Право законодательной инициативы конституционного суда рф в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Право законодательной инициативы конституционного суда рф в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

Проект федерального закона N 98094934-2 «О поправках к статьям 104 и 125 Конституции Российской Федерации о наделении Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы, правом обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и об изменении наименования главы 7 Конституции Российской Федерации» (внесен членами СФ) (не действует)

Проект федерального закона N 98094934-2
«О поправках к статьям 104 и 125 Конституции Российской Федерации о наделении Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы, правом обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и об изменении наименования главы 7 Конституции Российской Федерации»

Статья 1. Внести в Конституцию Российской Федерации следующие поправки:

1. Часть 1 статьи 104 изложить в следующей редакции:

«1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам их ведения.».

2. Наименование главы 7 изложить в следующей редакции:

«Глава 7. Судебная власть. Прокуратура».

3. Абзац первый части 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:

«2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:».

4. Часть 4 статьи 125 изложить в следующей редакции:

«4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов и Генерального прокурора Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.».

Статья 2. Настоящий Закон Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования.

Конспекты юриста

Законодательная инициатива Конституционного Суда РФ

Согласно ч.1 ст.104 Конституции РФ КС обладает правом законодательной инициативы в ГД. В конституционно-правовой науке имеются две противоположные точки зрения о праве законодательной инициативе КС РФ:

  • 1. Профессор Дмитриев полагает, что право законодательной инициативы КС не ограничивается каким бы то ни было строго определенным предметом ведения.
  • 2. Профессор Лазарев считает, что право законодательной инициативы должно ограничиваться предметами ведения самого КС и его взаимоотношениями с другими судебными органами.

Более правильной является точка зрения профессора Лазарева, т.к. она подтверждается самой практикой КС. За все время своего существования в ГД направлено 3 законопроекта:

  • 1. Закон «О КС».
  • 2. Участие в разработке закона «О судебной системе».
  • 3. «О порядке финансирования судебных органов».

В соответствии с ч.3 ст.100 Конституции КС предоставлено право вносить послание ФС РФ, хотя до настоящего времени не в законе о КС не в регламенте КС не разработана структура содержания, периодичность и порядок рассмотрения посланий КС РФ и за все время работы КС внесено единственное послание о состоянии Конституционной законности в РФ.

В 2000 г. был издан специальный указ Президента РФ, в котором КС было рекомендовано вновь разработать и внести очередной послание в ФС, однако до сих пор указанное поручение не выполнено.

Дополнительные полномочия КС могут быть переданы Конституцией, ФЗ и внутренними договорами и соглашениями, если они не противоречат юридической природе КС и целям и задачам конституционного судопроизводства.

КС РФ подтвердил приоритет Конституции РФ перед решениями ЕСПЧ

КС РФ сегодня провозгласил постановление по делу о применимости решений Европейского Суда по правам человека (ЕСЧП) в нашей стране. Запрос о проверке ряда норм российского законодательства был направлен группой депутатов Госдумы. Суд постановил, что решения ЕСПЧ должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ.

По мнению КС РФ, участие России в международном договоре не означает отказа от государственного суверенитета нашей страны. Под международным договором понимается в данном случае Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписание которой состоялось в 1996 году, – тем самым Россия признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась исполнять его решения.

Напомним, в настоящее время суды должны руководствоваться именно положениями международных договоров в случае противоречия их национальному законодательству (ч. 1, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ, ч. 1, ч. 4 ст. 13 АПК РФ, ч. 1, ч. 4 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства РФ). Кроме того, установленное ЕСПЧ нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела является основанием для пересмотра этого дела судами в связи с новыми обстоятельствами (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 Кодекса административного судопроизводства РФ). Именно эти нормы в числе прочих просили проверить на конституционность заявители.

КС РФ отметил, что возникновение коллизий между Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Конституцией РФ нетипично, поскольку в основе обоих этих документов лежат общие базовые ценности. Вместе с тем, такой конфликт возможен, если Страсбургский суд даст трактовку Конвенции, которая будет противоречить Конституции РФ. Суд сделал вывод, что в этом случае Россия будет вынуждена отказаться от исполнения ЕСПЧ. КС РФ подчеркнул, что подобное правило практикуется многими европейскими странами (Германия, Италия, Австрия, Великобритания).

Суд предложил также два механизма подтверждения верховенства Конституции РФ в спорных ситуациях. Так, суд, пересматривающий дело на основании решения ЕСПЧ, может направить в КС РФ запрос о конституционности норм, в которых Страсбургский суд обнаружил недостатки. Второй механизм заключается в направлении в КС РФ запроса президента или правительства, если органы власти сочтут конкретное постановление ЕСПЧ неисполнимым без нарушения Конституции РФ. Если же КС РФ подтвердит несовместимость решения ЕСПЧ с основным законом, решение исполняться не будет.

КС РФ не исключил возможность создания в будущем специального механизма обеспечения верховенства Конституции РФ при исполнении решений ЕСПЧ, оставив решение этого вопроса на усмотрение федерального законодателя.

§ 45. Законодательная инициатива Конституционного Суда

1. Предложение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, может быть внесено любым судьей Конституционного Суда. При этом судья может представить текст законопроекта, либо текст поправки к законопроекту, либо текст законодательного предложения о разработке и принятии нового федерального закона.

Читайте так же:  Образец плана улучшения условий труда

2. Решение о выступлении с законодательной инициативой принимается Конституционным Судом в пленарном заседании по докладу судьи, внесшего соответствующее предложение.

3. Для работы над законопроектом или законодательным предложением Конституционный Суд может образовать из числа судей подготовительную комиссию. Для составления текста законопроекта или законодательного предложения и подготовки необходимых материалов может быть образована рабочая группа под председательством судьи Конституционного Суда.

4. Конституционный Суд поручает Председателю Конституционного Суда либо одному из судей принять участие в заседаниях палат Федерального Собрания в связи с прохождением внесенного Конституционным Судом законопроекта либо законодательного предложения.

Право законодательной инициативы конституционного суда рф в 2020 году

Судей КС попросили более активно работать с парламентариями.

Конституционный суд должен более активно взаимодействовать с Госдумой, тогда на этапе утверждения каждого проекта можно будет убирать из потенциальных законов любую норму, не соответствующую Конституции. Об этом говорили представители научного совета по правотворчеству, где председательствует Сергей Нарышкин, спикер ГД, сообщает «Коммерсантъ».

С. Нарышкин уверен, что сотрудничество подлежит «постепенному укреплению» для «повышения качества новых законов». По его мнению, оно исключит «вторжение в чужую деятельность, ведь парламент и суд относятся к различным ветвям власти». Помимо этого, спикер ГД упомянул об уникальном статусе КС, «который не предложил ни одного проекта на рассмотрение Госдумы», хотя имеет такое право.

КС «нередко укоряют в том, он может предложить законодателю делать что-либо, а сам ни разу не писал того, что желал бы увидеть от законодателя», поддержал спикера Владимир Сивицкий, руководящий секретариатом КС. Он напомнил, что, если КС предложит Госдуме проект, а после этого какой-то гражданин станет оспаривать конституционность принятого закона, то суд будет в непростой позиции. «Ему придется анализировать конституционность собственной инициативы», — заметил В. Сивицкий. Ни один из сотрудников КС не даст оценок проектам законов по той причине, что любой документ, став законом, может попасть в зону рассмотрения КС. В этом случае судьи, прокомментировавшие проект, не смогут дать оценку конституционности закона, добавил представитель КС.

В свою очередь, остальные участники дискуссии настаивали, что чаще всего КС признает не соответствующими Конституции не законы, а практику их применения. По данной причине Михаил Кротов, полпред главы государства в КС, заявил, что судьям КС в тех делах, где у них отсутствуют претензии к закону, лучше выносить вердикт о «нарушении прав человека». Михаил Барщевский, представитель правительства в КС, считает важным возложить на КС иное право: отправлять дела Верховному суду, когда на этапе предварительного анализа судьям КС станет понятно, что ситуация связана не с законом, а с практикой по его применению.

Наконец, Александр Жуков, занимающий пост первого вице-спикера ГД, считает нужным появление в Госдуме, помимо полномочных представителей главы государства и правительства, также полпреда от КС.

Статья 104. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения*(23).

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

КСУ признал конституционным проект закона об инициировании законопроектов народом

Конституционный суд Украины признал законопроект о законодательной инициативе народа соответствующим нормам Основного закона.

Об этом сообщает пресс-служба Суда.

«КСУ дал заключение по делу по конституционному обращению Верховной Рады относительно соответствия законопроекта о внесении изменений в статью 93 Конституции Украины (относительно законодательной инициативы народа) (реестр. № 1015) требованиям ее статей 157 и 158. Этим выводом Конституционный суд признал законопроект о внесении изменений в статьи 93 (относительно законодательной инициативы народа) соответствующим требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины», — говорится в заключении.

«Суд считает, что законопроект соответствует требованиям части второй статьи 157 Конституции Украины. Верховная Рада в течение года законопроект не рассматривала и в течение срока своих полномочий не изменяла положения статьи 93 Конституции, следовательно, законопроект соответствует требованиям статьи 158 Конституции. Учитывая приведенное, КСУ отмечает, что законопроект соответствует требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины», — отметили в КСУ.

Как сообщал УНИАН, 3 сентября Верховная Рада включила в повестку дня второй сессии и направила на вывод Конституционного суда президентский законопроект «О внесении изменений в статью 93 Конституции Украины (относительно законодательной инициативы народа)» (№ 1015). За это решение проголосовали 338 народных депутатов. Не голосовали в полном составе фракции «Европейская солидарность» и «Голос».

Также Верховная Рада обратилась в КСУ за заключением о его соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

Представитель президента в КСУ Федор Вениславский заявлял, что, согласно Конституции, по статье 93 право законодательной инициативы принадлежит главе государства, Кабинету министров, народным депутатам. По его словам, теперь предлагается, чтобы народ мог инициировать законопроекты. Он отметил, что процедура внесения такого законопроекта, количество подписей, которые необходимо собрать для его рассмотрения, будет урегулировано законодательно. Реализовать право народа на внесение законопроекта, отметил он, можно будет «как раз через ту программу, которую анонсировал президент Зеленский — государство в смартфоне».

При этом Вениславский добавил, что в законопроекте может быть прописано, что «через электронные носители информации, через гаджеты граждане Украины, пройдя цифровую идентификацию, зарегистрировавшись и подтвердив свою личность, смогут поставить подпись за инициирование того или иного вопроса».

Во фракции «Голос» назвали этот законопроект популистским и таким, который ограничивает законодательную инициативу народных депутатов.

Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации

Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ 1993 года и федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года.
В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско‑процессуальным законодательством.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения направляется председателем Совета Федерации президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

Читайте так же:  Порядок принятия наследства и оформления наследственных прав в 2020 году

Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В 2008 году президент РФ в соответствии со статьей 134 Конституции и статьей 3 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» внес в Государственную Думу проекты законов о поправках к Конституции России «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».
30 декабря 2009 года в Основной закон были внесены поправки, предусмотренные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года. Был увеличен срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента. Согласно Основному закону глава государства стал избираться на шесть лет (ранее — на четыре года), а депутаты Госдумы — на пять лет (ранее — на четыре года).
Кроме того, правительство стало обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе.

За предыдущие годы в Конституцию были внесены изменения лишь в связи с укрупнением субъектов федерации, число которых сократилось с 89 до 83.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. Справка

23 июля 2009 года исполнилось 15 лет со дня вступления в силу закона «О Конституционном суде Российской Федерации». Закон N 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года определил Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия Конституционного суда РФ

Конституционный суд Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.

Судьей Конституционного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного суда РФ – семьдесят лет.

Конституционный суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного суда. Конституционный суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

Председатель Конституционного суда назначается на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда.

Председатель и заместители председателя Конституционного суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Деятельность Конституционного суда обеспечивает аппарат Конституционного суда, состоящий из секретариата, финансового управления, отдела кадров и управления делами.

Решения Конституционного суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Статья 11. Право законодательной инициативы принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения.. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Право законодательной инициативы конституционного суда рф в 2020 году

Конституционный суд (КС) РФ отменил пункт 100 регламента правительства РФ, согласно которому законопроект, поступивший на заключение в правительство РФ без финансово-экономического обоснования и иных необходимых материалов, возвращается аппаратом правительства субъектам законодательной инициативы.

Такое решение содержится в оглашенном сегодня постановлении КС РФ. Поводом к рассмотрению послужил запрос томской областной думы. Заявитель поставил под сомнение необходимость финансово-экономического обоснования законопроекта, однако полагал, что требовать от субъекта РФ финансовых расчетов последствий вносимого законопроекта в целом по стране равносильно лишению его права законодательной инициативы.

Субъект РФ не имеет возможности предоставить такие расчеты, потому что всей полнотой сведений располагают только федеральные органы власти. Если же органы власти субъекта РФ предоставляют экономическое обоснование законопроекта, используя статистические данные лишь по своему субъекту, правительство, как правило, приравнивает подобные расчеты к отсутствию какого бы то ни было финансового обоснования.

Как говорится в постановлении КС РФ, данные положения регламента правительства «не только налагают на субъект права законодательной инициативы обязанность предоставлять финансово-экономическое обоснование законопроекта, но и допускают определение полноты такого обоснования» исключительно по усмотрению аппарата правительства. Тем самым искажается конституционно-правовая природа заключения правительства по данным законопроектам.

Внесение в Госдуму таких законопроектов «регламентом правительства РФ ставится в зависимость не от воли субъекта права законодательной инициативы, а от одностороннего усмотрения правительства РФ или даже его аппарата», говорится в постановлении КС РФ.

Читайте так же:  Образец письма о предоставлении учредительных документов в 2020 году

Законодательная инициатива в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

УДК 342.26
ББК 67.400.532.2

Цель. Определить значение и влияние позиций Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ на законодательный процесс.

Методы. Ретроспективный анализ сущности постановлений и определений, которые определены основные правовые позиции,.

Результаты. На основе научно обоснованных подходов, а также собственных выводов, исследован вопрос влияния правовых позиций Конституционного Суда РФ и конституционных уставных судов субъектов на стадию законодательной инициативы законодательного процесса

Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании взаимосвязи между правовыми позициями судов конституционной юстиции и деятельностью субъектов законодательной инициативы, связанной с внесением проектов законов в законодательные органы.

Положение, которое занимают Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные уставные суды субъектов Российской Федерации в механизме правового государства, весьма значительно, являясь судебными органами конституционного контроля, выносят решения, оказывающие непосредственное воздействие на систему законодательства и законодательный процесс в Российской Федерации. Вместе с тем, их роль заключается не только в определении конституционности нормативно-правовых актов и их отдельных положений, но и в интерпретационной деятельности, в ходе которой выявляет смысл и содержание норм. В их решениях содержатся правовые позиции, которые являются самостоятельным правовым явлением.

При этом нельзя не учитывать, что правовая позиция Конституционного Суда РФ сама по себе не отменяет и не изменяет правовые нормы, более того сама может корректироваться, хотя, как отмечает В.Д. Зорькин «. изменение Судом правовой позиции не означает, что ранее принятое решение отменено. оно сохраняет свою силу, хотя и не может рассматриваться в качестве прецедента при решении аналогичных вопросов в будущем», что предусмотрено и самим Законом о Конституционном Суде РФ, и в этом смысле, правовая позиция отлична от самого решения суда. Правильное и своевременное руководство и применение законодателем и судами решений Конституционного Суда, его правовых позиций способствует очищению действующего законодательства, конституционализации судебной практики, а в итоге надлежащей защите конституционных прав и свобод граждан [1].

По мнению Худолея, К.М., немалое значение в регламентации системы законодательства и законодательного процесса в субъектах РФ отводиться актам конституционных (уставных) судов, в первую очередь по делам об официальном толковании соответствующих положений Конституций и Уставов субъектов РФ. Официальное их разъяснение, данное конституционным (уставным) судом, является составной частью, «продолжением» толкуемого текста, а сами решения конституционных (уставных) судов в связи с этим выступают особым «производным» источником российского права [2, с. 56].

Также отмечается некоторыми учеными, что в результате такой правотворческой деятельности конституционных (уставных) судов осуществляется преобразование региональных Основных Законов, под которым принято понимать совокупность фактов существенного изменения смысла отдельных конституционных положений при сохранении неприкосновенности текста [3, с. 245]. При этом весьма значительное место среди фактов такого преобразования конституций (уставов) субъектов РФ занимают случаи толкования положения региональных Конституций и Уставов в части регламентирования законотворческих процедур [4, с. 5].

Митюков М.А. отмечает, что законодательный процесс, весьма схематичный, определенный в Конституции РФ, почти полностью сейчас «развернут» постановлениями Конституционного суда РФ [5, с. 19-20]. В этой связи следует согласиться с мнением Н.В. Витрука о том, что Конституционный Суд РФ, разъясняет процедурные правила с целью единообразного понимания законотворческого процесса [6, с. 87]. В решениях Конституционных (Уставных) судов субъектов РФ правовая регламентация законодательного процесса в субъектах также нашла свое выражение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрение регламентации законодательного процесса следует начать со стадии законодательной инициативы, при регулировании которой в практике конституционного регулирования возник ряд вопросов. В статье 104 Конституции РФ причислены субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, примечательно, что Конституционный Суд РФ и Высший Верховный Суд РФ обладают правом законодательной инициативы только по вопросам их ведения. Данное положение дает нам основания, разграничивать содержание понятий законодательная инициатива и правовая позиция Прокуратура на федеральном уровне не обладает законодательной инициативой.

В субъектах РФ, федеральные органы государственной власти: суды, прокуратура нередко в региональном законодательстве наделяются правом законодательной инициативы. Например, Устав Свердловской области наделяет правом законодательной инициативы Уставный, Областной и Арбитражный суды Свердловской области, а также прокурора Свердловской области [7, ст. 63, ст.116]. Конституция Республики Северная Осетия-Алания также наделяет правом законодательной инициативы суды и прокурора республики. [8, ст. 77] Однако в данных актах, в отличие от Конституции РФ, не указывается, по каким вопросам данные субъекты обладают правом законодательной инициативы.

Данный аспект раскрывается в некоторых в решениях региональных конституционный судов. Например, право, вышеперечисленных региональных органов, на законодательную инициативу в субъекте, были раскрыты Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания. При толковании части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия – Алания [9], суд установил, что под вопросами ведения Конституционного Суда Республики Северная Осетия–Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия – Алания и Прокурора Республики Северная Осетия – Алания, обладающих правом законодательной инициативы, понимаются вопросы непосредственной организации их деятельности в Республике Северная Осетия – Алания, регламентации их полномочий (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством) и взаимодействия с другими органами государственной власти. То есть, только по вопросам своего ведения в субъектах.

В Постановлении Уставный Суд Свердловской области установил единый и обязательный порядок внесения изменений в Устав Свердловской области, в котором не предполагает обязанности депутата Законодательного Собрания Свердловской области при внесении законопроекта о внесении изменений в Устав свердловской области представлять заключение комиссии по подготовке предложений в Устав Свердловской области.

Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда РФ и конституционных уставных судов субъектов имеют большое значение при регламентации порядка внесения законов в законодательные органы, обязательны не только для правоприменительных органов, но и для законодательных. Многие правовые позиции служат для законодателя ориентиром; он обязан при новом регулировании учитывать позицию, не вправе повторно принять норму такого же содержания и смысла, которые были признаны неконституционными. Правовые позиции по делу могут содержать и толкование содержания самих исследуемых положений законов, которые «снимают неопределенность в конкретных конституционно-правовых ситуациях и служат правовым основанием итоговых решений…» [11, с. 89].

Литература

1. Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича «К 10-летию Конституции Российской Федерации» // Сайт Интернет-конференции [электронный ресурс]. URL: www.garweb.ru/conf/cfm/ (дата обращения 01.03.2015)

2. Худолей К.М. Законодательный процесс в субъектах РФ через призму конституционного толкования // Научный вестник Пермского университета. 2013. № 4(22). С. 56-62.

3. Худолей Д.М. Избирательное право и процесс Российской Федерации: учеб. пособие / Перм. гос. ун-т. Пермь. 2009. 336 с.

4. Аничкин Е.С. «Преобразование» конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в решениях региональных органов конституционной юстиции // Российская юстиция. 2010. №2. С. 5–8.

5. Митюков М.А. Современные тенденции развития региональной конституционной юстиции (опыт социологического осмысления) // Конституционное и муниципальное право. 2007. №14. С. 19–23.

6. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (19910–2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: Норма: ИНФРА–М, 2001. 592 с.

7. Устав Свердловской области от 23 декабря 2010 года № 105-ОЗ (с изменениями на 30 июня 2014 года) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  В случае невыплаты заработной платы

8. Конституция Республики Северная Осетия-Алания (принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г.) (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 апреля 2006 года №2-П «По делу о толковании части 1 ст. 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания» // Вестник Конституционного Суда Северная Осетия-Алания. 2007. № 3.

10. Постановление Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 3 статьи 43 Областного закона от 10 марта 1999 года № 4 –ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» и п. 7 Положения о комиссии по подготовке предложений в Устав Свердловской области при Губернаторе Свердловской области от 2 июня 2008 года № 580 УГ «О комиссиях по подготовке положений в Устав Свердловской области при Губернаторе Свердловской области», в связи с запросом депутата Законодательного Собрания Свердловской области Г.М. Перского // Вестник Уставного Суда Свердловской области. 2013. № 1 (15)

11. Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах: Сб. докладов. М., 1999.

Bibliography

1. Internet-conference of the President of the constitutional Court of the Russian Federation Zorkin V.D. » 10th anniversary of the Constitution of the Russian Federation» // the Website of the Internet conference [e-resource]. URL: www.garweb.ru/conf/cfm/ (date of reference 01.03 2015)

2. Khudoley K.M. the Legislative process in Russia through the prism of constitutional interpretation // Scientific Bulletin of Perm state University. 2013. № 4(22). Pp. 56-62.

3. Khudoley D.M. Electoral law and procedure of the Russian Federation: textbook. manual / Perm. state University T. Perm. 2009. 336 p.

4. Anichkin E.S. «the Transformation of the constitutions (charters) of subjects of the Russian Federation in the decisions of the regional bodies of the constitutional justice // Rossiiskaya justice. 2010. № 2. Pp. 5-8.

5. Mityukov M.A. The Modern trends of regional development of the constitutional justice (the experience of sociological reflection) // Constitutions. and of the. right. 2007. № 14. Pp. 19-23.

6. Vitruk N.V. Constitutional justice in Russia (19910-2001.): Essays on theory and practice. M.: Norm: INFRA-M, 2001. 592 p.

7. The Charter of Sverdlovsk region dated 23 December 2010 № 105-OZ (amended on 30 June 2014) [e-resource]. Access from ref.-legal system «Consultant Plus».

8. The Constitution of the Republic of North Ossetia-Alania (adopted by the Supreme Council of the Republic of North Ossetia November 12, 1994) (with amendments and additions) [e-resource]. Access from ref.-legal system «Consultant Plus».

9. The decision of the constitutional Court of the Republic of North Ossetia-Alania from April 21, 2006 №2-P «On the case on the interpretation of part 1 of article 76 of the Constitution of the Republic of North Ossetia-Alania» // Bulletin of the constitutions. Court Of North Ossetia-Alania. 2007. № 3.

10. The decision of the constitutional Court of the Sverdlovsk region in the case of compliance with the Charter of Sverdlovsk region of subparagraph 3 of article 43 of the Regional law dated 10 March 1999 No. 4-OZ «ON legal acts in the Sverdlovsk region» and clause 7 of the Regulations on the Commission on the preparation of proposals in the Charter of Sverdlovsk oblast Governor of Sverdlovsk region dated 2 June 2008 No. 580 UG «ON the commissions on the preparation of the provisions in the Charter of Sverdlovsk region Governor of the Sverdlovsk region», in connection with the request of a member of the Legislative Assembly of the Sverdlovsk region G. M. Persky // Bulletin of the constitutional Court of the Sverdlovsk region. 2013. № 1 (15)


11. Vitruk N.V. The legal position of the constitutional Court of the Russian Federation: concept, nature, validity and value // Constitutional justice in post-Communist countries: Sat. reports. M., 1999.

The legislative initiative in the legal position of the Constitutional Court of the Russian Federation and the constitutional (authorized) vessels of subjects of the Russian Federation

Purpose. To determine the importance and influence of the position of the constitutional Court and the constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation on the legislative process.

Methods. A retrospective analysis of the essence of terms and definitions that are defined the basic legal position.

Results. On the basis of scientifically based approaches, as well as its own findings, we investigate the question of the influence of legal positions of the constitutional Court of the Russian Federation statutory and constitutional courts of the subjects on legislative initiatives legislative process

Scientific novelty. Scientific novelty consists in the study of the relationship between the legal positions of the constitutional courts of justice and the activities of the subjects of legislative initiative related to the submission of draft laws to the legislative bodies.

  • Правовые аспекты государственного и социального управления

  • Содержание
  • Предыдущая статья

  • Версия для печати

Вопросы управления. Уральский институт управления — филиал РАНХиГС
Электронная версия регулярного бумажного издания © УИУ РАНХиГС, 2008-2014.

Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

— федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

— договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

— не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

— между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Читайте так же:  Справка расчета задолженности по алиментам

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации.

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов — юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования — с мая 1990 года по декабрь 1991 года — ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений — признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года — первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий — КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде — федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля — опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

Последние на сегодняшний день изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» были приняты в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства.

Председатели КС РФ:

Валерий Зорькин — с 1 ноября 1991 года по 6 октября 1993 года, c 21 февраля 2003 года по настоящее время;

Владимир Туманов — с 13 февраля 1995 года по 20 февраля 1997 года;

Марат Баглай — с 20 февраля 1997 года по 21 февраля 2003 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Право законодательной инициативы конституционного суда рф в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here