Права работников дошкольного образовательного учреждения в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Права работников дошкольного образовательного учреждения в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

К 2020 году дошкольное образование для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет должно стать доступным на территории всей страны

ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com

Утвержден план основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства (далее – План). Он предусматривает, в частности, мероприятия по повышению благосостояния семей с детьми, обеспечению безопасного детского отдыха, качественных детских товаров и продуктов питания, cоциальной защиты детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в современное общество (распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 года № 1375-р 1 ).

В числе планируемых для развития направлений – повышение эффективности исполнения судебных актов и нотариальных соглашений об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей и защиты прав получателей алиментов. Также в период с 2018 по 2020 годы предполагается создание условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью и организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Кроме того, к IV кварталу 2020 года ожидается повышение уровня жизни семей, имеющих двух и более детей, за счет расширения направлений использования средств маткапитала. А уже в III квартале текущего года должен быть разработан механизм сертификации услуг работников по присмотру и уходу за детьми, а также утвержден профстандарт «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)».

Согласно Плану, доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в текущем году составит 84,77%, в следующем – 94,02%, а к 2020 году – 100%.

Помимо этого предполагается:

  • создание сети региональных и муниципальных центров (служб) психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся и детям раннего возраста из расчета не менее, чем 1 центр на 5 тыс. детей;
  • создание к 2020 году во всех регионах страны центров детско-юношеского туризма, а в 60 субъектах Федерации – центров выявления и поддержки одаренных детей;
  • включение в национальный календарь профилактических прививок и прививок от ветряной оспы, ротавирусной и гемофильной инфекций к III кварталу 2020 года;
  • обеспечение к 2020 году не менее 30-35% детей в возрасте 12-18 лет профильным образованием с использованием научно-технической и технологической базы компаний и организаций вне общеобразовательных организаций;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации ежегодно не менее 10 тыс. (20% общего числа) специалистов в сфере защиты прав детей;
  • повышение квалификации педагогических работников по вопросам работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: не менее 4 тыс. человек в текущем году, не менее 4 тыс. человек в следующему году, не менее 5 тыс. человек в 2020 году.

1 С текстом распоряжения Правительства РФ от 6 июля 2018 года № 1375-р можно ознакомиться на официальном сайте правительства.

В Госдуме опровергли слухи о профстандартах с 2020 года

Глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина опровергла информацию о том, что россияне не смогут работать не по специальности с 2020 года. По её словам, новые поправки оговорят лишь отдельные требования в каждой конкретной сфере деятельности.

После введения поправок, связанных с профессиональными стандартами, россияне всё же смогут работать не по профессии. Об этом заявила председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина, сообщает ТАСС.

«Профстандарт разрабатывается профессиональным сообществом, согласовывается Национальным советом по квалификациям и утверждается приказом Минтруда. То есть, к каждой профессии, по которой объективно необходимо принятие таких требований, их вырабатывают профессионалы в конкретной сфере деятельности. На его основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции, определяющие требования к конкретной должности», — сказала Баталина.

Вместе с тем, она подчеркнула, что в стране и сегодня существуют профессии, требующие специального образования: «Из 800 первоочередных профстандартов на текущий момент разработано примерно 250. Есть специальности, которые в обязательном порядке требуют специального образования, например, учителя, пилоты, целый спектр рабочих специальностей. Без медицинского образования, например, нельзя работать врачом. В то же время есть специальности, где требования к образованию не такие жесткие. Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы 20, 30 лет назад. Понятно, что такая ситуация не отвечает потребностям современной экономики».

Баталина также отметила, что новые поправки призваны модернизировать экономику и сблизить потребности рынка труда с образовательной системой: «Система профстандартов в государстве, по сути, должна стать одним из главных инструментов модернизации экономики и сближения потребностей рынка труда с системой образования. У нас сегодня в этом вопросе существует колоссальный разрыв. Люди получают образование, которое в дальнейшем не позволяет им работать, поскольку требования к специальностям не определены. Также существует значительный разрыв между теми требованиями, которые предъявляет работодатель при приеме на работу по конкретной специальности и теми образовательными стандартами, по которым готовят этих специалистов в образовательных учреждениях».

Она также пояснила, что экономика должна получать подготовленные кадры: «Поэтому обязательным следствием внедрения профстандартов является и пересмотр образовательных стандартов, для того, чтобы экономика получала подготовленные кадры. Особенно это касается технических и рабочих специальностей, поэтому задача профстандартов, с одной стороны, показать человеку, к каким требованием он должен быть готов, если он планирует работать в рамках этой специальности, с другой — это выравнивание и повышение качества трудовой деятельности».

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что до конца декабря 2014 года Госдума может принять поправки в Трудовой кодекс касательно введения обязательного применения профессиональных стандартов, предусматривающих определённый набор требований к работникам по уровню образования, рабочему стажу и перечню умений.

Поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профессиональных стандартов в госсекторе были внесены на рассмотрение парламента ещё в июне 2014 года, а приняты они были в первом чтении в сентябре 2014 года.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за разглашение врачебной тайны в 2020 году

Как отмечается, Трудовой кодекс получит новую статью — 195.2, в которой будут описаны применения профессиональных стандартов работодателями. Такие стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более половины которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года.

В Министерстве труда пояснили, что «госсектор стандартно во всех сферах первый», и что именно с него надо начинать. Таким образом, применение профессиональных стандартов работодателями начнётся с 1 января 2020 года. Порядок стандартизации действующих сотрудников не поясняется.

Чиновники Минтруда рассказали, что Министерство юстиции ещё летом зарегистрировало 199 профессиональных стандартов, среди которых — «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ», а к концу 2014 года их должно стать 350. Стандарты корреспондента и редактора делятся на два типа: представители первого обязаны заниматься «работой над содержанием публикаций» (начиная с выбора тем и заканчивая редактированием), иметь опыт «не менее шести месяцев работы корреспондентом» и степень бакалавра «в области СМИ». Представители второго типа обязаны заниматься «организацией работы» редакции (начиная с разработки проектов и заканчивая «установлением и поддержанием контактов с внешней средой») и иметь за спиной опыт репортерской или редакторской работы сроком не менее трёх лет. Вместе с тем, репортёры имеют те же самые требования по опыту работы и образованию (последнее должно быть высшим). Однако в каждом случае имеется указание на «необходимый» перечень «трудовых действий», «необходимых» умений и знаний. Для корреспондентов это «достоверные источники информации» и «правила охраны труда».

Позднее замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что ведомство выступает против поправок в Трудовой кодекс, по которым журналистов можно будет брать на работу лишь по профессиональным стандартам.

«Минкомсвязь до прояснения ситуации с изменениями в Трудовой кодекс приостанавливает процесс согласования любых профессиональных стандартов в медиа отрасли. А если изменения, о которых сейчас говорится, будут приняты, то министерство потребует пересмотра уже принятых профессиональных стандартов, так как применить их в качестве обязательного инструмента невозможно», — сказал Волин.

По его словам, изначально с разработчиками поправок была достигнута договорённость о том, что пункты о профессиональных стандартах будут необязательными, и станут больше ориентирами, нежели требованиями: «Мы уверены, что не дело государства определять критерии сотрудников для приема на работу в частные компании. Мы также уверены в том, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи, Минтруда и всех иных ведомств вместе взятых знает, кто ему нужен и кто не нужен для работы».

В качестве примеров успешных журналистов Волин привёл сотрудников СМИ, которые не имеют профессионального журналистского образования.

Воспитателей детсадов без образования не должны увольнять

По данным Росстата по состоянию на 2018 год в дошкольных образовательных организациях (ДОО) России работало 513,5 тыс. воспитателей, из которых 26, 8 тыс. (5,2%) не имели педагогического образования.
1 января 2020 года вступает в силу профстандарт «Педагог», который требует наличия у воспитателей ДОО специального педагогического образования.

Поэтому работодатели настоятельно предлагают воспитателям, не имеющим педагогического образования, получить педагогическое образование либо уволиться. При этом работодатели также ссылаются на положение ч.1 ст..46 ФЗ «Об образовании в РФ» о том, что «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».

Однако, руководителям ДОО должно быть известно, что Постановлением Конституционного суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 41-П часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

23 июля 2019 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении.
Возможно, законопроект будет принят уже на осенней сессии Госдумы, и руководителям не стоит спешить с предупреждениями воспитателям об их увольнении по причине отсутствия педагогического образования.

Зарплата воспитателей детского сада в 2020 году

В соответствии с вышедшим указом Президента России под №288, подписанным от 24.06.2019, одним из актуальных вопросов на предстоящий 2020 год становится пересмотр и повышение оклада воспитателей детского сада. В частности, предусматривает постепенное повышение, согласно которому установится повышенная зарплата воспитателя детского сама в 2020 году. Показатель планируется подвести к приемлемой норме, определить перспективные направления и обеспечить стабильное и динамическое развитие отрасли в перспективе. Ниже предлагается провести анализ текущей ситуации, уточнить нынешние размеры оклада воспитателя, определить перспективы его повышения и прочие, не менее актуальные вопросы.

Из чего формируется зарплата воспитателям

Источником, из которого финансируется зарплата младшего воспитателя детского сада, является Государственный бюджет. Исключением в данной ситуации можно выделить только детский сад частного характера, заработная плата персоналу в котором осуществляется с отчислений, которые делают родители. Существует достаточно большое количество показателей, на основании которых и фиксируется показатель зарплаты.

В качестве расчета, по которому определяется зарплата воспитателей в 2019, а также в 2020 году, могут использоваться следующие критерии:

  • Текущий уровень квалификации самого специалиста, в рамках трудового соглашения.
  • Наличие ночной смены, в которую занят на трудовой деятельности работник.
  • Доплата, которая формируется как поощрение за должность ответственного лица за конкретную дошкольную группу.
  • В случае наличия сложных условий ведения деятельности, зарплата няни в детском саду также предполагается увеличенной.
  • Установленные на региональном уровне доплаты.
  • Предоставление дополнительных услуг, в частности, педагогическая деятельность, регламент которой прописывается в соглашении при приеме на работу.
  • Наличие у самого сада статусу узкоспециализированной организации.
  • В том случае, когда у педагога имеется опыт работы с детьми, у которых имеются речевые отклонения, можно рассчитывать на предоставление доплаты в размерах 15-20% от действующего оклада.
  • Предусмотрена также возможность совмещения должностей, в том случае, когда недостаточно единого оклада. В частности, при подработке в группах продленного дня, можно рассчитывать на увеличение базовой ставки на 10%.
Читайте так же:  Автокредит какой лучше

Средняя заработная плата воспитателей в России на данный момент

Как показывают относительно зарплаты воспитателей в России свежие новости, минимум составляют порядка 15000 рублей. Правда, в отдельных регионах можно встретить и оклады, размер которых не превышает показателя в 9000 рублей, как правило, это актуальная зарплата помощника воспитателя. Средний же показатель варьируется в пределах 25000 рублей, максимальный составляет в пределах 40000 рублей.

Почему же так происходит и как изменится ситуация, когда повысят зарплату воспитателям? Связано это с тем, что закончился период, когда действовали указы президента, датированные 2012 годом. Но, тогда в них не фигурировали работники отрасли, не было ничего сказано про воспитателей детских садиков. В настоящем указе, Владимир Путин высказал предложение относительно пересмотра роста прибыли сотрудникам дошкольных учреждений.

По ситуации на сегодня, отмечается, что оклад составляет:

  • На территории Санкт-Петербурга в пределах до 15000 рублей.
  • В Москве до 18000 рублей.
  • По округам в пределах 10000 рублей.

В настоящее время, в основном таким вакансии предпочитают брать студенты, которые нуждаются в получении практических навыков работы по будущей специальности. На втором месте среди соискателей отмечаются домохозяйки, имеющие среднее профильное образование, а также женщины, желающие подработать в свободное время занимаясь воспитанием детей.

Будет ли повышение зарплаты воспитателям в 2020

Главным вопросом является – будет ли повышение зарплаты всем категориям воспитателей в 2020 году? Выше высказывалось мнение относительно намерения президента страны способствовать проведению существенных надбавок за подобную деятельность, с учетом актуального процента инфляции. Правда, в расчет принимается также наличие значительного количества административных единиц, которые присутствуют по всей территории государства. В каждом регионе собственная динамика корректировки показателя средних доходов лиц, а, следовательно, будет варьироваться и зарплата в детских садах. Следовательно, будет существовать и индексация непосредственно по мере роста зарплат, иными словами, действительно имеет место персональная дата индексации для каждого региона и изменение ее размера.

Какой будет средняя зарплата воспитателя в указанный период пока сказать сложно, но можно уточнить минимальные значения:

  • В 2020 году, минимальная заработная плата будет установлена в пределах 11600 рублей, что покажет увеличение на 2,9%.
  • В 2021 году, показатель минимальной зарплаты составит уже 11800 рублей, что составит увеличение на 2%.

Данная новость касается только тех работников детского сада, которые сегодня получают минимальный оклад в размере порядка 11280 рублей. Но опять же, принимается к расчету исключительно МРОТ, без учета определенных региональных добавок.

Изменения в действующем законодательстве понятно далеко не во всех отношениях, именно так по данному поводу высказываются специалисты, работающие в этом направлении. В указе основной акцент сделан на то, что єти изменения будет касаться, как непосредственно воспитателей, так и преподавателей различного уровня, учителей. В 2020 году, представителей данных профессий будут уравнивать непосредственно по последнему показателю и строго в рамках конкретного региона. Это будет делаться на региональном уровне в индивидуальном порядке, что является далеко не самой плохой новостью, ведь важно учесть, что некоторые воспитатели сегодня могут рассчитывать только на получение лишь минимальных заработных плат.

Индексация зарплат воспитателей в 2020 году

Отдельного внимания, рассматривая, какой будет зарплата младшего воспитателя в 2020 году, заслуживает и вопрос индексации денежных средств. Как указывают отдельные источники, власти планируют добавить к указанным окладам сравнительно небольшую сумму средств, которая планируется выделяться из государственного бюджета. При этом эта информация на сегодня не имеет официального подтверждения, следовательно, и неизвестно, какой будет зарплата нянечки в детском саду, на что ей рассчитывать в дальнейшем.

Следует отметить данный момент, что неизвестно точно, будет ли проведена индексация всех заработных плат. В частности, проведение индексации фиксируется строго на уровне президентских указов, которые ранее были приняты в 2012 году, а сам процент индексации будет соответствовать непосредственному уровню инфляции. Примерный процент планируется отметить как 4 единицы, в дальнейшем, именно на 4% и будет увеличен оклад воспитателей.

Важно также понимать и тот факт, что индексация увеличивает исключительно рабочие оклады самих работников, иными словами, за вычетом из них многочисленных добавок и премиальных начислений, поощрительных выплат. По итогам пересмотра этого законопроекта достоверно известно, что заработная плата начисляется, опираясь на тарифные разряды, предписанные для различных категорий бюджетников в организациях, а вместе с тем принимает к вниманию и вопрос повышение размера минимальной заработной платы. Дополнительная прибавка к заработной плате для подобной категории сотрудников детского сада не предусмотрена, им не имеет смысла ожидать повышения оклада.

Заключение

Рассмотрев, какой планирует зарплата воспитателей в предстоящем 2020 году, нет однозначного мнения относительно того, как это будет. Само реформирование бюджетной сферы обязано в дальнейшем увеличить сам уровень профессии, престижность. С иной точки зрения, не предвидится сколько-нибудь оптимистичных взглядов на увеличение оклада, скорее всего, если изменения и будут, то размер останется минимальным. Согласно задумке законопроекта, должно в результате увеличиться количество желающих работать в этой профессии.

Отсутствие у воспитателей детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.

Читайте так же:  Куда надо идти подавать на алименты

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то согласно сложившейся практике — в том числе на основании пункта 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, — лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации. При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

Следовательно, при введении в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544н был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности «воспитатель» наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Читайте так же:  Заявление на неустойку по алиментам

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

Права работников дошкольного образовательного учреждения в 2020 году

Современное дошкольное образование детей исходит из понимания того, что как дети проведут первые семь лет жизни до порога школы, зависит их способность в будущем быть успешными и перспективными, эмоционально устойчивыми к изменениям жизненных условий в наших нынешних социально-экономических условиях.

Дошкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается важнейшей составной частью образования в целом и должно быть направлено:

на обогащение развития,

а не на быстроту познания в большом количестве.

Считается, что дети ещё успеют всё узнать, и в этом и состоит главная задача дошкольной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС):

дать детям детство и сохранить радость детства;

в искусственном и весьма однообразном образовании, нет возможности сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, не обеспечивая нормально-гармоничного развития.

Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков. Задачей дошкольных образовательных учреждений в современных условиях является, прежде всего, развитие:

творческой активности детей,

самосознания и др.

Показателем эффективности образования в дошкольных образовательных учреждениях считается:

не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний,

а уровень психического развития каждого ребенка.

Виды дошкольных образовательных учреждений

Дошкольное образование в РФ предоставляют дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Чаще всего — это детские сады, и реже — другие образовательные учреждения, которые организуют:

Видео (кликните для воспроизведения).

присмотр за детьми и

обучают их по дошкольной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

К дошкольным образовательным учреждениям в соответствии с Федеральным законом об образовании относятся образовательные учреждения, осуществляющие в качестве основной цели своей деятельности:

образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также

присмотр и уход за детьми.

ч. 2 статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон об образовании определяет общие параметры правового статуса дошкольных образовательных учреждений, в то время как специфика их деятельности устанавливается с учетом подзаконных нормативных правовых актов самих дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время к дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ) относятся образовательные учреждения следующих видов:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности;

детский сад для детей раннего возраста:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет;

создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников;

детский сад для детей пред школьного (старшего дошкольного) возраста:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности,

а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

детский сад присмотра и оздоровления:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;

детский сад компенсирующего вида:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;

детский сад комбинированного вида:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;

центр развития ребенка — детский сад:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и

при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;

в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

Законодательством об образовании предусматривается также возможность создания в дошкольных образовательных учреждениях:

групп по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Продолжительность работы таких групп варьируется — полный день, сокращенный день, продленный день, кратковременное или круглосуточное пребывание.

Права и обязанности дошкольных образовательных учреждений

Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает:

с одной стороны, стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных учреждениях и

с другой стороны, самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования дошкольными образовательными учреждениями, дает им возможность адаптации обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников,

а также предполагает педагогическую автономию дошкольных образовательных учреждений.

Ряд обязанностей дошкольных образовательных учреждений призван обеспечить права обучающихся, связанные с созданием условий:

для охраны и укрепления здоровья,

В частности, дошкольные образовательные учреждения обязаны:

создавать необходимые условия для работы медицинских работников,

осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и педагогов.

Дошкольные образовательные учреждения в известных пределах самостоятельны в осуществлении финансовой, хозяйственной деятельности.

Читайте так же:  Арестовали алименты что делать

К компетенции дошкольных образовательных учреждений отнесены:

материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса,

оборудование помещений в соответствии с установленными требованиями;

при этом данные права одновременно являются и обязанностями дошкольных образовательных учреждений.

В ряду организационных прав дошкольных образовательных учреждений:

самостоятельная разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся,

правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

самостоятельный подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

установление структуры дошкольного образовательного учреждения, штатного расписания и др.

Дошкольные образовательные учреждения обязаны:

предоставлять учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также

отчет о результатах самооценки деятельности дошкольного образовательного учреждения;

обеспечить открытость и доступность информации о своей деятельности, в том числе:

по вопросам создания, структуры, о реализуемых образовательных программах;

об оказываемых услугах;

о руководителе и персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;

о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности и т.д.

в целях обеспечения информирования населения по указанным параметрам дошкольные образовательные учреждения обязаны обеспечить создание и ведение официального сайта в сети Интернет.

В следующем материале будут рассмотрены особенности правового регулирования разграничения образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений и деятельности по оказанию услуг в части присмотра и ухода за детьми.

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Надежда Корнилова
Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании» в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Это значит, что дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования. И поэтому параллельно с Законом «Об образовании» разрабатывался федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В июне опубликован проект ФГОС ДО, который в настоящее время находится в стадии широкого обсуждения общественностью, в том числе и педагогами Дош. Учр. Хвалынского района. Именно введение ОС и повлечет за собой существенные изменения в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций. ФГОС включает в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ ; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, дошкольные С. не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по «обязательности дошкольного образования«. П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования…» и т. д.

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе — обеспечить всех полноценным дошкольным образованием«. Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка — в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его

воспитывать самостоятельно. Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования. В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 1 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы — на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Вступление нового Закона в силу вызвало появление еще одного нормативного документа: в соответствии с частью 2 статьи 13 Министерством образования РФ опубликован «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования». Данный нормативный акт устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности как для дошкольных организации, так и для иных организаций, реализующих программы дошкольного образования или осуществляющих присмотр и уход за детьми.

Итак, уважаемые коллеги, мы вступаем в новый учебный год с новым Законом. Поздравляю Вас с началом учебного года и желаю творческих, плодотворных успехов в реализации Закона на благо подрастающего поколения!

Правовые аспекты повышения квалификации работников образования Уважаемые коллеги! Приближается новый учебный год, а значит, и новый аттестационный период и связанные с ним многочисленные требования,.

Видео (кликните для воспроизведения).

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

Права работников дошкольного образовательного учреждения в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here