Прекратить исполнительное производство в связи с исполнением в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Прекратить исполнительное производство в связи с исполнением в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

С 1 января у судебных приставов появится больше возможностей для взаимодействия с участниками исполнительного производства

Elnur_ / Depositphotos.com

Поправками предусмотрена возможность извещения участников исполнительного производства о возбуждении исполнительного производства посредством направления СМС-сообщения. Важное условие – наличие согласия лица на его информирование таким способом. СМС-сообщения будут направляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.

Кроме того, согласно поправкам, извещения, адресованные гражданам, участвующим в исполнительном производстве, могут быть переданы им через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. А извещения, адресованные организации или ИП, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или ИП на Едином портале госуслуг (при его наличии).

Также предусмотрено, что через Единый портал госуслуг может осуществляться:

  • информирование сторон исполнительного производства о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения;
  • направление сторонам исполнительного производства постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов;
  • подача жалоб на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Требования к содержанию извещения, направляемого посредством передачи СМС-сообщения, к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа установит ФССП, а порядок подачи жалобы через Единый портал госуслуг – Правительство РФ.

Проблемы исполнительного производства в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Исполнительное производство 2020

После принятия Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» в исполнительной системе произошли существенные изменения. Это послужило основанием для создания самостоятельной и независимой от суда службы судебных приставов-исполнителей. Появилась возможность обеспечить реальное исполнение актов судебных и иных органов.

Однако со временем в них было выявлено множество недостатков. И это в какой-то мере закономерно, поскольку абсолютно совершенного законодательства в мире не существует и не может существовать. Оно становится таковым по мере осуществления последовательных и целенаправленных усилий по применению и внедрению его в практику.

Существующая в 2020 году в России практика исполнительного производства это подтверждает, так как около трети всех исполнительных документов не исполняются либо исполняются в части по тем или иным причинам, что в свою очередь сказывается на отношении населения к судебной и исполнительной власти в целом. Ведь отсутствие в государстве реально действующего механизма подрывает авторитет органов власти. Поэтому сейчас как никогда необходимо совершенствование исполнительного производства.

Очевидно, что наиболее эффективным является добровольное исполнение судебных актов, но, к сожалению, на практике это происходит не так часто, как хотелось бы. Считаю, что государству следует поощрят граждан, которые в добровольном порядке исполняют судебные решения. Ведь чаще всего граждане отказываются их исполнять. И именно в таких случаях необходим эффективный механизм, реально обеспечивающий их принудительное исполнение.

Стоит сказать, что в европейских государствах успешно функционируют как негосударственная система принудительного исполнения (например, во Франции, Нидерландах, Польше), так и государственная (например, в Австрии, Германии, Швеции). Это показывает, что и государственная система принудительного исполнения может быть эффективной. Однако в условиях, сложившихся в нашей стране, проблематично будет быстро добиться эффективности государственной системы исполнения. Невозможно в ближайшее время создать модернизированную систему государственного исполнения, поскольку в первую очередь для этого необходимо увеличить количественный состав ФССП РФ и повысить квалификацию ее сотрудников, на что требуется длительное время.

В свою очередь ряд ученых полагает, что исполнительное производство — это заключительная стадия гражданского процесса, другие же — самостоятельный правовой институт и предлагают создать отдельную отрасль права.

Так, Ермаков А.В. и Юков М.К. едины во мнении, согласно которому необходимо создание специализированной отрасли исполнительного производства, включающей в себя гражданского-процессуальное и уголовно-процессуальное исполнение. Они считают, что исполнительное производство является самостоятельным правовым образованием в системе российского права.

А такие ученые, как Шакарян М.С., Шишкин А.К., говорят о том, что исполнительное производство является завершающей стадией гражданского процесса.

Это можно объяснить тем, что исполнительное производство, в соответствии с действующему Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, остается предметом правового регулирования гражданского процессуального права.

При принятии Федерального закона «Об исполнительном производстве» государство стремилось не к созданию самостоятельной отрасли права или отдельного от ГПК РФ закона, а такие цели, как:

— увеличение эффективности актов судов и иных органов;
— реальное и своевременное исполнение решений судов и иных органов;
— развитие законодательства действующего законодательства и восполнение пробелов;
— увеличение ответственности граждан и организаций по своим обязательствам.

Кроме того, у исполнительного производства и гражданского (арбитражного) процесса едины конечные цели, так как действуют те же принципы и задачи, что и в гражданском и арбитражном процессе.

Стоит отметить, что на судебные органы возложена законодателем обязанность судебного контроля при исполнении судебных решений. Судом решаются вопросы о восстановлении пропущенного взыскателем срока на предъявление судебного документа, прекращение исполнительного производства и др.

Помимо судебных органов возможность контролировать деятельность судебных приставов возложена и на прокуратуру. Она осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере исполнительного производства. Однако, данный механизм недостаточно эффективен и носит эпизодический характер.

Если говорить об общем порядке обращения взыскания на имущество должника, то он установлен главой IV Закона. Нормы главы V являются специальными и определяют особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. В соответствии с п. 1 ст. 46 Закона обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Однако специальная норма Закона (ст. 58) предусматривает, что в случае отсутствия у должника-организации денежных средств на принадлежащее ему имущество налагается арест или с ним производятся иные исполнительные действия в порядке, предусмотренном Законом.

Меры принудительного исполнения определены ст. 45 Закона. К ним относятся:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Читайте так же:  Действия работодателя при увольнении работника

Анализируя специальные нормы о порядке обращения взыскания на имущество должника-организации, можно сделать вывод, что согласно ст. 18 Закона при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения. Возможность изменения способа и порядка исполнения решения суда предусмотрена и действующим ГПК РФ (ст. 203).Отсутствие денежных средств у должника-организации препятствует исполнению решения суда о взыскании денежной суммы, следовательно, в этом случае есть все основания изменить порядок и способ исполнения решения и передать взыскателю определенное имущество должника.

Таким образом, современное исполнительное производство нуждается в совершенствовании, ведь оно играет важную роль, представляя собой заключительную стадию гражданского процесса. Ведь именно ради реального исполнения судебных актов гражданин обращается в суд.

Закон об исполнительном производстве — изменения 101 статьи 2020 год

По закону судебные приставы имеют право списывать с должника не все его доходы. Ряд доходов, например, пенсия по потере кормильца, защищены от взыскания, однако на практике такой «иммунитет» далеко не всегда спасает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы. В феврале 2019 года в Закон «Об исполнительном производстве» были внесены изменения, которые направлены на решение этой проблемы.

Расскажем, какие доходы граждан не могут быть взысканы в счёт долга, как того требует статья 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» 229-ФЗ (с изменениями на 2019-2020 год), и что изменили поправки в закон.

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение.

2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.

Статья 101 в 2019 году была дополнена ещё денежными выплатами гражданам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Изменения вступят в силу с июня 2020 года.

Закон о запрете списания соцвыплат не работал

Несмотря на то, что закон уже много лет гарантирует неприкосновенность выплат, которые перечислены в ст.101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», в 2019 году, по факту, требования работали не всегда. Причина крылась в механизме списания. Приставы не видели назначения платежа. Поэтому, когда на счёт должника поступали денежные средства, как правило, они списывались вне зависимости от своего назначения. Такая ситуация часто оставляла должника без средств к существованию, пока он занимался оспариванием неправомерного списания. Приставы списанные по ошибке деньги возвращали, но на это требовалось время. Должнику необходимо было взять справку о назначении платежа, предоставить её приставам. В течение некоторого времени деньги возвращались на счёт. Однако такой принцип работы был крайне неудобным.

С июня 2020 года должно всё измениться. Банки будут маркировать социальные выплаты, которые не подлежат списанию в счёт долгов, специальным кодом. Этот код должен установить Банк России. Однако введением кода изменения не ограничатся.

Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, определённые действия потребуются и от самого должника, и от приставов, и от банка. Должник по возможности заранее предоставляет приставам справки о том, что он ожидает поступления тех или иных социальных выплат. Пристав отслеживает назначение платежей, которые поступают на счёт должника. Параллельно и банк при исполнении требований, которые указаны в исполнительном листе, учитывает нормы статьи 101 ФЗ «Об исполнительном производстве». Такая многоуровневая система контроля за назначением поступающих денежных средств на счёт должна сделать невозможным арест социальных выплат приставами, которые сегодня имеют массовый характер.

Читайте так же:  Армия призывы срок службы

Списание пенсий в счёт долгов

Особое внимание необходимо уделить порядку списания долгов из пенсий. Арест пенсии судебными приставами в 2019 году по закону возможен. Исключение составляет только пенсия по потери кормильца. Однако не вся пенсия может быть списана в счёт долга. Чтобы человек не остался без средств к существованию, установлены определённые ограничения.

Полностью арестовывать пенсионный счёт запрещено. Но в счёт долга могут списать до 50% пенсии, как указано в статье 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Но такое применимо только к гражданам с высокими пенсиями. После списания на счету человека должна оставаться сумма, которая не должна быть меньше, чем прожиточный минимум. Таким образом, если пенсия не выше прожиточного минимума, то и арестовать её невозможно.

На практике же встречается и арест пенсии по потере кормильца судебными приставами, и списание суммы в большем объёме, чем это разрешено законом. Если в первом случае достаточно представить справку из Пенсионного фонда о назначения платежа, то во втором случае пенсионерам приходится идти в суд. Если, например, арест пенсии по инвалидности приводит к тому, что на жизнь человеку остаётся сумма меньше прожиточного минимума, то необходимо обращаться в суд с исковым заявлением о снижении размера удержания.

На сегодня для граждан есть способ избежать списания долгов из пенсии. Необходимо только изменить порядок её выдачи. Выбрать получение в почтовом отделении на руки. Конечно, это не избавит от необходимости выплаты самого долга, однако автоматическое списание сумм из пенсии прекратится. Изменения 2020 года существенно улучшат положение должника.

Прекращение исполнительного производства в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Исполнительное производство 2020

Данное понятие подразумевает под собой полное и бесповоротное завершение всех существующих исполнительных действий по известному установленному производству при невозможности в дальнейшем их возобновления.

Ситуация не столь приятна, поскольку цель исполнительного производства не была достигнута, а вынесенный документ останется неисполненным. Данный случай ставит взыскателя в неловкое положение, поскольку ситуация не позволяет удовлетворить его законные интересы. Тем не менее, лицо, участвовавшие в деле, имеет право подать в суд или направить судебному приставу заявление о прекращении производства.

Для многих в 2020 году эта сложная юридическая ситуация покажется непреодолимой, но наши адвокаты, раскрывают в данной статье ряд полезных советов, которые Вы можете использовать в реалии.

Перечень обстоятельств, на основании которых исполнительное производство прекращается, установлены в ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительное производство прекращается в судебном порядке в случаях:

• смерти взыскателя либо должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

Видео (кликните для воспроизведения).

• утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

• отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

2. Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

• принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

• принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

• утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

• отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

• отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

• прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;

• внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

Необходимо знать, что прекращение исполнительного производства порождает, установленные законом правовые последствия.

Напоминаем, что судебный пристав в обоснованном постановлении о прекращении исполнительного производства отменяет, установленные им меры принудительного исполнения и иные ограничения для должника.

Также, помимо основного постановления о прекращении производства возбуждается новое исполнительное производство судебным приставом лишь в части не исполненным частично или полностью постановлениям о взыскании с должника тех расходов, которые необходимы на совершение исполнительных действий, а также исполнительского сбора, которые были наложены судебным приставом в процессе исполнения исполнительного документа.

Реформа ФССП – принят новый закон о статусе судебных приставов с 1 января 2020 года

В России официально стартует реформа ФССП 2019-2020 годов: принят закон о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации (ФЗ-328). Приставы станут полноправными представителями отдельной силовой структуры с соответствующими полномочиями и преференциями.

В статье будет представлен общий обзор положений нового нормативно-правого акта в системе законодательства Российской Федерации.

Общие сведения

Законопроект 745075-7 был внесен в Госдуму только 2 июля 2019 года и вот 1 октября Президентом РФ уже подписан закон о службе в органах принудительного исполнения (официальная публикация состоялась в тот же день). Однако с 1 октября 2019 года он еще не обретает полную юридическую силу, дата вступления в силу Федерального закона ФЗ-328 – 1 января 2020 года.

В результате появился по сути новый закон о судебных приставах 2019 года, последние новости: статус судебных приставов изменен существенно и они практически приравнены в правах к сотрудникам правоохранительным органам. Тут стоит уточнить, что принят отдельный закон о регулировании процесса прохождения службы в органах службы судебных приставов по примеру законодательства о военной или гражданской службе, а не поправки в действующий ФЗ «Об исполнительным производстве» или ФЗ «О судебных приставах». Скорее всего, этим не ограничится реформа ФССП в 2019-2019 годах.

Последние новости

Правительство РФ уже рассматривает вопрос об отнесении расследования уголовных дел в отношении приставов к подследственности Следственного комитета, изменении порядка привлечения приставов к административной ответственности, в ряде случаев предлагается наделить приставов правом на взлом двери и т.д. Данные проекты пока находятся либо в стадии разработки, либо в стадии обсуждения, но оказывают общую тенденцию: законодатель намерен повысить статус судебных приставов.

Это решение обусловлено практикой и недостаточной низкого правового положения службы приставов в системе государственных органов России. В настоящее время пристав располагает некоторыми властными полномочиями, наделен существенными правами и многочисленными обязанностями, в том числе по применению оружия и физической силы, то есть, он не простой чиновник. Однако сотрудники ФССП не имеют гарантий и правомочий сотрудника правоохранительных органов, не носят специальных званий, например, офицерские. Новый закон как раз призван устранить данные недочеты законодательства.

Читайте так же:  Компенсация за невыплату заработной платы расчет

Содержание закона

Федеральный закон №328 уже получил неофициальное наименование «закон о статусе ФССП 2019 года», что верно лишь отчасти. Сфера регулирования нового нормативного акта немного шире: она охватывает весь процесс прохождения службы в органах принудительного исполнения (органы, где осуществляется вид федеральной госслужбы по исполнению решений судебных органов и обеспечению установленного порядка деятельности судов) от поступления до увольнения.

По структуре закон состоит из норм:

  • устанавливающих новые, отдельные положения ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения…»;
  • вносящих изменения в иные в отдельные законодательные акты РФ (это необходимо для введения единообразного прочтения и применения законов).

Основные нормы

Общее содержание закона:

  • общие положения (принципы службы, определение терминов, сфера регулирования и т.д.);
  • перечень должностей, специальных званий , прав и обязанностей сотрудников;
  • основы поступления на службу службы: возникновения права на поступление, контракт как основной документ регулирования ее прохождения, вид и содержание контрактов, испытательный срок, правила замещения должностей;
  • основы прохождения службы: порядок назначения, обязательность составления должностной инструкции, правила перевода и совмещения, совместительства, порядок проведения аттестации, порядок исчисления стажа и составления реестра сотрудников;
  • порядок присвоения служебных званий;
  • правила служебной дисциплины;
  • режим несения службы и отдыха, социальные гарантии;
  • порядок урегулирования конфликтов;
  • порядок прекращения службы;
  • принципы ответственности (уже установлено в ст. 15, что за административные правонарушения пристав несет ответственность в соответствии с ФЗ-328, если иное не установлено КоАП РФ).

Специальные звания

Вводит реформа ФССП в 2019-2020 годах офицерские звания для сотрудников службы (ст. 8 ФЗ-328) от младшего сержанта внутренней службы до генерала внутренней службы Российской Федерации. При этом установлено, что перечень должностей начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается:

  • Президентом РФ для должностей высшего начсостава;
  • федеральным органом исполнительной власти для должностей среднего, старшего и младшего начсостава.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

Президент подписал поправки об изменении сроков в исполнительном производстве

Президент Владимир Путин подписал законопроект, предусматривающий внесение поправок в закон об исполнительном производстве. Документ, в частности, устанавливает новые правила предъявления исполнительного листа, который ранее был отозван.

В законе прописано, что, если исполнительный лист ранее предъявлялся к исполнению, а затем производство по нему окончили, то предыдущие периоды производства не будут включаться в общую продолжительность срока предъявления данного листа к исполнению. При этом в документе отмечается, что, если взыскатель предъявит лист к исполнению после прекращения производства, то сроки будут сокращены, так как не будут учтены периоды, во время которых исполнительное производство по этому листу осуществлялось с его возбуждения и до окончания в связи с возвращением его взыскателю. Законопроект вносит изменения в ст. 356 КАС, а также в ст. 321 АПК.

В пояснительной записке говорится, что закон был разработан в целях реализации постановления Конституционного суда, которое было вынесено в марте 2016 года по жалобе Михаила Ростовцева. Тогда судьи указали, что до внесения поправок приставы и суды при повторном обращении взыскателя, если предыдущее производство по исполнительному документу окончили по его заявлению, при исчислении срока производства должны вычитать из его общей продолжительности те периоды, когда производство по исполлисту уже осуществлялось (см. «КС отказал взыскателю в бессрочном праве на возбуждение исполнительного производства»).

Приставы окончили производство из-за отсутствия у должника имущества, что делать?

Одним из самых популярных оснований для окончания исполнительного производства, пожалуй, является именно отсутствие у должника имущества, на которое можно обратить взыскание. Это основание используется судебными приставами очень часто и становится удобным способом для сворачивания многих кажущихся безнадежными исполнительных производств. Сайт Odolgah.com подготовил несколько полезных советов для тех взыскателей, кто столкнулся с окончанием исполнительного производства из-за отсутствия у должника имущества.

Каким законом предусмотрено право приставов окончить производство за отсутствием имущества у должника?

Возможность окончить исполнительное производство в связи с отсутствием у должника имущества предусмотрена пп.4) п.1 ст.46 и пп.3) п.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве».

При каких условиях приставы могут окончить исполнительное производство за отсутствием имущества?

  • взыскание по исполнительному листу не производилось или производилось лишь частично;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
  • судебный пристав принял все допустимые законом меры по отысканию имущества, на которое можно обратить взыскание;
  • все принятые судебным приставом меры оказались безрезультатными;
  • акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, должен быть утвержден старшим судебным приставом или его заместителем.

Все эти условия должны быть в совокупности. Если какое-то из них отсутствует, судебный пристав не может окончить исполнительное производство по данному основанию, то есть вы можете обжаловать его постановление.

Как я могу узнать, что приставы закрыли мое производство?

  1. Приставы пришлют вам почтой постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа взыскателю, акт о наличии обстоятельств для возвращения исполнительного листа и сам исполнительный лист с отметкой о частичном исполнении.
  2. Если вы ничего не получали по почте, но от приставов уже давно нет никаких известий, вы можете проверить статус своего исполнительного производства по номеру на сайте ФССП (или поискать его по ФИО должника там же). В случае окончания исполнительного производства по данному или какому-то другому основанию вы увидите в таблице ссылку на пп.4) п.1 ст.46.
  3. Также получить информацию о статусе исполнительного производства можно по телефону вашего судебного пристава-исполнителя / отдела судебных приставов или на личном приеме.

Что делать, если приставы окончили производство из-за отсутствия имущества у должника?

  1. Получить постановление об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного листа. В таком случае нередко приходится прикладывать некоторые усилия для розыска своего исполнительного листа. Дело в том, что судебные приставы могут отправить лист простым письмом (без уведомления), которое может потеряться в пути, или выслать лист на адрес суда. Если вам не удалось найти исполнительный лист ни у самих приставов, ни на почте, ни в суде, тогда остается только один вариант: запрашивать его дубликат.
  2. Проверить наличие всех оснований для окончания исполнительного производства. В силу ряда объективных и субъективных причин судебные приставы склонны использовать это основание для скорейшего избавления от «глухарей» — производств, по которым стандартные способы не позволяют взыскать деньги, или должник является «хроническим». По этой причине не исключены ситуации, когда приставы оканчивают такие производства чисто формально. Вам нужно ознакомиться с материалами исполнительного производства (у вас есть такое право по п.1 ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве»), проверить исполнение всех своих ходатайств и предусмотренных законом мер принудительного исполнения, а также поступление ответов на запросы о наличии имущества.
  3. Обжаловать постановление об окончании исполнительного производства — если материалами ИП не подтверждаются все необходимые основания для возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с отсутствием имущества у должника. Подать жалобу вы можете вышестоящему судебному приставу (начальнику отдела судебных приставов) или сразу в суд. Помните, что жалоба должна быть подана в течение 10 дней с даты вынесения постановления (или его получения, если вас не извещали о планах по вынесению такого постановления).
  4. Разыскивать имущество должника. Получение новой информации о должнике и его источниках дохода (например, смене места работы, получении наследства, выигрыша, продаже квартиры и пр.) позволит вам претендовать на скорейшее возбуждение исполнительного производства.
  5. Предъявлять исполнительный лист на исполнение повторно. По общему правилу это возможно через 6 месяцев после того, как было вынесено постановление об окончании исполнительного производства. В случае обнаружения нового имущества вы можете предъявить исполнительный лист снова в любой момент, не дожидаясь истечения 6 месяцев. В заявлении о возбуждении исполнительного производства надо будет указать новые данные об имущественном положении должника.

Учтите, что повторно исполнительный лист можно предъявить к исполнению в пределах общего 3-летнего срока с даты вступления судебного акта в законную силу. Этот срок прерывается, когда вы предъявляете исполнительный лист к исполнению, или когда должник частично производит по нему исполнение. После перерыва срок начинает течь заново, без учета уже истекшей части 3-летнего срока.

Чем плохо окончание исполнительного производства по этому основанию?

  • Отмена арестов и запретов. Оканчивая ИП в связи с отсутствием у должника имущества, судебный пристав должен будет отменить все установленные для должника ограничения (в т.ч. на выезд из РФ, лишение водительских прав, аресты и запреты регистрационных действий). Если должника уже успели объявить в розыск, розыск также отменяется. В отсутствие запретов должник сможет увести все то имущество, которое у него есть и которое не смогли найти приставы.

Лайфхак:
отмена арестов и запретов по п.4 ст. 47 ФЗ об исполнительном производстве не распространяется на производства по обеспечительным мерам. То есть очень полезно будет обратиться в суд за наложением обеспечительных мер (например, в виде ареста имущества) еще до возбуждения исполнительного производства. Инструкцию по принятию обеспечительных мер можно найти тут.

  • Потеря времени. Чаще всего вы можете предъявить повторно исполнительный лист лишь через полгода. За время ожидания у должника могут появиться новые кредиторы, с которыми придется делиться взысканными суммами. Судебным приставам придется заново накладывать аресты и запреты, рассылать в банки постановления об обращении взыскания на счета. То есть фактически получение вами денег с должника отложится на неопределенный срок. В случае обжалования постановления пристава, даже если оно окажется успешным, вы потеряете время, силы и деньги на составление жалоб, участие в суде, привлечение юриста.
Читайте так же:  Критерий дебиторская задолженность

Очевидно, что по возможности надо избегать окончания исполнительного производства по пп.4) п.1 ст.46 ФЗ об исполнительном производстве.

Могу ли я как-то помешать приставам закрыть мое производство за отсутствием имущества у должника?

Да, но для этого вам придется быть достаточно активным взыскателем. Нужно постоянно напоминать о себе судебному приставу, регулярно писать ходатайства о совершении исполнительных действий (постоянно просить что-то новое), подавать жалобы на бездействие пристава, если он вовремя не исполняет такие ходатайства. Будет здорово, если вы попробуете своими силами поискать любую информацию об имуществе своего должника, и будете оперативно передавать ее судебным приставам. В таком случае есть шанс, что пристава напугает перспектива обжалования постановления, и он не прибегнет к данному способу окончания исполнительного производства.

Поправки в закон «Об исполнительном производстве»

Поправки в закон «Об исполнительном производстве»

Риски: с 1 июня 2020 года работодатели должны будут указывать в расчетных документах на выплату зарплаты код вида дохода (коды установит ЦБ РФ).

Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ внесены поправки в законодательство об исполнительном производстве, которые направлены на исключение возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера.

В ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» перечислены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Например, это различные компенсационные и единовременные выплаты, социальные пособия, в том числе пособия гражданам, имеющим детей, и т.д.

Но по причине того, что судебному приставу-исполнителю изначально неизвестны источники поступления денежных средств на банковский счет должника и их назначение, в процессе принудительного исполнения судебных актов возникали ситуации, при которых взыскание обращалось на вышеуказанные доходы должника.

В связи с этим с 1 июня 2020 года установлено следующее:

Возможно ли возобновление исполнительного производства после его окончания?

Возобновление исполнительного производства после его окончания возможно при условии отмены такого решения и наличия срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. Постановление об окончании исполнительного производства (ИП) может быть отменено старшим приставом-исполнителем (руководителем ОСП) либо по своей инициативе, либо на основании поступившего заявления взыскателя. Основание для этого – нужно повторно совершить какие-то исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения.

Таким образом, для того, чтобы взыскателю возобновить исполнительное производство после его окончания, необходима совокупность условий:

  • Не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению, установленный ст. 21 Закона об исполнительном производстве (далее – Закон).
  • Требуется продолжение исполнительного производства для производства исполнительных действий и применения соответствующих мер принуждения, в том числе повторных.
  • Взыскатель подготовил и направил приставу заявление об отмене постановления об окончании ИП.

Срок, в течение которого возможно возобновление оконченного ИП

Такой срок приравнен к сроку предъявления документа к исполнению. Он исчисляется по правилам ст. 21 Закона и составляет:

В отдельных случаях специальные сроки могут быть установлены федеральными законами.

Читайте так же:  Исковая давность по алиментам на ребенка

Если должнику была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований, то начало срока начинается со дня, который следует за днем окончания отсрочки или рассрочки. Исключение – взыскание штрафа, который назначен по уголовному делу в виде наказания. В этом случае срок считается по общим правилам. Не работает общее правило и в том случае, если должник более 2-х раз не исполнил рассроченное требование, то есть более чем дважды допустил просрочку.

Специальное правило установлено для случаев окончания исполнительного производства по основаниям отзыва взыскателем исполнительного документа или совершения им действий, препятствующих исполнению. В этих ситуациях временной отрезок между предъявлением документа к исполнению и окончанием ИП подлежит исключению из расчета срока.

Для правильного расчета срока предъявления исполнительного документа также нужно посмотреть, не было ли перерыва срока. Основания считать срок прервавшимся установлены ст. 22 Закона. После перерыва течение срока возобновляется заново, то есть отсчет нужно вести с нуля.

Итак, срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:

  • В день предъявления документа к исполнению.
  • В день частичного исполнения требования должником.
  • В день возвращения взыскателю исполнительного документа из-за невозможности его исполнения.
  • В день возобновления исполнения судебного решения, акта госоргана или должностного лица, когда такое исполнение было отсрочено или приостановлено.

Правила расчета срока в случае перерыва не применяются к требованиям по делам об административных правонарушениях.

В большинстве случаев, несмотря на то, что общий срок предъявления исполнительного документа к исполнению составляет 3 года, возобновить оконченное производство можно и после трех лет. Этому как раз и способствуют установленные правила перерыва течения срока. Например, если взять исполнительный лист по взысканию алиментов, то срок предъявления его к исполнению и без учета возможных перерывов может длиться очень много лет: период выплаты присужденных алиментов + 3 года.

Но даже если сроки истекли, ст. 23 Закона позволяет в исключительных случаях восстановить пропущенный срок.

Для восстановления срока необходимо:

  1. чтобы такая возможность была прямо предусмотрена законом (например, в ГПК право на восстановление срока установлено ст. 432);
  2. чтобы у взыскателя были уважительные причины пропуска срока и он смог бы их подтвердить;
  3. чтобы взыскатель обратился с соответствующим заявление в суд, принявший судебный акт, на основании которого производится взыскание.

Исходя из положений ст. 23 Закона об исполнительном производстве, восстановление срока предъявления исполнительного документа к исполнению допускается только в отношении исполнительных листов и судебных приказов.

Основания для возобновления оконченного исполнительного производства

Основание для возобновления ИП одно – необходимо продолжение оконченного исполнительного производства для осуществления исполнительных действий и применения соответствующих мер принуждения, в том числе повторных. Проще говоря, если требование так и не было исполнено, то может быть рассмотрен вопрос об отмене постановления об окончании исполнительного производства.

Немаловажный момент – основание, по которому ИП было окончено. Например, если производство было завершено фактическим исполнением требований, то, понятно, что возобновление производства невозможно, да в этом и нет никакой необходимости.

Как правило, взыскатели вынуждены ставить вопрос, как возобновить исполнительное производство после его окончания, если было применено одно из двух оснований:

  • возвращение исполнительного документа взыскателю в соответствии со ст. 46 Закона;
  • направление исполнительного документа по месту исполнения для удержания периодических платежей (из зарплаты, из пенсии и т.п.).

Рассмотрим их подробнее.

Исполнительный документ возвращается, а исполнительное производство в связи с этим оканчивается, если:

  • От взыскателя поступило соответствующее заявление.
  • Невозможно принудить должника к совершению действий или к воздержанию от их совершения, но при этом возможность исполнения документа с такими требованиями не исчерпана.
  • Невозможно установить местонахождение должника, его имущества, денежных средств, счетов и нельзя при этом (нет законных оснований) объявить розыск должника или его активов.
  • Розыск имущества ни к чему не привел, а на имеющееся имущество должника нельзя обратить взыскание.
  • Взыскатель отказался от имущества должника, которое не было реализовано приставом.
  • Взыскатель препятствует исполнению исполнительного документа.
  • Должник, не уплачивающий административный штраф, выдворен за пределы России.

Практически любое из этих оснований позволяет возобновить оконченное исполнительное производство. Их нужно знать и понимать, прежде всего, для конкретизации оснований для возобновления ИП и обоснования взыскателем своей просьбы и (или) приставом своего решения.

Проще всего обосновать необходимость возобновления производства тем, что основание, по которому оно было окончено, отпало. Например, по делам о взыскании денежных средств часто идет ссылка на то, что должник объявился, у него появились источники доходов, обнаружилось имущество, на которое можно обратить взыскание, и т.п.

Окончание исполнительного производства в связи с направлением исполнительного документа по месту исполнения для удержания периодических платежей тоже часто становится впоследствии поводом для возобновления принудительной процедуры взыскания. Например, должник может уволиться с места работы, потерять право на социальную пенсию (к примеру, по инвалидности) или иным образом утратить источник дохода, из которого шли удержания. В этом случае исполнение по факту прекращается, а без отмены решения об окончании ИП ничего нового или повторного не сделать. Здесь приставы, как правило, беспроблемно возобновляют производство и принимают нужные меры.

Подготовка заявления

Учитывая, что у судебных приставов серьезная нагрузка и мало мотивации, обычно инициативу в возобновлении ИП вынуждены проявлять взыскатели. Кроме того, принятие решения – компетенция руководства соответствующего ОСП, а не пристава, который вынес постановление об окончании исполнительного производства.

Для отмены постановления и продолжения ИП необходимо подготовить и направить письменное заявление.

Заявление можно составить в свободной форме – официальных бланков нет. Для облегчения задачи часто используются образцы из интернета. Соответствующую форму можно получить (если есть такая возможность) и у судебных приставов.

Обязательные данные:

При использовании разного рода образцов обратите внимание, чтобы заявление касалось именно отмены постановления об окончании исполнительного производства. Бланки заявлений о возобновлении приостановленного ИП не подойдут – это совершенно другая процедура.

Для возобновления производства достаточно только отмены ранее вынесенного постановления об окончании ИП.

Заявление должны рассмотреть в течение 15 дней. Если направляете почтой – будет дольше, поскольку срок отсчитывается с момента поступления заявления в ОСП (регистрации). Отнесете сами – будет быстрее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в удовлетворении заявления откажут или его проигнорируют, принятое решение (в первом случае) или бездействие (во втором) можно обжаловать. Это делается либо в вышестоящим подразделении ФССП (региональный уровень), либо в судебном порядке. Для обращения в суд жалоба (административный иск) готовится по правилам Главы 22 Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ).

Прекратить исполнительное производство в связи с исполнением в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here