Право на трудовые споры забастовка

Самая важная информация по теме: "Право на трудовые споры забастовка" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

1. Забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ). Конституцией РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективных трудовых споров.
2. Работники или их представители вправе приступить к органи­зации забастовки:
если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;
работодатель уклоняется от примирительных процедур, не вы­полняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллек­тивного трудового спора.

В решении об объявлении забастовки указываются:
^перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, служащих основанием для объявления и проведения забастовки;
дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжи­тельность, ожидаемое количество участников;
наименование органа, возглавляющего забастовку, состав пред­ставителей работников, уполномоченных на участие в прими­рительных процедурах; ^
предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выпол­няемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведе­ния забастовки.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спо­ра обязаны продолжить разрешение этого спора путем прове­дения примирительных процедур,
5* В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незакон­ными и не допускаются забастовки:
в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрез­вычайном положений; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формирова­ниях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поис­ково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудо­вания; на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, в том случае, если проведение забастовок создает

угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и
здоровью людей. При наличии коллективного трудового спора забастовка явля­ется незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.
Вступившее в законную силу решение суда о признании забас­товки незаконной подлежит немедленному исполнению. Ра­ботники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного реше­ния суда органу, возглавляющему забастовку. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе:
отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней;
начавшуюся забастовку приостановить на тот же срок. Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 кален­дарных дней, в случаях, имеющих особое значение для обеспе­

чения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий.
6. Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев не­исполнения обязанности прекратить забастовку. Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дис­циплинарной ответственности. На время забастовки за участ­вующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исклю­чением работников, занятых выполнением обязательного ми­нимума работ (услуг).
Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и письменно заявившим о начале простоя, оплата простоя не по вине работника производится согласно ТК РФ. Работода­тель вправе переводить таких работников на другую работу.
В процессе урегулирования коллективного трудового спора, вклю­чая проведение забастовки, запрещается ëîêàóò — увольнение ра­ботников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 415 ТК РФ).

Источник: http://partnerstvo.ru/lib/tp/node/97

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Согласно ст. 409 ТК РФ, если

  1. примирительные процедуры, предусмотренные ТК РФ, не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406) либо
  2. работодатель (представители работодателя) не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (ст. 408), или
  3. работодатель не исполняет решение трудового арбитража,

то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Участие в забастовке является добровольным . Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора (ст. 410 ТК РФ).

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более 1/2 от общего числа работников (конференция — не менее 2/3 делегатов конференции ).

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым , если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка . При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 5 рабочих дней . О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со ст. 34 ТК РФ, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за 7 рабочих дней .

Читайте так же:  Основания для отсрочки от армии

В решении об объявлении забастовки указываются:

  • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
  • дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников (забастовка не может быть начата позднее 2 месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки);
  • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

Забастовку возглавляет представительный орган работников.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

Работодатель, органы власти и местного самоуправления, орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

  1. в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
  2. в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных , военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  3. в правоохранительных органах ;
  4. в организациях (их подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования , на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
  5. в организациях (их подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней , а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней .

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/zabastovka-kak-sposob-razresheniya-kollektivnogo-trudovogo-spora

3. Коллективные трудовые споры, порядок их разрешения. Забастовка

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Стороны коллективного трудового спора – наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов (профсоюзы).

В случае возникновения разногласий при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров. Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция – не менее двух третей делегатов. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю. Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в трехдневный срок Республиканский трудовой арбитраж о возникшем споре.

Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями. Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер. Решение трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудительного исполнения.

Трудовыми арбитрами могут быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет. В число трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору.

Коллективные трудовые споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе трех арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. При недостижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает председатель Республиканского трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор рассматривается с участием представителей сторон, а в необходимых случаях – с привлечением экспертов.

Решение по коллективному трудовому спору выносится не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заявления. Срок рассмотрения коллективного трудового спора может быть продлен председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц.

В случае неисполнения обязательного для сторон решения Республиканского трудового арбитража заинтересованная сторона в месячный срок со дня его получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения.

За работниками, отказавшимися в письменной форме от участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности исполнять свои трудовые обязанности, заработная плата за все время забастовки выплачивается в размерах, не ниже установленных законодательством за простой не по вине работника.

Источник: http://studfile.net/preview/5022011/page:31/

79. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора.

Статьей 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 ТК РФ).

Читайте так же:  Подложные документы в гражданском процессе ответственность в 2020 году

1) отказ работников от исполнения трудовых обязанностей;

2) временный характер такого отказа;

3) добровольный характер такого отказа;

4) его цель – разрешение коллективного трудового спора.

забастовки, проводимые по единым общим правилам;

предупредительные забастовки, проводимые по специально для нее предусмотренным правилам (ст. 410 ТК РФ).

Право на забастовку. Работники и их представители вправе приступить к организации забастовки в случаях, если:

1) примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

2) работодатель уклоняется от примирительных процедур;

3) работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора;

4) стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения о выполнении рекомендаций трудового арбитража.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Объявление и проведение забастовки урегулированы ст. 410 ТК РФ.

Орган, возглавляющий забастовку. Забастовку возглавляет представительный орган работников, имеющий право:

1) созывать собрание (конференцию) работников;

2) получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников;

3) привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам;

4) приостанавливать забастовку.

Орган, возглавляющий забастовку, обязан:

– принять зависящие от него меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;

– обеспечить выполнение минимума необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки;

– по получении решения суда о признании забастовки незаконной немедленно проинформировать ее участников;

– по получении решения суда или Правительства РФ о приостановке забастовки или решения суда, предписывающего отложить ее, проинформировать об этом участников забастовки.

Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки определены ст. 414 и 415 ТК РФ.

80. Ограничения права на забастовку. Комментарий к статье 413 трудового кодекса

Источник: http://studfile.net/preview/5185371/page:55/

Трудовые споры. Статья 37 (ч. 4) Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их

Статья 37 (ч. 4) Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Под трудовыми спорами следует понимать разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда. Эти споры решаются в предусмотренном законом порядке.

Все трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные трудовые споры. Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта), рассматриваются комиссией по трудовым спорам или судом.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) – это первичный орган по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения.

Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

В соответствии с действующим законодательством работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. КТС обязана рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. КТС принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

КЗоТ РФ четко предусматривает, в каких случаях трудовые споры рассматриваются в суде:

а) по заявлению работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника – члена этого профсоюза (в случае если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам);

б) по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.

Непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

работников предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются или почему-либо не созданы;

Видео (кликните для воспроизведения).

работников – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;

администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, и в других случаях.

Существуют особенности рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников (судьи, прокуроры, их заместители и помощники и некоторые другие). Их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула и наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации вышестоящими органами.

Коллективные трудовые споры. Коллективные трудовые споры регулируются Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.*

* СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.

В соответствии со ст. 2 Закона коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее– стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Предмет коллективного трудового спора – законные интересы и права трудового коллектива или коллективов двух и более предприятий, учреждений, организаций. Причиной такого рода споров могут быть разногласия по вопросам изменения норм выработки, сдельных расценок, установления систем заработной платы, режима рабочего времени, отпусков, охраны труда и др.

Коллективные трудовые споры рассматривает примирительная комиссия как совместный, паритетный орган спорящих сторон. Она создается в трехдневный срок по инициативе одной из сторон из равного числа их представителей. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительной процедуре. Комиссия обязана рассмотреть спор (требования) в пятидневный срок.

В случае не достижения согласия по всем или по части требований спора создается трудовой арбитраж. Спор рассматривается путем посредника. Это делается по соглашению спорящих сторон. В трудовой арбитраж можно обратиться в десятидневный срок, и он в течение семи дней должен вынести свое решение.

Законодатель устанавливает, что крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора, конфликта есть забастовка.

Забастовка – это ультимативное действие трудового коллектива или профсоюза, форма давления на администрацию путем прекращения работы с целью добиться удовлетворения требований, не получивших разрешения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Закон обозначает, какие забастовки признаются, а какие не признаются законными, напоминает об их возможных последствиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10969 — | 7436 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/3_126932_trudovie-spori.html

§ 10. Право на забастовку и его реализация

Забастовка — это временный добровольный отказ работни­ков от исполнения трудовых обязанностей (полностью или час­тично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Читайте так же:  Санитарная книжка нарколог

В отличие от примирительных процедур разрешения коллектив­ного трудового спора забастовка — ультимативное действие ра­ботников, давление на работодателя, чтобы путем прекращения работы добиться выполнения своих требований, не урегулиро­ванных в примирительных процедурах. Она — крайняя, исключи­тельная мера разрешения трудового спора.

Забастовки имели большое значение для появления трудово­го законодательства во всех странах, в том числе и в царской России. Ни один закон о труде ни в царской России, ни в зару­бежных странах в конце XIX — начале XX в. не издавался без стачечной борьбы трудящихся. И в настоящее время рабочий класс развитых стран путем стачечной борьбы, забастовок в раз­личных формах (замедленный темп работы, предупредитель­ные — кратковременные, 24- или 28-часовые, ступенчатые — пре­кращение работы на несколько часов в день или неделю, переме­жающие — по очереди останавливается работа каждого цеха, до объявленного полного прекращения работы и др.) не только вы­нуждает собственников и правительства идти на социальные ре­формы, улучшающие определенным образом условия труда, но и борется против антирабочих законов, ущемляющих, отнимающих завоеванные уступки. Право на забастовку закреплялось в зако­нодательстве также под напором рабочего движения.

Советский Союз в 1974 году ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 года, согласно которому принявшие его государства обязы­ваются обеспечить право на забастовку в соответствии с регла­ментирующим ее законодательством страны. Но закон, регламен­тирующий забастовки, был принят у нас лишь через 15 лет по­сле ратификации указанного пакта, поскольку до 1989 года в стране забастовок не было.

Право на забастовку является правом трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастов­ка — это коллективные действия, форма коллективного ультима­тума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем. И никто другой не подпадает под определение понятия «забастовка», данного в ст. 398 ТК.

Трудовой кодекс указывает, что право работников на забас­товку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается спо­собом разрешения коллективного трудового спора. Кодекс огра­ничивает право на забастовку в некоторых случаях. Так, в ст. 413 ТК указывается, что в соответствии со ст. 55 Конститу­ции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в период введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в связи с этим; в органах и организациях Воо­руженных Сил Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварий­но-спасательных и поисково-спасательных, противопожарных ра­бот, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в орга­низациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотлож­ной медицинской помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятель­ности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если прове­дение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Следовательно, Трудовой кодекс расширил как безусловный (п. «а»), так и условный (п. «б») запрет забастовок и конкрети­зировал его. Запрещено участие в забастовках федеральным го­сударственным служащим законодательством о них.

В случаях, когда забастовка не может быть проведена, окон­чательное решение по коллективному трудовому спору (после примирительных процедур) принимает в 10-дневный срок Пра­вительство РФ (ст. 413 ТК).

Реализация работниками, их трудовыми коллективами права на забастовку возможна лишь после прохождения примиритель­ных процедур или при уклонении работодателя от примирительных процедур, или когда он не выполняет соглашение, достигну­тое в ходе разрешения коллективного трудового спора. В этих трех случаях работники могут использовать такие формы, как собрания, митинги, демонстрации, пикетирование (эти формы могут использоваться и в ходе забастовки для поддержания тре­бований).

Участие в забастовке является добровольным, и никто не мо­жет быть принужден к участию или отказу от участия в забас­товке, иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, адми­нистративную и даже уголовную ответственность. Работодатели и их представители не вправе организовывать забастовку и при­нимать в ней участие.

Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. Ра­ботодатель должен быть предупрежден второй спорящей сторо­ной в письменной форме о начале предстоящей забастовки не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала. В решении об объявлении забастовки указываются:

дата и время начала забастовки, ее продолжительность и пред­полагаемое количество участников;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в при­мирительных процедурах во время забастовки;

предложения (перечень) по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому на производстве в период проведения забастовки. Это разного уровня перечни необходимых работ и их составление определены ст. 412 ТК.

Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Служ­бу по урегулированию коллективных трудовых споров, информи­рует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохране­нию работоспособности производства, машин, оборудования и т. д., используя указанный 10-дневный предупредительный срок до начала забастовки.

Забастовку возглавляет избранный собранием (конференци­ей) работников орган или соответствующий орган профсоюзов. Он вправе созывать собрания (конференции) работников, полу­чать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать соответствующих специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам, а также при­остановить забастовку и возобновить ее после приостановления без повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. О таком возобновлении забастовки он должен предупредить работодателя и Службу не позднее чем за три рабочих дня до забастовки.

В период проведения забастовки стороны коллективного тру­дового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения различных примирительных процедур. Для обеспече­ния в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества производства и физических лиц, а также работы ма­шин и оборудования, остановка которых представляет непосред­ственную угрозу жизни и здоровью людей, работодатель, органы исполнительной власти и орган, возглавляющий забастовку, обя­заны принять для этого зависящие от них меры. В тех организа­циях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например, скорая помощь, больни­цы, водоснабжение, транспорт) при проведении забастовки дол­жен быть обеспечен минимум необходимых для населения работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органом местного само­управления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Если такое соглашение не достигнуто, то он устанавливается органом исполнительной власти или орга­ном местного самоуправления. В случае необеспечения миниму­ма необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Закон предусмотрел обязательное ведение документации при разрешении коллективного трудового спора. Все действия сторон оформляются протоколами представителями сторон, примири­тельными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Читайте так же:  Получить посылку по военному билету

Источник: http://studfile.net/preview/3565250/page:10/

Схема. Трудовой кодекс. Забастовка

Схема. Трудовой кодекс. Забастовка

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/5521326/

ПРАВО РАБОТНИКОВ НА ЗАБАСТОВКУ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Лукьянова Н.А.,Аблязова А.И.

Ульяновский государственный университет

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

коллективные трудовые споры, забастовка, Трудовой кодекс, collective labor disputes, strike, the Labor Code

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается некоторые проблемы разрешения коллективных трудовых споров в Российской Федерации посредством проведения забастовки. Проанализированы причины неэффективности соответствующих правовых норм. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.

Текст научной статьи

Источник: http://publikacia.net/archive/2016/6/2/42

Право на забастовку: законодательные положения и принцип его ограничения

Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует право работающих граждан на проведение забастовки как возможность для решения коллективного трудового спора. Это право основывается на положениях, основанных на международно-правовых актах.

Восьмая статья Международного пакта об экономических, социальных, и культурных правах от 09.12.1966 года, накладывает на страны обязательства по предоставлению права рабочих на забастовку, но только в случае, если она соответствует законодательству государства, в котором проводится.

Стоит отметить, что право проведения забастовки является неполным для сотрудников правительственных и правоохранительных органов, таких как вооруженные силы, полиция, или административные государственные органы.

Международный взгляд на забастовку

Европейская социальная хартия, составленная 18.10.1961 и пересмотренная 03.05.1996 года, в своей шестой статье накладывает обязательства на стран-участников по предоставлению соответствующего права рабочим гражданам на проведение коллективных переговоров и на право переговоров со стороны работодателя. В случае, если во взаимоотношениях рабочих и работодателя возникает конфликт интересов, то рабочим должно быть гарантировано право на проведение забастовки. Исключение в этом праве составляют коллективные соглашения, которые были заключены ранее и конфликтуют с требуемыми обязательствами.

Еще одно право на забастовку и его реализация гарантируется Хартией Европейского Сообщества об основных социальных правах трудящихся от 09.12.1989, в статье 13.

Получается, что международное сообщество принимает право на забастовку как одно из основных прав, предоставляемых работникам и их компаниям для реализации соответствующих прав их защиты. Вместе с этим стоит отметить, что непрекращающееся пользование этим правом может иметь разрушительные последствия для сохранности страны и социума, и создавать опасность для жизни и здоровья гражданских лиц, которые не принимают участие в разрешении трудового спора, вызвавшего забастовку.

Подобные опасения представляют основания ограничивать право на забастовку, которое гарантировано и описано в законодательстве страны. Право ограничивать забастовку также основано на нормах международного права, и соответствующее ограничение не должно иметь официальный отраслевой характер. Поэтому, ограничения не будут распространяться на права работников каждой отрасли, но будет касаться тех отраслей, забастовки в которых приведут к нарушению прав гражданских лиц, интересов страны или же ее безопасности.

Забастовка как средство решения трудовых конфликтов

Право на проведение забастовок совмещено с процессом решения трудовых конфликтов, что также основано на международном праве. Данное право описывается как волевые меры рабочих на работодателя для побуждения его к разрешению возникшего спора. В то же время, забастовка не должна быть средством оказания давления на органы, которые участвуют в разрешении спора, куда входят арбитражные органы по добровольному примирению. Основываясь на этих принципах была создана Рекомендация МОТ №92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29.06.1951 года, которая сообщает о необходимости приостановить забастовку на время проведения переговоров в процессе примирительного диалога или рассмотрения конфликта арбитражным органом.

Международные-правовые акты о правах человека определяют возможность регламентации права на забастовку к внутреннему законодательству государства.

Следовательно, законодатель принимает решения в области регулирования оснований и условий для проведения забастовки, а также оснований не допускать ее.

В этой ситуации описывается необходимость со стороны законодателя, при определении норм организации забастовок, осуществлять обязательное согласованием между охраной профессиональных интересов, одним из инструментов которой является забастовка, и охраной общественных интересов, которой может быть нанесен вред или могут быть быть нарушены права граждан страны.

Что гарантируется Конституцией РФ относительно забастовки:

  1. Определение забастовки как законные действия работников;
  2. Предоставления законных возможностей организации забастовки через реализацию государственных гарантий;
  3. Определение забастовки как инструмент решения коллективных споров касательно труда;
  4. Отнесения вопросов регулирования забастовки к ответственности федерального законодателя.

Замечание 4

При описании гарантии на проведение забастовки, нужно выделить связь согласованных действий работников в процессе охраны своих законных интересов с реализацией иных коллективных трудовых прав.

Право на забастовку рассматривается как коллективное право с юридической точки зрения. Это право предоставляется коллективу рабочих гражданских лиц и оно проводится представителем этого коллектива (в этом случае – профсоюзом). С исторической точки зрения забастовка возникла как явление и позднее получила правовое признание как коллективная акция. Общественный характер остановки трудовых обязательств принуждает работодателя пойти на примирительные меры и предпринять действия, которые смогут урегулировать разногласия.

Право на забастовку, которое основано на положениях международного сообщества, Конституции Российской Федерации, и трудовом законодательстве, предоставляет возможность отнестись критически к заявлениям о том, что забастовку можно проводить как метод решения индивидуальных конфликтов.

При этом, не стоит забывать о том, что индивидуальный аспект осуществления забастовки действительно имеет место быть – гражданское лицо может принимать решение об участии в забастовке или неучастии в ней.

Право проведения забастовки гарантирует следующие юридические возможности:

  1. Свободное обсуждение вопроса о проведении забастовки и возможность независимого принятия решения об участии в ней;
  2. Предоставление возможности свободно решать вопрос о форме и длительности проведения забастовки, а также о свободе обсуждения о выдвигаемых работодателю требованиях и осуществлении минимального выполнения обязательных работ;
  3. Беспрепятственное проведение забастовки и обеспечение общественного порядка без нарушения прав гражданских лиц, не участвующих в забастовке;
  4. Остановить проведение забастовке, если так было решено органом, который ее возглавил;
  5. Пользоваться гарантиями со стороны государства, среди которых: сохранение рабочих мест за теми, кто участвует в забастовке, запрет на локаут, запрет на привлечение к дисциплинарное ответственности тех, кто принял решение участвовать в забастовке.
Читайте так же:  Увольнение при сокращении должности по инициативе работодателя в 2020 году

Работающие граждане, как их представители, могут начать организацию забастовки в следующих случаях:

  1. Примирительные действия не привели к разрешению трудового конфликта;
  2. Работодатель не принимает участие в примирительных действий;
  3. Работодатель не следует договору, который был достигнут после разрешения коллективного трудового спора;
  4. Стороны коллективного трудового конфликта не пришли к соглашению о выполнении рекомендаций трудового арбитража.

Замечание 6

Стоит отметить, что представители со стороны работодателя не имеют право на организацию и участие в забастовке.

Возможность осуществления прав на проведение забастовки закон связывает с наличием оснований, которые подтверждают невозможность урегулирования спора другими средствами.

Право на забастовку реализуется в установленном законом порядке (согласно статьям 410-412 ТК России), и при соблюдении некоторых условий. Одним из самых важных условий, в этом случае, является необходимость проведения предварительных примирительных действий. Позиция российского законодателя, который установил необходимость принимать примирительные меры до объявления забастовки, соблюдать общественный порядок и обеспечить сохранность собственности работодателя, совпадает с представлениями МОТ о правильной реализации права на забастовку. Комитет по свободе объединения МОТ считает обоснованными следующие условия для подготовки и осуществления забастовки:

  1. Установление необходимости в предварительном предупреждении о проведении забастовки;
  2. Обязанность предварительного осуществления примирительных мер;
  3. Наличие кворума и подтверждение решения о проведении забастовки большинством компетентных работников;
  4. Обязанность принять решение о проведении забастовки через проведение анонимного голосования;
  5. Принимать меры, которые предупреждают несчастные случаи и гарантируют безопасность проведения акции;
  6. Обеспечение выполнения минимального объема работ во время проведении забастовки в жизненно-важных отраслях;
  7. Обеспечении свободы принятия решения для работников, которые не хотят участвовать в забастовке.

Регулирование проведения забастовок

Право на забастовку, которое гарантируется Конституцией, может быть лимитировано только со стороны федерального законодательства. Согласно третьей части статьи 55 Конституции России, права и свободы человека и гражданского лица могут быть ограничены федеральным законодательством только в рамках защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, а также обеспечения безопасности страны и ее обороны.

На данный момент в России нет судебной практики, которая касалась бы запрета забастовок на основании угрозы конституционному строю страны; другими словами – политических забастовок. Это положение активно воспринимается и поддерживается работающими лицами как принятие законодателем идеи о забастовке в виде мирного способа разрешать споры.

Забастовки, которые представляют угрозу жизни и здоровью третьих лиц, являются незаконными. Например, незаконной была признана забастовка водителей автомобилей «Скорой помощи» в Свердловской области, потому что, по решению областного суда, создалась реальная угроза жизням жителей в случае неисполнения водителями своих должностных обязанностей.

Похожее решение было вынесено судом Свердловской области по заявлению администрации МП «Медавтотранс» к свободному профсоюзу МП «Медавтотранс» о признании забастовки незаконной. При проведении мероприятия, не был предоставлен минимальный объем должностных услуг для штатной работы Нижнетагильской городской станции скорой медицинской помощи. Суд рассмотрел действия как реальную угрозу для жизней и здоровья граждан (согласно делу №3-5-1997 от 14.03.1997).

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации, статья 413 Трудового Кодекса России приводит положения, в связи с которыми забастовка может быть распознана как незаконная, а также список организаций, где забастовки при обозначенных условиях не должны быть организованы. Забастовками вне закона признаются:

  1. Забастовки, которые проводятся при нарушении закона, который регулирует процесс их организации и проведения;
  2. Забастовки, которые проводятся в местах, запрещенных или лимитирующих проведение забастовок;
  3. Забастовки, которые не нацелены на решение коллективных трудовых конфликтов.

Также не допускаются забастовки:

Помимо этого, право на забастовку для некоторых категорий работников может быть лимитировано в рамках федерального закона. Проведение забастовок невозможно для следующих категорий работающих граждан:

  1. Которые служат в муниципальных органах (согласно статье 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
  2. Которые работают в сфере разработки и эксплуатации атомной энергии (согласно статье 39 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»);
  3. Которые работают в гражданской авиации и занимаются обслуживанием воздушного движения (согласно статье 52 Воздушного кодекса России от 19.03.1997 №60-ФЗ);
  4. Которые являются сотрудниками федеральной фельдъегерской связи (согласно четвертой части 9 статьи Федерального закона от 17.12.1994 №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» в редакции от 02.03.2007);
  5. Которые являются сотрудниками профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных организаций/подразделений (согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

Рабочие, которые имеют ограничение на организацию и осуществление забастовок, могут пользоваться правами на другие инструменты для разрешения коллективного трудового спора. Если проведение забастовки запрещено на законодательном уровне для вышеописанных категорий работников, то им предоставляются права на использование дополнительных инструментов для урегулирования трудового спора, что соответствует нормам международного трудового права, которые не допускают возможности полного запрета на согласованные массовые действия работников, и указывают на необходимость создания альтернативных механизмов для конструктивного разрешения коллективных трудовых споров.

В ситуациях, когда забастовка не может быть организована в связи с противоречием с ТК РФ (согласно частям 1 и 2 статьи 413), решение по разрешению трудового коллективного конфликта принимает Правительство России.

Принятие решений об объявлении подобных акций вне закона является предметом компетенции верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Полномочиями на подачу иска в судебную инстанцию о признании забастовки незаконной обладают работодатели и прокуроры.

Решение судьи о признании забастовки неправомерной, которое вступило в законную силу, является обязательным для исполнения без промедления. Рабочие должны прекратить забастовку и вернуться к исполнению должностных обязанностей не позднее, чем на следующий день после того как была предоставлена копия вышеописанного решения суда органу, который занимался организацией и проведением забастовки.

Части 7 и 8 статьи 413 Трудового кодекса РФ представляют возможность, порядок, и сроки временной остановки забастовки. Если создается реальная угроза жизни и здоровью людей, судья уполномочен приостановить забастовку до ее начала на срок до 15 дней. Если забастовка уже началась, то судья также имеет право остановить ее на срок до 15 дней. В ситуациях, когда затрагиваются значимые вопросы обеспечения жизненно-важных интересов России или отдельных субъектов страны, Правительство РФ имеет право на временную остановку забастовки до вынесения решения компетентным судом на срок не более десяти календарных дней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/trudovye-spory/pravo-na-zabastovku/

Право на трудовые споры забастовка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here