органа обжаловано в судебном порядке, в удовлетворении требований заявителю отказано. Судом апелляционной инстанции решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба государственного заказчика без удовлетворения в связи с тем, что основанием для включения в РНП является уклонение от исполнения условий контракта, выраженных в недобросовестном поведении, совершенном действии или бездействии.

При отсутствии доказательств факта недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения своих обязательств факт расторжения контракта не является автоматическим основанием для включения ИП в РНП. (См. Постановление Второго арбитражного суда от 10.09.2014 № А29-3152/2014, есть во вложении).

Неправомерность включения в РНП победителя электронного аукциона ввиду отсутствия возможности подписать контракт с использованием электронной торговой площадки

Заказчик обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия участника закупки, не подписавшего на электронной торговой площадке проект контракта в установленные сроки. Решением антимонопольного органа участник закупки признан нарушившим законодательство в сфере государственных закупок и включен в РНП. Суд признал решение антимонопольного органа незаконным, посчитав, что отсутствие у участника закупки возможности подписать проект контракта в установленные сроки не влечет включения данного участника в РНП. (См. Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2015 по делу № А55-30210/2014, есть во вложении).

Выводы судебных актов, из приведенной подборки говорят о том, что обязательным условием для включения организации (либо ИП) в РНП является доказательство факта недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), выраженного в виде злостного уклонения от исполнения своих обязательств. Если же нарушение положений ФЗ №44, или неисполнение обязательств обусловлено объективными причинами, либо неумышленными ошибочными действиями, то в данном случае нарушитель не будет внесен в РНП.

Коллеги, а у кого был опыт споров с ФАС с целью исключения компании из РНП?

Можно ли включить недобросовестного поставщика в реестр с нарушением установленного для этого срока?

Недавно ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, правомерны ли действия антимонопольного органа, который вынес приказ о включении недобросовестного поставщика в соответствующий реестр с нарушением установленного для этого срока. Рассмотрим подробности.

ООО «М» взяло на себя обязательства поставить ОАО «К» электрорадиоизделия, но нарушило установленные договором сроки. В связи с этим ОАО «К» обратилось в суд с исковым заявлением о расторжении договора поставки. Данное исковое заявление было удовлетворено (решение Арбитражного суда Калужской области от 19 июня 2013 года по делу № А23-33/2013). Сведения о поставщиках, с которыми по решению суда расторгнуты договоры в связи с существенным нарушением их условий, включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Для этого заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора должен направить в ФАС России установленные законодательством сведения, а также копию решения суда о расторжении договора (ч. 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков).

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Екатерина Маковлева,
руководитель направления Дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк- АСТ».

9 августа 2016 года

О контрактной системе в сфере закупок.

С 20 июля 2013 года договор поставки между ООО «М» и ОАО «К» считается расторгнутым, а 8 августа 2013 года, по истечении установленного 10-дневного срока, ОАО «К» направило в Санкт-Петербургский УФАС России заявление о внесении ООО «М» в реестр недобросовестных поставщиков. Это заявление сразу же было перенаправлено по территориальной принадлежности в Калужское УФАС России. Через 14 с лишним месяцев после получения данного заявления УФАС России по Калужской области издало приказ о включении ООО «М» в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года. При этом согласно п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение трех рабочих дней. Какой срок предоставляется для самой проверки сведений, нигде не указано.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций

ООО «М» обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным приказа УФАС России по Калужской области о включении ООО «М» в реестр недобросовестных поставщиков, признании незаконным самого факта включения и с требованием об исключении общества из указанного реестра. В обоснование своей позиции ООО «М» указало на нарушение срока включения в реестр. По подсчетам истца, при своевременном направлении решения суда со стороны ОАО «К», своевременном издании приказа Калужским УФАС России и своевременном размещении сведений в реестре недобросовестных поставщиков исключение из этого реестра могло произойти в начале августа 2015 года. Учитывая, что сведения в реестр фактически были включены только 2 февраля 2015 года, то их исключение произошло через два года, а именно 2 февраля 2017 года. Заявитель полагает, что включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, в связи с чем на данные правоотношения распространяется норма о годичном сроке давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ). По мнению заявителя, нарушение сроков является основанием для признания решения УФАС России по Калужской области недействительным, а факта включения сведений в реестр – незаконным.

Кроме того, ООО «М» апеллирует к наличию в реестре недостоверных и неполных сведений, а именно сведений об адресе и причине включения поставщика в реестр. Как пояснил представитель Калужского УФАС России, сведения в отношении поставщика, с которым договор по решению суда расторгнут в связи с допущенными нарушениями, комиссией не проверяются и сразу направляются в Центральный аппарат ФАС России для включения в реестр (письмом ФАС России от 4 августа 2014 года № ИА/31163/14). Срок включения таких сведений в реестр – не позднее трех рабочих дней с момента их получения. Изучив обстоятельства дела и позиции сторон, суд первой инстанции пришел к выводу: и ОАО «К», и УФАС России по Калужской области действительно нарушили установленные законодательством сроки, однако этот факт не может служить основанием для удовлетворения исковых требований. По мнению суда, эти сроки не являются пресекательными, а законодательством не предусмотрены правовые последствия их несоблюдения.

Читайте так же:  Сроки вручения протокола об административном правонарушении в 2020 году

Требования заявителя : Отменить решение суда первой инстанции и постановления апелляционного и кассационного судов, признать приказ УФАС России по Калужской области о включении ООО «М» в реестр недобросовестных поставщиков недействительным, факт включения – незаконным, исключить общество из указанного реестра.

Суд решил : Удовлетворить требование об исключении ООО «М» из реестра недобросовестных поставщиков. В остальной части решения нижестоящих судов оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Ссылки заявителя на нарушение его прав несвоевременным размещением сведений, по мнению суда, не свидетельствуют о том, что предусмотренная законодателем мера ответственности не должна применяться. Суд отметил, что до 2 февраля 2015 года заявитель не был ограничен в осуществлении предпринимательской деятельности. Доводы о применении годичного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, суд также счел несостоятельными, поскольку указанный срок применяется только к административным правонарушениям. Ошибки в реестре были расценены как технические, не ущемляющие права заявителя и не свидетельствующие о незаконности включения сведений о нем в реестр. При этом существенное нарушение договора поставки, подтвержденное вступившим в законную силу решением суда, является безусловным основанием для включения сведений о нарушителе в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований (решение Арбитражного суда Калужской области от 26 июня 2015 года по делу № А23-1510/2015). Апелляционный и кассационный суды подтвердили законность вынесенного решения (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2015 года № 20АП-4492/15 по делу № А23-1510/2015, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 ноября 2015 года № Ф10-3914/15 по делу № А23-1510/2015).

Позиция ВС РФ

Не согласившись с вынесенными решениями, ООО «М» обратилось в высший судебный орган. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ признала, что нарушение ФАС России сроков включения в реестр не отвечает ни целям и задачам предусмотренного механизма защиты прав заказчиков, ни гарантиям, предоставленным недобросовестным поставщикам. При соблюдении установленных сроков нарушитель вправе рассчитывать на своевременное исключение сведений о нем из реестра, что обеспечивает его право на дальнейшее возможное участие в закупках, отвечает требованиям Конституции РФ и принципу юридического равенства. Как неоднократно указывал КС РФ, целью установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, так и сохранение необходимой стабильности соответствующих правовых отношений. Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступать неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий (постановление КС РФ от 27 апреля 2001 года № 7-П, постановление КС РФ от 20 июля 2011 года № 20-П).

Денис Мурашов, управляющий партнер юридической компании Murashov & Assistants:

«Административное воздействие на участника гражданского оборота может осуществляться государственным органом только в случаях, определенных нормативно-правовым актом, и только в определенном таким актом порядке и в установленные сроки. В этой связи, по моему мнению, любой нормативно установленный срок реализации государственно-властного полномочия в отношении участника гражданского оборота является пресекательным. Выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций об обратном представляются спорными, а отмена ВС РФ основанных на этих выводах судебных актов – позитивным явлением, позволяющим рассчитывать на изменение в положительную сторону судебной практики по подобным делам».

Видео (кликните для воспроизведения).

Принимая во внимание, что ООО «М» находится в реестре недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ определила частично отменить решения нижестоящих судов, а именно удовлетворить требование ООО «М» о его исключении из реестра и обязать ФАС России сделать это. В остальной части принятые по данному делу судебные акты ВС РФ оставил без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 30 мая 2016 г № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015).

Так, ВС РФ указал антимонопольному органу на допущенные нарушения и еще раз подтвердил: никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок.

Как работать с реестром недобросовестных поставщиков с 2020 года

Скачать письмо ФАС № ИА/100065/19 от 14.11.2019 о включении в реестр недобросовестных поставщиков

Новые правила включения компаний в РНП

На сайте ФАС опубликовали сообщение о переходе на новый порядок включения компаний в список недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ из-за разъяснений Верховного Суда. Для подробного ознакомления с новым порядком, сроками включения и исключения данных из РНП Антимонопольная служба подготовила письмо-разъяснение № ИА/100065/19 от 14.11.2019. Собрали основные выводы из этого письма в таблицу.

Вопрос Разъяснение
Какой срок направления заказчиком обращения о включении информации об участниках закупки в РНП?

3 рабочих дня от даты совершения действий, которые предусмотрены ч. 4-6 ст. 104 44-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывайте, что при направлении заказчиком информации о недобросовестном поставщике почтой датой направления сведений считается дата подтверждения приема почтового отправления, которая указана на почтовом штемпеле.

Какой срок рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в РНП? Общий срок рассмотрения обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков — не больше 8 рабочих дней с даты поступления документов и информации, которые указаны в ч. 4-6 ст. 104 44-ФЗ. Какой срок исключения информации об участниках закупки из РНП?

Срок исключения информации о недобросовестном поставщике из РНП исчисляется с даты, когда ФАС должна была разместить информацию в рамках требований контрактного законодательства.

Например, если заказчиком информация об участнике закупки для включения в РНП направляется в ФАС с опозданием на 30 дней с регламентированной даты (по ч. 4-6 ст. 104 44-ФЗ — три рабочих дня с момента признания победителя уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта), то информация о таком участнике исключается из реестра недобросовестных поставщиков раньше соответствующего срока на 30 дней.

Читайте так же:  Заявление на увольнение по совмещению

Нахождение информации о недобросовестном поставщике в РНП по истечении 2 лет с даты наступления у ФАС обязанности по его включению в реестр нарушает его права и законные интересы.

В этом же письме ФАС учла позицию Верховного Суда и рекомендовала территориальным контрольным органам в резолютивной части решения или в приказе (если участник закупки по решению суда включается в реестр) указывать информацию о недобросовестных поставщиках в табличной форме. Такую таблицу ФАС приложила к письму.

Так выглядит таблица с информацией, которую указывают в резолютивной части решения или в приказе о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Почему изменили порядок включения в РНП

Последняя судебная практика говорит о том, что суды стали отменять решения ФАС о включении компаний в РНП за то, что ФАС включала компании в реестр недобросовестных поставщиков с опозданием, иногда на полгода, тем самым искусственно продлевая 2-летний срок нахождения компании в этом реестре. Собрали в таблицу примеры из практики:

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

В законодательстве отсутствует определение, что такое РНП в госзакупках. В широком понимании, это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков, который утвержден постановлением правительства от 25.11.2013 № 1062. Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков ФАС находится в ЕИС в разделе «Контроль и аудит». Ссылка на сайте ФАС перенаправляет в ЕИС.

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если информация об ИП, компании, ее руководителе и учредителях, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

В ЕИС реестр недобросовестных поставщиков размещен в свободном доступе.

Основания для внесения в РНП

РНП по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

  • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), Ф.И.О. (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства и ИНН учредителей и лиц, исполняющих функции исполнительного органа в организации или симметричный номер для иностранных компаний. Исключение — публично-правовые образования;
  • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
  • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
  • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
  • ИКЗ;
  • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
  • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ

Его ведут органы Федеральной антимонопольной службы. Перечень сведений и документов, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении участника в РНП необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т. п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т. п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ

Список сведений утвержден постановлением правительства № 1211 от 22.11.2012. В РНП по 223-ФЗ попадают такие сведения:

Алгоритм проверки поставщика в РНП

Вот пошаговая инструкция, как проверить в реестре недобросовестных поставщиков:

Шаг 1. На главной странице сайта ЕИС нажимаем кнопку «Органам контроля».

Шаг 2. В открывшейся вкладке находим раздел «Контроль и аудит» и кликаем на вкладку «Реестр недобросовестных поставщиков».

Шаг 3. Настраиваем фильтры поиска. В этом разделе размещены и реестр недобросовестных поставщиков по 44 ФЗ по 223-ФЗ, и реестр недобросовестных подрядных организаций по ПП № 615. По умолчанию выбраны три варианта. Но ищут только по одному из них, убрав лишнюю галочку.

Шаг 4. Чтобы проверить ИНН в реестре недобросовестных поставщиков, ФАС достаточно ввести данные в строке поиска и нажать на лупу. ИНН — обязательный параметр в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не сможет зарегистрироваться. Быстрый поиск делайте и по наименованию контрагента.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф предпраздничные дни

Шаг 5. Если есть дополнительные данные, воспользуйтесь опцией «Расширенный поиск».

Шаг 6. Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку «Найти».

Как автоматически проверить сведения из РНП

Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в РНП. Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).

Когда сохраняете протокол, система проверит сведения об участниках на предмет наличия в едином реестре РНП. Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом.

Что мне грозит, если компания попадает в реестр.

Список недобросовестных поставщиков формирует Федеральная антимонопольная служба. В данный список попадают поставщики, которые совершили определенные нарушения при заключении контракта с заказчиком, а именно:

Уклоняются любыми способами заключать контракт;

Если суд принял решение расторгнуть контракт с тем или иным поставщиком за то, что он нарушил свои обязательства.

Какие данные включают в реестр недобросовестных поставщиков?

Когда антимонопольная служба формирует список недобросовестных поставщиков, они вносят следующие сведения:

Реестр недобросовестных поставщиков на сайтеПолное наименование предприятия, в том случае, если оно является юридическим лицом, или же Ф.И.О., если поставщик является физическим лицом;

Место, где находится организация;

Даты, когда компания проводила торги;

Подводят все итоги проведения торгов;

Указывают информацию о том, что торги не состоялись;

Указывают дату заключения контракта, которые не был исполнен должным образом;

Указывают предмет контракта;

Период исполнения оформленного контракта;

Дата, а также причина расторжения контракта;

Дата, которая указывает, когда данный поставщик был внесен в реестр недобросовестных организаций.

На какой период поставщика вносят в реестр и какие для него могут быть последствия?

Обычно антимонопольная служба вносит поставщика в реестр недобросовестных на 2 года. Согласно законодательству, по истечению данного срока, ровно в тот день, когда поставщик был внесен в реестр, его должны исключить. Таким образом, на протяжении того времени, пока поставщик будет находиться в данном реестре, он не сможет принимать какое-либо участие в торгах. За счет этого предприниматель не сможет долго нормально развиваться. Более того, у него может сильно испортиться репутация предприятия и деловой имидж. Поэтому, прежде чем принимать участие в тендере, предпринимателю следует задуматься о возможных последствиях.

Процедура внесения всей необходимой информации в реестр

Если происходит ситуация, когда победитель торгов решил уклониться от своих обязанностей и не заключает государственный контракт, тогда в течение 3 дней заказчик может отправить заявление со всеми необходимыми документами в Федеральный антимонопольный комитет. Таким образом, в дальнейшем они смогут заключить контракт с участником торгов, который занял второе место.

На протяжении 10 рабочих дней антимонопольная служба должна проверить действительно ли победитель торгов отказался выполнять свои обязанности. Если данный факт не имеет подтверждения, тогда поставщика не вносят в реестр. Если заказчик решил расторгнуть контракт с поставщиком по причине, связанной с невыполнением условий документа, тогда в антимонопольную службу также придется отправлять заявление в течение 3 рабочих дней. Помимо этого, ко всем документам необходимо приложить копии, в которой указанно какое решение было принято судом.

С того дня, как только в антимонопольную службу поступили все необходимые документы, информация о недобросовестном поставщике сразу же появляется в реестре. Если поставщик будет не согласен с тем, что его внесли в реестр, тогда он может обжаловать данное решение, но уже только в судебном порядке.

Самое первое предприятие попало в список в 2006 году. В настоящее время в реестре состоят более тысячи недобросовестных поставщиков. Возможно, в будущем их число будет постоянно расти. Оказаться в данном списке очень легко, а вот последствия для предприятия будут губительны.

По каким причинам участник торгов может отказаться от заключения контракта?

На самом деле не всегда поставщик расторгает контракт по непонятным причинам, чаще всего:

Бывают такие ситуации, когда поставщик не может заключить контракт и выполнить все свои обязательства перед заказчиком в связи с тем, что на предприятии произошла поломка оборудования;

Также может так случиться, что по ряду причин товар, который собирались поставлять, был поврежден или же отсутствует на складе;

Если вдруг резко повысилась цена на товар;

Если нет возможности поставить заказчику весь товар в точно указанный срок.

Однако вне зависимости от причины расторжения контракта, поставщик должен быть внесен в список недобросовестных организаций. Поэтому, если предприниматель решил принять участие в торгах, тогда он должен помнить, что это за собой повлечет большую ответственность. Отсюда следует, что каждый участник должен реально оценивать свои силы и возможные риски, которые связаны с выполнением всех обязательств перед заказчиком.

Когда поставщика могут не внести в реестр?

Ситуации, когда по желанию заказчика, поставщика не вносят в реестр:

Если заказчик хочет заключить контракт, который существенно отличается от тех условий, которые были представлены в конкурсной документации либо в заявке;

Если заказчик требует от поставщика обеспечения контракта в размере, который во много раз превышает тот размер, который был изначально представлен в конкурсной документации либо в заявке.

В соответствии с законодательством виновным будет признана та сторона, которая нанесла определенный ущерб другой. Самое главное основание внесения в реестр недобросовестных поставщиков является решение суда.

В том случае, если заказчик не предоставит полный пакет документов, который нужен для внесения поставщика в реестр, антимонопольная служба не станет рассматривать заявление и вернет обратно все документы в течение 3 дней. Соответственно поставщик в реестр не попадет.

Последствия внесения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here