Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Примирительные процедуры и соглашение о примирении

Понятие и виды примирительных процедур

Право на доступность судебной защиты включает в себя и возможность урегулировать спор в рамках примирительных процедур как до, так и после возбуждения дела в суде. Среди наиболее распространенных видов примирительных процедур следует выделить переговоры и посредничество (медиацию), которые широко применяются в международной практике для урегулирования споров.

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования разногласий, в которой принимают участие только субъекты спора.

Посредничество (медиация) — это примирительная процедура, в рамках которой стороны (участники) спора при содействии посредника (медиатора) ведут переговоры, направленные на урегулирование конфликта и принятие взаимовыгодного решения.

В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие:

  • предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта);
  • поливариантность возможных решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться об условиях урегулирования спора, не противоречащих действующему законодательству и отвечающих их интересам);
  • исполнимость (медиационные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и вырабатываются самими сторонами);
  • конфиденциальность процедуры;
  • гибкость и неформальность процедуры.

Посредничество (медиация) как примирительная процедура может применяться в любое время. Участники конфликта вправе его урегулировать в рамках процедуры медиации, не обращаясь в суд. Если производство по делу возбуждено, то возможность обращения к посреднику не утрачивается. Поскольку в рамках медиации спор урегулируется с позиции интересов сторон, то в большинстве случаев такие процедуры оканчиваются заключением соглашения, которое впоследствии добровольно исполняется.

Медиатор, в отличие от судьи, решение не принимает, он обеспечивает продуктивность переговоров, которые направлены на выработку сторонами взаимоприемлемого соглашения. Особенность процедуры медиации заключается в том, что стороны правового спора сохраняют полный контроль над процедурой принятия решения, проверяют его на соответствие своим интересам, и, как результат, такие соглашения добровольно исполняются.

Урегулирование спора в рамках процедуры медиации регламентируется Законом о медиации. Данный нормативный акт закрепляет частную модель медиации, создает условия для развития этого нового для российской правовой культуры способа урегулирования правовых споров.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Специфика публичных споров не исключает примирения сторон. В зарубежной практике такого рода соглашения заключаются с участием органов государственной власти, местного самоуправления; для примирения сторон по публичным спорам применяются переговоры, разные модели медиации. В настоящее время тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, рассматриваются в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г. N R (86) 12 «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды» предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью предлагается возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства.

Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением. Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений. За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах. Последние могут заключаться по широкому кругу вопросов, и таких законодательных ограничений по содержанию законодатель в отношении мирового соглашения не установил. В административном судопроизводстве с ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители. Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.

Действующий КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу. Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций. Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Закона о медиации.

Соглашение о примирении сторон

Урегулирование административного спора путем примирения сторон должно быть выражено в соглашении о примирении. Данное соглашение обязательно должно быть изготовлено в письменной форме и подписано сторонами или представителями, при условии что у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие. КАС предусматривает минимальные требования к содержанию соглашения о примирении, относя к обязательным реквизитам указание условий, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая расходы по оплате помощи представителей. Условия, на которых стороны пришли к примирению, должны включать выводы о правах и об обязанностях сторон, уступках, которые стороны сделали друг другу. Содержание соглашения о примирении не должно противоречить действующему законодательству, а содержащиеся условия о примирении должны отвечать требованиям точности, определенности, исполнимости. Соглашение о примирении может касаться как всех вопросов, являющихся предметом административного дела, так и их части.

Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд. После представления соглашения суд возобновляет производство по административному делу и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении. Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. Их неявка не является препятствием для рассмотрения судом вопроса об утверждении соглашения о примирении.

Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием. В судебном заседании суд обязан проверить отсутствие оснований, препятствующих заключению соглашения о примирении (ч. 1 ст. 137 КАС), в том числе ответить на вопросы: а) не противоречит ли соглашение действующему законодательству; б) не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы других лиц. Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.

Читайте так же:  Армия освобождения елок

По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении мирового соглашения суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

Судебные акты, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении, являются самостоятельными объектами обжалования, и на них в течение 15 дней с момента принятия может быть подана частная жалоба.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и с участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст. 195 КАС).

По общему правилу соглашение о примирении подлежит исполнению добровольно в порядке и сроки, которые согласованы сторонами. В случае если одна из сторон не исполняет условия соглашения о примирении, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении в порядке гл. 38 КАС.

Примирение с потерпевшим в административном законодательстве.

Вопрос: Возможно ли примирение с потерпевшим в административном законодательстве?

Ответ:

КоАП РФ, в отличии от УК РФ, АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, не содержит норм позволяющих суду прекратить производство по делу за примирением сторон. Полагаю, что данный пробел в будущем нашими законотворцами будет ликвидирован, но пока к сожалению, прекращение производства по делу об административном правонарушении не возможно.

Вышеуказанный пробел в КоАП РФ, не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях, которые указаны в ст. 1.2 КоАП РФ, в частности такой задаче как защита личности, охране прав и свобод человека и гражданина, поскольку не позволяет потерпевшему своевременно возместить причинённый правонарушением ущерб, а лицу, совершившему административное правонарушение не стимулирует совершение действий к заглаживанию своей вины и возмещению материального ущерба.

Полагаю, что вышеуказанная норма, о примирении с потерпевшим, не была введена в КоАП РФ, в связи с тем, что в рамках административного производства, отсутствуют нормы позволяющие потерпевшему предъявить к виновному требование о возмещении материального и морального вреда.

В настоящее время, согласно, ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ, судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, учитывая, что дела об административных правонарушениях за примирением сторон не прекращаются, лицо привлекаемое к административной ответственности, понимая, что не избежит применения в отношении него административного наказания, не будет стремиться к заглаживанию причиненного вреда, а потерпевшим в любом случае придется обращаться в суд в порядке гражданского судопроизводства, что не соответствует задачам защиты прав потерпевшего.

Арбитражный суд Пермского края

Внимание сторон! С 25 октября 2019 года вступают в силу изменения процессуального законодательства в сфере урегулирования споров посредством использования примирительных процедур,

Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Арбитражный процессуальный кодекс Российский Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Внесенные изменения направлены на более широкое внедрение в сферу осуществления правосудия способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе примирения, осуществляемого при содействии суда.

В частности Арбитражный процессуальный кодекс Российский Федерации дополнен положениями, закрепляющими активную роль суда в процессе достижения участниками спора примирения. Введены правила, устанавливающие порядок и сроки проведения примирительных процедур, определены виды примирительных процедур. Закреплено право третьих лиц выступать участниками мирового соглашения. Введены положения, дополняющие порядок рассмотрения судом вопроса об утверждении мирового соглашения, а также правила, касающиеся содержания мирового соглашения. Дополнены положения о примирении сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Также важными изменениями являются:

введение института судебного примирения – примирительной процедуры с участием судебного примирителя (установлено, что судебным примирителем является судья в отставке; определен статус судебного примирителя; установлено, что порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации);

распространение действия Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» на споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;

предоставление судье, пребывающему в отставке, права осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе;

придание медиативному соглашению, достигнутому сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения силы исполнительного документа.

Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?

Ведущий юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

С 25 октября в процессуальном законодательстве грядут важные изменения, которые коснутся одновременно арбитражного, гражданского и административного процессов (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 197-ФЗ).

С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.

Читайте так же:  Ст 6 о коммерческой тайне


Новые виды примирительных процедур

В рассматриваемом законе законодатель указал, что примирение сторон возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, если не предусмотрено иное.

При этом в Законе № 197-ФЗ перечислены следующие виды примирительных процедур:

  • переговоры (новый вид примирительной процедуры);
  • медиация;
  • судебное примирение (новый вид примирительной процедуры).

Замечу, что этот перечень является открытым.

Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке. Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание. Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.

Судебный примиритель вправе:

  • вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
  • изучать представленные сторонами документы;
  • знакомиться с материалами дела с согласия суда;
  • осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.

Стоит, однако, отметить, что судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.


Нотариальное удостоверение медиативного соглашения

Стоит также обратить внимание на новую процедуру удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.

Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такое нотариально заверенное медиативное соглашение приравнено к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю (п. 5 ст. 12 закона о медиации в ред. Закона № 197-ФЗ).

Это совершенно новый для действующего в настоящее время процессуального законодательства вид исполнительного документа.


Введение примирения в административных делах

Помимо прочего, новые правила устанавливают возможность использовать примирительные процедуры и при рассмотрении административных дел.
Действующее законодательство такого порядка не предусматривает.


***

Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей.

Как юрист, постоянно участвующий в судах в силу своей специализации, могу сказать, что фактически судьи рассматривают в день более 20-30 дел, что влияет на качество итоговых судебных решений.

С учетом этого в данном случае, по моему мнению, новые нормы о судебном примирении не только помогут облегчить работу судейского аппарата, но и должны повлиять на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.

В настоящее время на практике спорящие стороны редко разрешают свои вопросы в порядке медиации.

Два основных способа разрешения конфликта:

  • досудебный (в результате переговоров сторон);
  • судебный (путем вынесения судебного решения либо заключения мирового соглашения).

Законодатель же в рассматриваемом Законе № 197-ФЗ пробует размыть четкую границу между «досудебным» и «судебным» этапами разрешения спора, вводя условие именно о судебном примирении.

Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.

Именно частный характер медиаторства часто отпугивает стороны от использования такого порядка разрешения конфликта.

Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.

В то же время следует с осторожностью применять данную норму, так как введение нового вида исполнительного документа с более простой процедурой получения, чем проведение судебного процесса, может повлечь злоупотребление правами со стороны недобросовестных участников спора.

Примирение сторон при ДТП с пострадавшими

Добрый день, уважаемый читатель.

В 2020 году законодательство предусматривает не только административную, но и уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения. Уголовное дело заводится только в случае самых грубых нарушений и наказания при этом возможны весьма серьезные.

В этой статье речь пойдет о процедуре примирения сторон, которая позволяет водителю избежать ответственности за нарушение:

Что такое примирение в УК?

Рассмотрим статью 76 Уголовного кодекса РФ:

Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Итак, нарушитель может быть освобожден от ответственности при одновременном выполнении следующих условий:

  • преступление совершено впервые;
  • преступление имеет небольшую или среднюю тяжесть;
  • нарушитель примирился с потерпевшим, т.е. выплатил ему компенсацию вреда.

При каких ДТП возможно примирение?

Выше речь шла о том, что примирение возможно только в случае преступлений небольшой или средней тяжести. Чтобы расшифровать эти понятия, обратимся к статье 15 уголовного кодекса:

Статья 15. Категории преступлений
.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

В данной статье речь идет о том, что преступления небольшой или средней тяжести признаются только те неосторожные деяния, максимальное наказание по которым не превышает 10 лет лишения свободы.

Примечание. До 28 июня 2019 года все ДТП с пострадавшими и погибшими относились к преступлениям небольшой и средней тяжести. Однако после этой даты часть нарушений перешла в труппу тяжких преступлений.

Если Вы изучите статью 264 Уголовного кодекса, в которой содержатся наказания для водителей, то заметите, что все указанные в ней нарушения являются нарушениями по неосторожности. Т.е. освобождение от ответственности возможно по тем частям статьи 264, где максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы:

Статья УК Категория преступления Примирение
Статья 264 часть 1 Небольшой тяжести Возможно
Статья 264 часть 2 Средней тяжести Возможно
Статья 264 часть 3 Средней тяжести Возможно
Статья 264 часть 4 Тяжкое Не возможно
Статья 264 часть 5 Средней тяжести Возможно
Статья 264 часть 6 Тяжкое Не возможно
Читайте так же:  Беззалоговый кредит без подтверждения доходов

Обратите внимание, освобождение от ответственности возможно только по уголовным делам.

Например, если в результате ДТП пострадавший получил вред здоровью средней тяжести, то дело будет административным и водитель в любом случае получит штраф или будет лишен прав.

Если же пострадавшему повезло меньше и он получил тяжкий вред здоровью, то дело становится уголовным. В этом случае наказание для виновника более серьезное, однако появляется возможность освобождения от ответственности в связи с примирением.

Какие преимущества имеет примирение?

Если виновник ДТП освобождается от ответственности в связи с примирением сторон, то ему фактически не придется нести наказание, т.е. наказание отменяется.

Например, за причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП водитель может получить до 2-х лет лишения свободы и лишение прав до 3-х лет. То есть в сумме управлять автомобилем он не сможет в течение 5 лет.

Однако если в данном случае удастся получить освобождение от ответственности в связи с примирением, то водитель не будет отбывать лишение свободы и лишения прав также не будет.

Как оформить примирение при ДТП?

Обратимся к статье 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ:

Статья 25. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

В целом порядок примирения должен быть таким:

  1. Виновник ДТП договаривается с пострадавшим о сумме компенсации вреда. Обратите внимание, законодательство не дает никаких ограничений или рекомендаций по поводу размера компенсации, поэтому сумма может быть абсолютно любой. Кому-то хватит 10 000 рублей, а кто-то может попросить и миллиард. В любом случае нужно обсудить ситуацию с пострадавшим и определиться, сможет ли виновник компенсировать вред.
  2. Виновник должен передать указанную сумму пострадавшему. При этом важно сразу же получить документальное подтверждение факта передачи денег. Если передаются наличные, то следует написать расписку о получении средств в счет возмещения вреда. Если деньги зачисляются на банковский счет пострадавшего, то следует взять квитанцию или платежное поручение.
  3. Потерпевший должен написать заявление судье, следователю или дознавателю с просьбой прекратить уголовное дело.

Основная часть ходатайства может быть такой:

Прошу прекратить уголовное дело в отношении Иванова Ивана Ивановича на основании статьи 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 76 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с примирением сторон.

Причиненный в результате преступления вред возмещен Ивановым Иваном Ивановичем в полном объеме, что подтверждается распиской в получении денежных средств. Прочих претензий к Иванову Ивану Ивановичу не имею и прошу освободить его от уголовной ответственности.

Приложение:
— расписка в получении денежных средств.

Ходатайство следует подать судье, следователю или дознавателю, у которого находится уголовное дело.

Всегда ли водитель освобождается от ответственности?

Еще раз обратим внимание на статью 25 Уголовно-процессуального кодекса. В ней говорится о том, что судья, следователь или дознаватель имеет право прекратить уголовное дело. Однако это не является обязанностью, т.е. виновник может быть освобожден от ответственности, а может быть и не освобожден. Все зависит от обстоятельств дела и от судьи, занимающегося его рассмотрением.

Несмотря на это примирение сторон при ДТП является полезной процедурой как для потерпевшего, который получает финансовую компенсацию вреда, так и для нарушителя, который освобождается от уголовного наказания.

Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон

Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Условия соглашения о примирении заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами, а если соглашение о примирении выражено в письменном заявлении суду, то оно приобщается к административному делу, на что указывается в протоколе (ч. 1 ст. 157 КАС РФ).

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

Судья разъясняет сторонам последствия заключения соглашения о примирении, в соответствии с которыми производство по административному делу прекращается и повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ч. ч. 2 и 3 ст. 157, ч. 1 ст. 195 КАС РФ).

Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону, в том числе ч. 1 ст. 137 Кодекса административного судопроизводства РФ, или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.

На определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения может быть подана частная жалоба.

В случае утверждения судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.

Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением.

Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам гл. 38 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Как прекратить дело по побоям ст.6.1.1. КоАП РФ?

Способов прекращения дела по ст.6.1.1. КоАП РФ два (и еще третий по истечению срока привлечения):

Читайте так же:  Подача на алименты без развода

Один из них – это доказывать свою невиновность. Сейчас мы об этом говорить не будем. Ссылка на статью о доказывании побоев здесь.

Предметом нашего обсуждения в этой статье будет то, как прекратить дело о побоях в связи с примирением сторон. Этот вариант прекращения дела давайте разберем подробно.

Во-первых, нужно сказать, что если дело касается именно КоАП РФ ст.6.1.1. (а не уголовной ответственности по ст.116 УК РФ), то по закону примирение сторон процессуально в принципе не возможно. Процедуры прекращения административного дела за примирением сторон, как например есть в уголовном процессе по ст. 116УКРФ, в КоАП РФ не существует.

Даже если Ваша подруга (избитая), в горячке написавшая на Вас заявление, потом передумала и придет и скажет, что подтверждает, что били Вы, но не имеет к Вам претензий – в отношении Вас все равно: сотрудник полиции составит протокол, а суд потом вынесет постановление о привлечении к ответственности по ст.6.1.1. КоАП РФ. Отсутствие претензий со стороны потерпевшей повлияет лишь на размер назначенного наказания – оно будет минимальным, т.е. штраф 5000рублей.

Как же тогда избежать ответственности за побои? – спросите вы, ведь получается абсурдная ситуация, когда никому ничего не нужно, а постановление все равно будет.

Для того, чтобы дело было прекращено, когда заявление уже написано. Потерпевшая девушка может отказаться от ранее данных объяснений, о том, что она точно видела, что бил именно этот молодой человек. Если потерпевшая сама не уверена, кто ее бил, а свидетелей нет. При этом обидчик перестал признавать свою вину, то получается, что доказательств причинения побоев привлекаемым лицом, нет. То есть кто-то избил, но точно не этот. Или бывают синяки, которые теоретически могли образоваться от падения или самостоятельного ударения о какие-либо предметы.

Итого, для прекращения административного дела по побоям достаточна будет следующая картина (доказательства должны быть следующими):

  • Потерпевшая сомневается, кто наносил ей удары;
  • Свидетелей нет, либо они тоже не могут точно сказать, кто причинил побои;
  • Само лицо, привлекаемое к административной ответственности, не признает нанесение ударов именно им.

Даже если ранее потерпевшая указывала на лицо привлекаемой к административной ответственности, а «хулиган» признавал вину. Оба в любой момент могут отказаться от своих показаний. Безусловно, у полиции возникнут вопросы — почему так произошло. Более того, полицейскому будет все очевидно, что стороны просто примерились, участковые видят эти ссоры и драки каждый день. Однако, не смотря на это такой административный материал вряд ли будет нарпавлен в суд, поскольку суд при вынесении постановления должен мотивировать его доказательствами вины привлекаемого. А как описать доказательства побоев, если все говорят, что привлекаемый гражданин удоров не наносил.

При таких обстоятельствах, полицейский участковый вряд ли направит дело в суд.

Еще один способ прекратить дело по побоям — это истечение сроков привлечения к административной ответственности. Дело в том, что лицо не может быть привлечено к ответственности по истечение 2 лет с момента совершения административного правонарушения. Срок давности привлечения по ст.6.1.1. составляет два года. Это значит, что если заседания откладывались и суд не разрешил окончательно дело и не вынес постановление, то он должен вынести постановление о прекращении дела. Данное основание не является реабилитирующим, однако наказания действительно никакого не будет. Если использовать этот способ прекращения, то встает вопрос — как протянуть год. Основаниями для отложения могут быть например больничные листы или иные уважительные причины.

Иных способов, прекратить административное дело, когда все всё признавали — нет.

Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон. Процессуальный порядок.

Адвокат, представляющий интересы лица, причастного к совершению преступления (если оно установлено), может принять меры к примирению потерпевшего с обвиняемым, разъяснить доверителю возможность освобождения от уголовной ответственности на основании ст. 76 УК РФ (в этом случае уголовное дело должно быть возбуждено, но ст. 25 УПК допускает в этом случае принятие решения о прекращении уголовного дела).

В соответствии со ст. 25 УПК РФ «суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред».

Если по делу частного обвинения стороны заявили о примирении, судья не вправе отказать в прекращении уголовного дела за примирением сторон, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. В таких случаях в соответствии с ч. 5 ст. 319 УПК РФ уголовное дело может быть прекращено за примирением сторон в порядке, предусмотренном ст. 25 УПК РФ.

Когда по делу частного обвинения мнение несовершеннолетнего потерпевшего по вопросу о примирении с обвиняемым и прекращении уголовного дела не совпадает с мнением его законного представителя, основания для прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон отсутствуют.

В соответствии с положениями ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ по делам публичного и частно-публичного обвинения о преступлениях небольшой и средней тяжести обязательными условиями для прекращения уголовного дела являются совершение обвиняемым преступления впервые, заявление потерпевшего о примирении с обвиняемым, а также то, что причиненный вред был заглажен. Исходя из этого суд всесторонне исследует характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела. Принимая решение, оценивает, соответствует ли это целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, отвечает ли требованиям справедливости и целям правосудия.

В соответствии с ст. 25 УПК РФ требуется наличие согласия прокурора на прекращение производства по делу за примирением сторон в случае прекращения дела следователем или дознавателем.

До прекращения уголовного дела за примирением сторон виновный обязан загладить вред, причиненный преступлением. Если речь идет о вреде имущественном, т.е. об убытках, заглаживание означает их возмещение путем денежной компенсации или восстановления своими силами и за свой счет поврежденного имущества. Моральный вред может быть заглажен извинениями и адекватным опровержением не соответствующих действительности, порочащих сведений, от которых в глазах соответствующего круга лиц пострадала честь или деловая репутация (имидж, реноме) потерпевшего. В соответствии с действующим гражданским законодательством моральный ущерб, причиненный преступлением, может быть компенсирован и в денежной форме.

Читайте так же:  Мероприятия направленные на улучшения условий труда

Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон даже при соблюдении всех требуемых законом условий не является обязательным исходом данного дела. Суд, прокурор, следователь и дознаватель вправе принять решение о таком прекращении, но и вправе направить дело для рассмотрения в суде в обычном порядке. Такое решение может быть мотивировано любым соображением публичного свойства (сомнение в добровольном характере заявления потерпевшего о примирении, отчетливо выраженный кабально «покупной» характер примирения и др.).

Пленум ВС РФ утвердил проект Регламента проведения судебного примирения

minervastock / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации поддержал сегодня на заседании Пленума проект постановления «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения». Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25 октября текущего года Федерального конституционного закона от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур» (далее – Закон № 3-ФКЗ).

Указанным законом к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения (далее – Регламент), а также формирование и утверждение списка судебных примирителей на основе предложений кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономных округов, суда автономной области, окружных (флотских) военных и арбитражных судов (п. 13.1 ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» в редакции Закона № 3-ФКЗ). Появление новых полномочий и необходимость утверждения соответствующего Регламента связаны в свою очередь с вступлением в действие с 25 октября новых норм о примирительных процедурах при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

НАША СПРАВКА
31 октября Пленум ВС РФ принял Постановление № 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения»

Напомним, что к примирительным процедурам, проведение которых будет возможно с 25 октября на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, относятся переговоры, посредничество, в том числе медиация, и судебное примирение. При этом список не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Примирительную процедуру можно будет провести по ходатайству сторон (стороны) либо при согласии сторон по предложению суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к разбирательству или в ином определении по делу. Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Изменения будут инкорпорированы во все процессуальные кодексы – Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства.

Судья, секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов подчеркнул, что физические и юридические лица одинаково заинтересованы в быстрой и эффективной защите прав, но при этом процессуальные правила часто требуют длительного рассмотрения дел. «Однако сами участники спора всегда знают детали конфликта, его фактическую сторону и при желании могут выработать в короткие сроки взаимоприемлемое решение, используя примирение», – отметил судья. Он обратил внимание на то, что примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, способствует сохранению социальных связей и деловых отношений, в целом снижает уровень конфликтности в обществе.

Институт судебного примирения, как заметил Виктор Момотов, широко используется в различных странах, в частности в Германии, Канаде, Финляндии, Австралии, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Словении, Нидерландах. В российском обществе существует, по словам судьи, высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров, которые способствовали бы не только повышению качества правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки, но прежде всего снижению уровня конфликтности, укреплению социально-деловых связей и повышению уровня правосознания.

Заместитель Министра юстиции России Денис Новак отметил, что процедура судебного примирения в проекте Регламента описана подробно. Такой документ сможет, по его словам, стать «настольной книгой» для судебных примирителей и сторон. Представитель Минюста России указал лишь на несколько редакционных замечаний. Например, следует, как он отметил, исключить из п. 1 ст. 17 проекта Регламента упоминание о том, что судебное примирение проводится в форме переговоров, поскольку переговоры являются самостоятельным видом примирительных процедур.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Обзоры изменений, внесенных в процессуальное законодательство с 25 октября 2019 года: примирительные процедуры
ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ

Виктор Момотов подчеркнул, что нормы, регулирующие процедуру судебного примирения, будут диспозитивными – стороны смогут самостоятельно определять порядок примирения при условии, что он не будет противоречить общим положениям. Так, предусматривается, что судебное примирение проводится в срок, установленный судом в определении о проведении судебного примирения, но по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения будут вправе выбирать судебного примирителя, вносить предложения по порядку проведения примирения, заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц, сообщать необходимую для урегулирования спора информацию, задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю, высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения, обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон, ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту Регламента, может включать в себя следующие стадии:

  • открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);
  • изложение обстоятельств спора и интересов сторон;
  • формулирование сторонами вопросов для обсуждения;
  • индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;
  • выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;
  • оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;
  • завершение судебного примирения при достижении либо недостижении результата (результатов) примирения, истечении срока проведения примирения или прекращении процедуры судебным примирителем.
Видео (кликните для воспроизведения).

По итогам заседания Пленума ВС РФ была создана редакционная комиссия по доработке проекта постановления об утверждении Регламента. Принять окончательную версию документа планируется на следующем заседании Пленума.

Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here