Предприятие не является правопреемником какого либо предприятия в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Предприятие не является правопреемником какого либо предприятия в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

Письмо о правопреемственности организации

Письмо о правопреемственности организации, образец которого можно скачать здесь, не имеет унифицированной формы. Однако оно является надежным способом информирования деловых партнеров, банков и других вовлеченных в деловые процессы субъектов.

Правопреемственность

Правопреемственность может возникнуть в случаях, когда какая-либо компания была реорганизована, произошло слияние, присоединение, преобразование. Но при этом обязательно поменялась ее организационно-правовая форма (ОАО стало ООО, ООО стало ИП и т.д.). Также правопреемство может осуществляться на основании существующего законодательства.

К сведению! Правопреемником может выступать как вновь созданное юридическое лицо, так и уже существующее. Это будет зависеть от конкретной ситуации.

Главное, чтобы был правильно составлен передаточный акт.

Правопреемство бывает универсальным. Это ситуация, когда все имущественные и неимущественные права, обязанности, услуги, договора и пр. переходят от одной организации к другой. Такой вид является наиболее удобным. Но иногда складываются такие обстоятельства, при которых компания подразделяется на две (три и т.д.) отдельные. В этом случае правопреемственность произойдет не полностью, она будет сингулярной. Все права и обязанности будут разделены между двумя возникшими организациями в соответствии с составленным разделительным балансом.

Подробнее об этих нюансах можно посмотреть в 128 и 59 статьях Гражданского кодекса.

Правопреемник при ликвидации какой-либо организации не должен облагаться никакими налогами. Но если налоговики ранее обнаружили нарушения, то ответственность за эти нарушения никто не отменял. Следовательно, наказание понесет правопреемник.

Таким образом, о правопреемственности организации могут свидетельствовать:

  • передаточный акт (при ликвидации, слиянии, присоединении);
  • разделительный баланс (при разделении).

Составление письма

Письмо имеет лишь информационный характер и ставит своей целю массово уведомить деловых партнеров, банки и прочие учреждения о том, что организация является чьим-либо правопреемником.

Начинается документ с общей для большинства документов шапки. В идеале бумага печатается на фирменном бланке. Но в большинстве случаев его составляет свежесозданная организация, которая еще не успела заказать их изготовление.

По этой причине необходимо не упускать из виду, что в письме на самом верху страницы прописываются наименование компании, которая принимала участие в реорганизации (слилась, присоединилась и пр.), ее реквизиты: адрес, ИНН, ОГРН, контактный телефон.

Также в верхней части деловых писем помещаются:

  • Информация об адресате. Максимально конкретные сведения о том, кому направлено письмо. Если это сотрудник организации, то можно просто указать должность.
  • Номер письма. Необходим для указания в журналах регистрации исходящих писем.
  • Дата составления.

Основная часть обязательно должна содержать следующие данные:

  • Наименование организации и что с ней произошло: ликвидация, присоединение, слияние либо другой вид реорганизации.
  • Юридический адрес организации.
  • Название организации-правопреемника.
  • Какие действия требуются от адресата. Это может быть переделывание документов, закладка определенных планов в проектную документацию и прочее.

Если это нужно, то указывают реквизиты организации-правопреемника для точности указания в документации: юридический адрес, ИНН, ОРГН, КПП. Заканчивается письмо подписью ответственного лица (генерального директора), по возможности – печатью.

Дополнения

Деловое письмо должно быть составлено кратко и аргументировано. Однако если того требует сложившаяся ситуация, в этом документе может прописываться, имеются ли у правопреемника сертификаты соответствия на оборудование.

Принципиально важно направить письма такого содержания компаниям-контрагентам заранее. Так они смогут скорректировать планы, согласовать договора, составить соответствующие бухгалтерские отчеты.

Если говорить о том, кем должен подписываться документ, то это должно быть то лицо, от которого направлено письмо. В большинстве случаев о предстоящей реорганизации компании известно заранее. Особенно в том случае, если правопреемственность наступает по взаимному согласию, с составлением договора.

Как узнать правопреемника

На практике не все организации считают нужным сообщать о том, что они являются правопреемниками той или иной компании. А для партнеров это является принципиально важным нюансом отношений.

Узнать о том, кто и какие права и обязанности получил, можно, ознакомившись со следующей документацией (копии ее можно запросить при деловой переписке):

  • Решением собрания учредителей о реорганизации (или единственного учредителя).
  • Уставом компании.
  • Передаточным актом либо разделительным балансом. В этих документах обязательно есть полное наименование компании-правопреемника и данные о ней. Более того, если таких организаций несколько, по бумагам можно определить, какие права и обязанности переходят от одной компании к другой.

При реорганизации компании, естественно, выплачивается государственная пошлина. А правопреемственность от одной компании к другой налогом не облагается. В Налоговом кодексе эти моменты прописаны в 50 статье.

Обязательства

При реорганизации необязательно ставить в известность кредиторов компании. По закону достаточно будет опубликовать эту информацию в СМИ. Так что компаниям-кредиторам необходимо зорко следить за возможными реорганизациями. Эта юридическая лазейка помогла не одной компании уйти от погашения долговых обязательств. Юристы частенько с этим сталкиваются.

К счастью, есть и честные организации, которые пишут письмо о правопреемственности организации, для того чтобы не поставить своих контрагентов в неудобную ситуацию.

В 2007 году проведена реорганизация ООО в форме выделения. Выделенное новое ООО является правопреемником, обладает статусом малого предприятия. Во вновь созданное ООО были переведены все работники, руководитель и главный бухгалтер. Ответственность за сохранность бухгалтерской, налоговой и финансово-хозяйственной документации первоначального общества за 2004-2007 годы возложена на выделенное общество отдельным пунктом протокола общего собрания реорганизуемого общества, которым утверждался разделительный баланс. Договора о хранении документов нет, хранение документов осуществляется бесплатно. По состоянию на 01.11.2010 документы не были востребованы. Место нахождения реорганизованного общества неизвестно, и связаться с ним не представляется возможным. Имеет ли право правопреемник, получивший документы на хранение, провести уничтожение документов? Если да, то за какой период?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация имеет право на уничтожение документов по истечении установленных законодательством сроков их хранения.

Читайте так же:  Срок действия административного штрафа за нарушение пдд в 2020 году

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

17 ноября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Изменения по НДС в 2020 году

izmeneniya_po_nds_v_2020_godu.jpg

Похожие публикации

С начала 2020 года в силу вступает несколько поправок Налогового кодекса по НДС, внесенных законами № 325-ФЗ, 324-ФЗ и № 322-ФЗ от 29.09.2019, а также планируются изменения по пока непринятым Госдумой законопроектам. Рассмотрим, что ожидает плательщиков НДС, какие изменения вступят в силу в новом году.

НДС 2020: изменения

Восстановление НДС после реорганизации

Теперь компании-правопреемнику придется восстанавливать налог по перешедшим в ее распоряжение при реорганизации активам, услугам и правам, НДС по которым был принят к вычету реорганизованной фирмой, если в дальнейшем преемник будет использовать их в необлагаемых операциях. А также, если:

предшественник, будучи покупателем, перечислил аванс за поставку и получил с него вычет по НДС, а отгрузка (или возврат аванса) осуществлялась уже преемнику, который также заявил налоговый вычет;

снизилась стоимость приобретенных предшественником товаров.

Сроки, в которые НДС необходимо восстановить, различны в зависимости от ситуации. Они отражены в пп. 2 п. 3 и п. 3.1 ст.170 НК РФ. Например, при переходе на ЕНВД по некоторым видам деятельности и одновременном применении ОСНО по другим, возмещенный ранее НДС нужно восстановить в том налоговом периоде, в котором активы переданы, либо начинают работать в ЕНВД-операциях.

Важную роль играет и характер сделок по смене собственника. Так, восстановить налог преемнику при переходе с ОСНО на спецрежим придется в первом квартале применения упрощенного или ЕНВД-режима. Если же преемник, образованный присоединением одной компании к другой, переходит на спецрежим на момент регистрации в ЕГРЮЛ записи о завершении деятельности присоединенной фирмы, то восстановить налог необходимо в первом квартале после того, в котором эту запись внесли в реестр.

Восстановление налога производится в том размере, в котором предшественником он был возмещен ранее, а по ОС и НМА — в пропорции к остаточной стоимости (не принимая во внимание переоценку). Процедуру будут осуществлять, опираясь на прилагаемые к акту передачи счета-фактуры (СФ) или их копии. При невозможности предъявления СФ восстановить налог можно по данным бухгалтерской справки-расчета.

Вычет НДС при создании НМА

В абзац 3 п. 1 ст. 172 НК РФ внесено уточнение: возмещение «входного» НДС возможно не только по приобретенным активам, но и по НМА, в т. ч. по товарам/правам, приобретенным компанией для изготовления НМА. Если нематериальный актив создан своими силами или привлеченной стороной, вычеты по закупленным с этой целью товарам в РФ либо по оплаченному налогу при ввозе, осуществляются после принятия их к учету.

Применение ставки НДС 0%

Еще одно изменение НДС в 2020 г.: с 1 января НДС 0% могут применять перевозчики, оказывающие услуги в транзитных перевозках товаров, порожнего подвижного состава и контейнеров при проезде через РФ с территории зарубежного государства, не являющегося участником ЕАЭС или с территории страны, входящей в ЕАЭС, на территорию другого иностранного партнера. Обязательным условием при этом становится указание стоимости услуг в перевозочных документах (закон № 322-ФЗ; п. 1 ст. 164 НК РФ).

Освобождение от НДС отдельных видов товаров и услуг

Закон № 324-ФЗ разрешает освобождение от налогообложения ввоза в РФ авиационных двигателей, в том числе для гражданских бортов. Для получения этой возможности следует предъявить таможенникам копию документа о регистрации гражданского воздушного судна РФ в Госреестре, либо письменное обязательство о предъявлении данной копии в пределах 90 дней.

Не платить НДС при ввозе двигателей, запчастей или комплектующих к ним, а также других отдельных товаров и их составляющих можно будет при документальном подтверждении их целевой направленности.

Льготы по НДС

Изменение НДС с 2020 года – возможность получить преференцию региональным операторам по обращению с твердыми отходами. Они будут вправе не уплачивать налог с услуг, оказываемых по вводимым с 2020 года единым тарифам.

Правда, власти субъекта РФ должны утвердить тарифы без НДС, а льготой можно будет пользоваться на протяжении пяти лет с года, в котором этот тариф будет введен (пп. «а» п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 2 закона № 211-ФЗ от 26.07.2019).

С 2020 года изменяется максимальная величина дохода, дающая право на освобождение от НДС плательщикам ЕСХН. Предприниматели и компании, применяющие спецрежим ЕСХН, освобождаются от НДС (при представлении соответствующего уведомления в ИФНС) при условии, что доходы за 2019 год не превысили 90 млн. руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Напомним, что в 2019 году предприятия на ЕСХН имели возможность не уплачивать налог, если их годовой доход за 2018г. находился в пределах 100 млн. руб.

Отслеживание движения товаров

На портале законопроектов размещен текст проекта закона «О создании национальной системы прослеживаемости товаров» об отслеживании налоговиками движения некоторых товаров по РФ с момента их ввоза из-за рубежа. После его принятия в НК РФ появится глава, посвященная прослеживаемости товаров. Движение товаров планируется прослеживать с момента ввоза в страну, а отчитываться придется не только фирме, которая их ввезла, но и всем приобретателям и продавцам. Когда реестр таких товаров будет утвержден законодательно, компаниям, у которых они есть в наличии на 01.01.2020, придется в течение 30 дней с момента утверждения списка уведомить ИФНС об их остатках по электронной связи. Формат извещения будет утвержден ФНС.

По новым правилам товары, прибывшие в РФ из стран ЕАЭС, должны иметь соответствующие идентификаторы, которые будут фиксироваться в счетах-фактурах.

Новые формы счетов-фактур, УПД, декларации по НДС

Форматы счетов-фактур и УПД были обновлены приказом ФНС № ММВ-7-15/820 от 19.12.2018. До 2020 года в обороте участвовали и прежняя (приказ ФНС от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155) и новая версия этих документов. С 1 января 2020 использовать в текущей работе можно будет только формы новой редакции – в них учтены произошедшие в законодательстве изменения: повышение ставки налога и введение обязательной маркировки товаров. Действующие ранее версии документов упраздняются. Декларации по НДС в 2020 году изменения должны коснуться в части нового раздела, посвященного операциям по отслеживаемым товарам.

Читайте так же:  Заявление на алименты в твердой сумме

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица – прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.

В первом случае собственники или учредители организаций самостоятельно принимают решение, руководствуясь своими мотивами.

В случае же вынужденной или принудительной реорганизации пойти на данную меру вынуждают нормы действующего законодательства.

Классификация видов реорганизации

Создание новых или прекращение прежних юридических лиц

Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации

В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации:

Имущество и обязательства переходят к правопреемнику

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

Слияние организаций

В случае слияния образуется абсолютно новое юридическое лицо — правопреемник реорганизованных фирм, а те организации, которые участвуют в слиянии, прекращают свою деятельность с правопреемством, так как передают все свои права и обязанности новой организации.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При слиянии прекращают существование подлежащие слиянию юридические лица.

При слиянии возможна смена организационно-правовой формы компании.

Присоединение организации

Присоединение — это форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом нового юридического лица не образуется.

При присоединении прекращают существование присоединяемые юридические лица.

Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц).

Форму «присоединение» могут выбрать только компании, имеющие одинаковую организационно-правовую форму.

Разделение организации

При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц.

Реорганизованное лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

Выделение организации

При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых организаций.

Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

Преобразование организации

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы организации.

В результате преобразования старая организация свою деятельность прекращает, а вместо нее создается только одна новая организация, к которой переходят все права и обязанности реорганизованной организации.

Порядок действий при реорганизации

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.

Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:

налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;

внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;

кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Также реорганизуемая компания после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды, с периодичностью один раз в месяц, публикует в Вестнике государственной регистрации сообщение о реорганизации.

Государственная регистрация реорганизованных организаций

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия.

Со дня, когда в Единый государственный реестр внесены указанные записи, реорганизация считается завершенной.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Правопреемство при ликвидации юридического лица

Видео (кликните для воспроизведения).

В этой статье рассмотрим, каким образом в российском гражданском законодательстве решается вопрос о переходе прав и обязанностей (правопреемстве) юридического лица при его ликвидации.

Ликвидация юрлиц: формы, виды и влияние на правопреемство

ГК РФ, говоря в п. 1 ст. 61 про ликвидацию юрлиц, напрямую не определяет это понятие. Он делает это через ее юридические последствия, которые наступают после ее завершения.

Ликвидация юрлица влечет правовые последствия, которые не зависят ни от организационно-правовой формы организации, ни от состава её учредителей/участников, ни от финансового положения и прочих факторов и являются общими для всех.

Главное из них – прекращение функционирования юрлица во всех проявлениях и невозможность универсального (полного и одномоментного правопреемства), то есть перехода прав и обязанностей к другому лицу (правопреемнику). Ликвидация юридического лица – это не просто отдельный юридический факт, а сложная процедура, состоящая из их множества, включая:

  • решения госорганов;
  • сделки;
  • административные акты и пр.

Ликвидация юрлиц может осуществляться в нескольких формах.

ГК РФ не выделяет их в таком виде, но на практике различают следующие формы ликвидации юрлиц:

  • добровольную;
  • принудительную (по решению суда);
  • вследствие признания юрлица банкротом;
  • на основании федерального закона.

Между формой и видом ликвидации юрлица и его правопреемством прямой зависимости не существует. Все зависит от объема и вида переходящих прав и обязанностей.

Правопреемство юрлиц и его виды

Правопреемство юридических лиц возможно в случаях их реорганизации и при ликвидации, но это совершенно разные его виды, отличающиеся по объему и результатам.

Если при реорганизации правопреемство является универсальным (ст. 58 ГК РФ), то при ликвидации юридического лица закон его прямо запрещает.

Тем не менее такая формулировка п. 1 ст. 61 ГК РФ допускает возможность перехода части прав и обязанностей к другому субъекту, но при этом полной замены самого субъекта на правопреемника происходить не должно.

Читайте так же:  Выдача разрешения на земельные работы

Другое название этого вида правопреемства, применяющегося при ликвидации юридического лица, – сингулярное.

Правопреемниками ликвидируемой организации могут выступать юрлица всевозможных организационно-правовых форм и форм собственности.

Круг прав и обязанностей, которые могут переходить к другому субъекту вследствие такого правопреемства, определяется содержанием правоотношения. Так, ни при каких обстоятельствах не могут перейти права, которые неотделимы от самого ликвидированного юрлица (например, право на фирменное наименование, ст. 1475 ГК РФ).

Таким образом, в силу прямого указания закона при ликвидации юридического лица правопреемство полным не является.

Обязательства юрлица при его ликвидации

Ответ на вопрос, какова судьба имущества и обязательств ликвидируемой организации, содержится в ст. ст. 63, 64, 419 ГК РФ, а также в других нормах гражданского законодательства.

В отношении имущества подробно расписаны шаги, которые необходимо совершить ликвидационной комиссии или ликвидатору.

Относительно обязательств закон устанавливает, что ликвидация юридического лица влечет полное прекращение его обязательств, в которых оно выступает как кредитором, так и должником.

Исключением являются случаи, когда исполнение обязательств ликвидированного юрлица законом возложено на другое лицо (ст. ст. 700, 1024, 1050, 1093 ГК РФ).

В частности, по обязательствам организации по возмещению вреда жизни и здоровью потерпевшего юридическое лицо при своей ликвидации должно осуществить капитализацию соответствующих платежей в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

С 2020 года изменятся правила восстановления НДС при реорганизации фирмы

С 2020 года в НК РФ изменятся правила восстановления сумм НДС, принятых ранее к вычету, при реорганизации компании. Соответствующие поправки в статью 170 НК РФ вносит Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, опубликованный на Официальном интернет-портале правовой информации.

Закон дополняет данную статью новыми положениями. Они устанавливают, что при реорганизации компании суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), ОС и НМА либо в отношении предоплаты, подлежат восстановлению в следующем порядке:

  • при переходе правопреемника на УСН, ЕНВД или ПСН НДС восстанавливается в налоговом периоде, предшествующем переходу правопреемника на указанные режимы;
  • при переходе правопреемника, являющегося вновь созданным юрлицом в результате реорганизации, на УСН или ЕНВД НДС восстанавливается в I квартале, начиная с которого указанный правопреемник применяет указанные спецрежимы;
  • при применении правопреемником, образовавшимся в результате присоединения одной компании к другой, УСН или ЕНВД на момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица, НДС восстанавливается в I квартале, следующем за кварталом, в котором указанная запись внесена в ЕГРЮЛ.

Также предусмотрено отдельное правило для восстановления НДС при совмещении правопреемником общего режима и ЕНВД.

Поправки также устанавливают, что восстановление сумм НДС правопреемником организации производится на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных такой организации и прилагаемых к передаточному акту или разделительному балансу, исходя из стоимости указанных в них переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав. В отношении переданных ОС и НМА восстановление НДС осуществляется в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

При отсутствии у правопреемника счетов-фактур такой организации восстановление сумм НДС производится правопреемником на основании бухгалтерской справки-расчета с применением ставок налога, действовавших на момент приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав, основных средств указанной организацией.

Согласно закону, новые нормы вступят в силу с 1 января 2020 года.

Уставный капитал реорганизованной организации будет равен уставному капиталу организации-правопреемника. Реорганизуемыми организациями являются ООО. На какой счет следует списать финансовое вложение в уставный капитал дочерней организации при присоединении этой дочерней организации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Финансовое вложение в уставный капитал дочерней организации при присоединении этой дочерней организации необходимо списать на технический счет.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Реорганизация ООО в форме присоединения;
— Энциклопедия решений. Передаточный акт при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования;
— Энциклопедия решений. Формирование первой (вступительной) отчетности при реорганизации юридических лиц;
— Энциклопедия решений. Раскрытие информации о реорганизации и ликвидации в годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Реорганизация ГУП и МУП в 2019 году

reorganizaciya_gup_i_mup_v_2019_godu.jpg

Похожие публикации

Особой формой юридических лиц являются государственные и муниципальные предприятия, учреждаемые органами власти. Эти предприятия создаются с целью решения определенных полномочий органов власти в решении социальных вопросов, например, в сфере пассажирских перевозок. Но последние предлагаемые изменения в законодательстве предусматривают, что должна произойти реорганизация ФГУПов в 2019 году. Также этот процесс ждет и все муниципальные предприятия, деятельность которых в большинстве случаев признана нерентабельной.

Реорганизация МУПов в 2019 году

Первоначально проект закона №554026-7 предусматривал, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП будет осуществлена до конца текущего года. Но последние поправки в него, отодвинули этот срок до 2021 года, при этом был предложен запрет на создание новых унитарных предприятий, за исключением тех, что создаются субъектами естественных монополий, входят в структуру ФСБ или Министерства обороны, а также созданы специальными нормативными актами правительства или президента. Законопроект на текущий момент принят в первом чтении, и далее пока Госдумой не рассматривался.

Но несмотря на то, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП отложена, их учредителям уже в настоящее время стоит начать подготовку к этим процессам и разработать план ликвидации унитарных предприятий или преобразования, в том числе путем приватизации.

Реорганизация ФГУПов в 2019 году осуществляется в том же порядке, что и действовал для данной категории юридических лиц и ранее, но с учетом изменений законодательства в части невозможности создания новых унитарных предприятий.

Порядок реорганизации

Реорганизация МУП и ГУП возможна и сейчас, до предлагаемых ФАС изменений в законодательстве, и возможные поправки не коснулись форм, в которые данные унитарные предприятия могут быть преобразованы. Так формой реорганизации МУП является образование на его основе общества с ограниченной ответственностью, а реорганизация ФГУП в АО. В настоящее время у органов власти также имеется возможность осуществить данные виды реорганизации либо принять решение о ликвидации унитарных предприятий. Отметим, что в российской практике до настоящего времени данная категория предприятий редко ликвидировалась исключительно по решению собственника, чаще всего это происходило через процедуру банкротства.

Читайте так же:  Решение учредителя о продлении полномочий генерального директора в 2020 году

Реорганизация МУП в ООО: пошаговая инструкция

Реорганизация МУП проводится на основании решения собственника его имущества – администрации города, района, поселка. Законодательство определяет, что этот процесс осуществляется с учетом соблюдения следующих принципов:

Возмездность – изменение собственника возможно только путем платной приватизации;

Формальность – каждое изменение имеет документальное оформление и регламентировано нормативно-правовыми актами;

Контроль общества – процесс преобразования должен носить открытый для общества характер т.е. любое лицо может получить информацию о реорганизации унитарного предприятия.

В связи с тем, что реорганизация МУП в ООО осуществляется путем приватизации, то уполномоченный орган должен внести преобразование унитарного предприятия в план приватизации с учетом ограничений на передачу ряда категории объектов в частную собственность. В решении о включении в план приватизации должно быть перечислено имущество, которое будет передано образовываемому ООО.

Следующий шаг – оценка имущества предприятия. Здесь возможно два варианта: оценивается имущество как отдельные объекты, либо все предприятие как единый имущественный комплекс. Выбор варианта лежит за собственником и чаще всего зависит от количества и специфики имущества.

После завершения оценки собственник имущества выносит решение о начале процедуры реорганизации. Данное решение в трехдневный срок с момента принятия направляется в ИФНС, уполномоченную осуществлять регистрацию юридических лиц.

После принятие налоговым органом уведомления и внесения записи о реорганизации в ЕГРЮЛ предприятие должно осуществить публикацию в «Вестнике госрегистрации». Данная публикация делается дважды с разницей в месяц.

В период выхода публикаций на предприятии проводится инвентаризация для подготовки передаточного акта. Одновременно с этим осуществляется подготовка по регистрации общества с ограниченной ответственностью, которое станет правопреемником МУПа. Завершение регистрации данного ООО и является окончанием процесса реорганизации муниципального предприятия.

Отметим, что законодательство, в частности федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривают возможность реорганизации МУП в АО. Но на практике такие варианты преобразования встречаются не часто, в отличие от того, когда осуществляется реорганизация ГУП, на базе которых, напротив, создание акционерных обществ практикуется достаточно часто.

Реорганизация ГУП в АО

Этот процесс осуществляется в том же порядке, что и образование ООО на базе муниципального унитарного предприятия. Разница только в необходимости осуществить регистрацию размещения акций в установленном законом «Об акционерных обществах» порядке. Владельцем акций вновь образованного общества является Российская Федерация в лице уполномоченного государственного органа. Реорганизация ФГУП в АО вызвано чаще всего большим объемом имущества, которым распоряжается унитарное предприятие, что позволяет создать уставный капитал значительного размера.

Критерии малого предприятия 2019: таблица

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1, ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2019

Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

Тип СМП Среднесписочная численность работников за 2018 год Примечание
Микропредприятие До 15 человек включительно — Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно — Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно — От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Тип СМП Предельное значение дохода за 2018 год Примечание
Микропредприятие 120 млн. рублей Доход определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам Малое предприятие 800 млн. рублей Среднее предприятие 2 млрд. рублей

Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Многие АО и ЗАО лишились возможности получить статус субъекта МСП

11291-oblozhka-9-11.png

Похожие публикации

В результате внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №408-ФЗ изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) непубличные акционерные общества были существенно ограничены в праве на получение статуса «субъект малого и среднего предпринимательства».

Для начала кратко напомним, какое акционерное общество признается публичным, а какое непубличным.

Публичным обществом, согласно пункту 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), является «акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».

Обратите внимание:

Статьей 97 ГК РФ установлено, что «в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру».

Читайте так же:  Потеряла полис медицинского страхования как восстановить в 2020 году

Непубличным акционерным обществом признается общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ (п.2 ст.66.3 ГК РФ).

Иными словами, непубличным акционерным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, размещены путем закрытой подписки, либо не обращаются на бирже, а также в уставе общества не содержится положение о том, что общество является публичным.

На сегодняшний день непубличные акционерные общества – АО или ЗАО.

В предыдущей редакции Закона №209-ФЗ использовалась терминология «коммерческие организации» и «юридические лица». Данные термины включали все организационно-правовые формы: ОАО (ПАО), ЗАО(АО) и ООО.

В новой редакции в части 1 и части 1.1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, помимо терминов «хозяйственные общества» и «юридические лица», используются более узкие термины «общество с ограниченной ответственностью» и «публичное акционерное общество».

Рассмотрим подробно новую редакцию части 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, в которой устанавливаются критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно новой редакции части 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества…».

Обратите внимание:

Хозяйственные общества, согласно новым требованиям, должны быть зарегистрированы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и одновременно соответствовать условиям части 1.1 ст.4 Закона №209-ФЗ.

Каковы требования для хозяйственных обществ?

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 4 Закона №209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

«а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в»-«д» настоящего пункта;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»;

в) деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ «являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий».

Вывод: из приведенных выше критериев для хозяйственных обществ можно сделать вывод о том, что если непубличное акционерное общество (АО или ЗАО) не соответствуют условиям либо подпункта «в», либо подпункта «г», либо подпункта «д» пункта 1 части 1.1. ст.4 Закона №209-ФЗ, то даже при соответствии критериям, указанным в п.2-3 части 1.1. ст.4 Закона №209-ФЗ, непубличное акционерное общество не будет относиться к субъектам малого предпринимательства. А это подавляющее большинство АО и ЗАО.

Каких привилегий лишаются непубличные акционерные общества?

Например, согласно абзацу10 пункта 2 Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», субъекты малого предпринимательства вправе не устанавливать лимит по кассе.

В связи с утратой статуса субъекта малого предпринимательства непубличные акционерные общества обязаны установить лимит кассы.

Еще одна привилегия, которой лишаются непубличные акционерные общества – трехлетние надзорные каникулы.

Напоминаем, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Трехлетние надзорные каникулы введены Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исключение:
Видео (кликните для воспроизведения).

Орган государственного или муниципального контроля вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении лиц, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Также непубличные акционерные общества не смогут рассчитывать на программы, ориентированные на поддержку малого и среднего бизнеса.

Предприятие не является правопреемником какого либо предприятия в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here