При ликвидации компании первоначально удовлетворяются требования в 2020 году

Самая важная информация по теме: "При ликвидации компании первоначально удовлетворяются требования в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц

Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

  • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица ( подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
  • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

В новой редакции ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

Ст. 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

  • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
  • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
  • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации – три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Читайте так же:  Военные машины скорой помощи

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

Энциклопедия решений. Удовлетворение требований кредиторов при ликвидации АО

Удовлетворение требований кредиторов при ликвидации АО

С момента принятия решения о ликвидации АО срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (п. 4 ст. 61 ГК РФ). Начиная со дня, когда общее собрание акционеров приняло решение о ликвидации общества, кредиторы общества вправе предъявить ему свои требования.

Срок для предъявления АО требований кредиторов об исполнении обязательств, определяется решением общего собрания акционеров, но не может составлять менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации общества (п. 3 ст. 62, п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее -Закон об АО), п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected]).

В рамках уведомления кредиторов о принятом решении ликвидировать АО ликвидационная комиссия обязана не только опубликовать сообщение о ликвидации в соответствии с установленным порядком, но и принять меры по выявлению кредиторов, а также уведомить о ликвидации каждого из них в письменной форме (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 22 Закона об АО).

Срок, в течение которого должно быть направлено такое уведомление, закон не устанавливает. По смыслу п. 3 ст. 62 ГК РФ сроки совершения отдельных ликвидационных действий устанавливаются общим собранием акционеров, которое, следовательно, вправе определить и срок направления персональных уведомлений кредиторам АО. Кредиторы должны быть уведомлены о ликвидации в разумный срок, позволяющий им своевременно предъявить требования к АО, что вытекает из обязанности членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО действовать добросовестно и разумно (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 53.1, п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Расчеты с кредиторами при ликвидации АО

Ликвидационная комиссия рассматривает поступившие от кредиторов требования и принимает решение об их удовлетворении либо отклонении. По окончании срока, в течение которого кредиторы вправе были предъявить требования к обществу, и с учетом результатов рассмотрения требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый общим собранием участников. В промежуточном ликвидационном балансе содержатся сведения о составе имущества ликвидируемого АО, о перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, которые удовлетворены вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 22 Закона об АО).

Расчеты с кредиторами АО производятся в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения. Выплаты кредиторам производятся в денежной форме. Если имеющихся у АО денежных средств недостаточно для исполнения обязательств перед кредиторами в полном объеме, ликвидационная комиссия осуществляет продажу принадлежащего АО неденежного имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание. При этом имущество по общему правилу продается с торгов; исключение составляют объекты стоимостью не более ста тысяч рублей в соответствии с утвержденным промежуточным ликвидационным балансом, для продажи которых проведения торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ, п. 5 ст. 22 Закона об АО).

Требования кредиторов удовлетворяются в соответствии с очередностью, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ (п. 6 ст. 22 Закона об АО), которая предусматривает четыре очереди удовлетворения требований.

По смыслу п.п. 2, 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, п.п. 4, 6 ст. 22 Закона об АО после принятия решения о ликвидации АО требования кредиторов, за исключением текущих, удовлетворяются в порядке очередности, установленной законом лишь при условии, что требования были предъявлены в срок, указанный в опубликованном сообщении о ликвидации*(1). Если в отношении общества было возбуждено исполнительное производство, после начала процедуры ликвидации судебный пристав-исполнитель оканчивает его и направляет исполнительный документ в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Исключение составляют исполнительные документы о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам (п. 6 ч. 1 ст. 47, ч. 4 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

После завершения расчетов с кредиторами АО ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров (п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 7 ст. 22 Закона об АО). Также в ликвидационном балансе отражается имущество АО, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами, которое подлежит распределению между акционерами (п. 8 ст. 63 ГК РФ, ст. 23 Закона об АО). Поэтому в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требования кредитора или уклонения от рассмотрения такого требования кредитор вправе обратиться с иском об удовлетворении его требования до утверждения ликвидационного баланса. С 01.09.2014 кредиторы вправе предъявить такое исковое требование как обществу, так и ликвидационной комиссии. В случае удовлетворения судом иска кредитора его требование удовлетворяется за счет имущества АО (п. 4 ст. 64, п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

С 30.03.2015 в случае поступления в регистрирующий орган из суда (арбитражного суда) судебного акта о принятии к производству искового заявления к ликвидируемому АО государственная регистрация ликвидации не осуществляется до завершения производства по делу (до момента поступления в регистрирующий орган решения или иного судебного акта, которым завершается производство по делу) (п. 5 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации).

Читайте так же:  Пример заполнения декларации об объекте недвижимого имущества в 2020 году

Последствия недостаточности имущества АО для удовлетворения требований кредиторов

Если в период ликвидации АО ликвидационная комиссия обнаружила, что имеющегося у общества имущества недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, она обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом в течение десяти дней с момента выявления признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества. В этом случае дальнейшая ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). При невыполнении этой обязанности председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) несет субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей общества (п. 4 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 9. п. 2 ст. 10, п.п. 1, 2 ст. 224, п. 2 ст. 226 Закона о банкротстве).

Требование о привлечении председателя ликвидационной комиссии или ликвидатора к субсидиарной ответственности по обязательствам АО может быть заявлено только в случае возбуждения в отношении общества дела о банкротстве, которое при наличии у АО признаков банкротства может быть возбуждено и по инициативе кредитора (п. 2 ст. 3, ст. 6, п.п. 5, 6 ст. 10, п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве).

Если в отношении АО возбуждено дело о банкротстве, реестр требований кредиторов составляется в порядке, установленном Законом о банкротстве. Определение очередности удовлетворения требований кредиторов при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику, осуществляются в соответствии с размером требований, включенных в реестр (п. 2.1 ст. 225 Закона о банкротстве).

Последствия неуведомления кредиторов о ликвидации АО

Неуведомление ликвидационной комиссией (ликвидатором) кредиторов, о наличии задолженности перед которыми известно АО, является нарушением порядка ликвидации юридического лица, установленного законом, поскольку расчеты с кредиторами в такой ситуации не могут считаться завершенными. Недостоверные сведения о завершении расчетов с кредиторами (отражаются в форме N Р16001 и в ликвидационном балансе) могут повлечь за собой отказ в государственной регистрации АО в связи с его ликвидацией, а в случае если в ЕГРЮЛ все же была внесена запись о прекращении общества в связи с его ликвидацией, — признание такой записи недействительной в судебном порядке по требованию кредитора (пп. «а», «б» п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, пп.»а» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 N 127/14).

Признание записи в ЕГРЮЛ о прекращении АО недействительной означает, что правоспособность общества не прекратилась (п. 3 ст. 49 ГК РФ) и общество по-прежнему находится в процессе ликвидации (пп. «и.1» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).

Поскольку на завершающем этапе ликвидации оставшееся у АО имущество распределяется между акционерами, как правило, в такой ситуации у общества не останется имущества, стоимость которого позволит удовлетворить требования кредиторов (кроме случаев, когда имущество со стоимостью, достаточной для исполнения обязательств перед кредиторами, будет добровольно возвращено акционерами, получившими его в порядке распределения, или истребовано у них обществом в качестве неосновательного обогащения — п. 1 ст. 1102 ГК РФ). При таких обстоятельствах акционеры общества или назначенная ими ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны будут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании АО банкротом (ст. 224 Закона о банкротстве).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) АО обязаны возместить кредиторам убытки, причиненные им неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, связанных с проведением ликвидации общества (ст. 15, п. 3 ст. 53, ст. 53.1, п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

*(1) До 01.09.2014 п. 5 ст. 64 ГК РФ допускал возможность удовлетворения требований кредитора, которые были заявлены после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления. Такие требования удовлетворялись из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Владельцы — привилегированная акция

Владельцы привилегированных акций имеют первоочередное право на получение активов и дивидендов компании, а владельцы обычных акций получают их в последнюю очередь, поэтому риск потерь по этим акциям является более высоким. Однако держатели обычных акций, как правило, имеют права голоса и участвуют в контроле над управлением фирмой. [1]

Владельцы привилегированных акций в отличие от владельцев обыкновенных акций в управлении компанией не имеют права решающего голоса. Дивиденды на них выплачиваются по фиксированной ставке до выплаты по обыкновенным акциям. При ликвидации компании в первую очередь удовлетворяются их претензии. [2]

Владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации АО. [3]

Поэтому владельцы привилегированных акций сталкиваются с задержкой доходов, чего не бывает с держателями облигаций. Возможность таких ситуаций автоматически делает привилегированные акции неприемлемыми, поскольку весь смысл вложения денег в инструменты с фиксированным процентом в том, чтобы иметь надежный источник доходов. К тому же угроза задержки или снижения дивидендов является причиной сильной изменчивости рыночных цен на привилегированные акции. [4]

Поскольку владельцы привилегированных акций предъявляют к фирме другие притязания, по сравнению с держателями обыкновенных акций, чистая прибыль должна оцениваться после выплаты привилегированных дивидендов, а собственный капитал не должен включать балансовую стоимость привилегированных акций. [5]

Поскольку владельцы привилегированных акций не имеют права принимать участие в управлении, они рассматривают привилегированные акции как ценные бумаги, менее дорогие чем обыкновенные акции. [6]

Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации АО. [8]

Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества. [9]

Акционеры — владельцы привилегированных акций , размер дивиденда по которым определен в уставе общества, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям. [10]

Читайте так же:  Взыскание алиментов за прошедший период допускается

Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества. [11]

Акционеры — владельцы привилегированных акций , размер дивиденда по которым определен в уставе общества, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием, на котором не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям. Право акционеров — владельцев привилегированных акций участвовать в общем собрании прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере. [12]

Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества. Акционеры — владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров — владельцев этого типа привилегированных акций, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и ( или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам — владельцам иного типа привилегированных акций преимуществ в очередности выплаты дивиденда и ( или) ликвидационной стоимости акций. [13]

Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества. Акционеры — владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров — владельцев этого типа привилегированных акций, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и ( или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам — владельцам иного типа привилегированных акций преимуществ в очередности выплаты дивиденда и ( или) ликвидационной стоимости акций. [14]

Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества. Акционеры — владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров — владельцев этого типа привилегированных акций, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и ( или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам — владельцам иного типа привилегированных акций преимуществ в очередности выплаты дивиденда и ( или) ликвидационной стоимости акций. [15]

Госучреждения: создание, ликвидация

Звоненко Д. П., юрист

С 1 января 2011 года будет действовать новый Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений.

Создание учреждений

Для начала отметим, что новый Порядок определен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539. Правила создания федеральных учреждений прописаны в разделе II Порядка. Здесь установлено, что федеральное учреждение может быть создано двумя способами. Первый — его учреждение. Второй — изменение типа уже существующего федерального учреждения.

Напомним, что по нормам, вступающим в силу с нового года, законодательство предусматривает три типа государственных учреждений: бюджетные, автономные и казенные.

Решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимает Правительство РФ в форме распоряжения. При этом требования к содержанию данного документа определены в пункте 4 Порядка.

В частности, здесь оговорено, что подобное распоряжение должно содержать:

1) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

2) основные цели деятельности создаваемого федерального учреждения;

3) наименование федерального органа исполнительной власти, который будет выполнять функции и полномочия учредителя создаваемого учреждения;

4) сведения о недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым федеральным учреждением;

5) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Кроме того, если речь идет о создании казенного учреждения, то в распоряжении Правительства РФ должна быть указана предельная штатная численность работников такого учреждения. После того как Правительство РФ издаст распоряжение о создании учреждения, правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается устав учреждения (п. 7 Порядка).

Реорганизация учреждений

Раздел III Порядка касается вопросов, связанных с реорганизацией федерального учреждения.

По общему правилу, зафиксированному в пункте 8 Порядка, реорганизация может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения или выделения. При этом установлено (п. 9 Порядка), что решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (при присоединении федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному) принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения. Также предусмотрено (п. 11 Порядка), что, если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения, решение о реорганизации принимается Правительством РФ. В иных случаях решение о реорганизации учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Изменение типа учреждения

Раздел IV Порядка определяет процедуру изменения типа федерального учреждения. При этом особо оговорено, что изменение типа федерального учреждения не признается его реорганизацией.

В соответствии с пунктами 15 и 17 Порядка решение об изменении типа федерального учреждения принимается:

— в целях создания федерального казенного учреждения — Правительством РФ;

— в целях создания федерального бюджетного или автономного учреждения — федеральным органом исполнительной власти, который имеет функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Ликвидация учреждения

Раздел V Порядка определяет вопросы ликвидации федеральных учреждений. По общему правилу, установленному пунктом 26 Порядка, решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Читайте так же:  По степени общественной опасности преступления делятся на в 2020 году
Видео (кликните для воспроизведения).

Пунктом 28 Порядка установлено, что после издания правового акта о ликвидации федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя:

1) в трехдневный срок доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц информации о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;

Что должно быть указано в решении о ликвидации?

Данное решение должно в обязательном порядке содержать:

— наименование учреждения с указанием его типа;

— наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

— наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение ликвидационных процедур;

— наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

2) в двухнедельный срок утверждает состав ликвидационной комиссии, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации учреждения.

Пунктом 30 Порядка предусмотрено, что при ликвидации федерального казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Данная норма практически дословно воспроизводит положение, содержащееся в новой редакции Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Согласно пункту 31 Порядка, требования кредиторов ликвидируемого федерального учреждения (за исключением казенного) удовлетворяются за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание. Также оговорено, что недвижимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удов¬летворения требований кредиторов, а также недвижимое имущество, на которое не может быть обращено взыс¬кание, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, выполняющему функции по управлению федеральным имуществом. В настоящее время таким органом является Росимущество.

В свою очередь движимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также движимое имущество, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Утверждение устава учреждения

Заключительный, VI раздел Порядка регулирует вопросы утверждения устава федерального учреждения, а также внесения в него изменений. В частности, оговорено, что устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Пункт 33 Порядка определяет перечень обязательных требований к содержанию устава. Так, устав федерального учреждения должен содержать:

1) общие положения (наименование учреждения, его тип, местонахождение, наименование учредителя, собственника имущества и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника);

2) предмет и цели деятельности учреждения, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и не основных), которые федеральное учреждение вправе осуществлять;

3) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования и т. д.;

4) раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения. Он должен, в частности, предусматривать порядок распоряжения имуществом, приобретенным федеральным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных собственником). Кроме того, должен быть определен порядок проведения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Также в уставе должен найти место запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ.

Помимо этого в уставе должны содержаться положения о ликвидации учреждения, сведения о филиалах и представительствах.

Тип федерального государственного учреждения также оказывает влияние на содержание устава.

Так, в уставе федерального казенного учреждения должно содержаться указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам такого учреждения.

Содержание устава федерального автономного учреждения в свою очередь должно соответствовать требованиям Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Причины принудительной ликвидации юридического лица

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация организации – это прекращение всех ее прав и обязанностей. При этом права и обязанности не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация организации может быть как добровольной, так и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей, принудительная – по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:

в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

с достижением цели, ради которой оно создано.

По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер:

либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

либо деятельности запрещенной законом;

либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеперечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его несостоятельным (банкротом) (статья 65 ГК РФ).

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица закреплены статьей 62 ГК РФ:

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

Читайте так же:  Ответственность комиссионера перед покупателем автомобиля в 2020 году

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия от имени, ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Рассмотрим порядок ликвидации юридического лица в соответствии со статьей 63 ГК РФ :

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации;

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, которая установлена статьей 64 ГК РФ>,> в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Обратим особое внимание на порядок удовлетворения требований кредиторов.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Принудительная ликвидация юридического лица может происходить по решению суда в случаях осуществления следующих видов деятельности:

деятельности, запрещенной законом;

деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

деятельности иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных нормативных актов;

наличие иных оснований, предусмотренных ГК РФ.

Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы.

Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию:

если число участников ООО (ЗАО) превышает 50, оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По истечении этого срока организация подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;

если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою деятельность путем ликвидации;

если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».

При ликвидации компании первоначально удовлетворяются требования в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here