Предварительное разрешение органа опеки и попечительства в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Предварительное разрешение органа опеки и попечительства в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 21. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного

Статья 21. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

1. Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:

1) отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

2) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

3) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

2. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.

3. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и 2 настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

4. При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

5. Правила, установленные частью 3 настоящей статьи, применяются также к выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав совершеннолетнего подопечного

Полное наименование услуги:

Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав совершеннолетнего подопечного

Орган, предоставляющий услугу:

Право на получение услуги:

  1. Физические лица
  • граждане Российской Федерации, воспитывающие под опекой (попечительством) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, имеющие намерение получить разрешение на совершение сделки со своим имуществом.

Условия предоставления услуги:

Сроки предоставления услуги:

15 календарных дней

Перечень необходимых документов:

Выдача разрешения на продажу имущества:

Выдача разрешения на принятие имущества в дар:

  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет
  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 лет до 18 лет;
  • заявление несовершеннолетних от 14 до 18 лет о разрешении на совершение сделки и заявление родителей (законных представителей), выражающее их мнение по предстоящей сделке;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего гражданина и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным);
  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия свидетельства о рождении ребенка до 14 лет;
  • копия паспорта несовершеннолетнего с 14 до 18 лет;
  • копии правоустанавливающих документов на даримое имущество подопечного.

Выдача разрешения на мену(обмен) имущества:

Выдача разрешения на сдачу имущества в аренду:

Выдача разрешения на раздел имущества или выдел из него долей:

  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте до 14;
  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 лет до 18 лет;
  • заявление несовершеннолетних от 14 до 18 лет о разрешении на совершение сделки и заявление родителей (законных представителей), выражающее их мнение по предстоящей сделке
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего гражданина и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным);
  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия свидетельства о рождении ребенка до 14 лет;
  • копия паспорта несовершеннолетнего с 14 до 18 лет;
  • справка о регистрации подопечного по месту жительства;
  • выписка из домовой книги и финансово-лицевого счета с места жительства несовершеннолетнего подопечного;
  • копия свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости, в отношении которого совершается сделка;
  • копия технического паспорта на объект недвижимости, в отношении которого совершается сделка;
  • проект соглашения раздела имущества или выдела из него долей.

Выдача разрешения на отказ от преимущественного права покупки:

  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет;
  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 лет до 18 лет;
  • заявление несовершеннолетних от 14 до 18 лет о разрешении на совершение сделки и заявление родителей (законных представителей), выражающее их мнение по предстоящей сделке;
  • заявление иных заинтересованных лиц по преимущественному праву покупки;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего гражданина и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным);
  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия свидетельства о рождении ребенка до 14 лет;
  • копия паспорта несовершеннолетнего с 14 до 18 лет;
  • справка о регистрации подопечного по месту жительства;
  • копии правоустанавливающих документов на имущество подопечного:
  1. договоров (о приватизации, купли-продажи, мены, дарения, долевого участия в строительстве и т.д.);
  2. свидетельств (о государственной регистрации собственности, о праве на наследство по закону, завещанию);
  • запрос нотариуса.

Выдача разрешений на получение (переоформление) денежных вкладов, хранящихся на лицевых счетах кредитных учреждений:

  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет;
  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 лет до 18 лет;
  • заявление несовершеннолетних от 14 до 18 лет о разрешении на совершение сделки и заявление родителей (законных представителей), выражающее их мнение по предстоящей сделке;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего гражданина и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным);
  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия свидетельства о рождении ребенка до 14 лет;
  • копия паспорта несовершеннолетнего с 14 до 18 лет;
  • копии правоустанавливающих документов на даримое имущество подопечного;
  • копия Сберегательной книжки на имя несовершеннолетнего.
Читайте так же:  Разрешение на временное проживание лица без гражданства в 2020 году

Выдача разрешений на предварительное расходование денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним подопечным хранящихся на лицевых счетах кредитных учреждений:

  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет;
  • заявление родителей, законных представителей, действующих в интересах несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 лет до 18 лет;
  • заявление несовершеннолетних от 14 до 18 лет о разрешении на совершение сделки и заявление родителей (законных представителей), выражающее их мнение по предстоящей сделке;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего гражданина и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным);
  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия свидетельства о рождении ребенка до 14 лет;
  • копия паспорта несовершеннолетнего с 14 до 18 лет;
  • копии правоустанавливающих документов на даримое имущество подопечного;
  • копия Сберегательной книжки на имя несовершеннолетнего.

Результат предоставления:

  • выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного;
  • отказ в выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного.

Основания для отказа и приостановки:

  • если не представлены документы (или представлены не в полном объеме);
  • представления заведомо недостоверных сведений и документов;
  • предоставления документов по форме и содержанию не соответствующих требованиям настоящего административного регламента и действующего законодательства;
  • отсутствия регистрации по месту жительства (месту пребывания);
  • отсутствия у заявителя гражданства Российской Федерации;
  • наличия в письменном заявлении и прилагаемых к нему документах неразборчивых записей и повреждений, не позволяющих однозначно истолковать содержание заявления и документов.

Закон о плохих родителях в 2020 году

Статью подготовила Павлова Елена Генадьевна, доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ. Связаться с автором

С 1 января 2020 года в РФ вступит в силу закон о плохих родителях, которым вносятся поправки в Семейный кодекс и в закон о банке данных на оставшихся без родителей детей. В данной статье мы расскажем о необходимости принятия данного закона и основных изменениях, вводимых данным законом в целях усиления государственной защиты детей.

Необходимость принятия закона

По имеющейся информации на сегодняшний день в РФ в приемных семьях живет 400 тысяч детей и каждый год примерно 40 тысяч российских граждан лишаются родительских прав и прав быть усыновителями и опекунами.

В России существуют два разных банка данных о детях-сиротах – федеральный и региональный.

В большей части регионов в течение последних пятидесяти лет функции по опеке и попечительству многократно передавали из одних органов власти в другие. Из-за этого значительно различается по регионам правовое регулирование системы учета и хранения документации.

Отсутствие единого реестра недобросовестных родителей, усыновителей и опекунов приводит к тому, что граждане, лишенные родительских прав в одном субъекте РФ, переезжают в другой и без всяких проблем снова берут под опеку детей.

Министерство образования и науки еще предлагало создать единый по стране реестр недобросовестных родителей и опекунов. Но останавливало то, что понятие недобросовестного человека очень субъективно. Необходимо было разработать порядок, который позволял бы определять недобросовестность на основе судебного решения.

По действовавшему до последнего времени законодательству граждане, лишенные прав воспитывать детей, не могут снова стать усыновителями или опекунами ребенка. Но законодательство в реальной жизни не работает из-за отсутствия единой базы данных, что приводило к частым и безнаказанным нарушениям закона.

Немало семей в России брали детей в целях получения пособия от государства. Оно имеет приличные размеры, особенно если ребенок является инвалидом. Взяв детей, эти семьи улучшали свое материальное положение.

Около 4 тысяч детей приемные семьи ежегодно возвращали обратно государству как не подошедшую вещь.

Есть немало страшных фактов издевательств над детьми и даже гибели детей в приемных семьях.

Каждый год в стране возбуждаются уголовные дела на приемных родителей. Ответственность возникает лишь в случаях, когда ребенок погиб или серьезно пострадал. Если такого не произошло после возвращения взятого ребенка можно получить других детей, а с ними желанные пособия, выплаты и льготы. Для возвращенных детей полученная психологическая травма сохраняется на всю жизнь.

С учетом действующего законодательства в банке данных об оставшихся без попечения детях имеются анкетные данные об образовании, трудоустройстве. Но эта информация вносится в анкеты в свободной форме и при условии, что имеется у органа опеки и попечительства.

Для суда сегодня нередко бывает крайне непросто собрать данные об имущественных правах детей – сирот, льготах и субсидиях.

Какие изменения вносит новый закон в 2020 году

В соответствии с новым законом во все банки данных включается информация о лицах, лишенных родительских прав или ограниченных в данных правах, о гражданах, отстраненных от опекунства, бывших усыновителях и тех, по вине которых усыновление было отменено в судебном порядке.

В Семейный кодекс РФ вносятся положения, обязывающие суд направлять выписки из решений о лишении и восстановлении родительских прав, отмене ограничений родительских прав, отмене усыновления не только в ЗАГС, в котором выдали ребенку свидетельство о рождении, но и в органы опеки по месту вынесения решения.

На органы опеки возлагается обязанность направлять региональному оператору наряду с данными о каждом ставшем сиротой ребенке информацию о взрослых, которые имели отношение к данному ребенку. Направлять такую информацию следует в течение не более трех рабочих дней со дня получения сведений.

В список обязательной для сбора информации, содержащейся в анкете ребенка, добавляются сведения об образовании и трудоустройстве этого ребенка.

Новым законом исключается передача детей на воспитание в семьи тех граждан, которые по определению не могут быть опекунами и усыновителями. Это позволит не только сформировать единый реестр плохих родителей, но и усовершенствовать межведомственный обмен информацией о таких людях.

Опекуны и усыновители смогут переехать и сменить место жительства только после обследования нового жилья органами опеки.

Будет устранена проблема, связанная с износом бумажных носителей информации из-за чего она перестает поддаваться идентификации.

На специалистов, обрабатывающих личную информацию, возлагается персональная ответственность за сохранение ее конфиденциальности.

Законом предусматривается обязательное социально – психологическое обследование не только самих потенциальных усыновителей и опекунов, но и их супругов.

Также законом установлено, что усыновителями и опекунами не могут быть граждане, состоящие в браке с лицами, имеющими судимость.

Могут измениться правила опеки над детьми

Новшеством могут стать обязательные ежемесячные выплаты всем без исключения категориям попечителей

Елена Мизулина / Фото Совета Федерации

Глава Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию Семейного кодекса Елена Мизулина планирует разработать и внести осенью на рассмотрение Госдумы законопроект об изменениях правил опекунства над детьми со стороны их близких родственников — бабушек, дедушек, двоюродных братьев и сестёр, тётей и дядей.

Читайте так же:  Санминимум для проводников пассажирских вагонов

Сенатор считает, что им может быть положена плата за опекунство, ведь сегодня такой привилегии у них нет в отличие от внешних опекунов, которые, по сути, являются ребёнку чужими людьми.

— Елена Борисовна, почему у родных и близких оставшегося без попечения родителей ребёнка нет приоритетного права в усыновлении?

— В Семейном кодексе преимущественное право родных и близких на усыновление закреплено, но практика такова, что большой момент недоверия у органов опеки именно к родственникам. Таким образом, детей предпочитают отдать гражданам, прошедшим профессиональную подготовку или же в специализированные организации. То есть системе удобнее не нести ответственность за каждого конкретного ребёнка, устроенного в семью его родных, а проще передать в приёмную, которая потом будет находиться под контролем органов опеки и попечительства.

— И будет получать от государства деньги.

— Да, в отличие от ближайших родственников, которым никакие выплаты за опекунство не положены. При этом для нас очень важно, если есть на то возможность, сохранить родную семью для ребёнка в том случае, если он остался без попечения родителей. Семья — это память, привычки и традиции.

При этом органы опеки почему-то предпочитают передавать детей под опеку чужим людям на возмездной основе. Хотя есть близкие родственники, например бабушки и дедушки, которые готовы заботиться о внуках, несмотря на то что доходы у них небольшие. Так почему бы не дать возможность государству поддержать их и платить им материальную помощь?!

— Вы ранее анонсировали внесение в Госдуму законопроекта, согласно которому изымать ребёнка из семьи органы опеки смогут, только если временное ограничение родителей в правах не помогло. Документ так и не был внесён. Почему?

— Дело в том, что документ получился масштабнее, чем предполагалось. Изначально мы рассчитывали, что в инициативе речь пойдёт о совершенствовании статьи 77 Семейного кодекса РФ, которая регулирует вопросы отобрания ребёнка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, но теперь нам приходится одновременно решать другие проблемы.

Семья — это память, привычки и традиции

Сейчас проект охватывает и вопросы установления факта отсутствия у ребёнка родителей и родственников, вопросы опеки над детьми, имеющими родителей, а также права родителей в случае угрозы изъятия у них детей. Планируем, что документ будет внесён на рассмотрение депутатов в июле.

— Какие изменения в Семейный кодекс, которые прописаны в вашем законопроекте, самые важные?

— Я считаю, что это новая статья, которая будет регулировать вопросы опеки над детьми, имеющими родителей. Например, если они находятся на длительном излечении в больнице или под стражей, но при этом не лишены родительских прав. Сейчас же детей в таких ситуациях сразу признают оставшимися без попечения родителей.

Также мы прописываем, что приоритет в усыновлении и опеке детей из неблагополучных семей или оставшихся без родителей необходимо отдать их ближайшим родственникам.

— А если ребёнок передан на воспитание родителями родной бабушке, им всё равно нужно оформлять опекунство?

— Да, и это величайшая глупость. Если родители сами передали ребёнка на воспитание, например, бабушке, то она должна оформить кучу бумаг, чтобы всё было по закону. При этом бабушка была когда-то законным представителем, например своей дочери, а теперь, что логично, должна быть и законным представителем своего внука. Но нет. А всё из-за того, что в графе «Дети» в паспорте не записываются дети старше 14 лет. То есть если бы у бабушки были вписаны её дети, у которых, в свою очередь, вписаны их дети в паспорте, то проблем бы никаких не возникало.

— Я сама такую инициативу «Об удостоверении личности» разрабатывала, ещё будучи депутатом Госдумы. И до сих пор нет в стране специального закона, а все мы живём по постановлению Правительства от 1997 года о паспорте гражданина РФ. Если мне будет дано соответствующее поручение в Совете Федерации, то я с удовольствием займусь разработкой закона об удостоверении личности, и там будет записано, что дети должны быть вписаны в паспорт родителей вне зависимости от их возраста.

Кроме того, в готовящихся поправках в Семейный кодекс мы уже указали, что если в паспорте будут указаны дети, то уже их дети, то есть внуки могут быть автоматически переданы на воспитание без лишних бумаг их бабушкам и дедушкам. Единственное, мы их ограничим в правах по ряду параметров. Например, они не смогут предъявлять иски в суд о лишении родительских прав и распоряжаться имуществом внуков.

— 11 июля планируется заседание возглавляемой вами Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию Семейного кодекса. Какие озвучите там предложения?

Видео (кликните для воспроизведения).

— Главное, что я хочу обсудить на заседании, — разработку инициативы о наказаниях за игнорирование решения суда о месте жительства ребёнка разведённых родителей. Напомню, что местом жительства ребёнка определяется место жительства его родителей, а если они живут отдельно, то либо по соглашению сторон, либо решением суда.

Необходимо ужесточить наказание за подобное поведение вплоть до уголовного

При этом часто происходят ситуации, когда один из родителей, недовольный решением суда, фактически ворует ребёнка и увозит. Я понимаю, что причины на это могут быть разные. Но всё же необходимо ужесточить наказание за подобное поведение вплоть до уголовного. Сейчас предусмотрена только административная ответственность.

— Как вы относитесь к инициативе Правительства создать реестр недобросовестных родителей?

— Честно скажу, я не поддерживаю. Что такое недобросовестный родитель? У нас не определены до сих пор в Семейном кодексе критерии этой недобросовестности.

Лично я считаю, что добросовестное поведение — то, которое соответствует интересам ребёнка, его возрасту, развитию, то, которое направлено на защиту его прав. Поэтому сначала нужно подправить Семейный кодекс, прописать так все эти критерии, а уже потом говорить о создании реестра.

Кроме того, надо разделить понятия опекуна и попечителя, родителя и усыновителя. От того, что они в кодексе смешаны, возникает много неразберихи.

— Что для вас День защиты детей?

— Это прежде всего день защиты детей их родителями. Кроме того, в самой этой дате заложена идея защиты детей и от родителей, которые плохо исполняют свои обязанности по отношению к ним, а также идея защиты от внешних угроз, искушений, которые идут к детям из разных источников. В стране идёт «Десятилетие детства», и ребёнок для нашего государства — это величайшая ценность, и я надеюсь, что естественное право ребёнка — знать своих родителей, жить с ними, воспитываться — будет защищено от напастей.

Международный день защиты детей, приходящийся на первый день лета, — один из наиболее старых международных праздников, который отмечают во всём мире с 1950 года. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности.

Читайте так же:  Можно ли перед увольнением взять неотгуленный отпуск

Дети составляют примерно 20-25 процентов населения в каждой стране. Причём каждую минуту в мире рождается примерно 257 детей.

Изначально было декларировано, что Международный день защиты детей — это прежде всего напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда как необходимых условий для формирования гуманного и справедливого общества.

В этой связи в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребёнка, куда вошли статьи, призывающие правительства, неправительственные организации, госорганы, местные власти и родителей признать изложенные в них права и свободы детей и стремиться к их соблюдению. Декларация носила лишь рекомендательный характер и не имела обязательной силы.

Первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребёнка рассматривались на уровне международного права, стала Конвенция о правах ребёнка, принятая ООН 20 ноября 1989 года. Ее подписала 61 страна, а 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР.

В мире насчитывается 2,1 миллиона детей ВИЧ-инфицированных. По данным Росстата, в России эта цифра составляет около 43 тысяч детей. Около 35 процентов российских детей рождаются с врождёнными заболеваниями и лишь четверть новорождённых полностью здоровы.

Изменения в опеке и попечительстве в 2019 году

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Попечительство 2019

Все положения, касающиеся опеки и попечительства регулируется законом № 48 РФ, именно там есть последняя редакция с изменениями и вся необходимая информация. Из-за жизненных перемен этот закон постоянно претерпевает изменения, и 2019 год не обошел его стороной. И если вы решили оформить опеку, то перед тем как отправиться в нужные инстанции, необходимо ознакомиться с ФЗ с изменениями на 2019 год.

Владимир Владимирович Путин подписал закон о том, что родители могут заранее назначить ребенку опекунов при их совместной смерти. Напомним, раньше было возможно составить такой документ только при смерти одного из родителей.

Согласно законопроекту Минпросвещения стать опекуном несовершеннолетнего в 2019 году не так просто. В новом году изменения коснулись разных сфер. Рассмотрим их по порядку:

Евгения Соловьева, президент организации усыновителей «День аиста» считает, что все пункты нового законопроекта совершенно необоснованные. Она даже не может прокомментировать их, лишь говорит: «Там что ни предложение — то перл. Даже не могу сейчас всерьёз обсуждать их».

В законе 48 об опеке и попечительстве прописаны 32 статьи и 8 глав, в которых вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. А именно:

• обязанности и права опекунов;
• общие моменты;
• назначение правового статуса лицам, оформившим усыновление;
• государственная поддержка;
• временные рамки, обозначающие вступление закона в силу;
• случаи, при которых аннулируются полномочия;
• ответственность, которая ложится на опекунов;
• защита имущества детей.

Установить опекунство можно в следующих случаях:

• возраст до 15 лет;
• смерть родителей;
• лишение родительских прав отца и матери;
• поспавшие без вести родители;
• родители, которые не проживают с ребенком на одной территории и не принимают участия в его воспитании.

Если вы решились в новом году стать родителями и оформить опеку, необходимо посетить местные органы попечительства с необходимыми документами:

• справка с места работы, с указанием заработной платы за 2019 год;

• выписка из домовой книги;

• справка, полученная в ОВД;

• свидетельство о заключении брака;

• медицинская справка о состоянии здоровья;

• письменное согласие на усыновление всех домочадцев, кому старше 10 лет;

• справка из ПФРФ.

В некоторых случаях могут потребовать и дополнительные документы. После подачи заявления представители опеки вашего города в течение 3 дней должны проверить ваши жилищные условия. Общая проверка составляет 7 рабочих дней, за этот период работники центра проверяют уровень жизнь, состояние здоровья, доход.

После многочисленных проверок человек получает на руки заключение, где прописан отказ или разрешение на усыновление несовершеннолетнего. В случае отказа должны быть указаны его основания.

Если же вы получаете разрешение, то со всеми документами нужно обратиться в центр опеки своего города. Они повторно изучают ваши документы, процесс принятия решения занимает не больше 10 дней.

Если вы усыновили ребенка, то, наверняка, знаете, что нужно ежегодно предоставлять отчет. К обязательным пунктам относятся:

• Имущественное положение. Нередко случается ситуация, когда оба родителя погибают, но у них остается недвижимость, автомобили и ценные бумаги. В большинстве случаев они передаются их наследнику, за которые до его совершеннолетия несете ответственно вы как опекун.

• Доходы, полученные в результате распоряжения имущества подопечного. Если вам пришлось продать имущество усыновителя, то стоит предоставить документы о покупке новой квартиры, это целесообразно сделать при увеличении жилплощади.

Каждый опекун должен не позднее 1 февраля 2019 года создать отчет согласно правилам и подать его в нужные инстанции о прошлом годе. Но если вы, например, продали квартиру опекуна в январе 2019 года, то эта информация должны быть в отчете на следующий период.

Вся информация прикрепляется в личное дело. Перед тем как сдать отчетность необходимо запросить бланк, в котором можно писать шариковой ручкой или печатать на компьютеры. Даже если вам требуется изменения, они имеют место быть. Все суммы должны прописываться в рублях, даже если доход был получен в иностранной валюте.

Изменения в Семейный кодекс РФ с 1 января 2020 года: С целью учета лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями

С 01 января 2020 вступают в силу изменения в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», согласно которым предусмотрен учёт в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведений о гражданах, лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстранённых от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.

Устанавливается обязанность суда направлять выписки из решений суда о лишении, об ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения родительских прав, отмене усыновления ребенка не только в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, но также в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.

С целью учета лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — банк данных), вводится дополнительная информация о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.

Данная информация будет предоставляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства.

Читайте так же:  Алименты на детей от разных браков

Таким образом, внесенные изменения позволяют создать дополнительные условия для защиты прав ребенка и исключить возможность его передачи на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями.

Анна Кузнецова раскритиковала Минпросвещения за промедление с изменением правил опеки

Детский омбудсмен Анна Кузнецова обвинила членов рабочей группы, созданной в Минпросвещения с целью изменения действующих правил системы опеки в РФ, в бездействии. Она заявила, что готова предоставить «огромный перечень предложений» по реформированию работы органов опеки и попечительства. В аппарате госпожи Кузнецовой не смогли оперативно разъяснить, о каких именно предложениях идет речь. Судя по всему, не знают о них и в Министерстве просвещения РФ.

«Буквально ежедневно мы сталкиваемся с трагическими случаями (в приемных семьях.— “Ъ” )»,— заявила Анна Кузнецова по итогам всероссийского совещания детских омбудсменов. «Предложения, которые мы давали по реформированию органов опеки, до сих пор, к сожалению, стоят на месте,— продолжила она.— Да, рабочая группа создана при Министерстве просвещения, но до сих пор деятельных шагов в этом направлении, к сожалению, не сделано». Она сообщила, что аппарат омбудсмена «готов предоставить огромный перечень предложений и направлений» по реформированию органов опеки и попечительства. В аппарате госпожи Кузнецовой “Ъ” на вопрос, о каких предложениях идет речь, не ответили.

Он находился под опекой в семье, которая переехала из подмосковной Дубны несколько месяцев назад. Сейчас из семьи изъяты шесть приемных детей (там воспитывается также один родной ребенок), их поместили в социально-реабилитационный центр. Возбуждено уголовное дело о ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Как рассказала журналистам госпожа Кузнецова, «ребенок был привязан к батарее»: «Это объяснялось воспитательными задачами со стороны старших детей». Она добавила, что «эти трагедии — следствие несовершенств законодательства, а также иных шагов в сфере семейной политики».

Отметим, что работа по корректировке законодательства по усыновлению началась в 2018 году после ряда громких скандалов. Так, в 2017 году широкий общественный резонанс вызвало изъятие органами опеки у супругов Дель 10 из 13 детей из-за жалоб на побои (в настоящее время в электронной картотеке московских судов обвинение в истязании более не фигурирует, там значится только обвинение в неисполнении обязанностей по воспитанию). Тогда Минпросвещения предложило кардинально изменить действующие правила усыновления. Для этого была сформирована рабочая группа, в которую вошли представители приемных семей, НКО, представители органов опеки и попечительства. Зимой 2019 года Министерство просвещения вынесло на общественное обсуждение законопроект, изменяющий правила усыновления и опеки. Если он будет принят, с 1 января 2021 года в семью нельзя будет брать более одного ребенка в год, все кандидаты и члены их семей будут обязаны проходить психологическое обследование, приемные семьи не смогут менять место жительства по своему желанию.

Минобрнауки предлагает вести реестр недобросовестных усыновителей и опекунов

Министр просвещения Ольга Васильева ранее заявляла, что законопроект не ужесточает правила усыновления и опеки, однако эксперты и усыновители называли его дискриминирующим. Анна Кузнецова сообщила, что дала отрицательное заключение на поправки, так как они вводят «дополнительные, прежде всего — ограничительные нормы, значительно ужесточающие требования к лицам, желающим принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью».

“Ъ” попросил Минпросвещения прокомментировать, справедлива ли критика омбудсмена и известно ли в ведомстве о ее предложениях на сей счет. «Основная задача сейчас — качественное улучшение подходов в работе школ приемных родителей, в подборе и сопровождении замещающих семей, организации их подготовки, сопровождении и помощи сложившихся замещающих семей,— заявили в пресс-службе ведомства.— И те изменения, в том числе нормативные, которые сегодня происходят в сфере опеки и попечительства, в сфере организации работы детских домов, призваны максимально защитить право ребенка на семью. Отдельные мероприятия по совершенствованию системы взаимодействия органов и организаций по защите прав детей заложены в плане работ по «Десятилетию детства»».

Валерия Мишина; Ксения Миронова; Александр Тихонов, Ярославль

Статья 21. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного

Комментарий к статье 21

1. Комментируемая статья определяет прежде всего случаи, в которых опекунам и попечителям необходимо получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Необходимо отметить, что это чрезвычайно широкий круг ситуаций, включающих случаи участия подопечного как в материальных, так и в процессуальных правоотношениях.

Общее правило заключается в том, что предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется всегда, когда действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

К числу таких действий комментируемая статья относит прежде всего сделки по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), сделки, влекущие за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, а также отказ от иска, поданного в интересах подопечного. Кроме того, уменьшение стоимости имущества подопечного может повлечь отказ взыскателя по исполнительному производству от взыскания, отказ от права на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ), а также, возможно, иные юридически значимые действия.

Иные действия, о которых идет речь в комментируемой статье, не всегда могут повлечь уменьшение имущества подопечного, но тем не менее тоже не должны совершаться без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В ч. 1 комментируемой статьи упоминается о таких случаях, как передача имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, раздел его имущества или выдел из него долей, заключение в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного, заключение мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем, а также выдача доверенности от имени подопечного.

Прокомментированные правила согласуются с нормами ст. 37 ГК РФ в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2008 г.

2. Зачастую сделки совершаются опекунами или попечителями на незначительные суммы. В таких случаях получение всякий раз предварительного разрешения органа опеки и попечительства на сделку вызовет серьезные трудности в исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей. Поэтому Закон об опеке не запрещает органу опеки и попечительства выдавать предварительное разрешение не на одну конкретную сделку с имуществом, а на целый ряд сделок или юридически значимых действий, которые могут быть в будущем совершены опекуном или попечителем.

Речь может идти, например, о получении опекуном денежных средств, причитающихся подопечному в качестве пособия. Пункт 1 ст. 37 ГК РФ требует, чтобы расходование таких денежных средств подопечного осуществлялось с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

В случае если у органа опеки и попечительства нет оснований не доверять опекуну, целесообразно однократно выдать разрешение на получение и расходование денежных средств, причитающихся подопечному в качестве пособий. Более того, такое разрешение может быть включено в иной акт органа опеки и попечительства (например, в акт о назначении выплаты денежных средств в порядке п.

3. Новеллой Закона об опеке является то, что в нем впервые на уровне федерального законодательства определены порядок и сроки предоставления органом опеки и попечительства предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного. До этого момента указанные вопросы регулировались лишь нормативными правовыми актами отдельных субъектов Федерации или муниципальных образований . Со вступлением в силу Закона об опеке такие акты утратили силу.

Читайте так же:  Военная ипотека можно ли забрать накопления

См., например: Постановление администрации г. Рязани от 20 ноября 2006 г. N 4184 «О порядке выдачи разрешений на сделки с имуществом несовершеннолетних, недееспособных и безвестно отсутствующих, а также на отчуждение жилых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой, разрешений на вступление в брак до достижения брачного возраста».

Первым этапом в этой процедуре является подача опекуном или попечителем заявления о предоставлении предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного. Опекун или попечитель должен указать в заявлении причины, по которым считает допустимым и целесообразным совершение сделки или иного юридически значимого действия на определенных условиях. Закон об опеке не предусматривает обязанность опекуна (попечителя) прилагать к заявлению какие бы то ни было документы, как не закрепляет и право органа опеки и попечительства такие документы потребовать.

Второй этап — рассмотрение заявления опекуна или попечителя, которое производится органом опеки и попечительства в течение 15 календарных дней с момента подачи заявления. Рассмотрение должно завершиться выдачей опекуну (попечителю) либо испрашиваемого им заявления, либо отказа в выдаче разрешения.

Как и прежде, законодатель не дает прямого ответа на вопрос о том, может ли разрешение органа опеки и попечительства содержать в себе некоторые условия или оговорки, при соблюдении которых сделка (или иное юридически значимое действие) может быть совершена. Вместе с тем включение в содержание разрешения такого рода условий не противоречит законодательству и принципам института опеки и попечительства (ст. 5 Закона об опеке).

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, а равно отказ в выдаче такого разрешения относятся к актам органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 8 Закона об опеке), которые всегда должны быть оформлены письменно и могут быть оспорены в судебном порядке. Комментируемая статья устанавливает, что правом подачи заявления в суд обладают опекун или попечитель, иные заинтересованные лица, а также прокурор.

4. Еще одним нововведением Закона об опеке является то, что его положения в части порядка и сроков выдачи предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного, распространяются также на выдачу органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 292 ГК РФ. Указанная норма гражданского законодательства обязывает собственника жилого помещения обратиться в орган опеки и попечительства до отчуждения этого помещения, если в нем проживают члены семьи собственника, находящиеся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения. Указанное требование применяется при условии, что о перечисленных фактах органу опеки и попечительства стало известно и что отчуждение жилого помещения затрагивает права или охраняемые законом интересы указанных подопечных или несовершеннолетних. Иными словами, все процедурные правила, относящиеся к случаям выдачи разрешения на отчуждение имущества, принадлежащего подопечным, применяются и к случаям получения согласия на отчуждение жилья, в котором проживает, но не является собственником подопечный.

Кроме того, необходимо отметить, что процедурные нормы, касающиеся выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений, распространяются также на случаи управления родителями (усыновителями) ребенка имуществом своих детей. В соответствии со ст. 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ). Аналогичную норму содержит п. 1 ст. 28 ГК РФ. Однако в связи с тем что ст. 37 ГК РФ в части регулирования порядка управления имуществом подопечных отсылает к Закону об опеке, следует применять к действиям родителей (усыновителей) с имуществом ребенка все правила ст. ст. 19, 20, 21 Закона об опеке.

5. Настоящим Законом впервые в законодательстве четко установлены последствия заключения договора опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. До введения в действие Закона об опеке существовала практика оспаривания сделок, совершенных опекунами и попечителями без такого разрешения или с нарушением его условий. Истцы ссылались на ст. 168 ГК РФ, указывая, что совершенная без надлежащего разрешения сделка ничтожна, как не соответствующая требованиям закона. Однако применение последствий недействительности таких сделок, как правило, было затруднено в связи с необходимостью учета прав и интересов добросовестных приобретателей отчужденного имущества подопечного.

Теперь в Законе об опеке закреплено специальное последствие несоблюдения требований органа опеки и попечительства. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. Требование о расторжении договора существенным образом отличается от требования о признании договора недействительным. В соответствии со ст. 450 ГК РФ договор может быть расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон (от имени стороны в этом случае выступает орган опеки и попечительства) в случаях, предусмотренных ГК РФ и другими законами. Закон об опеке такой случай предусматривает.

Общее последствие расторжения гражданско-правовых договоров состоит в том, что стороны не вправе требовать возвращение исполненного ими по обязательству до момента расторжения договора. Однако иное может быть установлено законом (см. п. 4 ст. 453 ГК). Закон об опеке установил специальное последствие. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению сторонам опекуном или попечителем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, например, если опекун допустил отчуждение принадлежащего подопечному транспортного средства без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, то последний, узнав об этом факте, может обратиться в суд с иском о расторжении договора и возврате имущества. При этом обращение в суд необязательно, если, например, вырученная от сделки сумма адекватна рыночной цене имущества, а, кроме того, она израсходована в интересах подопечного или зачислена на его банковский счет. Если же, напротив, сделка совершена не к выгоде подопечного, то орган опеки и попечительства обращается с иском в суд, выступая от имени подопечного. Для заявления такого требования существует общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК). В случае удовлетворения иска о расторжении договора отчужденное имущество подлежит возврату подопечному, а убытки покупателя, выразившиеся в утрате им уплаченной суммы, могут быть взысканы исключительно с опекуна. Разница в цене имущества до его отчуждения и на момент возврата подопечному представляет собой убытки, возмещение которых причитается подопечному. Взыскиваются эти убытки также с опекуна.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here