Правила обязательного страхования гражданской ответственности в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Правила обязательного страхования гражданской ответственности в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

Приложение 1. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Приложение 1
к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 г. N 431-П
«О правилах обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств»

Правила
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

С изменениями и дополнениями от:

24 мая 2015 г., 14 ноября 2016 г., 6 апреля, 25 декабря 2017 г., 13 марта, 8 октября 2019 г.

>
Порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования
Содержание
Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Изменения ОСАГО в 2020 году

Уже в 2019 году страхование ОСАГО начало коренным образом меняться. Изменения ОСАГО в 2020 году будут продолжены. По заявлениям правительства, главная цель нововведений состоит в либерализации системы страхования. Так ли это на самом деле, и что конкретно изменится, вы можете узнать из нашего сегодняшнего материала.

Полис ОСАГО останется обязательным для всех автомобилистов. Эта система впервые начала действовать в 2003 году. В законодательство, посвященное гражданской ответственности автомобилистов регулярно вносились изменения, но столь масштабной реформы, сравнимой с той, что начала реализовываться в 2019 году, не было.

С 2003 года многое изменилось, и в системе ОСАГО накопилось немало противоречий, требующий устранения. Поэтому в 2018 году правительство принимает решение провести реформы системы страхования. Разработка конкретных решений была поручена Министерству финансов и Центробанку. Реформа реализуется поэтапно, а первые изменения автомобилисты ощутили в начале 2019 года. Точка в реформировании будет поставлена 1 октября 2020 года, когда вступят в силу все запланированные изменения.

Планируемые изменения ОСАГО в 2020 году

Напомним, первые серьезные разговоры о необходимости реформирования системы обязательного автострахования начались еще в 2018 году. Тогда же по результатам парламентских слушаний правительство подготовило соответствующий законопроект. Наиболее ярким и принципиальным предложением стала отмена территориальных коэффициентов и коэффициентов мощности двигателя.

Примечательно, что многие автовладельцы отнеслись к планируемым нововведениям оптимистично. Ведь используемые сейчас коэффициенты достаточно противоречивы и часто несправедливы.

В частности, применение территориального коэффициента сегодня выглядит хотя и логично, но зачастую его использование не соответствует жизненным реалиям. Вводя принцип территориального коэффициента, законодатели исходили из повышенных рисков ДТП в больших городах. Поэтому ОСАГО для жителей мегаполисов сегодня стоит дороже. В менее густонаселенных городах, а также в деревнях шанс попасть в ДТП ниже. На деле же оказалось, что фактическое место жительства и адрес регистрации у многих россиян не совпадают. Например, в мегаполисах живет большое количество людей, зарегистрированных в деревнях и поселках, поэтому стоимость ОСАГО для них заметно дешевле, чем для автомобилистов, чья регистрация в крупном городе и фактическое место жительства совпадают.

Коэффициент мощности двигателя выглядит еще более противоречиво. Ведь доказанной зависимости от мощности двигателя и риска попасть в ДТП и вовсе нет. Тем не менее, страховой полис для мощных машин стоит дороже. Создавая этот коэффициент законодатели, вероятно, исходили из того, что мощные машины с большим расходом топлива покупают более состоятельные россияне, которые способны без заметного ущерба для своего бюджета купить более дорогую страховку, субсидировав тем самым страхование для водителей со скромными автомобилями.

Итак, главные изменения ОСАГО 2020 года следующие:

1. Отмена территориального коэффициента с 1 января 2020 года.
2. Отмена коэффициента мощности двигателя с 1 октября 2020 года.

Цена полиса ОСАГО в 2020 году

К сожалению, реформа ОСАГО 2020 года не приведет к снижению стоимости страхования. Для компенсации потерь страховщиков от отмены системы коэффициентов законодатели позволят страховым компаниям выходить за базовые тарифы при определении стоимости полисов.

В период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года установленную базовую ставку Центробанка можно будет увеличивать и уменьшать на 40%. С 1 октября 2020 года тарифный коридор будет сужен до 30%.

Таким образом, для автомобилистов ситуация вряд ли сильно изменится. Меняется система определения стоимости полиса, но сам полис будет стоить столько же, если не дороже.

Полис для аккуратных водителей может стать дешевле

Правительство предлагает дать автомобилистам возможность использования телематического оборудования в целях сбора информации об их стиле езды. В результате аккуратным водителям может быть предоставлена скидка на покупку полиса.

Речь идет об использовании Эра-ГЛОНАСС, установленных на всех новых автомобилях, продающихся на российском рынке. Эти устройства, в том числе фиксируют скорость при разгоне и торможении. Известно, что аккуратного водителя характеризует плавный набор скорости и не менее плавное ее снижение.

Таким образом, аккуратные автомобилисты, чьи машины оборудованы Эра-ГЛОНАСС, смогут получить скидку на полис ОСАГО. К массовым скидкам изначально это не приведет, ведь большая часть машин на дорогах страны не оснащены телематическим оборудованием. Но с годами, когда автомобильный парк страны будет обновлен, лихачам придется платить за страховку больше. Правда, с учетом прогнозируемого повышения цен на автомобили в 2020 году, в ближайшее время обновления автомобильного парка страны не предвидится.

Идея установки Эра-ГЛОНАСС на подержанные автомобили ради последующей получения скидки на полис выглядит нецелесообразной, ведь такое устройство стоит не менее 30 000 рублей.

Другие планируемые нововведения

Среди наиболее важных запланированных изменений стоит выделить повышение размера страховой суммы за вред жизни или здоровью, причиненный пострадавшему в ДТП. Согласно изменениям ОСАГО с 1 января 2020 года, она может достигнуть 2 миллионов рублей.

Также теперь пострадавшие в ДТП будут обязаны информировать страховщика о месте и времени проведения независимой технической экспертизы. По мнению авторов нововведения это позволит страховым компаниям своевременно направлять на место проведения экспертизы своего представителя во избежание любых злоупотреблений.

В завершение отметим, что к описанным нововведениям могут добавиться и другие изменения. Реформа ОСАГО 2020 года остается дискуссионным вопросом на уровне правительства и парламента и законодательство, посвященное автогражданской ответственности может быть переработано еще более глубоко. Мы отслеживаем ситуацию и в случае появления важных новостей вносим изменения в эту страницу.

Приложение 6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования (коэффициент КБМ), и порядок его применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года

Приложение 6
к Указанию Банка России
от 4 декабря 2018 года N 5000-У
«О предельных размерах базовых ставок
страховых тарифов (их минимальных и
максимальных значений, выраженных в
рублях), коэффициентах страховых
тарифов, требованиях к структуре
страховых тарифов, а также порядке их
применения страховщиками при
определении страховой премии по
договору обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств»

Читайте так же:  Жилье по военной травме

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования (коэффициент КБМ), и порядок его применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года

Минимальный коэффициент КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 1 апреля 2019 года или прекратившим свое действие в

период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года

Коэффициент КБМ на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года в зависимости от количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования

Более 3 страховых возмещений

1. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

2. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом, или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, действующих на 1 апреля 2019 года или прекративших свое действие в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, определяется на основании минимального значения коэффициента КБМ из тех, которые были определены такому водителю по таким договорам обязательного страхования, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2019 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении данного минимального коэффициента КБМ указанного водителя.

Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого содержатся в АИС ОСАГО, но при этом сведения о котором отсутствуют в отношении договоров обязательного страхования, действующих на 1 апреля 2019 года или прекративших свое действие в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, устанавливается равным 1.

Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, устанавливается равным 1.

Коэффициент КБМ водителя определяется на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года, является неизменным в течение всего указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период времени.

3. Определение на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года коэффициента КБМ не является основанием для пересчета страховой премии по договорам обязательного страхования, заключенным до 1 апреля 2019 года.

Решением Верховного Суда РФ от 15 августа 2019 г. N АКПИ19-493, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N АПЛ19-420, пункт 4 признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части

4. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

5. Коэффициент КБМ владельца транспортного средства — юридического лица (далее — КБМ юридического лица) на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных на указанный период времени для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.

Коэффициент КБМ юридического лица на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2019 года по всем действующим на 1 апреля 2019 года договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо, и коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на 1 апреля 2019 года договоры обязательного страхования.

Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству, в отношении которого содержатся сведения о договоре обязательного страхования, действующего на 1 апреля 2019 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на начало действия этого договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2019 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству.

Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договора обязательного страхования, прекратившего свое действие (в том числе досрочно прекращенного) в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на дату заключения указанного договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству.

При отсутствии в АИС ОСАГО сведений о договорах обязательного страхования, заключенных владельцем транспортного средства — юридическим лицом, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2019 года устанавливается равным 1 по всем транспортным средствам, владельцем которых является данное юридическое лицо.

При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо, и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования данного юридического лица, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2019 года устанавливается в размере коэффициента КБМ юридического лица с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.

Коэффициент КБМ юридического лица определяется на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года, является неизменным в течение всего указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период времени в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.

Правила страхования гражданской ответственности в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Гражданская ответственность 2020

Одно страхование автомобиля не решает всех вопросов, связанных с эксплуатацией транспортного средства. Правила страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, прежде всего, указывают типовые условия.

К стандартным, типовым условиям в 2020 году относится составление и подписание договора страхования, условия его существования, порядок подписания. Данные правила диктуют условия определения страховой суммы, порядок выплат страховых премий и их размеры.

Читайте так же:  Продать долг коллекторам по исполнительному листу москва в 2020 году

Правила страхования гражданской ответственности удобны, прежде всего, тем, что уже устанавливают допустимые размеры премий и страховых сумм. Все стандартные процедуры и типичные страховые случаи указаны в правилах, тем самым, уровень спорных вопросов значительно снижается.

Отдельные пункты составляют в правилах особенности досрочного завершения действия договора и условия расторжения договора.

Так, по указанным в правилах причинам, договор может расторгнуть как сторона-страхователь, так и сторона-страховщик. Все эти нюансы, незначительные на первый взгляд, очень важны на практике.

Стандартное обязательное страхование владельцев транспортных средств как уже говорилось выше, невозможно без страхования гражданской ответственности.

Водитель и владелец транспортного средства (даже если оно не находится в личном пользовании, а, например, сдается в аренду) несут ответственность не только за собственную жизнь, но и за жизнь и здоровье пассажиров автомобиля и других участников движения – водителей других автомобилей и пешеходов.

Эта ответственность также прописана в правилах страхования гражданской ответственности. В этом же документе вы найдете образцы заполнения разного рода документов, необходимых для заключения или расторжения договора страхования.

Правила страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, направлены, прежде всего, на защиту окружающей среды и третьих лиц от последствий аварии на объектах.

Данный документ, как и в первом случае, содержит определения сторон, заключающих договор, условия его действия. Также в правилах вы найдете список возможных страховых случаев, порядок действий при их наступлении, размер страховых выплат и взносов.

Такое страхование имущества предприятий и организаций важно, так как на опасном производстве трудятся третьи лица. Ответственность за их жизнь и здоровье несут организации, владельцы предприятия.

Если возникла чрезвычайная ситуация, произошел страховой случай, правила страхования дают информацию, какого размера выплата должна быть осуществлена пострадавшим, каковы условия ее осуществления, каков порядок произведения выплат.

Страхование гражданской ответственности в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Гражданская ответственность 2020

Страхование гражданской ответственности – это подотрасль страхования, где объектом страхования выступает ответственность перед третьими лицами (гражданами и хозяйствующими субъектами) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя.

Страхование ответственности в 2020 году предусматривает возможность при причинении вреда как здоровью, так и имуществу третьих лиц в силу закона или по решению суда производить соответствующие выплаты, компенсирующие причиненный вред.

Существуют два вида ответственности: гражданская и уголовная. Цель гражданской ответственности – возмещение причиненного ущерба, а уголовной – наказание лица, совершившего сознательно преступление или правонарушение, подпадающее под уголовную ответственность.

Гражданская ответственность – это предусмотренная законом (или договором) мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего, удовлетворения его за счет нарушителя. Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему.

Страхованию подлежит только гражданская ответственность, так как она носит случайный, непреднамеренный характер и существуют статистические данные о вероятности действительного или возможного причинения ущерба третьему лицу со стороны страхователя. Гражданскую ответственность может нести как гражданин, так и юридическое лицо.

Гражданско-правовую ответственность принято делить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, внедоговорная – в случаях причинения вреда, не связанного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств. Внедоговорную ответственность часто именуют деликатной ответственностью (термин «деликт» заимствован из римского частного права и означает противоправное действие, правонарушение).

Договорная ответственность наступает в случаях, когда в законе либо прямо установлены формы и пределы ответственности за нарушение условий определенных договоров, либо сторонам предоставлено право самим оговаривать в договорах виды и условия ответственности. Потерпевший в этом случае – это партнер по договорным отношениям, который вступил со страхователем в какие-либо договорные отношения и в рамках их понес убыток.

Внедоговорная ответственность определяется ст. 931 ГК РФ, где указано, что: «по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена». Потерпевшим в этом случае является третье лицо, с которым до момента наступления ущерба вообще не существовало никаких договорных отношений.

Исходя из законодательной базы социально-экономическое значение страхования гражданской ответственности заключается в предоставлении защиты:

• страхователю от финансовых потерь, которые он несет в результате предъявления к нему гражданско-правового иска о возмещении ущерба, причиненного третьей стороне;

• экономическим интересам третьих лиц (застрахованных лиц) в случае отсутствия средств у страхователя для оплаты убытков.

При страховании гражданской ответственности страховщиком осуществляется страховая выплата в пределах расходов лица, чья ответственность застрахована, возникающих в связи с обязанностью последнего возместить причиненные им потерпевшему убытки (вследствие нарушения договора или наступления внедоговорной ответственности), а также уплатить неустойку (в случае наступления договорной ответственности).

В ст. 15 ГК РФ в под убытками «понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».

Особенностью данного вида страхования является порядок определения в договоре страховой суммы, которую обычно называют лимитом ответственности. В отличие от страхования имущества, при котором страховая сумма обычно определяется страховой стоимостью имущества либо ее частью, при страховании ответственности стороны устанавливают в договоре предельную сумму возмещения – лимит принимаемой на себя страховщиком ответственности страхователя, которая может возникнуть при причинении последним вреда (убытков) третьим лицам.

При заключении договора страхования ответственности размер страховой суммы определяется сторонами по их усмотрению и зависит от максимально возможного объема (лимита) ответственности страхователя.

Как правило, страховое возмещение по договору страхования ответственности не должно превышать страховую сумму. Однако страховое возмещение может превысить страховую сумму, если страховщик возмещает страхователю расходы, произведенные последним для уменьшения убытков, подлежащих возмещению страховщиком.

В договоре страхования ответственности за причинение вреда обязательно должно быть указано лицо, чья ответственность застрахована. В том случае, если это лицо в договоре не названо, считается застрахованным риск ответственности самого страхователя.

Видео (кликните для воспроизведения).

В отличие от этого по договору страхования договорной ответственности может быть застрахована ответственность только самого страхователя; договор страхования, не соответствующий этому требованию, недействителен.

Страховым риском при страховании ответственности признается факт наступления ответственности страхователя. Если вследствие противоправного действия (бездействия) страхователя причинен вред третьим лицам, наступает ответственность страхователя. Ответственность может быть установлена как судебными органами, так и добровольно признана причинителем ущерба, т.е. страхователем (застрахованным).

При страховании ответственности в случае наступления страхового случая, как правило, пострадавший заявляет о своих правах на возмещение ущерба, предъявляя иск к страхователю. Страхователь, в свою очередь, предъявляет иск к страховщику, требуя выплаты страхового возмещения в соответствующей сумме. Страховщик на основе договора страхования с лицом, причинившим ущерб, должен либо отклонить, либо удовлетворить претензию.

Если, по мнению страхователя и его страховщика, претензия является необоснованной, то страховщик должен вести судебный процесс от имени страхователя и за свой счет, однако в договоре страхования ответственности может быть также предусмотрено собственное участие страхователя в покрытии судебных издержек.

Изменения в автостраховании ОСАГО с 1 января 2020 года

Как изменится стоимость ОСАГО в 2020 году

На заседании 11 июля Правительство одобрило проект закона, который меняет систему расчёта стоимости полиса обязательного автострахования. Согласно документу, с 1 января 2020 года может быть отменен территориальный коэффициент, а с 1 октября того же года — коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля. В то же время страховщикам с нового года дадут возможность опять увеличить тарифный коридор на 40 процентов, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов. Как это отразится на цене ОСАГО?

Читайте так же:  Полный перечень заболеваний для установления инвалидности в 2020 году

Что предлагается

Напомним, 9 января 2019 года вступили в силу нормативные акты Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20 процентов вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж» — вместо четырёх градаций возраста и стажа он содержит 58 степеней. Как было заявлено, это стало первым этапом перехода к более справедливому индивидуальному определению стоимости полиса ОСАГО для автомобилистов.

Новым законопроектом одновременно с отменой коэффициентов по мощности и территории предполагается дать страховщикам право назначать базовый тариф с отклонением вверх и вниз от границ установленного регулятором тарифного коридора на 40 процентов, а затем ещё на 30 (сейчас тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746-4942 рубля).

Помимо этого, планируется с 1 января 2020 года повысить лимит страховой выплаты за вред жизни и здоровью в ОСАГО с нынешних 500 тысяч рублей до двух миллионов рублей, аналогично той компенсации, которая уже сейчас положена, в частности, пассажирам автобусов.

Также документ предполагает введение новых повышающих коэффициентов за злостные нарушения правил дорожного движения, а кроме того — возможность для страховых компаний устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов, ориентируясь на историю их нарушений и характеристики вождения. Для этого владельцам машин предложат установить внутри специальное телематическое устройство, фиксирующее манеру езды водителя.

Тарифы снова подрастут?

По словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, несправедливые коэффициенты по мощности двигателя и по территории следовало отменить уже давно. В этом законодатель согласен с разработчиками документа. Однако автовладельцам не удастся сэкономить на стоимости ОСАГО, так как взамен страховщики получат возможность вновь расширить тарифный коридор.

«Я уверен, что они обязательно этим воспользуются, — рассказал депутат «Парламентской газете». — Это как с бензином: как бы ни колебалась стоимость нефти на мировом рынке, цена на топливо только растёт».

Пока же факты опровергают утверждения страховщиков, что дисциплинированные водители станут платить меньше за полис.

«В тех указаниях, которые Центробанк зарегистрировал в Минюсте, нет ни одного слова о механизме реализации этой прекрасной идеи — индивидуального подхода при определении стоимости страховки для автовладельца, а именно под этим лозунгом начался первый этап так называемой реформы ОСАГО, — напомнил Вячеслав Лысаков. — Нам будут постоянно обещать его разработать, а цены потихоньку поползли вверх».

В тех указаниях, которые Центробанк зарегистрировал в Минюсте, нет ни одного слова о механизме реализации этой прекрасной идеи — индивидуального подхода при определении стоимости страховки для автовладельца.

Депутат поддержал идею повысить в четыре раза выплаты по ОСАГО за вред жизни и здоровью, однако для сравнения он привёл пример одной из столичных компаний агрегаторов такси. Фирма взяла на себя обязательство выплачивать клиентам компенсации в случае причинения вреда их жизни и здоровью до одного миллиона рублей, оформляя на них добровольную страховку, которая стоит один рубль.

«Пусть тогда и страховщики берут с нас не 5600 рублей за полис, а 5601 рубль! — предлагает парламентарий. — Но они-то хотят расширить тарифный коридор, чтобы запросить с клиентов и шесть, и семь тысяч рублей. Никаких методик подсчёта компенсационных выплат нет».

Страховщики обещают снижение

В конце мая, выступая на заседании фракции «Единая Россия» в Госдуме, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что первый этап реформы ОСАГО уже сказался на общем удешевлении стоимости полиса в Москве. «С учётом поведения отдельных страховщиков снижение в среднем составило более шести процентов», — уточнила она.

Ранее «Парламентская газета» писала, что на снижение стоимости полиса ОСАГО в целом по России повлияло удешевление страховки для грузовиков с 8053 до 7232 рублей и легковых автомобилей — с 5635 до 5488 рублей.

Дальнейшая индивидуализация тарифа упрочит тенденцию по снижению стоимости ОСАГО, уверены в страховом сообществе. По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, усиление конкуренции на рынке при индивидуальном тарифе приведёт к тому, что ставки для подавляющего большинства водителей пойдут вниз ещё более стремительно.

«Чем шире коридор, а цены выстраиваются внутри коридора, тем более справедливый тариф будет применяться, — отмечает глава РСА. — У нас достаточно компаний, чтобы конкурировать и рыночными механизмами выравнивать ценообразование и снижать стоимость полисов для наибольшего числа водителей».

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) 2019

Закон об ОСАГО в последней действующей редакции от 1 октября 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном государственном страховании ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, организационные и экономические основы ОСАГО. Основная цель Федерального закона «Об ОСАГО» – гарантия возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью и транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия. Федеральный закон РФ «Об ОСАГО» устанавливает механизмы обязательного страхования и выплаты компенсации в виде страхового возмещения материального и морального ущерба.

Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет минимальные страховые суммы и предельные выплаты в зависимости от характера вреда, количества потерпевших, объекта страхования и страхового тарифа, который учитывает характеристику автовладельца, региональные особенности, техническое состояние транспортного средства.

Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет права страхователей на возмещение ущерба в случае ДТП и обязательства страховщиков компенсировать ущерб, выплатив страховую сумму, оговоренную договором страхования, при страховом случае. Федеральный закон «Об ОСАГО» служит законодательной базой для реализации права страхователей на получение возмещения ущерба в случае отказа страховой компании платить.

Последние изменения в Законе «Об ОСАГО»

  • Изменения в законе «Об ОСАГО», вступившие в силу с 1 января 2017
  • Изменения в законе «Об ОСАГО», вступившие в силу с 28 апреля 2017
  • Изменения в законе «Об ОСАГО», вступившие в силу с 25 сентября 2017

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об ОСАГО не имеет

на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Задать свой вопрос

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Изменения в ОСАГО с 2020 года

15 октября, Государственной думой РФ приняла решение временного отложения вопроса поправок к закону об ОСАГО и не вносить пока изменения в ОСАГО с 2020 года. Целью чего была либерализация тарифов, т.е. урегулирования их государством.

Европейская система ОСАГО, применяемая на протяжении почти 80 лет, прошла либерализацию в 90-х годах прошлого века. Нерегулируемый государством ранок страховых услуг ведет расчет индивидуально, применительно к владельцам авто. Выросшая сразу стоимость страхования со временем казалось-бы подешевела. Но, не все так просто. Например для гражданина ФРГ, автовладельца среднего по мощности авто, управляющего им без аварий и нарушений правил годовая страховка обойдется в 1,3 тыс. евро, но и возмещение ущерба по транспортному средству может достичь 0,5 млн евро, а ущерб, нанесенный здоровью оценивается до 2,5 млн евро всем пострадавшим.

Читайте так же:  Подать на алименты на родителей мужа

Подорожание ОСАГО в 2020 году

На данный момент в России тариф ОСАГО регулируется Центробанком России. При расчете полиса ставка умножается на коэффициенты мощности, возраста/стажа, бонус-малуса и региональный. Все они способны увеличивать или уменьшать стоимость услуги в 1,1–2 раза. В случае наступления ДТП можно рассчитывать на выплату пострадавшей в аврии стороне до 400 000 рублей за ущерб, повязанный с авто, и до 500 000 — за вред здоровью.

В результате первого этапа либерализации ОСАГО на 20% в сторону уменьшения и возрастания увеличен тарифный коридор, учитывается 58 позиций при определении коэффициента «возраст/стажа». Установлены и ограничения: максимальная стоимость не должна превышать показатель базовой ставки более, чем в 3 раза.

Понижение по стране средней стоимости полиса на 5% эксперты повязывают с возросшей конкуренцией страховых компаний.

До сих пор не установлен точный расчет «индивидуального коэффициента водителя»

Время покажет, какие поправки введет Государственная дума в закон. Возможно, не стоит лишний раз беспокоиться, а пока рассчитать актуальную стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности можно используя онлайн калькулятор ОСАГО 2020.

Документы для ОСАГО в 2020 году

Документы для ОСАГО в 2020 году понадобятся если вы оформляете или продлеваете новый полис обязательного страхования гражданской ответственности.

В 2020 году оформление полиса ОСАГО намного упростится и станет удобнее. Многими автовладельцами уже приобретался такой полис через сеть Интернет и они по достоинству оценили преимущества подобного страхования. Отныне не обязательно посещение офиса страховой компании, долгое ожидание своей очереди и заполнение различных документов.

Страховка оформляется довольно быстро в удобное клиенту время. Для ускорения процедуры необходимо заранее собрать необходимые документы, требуемые и в офисе страховой, и при покупке через Интернет е-ОСАГО.

Для оформления полиса физическим лицом

Способ №1: посещение офиса СК

При покупке полиса ОСАГО в 2020 году непосредственно в офисе страховщика при себе необходимо иметь такие документы:

  1. Действующую диагностическую карту с указанной оценкой технического состояния машины, произведенной перед визитом в офис СК.
  2. На полученном у менеджера страховой заполненный бланк заявления.
  3. Регистрационную карточку авто — СТС, в случае новой машины — ПТС. В случае получения электронного паспорта на приобретенный в автосалоне автомобиль стоит попросить соответствующую выписку.
  4. Паспорт владельца машины или всех допускаемых к управлению данным автомобилем лиц. В случае открытой страховки (без ограничений) необходим только паспорт автовладельца.
  5. Водительские удостоверения всех вписываемых в страховку водителей. Для открытого полиса достаточно удостоверения только владельца машины.

Способ 2: оформление через интернет

В 2020 году возможность оформить электронное ОСАГО через интернет стала еще проще и удобнее. Для этого достаточно ввести в программу данные из:

  1. Диагностической карты: номер и срок ее действия.
  2. СТС или паспорта транспортного средства: дату выдачи, серию и номер.
  3. Паспорта владельца машины или паспортов допущенных к эксплуатации машины лиц.
  4. Водительских прав: даты выдачи, их номера и серии.

Обязательно вносить в программу точные и проверенные сведения. В противном случае страховка ОСАГО может быть признанной недействительной, а страховщик вправе отказаться от взятых на себя обязанностей в вопросе выплаты компенсации. А на владельца такой страховки может быть наложен штраф за отсутствующую «автогражданку», который в 2020 году будет равным 800 рублям.

Оформление полиса на юрлицо или ИП

В случае оформления страховки ОСАГО на организацию необходимо предоставить:

  1. диагностическую карту;
  2. ПТС или СТС;
  3. заверенную руководителем предприятия доверенность на заявителя;
  4. выписку ЕГРЮЛ;
  5. оформленное заявление;
  6. печать предприятия.

Какие документы получает на руки страхователь

По завершению оформления страхового договора страхователю на руки выдается заполненный бланк полиса ОСАГО, имеющий индивидуальный номер. В случае покупки страховки через Интернет страхователь на указанный им e-mail получает оформленный документ. Как и раньше, в 2020 году водитель в дороге должен иметь распечатанный на принтере электронный полис. В планах изменение данного требования, а от автовладельцев будут требовать предоставление страховки с любого электронного носителя.

Следует учитывать, что, как и раньше, в 2020 году полис начинает действовать только после 72 часов после его оформления. Поэтому стоит позаботиться о своевременной покупке полиса. После получения на руки документа стоит проверить его внесение на сайт РСА.

Кроме оформленного договора ОСАГО на руки страхователь получает:

  • чек или квитанцию для подтверждения оплаты услуги;
  • правила ОСАГО;
  • памятку на случай аварии.

В дороге при себе достаточно возить только страховой полис, хотя правила и инструкции могут тоже пригодиться, а при наступлении страхового случая помогут сориентироваться в сложившейся ситуации. Не забудьте получить в страховой и бланк извещения о ДТП, он необходим для оформления аварии по европротоколу.

ОСАГО в 2020 году: изменения в ОСАГО и автостраховании

ОСАГО в 2020 году повыситься в два раза. В системе ОСАГО в 2020 году продолжаться изменения, начатые в 2019 году и предусматривающее реформирование обязательного страхования в сторону его либерализации и доступности для пользователей. Реализация нововведений рассчитана на три года и разделена на 3 этапа, второй этап планируется начать в 2020 году.

Оформление полиса ОСАГО в России

Оформление полиса ОСАГО является обязательной процедурой для всех автолюбителей.

Процедура и правила страхования регулируются: Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции от 01.06.2019 года; Постановлениями Центрального Банка России и Министерства Финансов РФ. Обязательное страхование гражданской ответственности было введено в РФ в 2003 году и с тех пор не подвергалось масштабному реформированию, несмотря на то, что в 2017 году 80% всех исков в суды по страхованию касались ОСАГО. В 2018 году властями было принято решение реформировать систему страхования и сделать её более доступной и справедливой для водителей. Разработкой реформы занимался Центробанк совместно с Министерством финансов. Первые изменения в законодательство были внесены уже в конце 2018 и вступили в силу с 9 января 2019 года.

Этапы реформы в ОСАГО

Реформирование ОСАГО начавшее в 2019 году будет длиться три года и закончится в 2021 году. Всего было предусмотрено три этапа внедрения нововведений. В таблице представлены все этапы и сроки их реализации.

Этапы реформы Сроки реализации реформы Предусмотренные изменения
1 этап с 9 января 2019 Расширение коридора тарифной ставки до 20%, изменения коэффициентов бонус-малус, возрастного и водительского стажа.
2 этап с 1 сентября 2019 Расширение коридора тарифной ставки до 40%,
3 этап с 1 октября 2020 Расширение коридора тарифной ставки ещё до 30%, отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности.

Кроме этого на втором этапе планируется разрешить страховым компаниям определять самостоятельно и использовать свои коэффициенты при определении стоимости полиса.

Изменения в законодательстве в 2020 году: последние новости

Изменения в законодательстве в конечном итоге направлены на улучшение качества страховых услуг за счёт:

  • отказа от регулируемых государством тарифов;
  • индивидуального подхода определения тарифа при оформлении полиса ОСАГО.

Законопроект, предусматривающий внедрение второго этапа реформы уже внесён в профильный комитет Государственной Думы, однако рассматривать его депутаты начнут не раньше сентября 2019 года. В тексте законопроекта содержатся нормы, позволяющие страховщикам использовать индивидуальный подход при определении стоимости полиса. Кроме этого документ предусматривает увеличение страховой суммы до 2 млн. рублей при причинении ущерба жизни и здоровью потерпевшего, а также увеличить срок действия полиса до 3 лет, при этом минимальный срок действия полиса планируется определять периодом от одного дня.

Читайте так же:  Можно ли получить алименты за прошлые годы

Какие критерии будут влиять на стоимость ОСАГО с 1 января 2020 года

Законодательство, регулирующее ОСАГО, устанавливало использование базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов при этом, не учитывая индивидуальных характеристик присущих воителю, уменьшающих или наоборот увеличивающих риск наступления страхового случая, как то возраст и водительская квалификация. Поэтому в перечень критериев при определении стоимости полиса будет входить уровень водителя, который расширен с 4 до 58 категорий. При определении категории учитывается:

Количество зафиксированных нарушения ПДД.

  • Возраст водителя;
  • Водительский стаж;
  • Количество ДТП;
  • Манера вождения, определяемая на основании информации полученной после тестирования водителя.

Страховые компании получат возможность корректировать базовые ставки в зависимости от индивидуальных факторов, влияющих на вероятность наступления страхового случая и потенциальный размер вреда. Такая система позволит добросовестным водителям и тем, кто редко попадает в ДТП существенно сэкономить на страховом полисе ОСАГО. Глава департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния комментируя изменения в системе ОСАГО отметил: «От этих новаций выиграют опытные и аккуратные водители, которых в нашей стране большинство. Сегодня же получается, что они вынуждены переплачивать за меньшее количество водителей, которые попадают в аварии, водят неаккуратно или не имеют соответствующего опыта» Кроме этого ориентировочно до октября 2020 года будет действовать территориальный коэффициент при расчёте стоимости страхового полиса ОСАГО.

При определении стоимости полиса на сегодня согласно ст. 9 №40-ФЗ используется коэффициенты технических характеристик ТС, в том числе и коэффициент мощности двигателя авто. В зависимости от данного критерия коэффициент колеблется от 0,6 до 1,6. Используя коэффициент мощности, при определении стоимости полиса, власти преследовали социальную цель, позволяющую снизить стоимость ОСАГО для малообеспеченных граждан. Практика показала, что такая характеристика ТС никак не влияет на риск наступления страхового случая. По этой причине при переходе на индивидуализированный подход и было принято решение отказаться от коэффициента мощности.

Как может измениться страхование ОСАГО в 2020 году

Ещё осенью 2018 года в Госдуме проходили парламентские слушания по поводу реформирования ОСАГО. Подготовленный в правительстве проект закона — результат работы над теми предложениями, которые появились именно тогда.

Главное, что предлагается — отменить коэффициенты, связанные с территорией использования автомобиля и его техническими характеристиками.

Коэффициенты, которые используются при определении стоимости ОСАГО, в принципе не безупречны. А зависимость цены страховки от адреса регистрации страхователя и технических характеристик транспортного средства и вовсе выглядят странно.

Логика территориального коэффициента понятна, хотя и ошибочна. Считается, что в большом городе с большим потоком транспорта попасть в ДТП проще. Поэтому ОСАГО для местных жителей стоит дороже. В небольшом городе или деревне риски меньше. Проблема лишь в том, что россияне не всегда проживают там, где они зарегистрированы. Многие жители мегаполисов зарегистрированы в небольших городках или сельской местности. Для них ОСАГО может быть в полтора-два раза дешевле, чем для “прописанных” в том же крупном городе автомобилистов.

Многие за последние годы и вовсе освоили практику регистрации “у бабушки в деревне” ради экономии на обязательном страховании автомобиля.

Привязанный к мощности двигателя коэффициент и вовсе выглядит как оброк. Едва ли мощные автомобили попадают в аварии чаще, чем менее мощные. А вот стоят они дороже, содержат их более состоятельные люди. А значит, государство путём повышения стоимости ОСАГО для владельцев более мощных автомобилей фактически вынуждает их субсидировать страхование для тех, кто пользуется транспортом попроще.

Территориальный коэффициент ОСАГО предлагается отменить уже с 1 января 2020 года. Коэффициент мощности двигателя планируют упразднить позже — с 1 октября 2020 года.

Подешевеет ли ОСАГО после отмены двух коэффициентов

Вряд ли. В том же законопроекте по изменению правил ОСАГО в 2020 году правительство предлагает механизм компенсации страховщикам ”негативного эффекта” от отмены двух коэффициентов.

Выглядеть этот механизм будет так. Страховые компании смогут выходить за рамки установленного Центробанком коридора базовой стоимости страхового полиса. С 1 января до 30 сентября (после отмены территориального коэффициента) установленный ЦБ коридор можно будет расширить на 40% в обе стороны. Начиная с 1 октября (после упразднения коэффициента мощности двигателя) отклонение может составлять до 30%.

В пояснительной записке к проекту закона прямо говорится — страховым компаниям разрешат выходить за коридор базовой ставки, чтобы сохранить их “экономическую мотивацию” к работе с ОСАГО.

По сути для рядового автомобилиста реформа ОСАГО 2020 года мало что изменит. Формально два коэффициента отменят, но фактически страховщики компенсируют это, увеличивая базовую ставку при определении цены полиса.

Аккуратные водители смогут получить скидку на ОСАГО

За счёт чего стоимость ОСАГО действительно может снизиться, так это за счёт другого предложения правительства. В законе могут закрепить право автомобилистов использовать данные с телематических устройств, которые фиксируют манеру управления автомобилем. Более аккуратные водители будут иметь право на скидку при оформлении страхового полиса ОСАГО.

По всей видимости, под телематическими устройствами подразумеваются устройства Эра-ГЛОНАСС, которые установлены на всех новых российских автомобилях и иномарках, которые продаются в нашей стране. Помимо прочего, они фиксируют ускорение при разгоне и торможении. Признаком аккуратного водителя, судя по всему, будет являться манера езды с плавными разгонами и плавными замедлениями.

Очевидно, такое нововведение будет выгодно в основном обладателям новых автомобилей. Устанавливать устройство Эра-ГЛОНАСС на подержанный автомобиль только ради скидки на ОСАГО — идея не самая обоснованная. Такое устройство стоит от 30 тысяч рублей и более.

Тем не менее, на перспективу эта норма закона довольно справедливая. Спустя несколько лет, когда автомобилей с телематическими устройствами станет достаточно много, водители с аккуратной манерой езды смогут платить за страховку меньше, чем опасные лихачи.

Какие ещё изменения по ОСАГО планируются с 2020 года

Страховая сумма за вред здоровью или жизни потерпевшего с 1 января 2020 года может вырасти до 2 миллионов рублей.

Как пишут авторы законопроекта в пояснительной записке к документу, увеличение страховой суммы за вред жизни и здоровью устранит диспропорцию, которая существует на страховом рынке. Дело в том, что максимальные компенсации при обязательном страховании ответственности перевозчиков или владельцев опасных объектов заметно выше, чем суммы по закону об ОСАГО.

Наконец, ещё одно нововведение обяжет пострадавших в ДТП информировать страховую компании о том, где и когда будет проводиться независимая техническая экспертиза автомобиля после ДТП. Это позволит страховщикам отправлять на место диагностики своего представителя. Так злоупотреблений при проведении подобных экспертиз будет меньше.

Все описанные новинки — пока всего лишь предложение кабинета министров. Законопроект будет рассматриваться депутатами Госдумы. Возможно, при этом какие-то положения значительно изменятся. Также в окончательной версии закона могут появиться положения, которые пока в нём не содержатся вообще.

Оформить полис ОСАГО на лучших условиях, так же можно хорошо сэкономить воспользовавшись приложением кешбэк.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы будем следить за продвижением этого закона через парламент. В 2020 году ОСАГО могут ожидать довольно значимые изменения. Знать о них — важно для большинства автомобилистов.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here