Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика в 2020 году

1. Закон допускает более чем однократное предоставление государством жилого помещения семье военнослужащего, если основания разные

Жилищное управление Минобороны сняло заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилья как члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего в связи с обеспечением ранее жильём государственного жилищного фонда в составе семьи своего отца. Эта квартира затем была приватизирована, перешла в собственность разных лиц и заявитель не мог предоставить справку о её освобождении.

Суды трех инстанций подтвердили законность этого решения.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и признал снятие с учета незаконным, сославшись на разные основания жилищного обеспечения. В первом случае заявитель обеспечивался жилым помещением, предоставляемым семье своего отца, в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем подлежала обязательному включению в договор передачи жилья в собственность.

А при достижении совершеннолетия заявитель не могла быть лишена права на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны как семья погибшего (умершего) военнослужащего, т.к. здесь другое основание предоставления жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 41-КГ17-46).

2. Повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного ему жилья

В 1993 г. заявителю как молодому специалисту была предоставлена квартира в связи со службой в управлении юстиции. После расторжения брака он выехал в другое место жительства, оставив квартиру супруге.

Затем заявитель поступил на службу в ФСО России, жилищная комиссия которой в 2017 г. отказала ему в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, учтя в уровне жилищной обеспеченности площадь вышеназванной квартиры.

Не согласившись с этим, заявитель обратился в суд, и суды двух инстанций признали решение жилищного органа незаконным, обязав принять на учет.

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и счёл обжалуемое решение правильным, т.к. повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного жилого помещения. Иное приводит к сверхнормативному обеспечению жильем.

Правовым основанием послужил п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 г. № 8 (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 декабря 2018 г. № 201-КГ18-35).

3. Семье вдовы погибшего (умершего) военнослужащего для принятия на жилищный учёт и предоставления жилья по договору соцнайма достаточно наличия оснований принятия на жилищный учет до гибели супруга-военнослужащего (само принятие на учёт не обязательно)

Жилищная комиссия войсковой части отказала заявителю, вдове умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, в принятии на жилищный учет по причине неподтверждения имеющимися документами права семьи стоять на учёте.

Суды отказали в незаконности этого решения, сославшись на отсутствие у них статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий до гибели военнослужащего и оснований нуждаемости после его гибели.

Между тем, имеет правовое значение не состояние на жилищном учёте, а наличие оснований быть принятыми на учёт до гибели супруга-военнослужащего (абзац 1 п. 3.1. ст. 24 Федерального закона о статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

На этом основании Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и направил дело на новое рассмотрение для выяснения этого обстоятельства (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 декабря 2018 г. № 5-КГ18-281).

4. В повторном обеспечении жилым помещением семьи военнослужащего должны быть учтены обстоятельства предоставления первого жилья и ведомственная принадлежность (отнесение его к ведению местной администрации) на момент приватизации

Отцу заявителя было предоставлено жилое помещение как семье военнослужащего. Затем квартира была приватизирована, но заявитель отказалась от участия в приватизации в пользу своей дочери, тем самым сохранив за собой право бессрочного пользования квартирой (ст. 19 Вводного закона к ЖК РФ).

Жилищное управление Минобороны отказало заявителю в предоставлении жилищной субсидии, сославшись на неутрату права бессрочного пользования ранее предоставленным жильем заявителем, который на момент приватизации был обеспечен по установленным нормам.

Суды трех инстанций подтвердили законность решения.

Верховный Суд РФ не согласился с позицией судов и постановления отменил, указав, что в возникших отношениях имеет значение принадлежность ранее предоставленного жилья к государственному или ведомственному жилищному фонду на момент приватизации, включая время его отнесения к ведению местной администрации. От этого зависит возможность его учёта в уровне обеспеченности жильём за счет государства (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-8).

5. Намеренное ухудшение жилищных условий семьей военнослужащего является основанием отказа в принятии на жилищный учет в течение 5 лет с момента ухудшения

6. Отсутствие ссылки на предусмотренное частью 1 ст. 56 ЖК РФ конкретное основание снятия с учёта не влияет на законность правильного по сути решения о снятии семьи военнослужащего с жилищного учёта при намеренном ухудшении жилищных условий

Военнослужащая пограничного управления ФСБ России приобрела по договору мены квартиру, которую впоследствии подарила своему отцу, сохранив в ней с сыном право пользования и регистрацию по месту жительства.

Затем выписалась по адресу воинской части, после чего в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе обратилась в жилищную комиссию по вопросу признания её с сыном нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства.

Решением жилищной комиссии заявитель была принята на учёт, а впоследствии снята с него в связи с неистечением 5-летнего срока со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий – выписки по адресу воинской части (ст. 53 ЖК РФ). К тому же, на момент принятия жилищной комиссией решения сын заявителя продолжал проживать в качестве члена семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности её отцу.

При этом, в нарушение части 2 ст. 56 ЖК РФ в решении жилищной комиссии не была указана ссылка на конкретное основание снятия с жилучета, предусмотренное частью 1 этой статьи.

Суды признали незаконным снятие заявителя с жилищного учета, сославшись на наличие у ответчика информации об этих обстоятельствах при принятии на учет.

Верховный Суд РФ с этим не согласился, расценив перечисленные основания как намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий, отодвигающее срок возможности принятия на жилучет на 5 лет.

Ссылка на отсутствие указание на конкретный пункт статьи о снятии с учета, по мнению высшей судебной инстанции, не свидетельствует о незаконности правильного по сути решения жилищной комиссии (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-7).

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

КС РФ постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

billiondigital / Depositphotos.com

Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья. При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», далее – Закон № 76-ФЗ).

Читайте так же:  Узнать номер военной ипотеки

Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», далее – Закон № 117-ФЗ. Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов. При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.

Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.

КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.

Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.

КС РФ отметил в своем постановлении следующее:

  • государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
  • само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
  • нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
  • оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.

Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

Теперь потомственные военные без жилья не останутся

Госдума приняла закон, сохраняющий право на получение жилья военными, которые были обеспечены квартирами в качестве членов семей других военнослужащих.

В последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, когда военным отказывают в признании нуждающимися в жилье в связи с тем, что ранее они обеспечивались квартирами как члены семей военнослужащих и других граждан, даже если на тот момент были несовершеннолетними.
Авторы инициативы, а это Комитет Госдумы по обороне, поясняют, что значительная часть военнослужащих по контракту являются потомственными военными, родители которых обеспечивались жильем от государства вместе с членами своих семей, и лишение военнослужащих права на жильё только по той причине, что они являются детьми обеспеченных ранее жильём военнослужащих, нивелирует такую важную социальную гарантию для военных, как право на жильё.

Теперь же при признании нуждающимися в жилье военных, не реализовавших самостоятельно своё право на обеспечение жильём, а также при предоставлении им жилых помещений или субсидии не будет учитываться жилплощадь, которая уже была получена ими и их семьями в качестве членов семей других граждан. При этом должно соблюдаться условие, согласно которому эти военные и члены их семей не арендуют данное жильё по договорам соцнайма и не являются собственниками указанных жилых помещений или членами семьи собственника.

Подробнее в нашем новостном блоке:

Нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе военнослужащие, обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих жильем либо денежными средствами на приобретение или строительство жилья до поступления на военную службу по контракту, либо после заключения контракта о прохождении военной службы.

Как отметил первый зампредседателя думского комитета по обороне и один из авторов инициативы Андрей Красов, этот закон давно ждут в Российской армии.

В порядок обеспечения военнослужащих жильем внесены поправки

Уточнен порядок обеспечения военнослужащих жильем. Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. № 298-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и № 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», предусматривающие соответствующие поправки, подписаны Президентом РФ.

Так, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, теперь наделены правом получения жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. Указанные категории лиц смогут получить жилье в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 1 марта 2005 года. Помимо этого, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы свыше 10 лет, военнослужащие смогут получить жилье по избранному месту жительства. Напомним, что по действующему законодательству указанные граждане имеют право на служебные жилые помещения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Читайте так же:  Трудовой кодекс порядок увольнения по собственному желанию в 2020 году

В аналогичном порядке предусмотрено предоставление жилых помещений членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, в соответствии с которыми обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы при ее общей продолжительности 20 лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более, теперь не связывается с условием прохождения военной службы по контракту.

Кроме того, уволенные с военной службы граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, а затем переехавшие на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и принятые на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, получат право на обеспечение жилыми помещениями. Указанные граждане смогут реализовать право на получение жилья:

  • в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма);
  • в форме получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Внесенные поправки направлены на совершенствование норм федеральных законов от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом норм жилищного законодательства России.

Изменения начнут действовать с 14 ноября 2013 года.

Государственная Дума приняла закон о повторном обеспечении жильем военнослужащих

Сегодня, 21.11.2019 г., Государственная Дума РФ приняла во третьем окончательном чтении Закон о повторном обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета военнослужащих, которые ранее в составе семьи иных граждан уже обеспечивались жильем или денежными средствами на его приобретение (строительство).

Читать комментарий и наши рекомендации к данному Закону.

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Повторное обеспечение жильём военных

Учитывая то, что получение военнослужащим жилья от государства процесс довольно трудоёмкий, и может занимать не один год. Поэтому многие военные удивляются, узнав, что при соблюдении некоторых условий, имеется возможность получить от государства не одну квартиру, а две.

Чтобы было понятнее, необходимо рассмотреть варианты предоставления жилых помещений военнослужащим второй раз, кто имеет не это право, и каким образом это осуществляется на практике.

Какие бывают ситуации

Какого-то единого перечня тех, для кого существует возможность повторного получения квартиры, наверно, нет. Во многом данный вопрос зависит от сложившихся жизненных обстоятельств.

Поэтому говоря о получении квартиры второй раз, речь не может идти о каком-либо обогащении, а лишь о путях выхода их сложившейся жизненной ситуации:

  1. Развод в семье военного,
  2. Иное непреднамеренное отчуждение жилплощади,
  3. Увеличение жилплощади из-за рождения детей.

Кто имеет возможность претендовать

  • Во-первых, учитывая сложившуюся ситуацию, в результате которой военнослужащим не намерено было отчуждено уже полученного от государства жилье, он может повторно получить второе, но только в случае признания его нуждающимся в жилье.

В данной ситуации ключевым словом является «не намерено». Подтверждается это, как правило, через суд, так как жилищные комиссии обычно отказываются повторно ставить военнослужащего на учёт. Мотивируют это тем, что по действующему законодательству, они обеспечиваются жильём один раз на весь период прохождения ими службы.

При этом не намеренность указанных действий подтверждается подачей в суд искового заявления о разделе имущества и т.п. действий.

Кроме того, необходимо учесть, что постановка на учёт в качестве нуждающегося в жилье, после отчуждения уже имеющего недвижимого имущества, может быть произведена только по истечении 5 лет с момента отчуждения.

Однако, повторное получение жилья военнослужащим вполне возможно, если он вновь встанет на учёт. Обеспечение производиться в порядке общей очереди.

  • Во-вторых, повторное получение квартиры военнослужащим не ограничивается при реализации программы «военная ипотека«. В данном случае не имеет значение, получал ли военнослужащий квартиру от государства или нет.

Кроме того, участие в НИС не является поводом для исключения защитника Отечества из списков, нуждающихся в жилье очередников.

Поэтому офицеру стоит сначала дождаться предоставления квартиры в натуральном виде или обеспечения в виде ЕДВ (жилищная субсидия), а уже после оформлять военную ипотеку.

  • В-третьих, улучшение жилищных условий военными допускается реализовать благодаря Правительственной программе «военная ипотека». Но это право может быть реализовано им только после полного погашения ЦЖЗ по первому кредиту.

Участие в программе военная ипотека к обеспечению служебным жильём отношения не имеет, и наоборот. То есть, имея служебное жильё военнослужащий может участвовать в НИС, а будучи участником НИС может рассчитывать на получение служебной жилплощади.

Варианты повторного получения жилья военным

  • Предоставление жилых помещений военнослужащим второй раз по договору соцнайма, в собственность или в виде денежной субсидии на её приобретение может быть реализовано только после повторного включения офицера в списки нуждающихся в жилье.

Для того, что бы вновь встать на учёт необходимо, что бы прошло 5 лет после совершения им сделки повлёкшей отчуждение полученной от государства недвижимости. Кроме того, по Жилищному законодательству лицо должно доказать то, что квартира была отчуждена не по его воле, а в силу обстоятельств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но, к сожалению, даже это не даёт гарантии повторного обеспечения недвижимостью. Так как судебная практика показывает, что решения принимают абсолютно разные, причём практически при одних и тех же обстоятельствах.

В случае отказа в удовлетворении заявления, судьи ссылаются на то, что военнослужащие обеспечиваются недвижимостью только один раз, причём на весь срок службы. Однако в данном случае необходимо различать действия, направленные на ухудшение жилищных условий, и поступки, приведшие к такому же результату.

То есть, суд должен учитывать намеренность и ненамеренность действия военнослужащего, и, отталкиваясь именно от его намерений принимать правильное решение.

В данном контексте надо понимать так, что если защитник Отечества совершается сделку, влекущую отчуждение уже полученной государственной жилой недвижимости (продажу, дарение и т.д.) с целью повторного получения жилья от государства, это будет расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.

Читайте так же:  Досрочное погашение аннуитетного кредита пересчет процентов

Если же отчуждение произошло вследствие развода и раздела имущества по суду (при отсутствии брачного договора), с последующим оставлением квартиры супруге с несовершеннолетними, детьми, то это должно расцениваться как ненамеренное действие.

  • Более реальным вариантом является покупка второй квартиры по программе военная ипотека второй раз. При осуществлении права на получение квартиры по льготному кредитованию, не имеет значения, есть ли у офицера жилье или нет, а также-то в каком виде оно ему предоставлялось.

Кроме того, учитывая возможность участия в НИС без исключения из списков очередников, это даёт право дождаться положенной от государства жилплощади. При этом все время ожидания на личном счету офицера будет собираться необходимая ему сумма, для покупки второй квартиры.

  • Ещё одной не менее реальной возможностью считается оформление повторного льготного кредита. Законодательство это не запрещено. Кроме того, была создана специальная программа, позволяющая повторно использовать военную ипотеку в случае переезда или улучшения жилищных условий.

Для реализации своего права, офицеру потребуется продать уже приобретённую им квартиру. Для того, что бы это сделать с неё необходимо снять обременение. Однако проблема заключается в том, что обременение по закону снимается после полного погашения кредита.

Для этого офицеру понадобиться, задействовать личные сбережения, либо кредитные средства, выдаваемые на эти цели. Полученные в результате продажи жилья денежные средства пойдут на погашение кредита.

А оставшиеся деньги, которые будут выручены за счёт увеличения стоимости недвижимости, можно будет использовать, для того чтобы приобрести более просторную квартиру с использованием льготного кредитования.

  • Помимо этого в случае полного досрочного погашения ЦЖЗ, законодательством не запрещено повторное оформление военной ипотеки на покупку второй недвижимости больше площади.

Однако учитывая то, что средства на именном счёте НИС будут поступать только после полного погашения кредита, а при оформлении военной ипотеки срок кредита зависит от максимально возможного срока службы самого офицера. Срок второй военной ипотеки будет весьма ограничен, а значит и средства, предоставляемые по ней, будет значительно меньше, чем при получении первого займа.

Чтобы лучше понимать механизм участия в программе, рекомендуется скачать Федеральный закон о военной ипотеке в любой из правовых систем (Гарант, Консультант+) и изучить применением норм законодательства.

Важным моментом, про который не следует забывать, это возврат подоходного налога 13% при покупке первого жилья, военная ипотека подразумевает использование собственных средств военнослужащего. От этой суммы, документально подтверждённой, и делается налоговый вычет.

Подписан Президентом РФ и опубликован Закон о повторном обеспечении жильем военнослужащих

02 декабря 2019 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 02.12.2019 № 416-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Закон опубликован 02.12.2019 года. Номер опубликования: 0001201912020054

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Таким образом, указанный Федеральный закон, поскольку не установлен иной порядок, вступит в силу 13 декабря 2019 года и с этой даты у тех военнослужащих, кто ранее обеспечивался жильем (денежными средствами на его приобретение/ строительство) не самостоятельно, а в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан, сможет подать рапорт (заявление) о постановке их в очередь на обеспечение жильем.

Как мы писали ранее согласно пояснительной записке к данному Закону «По информации Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации военными судами в 2018 году рассмотрено 500 дел в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым отказано в обеспечении жилыми помещениями по причине того, что они ранее были обеспечены жилыми помещениями в качестве членов семей других граждан.».

Таким образом, у указанной категории граждан после вступления в силу данного Закона появится возможность вновь заявить о своем праве на получение жилья (денежных средств на его покупку или строительство) за счет федерального бюджета.

Однако, учитывая, что в Законе не говорится о том, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, восстановиться в очереди на получение жилья с прежней датой не получится.

Кроме того, к сожалению, тем гражданам, кому уже было отказано по указанной причине в постановке в очередь, и кто уже уволен с военной службы, скорее всего, не получится вновь встать в очередь на получение жилья от военного ведомства.

На нашем сайте мы размещали проект текста петиции, в которой обращали внимание на данную проблему и просили власти пересмотреть правоприменительную практику, в отношении тех военнослужащих, кому было отказано в повторном обеспечении жильем, здесь мы просили подписать петицию. Власть нас услышала. Спасибо всем, кто участвовал!

Согласно п. 4 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим — гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (утв. приказом Министра обороны РФ 2016 г. № 20) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы), принятым на учет, жилые помещения уполномоченным органом (специализированной организацией) распределяются по очередности, в соответствии с датой принятия военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) на учет, в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет.

Читать комментарий и наши рекомендации к данному Закону.

Обеспечение военнослужащих жильем

Предоставление жилых помещений для военнослужащих во все времена было больным вопросом. Проблема связана в основном с тем, что в силу своих служебных обязанностей вынуждены часто менять место своего проживания. Вместе с ними в постоянных переездах находятся и члены их семей. Поэтому во время прохождения службы государство обязуется предоставлять им служебные жилые помещения, либо оплачивать наём и поднаём жилья. Кроме того, по окончании службы военнослужащие имеют право на получение квартиры по ИМПЖ — избранному им месту проживания, либо денежные средства на ее приобретение. Возникает только вопрос: когда военнослужащих обеспечат жильём?

Законодательство об обеспечении жильём наших защитников Отечества постоянно изменяется, Правительство время от времени вносит необходимые для более успешной реализации государственных программ корректировки. Поэтому вопрос о том, что нового в законе о жилье военным, не теряет своей актуальности.

Изменения в законодательстве

Ещё с Советских времен, в основном, жилье офицерам выдавалось в натуральном виде. Для необеспеченных жильём — доступна аренда с последующей компенсацией расходов. Поднаем жилья военнослужащим — изменения в составе семьи влекут увеличение выплат, если число проживающих превысит трёх.

Читайте так же:  Употребление спиртных напитков несовершеннолетними статья в 2020 году

В условиях рыночной экономики все большей популярностью стали пользоваться ипотечные кредиты, предоставляющие возможность приобрести квартиру в долг с расчётом на десятки лет. Такой способ жилобеспечения избавляет от необходимости скитаться по съёмным площадям.

Правительство, приняв это во внимание, в 2005 году внесло в законодательство необходимые изменения и запустило программу «военная ипотека», которая в последние годы набирает все большие обороты. Возможно, благодаря ей мы сможем получить ответ на вопрос: когда военные получат жилье? То есть обеспечение жильём военнослужащих получило определённые временные рамки.

Поскольку возможности решение квартирного вопроса расширились, то появилось и больше казусов при оформлении. Предоставление жилья военнослужащим — судебная практика стала получать новые прецеденты дел, связанных с жилобеспечением военных. Нюансы могут также быть связаны с какими-то ведомственными отличиями. Например, военная ипотека для МВД доступна только для внутренних войск, а для МЧС только для военизированных спасательных отрядов.

Ипотечно-накопительная система

Программа НИС предусматривается участие в накопительной системе, позволяющей в течение 3-х лет, собрать на накопительном именном счёте военного сумму, достаточную для погашения первоначального взноса по ипотеке. Причём эти средства начисляются из средств бюджета.

По истечении 3-х летнего срока владелец счета имеет право на получение жилищного займа и оформление ипотечного кредита с банком. Ежемесячные выплаты по кредиту также оплачивает государство. Единственным условием является непременное продолжение службы Отечеству.

Эта программа рассчитана на достаточное длительное время, и по расчётам Правительства государство в 2023 году сможет полностью перейти на эту форму обеспечения военнослужащих положенным по закону жильём.

Существенная привлекательность данной формы обеспечения жильём заключается в том, что можно использовать средства жилищного кредита по программе военная ипотека на покупку жилого дома. Остаётся только открытым вопрос с возможностью строительства коттеджа на кредитные средства, но возможно и тут будет найден компромисс.

В целом, по программе военная ипотека военнослужащих, схема приобретения жилья или алгоритм действий достаточно прост, и требует лишь внимательного отношения к оформлению документов.

Жилищная субсидия

В январе 2014 года вступили в силу новые изменения в законодательстве, согласно которым офицеры, отслужившие не менее 10 лет, имеют право на получение жилищной субсидии.

В отличие от военной ипотеки, при расчёте субсидии принимаются во внимание все члены семьи военнослужащего. Это происходит путём подсчёта квадратных метров положенных на каждого совместно проживающего члена семьи, в расчёте не менее 18 кв.м. на каждого.

Принимаются во внимание и одинокие офицеры, впрочем, как и семейные пары, не имеющие детей, для них установленные нормы составляют 33 и 42 кв.м. Кроме того, в расчёт принимает общий стаж службы, который учитывается при расчётах путем прибавления повышающего коэффициента, устанавливаемого для каждого временного отрезка.

С помощью этого нововведения Правительство планирует к окончанию этого года ликвидировать имеющуюся задолженность среди военных пенсионеров, до сих пор не обеспеченных жилой площадью.

Как всем известно, эти очереди тянутся уже многие годы и конца им пока не видно.

Когда можно приобрести квартиру

В связи с этими изменения возникает закономерный вопрос: когда военному положена квартира? Так вот, благодаря военной ипотеке молодые офицеры могут приобрести квартиру уже после трёх лет службы, но проблема в том, что если они уволятся до достижения ими стажа в 10 лет, то согласно закону будут обязаны вернуть государству все средства, предоставленные на покупку недвижимости.

Квартира остаётся за бывшим военнослужащим, но если он не погасит долговые обязательства перед государством и банком, то на неё будет обращено право требования, что означает лишение имущества.

В общем и целом получается, что частичное право на получение квартиры у военного возникает по достижению им стажа в 10 лет, а полное право он получает только по достижении 20 лет службы. Увольнение военнослужащего после получения жилья — это вполне закономерный процесс.

В последнее время чиновники, отвечая на вопросы о том: когда военнослужащие получат квартиры, отвечают, что проблема распределения заключается том, что военные отказываются от предложенных им помещений и в качестве ИПМЖ (индивидуального постоянного места жительства) избирают другой регион. Именно для решения этого вопроса была введена жилищная субсидия, позволяющая покупать недвижимость в любой регионе нашей страны.

Причём в первую очередь неизвестность касается ЕДВ, как формы жилобеспечения. Так как с военной ипотекой все более-менее ясно, так как установлено, что суммы выплат по ней не превышают 3 миллионов. В ближайшие годы эта сумма может увеличиться, но не существенно, так как зависит от ежегодных государственных выплат, которые, как правило, увеличиваются с учётом инфляции.

ЕДВ же для каждого офицера рассчитывается индивидуально, и зависит не только от стажа, но и количества совместно проживающих членов семьи. При расчёте субсидии есть категория льготников имеющих право на получение дополнительных 15 кв.м.

Получается, что для молодых военнослужащих лучшим вариантом является военная ипотека, так как именно она позволит в самом начале службы обеспечить себя и свою семью приличной квартирой. Но оформляя ипотеке, стоит задуматься о том, желает ли он и дальше продолжать службы Отечества. Если нет, то такой вариант может нести неприятные последствия в виде огромных долгов.

Субсидия будет намного выгоднее для людей отдавших свой долг Родине, и имеющих стаж не менее 20 лет. Как правило, у них уже есть дети, и все это буде принято во внимание и рассчитано при начислении ЕДВ.

Лишат ли служебного жилья или компенсации за поднаем после реализации военной ипотеки

Данная статья не является руководством к действию и не может быть отнесена к официальным разъяснениям.

Цель статьи: раскрыть проблему и акцентировать внимание на возможных рисках с учетом позиции государственных органов, норм закона, судебной практики и обзоров Верховного Суда.

Коротко:
Закон о Статусе предусматривает, что военнослужащим может предоставляться только одна социальная гарантия по их выбору. Предоставление средств ЦЖЗ или накоплений с именного счета согласно ФЗ о НИС является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего. Таким образом, участник НИС, оформляя ЦЖЗ или получая накопления, по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему жилищные права, а значит, утрачивает право на получение компенсации за наем (поднаем) или служебное жилье.

Сохранение права на «служебку» или поднаем может привести к сверхнормативному обеспечению жильем.

Это нормы закона, но у ряда государственных органов свое мнение на этот счет, о чем мы расскажем в конце статьи.

Предыстория

В начале 2019 года появилась информация, которая озадачила ряд военнослужащих:

Озабоченность понятна: до этого считалось и поддерживалось на уровне подразделений жилищного обеспечения, что право на служебное жилье сохраняется, если приобрести жилье не по месту службы.

Исходя из этого ряд военнослужащих:

  • приобретали жилье в инвестиционно-привлекательных регионах
    (Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО, Краснодарский край, Крым), т.е вкладывали накопления в растущее в цене жилье
  • приобретали квартиры с целью последующей их сдачи в аренду
  • приобретали жилье для проживания родственников или для своего проживания по окончанию службы.

Такие военнослужащие закономерно рассчитывали, что после реализации военной ипотеки по месту службы за ними сохранится служебное жилье или компенсация за поднаем.

Нормы закона и судебная практика

Почему военнослужащие, приобретая жилье не по месту службы, рискуют лишиться поднаема и служебного жилья

Читайте так же:  Отказ от алиментов добровольно беларусь

Для погружения в суть рассматриваемого вопроса рекомендуем ознакомиться со следующими документами:

  • раздел IV (Специализированный жилищный фонд) Жилищного кодекса Российской Федерации
  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019
  • определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2018 года № 202-КГ18-2
  • Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
  • Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
  • постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»

Право военнослужащих на жилище установлено Законом о Статусе, согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 15 ст. 15 Закона о Статусе военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту (далее — военнослужащие) и в соответствии с Законом о НИС являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Содержание названных норм закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом о НИС является одной из форм реализации его права на жилище.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона о НИС получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 (накопления, ЦЖЗ, допсредства), или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 (покупка квартиры, жилого дома), является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

При этом в силу п. 3 ст. 15 Закона о Статусе военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем).

В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 утверждено Положение, согласно п. 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Законом о Статусе.

То обстоятельство, что жилое помещение приобретено не по месту военной службы, указанных выше норм не отменяет.

Согласно п. 9 ст. 2 Закона о Статусе военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

При таких данных реализация военнослужащим права на жилье посредством получения накоплений, средств ЦЖЗ и(или) допсредств, согласно судебной практике, исключает обеспечение его служебным жилым помещением и предоставление ему компенсации за наем (поднаем) по месту военной службы.

Одновременное предоставление военнослужащему жилья по двум основаниям привело бы к сверхнормативному обеспечению жильем.
Т.е. реализовав НИС, военнослужащий может считаться обеспеченным жильем по месту службы (в принципе обеспеченным жильем).

Считаем, что написанное выше не распространяется на случаи, когда военнослужащий реализовал НИС, но впоследствии его переводят на новое место службы. В этих случаях, считаем, право на служебное жилье и поднаем имеется.

Позиция государственных органов

Комитет Государственной Думы по обороне

(позиция изложена в ответе на обращение участника НИС № 3.14-14/405 от 17.04.2019)

В системе действующих правовых норм наличие жилых помещений в собственности или по договору социального найма в населенных пунктах, отличных от места службы, а также выделение государством денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений не является основанием для отказа в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы.
Реализация военнослужащим одной из форм жилищного обеспечения (получение жилья для постоянного проживания, реализация прав участника накопительно-ипотечной системы) не должна являться препятствием для реализации других прав в области жилищного обеспечения, в том числе права на получение служебного жилья. Иное толкование правовых норм, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, направлено не на защиту жилищных прав военнослужащих, а на неверное понимание принципа баланса интересов личности и государства.

Росгвардия

В июле 2019 года руководством Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по организации учета военнослужащих (сотрудников, гражданских служащих, работников), не обеспеченных жилыми помещениями.

Документом определено, что реализация НИС не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте сохраняет право на служебное жилье для военнослужащих ведомства.

Определены и критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащего:

  • населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 километров от границ населенного пункта, в котором военнослужащий проходит военную службу, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), за исключением воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург;
  • населенные пункты, расположенные на удалении не более 40 километров от МКАД или КАД, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург.

Единой, четко сформулированной позиции (от закона, до ведомственных нормативных правовых актов и методических документов, а также правоприменительной практики) по спорному вопросу пока не наблюдается.

Вместе с тем, риск лишения служебного жилья и компенсации за поднаем нельзя списывать со счетов.

Рекомендуем критически относиться к утверждениям отдельных специалистов и юристов, что никаких рисков нет и быть не может.
Они есть и объективно подтверждаются, по крайней мере, данными наших опросов (https://vk.com/wall-30713505_58006).

Видео (кликните для воспроизведения).

Ждем новых официальных комментариев от государственных органов, включая контрольные и надзорные. Обязательно будем держать вас в курсе новостей.

Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here